Картина весьма колоритная, и это в стране среди миллионного православного населения, от самого принятия Христианства всей своей духовной жизнью неразрывно связанного с Православной Церковью . Не удивительно, что при захвате Львова русскими войсками правительство вывезло митрополита Шептицкого в глубь России. Кое-что прибавляет и русско-униатский священник Диодор Колпинский, недавно скончавшийся на Дальнем Востоке. Колпинский происходит из московской дворянской православной семьи, родился в Пскове в 1892 году и окончил 1-й кадетский корпус в Петербурге. В 1911 году принял, вместе с матерью, бабушкой и теткой, католичество. В Риме он окончил Папский Грегорианский университет со степенью доктора богословия и принял сан священника по католическому обряду в Петербурге, так как униатский обряд был воспрещен. В 1917 году он окончил Петербургский университет по историко-филологическому отделению и в том же году перешел в «восточный обряд» и стал «хартофилаксом» русского католического экзархата. С 1926 года жил в Польше и преподавал в Люблинском миссионерском институте. Он занимался также и живописью. В 1927 г., вместе с прелатом А.Около-Кулаком, он стал издавать русский католический вестник в Варшаве «Китеж». С поляками он разошелся на почве отношений к русскому католичеству и покинул Польшу в августе 1929 года, высказав полякам много горьких, но справедливых слов. Как видимо – человек незаурядный 75 . Вот что рассказывает о. Диодор Колпинский: «Чем-то совершенно новым было появление на сцене пока очень скромного русского католицизма. Первым явлением этого рода был облик седовласого священника Алексея Зерчанинова, некогда православного священника, а ныне католика еще до манифеста о религиозной свободе» 76 . 2 «Патриархом» русских католиков является бывший православный священник Алексей Зерчанинов. Родился 8 марта 1848 года в селе Большом Мурашкине Новгородской губ., в семье священника. Окончил духовную семинарию и 15 октября 1871 г. был хиротонисан в пресвитера. Был приходским священником в нескольких местах, и последним его местом было село Борисово. Здесь он встретился с кс. Марианом Фульманом, который был сослан в Нижний Новгород в связи с закрытием семинарии в Кельцах. Впоследствии Фульман оказался епископом люблинским.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

1925 Далее вычеркнуто изначальное продолжение: Акад правлением замечено, что большая часть из них не имеют. 1926 Исправление показали недостаточные суждения в церковной истории и латинском языке вписано поверх строки. 1927 Изначальный порядок слов: со стороны их на будущее время. Предпочтительный порядок обозначен цифрами (14), проставленными поверх слов. 1929 Обнаружить подобное предписание в рамках фонда Внешнего правления МДА пока не удалось. Однако результаты вступительных экзаменов традиционно служили поводом к разбирательству о качестве семинарского образования. Ср. предписание следующего года «Предписание правления МДА о выяснении причин слабой преподавательской работы наставников I-й половины учебного года в духовных семинариях» (Там же. 2132; а также 2136 и 2152). 1933 Содержание этого трактата впоследствии стало одной из причин отстранения Гилярова от преподавания в Академии (см.: публикуемое ниже «Предложение» митр. Филарета). 1934 Гиляров пропустил половину семестра: он был назначен на должность бакалавра Академии 11 октября 1848 г. и приступил к работе предположительно во второй половине октября. 1935 Первая часть программы (до русских раскольников включительно) ныне публикуется; что касается второй части, то найти ее пока не удалось. 1936 Речь идет об авторских статьях, розданных студентам для подготовки к экзаменам. Такая практика была распространена, хотя и вызывала подозрение и критику митр. Филарета: «Желаю видеть записки и узнать настоятельную в них надобность, когда есть учебная книга и когда для студентов много письменной работы по предметам, не имеющим учебных книг» (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 848. Л. 18 об.). 1937 Судя по сообщениям прот. С. К. Смирнова (Смирнов. С. 29), официальными руководствами по герменевтике до Гилярова были сочинения: 1) Rambach J. J. Institutiones hermeneuticae sacrae variis obserationibus copiosissimisque exemplis biblicis illustratae cum praefatione Ioannis Francisci Budolei. Jena, 1723 (по специальному «православному» переизданию: Rambach J. J. Delineatio Hermeneuticae sacrae. 1 ed. Petropoli, 1815; 2 ed.: 1832) и 2) Амвросий (Подобедов) , митр. Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. М., 1803; 6-е изд.: 1840. Указанные работы не совпадают с программой Гилярова, композиционно выстроенной в соответствии со стандартом, предложенным архим. Макарием (Булгаковым) . См.: Макарий (Булгаков) , архим. Введение в православное богословие. СПб., 1847. С. 644–649. В то же время для программы Гилярова характерна большая ориентировка на принципы герменевтики Ф. Шлейермахера и новой Тюбингенской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

2574 Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926), живописец, автор эпических полотен на фольклорные и исторические темы, портретов, театральных постановок, ряда архитектурных проектов; дей­ствительный член Академии художеств (1893–1905, вышел из состава), член Товарищества передвижных художественных выставок (1878–1897). 2575 Нестеров Михаил Васильевич (1862–1942), живописец, автор портретов, пейзажей, картин на религиозные, исторические и бытовые темы; академик живописи (1898), действительный член Ака­демии художеств (1910); участник выставок объединений «Мир искусства», член-учредитель Союза русских художников (1903). 2576 Преображенский Михаил Тимофеевич (1854–1930), архитектор, педагог; академик архитек­туры (1887), действительный член Академии художеств (1893); член Совета ППО. Профессор-руко­водитель мастерской (1901–1918) Высшего художественного училища при Академии художеств, член Совета АХ, техник контроля при Св. Синоде, член технического строительного комитета МВД. После октября 1917 г. работал в Отделе по охране памятников искусства и старины, являлся членом-сотруд­ником РАИМК – ГАИМК. 2577 Бенуа Леонтий Николаевич (1856–1928), архитектор, педагог; академик архитектуры (1885), действительный член Академии художеств (1893). Брат художника А. Н. Бенуа. С 1892 г. профессор, руководитель архитектурной мастерской (1894–1916), ректор (1903–1906, 1911–1918) Высшего художественного училища при Академии художеств. С 1918 г. профессор Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (позднее Высших художественно-техниче­ских мастерских, Вхутемас – Высшего художественно-технического института, Вхутеин). 2578 Имеется в виду специально созданная в Имп. Академии художеств Картинная галерея графа Н. А. Кушелева-Безбородко (1834–1862), который завещал свое художественное собрание Академии художеств для «составления публичной галереи», открытой постоянно для художников и публики, из 466 картин новейших мастеров и 29 скульптурных произведений (каталог галереи издан в 1886 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ваш С. Жебелев ЛАПНП. Фонд Η. П. Кондакова. Автограф. 62 С.      Н. Кондаков – С. А. Жебелеву [Прага] [не ранее 14 августа 1927 г.] Дорогому Сергею Александровичу на память о Никодиме Павловиче. Praha 1926 г. С. Кондаков. Вот и все, что осталось от некогда столь славной фирмы! ПФА РАН. Ф. 729. Оп. 2. Д. 63. Л. 1–1 об. Фотооткрытка с видом временной могилы Η. П. Кондакова на Ольшанском кладбище, у которой стоит С. Н. Кондаков . 1992 Единственным, но зато в высшей степени основательным и хорошо документированным очерком, воссоздающим творческую биографию Ф. И. Круга, является скромно озаглавленное «Введение» к посмертно опубликованным трудам ученого, написанное А. А. Куником: Krug Ph. Forschungen in der alteren Geschichte Russlands. SPb., 1848. Th. 1. S. I–CCLV1. 1993 Гинзбург Г. И. Г. К. Келер и библиотека Эрмитажа//Древний мир и мы: Классическое наследие в Европе и России. СПб., 2000. Т. 2. С. 94, примеч. 8. 1994 См., например: Krug Ph. Zur Münzkunde Russlands/Hrsg. von Kaiserl. Akademie der Wiss. SPb., 1805. 200 S. Русский перевод: Круг Ф. Критические разъяснения о древних русских монетах. СПб., 1805. 1995 Krug Ph. Kritischer Versuch zur Aufklärung der byzantinischen Chronologie, mit besonderer Rücksicht auf die frühere Geschichte Russlands. SPb., 1810. XVI + 326 S. 1996 Множество хвалебных отзывов и рецензий (в том числе авторов, указанных ниже самим Кру­гом) перепечатано А. А. Куником в его замечательном очерке о Круге: Krug Ph. Forschungen... Th. 1. S. XCVIII–CXXIX. 1997 В примечании к этому месту А. А. Куник, опубликовавший записку Круга, помечает: «Позднее она (книга Круга) переводилась дважды». 1998 Имеются в виду слова одного автора, процитированные в рецензии К[аченовского?] на шлецеровского «Нестора» в «Вестнике Европы» (1811. Октябрь. С. 217). 2001 Второй том (Zweiter Theil) сборника " Krug Ph. Forschungen...» продолжает пагинацию первого (всего оба тома насчитывают 836 с.). В архивной описи рукописей трудов Ф. И. Круга (ПФА РАН. Ф. 88. Оп. 1: составители Н. А. Рычкова и Г. П. Блок) всякий раз тщательно устанавливается соответ­ствие «архивной единицы» ее изданию. Из неопубликованных мелочей отметим заметку «Stellen aus der griechischen Chronik des Mönchs Georg, mit dem Beinamen Hamartolus, nebst deren Uebersetzung in Nestors Jahrbüchem, mit Anmerkungen», датированную 10 января 1827 г. (Там же. Д. 29. 4 л.). Видимо, об этих «выписках» спрашивал В. М. Ундольский в письме к А. А. Кунику от 7 сентября 1855 г.: «Не уцелело ли каким чудом копии выписок Круга из Амартола, сообщенных г. Бодянскому, – он не мо­жет их найти или не желает сообщить мне их». См.: Медведев И. П. Письма В. М. Ундольского к А. А. Кунику в С.-Петербургском филиале Архива РАН//ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 50. С. 807.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На вопрос: «Где же то поприще, на котором просвещенный русский талант мог бы предложить свои силы на пользу народу?» – ученые давали ясный ответ: «... такой ареною, прежде всего, если не единственно, являлся православный храм», внутреннее убранство которого должно придавать ему «значение памятника русского искусства» и воплощать «идеал, одушевляющий поколение». Такое утверждение позволяло художникам перерабатывать церковные каноны и, сохраняя духовное содержание иконы, но, изменяя форму и изобразительный язык, создавать новые иконографии. Этот творческий процесс воспринимался как естественное развитие искусства. Так родилось новое православно-национальное направление, родоначальником которого стал В.М. Васнецов (1848–1926). Приступая к началу большой работы над созданием убранства в Киевском Владимирском соборе, Васнецов говорил известному историку и художнику, проф. А.В. Прахову: «Я так твердо верую, что если Бог пошлет мне вдохновение, то оно даст нам то, что будет отвечать и Вашему, и моему идеалу. Я верю также, что мои представления о задаче нисколько не противоречат ни идеалу высокохристианскому, ни церковному.». Росписи и иконы этого художника представляли гармоничное сочетание древних традиций с современными достижениями искусства и вполне соответствовали главному требованию эпохи – созданию новой живописи, которая изобразительно выражала бы религиозные, этические и эстетические идеалы времени, отражала историю христианского просвещения Руси и дальнейшее процветание Православия в сонме русских святых. Церковные работы Васнецова позволяют сформулировать основные признаки православно-национального направления: доминирование эстетического начала над этическим и этического над богословским в церковных изображениях; стремление отразить в святых образах идеалы современного общества; сочетание в 1-й иконографии литургического смысла с личными представлениями художника, преобладание творческого индивидуального видения над догматической установкой; сознательный отказ от изобразительного языка древней иконы и использование приемов картины: прямой перспективы, портретно-натуралистической трактовки ликов и фигур, разнообразных ракурсов, динамики в постановке святых и др.; преднамеренная монументализация образов за счет ростовых изображений и понижения линии горизонта; внесение эмоционального настроения в общий строй церковной живописи; введение в иконографию дополнительных атрибутов для узнаваемости святого и характеристики его эпохи; украшение композиций введением дополнительных персонажей: серафимов, херувимов, ангелов, и изобилием растительных орнаментов, характерных для стиля модерн.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

В первом браке Анатолий Александрович был женат на дочери вологодского помещика, Кадниковского предводителя дворянства Александра Михайловича Касаткина, Елене (6 мая 1846 г. — 21 апреля 1870 г.). После ее ранней кончины у него остались две маленькие дочери Мария (р. 11 февраля 1867 г.) и Вера (р. 10 августа 1868 г.). Девочки воспитывались у своей тети Фаины Александровны Межаковой. Вторую жену Анатолия Александровича звали Вера Александровна (1848 г. — 11 июля 1926 г.), у них был один сын Владимир (р. 25 октября 1875 г.). Воспитанный в литературной среде, Анатолий Александрович, естественно, чувствовал тягу к писательству и ему удалось в этой сфере добиться некоторой известности. В 20 лет он опубликовал свой первый рассказ «Счастье в тумане». Но на стихи, отосланные в это же время Ивану Сергеевичу Аксакову, получил следующий ответ: «Милостивый Государь Анатолий Александрович. Простите, что до сих пор я медлил ответом. Это замедление было совершенно невольное по множеству хлопот и занятий. — Стихи Ваши хороши, но не были мною напечатаны потому, что, как мне кажется, не представляют чего-либо оригинального. Мотивы и приемы старые и известные, а второе стихотворение «На бедных дрогах две кляченки» — напоминает Некрасова. Впрочем везде есть искреннее чувство и стих сам по себе хорош, легок и послушен, но, по моему мнению, этого недостаточно. Вероятно, у Вас есть стихотворения, где Ваше дарование является с большей силой. В газете моей стихи помещаются не всегда, и потому я поневоле отношусь строже к присылаемым стихотворениям, чем другие журналы. Примите уверения в совершенном почтении и преданности 6 июня 1862 г. Ив. Аксаков. P. S. Я надеюсь, Вы извините мне мою откровенность». Письмо это не охладило литературного пыла Анатолия Александровича. Он продолжал публиковать свои рассказы, а в 1870 г. выпустил сборник «Повести и рассказы» — из жизни дворянских усадеб. Ядовитая рецензия М. Е. Салтыкова-Щедрина и возникшие в связи с этим сомнения побудили Анатолия Александровича обратиться 23 сентября 1877 г. со следующим письмом к Ф. М. Достоевскому:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

На последнюю четверть XIX и начало XX века пришлась композиторская и дирижерская деятельность А. А. Архангельского (1846–1924). Он был автором многочисленных сочинений (более 80), которые отличались высоким профессионализмом хорового письма, преобладанием грустных настроений и соответствующих им минорных тональностей. В гармонизациях Архангельского для каждого голоса используется сравнительно небольшой диапазон, что делает многие его сочинения доступными даже для скромных приходских хоров 265 . С именем Архангельского связано важное нововведение, существенно изменившее последующую историю хорового пения в России: в созданном им в 1880 году хоре детские голоса были заменены женскими. Введение женщин в церковные хоры имело большое практическое значение: оно освобождало хор от необходимости постоянной замены мальчиков-певчих, у которых начинал ломаться голос, новыми мальчиками. Как отмечает исследователь, женщины и ранее пели в некоторых церковных хорах, «но тогда певчие ставились на хоры, где они не были видны народу; также бывало, что девок стригли и одевали в мужское платье, как мальчиков. А теперь, когда уже не было крепостных, то и появление женщин между мужчинами в хоре больше не шокировало» 266 . Новая эпоха в истории русского церковного пения, наступившая в последней четверти XIX века, во многом связана с деятельностью московского Синодального хора, регентом которого в 1886 году был назначен B.C. Орлов (1857–1907). Директором хора стал выдающийся церковный регент и музыковед, профессор Московской консерватории С.В. Смоленский (1848–1909), а помощником регента – А.А. Кастальский (1856–1926). Под руководством этого триумвирата Синодальный хор превратился в один из лучших церковных хоров России. Параллельно с хором действовало Синодальное училище с восьмилетним музыкальным образованием. В 1899 году Синодальный хор отправился в Вену на освящение новопостроенного Свято-Николаевского собора и выступил с концертом в зале Венского Музыкального общества (Musikverein), исполнив многие сочинения Кастальского. Этот концерт стал подлинным триумфом русской церковной музыки. Интерес к произведениям Кастальского за границей возбудил еще большее внимание к ним в России 267 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

См.: Журавский А. В. Васильевский М. Н.//Православная энциклопедия. Т. VII. М. С. 237–238. 179 Васин Г. П. – представитель прихода Богоявленской церкви на Гутуевском острове в Петрограде. 222 Васнецов Виктор Михайлович; (3 мая 1848 – 23 июля 1926) – русский художник. 139, 481 Вахтеров Г. Р. – эконом Ленинградского Епархиального управления. 458 Введенский Александр Иванович ; (19 марта 1856 – 7 марта 1925) – философ, глава неокантианской школы в России. Окончил Тамбовскую гимназию (1876) и 2 курса физико-математического факультета, после чего был принят на II-й курс историко-филологического факультета С.-Петербургского университета, который окончил в 1881, оставлен при университете для подготовки к магистерскому экзамену по философии и одновременно преподавал историю и географию в 4-й (впоследствии 2-й) С.-Петербургской гимназии. В январе 1885 – мае 1887 был командирован в Германию для изучения философии в немецких университетах (Берлине, Лейпциге, Гейдельберге). С 1887 – приват-доцент, с 10 июня 1890 – и. д. экстраординарного профессора, с 1 января 1902 – и.о. ординарного профессора, с 30 сентября 1912 – заслуженный профессор кафедры философии С.-Петербургского университета. Преподавал в университете до 13 февраля 1922. Председатель первого в России Философского общества при С.-Петербургском университете (избран 7 декабря 1897). 4 октября 1889–1907 и с 1910 – профессор кафедры философии Высших Женских (Бестужевских) курсов с 1 августа 1890 преподаватель, с 4 апреля 1891 экстраординарный профессор, с 2 октября 1897 – ординарный профессор философии Историко-Филологического института. Опубл.: Судьба веры в Бога в борьбе с атеизмом.//Мысль. 1922. 2. С. 3–20. См.: Грузенберг С. О., проф. Памяти проф. А.И. Введенского .//Вестник знания. 1925. No7. С. 527–528. 183, 188, 197, 216, 217, 220, 221,222, 225, 226 Введенский Александр Иванович ; (1850 – 7 января 1917). Окончил Медико-хирургическую академию со званием лекаря (1875). С 1875 – земский врач Каргопольского уезда; с 1877 по декабрь 1878 – в Кавказской армии. С 6 ноября 1879 – городской врач Вытегры и с 1879 – земский врач Вытегорского уезда. С 1896 – зав. терапевтическим отделением губернской земской больницы в Петрозаводске, одновременно с 1906 – старший врач этой больницы. С 16 июля 1898 по 26 октября 1904 – директор Николаевского детского приюта; с 29 августа 1903 – директор приюта для мальчиков в Петрозаводске, С 1912 – врач Олонецкой ДС.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Опыты эстетические и критические» (1910)] он выступил сторонником синкретической религиозности, объемлющей античную религию и христианство, религиозный смысл своей символической поэзии он сам определяет как путь a realibus ad realiora. Сначала он склонялся к славянофильским тенденциям; в религиозно-общественном смысле одно время возглавлял эфемерное течение «мистического анархизма» (самодержавие личного духа и «неприятие» мира). В написанной в 1921 г. вместе с литературным критиком М.О.Гершензоном «Переписке из двух углов» защищал против своего оппонента религиозную ценность богатства и многообразия духовной культуры. Дальнейшее развитие привело его к все большей религиозной умудренности. Он писал мало, был скуп на слова, но каждое его слово, прозаическое и поэтическое, было плодом одновременно и поэтической, и религиозной интуиции» (С.181:182). 797 С.Л.Франк цитирует статью Д.С.Мережковского «Земля во рту» (Речь. 1909. 314. 15 (28) ноября. С.2). Дельфийская Сибилла-жрица, вещательница храма Аполлона в Дельфах. Предсказания сивилл, как правило, говорили о возможной беде. 803 Фидий – древнегреческий скульптор, творивший во второй трети V века до н.э. в Афинах, Дельфах, Олимпии. 804 Как можно вообще принимать Гёте и отвергать его наставника и образец – античное искусство? Как можно усматривать в Гёте мистического реалиста, не распространяя этого определения на греков? 805 Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) – живописец, творчество которого шло в жанре исторической и религиозной живописи. Особенно прославился своими работами во Владимирском соборе в Киеве и в Храме Воскресения (Спаса-на-Крови) в Петербурге. 806 С появлением работы Ф.Ницше «Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм» (1871) в философии культуры имена Аполлона и Диониса постепенно стали употребляться как символы определенных потенций в развитии культуры. Поступательное движение искусства Ф.Ницше рассматривает в связи с двойственностью в нем аполлонического и дионисического начал. Первое из них означает искусство пластических образов, второе – непластическое искусство музыки; «эти два столь различных стремления действуют рядом одно с другим, чаще всего в открытом разборе между собой и взаимно побуждая друг друга ко все новым и более мощным порождениям», что в Древней Греции увенчалось возникновением «столь же дионисического, сколь и аполлонического произведения искусства – аттической трагедии» (Ницше Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Изданием нот для церковных хоров занималось не только крупнейшее русское музыкальное издательство П.И. Юргенсона в Москве. В 1895 г. в Петербурге П.С. Селиверстов основал журнал «Музыка и пение» и стал издавать ноты, между прочим также и для церковных хоров 824 . Его нотное издательство было небольшое; ноты для церковных хоров давались в виде приложения к журналу «Музыка и пение», некоторые из таких приложений представляли собой не партитуры (двустрочные) для церковного хора, а фортепианные переложения хоровых партитур для любителей церковного пения, но не для хоров. Но особо ценным было то, что Селиверстов открыл в своем журнале отдел критики духовно-музыкальных произведений, появлявшихся в печати. До этого вообще не существовало в общественной печати критического разбора появлявшихся духовно-музыкальных произведений, не считая отдельных заметок, принадлежавших перу разных авторов и появлявшихся в официальном органе Синода «Церковные ведомости». В журнале «Музыка и пение» критические статьи о новых духовно-музыкальных произведениях писал священник М.Лисицын . Почти в то же время была основана в Петербурге же, Н.Ф. Финдейзеном, «Русская музыкальная газета», в котоой тоже стали появляться критические заметки о новой духовно-музыкальной хоровой литературе. Там такого рода статьи писал главным образом духовный композитор нового направления Николай Иванович Компанейский (1848–1910), петербургский регент и публицист. Так как в своем духовно-музыкальном творчестве он принадлежит к четвертому периоду второй эпохи, то о нем речь будет в следующей главе. С критическими статьями по церковному пению в разных епархиальных изданиях стал выступать московский священник Василий Михайлович Металлов (1962–1926). так как Металлов особенно выдвинулся своими историческими исследованиями в области русского церковного пения и занял в науке весьма крупное место, то о нем и о его трудах более подобно будет сказано в следующей главе. Как ученый и один из основателей русского литературного музыковедения Металлов всецело принадлежит к четвертому периоду (часть его критических статей вошла в его «Очерки истории православного церковного пения в России», и выдержки из них приводились нами в соответствующих местах этой и предыдущей глав).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010