Прочитайте, отец наместник, прилагаемую при сем рукопись. Годится ли сделать ее известною? Надобно ли указать нам наши погрешности, если не для исправления, по крайней мере, для признания, к смирению нашему: или не надобно и говорить о том, чего не захотят исправить, чтобы не давать пищи бесполезным пересудам? Какие по сим вопросам, и кроме их, придут вам на мысль замечания, сообщите мне их, с возвращением рукописи. Не жестоко ли слово о Англичанах и Французах, что у первых родилось безбожие, а у других царствовало? Лучше ли было сказать о сем, или умолчать? Мир вам и братии. Февраля 16-го 1855. Письмо сие, без сомнении, относится к беседе в день памяти Святит. Алексия, феврал . 12, 1855 г. Сл. и речи Фил. М. М. ч. 3-я, 1861. Стр. 111. В подлинной беседе сказано несколько прикровенно о том, что есть «в нынешних народах, именующихся христианскими: у одного из них противохристианское неверие и безбожие с дерзостью явилось в некоторых умах и в книгах, и перешло к другому; а у сего другого не очень давно воцарено было государственным законом; и ныне видим, что сии же народы воздвигли яростную войну против христиан в защиту врагов христианства» (стр. 113). 1026 Отцу наместнику Божие благословение и мир, и братии обителей. Немного дней не писал я к вам, и как будто век прошел в сие время. Вот уже другое царствование. Гласом силы возгреме Господь над Россией 81 . Но мы, как сопутники Павла в Дамаску, поражены слышанием гласа, и не разумеем, что он глаголет. Не соединит ли Господь с поражением и некоторое исцеление? Много раздражали Европу, взводя вину раздоров лично на покойного Государя: нынешний приходит невинною душою, и против него нечего сказать. Не опомнятся ли народы, и не подумают ли, что напрасно разоряют сами себя? Но сомнительно. Давно видны приметы, что готовится общий заговор Европы против России; он успевает медленно, но не останавливается. Новая примета в том, что Англия и Франция не хотят ясно сказать, как разумеют предварительные пункты мира. Не признак ли это, что готовятся дать им, как можно, злое толкование? Обрати ны, Господи, и обратимся, и помолимся, и спасемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

По возвращении в Москву в 1842 г. Б. стал экстраординарным профессором и занял после смерти Каченовского кафедру истории и лит-ры слав. наречий в Московском ун-те, в 1847 г. был избран ординарным профессором. Преподавал слав. языки, общую историю слав. народов, курс «Славянские древности» (археология), проводил практические занятия по слав. языкам (польск., чеш., серб.), среди учеников Б.- А. Ф. Гильфердинг , А. Л. Дювернуа, А. А. Котляревский , А. А. Майков, Е. П. Новиков , Н. П. Некрасов и др. Студентами Б. в Московском ун-те были также мн. болгары, впосл. деятели болг. национального возрождения (М. С. Дринов и др.). В лекциях Б. уделял много внимания истории Православия и стремился объяснять историю слав. народов в т. ч. и влиянием религ. факторов (борьбой Православия с католицизмом, исламом). В 1845 г. Б. был избран секретарем ОИДР, с 1846 г. являлся редактором «Чтений в обществе истории и древностей российских» (ЧОИДР). В 1848 г. он опубликовал записки Дж. Флетчера «О государстве Русском, или Образ правления русского царя», к-рые имп. Николай I счел оскорбительными. Б. был отстранен от преподавания в ун-те, уволен с должности секретаря ОИДР и направлен в Казанский ун-т, но уезжать из Москвы отказался и подал в отставку. В дек. 1849 г. ученого восстановили в должности профессора Московского ун-та, в 1854 г. избрали членом-корреспондентом имп. АН, в 1857 г. он вновь стал секретарем ОИДР и редактором ЧОИДР. Б. также состоял членом Об-ва истории и древностей югославян в Загребе (1850), Об-ва серб. словесности (1855), ОЛРС (1858), членом-корреспондентом РАО (1861). За труд «О времени происхождения славянских письмен» удостоен степени д-ра славяно-рус. филологии (1855). Нек-рые из идей своей диссертации Б. развил в работах «Новые открытия в области глаголицы» и «Кирилл и Мефодий». С 1859 г. Б. заведовал типографией Московского ун-та. В 1863 г. издал замечания к новому университетскому уставу, в к-рых защищал необходимость изменений в структуре историко-филологического фак-та. Б. выступил сторонником университетской автономии, но большинство профессоров Московского ун-та его не поддержало. В 1864 г. совершил 2-ю зарубежную поездку, во время к-рой посетил Дубровник, Прагу, Вену, Баутцен. В 1868 г. Б. не был переизбран в ун-те профессором на очередной срок и подал в отставку, уволен в звании заслуженного профессора, до конца жизни продолжал исполнять обязанности секретаря ОИДР, редактора и издателя ЧОИДР.

http://pravenc.ru/text/149647.html

П.В. Долгоруков Бароны Клинковстрёмы Мартын Клинков (Klinckow), уроженец померанский, советник померанского областного правления (regierungsrath) и капитан (schlosshauptmann) стральзундского замка, возведён был Королём Шведским Карлом XI, 30 декабря 1684 года, в дворянское достоинство под именем «Клинковстрёма» (Klinckowström). Двое из внуков его, канцлер померанский Густав-Туре (Тниге) и Леонгард, возведены были Королём Фридрихом-Адольфом, 8 января 1759 года, в Баронское Шведского Королевства достоинство. Другой из потомков Мартына Клинковстрёма, Карл-Фридрих (рождение 1738 † 1816), прусский генерал-лейтенант и кавалер ордена красного орла 1 степени, возведён был Королём Фридрихом-Вильгельмом III, 6 июля 1798 года, в Графское Прусского Королевства достоинство. Потомки его состоят в прусском подданстве. Потомки же вышеупомянутого барона Густава-Туре (рождение 1693 † 1765) находятся въ Фннлявдш, и состоят в российском подданстве. Один из них, Вильгельм Леонович(† 1850), был действительным тайным советником и гофмейстером Российского Двора. Герб баронов Клинковстрём: щит разделён на 4 части золотым мальтийским крестом. В 1-й части, в голубом поле, серебряная шестиугольная звезда, окружённая лучами; во 2-й части, в красном поле, белая палатка; в 3-й части поле разделено диагонально слева направо: правая половина голубая, левая золотая, и в них бегущая вправо куница; в 4-й части, в чёрном поле львиная голова, вправо обращённая. Посреди герба красный щиток, в коем три орлиные головы, вправо обращённые. На гербе баронская корона, и по бокам её два шлема с баронскими же коронами. Из правого шлема вылетает белый орёл; из левого шлема выходит красный гриф, вправо обращённый. Намет попеременно золотой и серебряный, подложенный голубым и красным. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Известен своей идиллией «Поль и Вирджиния» (1788), в которой прозвучали культурные и поэтические темы романтизма. 181 Солипсизм – философское учение, признающее достоверным лишь существование мыслящего субъекта, а весь остальной мир рассматривающее как состояния или полагания его сознания. В последовательной форме солипсизм в истории философии практически не был выражен, но его элементы, в сочетании с объективно-идеалистическими предпосылками, имеются, например, у Дж. Беркли и И. Г. Фихте. 188 Персонаж, от лица которого написан «Дневник лишнего человека» (1850) И. С. Тургенева (первая публикация – Отечественные записки. 1850. 189 Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку (лат.). По древнему мифу, богу Юпитеру приглянулась дочь финикийского царя Европа. Юпитер превратился в быка и похитил ее (или же послал за ней быка, доставившего Европу на о. Крит Юпитеру). 201 Из гущи жизни загребайте прямо (пер. Б. Л. Пастернака) (Гете И. В. Фауст. Т. 1: «Театральное вступление»). 202 Тамже, 125,137. См. также письмо Тургенева Леонтьеву от 11 февр. 1855 г. Тургенев, указ. соч., письма, II, 259, 553. Goethe, Faust, l, Vorspiel auf dem Theater, 167 (Lustige Person). 208 Анненков П. В. Литературные воспоминания (1960), 393; также Клемон М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева (1934), 60–62. 213 Возможно, Иваск имеет в виду Правина из повести А. А. Бестужева-Марлинского «Фрегат «Надежда " » (1833). 220 Комедия И. С. Тургенева «Месяц в деревне» была поставлена в Московском Художественном театре К. С. Станиславским в конце 1909 г. Весь спектакль, по отзывам критиков, был подчинен эстетической тональности «тонкого эстета» Ракитина, мастерски сыгранного Станиславским. Спектакль с большой лирической силой воскрешал на сцене поэзию ушедшего прошлого барских усадеб, делал акцент на красоте и благородстве внутреннего мира человека. 222 Руфь и Вооз – персонажи ветхозаветной «Книги Руфи». Оставшись без мужа, Руфь становится женой его родственника Вооза. 223 Письмо от 12 июня 1851 г. Л IX, 84–88.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

154 «О лице Иисуса Христа» и «Апологетика» (Christliche Glaubenslehre. Erster Band. Grundlegung oder Apologetik. 1879). 156 Отсылая читателей для более подробного ознакомления с представителями теистической школы и их учениями к прекрасной статье Ф. Гусева в «Труд. Киевск. акад.», мы скажем вкратце лишь о самых главных представителях школы. 157 Из его сочинений более замечательны: a. «Religion und Philosophie in ihren gegenseitigen 1834. b. «Ueber die Bedingungen eines speculativen Theismus». 1835. c. «Die speculative Theologie». 1846–47. d. «System der Ethik». 1850. e. «Die Religion und Kircben». 1852. f. «Antropologie». 1852. g. «Theistische Weltansicht». 158 Из философско-богословских сочинений его назовем главнейшие: a. «Ueber den Standpunkt der philosophischen Wissenschaft mit besonderer Beziehung auf das Hegelsche System». 1829. b. «Die Idee Gottes». 1833. c. der Metaphysik». 1835. d. «Philosophische Dogmatik». 1855. 159 Сочинения его: a. «Ueber Princip und Methode der Hegelschen Philosophie». 1841. b. «Das Grundprincip der Philosophie». 1845–1846 c. «Glauben und Wissen». d. «Gott und Natur». 1862. – «Бог и природа». Казань, 1867. 2 тома. e. «Gott und Mensch». 1866. 160 Подробности о развитии современной натурфилософии см. в моей статье: «По поводу издания богословских лекций» протоиер. Сидонского («Христ. Чтен.» 1876, т. II). 164 Drobisch. Grundlehre der Religions philosophie, 1840. Taute. Religionsphilosophie von Standpunkt der Philosophie Herbarts, 1850 и др. 166 «Ueber die Unsterblichkeit der Scele» 1874; ср. его же «Darwinismus und Philosophie», Dorpat, 1877. 167 Подробнее см. об этом в моих статьях по поводу спиритического движения в России «Церк. Вестн.» 1875–6 г. 168 Спириты насчитывают в настоящее время число своих последователей во всех странах мира до 25 миллионов и уверяют, что в одних Североамериканских штатах находится около 11 миллионов их собратий. 169 По точным данным, сообщаемым в сочинении М. Перти «Die sichtbare und die unsichtbare Welt», стр. 210, в разных странах и на разных языках издается до 33 спиритических журналов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

247 Резолюц. 10 дек. 1856 г. Душ. Чт. 1872 г. ч. III. стр. 349, Подобные примеры можно видеть так же в резолюциях 28 апр. 1851 г. (Душеп. Чт. 1890 г. ч. III, стр. 460), 30 марта 1850 г. (Душ. Чт. 1892 ч. II. стр. 289) и др. 252 Там же, стр. 160, 210, 220. Равным образом он неоднократно настаивал (в 1828, 29, 31 и 37 годах) и «на освобождении православной богословии от ига языческого и папского латинского языка»; но встречал сначала «прекословия», а потом «колебания». См. письма его к Филарету Гумилевскому . Чтен. Общ. любит. 1872 г. кн. III, отд. III, стр. 50 и 52. 253 Собр. мнен. и отз. т. дополнит. стр. 36. При этом считаем нелишним несколько выяснить проектируемое Филаретом положение окончивших курс семинаристов, чтобы уяснить сущность рекомендуемой им меры. Семинаристы эти, по означенному проекту Филарета, хотя и считались кончившими курс, но до определения на места должны, были, «состоять в семинарских списках и принадлежать к ведомству семинарий». Некоторые из них, беднейшие – не имеющие ни родителей, ни родственников, – должны были и жить при семинариях на казенном содержании. Все они, равно как и живущие у родных, обязаны были употреблять это время до определения на места «на дальнейшее образование себя и на приготовление к будущему своему служению»; при чем в известные сроки должны были давать отчет в своих занятиях семинарскому начальству (Собран. мнен. и отз. т. дополнит. стр. 35–37; ср. т. II, стр. 220). Комиссия духовных училищ одобрила этот проект, и последний, хотя и с некоторыми изменениями, получил в 40 годах осуществление в так называемых «особых приготовительных классах для кандидатов священства из окончивших курс семинарского учения» (Собр. мнен и отз. т. дополнит., стр. 125–127; резолюц. 30 марта и 24 октября 1850 г. в Орлов. изд., стр. 632; резол. 22 декабря 1855 г. Душеп. Чтен. 1883 г., ч. 3, стр. 379). 254 «Положение о приготовительном к священству классе в Московской епархии». Душеп. Чтен. 1872 г. ч. II, стр. 226, XI. 255 Первое определение Св. Синода об открытии миссионерских отделений (при С.-Петербургской академии и семинариях ее округа) относится к 15 сентября 1853 г. Собран. постановлен. по части раскола, кн. II, стр, 534–540.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Шло интенсивное строительство шоссейных дорог с твердым покрытием по системе Дж. Макадама. В период с 1833 по 1855 г. построено 6,5 тыс. км шоссейных дорог. Среди них Брест-Литовское шоссе на Варшаву и шоссе на Динабург (ныне Даугавпилс), ныне Киевское шоссе. Шоссе имели стратегическое значение и были подведомственны Главному управлению путей сообщения. Особое значение имело развитие железнодорожного сообщения. Строительство Царскосельской дороги началось 1 мая 1836 г., а 22 мая 1838 г. было открыто движение на всем ее протяжении (25 верст). 13 янв. 1841 г. принято решение о строительстве магистрали, соединяющей С.-Петербург и Москву, к-рое было в основном завершено к 1851 г. В февр. 1851 г. утвержден проект строительства железной дороги до Варшавы (доведена до Гатчины; 41 верста). Широко развивался и водный транспорт с паровым двигателем, в 1850 г. пароходы ходили по Волге, Днепру, Волхову, Неве и по Ладожскому и Онежскому озерам, Аральскому м., также по озерам Ильмень и Байкал. К 1860 г. только в Волжском бассейне было более 350 пароходов. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина 1839-1843 гг., укрепившая рубль, ввела серебряный монометаллизм и также способствовала экономическому развитию страны. Она обеспечила устойчивое денежное обращение до начала Крымской войны. Предпринимались и различные меры для поощрения торговли. 6 дек. 1836 г. подписан 1-й специальный закон об акционерных товариществах, которым разрешалось основание компаний с именными акциями. В 1842 г. появились первые сберегательные кассы, утвержден их устав. Крупнейшими ярмарками были Нижегородская, торговые обороты к-рой увеличились с 12,7 млн р. в 1825 г. до 57,6 млн р. в 1852 г., Харьковская, Коренная в Курске, Ирбитская. По подсчетам Миронова, общее количество ярмарок во 2-й четв. XIX в. увеличилось с 4969 до 5620 (на сопоставимой территории - с 3707 до 4229). При общем положительном сальдо оборот внешней торговли увеличился с 153,6 млн р. (золотом) в 1821-1825 гг. до 283,3 млн р. в 1846-1850 гг., т. е. в 1,8 раза. В экспорте преобладали зерновые (до 35% от стоимости экспорта), лен, пенька и сало. На долю металлов приходилось 7,5% вывоза, а промышленных изделий - 5,5%. В экспорте России все больший удельный вес занимала торговля пшеницей. С 1832 по 1840 г. объем экспорта зерна ежегодно возрастал более чем на 50%. В структуре российского импорта преобладали хлопок (12,8%), красители (5,8%) и машины (5,1%). Главным торговым партнером Российской империи в 30-х гг. XIX в. была Великобритания (37% сельскохозяйственного экспорта; в германские гос-ва - 11, во Францию - 10%). Из Великобритании ввозились машины, промышленные товары, шотландский уголь (73% российского импорта). В 40-х гг. по мере роста промышленного производства в России и развития торгово-экономических отношений с др. странами удельный вес англ. торговли снижался. Рус. текстильная промышленность стала соперничать с английской, а отечественные ткани вышли на мировой рынок. Наука и образование

http://pravenc.ru/text/Николай I ...

Пускай олимпийцы завистливым оком Глядят на борьбу непреклонных сердец. Кто, ратуя, пал, побеждённый лишь Роком, Тот вырвал из рук их победный венец (1, 129). 1850 Ощущение времени как бездны между отдельными мгновениями жизни — подобная острота восприятия, сверхчувствительность восприятия времени — ни у кого, кажется, кроме Тютчева не встречается более. Увы, что нашего незнанья И беспомощней и грустней? Кто смеет молвить: до свиданья Чрез бездну двух или трёх дней? (1, 158) 1854 Лишь одно оставляет человеку эта неумолимость бездны времени: безнадёжную надежду мольбы: О время, погоди! (1, 160) 1855 Впрочем, само время делает восприятие себя самого всё трагичнее и безнадёжнее. Сравним времяощущение трёх поэтов, пытающихся заглянуть в будущее. У Пушкина — лёгкая улыбка грусти и надежда: Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живёт; Настоящее уныло: Всё мгновенно, всё пройдёт; Что пройдёт, то будет мило. 1825 Четверть века спустя Тютчев уже не столь предаётся лёгкости надежды: Не рассуждай, не хлопочи!.. Безумство ищет, глупость судит; Дневные раны сном лечи, А завтра быть чему, то будет. Живя, умей все пережить: Печаль, и радость, и тревогу. Чего жалеть? О чём тужить? День пережит — и слава Богу! (1, 126) 1850 Поэт философски смиренен. Вл. Ходасевич убеждён лишь в неизбежной гибели, которую только и способно принести время: Не жди, не призывай, не верь: Что будет — есть уже теперь. Глаза усталые смежи О счастии не ворожи! Но знай: придёт твоя пора — И шею брей для топора. Поэт XX столетия без надежды взирает на жизнь, на время, на будущее. В середине предшествующего века Тютчев неколеблемо знал, где и в Ком человек такую надежду может обрести. Но чтобы обрести её, эту надежду, необходима вера — и поэт ставит проблему, важную для всех времён: раскрывает сущностную причину всех бед и страданий самоутверждающегося человеческого Я — как и его, поэта, собственной муки: Не плоть, а дух растлился в наши дни,

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

с. за финский язык и потом 300 р. за эстский, за перевод же богослуж. книг особо (см. ниже), помощник Солнцева по классу живописи – 286 р. с. 345 , техник Коротков 600 р. с, но после него на наем техника 100 – 150 р. и даже 300 р. (1866 г.), преподаватель монгольского языка Попов 1200 р., препод. немецкого языка (с 1856 г.) и французского (с 1857 г.) по 300 р., врач за преподавание еще 143 р. с, каковой оклад, по закрытии медицины, передан учителю при воскресной школе; священник семин. церкви (с 1859 г.) 400 р., дьякон – 300 р. Письмоводители, которых было от 4 до 6, 346 получали от 36 р. до 84 (старший). Наставники из воспитанников дух. академии, по прежнему, получали классные оклады – по ученой степени, пока оставались в духовном звании. В 1845 г. даже было предписано не выдавать классных окладов наставникам овдовевшим, «если только не объявят они письменного желания поступить в монашество». Единовременное пособие, выдаваемое на первоначальное обзаведение воспитанникам академии при поступлении на духовно-учебную службу, в 1843 г. возвышено с 28 р. с. до 50 347 . Казенные квартиры в здании семинарии (до 60-х годов) предоставлены были: ректору, инспектору, эконому, смотрителю дома, помощникам инспектора, (которым дозволено было пользоваться и ученическим столом), так же и секретарю. С июня 1842 г. разрешено давать квартиры холостым наставникам семинарии в бывших семинарских комнатах в Александроневской лавре, но с 1857 г. лавра сама уже нуждалась в этих комнатах и давать квартиры семин. наставникам не находила удобным. Отоплять же квартиры в лавре наставникам приходилось на свой счет, впрочем семинария выдавала иногда дрова, вообще по прошениям наставников, напр. Бобрикову (1849 г.) и Михайлову (1850 г.) положено было отпускать по 10 саж. берез, дров, священнику Денисову в 1850 г. единовременно 5 саж., Красносельскому в 1852 г. единовременно 6 саж., а с 1855 г. ему и Травлинскому, жившим в лавре, по 10 саж. Денежное квартирное пособие получали более заслуженные из преподавателей (Боголюбов и Савваитов) по 100 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константин Дмитриевич Ушинский (03.03.1823–03.01.1871) Собрание сочинений Константин Дмитриевич Ушинский Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. Биография Родился в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна (урождённая Карпинская) умерла, когда сыну было 12 лет. Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее. В сентябре 1848 года Ушинский произносит речь «О камеральном образовании». Он предложил собственную систему камерального образования, в основе которой было изучение семьи, общества и народного хозяйства. Идеи Ушинского казались радикальными, излишне демократичными. В 1850 году он был вынужден оставить лицей. Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где устроился на достаточно мелкую чиновничью должность столоначальника Департамента духовных дел и иностранных вероисповеданий. Стал сотрудничать в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854—1855). В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания. Во многом стараниями Ушинского во второй половине 1850-х годов в российском обществе проснулся интерес к педагогике. Ушинский стал активным автором одного из новых изданий — журнала «Воспитание». Программной стала одна из первых статей Ушинского, опубликованных в этом журнале — «О пользе педагогической литературы» (1857 год). В том же году «Воспитание» публикует ещё одну фундаментальную статью Ушинского — «О народности в общественном воспитании».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ush...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010