1855 г., января 5 дня. Давно ты, как пробудившееся дитя в колыбели, ворочаешься в сердце моем и ищешь у сухих сосцов его млека себе, чадо! Давно уж и я хлопочу во всю эту пору, чем бы напитать тебя. Но за скудостью не отвечал ничего, как обнищавший зело. Особенно влеклось к тебе сердце вчера, когда ты писала ко мне. Вскую ты, сетуя ходишь ( Пс. 37:18 ), при мысли о каких-то внешних скорбях моих? Ныне их у меня, сколь ни нужны бы они для меня теперь; нет их, и я гуляю грешник на пути широком, с теснотой однако же сердца необрезанного, которое ничем не расширишь земным: толькот небо, или дар небес, раздвигая его, дает ему, по мере чистоты, простор, льготу, а затем и покой с отрадой. У владыки я пробыл вчера с половины 4 часа до 6 часов и, говоря, не наговорились по-дружески. Между прочим, он мне рассказал, как недавно он сам себя вылечил домашним лекарством. Вот рецепт этот с пользою от ревматической боли: весной, когда начнет сирень развертывать свои листики, взять их, пока еще маленькие, ощипать и опустить в штоф, или в полштоф, налитый маслом прованским. Когда же настоится, а для этого нужно ждать месяц, или чем дольше, тем лучше, тогда слить микстуру эту, во что найдется, и мазать больные места. Много и другого полезного было говорено. 9 января, 1855 г. Хочу познакомить тебя с одним довольно занимательным событием, тронувшим ныне меня при рассказе о нем Анаст. Алекс. Бабкиной, у которой я обедал. «В числе крепостных людей родителя ее, отставного поручика Ал. Феод. г. Кречетн., была девица Агафья Ильинична редкой доброты и благочестия. Девица эта служила с отроческих почти лет и до выдачи в замужество Анаст. Алекс. Когда последняя, имеющая теперь 76 лет от роду, была лет 10-ти или меньше, Агафья, служанка ее верная, ослепла. Положение было горестное! При всем том не переставала она уповать на помощь Божию и молиться. И вот что было плодом этих качеств кроткой души ее. Несколько раз она слышит во сне приглашение идти в Палицу , чтобы получить там исцеление. Это было селение, отстоящее не вдалеке от Макарьевского монастыря. Едет туда Агафья с верою живою и уже на паперти церкви сельской чувствует, что прозревать начинает. Входит в храм, кладет несколько поклонов пред чудотворною иконою, и совсем сделалась по-прежнему зрячей. Долго она жила после сего, верно служила своим господам и наконец в мире предала дух свой Господу в другой деревне, когда Анаст. Алекс. была уже замужем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Денежный расход при постройке этого корпуса простирался до 730 руб. 60 коп.. 222 4) Находящийся на югозападной стороне монастыря, деревянный ?? этажный хлебный амбар, 11-ти сажен длины и 5½ ширины, построенный в 1857 году игуменьей Дионисией. По соседству с ним находятся службы скотного двора: избы скотниц, хлевы и проч. Эти службы, на месте развалившихся прежних служб, построены в 1854 и 1855 годах игуменьей Маврикией, по прежнему плану этих служб. На постройку их употреблен частью новый, частью старый материал, оказавшийся при ?? служб, годным к употреблению. Работы по постройке этих служб до 350 рублей серебром. 223 5) За монастырской оградой, подле юговосточной башни, находится ??этажный деревянный корпус гостиных келлий, длиной 11-ти, шириной 6-ти сажень. В нем находится 12 номеров для приезжающих богомольцев, в нем же помещается и монастырская прислуга. Корпус этот построен в 1859 году игуменьей Дионисией. На постройку этого корпуса, указом св. Синода от 24 апреля 1859 года 2833), разрешено вырубить, из близь лежащего от монастыря участка в Соловьевской даче, 500 деревьев; остальной лесной материал пожертвован С.-Петербургским купцом Егором ??ским и Новоладожскими купцами Тимофеем Луковицким и Феодором ??ным. Постройку корпуса, стоимость которого, за исключением лесного материала, определялась архитекторской сметой в 2828 р. 33 коп., при ?? себя новоладожский купец Матвей Костров за 1500 рублей серебром, ??треблением всего своего материала, за исключением лесного. Купец Ко?? в виде пожертвования монастырю, понизил плату за постройку корпуса почти на половину. Деньги 1500 руб. за постройку корпуса уплатил благотворитель Успенской обители С.-Петербургский купец Никифор Никитин. 10 ноября 1859 года корпус был готов; в мае месяце 1861 года он освидетельствован Благочинным монастырей, игуменьей с старшими сестрами и епархиальным архитектором и найден построенным из хороших материалов, прочно и вообще удовлетворительно. 224 6) Деревянная рига, имеющая 9 саж. длины и 4 ширины.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Кроме положения от помещика причт собирал „новинку”, т. е. по четверику хлеба, в октябре месяце, петровщину – в виде масла и яиц; ныне священник получает жалованья 220 руб. в год, дьякон – 70 р. Собираются также новинка и петровщина. Земли при церкви, отрезанной в 1855 году, 36 десятин. Из них 10 десятин занятых пашней, а остальное – под усадьбой, или отдается в аренду, для покоса. Из церковной земли священнику принадлежит 15 десятин, диакону – 9, дьячку – 4½, пономарю – 4½, просвирне – 3 десятины. Кроме земледелия причт занимается садоводством и, частью, пчеловодством. Священник помещается в церковном доме, выстроенном в 1883 г. из леса прежней церкви на церковные деньги в количестве 1205 к. дес., псаломщик занимает две крестьянских избы, на наем которых выдается ему по 3 руб. в месяц. Приход граничит с севера Ковашевским приходом, с юга и запада – Копорским, с востока – селом Медушами. Всех прихожан муж. пола 854 д., женского 1032 д. Они населяют следующие местности: две мызы: Воронино и Готобужи. Деревни: Глобицы, Флоревиц – в 1-й версте, Горбовицы – в 2-х, Петровицы – в 3-х, Гостино – в 7, Кастивско – в 6, Юрьево – в 8, Закорново – в 5 и Готобужская фабрика в 6-ти верстах. Кроме 9-ти деревень, в приходе находится Готобужская бумажная фабрика, в 6-ти верстах от церкви, при речке Воронке и пруде, нарочно для фабрики устроенном. Подле писчебумажной фабрики, в версте от нее, есть другая, для бумаги оберточной, особенно сахарной. В приходе находится речка Воронка, впадающая в Финский Залив в Копорском приходе. Прихожане русские, ижоры и чудское племя. В деревнях Закорнове, Мартинове, Петровицах, Флоревицах, Юрьеве и на Готобужской фабрике – русские, переведенные сюда из других мест; в Глобицах, Воронине и Горбовицах – ижоры, в Гостилове живет чудское племя 3 . Прихожане по-русски говорят свободно, но не всегда правильно и чисто. Прихожане по большей части занимаются извозом в городах. Многие работают на бумажной фабрике. Школ в приходе не мало. Из них три земских – в Глобицах (30 мальч., 19 дев.), Закорнове (21 мальч., 7 дев.), и в Готобуже (37 м. и 17 дев.), воспитат. дома – две школы в Воронине и Гостилове.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

276. Публикацию с таким названием обнаружить не удалось. Возможно, автор имела в виду свою заметку «По поводу статьи «О деревенских колдунах и ворожеях. (Церковный Вестник, опубликованную в журнале «Благовест» (1888 г. 15 июня, С. 13–15). 277. Отдельный оттиск рассказа из журнала «Чтение для солдат»: «Восстани, спяй, и воскресит тя Христос!» (СПб., 1886) — Без имени автора. 278. Возможно, какие-либо из «тонких книжек», изданных без имени автора в качестве «бесплатного приложения» к журналу «Мирской Вестник» принадлежат перу монахини Марии. 279. Полное название: («Иудифь: Поэма по библейскому тексту, в драматич. форме, в стихах, в 5-ти действиях» (М., 1877). 280. Полное название: «Родимое пятно. (Рассказ из семейной хроники начала XIX века)». Публиковался в ноябре по декабре 1880 г. в газете «Варшавский дневник». 281. Точное название повести: «Исповедь отчаянного накануне смерти». Публ. в газете «Новороссийский телеграф» в 1886 г. С. 1–2. 282. Опубликовано в газете «Новороссийский телеграф» в 1885 г. С. 1–2. 283. Опубликовано в газете «Новороссийский телеграф» в 1885 г. С. 2. 284. Рукопись повести «Суженного конем не объедешь» хранится в архиве Е. Н. Шаховой. (PO ИРЛИ, 285. Рукопись повести «Непадающие звезды» хранится в архиве Е. Н. Шаховой (PO ИРЛИ, 3576). 286. В архиве Е. Н. Шаховой хранятся две тетради с рукописями стихотворений 1840-х — 1860-х гг. (ΡΟ ИРЛИ, 287. В «Собрании сочинений в стихах» Е. Шаховой это послание не обнаружено. 288. Письма с по РГИА. Ф. 472. Д. 4, 49, 78, 108, 155. Публикуются впервые (А. Н. Стрижев). 289. См.: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 102. 290. Письма с по РГИА. Ф. 472. Д. 3, 28, 33, 43, 53, 62. 291.  Протасов Николай Александрович (1798–1855) — Обер-прокурор Святейшего Синода (1836–1855). 292. Письма святителя Игнатия к Обер-прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому от 24 июля, 21 августа и от 14 сентября 1861 г. опубликованы в Настоящем издании, т. 2; другие его письма см. в Настоящем издании, т. 6, с. 748–762.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

188 Приняв вначале 5 типов, он потом соединил обе главные грисбаховские рецензии и образовал две, александрийскую и константинопольскую, причем ставил выше последнюю ввиду внутреннего превосходства ее чтений и церковной авторитетности текста. Еще дальше пошел берлинский профессор, известный филолог Карл Лахман (1793–1851), особенно в издании 1842–1850 гг. 189 Он пытался восстановить текст IV в. (ок. 380 г.) единственно по документальным данным, не обращая внимания на смысл. Его основным принципом была древность, свидетельства коей он подразделил на 6 классов, предоставив главенство большинству согласных голосов из членов разных категорий. Естественно, что он должен был выбросить за борт большинство материала и, например, в Мф. 6, 20 - Мф. 8, 5 и в 165-ти стихах (из 405-ти) Апокалипсиса ограничивается лишь одним списком. Неутомимый исследователь и счастливый открыватель Константин Тишендорф (18.01.1815–07.12.1874) известен восемью изданиями Нового Завета (1840, 1842, 1843, 1849, 1855, 1858, 1859, 1865–1872); из них последнее сопровождается третьим томом, в трех частях, содержащих Prolegomena [введение] Эббота и Грегори 190 . Но у него не было критического компаса – кроме преклонения перед авторитетом древности то кодекса Ватиканского, то Синайского, почему в угоду второму он уклоняется в восьмом издании от седьмого не менее чем в 3572-х местах и в 595-ти возвращается к четвертому [изданию] 1849 г. Английский квакер Самюэль Придо Тригелис 191 (30.01.1813–24.04.1875) свое издание 1857–1872 гг. с Appendix [приложением] Хорта 192 построяет исключительно from ancient authorities [из древних свидетелей] в духе Лахмана на основании унциальных манускриптов. Завершением всех работ служит издание 1881 г. кембриджских профессоров Брука Фосса Весткотта (род. 12.01.1825 г., ныне епископа Дэрхемского 193 ) и Фентона Джона Энтони Хорта (23.04.1828–30.11.1892) с «Introduction and Appendix» [введением и приложением], написанными рукой Хорта 194 . Из позднейших можно назвать труды проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Но в этих вещах не настояло надобности, потому что прежний стол присутствия, покрытый красным сукном, и шесть кресел красного дерева, купленные только в 1855 году, еще так прочны, что без всякой перемены очень долго могут служить членам попечительства. Если попечительство, покупая стулья, имело в виду не членов своих, а посторонних посетителей, то для таких лиц довольно было бы дивана, также купленного попечительством в 1860 году“. Против этого обвинения попечительство имеет честь представить следующее объяснение: с перемещением попечительства от Петропавловского собора к Исаакиевскому в 1858 году, оно помещалось первоначально в квартире старшего попечителя. Когда же признано было необходимым для попечительства с его канцелярией нанять отдельную квартиру; то прежней мебели оказалось недостаточно, и потому решено было: а) прежний стол, (купленный не в 1855 году, как показал ревизионный комитет, а в 1841 году, довольно малый в объеме, обратить в канцелярию для секретаря и письмоводителей, а взамен его для присутствия купить новый стол, более обширный и поместительный, и с новым на него красным сукном; б) в дополнение же к 6-ти креслам, находящимся в присутствии, купить еще 6-ть стульев для секретаря, двух письмоводителей и для разных лиц, приходящих в присутствие попечительства, по разным обстоятельствам, и купить диван в приемную комнату для просителей и других лиц. На приобретение таковой мебели испрошено было и архипастырское разрешение. Каким образом ревизионный комитет признал эту самую необходимую мебель излишнею, после архипастырского разрешения на приобретение оной, попечительство недоумевает 61 . Отсюда, очевидно, что комитет дозволил себе судить о действиях попечительства, совершенно не вникнув в обстоятельства дела и даже перепутав оные, и что он самовольно присвоил себе право осуждать распоряжения попечительства, утвержденные епархиальным начальством 62 . „Из вышеизложенных замечаний и обвинений, сделанных на попечительство временным ревизионным комитетом, тщательно рассмотренных и обстоятельно объясненных 63 попечительством ясно открывается, что оный комитет, исполняя возложенное на него епархиальным начальством поручение, не вникнул надлежащим образом ни в подлежащие статьи счетных уставов общего и частного, ни в Положение о попечительстве, ни в самые дела и обстоятельства попечительства, и даже не сообразил с инструкцией для временных ревизионных комитетов 64 ; оттого позволил себе, вышедши из границ инструкции, осуждать распоряжения попечительства, отвергать (?!) его определения, даже утвержденные высшим епархиальным начальством и давать собственные мнения (какова дерзость!) и определения (где? о чем и когда?), чрез что обнаружил, с одной стороны посягательство на власть архипастырскую (вот куда пошло!), с другой нанес оскорбление попечительству, как присутственному месту и благотворительному учреждению“ 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

В заключение же всего советуй ей занимать свой ум или богомыслием, или чтением и размышлением о предметах, близких к делу спасения нашего, не оставаться праздною и не предаваться лишним помыслам. Прости. Христос с тобою! 1855 г. 27 марта, ½ 11 часа вечера. В лице твоем, добрый друг убогой души моей, Евпр. Еф., всех и каждую из сестер твоих и ближних и дальних, приветствую с светлым праздником, сопровождая привет этот – плод любви искренней – желанием: да празднует ныне не в квасе ветсе, не в квасе злобы и лукавства, но в бесквасии чистоты и истины ( 1Кор.5:8 ). Не имея возможности быть у вас телом, сердцем моим постоянно при вас привитаю теперь, благословляю всех и каждую с сладкими слезами. Выражение любви вашей принял вчера, разложил пред глазами, не столько, однако же для утешения, сколько на обличение себе: как худ я и ничтожен, а вы, чада мои возлюбленные, так добры до меня!.. Да помянет Господь всяку жертву вашу, и да не лишит меня утешения доказать вам не сегодня-завтра, что умею ценить я любовь вашу и готов понести, не взирая на недостатки собственных сил, коих лишает меня грех , – готов понести тяготы всех и каждой из вас. Если вы собрались, читайте «Светлую седмицу» преосвящ. Иннокентия: в ней много светлых мыслей и чувств теплых, могущих озарить души ваши и согреть, умилить сердца. Относительно же употребления горячего во время болезни и служений панихид за упокой усопших милых душ единожды навсегда даю совет вам сообразоваться с внушениями совести и долга. Нищим послезавтра можно подать по кренделю и утреню прочитать в келлийке своей, если в храме Божием трудно быть; только сильно не нудь себя. На помыслы, тревожившие тебя и самой же тобою признаваемые проделкою врага, не отвечаю, довольный вполне верностию твоего, чадо мое о Господе, взгляда. Утешаяй смиренныя Господь ( 2Кор.7:6 ), возниспослет ти свет свой и истину свою, да наставят и введут тя в небесные селения. Христос с тобою! 1855 г. 11 июня. Кое общение света ко тьме и Христови с велиаром ( 2Кор.6:14–15 ), говорит слово Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Православие и русская литература. Часть IV (III том) Впервые в литературоведении предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVII в. и кончая второй половиной XX в. Издание выпускается в 6-ти частях. Часть IV посвящена творчеству Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова. Представляет интерес для всех неравнодушных к русской литературе. В основу книги положен курс лекции, прочитанный автором в Московской Духовной Академии.   Московская Духовная Академия М.М.Дунаев   Православие и русская литература Часть IV Издание второе, исправленное, дополненное   Москва Христианская литература 2003   Рецензенты кандидат богословия протоиерей Максим Козлов (Московская Духовная Академия), доктор филологических наук профессор В.А.Воропаев (филологический факультет МГУ им. М.В Ломоносова).   Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. IV. Издание второе, исправленное, дополненное.— М., Христианская литература. 2003.— 784 с. ISBN 5-900988-10-4   Впервые в литературоведении предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVII в. и кончая второй половиной XX в. Издание выпускается в 6-ти частях. Ч. IV посвящена творчеству Л.Н.Толстого, Н.С.Лескова, А.П.Чехова. Представляет интерес для всех неравнодушных к русской литературе. В основу книги положен курс лекций, прочитанный автором в Московской Духовной Академии.   ISBN 5-900988-10-4 (4.IV) ISBN 5-900988-14-7           Глава 11. Лев Николаевич Толстой (1828—1910)   В начале марта 1855 года, в самый разгар Крымской кампании, молодой офицер и начинающий писатель граф Лев Николаевич Толстой между дневниковыми записями о досадных карточных проигрышах помещает неожиданное рассуждение: «Нынче я причащался. Вчера разговор о божественном и вере навёл меня на великую и громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта— основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле. Привести эту мысль в исполнение я понимаю, что могут только поколения, сознательно работающие к этой цели. Одно поколение будет завещать мысль эту следующему, и когда-нибудь фанатизм или разум приведут её в исполнение. Действовать сознательно к соединению людей с религией, вот основание мысли, которая, надеюсь, увлечёт меня»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Правда на последний предмет от Компании получается только 7142 руб., а остальное дополняется из сумм общего капитала Американских церквей, но и этот источник, как сказано выше, составился тоже с помощью Компании. Частное лицо за таковые пожертвования без сомнения имело бы не одну Высочайшую награду; но Р. А. Компания, как общество, не подходит под это правило; но и общества получают, или, по мнению моему, могут получать Высочайшую признательность. И потому, основываясь на праве мне данном ходатайствовать о приличном награждении жертвователей и руководствуясь строгой справедливостью, имею честь представить Вашему Сиятельству о пожертвованиях Российско-Американской Компании и покорнейше просить довести об этом до сведения Святейшего Правительствующего Синода и, если только возможно, то и до сведения Государя Императора, дабы Компания видела, что мы ценим ея заслуги церкви и отдаем ея Деятельности справедливость, да и самая польза церквей того требует 105 . 18 сентября 1859. Якутск. 60 Представление об ассигновании окладов жалованья на все 19 причтов, положенных в Приамурском крае 106 . 1. Определениями Святейшего Синода, изложенными в указах от 28 декабря 1855 года и от 29 февраля 1856 года положено: быть в Приамурском крае восьми причтам, а именно: протоиерею с диаконом, 5-ти священникам и двум миссионерам с причетниками. 2. Определением, изложенным в указе от 20 ноября минувшего года, положено кроме того быть на Амуре еще одиннадцати причтам: протоиерею с диаконом и 10 священникам с причетниками, а всего в Приамурском крае определено быть 19-ти причтам. В настоящее же время во всем Приамурье находится только 12 причтов: 7 в Приамурской области при церквах, устроенных прежде заключения трактата с Китаем и 5 в новообразованной Амурской области и затем недостает 7-ми причтов, а именно: протоиерея с диаконом в г. Благовещенске и 6 священников с причетниками в той и другой области. По сведениям, какие у меня теперь имеются, я со всею верностию заключаю, что тамошнее гражданское начальство будет просить меня о назначении в будущем году вновь 3-х или 4-х, а может быть и более священников; и кроме того я надеюсь, что иеромонах Евлампий, бывший в Пекинской миссии, поступит на служение в Приамурском крае и по переселении моем в Благовещенск в наступающем году потребуется второй священник в г. Благовещенск и диакон с причетниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Рассматривали этот кодекс и сличали Бартолокк 1669 г., Бентлей 1720 г., Бирх 1780 г. Первый правильно оценил древность и достоинство этого кодекса Л. Гуго, в 1809 г. отнесший его к половине IV-ro в. После рассматривали его Маий (1828–1838), Е. Муральт (1844), Триджелись (1845), А. Дрессель (1855). Издания: 1) C. Vercellonii, N. T. ex vet. cod. Vat. secundis curis editum studio Angeli Maii. Romae, 1859 (тоже изд. повторено в 1859 г. в Лейпциге). 2) A. Kueneni et C. G. Cobeti (Lugduni Batavorum, 1860). 3) C. Tischendorf, N. T. Vaticanum. Lipsiae, 1867, а в 1869 г. вышел Appendix N. T. Vaticani. 4) Bibliorum sacrorum Graecus codex Vaticanus, auspice Pio IX pontifice maximo, collatis studiis Caroli Vercellone sodalist Barnabitae, et Iosephi Cozza monachi Basiliani editus. Romae typis et impensis S. congregationis de propaganda fide. Издание начато в 1868 г., окончено в 1881 г. в 6-ти томах. Последний том вышел «auspice Leone XIII pontifice maximo cum prolegomenis, commentariis et tabulis Henrice canonici Fabiani et Josephi Cozza abbatis Cryptaeferratae». С Ефремовский (Ephraemi Syri rescriptus Parisiensis bibl. nationalis 9), V-ro в., в л., на перг., 209 лл. (на 145 лл. Новый Завет), в одну колонну, по 41 строке. Пергамин тонкий. Унциальные буквы немного крупнее, чем в SAB, придыханий и ударений нет, апостроф редко ставится. Интерпункция встречается реже даже, чем в А. Подписи самые простые. Из Евангелия от Марка содержит ( Мк.1:17–6:31; 8:5–12:29; 13:19–16:20 ); кое-где стерты буквы и целые слова. С 2 (в 8-м изд. Тиш.). – VI-ro в.; С 3 – IX-ro в. – Писан, как можно думать, в Египте в пол. V-ro в., после в Палестине исправлен в VI-м в., а в IX-м в. в Константинополе вторично испрвлен и вместе приспособлен для церковного употребления. По стертому древнему письму в XII-м в. вновь написано 38 трактатов преп. Ефрема Сирина в греческом переводе. В Парижскую национальную библиотеку поступил в XVI в. Кодекс этот изучали И. Ветстений (1716), Лесс (1775), Грийзбах (1785, высоко ценил текст этого кодекса), Шольц, Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010