Гидулянов Павел Васильевич (1874–1937) – авт. соч., профессор церковного права Московского университета, дворянин. С 1911г. – директор Лазаревского института восточных языков. Был сотрудником «Энциклопедического словаря» Брокгауза-Ефрона. В послереволюционное время автор нескольких антирелигиозных брошюр. Перед арестом был научным сотрудником Московского областного архивного управления. В 1933 г. арестован в Москве по делу «Контрреволюционной националистической фашистской организации «Партия Возрождения России " » как «представитель монархической части организации». 26.07.1933 Тройкой при ПП ОГПУ приговорен к 10 годам ИТЛ, был отправлен в ссылку в Казахстан, где вновь был арестован и приговорен в высшей мере наказания. Расстрелян. См. библ. – 284–286 Гижицкий Александр Степанович (25.03.1869 – после 1917) – помещик, камергер. Депутат III и IV Гос. Дум от Подольской губ., умер.-прав., нац. Окончил Александровский лицей в Санкт-Петербурге. Служил в 1892–1900 гг. в Гос. канцелярии, почетный мировой судья, уездный и губернский гласный. Предводитель дворянства. В 1910 г. избран в состав Совета Всероссийского национального союза. Один из лидеров правого крыла Всероссийского национального союза и думской фракции националистов. – 191 Гиляров-Платонов Никита Петрович (23.05.1824–13.10.1887) – профессор, духовный писатель, публицист, общественный деятель. В 1848 г. с отличием окончил Московскую духовную академию, удостоившись прибавления к своей фамилии «Платонов». После защиты магистерской диссертации занял кафедру герменевтики и учения о ересях и расколах в МДА. В 1854 г. за критические замечания в адрес правительства о преследовании старообрядцев митрополит Филарет вынужден был уволить Гилярова-Платонова от преподавания в МДА, что и спасло профессора от дальнейших неприятностей. В 1855 г. по прошению уволился из духовного звания и стал служить в Министерстве народного просвещения, борясь за распространение в народе просвещения. Одно время был горячим славянофилом. В 1856–1861 гг. – цензор московского комитета. В 1861г. оставил цензурный комитет и назначен чиновником особых поручений при министре народного просвещения. В 1862 г. подготовил записку с предложением использовать духовенство для распространения грамотности в народе. Проект лег в основу создания церковно-приходских школ. В 1863 г. вышел в отставку и 4 года заведовал московской синодальной типографией. С 1867 г., оставив казенную службу, посвятил себя исключительно литературной деятельности. Издавал в Москве ежедневную газету «Современные известия» и иллюстрированный журнал «Радуга». – 167

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Подобно «Дидахе», в «Д. а.» приводится учение о 2 путях (гл. 3. 6). Христиане увещеваются соблюдать 10 заповедей, к-рые символизируют Иисуса Христа, поскольку 1-я буква Его имени (Ι) имеет числовое значение 10. Также цитируются «золотое правило» и заповеди блаженства. Мужчин призывают воздерживаться от блуда, не отращивать волос, не носить дорогих одежд и украшений, читать Свящ. Писание (особенно Пятикнижие и книги Царств), не мыться вместе с женщинами, а женщин - бояться мужа, заботиться о доме, обуздывать свой язык, быть целомудренными, не мыться с мужчинами (главы 1-3). Запрещаются аборты. Подробно разбирается вопрос о степенях родства (кто на ком может жениться - гл. 3. 9). Брак с еретиками запрещается. Значение памятника «Д. а.» чрезвычайно важна для изучения истории христ. богослужения и канонической дисциплины. При этом в греч. традиции она, вероятно, никогда не входила в корпус канонических текстов - часть положений была воспринята лишь опосредованно, через «Апостольские постановления». Напротив, в сир. и эфиоп. Церквах «Д. а.» издревле имела и доныне сохраняет значение канонического сборника. Изд.: греч. Didascalia et Constitutiones Apostolorum/Hrsg. Fr. X. Funk. Paderbornae, 1905. Torino, 1964r; Bartlet J. V. Fragments of the Didascalia Apostolorum in Greek//JThSt. 1917. Vol. 18. P. 301–309; лат.: Didascaliae Apostolorum fragmenta Veronensia latina/Hrsg. E. Hauler. Lipsiae, 1900. S. 1–90; Didascaliae Apostolorum, Canonum Ecclesiasticorum, Traditionis Apostolicae Versiones Latinae/Hrsg. E. Tidner. B., 1963. S. 1–103; сир.: Didascalia Apostolorum syriace/Hrsg. P. A. de Lagarde. Lpz., 1854. Osnabruck; Wiesbaden, 1967r; Gibson M. D., ed. The Didascalia Apostolorum in Syriac. L.; N. Y., 1903; The Didascalia Apostolorum in Syriac/Ed. A. Vööbus. Louvain, 1979. 2 vol. in 4. (CSCO; 401, 402, 407, 408. Syr.; 175, 176, 179, 180); араб.: Hafiz Dawud. ad-dasqWlYyah aw ta ‘AlYm ar-rusul. Kairo, 1924, 19673; эфиоп.: Platt Th. P., ed. The Ethiopic Didascalia, or the Ethiopic Version of the Apostolical Constitutions received in the Church of Abyssinia. L., 1834.

http://pravenc.ru/text/171986.html

Камшиев, князь, расстрелян в Тифлисе Кант Иммануил (1724–1804), немецкий философ Капралова Нина Ивановна, жена Б. Н. Ширяева Каралов, князь, расстрелян на материке Каралова, см. Чавчавадзе Каратаев Платон, литературный персонаж Карелиц Саул Борисович (1894 – не ранее 1933), социал-демократ. Арестован в октябре 1922 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. В 1925 г. переведен в Тобольский политизолятор Карпов Георгий Иванович (1890 – 31 марта 1947), советский государственный и партийный деятель, историк, этнограф Карпов Евтихий Павлович (1857 – 3 января 1926), режиссер народного театра Карпов, управляющий театрами Касаткин Леонид Леонидович (1895 – 8 декабря 1937), социалист-революционер, выпускник художественного училища, товарищ министра просвещения в Дальневосточной республике. Арестован в октябре 1922 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. После освобождения из лагеря в 1926 г. сослан в Фрунзе (с 1991 г. Бишкек). Расстрелян Кассо Лев Аристидович (1865 – 9 декабря 1914), министр народного просвещения с 1911 Г. Катанян [Катаньян] Рубен Павлович (1881 – 6 июня 1966), с 1917 г. заместитель начальника политуправления РККА, заведующий агитпропом центрального аппарата РСДРП(б), организатор московской ЧК. С января по апрель 1921 г. – глава внешней разведки РСФСР, с 1924 г. – помощник прокурора Верховного суда СССР П. А. Красикова, один из членов комиссии, посетившей Соловки в 1924 г. В 1938–1948 гг. и 1950–1955 гг. находился в заключении. С 1955 г. персональный пенсионер Катаяма Сэи (1859 – 5 ноября 1933), деятель японского и международного коммунистического движения Катков Михаил Никифорович (1818 – 1887), публицист Катька, литературный персонаж Каутский Карл (1854 – 7 октября 1938), деятель немецкого и международного социал-демократического движения Каховская Ирина Константиновна (1888 – 1 марта 1960), социалист-революционерка Кац (Кацев), лагерный врач Кац С. С., заключенный Каргопольлага Качалин Николай Михайлович (1900–?), чертежник. В 1923 г. за составление шаржа на Ленина и хранение антисоветских частушек приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был сотрудником лагерного театра

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перемена частная не будет ни на что годна; но перемена общая, систематическая, может быть очень полезна. Дайте жалованье, но требуйте катехизации и сделайте эту катехизацию возможной: тогда не жалко будет заплатить по 1.000 каждому из 30.000 попов приходских в России. Вот как я предложил бы учредить эту катехизацию. Приход делится на число деревень. Из года вычитается Страстная, Светлая неделя, святки, сенокос и жатва. Остальное время делится на число деревень, и всякая имеет свои положенные 4 или 5 или 6 недель, сколько придётся. В продолжение этих недель поп приезжает всякий вечер или утро и учит словесно в общей избе детей от 8 до 12 лет. В продолжение того же времени дети из той же деревни, под предводительством старика или старухи, приходят слушать поучение после воскресной обедни или после праздничных обеден, а дети прочих деревень могут и не приходить к учению воскресному, хотя все приглашаются. Вот мне кажется, одно средство, чтобы катехизация была возможной, а жалованье без решительного поворота в жизни более может сделать вреда, чем пользы. Также толкуют об уничтожении сословия дьячков и пономарей и о вольнонаёмном замещении их должностей. Плохо верю; хотя стихарь и не требует рукоположения, однако же, дьячка нанимать, как дворника, странно. С твоего отъезда не делал я ровно ничего и только читал всякий вздор, да всякий вечер каялся в утраченном дне. Я так часто исповедуюсь в лени без исправления, что готов с Лютеранами полагать, что лучше не исповедаться: сохраняешь стыд и ещё можешь исправиться, а когда признался, отложил всякий стыд, того и смотришь, что в грехе погрязнешь. Тургенев едет знакомиться с новым королём 638 и, по словам Свербеева, встретить мощи Наполеона. Петру Васильевичу, которому кланяюсь, следует заказать пальто, palleton, houppelande Vendienne et Bretonne. Адам Бременский говорит, что Славяне Поморские торгуют холщёвыми плащами, которые у них называются Paldonis, народный костюм. Любопытный факт! 635 Из приложений к II тому книги Н.И. Колюпанова: «Биография А.И. Кошелева» М. 1892, стр. 108–110. Изд. Читать далее Источник: Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. - 3-е изд., доп. В 8-и томах. - Москва: Унив. тип., 1900: Т. 8. – 480, 58 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Итак, все новшествующие: еретики ли то, или раскольники, добровольно облекошеся в клятву, яко в ризу, хотя бы то были папы, хотя бы патриархи, хотя бы миряне, аще бы ангел с небесе – анафема ему. 1899 г. Назначенный Св.Синодом Русской Православной Церкви делегатом в образованную Русским астрономическим обществом Комиссию по вопросу о согласовании старого стиля Православного календаря с новым профессор Петербургской духовной академии В.В.Болотов (1854–1900) в своей двухчасовой исторической речи сказал: Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательною. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря Юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарными исправлениями. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать Юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю. Именно это научно неопровержимо всесторонне обоснованное выступление подвигло Ученую комиссию высказаться в пользу старого стиля. Решительными сторонниками Церковного календаря были выдающийся русский ученый мирового масштаба Д.И.Менделеев и известный астроном Е. А.Предтеченский . Последний говорил, например, о составителях Великого индиктиона следующим образом: Этот коллективный труд, по всей вероятности, многих неизвестных авторов, выполнен так, что до сих пор остается непревзойденным. Позднейшая римская пасхалия, принятая теперь западной церковью, является по сравнению с Александрийской до такой степени тяжеловесною и неуклюжею, что напоминает лубочную картинку рядом с художественным изображением того же предмета. При всем том эта страшно сложная и неуклюжая машина не достигает еще и предположенной цели. 1902–1904 гг. Автокефальные Православные Церкви: Константинопольская, Иерусалимская, Греческая, Русская, Сербская, Румынская и Черногорская, – высказались против Григорианской календарной реформы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

С некоторыми из этих авторов мы встречаемся позже в истории спиритизма. Так достопочтенный Дж. Бови Додс, автор «Шести чтений о философии месмеризма» (Нью-Йорк, 1847 г.) впоследствии опубликовал свои взгляды на явления, происходящие на сеансах, и приписал их всецело действию «жизненного электричества» 204 Профессор медицинской юриспруденции в Кастлетонском медицинском колледже, доктор Дж. С. Граймс, впоследствии обративший на месмеризм внимание А. Дж. Девиса и его окружающих, объяснял явления транса влиянием тончайшего флюида, для которого им предложено было название Emherium. Представление его об этом Etherium " e в некоторых отношениях не отличается от новейшей концепции об эфире. Но в теории Граймса были некоторый особенности, ей свойственные. Он предполагал, что колебания в Etherium " e, вызывающие транс, независимо от того, полагал ли им начало другой организм или предмет неодушевленный, всегда возвращаются обратно, подобно гальваническому току в замкнутой цепи. Далее, по его теории транс и все к нему относящееся – симптомы болезни, являющейся результатом нарушения равновесия в эфирных токах. В производстве явлений он отводил также важную роль «способности к вере». Действие медикаментов на расстоянии и ясновидение он приписывал непосредственному влиянию – чрез Emherium– внешних предметов на недостаточно изолированную нервную систему сенситива. Граймсом изобретены были особая френологическая система и новое название для месмерической науки, а именно – Эфиропатия 205 . Доктор Дж. Родс Букэнен, умерцпй в 1900 году, выпустил около 1843 г. «неврологическую» карту, с совершенно новым распределением френологических органов 206 . Но лишь в 1854 г. им было издано полное изложение его системы нейрологии или антропологии. Помимо новой классификации френологических органов, главным его взносом в науку была теория Nervaur " ы – тончайшей эманации, исходящей из нервной системы, и различной не только у каждого индивидуума, но и у каждого органа. Nervaura, по объяснению Букэнена, по степени материальности занимает среднее место между электричеством и теплотою с одной стороны, и волею и сознанием – с другой, являясь связующим звеном между этими двумя разрядами сущностей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/spi...

Дивизии: — Дивизия 12 пехотная— 423. — Дивизия 7 пехотная— 423. Доковая стена — стена, ограждающая доки (на Корабельной стороне Севастополя) — 393. Доковый овраг — овраг, являющийся продолжением Корабельной бухты, идущий с юго-востока на северо-запад по направлению к докам, отделяющий Малахов курган и смежные укрепления от батарей, примыкающих к 3 бастиону — 303. Долгоруков кн. Василий Андреевич (1804—1868) — военный министр в 1853—1856 гг., впоследствии шеф жандармов и главный начальник III отделения — 421. Дом c римскими цыфрами на фронтоне — дом Благородного Собрания в Севастополе — главный перевязочный пункт, где почти безвыходно работал Н. Ил. Пирогов — 5, 6. Доницетти Гаэтано (1797—1848) — итальянский композитор — 79 («Лучия»). «Достойно» — «Достойно есть» церковное песнопение, 311. Дубровин Н. Ф., «История Крымской войны и обороны Севастополя». СПб. 1900 — 429. Дуванкой — селение и почтовая станция на правом берегу р. Бельбека, иначе Дуванка — 60, 63, 69, 74. Дудышкин Степан Степанович (1820—1866) — писатель — 405, 407. Евпатория — уездный приморский город Таврической губ. на север от Севастополя в расстоянии от него по морю в 50 верстах. В самом начале Крымской войны, 1 сентября 1854 г., город был взят войсками союзников и оставался в их руках до конца — 20, 412, 414, 428, 430. Екатерининская улица — одна из главных улиц Севастополя, идущая от Николаевской площади к Театральной площади, параллельно Южной бухте — 84. Ергольская Татьяна Александровна (1795—1874) — троюродная тетка Толстого — 393, 409—411, 417. Ерофеич. См. Остен-Сакен., гр. Д. Е. Жерве батарея. См. Батареи. Забуцкого батареи. См. Батареи. 3атлер Федор Карлович (1805—1876) — ген.-интендант Крымской армии; им была дана мысль о постройке моста через Большую Севастопольскую бухту — 422. Зацепин Николай Константинович (1819—1855) — полковник, командир 3 саперного батальона. Первоначально служил на Кавказе, потом принимал деятельное участие в укреплении Севастополя. Состоял почетным вольным общником Академии художеств, ученик К. П. Брюллова — 284.

http://predanie.ru/book/220794-sevastopo...

принуждения. Однако постепенно, особенно после возмутившего бостонское общество случая выдачи хозяину в 1854 г. по решению суда, руководствовавшегося «Законом о беглых рабах» (Fugitive Slave Act), беглого раба Э. Бёрнса (1834-1862), к-рый скрывался в Бостоне, К. занял принципиальную антирабовладельческую позицию и в публичных выступлениях призывал гос-во положить конец рабовладению на всей территории США (см.: Clarke. The Rendition of Anthony Burns. 1854; ср.: Hale. 1891. P. 233). Во время Гражданской войны в США К. в проповедях убеждал унитариан любыми доступными способами поддерживать войска Севера, заявляя, что они сражаются за справедливое и богоугодное дело освобождения рабов, и выражал уверенность в том, что война завершится победой Севера (см.: Ibid. P. 241-245). Итоговое изложение собственной интерпретации истории борьбы против рабовладения в США К. представил в соч. «Дни борьбы с рабством» ( Clarke. Anti-Slavery Days. 1883), где победа Севера оценивалась как «победа силы совести над земной материальной выгодой» (Ibid. P. 10). С кон. 60-х гг. XIX в. К. работал над обширным произведением, в котором он намеревался предложить типологическое сопоставление и философско-богословское осмысление основных положений вероучения ведущих мировых религий, как существовавших в его время, так и исчезнувших. Сочинение вышло под названием «Десять великих религий» (Ten Great Religions); 1-й том, опубликованный в 1871 г., имел подзаголовок «Эссе из области сравнительного богословия» (An Essay in Comparative Theology); 2-й том был издан в 1883 г. с подзаголовком «Сравнение всех религий» (A Comparison of All Religions). Общие методологические основания сравнения религий были заимствованы К. гл. обр. из работ выдающегося филолога, религиеведа и ориенталиста М. Мюллера (1823-1900), однако у К. они приобрели выраженный конфессиональный характер. В 1-м томе К. излагал и подвергал философской интерпретации основное вероучительное содержание 10 выделенных им «великих религий»: конфуцианства , брахманизма (у К.

http://pravenc.ru/text/1841269.html

233. 63 Михайловский Н. К. Литературно-критические статьи. М., 1957. С. 266. 64 В письме редактора этой газеты А. С. Гиероглифова к О. Ф. Миллеру от 4 марта 1882 г. содержится рассказ о том, как попали «Записки» на страницы «Русского мира» (Рус. лит. 1969. С. 179–181). 65 Ф. М. Достоевский: Статьи и материалы/Под ред. А. С. Долинина. Пб., 1922. Сб. 1. С. 361. 66 См.: Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1983. Т. 5. С. 193. 67 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 29. 68 См.: История русской литературы. М.; Л., 1949. Т. 9, кн. 2. С. 46–47; Кирпотин В. Я. Достоевский в шестидесятые годы. М., 1966. С. 378. 69 Об этом автобиографическом эпизоде Достоевский впоследствии вспоминал в «Дневнике писателя» (1873. Гл. II. «Старые люди»). Указанный экземпляр Евангелия, имеющий многочисленные пометы писателя, хранится в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина. 70 Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому: Материалы, библиография и комментарии. М.; Пгр., 1922. С. 55. 71 Шкловский В. Б. За и против. М., 1957. С. 111. 72 Чулков Г. Как работал Достоевский. М., 1939. С. 81. 73 Tokarzewski S. 1) Siedem lat Katorgi. Warszawa. 1907; 2) Katorznicy. Warszawa. 1912. 74 Мартьянов П. К. Дела и люди века: Из старой записной книжки, статьи и заметки. СПб., 1896. Т. 3. 75 Рус. старина. 1873. С. 821. 76 Исторический вестник. 1888. С. 619. 77 Максимов С. В. Сибирь и каторга. СПб., 1900. Т. 2. С. 172–182. 78 Врангель А. Е. Воспоминания о Ф. М. Достоевском в Сибири. 1854–1856 гг. СПб., 1912. С. 116–117. 79 Звенья. М.; Л., 1936. Т. 6. С. 503. 80 Центральный государственный военно-исторический архив, ф. 312, оп. 81 Центральный государственный военно-исторический архив, ф. 312, оп. 82 См.: Реизов Б. Г. К истории замысла «Братьев Карамазовых»// Реизов Б. Г. Из истории европейских литератур. Л., 1970. С. 129–138; Якубович И. Д. «Братья Карамазовы» и следственное дело Д. Н. Ильинского//Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1976. Т. 2. С. 119–124. 83 См.: Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Балаковский район, Хлебновка Архитектор: Т.С. Хилинский (строительный надзор) Год постройки: 1903 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Михаила Архангела в Новом Сулаке (утрачена) Краснопартизанский район, Сулак Архитектор: Т.С. Хилинский (строительный надзор при постройке колокольни) Год постройки: 1866. Колокольня - 1903 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Казанской иконы Божией Матери (утрачена) Пугачёвский район, Старая Порубежка Архитектор: Т.С. Хилинский (строительный надзор) Год постройки: не позже 1896 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Михаила Архангела (утрачена) Пугачёвский район, Старая Порубежка Архитектор: Т.С. Хилинский (реконструкция 1900) Год постройки: Между 1779 и 1790. В 1847 перестроена и расширена приделами, в 1900 реконструирована Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Михаила Архангела (утрачена) Пугачёвский район, Малая Тарасовка Архитектор: Т.С. Хилинский (реконструкция по проекту от 1900 г.) Год постройки: 1861. Перестроена ок. 1905 г Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (утрачена) Пугачёвский район, Красная Речка Архитектор: Т.С. Хилинский (реконструкция 1899-1900) Год постройки: 1854. В 1899-1900 расширена Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (утрачена) Ивантеевский район, Бартенёвка Архитектор: Т.С. Хилинский (строительный надзор при реконструкции 1900 г.) Год постройки: 1854. В 1900 расширена Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Михаила Архангела (утрачена) Ивантеевский район, Горелый Гай Архитектор: Т.С. Хилинский (строительный надзор) Год постройки: 1905 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Духовницкий район, Никольское Архитектор: Т.С. Хилинский (реконструкция 1896-1898) Год постройки: 1830. В 1896-1898 реконструирована и расширена Церковь Михаила Архангела (Илии Пророка) (утрачена) Духовницкий район, Духовницкое Архитектор: Т.С. Хилинский (реконструкция 1894) Год постройки: 1857. В 1894 перестроена и расширена Церковь Казанской иконы Божией Матери (утрачена)

http://sobory.ru/architect/tshilinskiy

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010