В первые послереволюционные годы богослужения в соборе продолжали совершаться регулярно. 9 февраля 1924 года здание было передано Саргубисполкомом в ведение обновленцев. Общая непопулярность обновленчества отпугнула прихожан, и в 1926 году началось активное изъятие ценностей из опустевшего храма. 18 декабря 1929 года на заседании президиума исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов Нижне-Волжского края был поднят вопрос о ликвидации собора по (официальной) причине общей запущенности здания. Также планировалось дальнейшее использование помещений институтом сельского хозяйства для размещения в нём тракторов и комбайнов кафедры машиноведения. С 21 июня 1930 года по 1 декабря 1931 года здание занимал клуб кооперативных кустарей Сарпромкредсоюза. До конца 1931 года в подвале размещался театральный техникум. Последним владельцем помещений было спортивное общество Динамо. С 22 марта 1932 года здание планомерно демонтировалось. В годы Великой Отечественной войны на руинах собора были установлены два зенитных орудия. На образовавшемся после окончательного сноса храма пустыре в 1945 году был открыт стадион Динамо. Части фундамента и, с большой вероятностью, гробницы архиереев, до сих пор находятся под главным спортивным объектом центра Саратова. С начала 2000-х годов осторожно высказываются мнения о необходимости восстановлении утраченной святыни на её историческом месте. Строительство собора - 30 авг. 1815-1826 гг., колокольни - 1840-1842 гг. Архитекторы: собора - Василий Петрович Стасов (1769-1848), колокольни - Григорий Васильевич Петров (1790-1857). Собор был выполнен в виде куба с низким, так называемым римским, куполом. Строгий и лаконичный его объем с гладкими стенами, лишенными декора, прекрасно подчеркивал пространственность шестиколонных дорических портиков, коих было три (на южном, северном и западном фасадах). Восточный же фасад представлял собой шестиколонный полукруглый храм, в котором находился алтарь. Высота собора с крестом 31 м, длина сторон 28,5 м.

http://sobory.ru/article/?object=24340

Важнейшее открытие было сделано во Владимире во время расчистки стен церкви Успения XII в. Ее знаменитая в истории русского искусства живопись выполнялась в два приема: в κ. XII в. и в 1408 г., когда церковь расписали Андрей Рублев и Даниил Черный. Ряд фресок открыл Ф.Г. Солнцев в 1859 г. Работы по реставрации были начаты в 1881 г. местным епископом Феогностом (Лебедевым), с теми же мастерами Сафонова и под контролем МАО. Именно в ходе этой реставрации, в 1881–1882 гг., была выявлена бстьшая часть древней живописи, но в этом случае Комиссия МАО настояла на обязательном создании точных копий фресок. Николай Иванович Репников (1882–1940), археолог, историк искусства и реставратор, провел много работ по реставрации и изучению памятников на Севере России, в том числе в Старой Ладоге 2758 . Профессор Петербургского университета Адриан Викторович Прахов (1846–1916) 2759 , художник, историк искусства, археолог, член Русского и Московского археологических обществ, известен своими работами по реставрации монументальной живописи церквей в Киеве, Чернигове и Владимире-Волынском. Особенно важным было открытие фресок Кирилловской церкви 2760 . Прахов выполнил много археологически точных копий монументальной живописи и других киевских церквей: св. Софии, Михайлова Златоверхого монастыря 2761 . Выставки копий Прахова успешно прошли в Петербурге в 1883 г. и в Одессе на VI археологическом съезде в 1884 г., позже эта коллекция была передана в Русский музей Александра III 2762 . Когда художники Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) и Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942) выполняли роспись собора св. Владимира в Киеве, построенного в 1885–1896 гг., они уже использовали в своей работе знание древнерусской живописи домонгольского периода. Следует упомянуть и реставрацию Ягеллонского замка в Люблине (Польша), которую провел Покрышкин. Дворцовая церковь Троицы, по свидетельству кириллической надписи, была расписана русским живописцем Андреем в 1418 г., этот живописный ансамбль сохранился почти полностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С кон. XIX в. монастырский комплекс состоял под охраной Императорской археологической комиссии. Главными святынями были 2 чудотворных образа Св. Троицы. Малая икона «Пресвятой Троицы в явлении трех ангелов Аврааму», сохранившаяся в пожаре 1764 г., находилась за правым клиросом Успенского храма. Икону, написанную на пальмовой доске, украшала серебряная позолоченная чеканная риза с драгоценными камнями ( Хитров. 1861. С. 303). На задней стороне имелась надпись: «Сей Живоначальной Троицы образ написан в Москве в 1666 году и отделан был в серебряном позлащенном окладе при игумене Иосифе». В 1814 г. по благословению еп. Тамбовского и Шацкого Ионы (Василевского (Васильевского)) и по ходатайству горожан в честь малой иконы были устроены крестные ходы из всех городских церквей в Л. м.: 1-й - в праздник Сошествия Св. Духа на апостолов, а 2-й - в день пророка Илии (20 июля по ст. ст.). После пожаров в Лебедяни в 1864 и 1872 гг. перед иконой стали служить молебны, и город избавился от пожаров. По ходатайству граждан указом Синода от 6 июля 1883 г. был установлен крестный ход с этой иконой вокруг города в среду 1-й седмицы Петрова поста. После 1917 г. жители Лебедяни и уезда совершали крестные ходы с иконой Св. Троицы в Сезёновский мон-рь и по окрестным селам, по домам. В годы советской власти необходимо было получить соответствующее разрешение в милиции, чтобы совершить любую службу или требы. В архиве сохранились заявления приходов за 1925 и 1926 гг. о разрешении проведения крестных ходов с чудотворной иконой. В сопровождении 2 монахов икона покидала обитель с мая по июль. Др. икона Св. Троицы, с предстоящими ветхозаветным патриархом Авраамом и Саррой, также почитаемая чудотворной, была большего размера и хранилась в Троицком соборе. Длина иконы - 149 см, ширина - 115 см. Особое прославление и почитание иконы началось в 1831 г., когда после совершения перед ней молебна в Лебедяни прекратилась холера. При игум. Никоне на икону была сделана серебряная риза весом 30 фунтов 66 золотников. В 1847-1848 гг. холера повторилась, но после молебнов прекратилась. В 1849 г., при игум. Сергии, серебряная риза на иконе была вызолочена и украшена серебряными с позолотой венцами со стразами и с камнями.

http://pravenc.ru/text/2463211.html

1829 г. – по молитве о. Серафима Мельничной общинке было пожертвовано три десятины земли. Эту землю обрыли канавкой в три аршина глубиной, складывая вырытый грунт внутрь отведенной площади, чтобы образовался вал. Так появилась канавка Пресвятой Богородицы. 1861 г. – Серафимо-Дивеевская обитель преобразована в монастырь. 1862 г. – игуменией монастыря поставлена матушка Мария (Ушакова); возглавляла монастырь более 40 лет. 1864 г. – возобновлено строительство Свято-Троицкого собора, закладка освящена еще в 1848 г. преосвященным Иаковом на месте, указанном преподобным Серафимом. 1875 г. – собор был освящен в честь Пресвятой Троицы. Внутренняя отделка собора продолжалась силами сестер обители. 19 августа 1904 г. – кончина игумении Марии. В обители насчитывалось около 1000 сестер, в хозяйственном устроении было «изобилие во всем». Наместницей стала матушка Александра (Траковская). 1905 г. – заложен против канавки огромный теплый собор. Построен по проекту архитектора А. А. Румянцева и расписан сестрами обители под руководством художника Парилова (1915–1916 гг.). Собор предполагалось освятить в феврале 1917 г., но он так и не был освящен. Ноябрь 1917 г. – конфискованы монастырские хутора. 1927 г. – закрыта организованная при монастыре артель, богослужения запрещены. 1937 г. – по суду «тройки» оставшиеся монахини были сосланы в лагеря Средней Азии. 1989 г. – верующим передан Троицкий собор. В Париже под руководством Н. Д. Хвостовой основан фонд помощи русских, сущих в рассеянии, на восстановление Троицкого собора. 31 марта 1990 г. на праздник Похвалы Богородицы архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай вновь освятил Троицкий собор. Только одна сестра дореволюционного Серафимо-Дивеевского монастыря дожила до этого времени – схимонахиня Маргарита (Лахтионова). 30 июля 1991 г. мощи преподобного Серафима Саровского торжественно внесены в Троицкий собор монастыря. В прославлении великого угодника Божия Серафима принимал участие Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Первые известные священники: Федор Осипов Куклин, «внук его священника взятого в военную службу родного его сына Федора сын Лаврентий», Савва Козьмин Лохтин (1762 – 1775). В 1766 г. «в селе Красной Изголови священники Федор Иосифов сын Куклин и Тимофей Андреев сын Шулятьев просят во диаконы города Хлынова пономаря Владимирской церкви Луку Якимова сына Старцова в место умершего диакона Игнатия Васильева к Рождественской церкви». В XIX ст. в Христорождественском храме служили священники: о. Иоанн Вишневский (его строитель, почил в 1846 г.), о. Андрей Соловьев(1834-1848, пожертвовал 15 тысяч штук кирпича на строительство храма), о. Григорий Сырнев, о. Михаил Кузнецов, о. Гавриил Гаркунов - все трое имели бронзовые наперсные кресты в память войны 1853-1856 гг. О. Иоанн Падарин (был благочинным и радетелем грамотности в приходе), о. Никанор Васнецов. 30 лет с перерывом, с 1891 по 1929 г.г. прослужил протоиерей о. Григорий Ушаков: благочинный с 1909 по 1911, с 1919 по 1929 г.г., депутат на Вятском епархиальном съезде 1910 г. Отошел ко Господу 28 июня 1931 г., погребен на приходском кладбище села. Его сын, Хрисанф Григорьевич (1902 – 1973) был местным блаженным. Последний священник о. Василий Агафонников репрессирован 14 октября 1938 г за то, что «приглашал стариков и старушек, угощал их пельменями в запертой комнате, проводил с ними беседы в своих интересах» , «отстаивал церковь» ( а вместе с ним ещё 4 человека). Изъятие церковных ценностей произошло 2 марта 1922 г. 22 марта 1927 г. два колокола были переданы Боровковской церкви. В 1918 г. все земли церкви перешли «в ведение крестьян». Церковная площадь замежована под школьный сад. В 1923 г. дом священника перевезен в д. Елькино под школу (самих обитателей его выселили на улицу). Архив и библиотека церкви были изъяты властью. В 1920-е годы приход был центром обновленческого района. 20 июня 1921 г. прямо во время богослужения в храм влетела шаровая молния, которая «ударила сначала в колокольню, отбила карниз верхнего яруса, а внизу этого яруса вышибла из стены кирпичей 30, из среднего яруса снаружи оторвала большую массу стены, потом устремилась в летний храм и здесь, около большого паникадила, ярко огненным шаром разорвалась страшным сильным взрывом», опалив искрами иконостас и царские врата. Все повреждения от взрыва были исправлены. Из описания церкви за 1928 год: «Зданием каменная с таковою же колокольницею в одой связи, крепка, покрыта железом; в 1926 году снаружи выремонтирована, все крутые сливные крыши выкрашены зелёной краской, а стены выревчены известкой… Здание церкви обнесено каменною оградою, не требующую ремонта. Вблизи церкви имеются 2 каменных амбара… Вокруг ограды имеется коновязь».

http://sobory.ru/article/?object=12650

В Николаевской Комарицкой церкви вопреки старанию вандалов сохранились прекрасные фрески начала XX века «Хождение по водам», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление слепорожденного», «Чудесный лов рыбы», «Сотворение храма», «Николай Чудотворец», изображения местных святых. К сожалению, неизвестны имена мастеров, расписывавших храм, но доподлинно известно, что выполнены они профессиональными художниками по эскизам В.М. Васнецова (1848-1926 гг.), известного художника монументалиста, создавшего ряд всемирно известных полотен и расписывавшего в свое время Киевский Владимирский собор. В 1969 году в фонды Государственного Русского музея была отправлена из Комарицкого храма икона «Чудо архангела Михаила в Хонах» - шедевр древнерусской живописи XIV века. Печальная участь постигла Николаевскую церковь после 1917 года, как впрочем, и множество других православных святынь. Разорение, опустошение, осквернение, превращение одной части храмов в руины, использование под склады, ремонтные мастерские. Варварски старались разрушить и местную святыню; сжигали иконы, церковную утварь и книги, сбрасывали колокола, топорами срубали со стен штукатурку вместе с прекрасной росписью. Лишь малую часть икон смогли сохранить местные жители, украдкой унося домой. Ценность Николаевской церкви в деревне Комарица не только в выразительности ее архитектуры, но и в том, что она дошла до нас без существенных изменений. Некогда охраняемый государством памятник архитектуры XVIII-XIX века остался в настоящее время без охраны на произвол судьбы. Природные явления, человеческий фактор продолжают разрушать остатки древней культуры. Волны Северной Двины в половодье подмывают берег, на котором стоит Николаевская церковь, со временем осыпались местные захоронения, людские останки рассеялись по берегу. Придет время, и мы не сможем наслаждаться очередным памятником, построенным для нас и наших потомков. От самой прилегающей к церкви деревни сейчас осталось всего несколько домов, используемых в летнее время дачниками, да и деревня в настоящее время называется Гагарки. Здешние окрестности являются редким уголком русской природы, где в гармоничной последовательности сменяют друг друга хвойные и смешанные леса, холмы, поля и глубокие овраги со струящимися в низинке, зачастую безымянными речушками. Главная притягательная сила этих мест для горожанина – их относительная незаселенность. Деревни и села находятся на довольно значительных расстояниях, и природа довлеет над осознанной деятельностью человека, делая Комарицкий край своего рода природным заповедником.

http://sobory.ru/article/?object=05082

Стеблин-Каменский Иоанн (1887 – 2 августа 1930), священномученик, протоирей. Арестован в феврале 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Степка Подбор, заключенный уголовник Стрешнев Андрей Петрович, заключенный сотрудник лагерной администрации Суриков Василий Иванович (1848 – 19 марта 1916), художник Т Таганцев Владимир Николаевич (1889 – 26 августа 1921), географ. Расстрелян Таля, подруга О. В. Второвой-Яфа Тарасий (Ливанов Иван Алексеевич; 1877 – 11 апреля 1933), епископ Барнаульский. Арестован в сане протоирея в июле 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Тарасова Надежда, племянница Н. В. Синакевич Тележинский Виктор Игнатьевич (1882–1930), химик. Приговорен в мае 1928 г. к шести годам лишения свободы и отправлен на Соловки Терентьич, заключенный сотрудник лагерной администрации Тирбейли, заключенный врач Титов, заключенный сотрудник лагерной администрации Тихон (Белавин Василий Иванович; 1865 – 7 апреля 1925), святитель, Всероссийский патриарх с 1917 г. Толстоброва Анна, заключенная Толстой Алексей Константинович (1817– 1875), граф, поэт Толстой Лев Николаевич (1828 – 20 ноября 1910), граф, писатель Топоркова Наталья Семеновна (1876(82)– ?), жена священника. Арестована в мае 1927 г., приговорена к трем годам лишения свободы и отправлена на Соловки Трейфельдт Л. П., коллега О. В. Второвой-Яфы Трифилий (Смага Трофим Арсеньевич; 1867–?), архимандрит. Арестован в феврале 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки Трифильев Алексей Кириллович (1872–?), священник. В Соловецком лагере был дважды: в 1923–1926 гг., затем в мае 1927 – октябре 1928 г. Трифон Вятский (21 октября 1612), преподобный Трифунович Зоя Викториновна (урожд. Добронравова; 1925 – 29 сентября 1991), приемная дочь И. М. Андреевского Тройницкий Сергей Николаевич (1882– 1946(8)), искусствовед Троицкий Арсений Сергеевич (1880 – 19 ноября 1937), протоирей, арестован в марте 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Их переписка началась в 1898 году, когда архиепископа Холмско-Варшавского перевели в Грузию, а епископ Люблинский остался в епархии, и закончилась в 1915 году. Сохранились всего лишь 135 писем Тихона к Флавиану, большая часть коих относится к американскому периоду жизни и деятельности святителя Тихона (1898–1907 гг.). К тому же десятилетию относятся другие публикуемые письма св. Тихона: к синодальному обер-прокурору Победоносцеву К.П. (1827–1907), к товарищу обер-прокурора Саблеру В.К. (1845–1929), директору Хозяйственного управления при Святейшем Синоде Остроумову П.И. (1839–1913), управляющему канцелярией Святейшего Синода Керскому С. В. (1831–1903), ректору Холмской духовной семинарии архимандриту Евлогию (1868–1946), ректору Одесской духовной семинарии архимандриту Анатолию (1863–1925), священнику Венедикту Туркевичу (1873–1928), выпускнику Таврической духовной семинарии 1902 года Коханику П. Ю. (1880–1969), российским послам в Вашингтоне Кассини А. П. (1835–1919) и Розену P. P. (1847–1921), также епископам Американской Епископальной Церкви Графтону Ч. Ч. (1830–1912) и Таттлу Д.С. (1837–1923) и пресвитерианскому миссионеру и чиновнику Джексону Ш. (1834–1909). В дополнение к этим документам перепечатываются письма, впервые опубликованные Глебом Викторовичем Петровым в журнале «Псков» [письма Тихона настоятелю Великолукского Троице-Сергиева монастыря игумену Аркадию (1848–1926)], Наталией Александровной Кривошеевой в «Вестнике ПСТГУ» [письма Булгакову П.И. (1859–1931)], в журнале «Американский православный вестник» и газете «Свет», также некоторые телеграммы. Поскольку настоящая публикация не является научной, постольку нами сохранены стилистические и орфографические особенности писем и телеграмм (написания с большой буквы, сокращения, подчеркивания, отточия и т.д.), документы-приложения не публикуются, церковные и пр. термины не разъясняются, сведения об упомянутых в письмах лицах приводятся выборочно. 1 Письмо Экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 5 Сентября 1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

204-205 АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости 205-210 АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров 210-211 211-212 212-213 АГАДЖАНЯН Григорий Петр (1895-1971), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кардинал Католической Церкви АГАМА 1) название особой категории текстов, создававшихся с нач. I тыс. по Р.Х.; 2) А. или тантра, свящ. тексты кашмирского шиваизма 213-214 АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии 214-219 АГАПИЙ († ок. 250), мч. Севастийский (пам. 3 нояб.) - см. Евдоксий, Аттик, Агапий, Катерий и др., мученики Севастийские 220-221 221-222 АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) 223-224 224-225 225-226 АГАПИТ (Борзаковский Александр Корнилович; 1860-1938), архиеп. Новоторжский, вик. Калининской епархии 226-227 АГАПИТ (Вишневский Антоний Иосифович; 1867-1925 или 1926), архиеп. Екатеринославский и Мариупольский 227-228 228-229 АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря 229-230 230-231 231-232 АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) 232-233 233-234 АГАТАНГЕЛ (Агафангел), митрополит Зворницко-Тузланский Сербской митрополии (1848 - между 1860 и 1862) 234-235 234-235 АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Занимался историей математики и философией науки. Разрабатывал проблемы теории познания. – 179, 180 Васильчиков Иларион Сергеевич (13.04.1881–03.06.1969) – князь, помещик. Депутат IV Гос. Думы от Ковенской губ., центр. В 1903 г. окончил юридический факультет Московского университета, отбывал воинскую повинность в Нижегородском драгунском полку. В 1906 г. – покинул военную службу и поступил в Министерство юстиции, затем был командирован в канцелярию Департамента Сената. В 1908 г. участвовал в ревизии Туркестанского края. С 1909 г. ковенский уездный предводитель дворянства. С июля 1917 г. до смерти член при главном управлении Красного Креста (сначала в России, а потом за рубежом). Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. по избранию от Гос. Думы. В 1919 г. эмигрировал в Литву. Был членом Русского парламентского комитета в Берлине, участвовал в съезде «хозяйственного восстановления России». В 1921 г. был членом Карловацкого Всезаграничного церковного собора, однако в заседаниях участия не принимал. В 1940 г. переехал в Германию. С 1945 г. жил в Баден-Бадене, где и скончался. – 354 Васнецов Виктор Михайлович (03.05.1848–23.07.1926) – русский художник. – 290 Вассиан, инок. – 92 Величко Сергей Вадимович (1871–?) – гласный губернского земского собрания. Депутат IV Гос. Думы от Полтавской губ., окт. Окончил Московский университет. – 346, 349, 350 Вераксин Александр Сергеевич (1872–1918) – протоиерей. Депутат III Гос. Думы от Виленской губ., представитель от русского населения, прав., член комиссии по народному образованию. Окончил Витебскую духовную семинарию. В 1896 г. рукоположен во иерея, служил в Дисненском, а затем в Свенцянском уездах, будучи заведующим уездной школой. В 1895 г. перешел на службу в Березвечский женский монастырь священником и заведующим женской учительской школой. Председатель глубокского отдела «Союза русского народа». Был повешен красноармейцами на воротах своего дома в г. Черкассах. – 319 Вершинин Василий Михайлович (1874–?) – торговец из г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010