194, 249, 255, 263, 265, 280, 356, 478 Веселовский Иван Петрович; (20 февраля 1885 – ?) Окончил Олонецкую ДС (1907) и Казанскую ДА (1911), к. б. С 1911 – помощник инспектора Казанской ДС, с 1912 – помощник инспектор Казанской ДА. 1913–1916 и.д. эконома Казанской ДА. Казначей Казанской ДА. 179 Взорова Наталия Федоровна; (ок. 1905?) – слушательница Высших Богословских курсов. 357 Виктор (Богоявленский Всеволод Семенович); (1854 – 2 ноября 1928). Окончил Псковскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1879), к. б. С 9 августа 1879 – помощник смотрителя Мстиславского ДУ. 7 октября 1881 года перешел на службу в ведомство Министерства Народного Просвещения с назначением на должность инспектора Виленской дирекции народных училищ, с 1 августа 1887 – директор Молодечненской учительской семинарии. С 1 июля 1891 – директор Виленского учительского института, в котором преподавал педагогику и был директором учрежденного в 1903 при институте Педагогического музея. 29 июля 1913 – 1918 – окружной инспектор Казанского учебного округа. В Казани был также с 1914 редактором «Вестника образования и воспитания». С 1918 служил в Министерстве народного просвещения Временного Сибирского правительства. В сентябре 1920 пострижен в монашество, в декабре 1920 возведен в сан архимандрита. С 1921 – епископ Барнаульский, викарий Томской епархии. 12 июля 1922 арестован. В 1924 В. упоминается епископом Нижнеудинским. С марта 1925 занимал Омскую кафедру. Был возведен в сан архиепископа. В Омске активно выступал против обновленчества, а затем и против григорианства. Совместно с Н. Ф. Одинцовым составил: «Книга для чтения в народных училищах Северо-западного края России с русским и церковно-славянским букварем и материалом для самостоятельных письменных упражнений. Год обучения 1–3. Вильна. 1896 (2-е изд. 1897)», «Книга первая для чтения в церковно-приходских школах и школах грамоты. Год 1-й обучения. СПб. 1899 (2-е изд. 1900)» и «Книга вторая для чтения в церковно-приходских школах и школах грамоты. Годы 2-й и 3-й обучения. СПб. 1899 (3-е изд. 1900)».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4. Уайлд Оскар Фингал О’Флаэрти Уилз (1854–1900) – английский писатель и критик, за эпатирующие буржуазную публику выступления был обвинен в безнравственности и осужден на два года тюремного заключения (1895–1897). 5. Петроний Гай (? – 66 н. э.) – римский писатель, автор «Сатирикона». 6. «Из бездны воззвах к Тебе, Господи!» (Пс. CXXIX). 7. Возможно, имеется в виду неоконченное «Распятие» Н. Н. Ге (1894). 8. Шелли Перси Биши (1792–1822) – английский поэт, эссеист, мыслитель. Гейне Генрих (1797–1856) – немецкий писатель и публицист. 9. Прерафаэлиты – группа художников и писателей XIX b.: «Братство» существовало с 1848 по 1853 г. Эстетические идеалы прерафаэлиты (Д. Г. Россети, Х. Хант, Дж. Э. Миллес) искали в искусстве средних веков и раннего Ренессанса. Позднейшие прерафаэлиты во главе с У. Моррисом с романтических позиций критиковали буржуазный быт и эстетические стереотипы своей эпохи. Верхарн Эмиль (1855–1916) – бельгийский поэт и драматург. Рескин Джон (1819–1900) – английский писатель, эстетик, идеолог прерафаэлистов. Эмерсон Ралф Уолдо (1803–1882) – американский философ-трансценденталист. Метерлинк Морис (1862–1949) – бельгийский драматург и поэт. 10. Бёрн-Джонс Эдуард (1833–1898), Россети Данте Габриэл (1828–1882), Гент Гольман (Х. Хант) – английские художники-прерафаэлиты. 11. Цитируется стихотворение Е. А. Баратынского «Смерть» (1829). 12. Неточная цитата стихотворения Ф. И. Тютчева («Mal’aria», 1830). У автора: «Люблю сей Божий гнев! Люблю сие незримо//Во всем разлитое таинственное Зло ». 13. Щербина Николай Федорович (1821–1869) – русский поэт. Соч.: Избр. произведения. Л., 1970. 14. См.: «Славнейший подвиг и величайшая жертва – подвиг, приводящий к смерти, жертва жизни. Вопрос о смерти с такою же неодолимою силою влечет многих современных поэтов, как и вопрос о смысле жизни. По-видимому, нам, находящимся в жизни, совершенно неестественно любить смерть. Мы привыкли думать, что смерть страшна, что она отнимает у жизни весь ее смысл. Стоит ли жить, если все равно придет смерть? А между тем только смерть и дает весь смысл жизни, и без нее она была бы бессмысленна, как процесс, бесконечно, а стало быть, и бесцельно продолженный.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

21.08(03.09)1927 10(23)08.1928 Сщмч. Никита Прибытков КУЗНЕЦКАЯ 10(23)01.1924 РУБЦОВСКАЯ 1927(?) БИЙСКАЯ 26.01(08.02)1931 МАЛМЫЖСКАЯ 25.10(07.11)1934 09(22)05.1935 БЕЛЕВСКАЯ 09(22)05.1935 12.1937 Никита Семешков КОЛОМЕНСКАЯ 25.07.1473 05.1480 Никита Стягов БОРОВИЧСКАЯ 23.11(06.12)1923 24.07(06.08)1936 Никита Тотемский СЕРБСКАЯ и АРХАНГЕЛЬСКАЯ 06.11.1681 24.12.1681 (ЗВЕНИГОРОДСКАЯ 06.11.1681 24.12.1681) КОЛОМЕНСКАЯ 24.12.1681 07.1704 Никифор АСТРАХАНСКАЯ 27.06.1681 28.10.1682 Никифор ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ Никифор ЛУЦКАЯ Никифор ХОЛМСКАЯ Никифор Асташевский (Осташевский?) НОВОСИБИРСКАЯ 12(25)09.1924 04(17)04.1937 Никифор Богословский (?) ГОРОДНЯНСКАЯ (?) ГОРОДНЯНСКАЯ, обн. Никифор I Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ 06.12.1104 04.1121 Никифор II Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ 1198(1182) Никифор кн. Джорджадзе ГОРИЙСКАЯ 05.04.1842 03.12.1851 Никифор Ефимов ХАБАРОВСКАЯ 08(21)03.1926 12(25)04.1928 КОТЕЛЬНИЧЕСКАЯ 12(25)04.1928 18(31)01.1929 в/у ВЯТСКАЯ 08(21)01.1929 18(31)01.1929 ПЯТИГОРСКАЯ 18(31)01.1929 02(15)12.1930 Никифор Никольский ВОЛОКОЛАМСКАЯ 08(21)06.1931 03(16)09.1931 КИМРСКАЯ 03(16)09.1931 24.11(07.12)1932 ТВЕРСКАЯ 24.11(07.12)1936 Никифор Сатанило (Станило) ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 1266(?) Никифор гр. Феотоки Грек ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 06.08.1779 28.11.1786 АСТРАХАНСКАЯ 28.11.1786 16.04.1792 Никодим Белокуров СТАРОРУССКАЯ 06.04.1875 17.06.1876 ДМИТРОВСКАЯ 17.06.1876 14.10.1877 Никодим Боков САРАПУЛЬСКАЯ 23.07.1895 17.12.1900 БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ 17.12.1900 03.11.1906 РЯЗАНСКАЯ 03.11.1906 25.07.1911 ВИТЕБСКАЯ 25.07.1911 08.03.1913 АСТРАХАНСКАЯ 08.03.1913 13.03.1914 Никодим Быстрицкий ОРЛОВСКАЯ 15.07.1828 30.12.1839 Никодим Воскресенский БАРНАУЛЬСКАЯ 08(21)11.1924 ДЕМЯНСКАЯ Никодим Гонтаренко ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 18(31)08.1942 Никодим Грек БАТУРИНСКАЯ, самозв. (Казак.) (1693) Никодим Казанцев ЧЕБОКСАРСКАЯ 14.02.1854 18.09.1861 в/у ВЯТСКАЯ 18.05.1859 25.03.1860 КРАСНОЯРСКАЯ 18.09.1861 06.04.1870 РЫЛЬСКАЯ 09.01.1911 15.11.1913 БЕЛГОРОДСКАЯ 15.11.1913 28.12.1918 10.01.1919) Сщмч. Никодим Кроткое БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

120 Статья Ройса о Джемсе в сборнике «William James and Other Essays» (1911); очень хорошую сводку исторических данных об американской философии дает Б. В. Яковенко, к сожалению, в тенденциозно-искривленной перспективе: Современная американская философия. «Логос» (русское издание). Кн. 3–4. 1913. С. 270–343. См.: L. van Becelaere. О. P. La philosophie en Amérique depuis les origines jusqu’ à nos jours (1607–1900). 1904; Frothingham O. B. Transcendentalism in New England. 1886; книгу Woodridge Riley J. American Philosophy: The Early Schools. 1907; и его же статьи в «Révue philosophique», 1919 и 1920 гг. 121 Эта сторона философии Джемса подчеркнута в замечательной книжечке Flournoy. La philosophie de William. James (Saint Biaise: «Foyer solidariste», 1911). «Тихизм» – от греческого слова τχη, случай. 122 Милль Джон Стюарт (1806–1873) – английский философ и экономист, идеолог либерализма; основатель английского позитивизма, последователь О. Конта; в этике соединял принцип эгоизма (утилитаризм) с альтруизмом. 129 См. заключение книги о Varieties of the Religious Expérience (1902) и книжку «A Pluralistic Universe» (1909) (во франц. переводе – «La philosophie de l’Experience», 1912). 130 Здесь оставляются в стороне, собственно, «богословские» заключения Джемса, в которых он не освобождается от осужденного им же рационализирования религиозного опыта. См. глубокие размышления на тему об антиномичности религиозного опыта в известной книге священника о. Павла Флоренского: Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М., 1914. 134 Аттила (Attila) (?–453) – предводитель гуннов с 434 г.; возглавил опустошительные походы в Восточную Римскую империю (443, 447–448), Галлию (451), Сев. Италию (452). При Аттиле гуннский союз племен достиг наивысшего могущества. 135 «Армия Спасения» – современная религиозная благотворительная организация, созданная в 1865 г. в Лондоне. 137 Уайльд (Wilde) Оскар (1854–1900) – английский писатель, близкий к французским символистам; в философском романе «Портрет Дориана Грея» (1891) развенчал декадентское представление о красоте, чуждой нравственности. Флоровский намекает на известную историю с обвинением Уайльда в безнравственном поведении, в результате чего тот оказался в тюрьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Более точные цифровые данные, как увидим, вполне за него. Не однажды уже отмечался в печати и поэтому не нами впервые отмечается тот факт, что для московской епархии – и в этом особенные заслуги Вифанской 2021 семинарии для церкви – последняя давала в прошлом наибольшее количество пастырей вообще, а в частности и в особенности сельских. Правда, по отсутствию биографических сведений о некоторых питомцах этой школы, мы не имеем возможности дать общего итога выходивших отсюда тружеников на ниве Христовой. Но за то и имеющиеся у нас цифровые данные являются красноречивым показателем того, какой большой процент священнослужителей давал этот рассадник просвещения и в каком изобилии Господь, Владыка вертограда, —287— Всегда (один) плоды в нем возращал И для овец святого стада Он добрых стражей посылал 2022 . Так, нам известно, что из 1785 воспитанников, о которых у нас имеются точные сведения 2023 , около 1350 человек было священнослужителями, из какового числа диаконами было всего только около 200 человек, остальные (1150) были священниками. Причем в списках воспитанников можно указать такие курсы, питомцы которых, можно сказать, в целом своем составе поступали в ряды священнослужителей. Таковы, например, курсы 1854, 1856 года и др. При этом нужно заметить, что большинство из священнослужителей были скромными, не всегда заметными делателями на ниве Христовой, образующими собою как бы отдаленные для нас и не всегда ясные созвездия, необходимые однако в общей гармонии, о которых говорит поэт: Есть много мелких, безымянных Созвездий в горней вышине, – Для наших слабых глаз туманных Недосягаемы они, – И как они бы не светили, Не нам о блеске их судить,– Лишь телескопа дивной силе Они подвластны может быть... Но в рядах этих скромных делателей всегда сияли и доселе сияют своею полезною деятельностью и более крупные созвездия, жизненные лучи коих не исчезали иногда и по прекращении их чреды служения на земле. Таковы, например, отчасти уже упомянутые нами деятели, архипастыри, протоиереи и священники: протоиерей Алексей Е.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это было в присутствии ключаря и некоторых других членов причта. Ключарь, назначенный в эту должность назад тому два года, до сих пор не принимал ризницы и потому не знал, всё ли цело соборное имущество; между тем описи сего имущества хранились под замком у Протоиерея и никому не показывались. Когда я, истребовав от него эти описи, приказал учредить особую комиссию для обревизования соборного имущества и составления новой описи, —674— 1867 г. комиссия эта, при пересмотре соборного имущества и сличения оного с описями, между прочим, открыла, что на одной из митр, значащейся по описи 1837 г. под 1 украшенною жемчугом и драгоценными камнями, в настоящее время недостает нескольких изумрудов; другая митра, значащаяся по описи 1854 г. под 2 и также украшенная жемчугом и драгоценными камнями, в настоящее время сохраняет на себе только незначительную часть жемчуга. О сем производится исследование. О недостаточном знании Протоиереем Никоновичем церковного устава, кроме многих других опытов, ясно свидетельствует следующий случай. Однажды, присутствуя при праздничном всенощном бдении, я слышу, что псаломщик не ту читает кафизму, какая положена на этот день по уставу. Подозвавши Протоиерея, я спросил его, какие положено сегодня читать кафизмы; он отвечал, что не знает. Если настоятель кафедрального собора, около 30-ти лет служащий в священническом сане, не знает церковного устава и порядков богослужебных, что сказать о других младших членах причта? И действительно, в первые дни моего здесь служения, меня крайне поражало совершенное незнание порядков церковного богослужения, какое видел я во всех членах кафедрального клира. Если же нет чинного богослужения в кафедральном соборе, что сказать о приходских, и в особенности сельских церквах? Из всего вышеизложенного Ваше Высокопреосвященство изволите усмотреть, может ли и должен ли оставаться Протоиерей Никонович настоятелем кафедрального собора. III. Перемещение Протоиерея Копаевича от собора, хотя и уездного города, к приходской, хотя бы и губернского города, церкви будет для него не наградою и поощрением, а скорее оскорблением, ничем им незаслуженным. Притом, в Витебске нет ни одной церкви, кроме единоверческой Благовещенской, которая была бы не из воссоединенных. Наконец, назначение Копаевича членом консистории, несоединенное с настоятельством кафедрального собора, после того как он был уже в звании члена консистории при Полоцкой кафедре, составило бы для него не почет, а только подвиг с его стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

A. de Lagarde. Conslitutiones Apostolorum Lipsiae et Londini. 1862). Мы остановили свой выбор на издании Flemming " a, считая его лучшим из всех существующих изданий, ибо – а) оно свободно от той односторонности в пользовании рукописным материалом, какая замечается в изданиях Lagarde, Nau и Gibson и b) здесь использован весь текстуальный материал – все предшествующие издания и все манускрипты, сюда относящиеся. Латинское издание Функа, явившееся приблизительно через полтора года после издания Flemming " a, не привнесло в текстуальном отношении ничего нового, и кроме того, оно может возбуждать некоторое сомнение в объективности и полном беспристрастии в виду особенной научной заинтересованности Функа в судьбе этого памятника и естественного желания из нескольких вариантов текста выбирать тот, который наиболее благоприятствует его теории 2 . В тех местах Дидаскалии, которые имеются в латинских фрагментах Hauler " а, Функ буквально повторяет эти фрагменты, отдавая им решительное предпочтение сравнительно с сирийским текстом, а между тем, по отзыву выдающегося знатока древнехристианской письменности проф. Zalin’a сирийский переводчик гораздо строже придерживался греческого подлинника, находившегося под его руками, нежели переводчик латинский (Zalin, Neue Funde aus der alien Kirclie. – Neue kirchliehe Zeitschrift. 1900. В. IX. s. 433–438). В верху каждой страницы, как и в тексте перевода, мы удерживаем те условные знаки, которые находятся в издании Флемминга и имеют следующее значение: 1) Латинская буква S (у Flemming " a – еврейская) обозначает сирийский текст по изданию Лагарда (Lagarde. Didascalia Apostolorum Syriace. Lips. 1854); цифра при ней – страница этого издания; одна наклонная (у Flemming " a – вертикальная) линия, следующая за цифрой, указывает, что данная страница начинается с того места, где эта линия поставлена нами в тексте перевода. 2) Латинская буква L – латинское издание Hauler " a (Didascaliae Apostolorum fragmenta Veronensia latina. Lips. 1900), цифра – фрагмент (всех фрагментов у Hauler " a – 64); две наклонные линии отмечают место в переводе, с которого начинается этот фрагмент; знак ://: – конец фрагмента.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, с. 117. 30 Т.е. своего рода систематизаторских трактатах (как, напр., Summa Theologiae Фомы Аквинского). 31 В черновых материалах Флоренского находится выписка о композиции од Пиндара и Поля Клоделя со следующей ссылкой: «Максимилиан Волошин. Лики творчества. Книга первая. СПб., 1914 (статья «Поль Клодель»)». Данная цитата – с. 118. См. также: М.Волошин. Лики творчества. Л., 1988, с. 72. 32 Т.е. своего рода систематизаторских трактатах (как, напр., Summa Theologiae Фомы Аквинского). 34 Новалис. Фрагменты. М., 1914, с. 16. По черновым записям П.Ф.: «Всякий метод есть ритм: если кто овладел ритмом мира, это значит, что он овладел миром. У всякого человека есть свой собственный индивидуальный ритм. Алгебра – это поэзия. Ритмическое чувство есть гений». 36 В черновиках Флоренского есть следующая записка: «Шеллингианцы в России 1. Д.М.Велланский (1774 – 1847) 2. М.Г.Павлов († 1840) 3. М.А.Максимович (1804 – 1873) 4. А.Д.Галахов (1807 – ) 5. Н.Д.Курляндцев (1802 – 1835) 6. В.А.Андросов (1803 – 1841) 7. А.И.Галич (1783 – 1848) 8. И.И.Давыдов (1794 – 1866) (Вероятно, описка. Надо 1863.) 9. Н.И.Надеждин (1804 – 1856) 10. В.Ф.Одоевский (1803 – 1869) 11. Д.В.Веневитинов (1805 – 1827) 12. И.В.Киреевский (1806 – 1856) 13. А.А.Елагин 14. М.П.Погодин (1800 – 1875) 15. С.П.Шевырев (1806 – 1864) 16. Н.А.Полевой (1796 – 1846) 17. К.А.Полевой (1801 – 1867) 18. А.А.Григорьев (1822 – 1864) 19. М.Н.Кареев (1818 – 1887) 20. П.Я.Чаадаев (1793 – 1836) (Вероятно, описка. Надо 1794 – 1856.) 21. Ф.И.Тютчев (1803 – 1873) 22. В.Г.Белинский (1801 – 1848) 23. А.С.Хомяков (1804 – 1360) 24. И.Г.Михневич (1809 – 1885) 25. прот. И.М.Скворцов (1795 – 1863) 26. прот. Ф.Ф.Сидонский († 1873) 27. прот. Ф.А.Голубинский (1797 – 1854) 28. В.Д.Кудрявцев (1828 – 1891) (Вероятно, описка. Надо 1892.) 29. Вл. С.Соловьев (1853 – 1900) 30. кн. С.Н.Трубецкой (1862 – 1905) 31. С.Н.Булгаков 32. Вяч. Иванов » О шеллингианской традиции в России см.: Каменский З.А. Русская философия начала XIX b. и Шеллинг. М., 1980; Московский кружок любомудров. М., 1980. Сахаров В.И. О бытовании шеллингианских идей в русской литературе. – Контекст77. М., 1978. Сокулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф.Одоевский. Мыслитель. – Писатель. М., 1913, т. 1, ч. I – II. Литературные вечера и салоны. Первая половина XIX b. М. – Л., Academia, 1930. Колюпанов Н. Биография А. И. Кошелева. СПб., 1889, m. I – II. Ахутин А.В. София и черт (Кант перед лицом русской религиозной метафизики). – («Вопросы философии», 1990, с. 51 – 69.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Ни один вменяемый социалист не пишет теперь картины будущего в том смысле, чтобы с ее помощью сказать человечеству: так, а не иначе должно быть для господства совершенного счастья на земле, тут рецепт, который быстрее и вернее всего приведет к желанной цели» (Bernstein Eduard. Zur Geschichte und Theorie des Socialismus. Berlin, 1901. S. 172). Бернштейн (Bernstein) Эдуард (1850–1932) – один из лидеров германской социал-демократии и 2-го Интернационала, идеолог реформизма. Участвовал в разработке Готской программы германской социал-демократии (1875). Во 2-й пол. 90-х гг., ссылаясь на собственное исследование тенденций общественного развития, выступил с критикой теоретических основ марксизма как устаревших. Бернштейн отвергал научное обоснование социализма, считая его этическим идеалом, учение о неизбежности краха капитализма, о революции и диктатуре пролетариата, выдвинул программу реформ капитализма («Конечная цель – ничто, движение – все»). 757 См. об этом: Kautsky Karl. Das Erfurter Programm. Stuttgart, 1892. S. 137–138 и др. Каутский (Kautsky) Карл (1854–1938) – один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и 2-го Интернационала, центрист. В 1883–1917 гг. редактор теоретического журнала германской социал-демократии «Нойе цайт». С 1881 г. проживал в Лондоне, где в 1885–1890 гг. тесно сотрудничал с Ф. Энгельсом. С 1905 г. начал выступления против радикальных марксистов (Р. Люксембург и др.). С наступлением 1-й мировой войны занял пацифистскую позицию. Октябрьскую революцию в России встретил враждебно. Эрфуртская программа Социал-демократической партии Германии была принята в октябре 1891 г. на партийном съезде в Эрфурте; заменила Готскую программу 1875 г. Первая и единственная после объединительного съезда в Готе марксистская программа социал-демократической партии Германии. Решающее влияние на разработку основных теоретических положений Эрфуртской программы оказал Фридрих Энгельс. 758 Weisengrün Paul. Der Marxismus und das Wesen der sozialen Frage. Leipzig, 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

19) Никита Петрович Гиляров-Платонов – 2-й магистр XVI курса. Сын священника г. Коломны, учился в Москов. семинарии и Академии, которую окончил в 1848 г. Магистерское сочинение написано было им на тему: «О потребности вочеловечения Сына Божия для спасения рода человеческого». По окончании курса, как бакалавр, читал лекции по герменевтике и учению о вероисповеданиях, ересях и расколах. Был выдающимся преподавателем; его слушали, «затаив дыхание». В 1854 г. закончилась его профессорская деятельность. Это зависело от воли м. Филарета. В 1855 г. вышел из духов. звания, причем духов. начальство все-таки аттестовало его «исправным и надежным». В Москве сошелся с кружком славянофилов и был ближайшим сотрудником «Рус. Беседы», «Дня», «Москвы» и позднее «Руси»; вместе с Ю. Самариным переводил богословские сочинения Хомякова, изд. за границей, на русск. язык. Участвовал и в «Рус. Вестнике», потому что не чуждался и других течений общественной мысли, помимо славянофильских. С 1856–63 г. был цензором Моск. комитета, причем широта его взглядов, смелое направление мысли, дисциплинированное духовной школой, делали то, что многие повременные издания и литературные работы держались и видели свет только благодаря отваге цензора, в существе дела благонамеренного, хотя и не всегда согласного с конкретными требованиями высшего цензурного начальства. 11 августа 62 г. Гиляров принужден был оставить цензорство и получил назначение на должность чиновника особых поручений при Министерстве Народн. Просвещения. В этой должности он работал над выработкой нового цензурного устава. В августе 63 г. получил место управляющего Моск. Синод. типографией, где упорядочил библиотеку, реставрировал типограф. палаты, которые старался охранить от использования в коммерческих целях. Не сойдясь во взглядах с новым об.-прокур., графом Д. А. Толстым, в 1867 г. Гиляров оставил казенную службу навсегда, чтобы посвятить себя исключительно публицистической деятельности. 1 декабря 67 г. вышел 1-й Гиляровских «Соврем. Известий», которые после того издавались в течение 20 лет. За это время журналист-философ, христиански и научно образованный, честно поработал обществу, сближая его с жизненно-церковной областью, освещая своим православно-русским миросозерцанием общественные вопросы, разбирая и указывая ложные стороны теорий социализма, утилитаризма, индивидуализма и т. д. Выдающийся талант среди современных публицистов, отличавшийся богатством мысли и слова, честный воспитанник духовн. школы, Гиляров скончался в бедности и нужде 13 окт. 1887 г. и погребен на кладбищ Новодевич. монастыря. Сборник его сочинений издан в 2 х томах К. П. Победоносцевым (1899–1900); в сборнике помещен ряд статей по преимуществу церковно-исторического и философского характера. Здесь же помещены и автобиографические записки автора «Из пережитого», ярко характеризующие духовную среду и школу, какую прошел автор 370 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010