Данилов Виктор Александрович (1850–1916), религиозный деятель, сотрудник журнала «Духовный христианин». Дьяконов Александр Петрович (1871–1941), историк. В 1897 г. окончил СПбДА. В 1898–1903 гг. помощник библиотекаря Санкт-Петербургской духовной академии; в 1903 г. занял кафедру общей гражданской истории, а после ее закрытия в 1911 г. – кафедру педагогики. В 1912–1916 гг. профессор по кафедре всеобщей истории на Высших женских историко-литературных и юридических курсах в Петербурге (Петрограде). С 1916 г. преподавал в Пермском университете, с 1930 г. – в педагогических институтах Перми, Рязани, Новозыбкова и Смоленска. С 1940 г. доктор исторических наук. Ефименко Александра Яковлевна (урожд. Ставровская, 1848–1918), историк и исследователь фольклора, преподавала русскую историю на Высших женских курсах. Жаков Каллистрат Фалалеевич (1866–1926), коми-зырянский этнограф, философ и писатель; в 1901 г. окончил Петербургский университет, в 1908–1917 гг. преподавал философию в Психоневрологическом институте; после 1917 г. преподавал в Юрьевском университете, Псковском учительском институте, Латвийском университете. Жилкин Иван Васильевич (1874–1958), писатель; в 1900–1901 г. секретарь журнала «Неделя»; с 1903–1905 гг. – сотрудник «Санкт-Петербургских ведомостей»; в 1906 г. избран в I Государственную думу; подписал Выборгское воззвание; сотрудничал во многих газетах и журналах; поддерживал приятельские отношения с В. В. Розановым ; публиковался в СССР. Загельман Арон Ионотанович, сотрудник «Еврейской энциклопедии». Зелинский Фаддей Францевич (1859–1944), филолог, специалист по античности; в 1887–1922 гг. профессор Петербургского (Петроградского) университета по кафедре классической филологии; поддерживал дружеские отношения со многими символистами; эмигрировал; в 1921–1939 гг. профессор Варшавского университета; умер в Германии. Доклад: «Волшебник Мерлин (трагедия веры), мифодрама Карла Иммермана» (23 апреля 1908 г.). Иванов Вячеслав Иванович (1866–1949), поэт, мыслитель; с осени 1905 г. петербургский дом Ивановых («башня» – Таврическая ул., 25) – модернистский литературный салон, где проходят Ивановские среды; с ноября 1909 г. руководил христианской секцией РФО; осенью 1913 г. поселился в Москве; в 1924 г. эмигрировал; перешел в католичество; умер в Риме. Доклады: «О русской идее» (30 декабря 1908 г.), «Евангельский смысл слова «земля " » (4 мая 1909 г.), «Основы миросозерцания Ф.М. Достоевского» (18 апреля 1911 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСНЕЦОВЫ братья, рус. художники. Род. в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870). Виктор Михайлович (3.05.1848, с. Лопьял Уржумского у. Вятской губ.- 23.07.1926, Москва), живописец, график, архитектор, театральный художник. Начал заниматься рисованием в 60-х гг. XIX в. в Вятской ДС. В 1867-1868 гг. учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в С.-Петербурге у И. Н. Крамского; 1868-1875 гг. (с перерывами) - в имп. АХ у П. П. Чистякова, был исключен за убеждения, сформировавшиеся под влиянием разночинцев-демократов. В 1870 г. за эскиз «Христос и Пилат перед народом» (картина «Пилат умывает руки». 1870, ГРМ) получил большую серебряную медаль. Член (с 1878) и экспонент художественных объединений: Товарищество передвижных художественных выставок (1874-1889, 1897), абрамцевский кружок (80-90-е гг. XIX в.), «Мир искусства» (1900), «36 художников» (1902), Союз русских художников (1903-1923 (с перерывами)). С 1893 г. действительный член имп. АХ (в 1905 от звания отказался). Богатыри. 1881–1898 гг. Худож. В. М. Васнецов (ГТГ) Богатыри. 1881–1898 гг. Худож. В. М. Васнецов (ГТГ) Творческие принципы В. М. формировались в среде художников-передвижников; для раннего периода характерны также жанровые произведения («С квартиры на квартиру». 1876, ГТГ; «Военная телеграмма». 1878, ГТГ; «Преферанс». 1879, ГТГ). В них В. создал выразительные образы-типы из рус. жизни, отражавшие искания реализма. Но определяющим основу художественного поиска стало обращение к искусству и эстетике рус. средневековья, к историческим, былинным и сказочным образам. Особое значение для развития стиля мастера имело знакомство с семьей С. И. Мамонтова и участие в Абрамцевском кружке, члены к-рого изучали традиции национальной культуры. В то время В. М. работал совместно с И. Е. Репиным, М. В. Нестеровым, В. А. Серовым, М. А. Врубелем, В. Д. Поленовым и др. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897. Худож. В. М. Васнецов

http://pravenc.ru/text/149843.html

М., 1994.) 259 (Кастальский – Кастальский Александр Дмитриевич (1856–1926) – композитор, хоровой дирижер, фольклорист. Подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 547–548.) 260 (Реферат... «Запросы жизни и церковное управление». – Впервые напечатан в газете «Московские ведомости». См.: Тихомиров Л.А. Запросы жизни инаше церковное управление//MB. 1902. 13 дек. С. 1–2; 14 дек. С. 2; 15 дек. С. 2. Позже реферат вышел отдельным изданием: Тихомиров Л.А. Запросы жизни и наше церковное управление. М., 1903. См. также: Тихомиров Л.А. Запросы жизни и наше церковное управление//Апология Веры и Монархии/Сост., вступ. статья и примеч. М.Б. Смолина. М., 1999. С. 372–390.) 261 (...редактор «Московских ведомостей» В.А. Грингмут, В.М. Васнецов... Новоселов... – Грингмут Владимир Андреевич (1851–1907) – публицист, критик, политический деятель. В 1894–1896 гг. директор лицея Цесаревича Николая. С 1896 г. – редактор «Московских ведомостей». В 1905 г. создали возглавил Русскую монархическую партию. Автор работ по классической филологии, статей в защиту классического образования. В области политической публицистики отстаивал приоритет интересов российской государственности, выступал апологетом неограниченной монархии. Подробнее о В.А. Грингмуте см.: Памяти Владимира Андреевича Грингмута. М., 1909; Владимир Андреевич Грингмут: Очерк его жизни и деятельности. М., 1913. Васнецов Виктор Михайлович (03.05.1848–23.07.1926) – русский живописец. Автор росписи Владимирского собора в Киеве. Новоселов – мученик Михаил, Новоселов Михаил Александрович (1864–1938) – известный религиозный деятель. Окончил историко-филологический факультет ИМУ, в молодости увлекался идеями Л.Н. Толстого. В 1888 г. создал одну из первых в Россиитолстовских земледельческих общин, просуществовавшую около двух лет. Состоял в переписке с Л. Толстым (1886–1901). В 1902 г. начал издавать серию «Религиозно-философской библиотеки» (РФБ), сначала в Вышнем Волочке, затем в Москве и в Сергиевом Посаде, продолжавшуюся до 1917 г. Всего вышло 39 выпусков «РФБ».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Никита (Делекторский), еп. Нижнетагильский, Свердловской епархии Уроженец Владимирской епархии. Учился в Владимирской духовной семинарии, а окончил полный семинарский курс в Холмской духовной семинарии. В 1915 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и определен помощником смотрителя Православной академии. С 1917 г. – настоятель Петропавловского собора г.Перми. С 1921 г. – настоятель Христорождественского собора г.Александрова Владимирской епархии. 29 апр.1924 г. хиротонисан во епископа Бугульминского. В 1926–1927 г.г. был епископом Орехово-Зуевским, вик. Московской епархии. С 1927 по 1928 г. – епископ Нижнетагильский. В последние годы своей жизни юродствовал. Год смерти неизвестен. Литература: ФПС I, 201, стр.8. ФПС III, стр.5. ФАМ I, 174, стр. 14. “Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр.Алексия“. стр.22. Заметки и дополнения Е.М. Никита(Стягов), архп. Боровичский Новгородской епархии Родился 9 ноября 1867 года. Окончил духовную семинарию. 28 ноября 1889 года рукоположен во священника. Был ключарем Новгородского кафедрального собора и протоиереем. 6 дек.1923 года хиротонисан во епископа Боровичского Новгородской епархии. С 27 Дек.1934 года – архиепископ Боровичский. Скончался 6 августа 1936 года. Знавшие его говорили, что он характер имел спокойный и выдержанный, никогда не раздражался. Новгородское духовенство за его умение умиротворять суровый характер архиепископа Арсения (Стадницкого) называли его «громоотводом» и «доброхотом». Составил «Спутник псаломщика». Литература: «ЖМП» 1932, 7–8, стр.8. ФПС I, 186, стр.7. ФПС II, стр.4. ФПС III, стр.5. ФПС IV, стр.5. ФПС V, 123. ФАМ I, 172, стр.14. «Списки архиереев 1897–1944 гг. Патриарха Алексия», стр.21. Никифор(Осташевский Николай), митрополит Новосибирский и Барнаульский Родился 15 мая 1848 года. Окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия· Рукоположен во священника. С 1897 г. – ректор Красноярской духовной семинарии. С 1914 г. – ректор Тобольской духовной семинарии. В 1917 году пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 15 сент.1924 года хиротонисан во епископа Новосибирского. С 1927 года – архиепископ Новосибирский. 2 апреля 1931 года награжден правом ношения креста на клобуке. С 18 апреля 1932 г. – митрополит Новосибирский и Барнаульский. Управлял епархией до мая 1935 года. Скончался 17 апреля 1937 года в Великую Пятницу. Погребен на кладбище Успенской церкви в Новосибирске. Литература: «ЖΜΠ” 1932, ΙΙ-12, стр.4. 1931, 5, стр.3. ФПС I, 213, стр.8. ФПС II, стр.5. ФПС III, стр.5. ФАЫ I, 170, стр.14. Заметки и дополнения Е.М. “Списки архиереев 1897–1944 гг. Патриарха Алексия“, стр.22. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1841-1853 и с 1867 г. А. м. был резиденцией Острогожских епископов, викариев Воронежской епархии. В период упразднения Острогожского вик-ства в 1853-1867 гг. А. м. управлялся архимандритами - ректорами Воронежской ДС. Среди почитаемых настоятелей - архим. Никанор (1702-1706), возглавивший 4 дек. 1703 г. погребение свт. Митрофана Воронежского ; Амвросий (Келембет) (1793-1796), ректор ДС, позже архиеп. Тобольский; Мефодий (Орлов-Соколов) (1812-1826), ректор ДС, позже еп. Нижегородский; архим. Иннокентий (1829-1834), составитель жития свт. Митрофана Воронежского; Елпидифор (Бенедиктов) (1837-1848), еп. Острогожский, ректор ДС; архим. Иларион (Боголюбов) (1854-1861), автор описания А. м. Служение еп. Иосифа (Соколова), настоятельствовавшего в А. м. в 1897-1900 гг., отличалось активной благотворительностью. Во 2-й пол. XIX в. в А. м. под председательством викарного епископа работала епархиальная комиссия Православного миссионерского об-ва. В нач. XX в. к А. м. была приписана часовня на Староконной пл. Воронежа, построенная в 1893 г.; обители принадлежало 8 дес. земли с озером. Количество насельников не превышало 30 чел. В сер. 20-х гг. XX в. А. м., в к-ром служил и проповедовал архиеп. Петр (Зверев) , стал духовным центром Воронежа. Осенью 1926 г. архиеп. Петр и назначенный им настоятель мон-ря архим. Иннокентий (Беда) были арестованы. Последний архимандрит А. м. Тихон (Кречков) и настоятель монастырской церкви сщмч. Феодор Яковлев расстреляны. В янв. 1930 г. был запрещен ежедневный колокольный звон, летом 1931 г. закрыты храмы обители, снесено монастырское кладбище, святыни и имущество расхищены. Во время оккупации Воронежа нем. войсками (5 июля 1942-5 янв. 1943) часть зданий была разрушена, уцелевшие помещения заняты оставшимися без жилья горожанами, часть - отдана под мастерские, склады, конюшню. Позже территория обители была превращена в свалку. В 1970 г. сохранившиеся полуразрушенный Алексиевский и Сергиевский крестовый храмы и шатровую колокольню XVII в. передали Воронежскому краеведческому музею. В 80-х гг. колокольня была восстановлена областной реставрационной мастерской.

http://pravenc.ru/text/63812.html

502 Варсонофий Великий, прп.; Иоанн Пророк, прп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. Ответ 3. 520 Точно: «Когда погружаясь в воду, человек сокрывается, он, по-видимому, убегает жизни в воздухе, а убегать жизни, значит умирать; когда же опять под­нимается, стремится, по-видимому, к жизни в соприкосновении с воздухом и светом и тотчас получает её» (Семь слов о жизни во Христе, 2). 595 Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) – художник и архитектор, ма­стер живописи на исторические и фольклорные сюжеты. 599 Вавила Антиохийский (238–251) – епископ Антиохии (237–253), священномученик, пострадавший в гонения императора Деция. 601 Маккавеи – общее имя представителей Хасмонейской династии, вождей и правителей Иудеи с 167 по 37 гг. до н. э. Имя Маккавей первоначально было прозвищем Иуды, одного из сыновей Маттафии, возглавившего восстание против ига Селевкидов в 166–160 гг. до н. э. Позднее им стали обозначать всех членов его семьи и их сторонников. Маккавеи в христианской традиции стали символом несгибаемости и стремления соблюсти максимальную стро­гость в соблюдении заповедей. 608 Киприан (Цамблак; ок. 1330–1406) – митрополит Киевский, Ли­товский и всея Руси (1375–1406), святитель. Объединил в 1380–1382 и 1390–1415 гг. православные епархии территорий Великого княжества Литовского, Королевства Польского, Московского, Тверского княжеств и Новгородской республики, единственный из митрополитов Владимиро­Московской Руси XIV в., не подчинившийся власти Золотой Орды; писатель, редактор, переводчик и книгописец. 609 Нил Столобенский (кон. XV в. – 1554), преподобный. Основатель Нило-Столобенской (Ниловой) пустыни на островах на озере Селигер под Осташ­ковом. 610 Питирим († 1673) – с 1664 митрополит «Нова Града и Великих Лук»; патри­арх Московский и всея Руси (июль 1672 – апрель 1673). 613 Даниил (ок. 1492–1547) – митрополит Московский и всея Руси (1522–1539). Ученик Иосифа Волоцкого , после смерти, которого стал главой иосифлян. Составил свод русских летописей, был автором ряда богословских и назидательных сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Собор Рождества Богородицы Лукиановой пустыни. 1708–1712 гг. Фотография. 2010 г. Собор Рождества Богородицы Лукиановой пустыни. 1708–1712 гг. Фотография. 2010 г. С запада монастырскую площадь ограничивает настоятельский корпус, построенный при настоятеле Иоасафе (Колдычевском) в 1694 г. Первоначально он включал 4 палаты и сени, соединявшие 1-ю и 2-ю палаты. В 3 палатах размещались хлебная келья и настоятельские покои, 4-я палата была отведена под больницу. В 1823 г. 3-ю палату разобрали, в результате чего помещение больницы превратилось в самостоятельный объем. Декор фасадов настоятельских келий близок к отделке трапезной церкви, в 1970 г. он был отреставрирован. В 1714 г. рядом с больничными кельями была построена ц. во имя вмц. Екатерины. В 1832-1834 гг. небольшой храм перестроили в стиле позднего классицизма на средства александровских купцов Уголковых-Зубовых. С севера от монастырской площади находятся братский и казначейский корпуса. Братский был возведен при строителе Евагрии, в кон. XVII в., и значительно перестроен в XIX в. Согласно монастырской Летописи, стараниями о. Евагрия за братским корпусом были вырыты колодец (возобновлен в 1848-1850) и пруд. Казначейский корпус, построенный в 90-х гг. XVII в., вероятно, мастерами Богоявленской ц., декорирован в стиле нарышкинского барокко. Помещения корпуса перекрыты лотковыми сводами на распалубках. Между собором и трапезной церковью на рубеже XVII и XVIII вв. была поставлена часовня над местом погребения прп. Лукиана. Она представляла собой правильный восьмиугольник: расстояние между сторонами составляло 3 м, высота - 6 м (в 1926 часовню разрушили, сохр. только фундамент; ведется реставрация памятника). В 1712-1733 гг. мон-рь был обнесен каменной оградой со св. воротами и с 7 башнями (в кон. XIX в. 2 квадратные башни на юго-зап. и юго-вост. углах были заменены круглыми; в сер. XX в. разрушена средняя башня на зап. стене ограды). Строительство стены осуществлялось артелью каменщиков под рук. Кондратьева, Фомина, Полыгалова и Тяглова. В XVIII в. вдоль вост. стены был разбит регулярный парк. В зап. части мон-ря располагались плодовый сад, огород, пчельник и оранжерея. Сложившийся к 1-й трети XVIII в. архитектурный комплекс обители впосл. дополнялся, но не подвергался коренным изменениям. При игум. Макарии (1860-1874) были построены гостиница и 2-этажный братский корпус. Комплекс монастырской гостиницы, расположенный за стенами обители, в плане представлял небольшую городскую усадьбу: он состоял из главного 2-этажного корпуса и 2 симметрично расположенных одноэтажных флигелей, объединенных с главным зданием кирпичной оградой с 2 воротами; отдельный хозяйственный корпус предназначался для экипажей. За пределами обители размещались также хозяйственные постройки и были вырыты пруды. Один из них, расположенный между дорогами, ведущими к деревням Николаевке и Новлянской, по преданию, был выкопан при участии прп. Лукиана. Святыни.

http://pravenc.ru/text/2110853.html

532 Речь идет о церкви св. Ильи Пророка, именуемого Обыденным, во 2-м Ильинском переулке (ныне 2-й Обыденский пер., 6). Первая деревянная церковь на этом месте построена в 1592 г. за один день («обыдень»). Сожжена поляками в 1611 г., восстановлена в 1612 г. Каменная церковь с приделами возведена в 1702–1706 гг. на средства думного дьяка Гаврилы Деревнина. Церковь , приделы, трапезная и колокольня строились и перестраивались в 1818–1819 и 1865–1868 гг. 533 Имеются в виду князья Трубецкие: П. Н. – Петр Николаевич (1858–1911), предводитель дворянства Московской губернии (1893–1906); С. Н. – Сергей Николаевич (1862–1905), философ, профессор, ректор (1905) Московского университета. Дети кн. Петра Николаевича: Владимир Петрович (1885–1954), Николай Петрович (1890–1961). Дети кн. Сергея Николаевича: Николай Сергеевич (1890–1938), филолог и лингвист, приват-доцент Московского университета (с 1915 г.), после революции – в эмиграции, один из лидеров евразийства; его жена – Вера Петровна, урожденная Базилевская (1894–1968); Владимир Сергеевич (1891–1937), писатель, автор незаконченных воспоминаний «Записки кирасира» (М., 1991), принимал участие в попытке освобождения царской семьи из заключения в Тобольске. В 1920-е гг. зарабатывал на жизнь многочисленной семьи (8 детей), как музыкант ресторанных оркестров и кино, публиковал охотничьи рассказы (под псевдонимом В. Ветов), подвергался репрессиям, в 1937 г. расстрелян. 534 Речь идет о скандале, связанном с военным министром (1909–1915), генерал-адъютантом, генералом от кавалерии В. А. Сухомлиновым (1848–1926), обвинявшемся во взяточничестве и шпионаже в пользу Германии. В 1916 г. он был арестован, но по настоянию Распутина выпущен. После Февральской революции 1917 г. приговорен к пожизненной каторге за неподготовленность русской армии к Первой мировой войне. Освобожден в 1918 г. по старости, вскоре эмигрировал. 535 Высшие женские богословско-педагогические курсы официально были учреждены в 1913 г. Занятия должны были начаться в 1914/1915 учебном году (об этом см. Иванов А. Е. Высшая школа в России в конце XIX – начале XX в. М., 1991. С. 57). Однако, реально преподавание началось только в 1916 г. Курсы ставили целью подготовку начальниц, воспитательниц и учительниц для средних женских духовно-учебных заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

55 Трапезников Александр Константинович (1821–1895), представитель крупной купеческой династии, иркутский купец I гильдии. В 1859 году переехал на постоянное жительство в Москву. В 1870–1880-е годы являлся бессменным выборным биржевого общества. Учредитель и глава «Торгового дома А. Трапезников и К°», обладатель крупного торгово-промышленного капитала, значительная часть которого вкладывалась в золотопромышленность. Известный благотворитель. – Примеч. сост. 56 РГАЛИ. Ф. 2555. Кельин Ф.В. Оп. 1. Ед.хр. 666. На первой странице письма надпись: «Господину распорядителю дел А. К.Трапезникова, В. Кельину». – Примен. сост. 57 Степан Осиповин Макаров (1848–1904), русский флотоводец, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал. Во время русско-японской войны в феврале 1904 года был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой. Успешно руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине. – Примеч. сост. Текст печатается по изданию: Гузанов В. Г. «Ваш слуга и богомолец...» Переписка контр-адмирала Макарова С.О. с Николаем, епископом Ревельским, начальником Русской Духовной Миссии в Японии. 1888–1890 гг. M., 2003. С. 81–120. 58 Тимофей Саввич Морозов (1824–1889), мануфактур-советник, купец 1-й гильдии, глава товарищества Никольской мануфактуры «Савва Морозов сын и К°», председатель Московского биржевого комитета, председатель совета Московского купеческого общества взаимного кредита, член совета Московского купеческого банка. – Примеч. сост. 60 Владимир Карлович Саблер (1847–1929), российский государственный деятель, юрист. В 1883–1892 годах – управляющий канцелярией Святейшего Синода. С 1892 по 1905 год – товарищ обер-прокурора Синода. В 1911–1915 годы занимал должность обер-прокурора Святейшего Синода. В 1918–1925 годах неоднократно арестовывался. В 1926 году был осужден по делу митрополита Петра (Полянского) и отправлен в ссылку в г. Тверь, где и скончался. – Примеч. сост. Текст печатается по книге: Гузанов В. Г. «Ваш слуга и богомолец...» Переписка контр-адмирала Макарова С.О. с Николаем, епископом Ревельским, начальником Русской Духовной Миссии в Японии. 1888–1890 гг. M., 2003. С. 94–96.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

По всей видимости, уже при прп. Пафнутии в мон-ре получило развитие книгописание. Первым известным сочинением, составленным в П. Б. м., является «Записка Иннокентия о последних днях учителя его Пафнутия Боровского», составленная ок. 1477 г. иноком обители. По мнению исследователей древнерус. житийной лит-ры, это сочинение «принадлежит к числу лучших памятников древнерусской агиографии» ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 207), является своеобразным «чудом» XV в., в котором «автор стремился к полной правдивости, записывал по возможности все, что знал о прп. Пафнутии, с буквальной точностью передавая иные из его слов» ( Лихачёв. 1970. С. 129). Иноку Иннокентию Дивному принадлежит и канон прп. Пафнутию, о чем свидетельствует надпись, предваряющая его (РГБ. Ф. 113. 87(375). Л. 337). В 20-х гг. XVI в. создан «Летописец Боровского монастыря» (РГБ. Муз. 3841), содержащий уникальные сведения о нек-рых событиях в Русском гос-ве, а также в П. Б. м. в нач. XVI в. Только в «Летописце...» содержатся сведения о пребывании в заключении в обители келейника прп. Максима Грека мон. Афанасия в 1525-1531 гг. Рукопись обнаружена в 1926 г. М. Н. Тихомировым , к-рый высказал предположение о ее написании в стенах П. Б. м. и об авторстве инока Иннокентия ( Тихомиров. 1979. С. 155-166); позднее И. И. Смирнов подтвердил доказательства в пользу данного мнения и дал название сочинению ( Смирнов. 1946. С. 126). Мн. постриженики П. Б. м. стали крупными книжниками, нек-рые активно участвовали в переписывании книг (среди них - свт. Макарий и постриженик П. Б. м. инок Аркадий, переписавший июльскую минею 1538 г. из Софийского комплекта (ВМЧ) (см.: Усачёв. 2018. Т. 1. С. 74, 243, 352-353; Т. 2. 270. С. 154-155)). С большой долей вероятности можно говорить о большой б-ке П. Б. м. уже в кон. XV в. Житие прп. Пафнутия отмечает его усердие к чтению книг. Прп. Иосиф Волоцкий, покидая П. Б. м. в 1479 г., принес с собой в основанный им Иосифов Волоцкий монастырь до 14 книг ( Яцимирский. 1906. С. 314). Первая опись книг П. Б. м. была проведена в 1652 г. по указу патриарха Никона (Минова) и включила 30 рукописей (ЧОИДР. 1848. Кн. 6. Ч. 4. С. 22). В 1820 г. б-ка обители описана П. М. Строевым, к-рый привел список из 49 рукописей, из к-рых 3 относились к XV в., а 31 - к XVI в. ( Строев. 1891. С. 294-317). В 1859 г. опись книг б-ки опубликовал иером. Леонид (Кавелин), в которой приводятся названия 15 рукописных книг XVI-XVII вв. и 59 печатных книг XVII в. ( Леонид (Кавелин). 1859. С. 90-98).

http://pravenc.ru/text/2579798.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010