Н. Муравьева. В 12-ти помесячных томах, Спб., 1855–1858 4 . Русские святые чтимые всею церковью или местно. Опыт описания жизни их. Филарета, архиепископа  Черниговского. Первое издание в 12-ти помесячных книжках: Чернигов, 1861–1865. Второе, как кажется, не полное, издание: Чернигов, 1865. Третье, посмертное († 9-го Августа 1866-го года), издание, в трех четырехмесячных отделениях: Спб., 1882 5 . Месяцеслов святых, всею русскою церковью или местно чтимых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и св. угодников Божиих в нашем отечестве. Димитрия, епископа Подольского, ныне архиепископа Тверского. Первое издание в четырех трехмесячных выпусках, причем выпуск IV в двух отделах, Тамбов – Воронеж, 1878–1883. Второго издания вышло 11 помесячных выпусков, т. е. с Сентября, которым начинает автор, по Июль включительно, Каменец-Подольск – Тверь, 1893–1901. Точнее говоря, Месяцеслов преосв. Димитрия занимает середину между сочинениями, содержащими пространные и краткие жизнеописания 6 . Книги и статьи о святых отдельных местностей 7 Архангельских: Архангельский Патерик. Исторические очерки о жизни и подвигах Русских святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии. Иеромонаха Никодима. Спб., 1901. Владимирских: Краткие сведения о св. угодниках Божиих и местно чтимых подвижниках благочестия, коих св. мощи почивают в церквах Владимирской епархии. Сочинение магистра иеромонаха Иоасафа. Владимир, 1860. Церковно-историческое описание Владимирских достопамятностей. Того-же иеромонаха Иоасафа. Владимир, 1857 (говорится о святых, мощи которых почивают в церквах города Владимира). Памятники древности во Владимире Кляземском. Соборы: Кафедральный Успенский и бывший придворным В. К. Всеволода -Дмитриевский. Сочинение В. Доброхотова. Москва, 1849 (говорится о святых, мощи которых почивают в Успенском соборе). В состав нынешней Владимирской губернии входит область Суздальская. Особо о Суздальских святых – в «Историческом собрании о богоспасаемом граде Суждале», которое принадлежит ключарю Суздальского собора середины XVIII века Анании Федорову и которое напечатано в XXII книге Временника Общества Истории и Древностей, -стр. 117 sqq.  Вологодских: Топографический список святых Вологодских чудотворцев с означением места жительства их, или нахождения их святых мощей, составленный митр. Евгениемв бытность его епископом Вологодским (1808–1813) и напечатанный в к Вологодским Епархиальным Ведомостям за 1864-й год (перепечатанный в книге Верюжского, о которой сейчас ниже, стр. 8–16). Жития святых угодников Божиих в пределах Вологодской; епархии почивающих, прославленных церковью и местно чтимых. Составил Владимир Мордвинов. Москва, 1879. Исторические сказания о жизни святых подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и местно чтимых. Священника Ио. Верюжского 8 . Вологда, 1880 (книга вообще хорошая, а для провинции, можно сказать, очень хорошая).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

– За то и угодник Божий со своей стороны не переставал и не перестает доселе являть благодатную свою силу на пользу и спасение всех, притекающих к нему с верою и несомненным упованием. Так в записях Почаевской Лавры значится, что в 1855 году, пришедши в Почаев старуха 60-ти лет, Елабужского округа, Можинской волости, Можинского пятисотка, деревни Никольской Малой Сюги крестьянка Устинья Бирихина, показала, что 6 лет тому назад она, будучи в Почаеве, молитвами у раки Преподобного Иова, где читалось ей последование на изгнание бесов, и приобщением воды от Цельбоносной Стопы Божией Матери, освободилась от нечистого духа, мучившего ее тяжкими припадками беснования в течение 20-ти лет. Подобно этому, в 1848 году заступлением Преподобного Иова чудесно исцелен был от страшных конвульсий четырехлетний сын майора Его Высочества Великого Князя Владимира Александровича Новороссийского драгунского полка Филиппа Францовича Кайсера, по имени Владислав римско-католического вероисповедания, у которого от сильных припадков левая рука была сведена назад, а голова чрезвычайной величины тряслась непрестанно. Когда родители его дали обет помолиться Царице небесной и Преподобному Иову на Горе Почаевской, то болезнь немедленно прекратилась, и младенец навсегда спасся от нее и потом вырос во славу Божию. 14-го Января 1870 года у мощей Преподобного Иова последовало новое благодатное исцеление от недуга беснования солдатки Екатеринославской губернии, Ростовского уезда, Екатерининской волости, села Екатериновки Ирины Волошиновой. Истину этого события, вследствие резолюции Преосвященного Архиепископа и Священно-Архимандрита Почаевской Лавры Агафангела, формально засвидетельствовали в присутствии пристава 1-го стана Кременецкого уезда многие свидетели. Сама же Волошинова не могла потом без ужаса и содрогания вспомнить о своей болезни и страшных мучениях, бывших при этом у нее, и с радостию оставила Почаев, благодаря Царицу Небесную, чудодействующую в благодатной своей иконе Почаевской, и ее блаженного угодника за свое дивное спасение 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В этом-то приходе отец Иаков долгое время священствовал, был добрым пастырем своих овец словесных и добрым простым человеком, был любим прихожанами и уважаем знающими. Хотя он ничем особенным не выдавался, однако добрыми качествами пастырскими и рачительным исполнением своих обязанностей привлекал к себе внимание и начальства, быв сделан по времени благочинным, возведён в сан протоиерея, награждён наперсным крестом и определён членом консистории 6 . Только уже в старые годы жизни, именно лет за пять до кончины, он был переведён в ключари Тульского кафедрального Успенского собора и в этой должности скончался в 1855 году 7 , 12 декабря. Но самое поступление о. Иакова к Пречистой во священники обусловлено было по тогдашним обычаям взятием за себя в замужество дочери умершего протоиерея той же Пречистенской церкви Ст. Ем. Ляпидевского Анны Степановны Ляпидевской, ставшей впоследствии матерью в Бозе почившего архипастыря и скончавшейся в 1886 году 79-ти лет. Её фамильные черты ещё более сильно, нежели черты её супруга, отпечатлелись в характере высокопреосвященнейшего Сергия. Строгое благочестие, ясный проницательный ум, твёрдость воли и характера, прямота и откровенность в словах и действиях, точность и неуклонная правильность в исполнении обязанностей и правил жизни, величавость вида и всех движений, невольно внушавшие к ней всеобщее уважение и даже заставлявшие многих побаиваться её, – вот главные черты, её отличавшие. Знавшие в Москве и ещё не забывшие родного брата её, заслуженного протоиерея Скорбященской, на Большой Ордынке, церкви Павла Степановича Ляпидевского, скончавшегося 14 февраля 1891 года, без сомнения, согласятся, что подобные черты замечались и в нём. В 1882 году, когда торжественно празднуем был 50-летний юбилей общей службы его 8 , это даже открыто высказывалось о нём, притом в слове с церковной кафедры. «Муж тонкого ума, он здраво и метко оценивает значение чужих мыслей», – говорилось в этом слове 9 … «Не от одного начальства, но и от прихожан и вообще от многочисленных посетителей здешнего храма 10 он заслужил его ревностию к исполнению священнослужительских и пастырских обязанностей, к благолепию храма Божия, особенно благоговейным молебствованием пред здешнею чудотворною иконою Богоматери. От подведомых его благочинническому надзору 11 причтов он пользуется не менее заслуженным уважением. В сношениях с ними он отличается прямотою, за которую в похвалу ему о нём можно сказать словами Христовыми о Нафанаиле: се воистину Израильтянин, в немже лести несть. Его прямота подчас доходит до некоторой строгости; но эта строгость не тяжело чувствуется ввиду доброжелательности и благонамеренности, из которых она истекает» 12 . Благообразие же и благочиние в церковной и частной жизни, о коих о. протоиерей П.С. Ляпидевский в течение более нежели 30-ти лет имел попечение как благочинный и коих образец более всего в себе самом являл, составляют даже главный предмет этого слова 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В Бабыничах церковь стоит в поле, а Дом священника в 6-ти верстах от церкви. Священник Ивановский молодой, но малообразован. В 1 ч. по полудни прибыл в местечко Кубличи. Здесь две церкви: одна ветхая деревянная, другая каменная, в 1868 г. освященная из католического костела. Храм этот по внутренней архитектуре очень красив, но наружный вид его не соответствует внутренней красоте. Он основан в 1731 г. помещиками Сангушенками. В Кубличах я расположился ночевать, чтоб на другой день выслушать литургию и быть в крестном ходе на кладязь, ежегодно совершаемом в четверг 9-й недели, в память воссоединения унии. 11-го, числа, после литургии и крестного хода, отправился далее. На пути встретил: Местечко Ушачь. Здесь так же, как и в Кубличах, две церкви: одна деревянная с старинным иконостасом; другая каменная, освященная в 1868 г. из Латинского костела, с довольно хорошею живописью по стенам. При этом костеле до 1832 г. . был доминиканский монастырь. В 7-мь часов вечера прибыл в село Туржец, Полоцкого уезда, и здесь, в доме священника – Ант. Клодницкого, расположился ночевать. Церковь в Туржеце одна из самых ветхих и убогих, но священник Клодницкий едва ли не из самых зажиточных священников в епархии. У него, кроме церковной земли, 120 десятин собственной, приобретенной им за 2000 рублей. Между тем, при таких обильных средствах к жизни, он обременялся содержать свою мать – бедную вдову. Она жила у зятя своего – сельского причетника и жаловалась мне на своего богатого, но жестокосердого сына. По рассмотрении этой жалобы в Консистории, определено было обязать свящ. Клодницкого подпискою ежегодно давать на содержание матери по 25-ти рублей. При рассмотрении церковных документов Туржецкой церкви, я нашел, между прочим, Церковную Летопись, заведенную свящ. Клодницким. по распоряжению епархиального начальства, и начинающуюся 1869 г. Заинтересовавшись началом этой летописи и не имея времени прочитать ее до конца на месте, я взял ее с собою и храню до сих пор, как памятник высокопарного, бессмысленного и дерзкого красноречия священника Клодницкого, окончившего курс в 1855 г. в Полоцкой Семинарии с званием студента.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

(1627г.). Самый рисунок ширины 8-ми и высоты 6-ти вершков; без наугольников и подкладки; с св. мощами, вшитыми в том месте, где изображена грудь Спасителя. (См. описание рисунка стр. 156 и самый рисунок на листе 1). В бумаге, приложенной к антиминсу, сказано: «Покойный дед моей жены, бывший униатский благочинный, священник Феодор Кудржицкий, по случаю назначения Св. Синодом новых антиминсов в униатские церкви, отбирал из оных прежние антиминсы, из которых представляемый при сем подарил мне. Священник Иоанн Павлович. 1855 г. 22-го сент.». Антиминс с рисунком 2. Холщевый – шириною и высотою по 16 1 / 2 вершков (1667 г.). Самый рисунок ширины 6 3 / 8 и высоты 6 2 / 3 вершков, без наугольников и подкладки, со св. мощами в верхней части каймы, между словами надписи. (См. описание рисунка стр. 165 и самый рисунок па листе 11). Антиминс с рисунком 3-й. (1664) Царствования Алексея Михаиловича. Холщевый, имеет ширину 9-ть и высоту 7-мь вершков. Рисунок вместе с каймою ширины 6 3 / 4 и высоты 6 1 / 2 вершков; а без каймы ширины 3 1 / 2 и высоты 4 1 / 2 вершка. Кайма составлена из обведенных со всех четырех сторон линий. Между линиями нет никаких изображений, а находятся только надписи. На средине антиминса изображен осми- или, точнее сказать, семи-конечный крест; около его видны разные здания. У креста нет ни копия, ни трости с губою, ни лестницы; лишь под поперечною частию его изображено по ангелу, летящему у той и другой стороны креста. Внизу креста изображен Господь лежащий. Одну Его руку держит св. Евавгелист Иоанн, а другая распростерта вдоль тела Господня. У главы Господа находятся: Матерь Божия, держащая главу Его, и три жены Мироносицы, затем далее Иоанн Богослов, Никодим и Иосиф, держащий ноги Господа. На антиминсе не изображены ни Евангелисты, ни символы их. При печатании употреблены желтая, зеленая, красная и черная краски. Надпись на антиминсе, вверху: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви». По бокам: «Лета от сотворения мира 7100 267 , индикта 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

И тут в храме св. великомученика Димитрия постриг в монашество ученика своего Василия, который впоследствии был Солунским епископом и написал Житие его. (Истор. Афона Ч. III. §10). В 887 году Кассандрийская Епископия считалась пятой в числе 12-ти Епископий, подведомых митрополиту Солунскому. (Σνταγμα τν καννων. T. V. pag, 478. θνησιν. 1855). В 997 году Кассандрийский епископ Лев присутствовал при размежевании поземельных владений Полигирского монастыря, принадлежавшего Афоно−Иверской обители, и соседних деревень. (Дело Солун. Судьи Николая протоспафаря в архиве названной обители). В 130 году город Кассандра был пуст. Но тогда разбойники Каталанцы с Турками провели тут зиму. – [Nicephor. Gregorae Hist. Bizant. L. VII. c. 6. T. 1. p. 245. ed. Bonnae]. По завоевании греческого царства Турками (в 1453 году) известен был Кассандрийский архиерей Иоанникий учением о смертных грехах, причиняющих бесславие Христовой церкви. [Le Quien Oriens Christian. T. II. Pag. 77. 78. – «Vir doctissimus Nicolas Commenus Papadopoli in Praenotionibus mystagogicis respons. 3. Sect. 6. de infamia num. I. affirmat mortiferum quodlibet peccatum infamiam inferre penes ecclesiam, eam scilicet Rempublicam, Principis, id est Christi majestate per culpam laesa. – Haec uno, inquit, statim impetu certa proponimus ex jure quod nostris (Graecis) Latinisque commune est, quodque nostris unicum in tanta captivitate est, quemadmodum Balsamon ante captivitatem, post captivitatem vero Andreas Pericopus, Joannicius Cassandrenis episcopus in Meditation ad Ioannem Athenic. de legibus Caesarum. – Vixit igitur Ioannicius post Bizantinorum sub Turcorum tyrannide captivitatem]. В 1560 году смиренный епископ Кассандрии Козма подписал решение Константинопольского синода об устранении вселенского патриарха Иосафа. [Le Quien. ibidem]. Он же в 1580 году вселенским патриархом Иеремией посылаем был на Афон, как экзарх, для решения спора лавры и Филофея о келье Милопотамской. (Архив Филофеевский). В октябре месяце 1639 года Лаврентий архиепископ Кассандрийский рукоположен был вселенским патриархом Парфением старшим, Мелетием Эфесским, Иоанникием Ираклийским, Макарием Терновским, Иезекиилем Амасийским, Акакием Навпактским, Парфением Митилинским, Гавриилом Филиппопольским и Дамаскином Визийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Закрыть Усадьба Поречье: учёные друзья в гостях у министра К 165-летию со дня кончины графа Сергея Семёновича Уварова Маргарита Бирюкова   08:41 24.09.2020 913 Время на чтение 177 минут От составителя: В сентябре 2020 года исполняется 165 лет со дня кончины выдающегося деятеля на ниве науки и образования, президента Императорской Академии наук, служившего России в течение 16-ти лет на посту Министра народного просвещения, действительного тайного советника графа Сергея Семёновича Уварова (1786 - 1855). В публикации представлены статьи учёных друзей Сергея Семёновича, профессоров Московского Университета, гостивших в его любимой «подмосковной» усадьбе Поречье в середине XIX века. Это замечательные художественные описания как самой усадьбы, её природных богатств и культурных ценностей, так и дружеских академических бесед, происходивших в библиотечных залах усадебного дома на протяжении ряда лет. Очерки были напечатаны в период 1841-1852 гг. в учёно-литературном журнале «Москвитянин», издававшемся академиком, профессором Московского Университета Михаилом Петровичем Погодиным (1800 - 1875). Эти описания и размышления в наше время представляют не меньшую ценность для историков науки и искусства, как и в те дни, когда были впервые опубликованы. В заключение добавлен «Указатель Порецкого музеума для посетителей», изданный в 1853 году отдельной брошюрой. М.А. Бирюкова. Содержание: 1. Село Поречье. (1841 г.) 2. Академические беседы. В 135 верстах от Москвы. (1844 г.).3. И.Д. Думы и впечатления. (1846 г.) 4. С.П. Шевырев. Горельефы Альтемпской урны. (1849 г.) 5. Письмо из Поречья к редактору «Москвитянина». (1852 г.) 6. Указатель Порецкого музеума для посетителей. (1853 г .) СЕЛО ПОРЕЧЬЕ «Ille terrarum mihi praeter omnes Angulus ridet …». Horat . II , 6. Vers . 13 et 14. В тридцати пяти верстах на северо-запад от Можайска, недалеко от славного Бородина, при устье Иночи, вливающейся и Москву-реку, лежит село Поречье , принадлежащее Его Высокопревосходительству, Г. Министру Народного Просвещения, Сергию Семеновичу Уварову. Во всей волости душ тысячи полторы, а земли с строевым лесом тысяч двенадцать десятин. После Можайска, некогда древнего удела Князей Можайских, а теперь небогатого уездного города, в котором с небольшим пятьсот домов и тысячи две с половиною жителей, проезжая бедные и нечистые деревушки, радуешься словно роскошному оазису, когда приближаешься к Поречью. Церковь, великолепный господский дом с флигелями, расположенный на возвышенном холме и гордо красующийся в светлой Иноче, несколько громадных каменных зданий суконной фабрики, павильоны, проглядывающие из густого парка, красиво обстроенное село, где встречаешь веселых и опрятно одетых крестьян, вокруг обширный, старинный лес - все это издали поражает путешественника, мирит его с прелестями север ной природы и манит к тихим наслаждениям. Сюда Русский вельможа, владелец Поречья, приезжает летом для кратковременного отдохновения от трудов государственных.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/24/...

Однако влияние иезуитов продолжало сказываться в высших кругах российского общества. Так, в 1818 г. в католичество перешла княгиня Александра Петровна Голицына (1774–1842), дочь сенатора генерала П.С.Протасова. Всё это побудило Александра I к решительным мерам; в 1820 г. деятельность «Общества» на территории России была эапрещена. Пушкинская эпоха Первым приором, после возвращения собора св. Екатерины доминиканцам в 1816 году, стал Юстин Сокульский. В 1825 г. его сменил Демиан Иоджевич; позже приорами были: Доминик Лукашевич, Панталеон Юзефович, Максимилиан Станевский, Доминик Стацевич, Якуб Шкиллондж и вновь Доминик Лукашевич. 881 В один из дней 1828 г. в соборе св. Екатерины было особенно празднично. Здесь при большом стечении народа венчался Л.П. Витгештейн , сын знаменитого фельдмаршала, «спасителя града Петрова», как его называли современники. На свадьбе присутствовали многие из его друзей – А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, И.И. Козлов, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, братья Брюлловы, А.О. Смирнова-Россет и другие выдающиеся деятели русской литературы и искусства. Венчался же Лев Петрович с молодой петербурженкой – Стефанией Радзивилл, которую не раз воспевали в своих стихах Пушкин и Козлов. 882 В эти годы внутреннее убранстве собора поражало своим великолепием. Цветные витражи, мозаичный пол, художественная лепка по стенам, картины на библейские темы – вся эта обстановка создавала у молящихся праздничное настроение. Гордостью храма был превосходный орган, изготовленный по специальному заказу немецкими мастерами . В 1832 г., в пятидесятилетний юбилей костела был произведен капитальный ремонт органа, считавшегося «одним из лучших в Европе». Из органистов, игравших на этом инструменте, укажем Петра Куцего (1832–1840) и «прусских подданных» Эдуарда Мейера (1849) и Рудольфа Бока (1852–1855). Текущее обслуживание органа производил специальный настройщик. В 1866 г. инструмент был капитально реконструирован и расширен до трех мануалов, «44 звучных регистров и 6 подлежащих за 5795 рублей с добавлением из старого органа 6-ти мехов, 4 деревянных и нескольких свинцовых регистров стоимостью свыше 1160 рублей». 883 Собор св. Екатерины в 1840–1930-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В церкви был установлен высокохудожественный иконостас с четырьмя иконами. Две из них были заказаны известному художнику В.Л. Боровиковскому, но он не успел их закончить и после его смерти эту работу продолжил А.Г. Венецианов. Ведение церковного хозяйства полностью зависело от распоряжений правления университета и настоятеля церкви. С 1837 года на содержание церкви правление отпускало 1200 руб. в год. Церковная же прибыль, особенно поначалу, была невелика. В 1855 году были разработаны правила для хозяйственного управления церковью и ее имуществом. Согласно этим правилам настоятель церкви и церковный староста должны были ежемесячно представлять правлению университета отчет о прибыли, а также распределении церковных средств (действовали до начала XX в.). К моменту освящения церкви в ней появился свой притч (священник, псаломщик и т. д.). Настоятелем обычно был университетский профессор богословия. Из профессоров университета сначала выбирали и церковных старост, которые утверждались правлением университета, а позднее епархиальными архиереями. Начиная с 1870-х годов, старостами в основном становились купцы и отставные военные. В 1853 году в Антониевской церкви был создан хор из студентов, который существовал почти 20 лет. И в дальнейшем отдельные студенты продолжали петь в церковном хоре (некоторые даже освобождались от платы за обучение). Хор считался лучшим в городе. С 1918 года церковь перешла в ведение религиозной общине, насчитывающей более 200 членов и содержащей храм за свой счет. Окончательно она была закрыта в апреле 1922 году, несмотря на протесты членов религиозной общины. После войны 1941-1945 годов помещение реконструировалось. В 2001 году образовалась община храма, благодаря сотрудничеству университетского и епархиального руководства возобновились службы в университетской церкви. Освящен новый престол храма святого Антония, Божественная Литургия служится в этом же историческом здании, только теперь это холл научной библиотеки университета. Службу здесь проходит рано утром, с 6 часов, поскольку с 9-ти начинает работать библиотека.

http://drevo-info.ru/articles/13676545.h...

Попечительство существует. Председатель его – князь Салтыков. За последний 1855 год в попечительстве состояло денег 233 р. 79 к. 16. Церковь в погосте Рудном Погост Рудный находится у речки Рудной в 190 верстах от Петербурга, в 50-ти от Нарвы и в 40 – от Гдова. В одном старом Синодике он назван „Погост на Рудной”. Чрез погост проходит проселочная дорога из Лугского уезда в Нарву. Подле церкви – кладбище; другое кладбище, новое, находится за речкой, на пригорке. Древнейший здешний храм, как видно из Синодика, существовал в 1696 г. Он был деревянный и построен крестьянами и помещиками, каковы напр. Богдан Иоанович Коновницын, Тихон Атенев, Акилина Васильева и пр. В 1793 г. храм сгорел и от него сохранился только колокол. После пожара построена нынешняя церковь , одна из древнейших в Гдовском уезде. По народному преданию, когда проходила „Литва“, то Господь ослепил ей очи и она прошла по полю, мимо погоста. Храм в Рудне, во имя Великомученика Георгия, холодный, с теплым приделом Рождества Предтечи. Высота храма, с колокольнею 14 саж., ширина 6 саж. Снаружи храм обшит тесом, выкрашен желтой краской; внутри обтянут холстом и выкрашен светлоголубой краской. Антиминс главного престола освящен митр. Исидором 1865 г., сентября 19; в приделе освящен митр. Антонием 1844 г., мая 28 дня. За иконостас главного престола отдано художнику Чернышеву 800 р. с. Он в четыре яруса. Иконостас придела, старый, в 2 яруса. Из предметов утвари замечателен старый чугунный колокол, ныне не употребляемый. На нем надпись: Sol. Deo gloria anno 1681. Из кних замечателен Синодик, писанный в 7204 году от сотворения мира и принадлежавший псковскому помещику Богдану Иоанновичу Коновницыну. На нем, между прочим, читаем: „Сия книга спасенная суть (?) и душеполезна, в ней же написашася хотящий своим душам спасения... страшный великий день грозного трепетного и Христова суда... и сими книгами избавися муки вечные и причтися в лике избранных угождших Христу, потрудившихся царства ради небесного и своего ради спасения, его же ради восприяша венцы нетленные и царствию небесному наследницы быша. Иже кто имеет род, или сердоболя, или чада, да тем оставят память творити по себе... Се же пишем вам, пастырем стада Христова, рекше игуменом и учителем. Иже кто от них паствы вашею нищетою духовною живя, и представися от жития сего и глаголете, яко не дал ухлада, не пишем его в синодик, то уже несть пастыри, но наемницы и мздоимцы, како дерзнете рещи пред Богом во страшной день: се аз и дети мои“. Далее в Синодике помещены: 1) Притча Макария Александрийского о поминовении в 3, 9 и 40-й день; 2) указ, како подобает пети „парастас», т. е. панихиду. Здесь на вел. ектении говорится: о великом короли нашем N и благочестивых Государях, князех и панех наших, и о всей палате; 3) порядок всенощного бдения, бываемого о умерших; 4) чин благословений икон Богородицы и разных святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010