В 1847 году священник Воскресенской церкви Павел Успенский подал прошение святителю Филарету о строительстве новой каменной церкви, рядом со старой деревянной, объясняя, что деревянный храм сделался весьма ветхим. Кроме того, в своём прошении он указал, что построенный вблизи кирпичный завод обеспечит новое строение материалом. С того времени началось поэтапное строительство сельской святыни. Возводили храм в модном тогода, псевдорусском стиле, близком к типовым постройкам, местные мужики, в основном из окрестных деревень. В начале была построена трапезная часть с приделами святителя Николая Чудотворца и пророка Илии, и к ней тогда же была пристроена одноярусная колокольня. Боковые приделы были освящены в 1853 и 1856 годах. Основной объём храма был построен позже и освящён главный престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы был только в 1887 году. Интересно, что купол церкви был выше храмовой колокольни. Лишь спустя 10 лет дополнительные 3 яруса колокольни были выстроены. Значительную помощь в строительстве храма оказали купцы Зотик Фёдор Фёдорович и Шишилов Игнатий Васильевич. В 1900-м году с разрешения Московской Духовной консистории была устроена церковная каменная ограда с элементами металлической ковки. После Октябрьской революции, с приходом к власти большевиков, Покровская церковь продолжала действовать. Однако, в середине 1950-х годов этот храм всё-таки был закрыт на 8 лет?. В 1962/1963 гг. местные власти разрешили открыть Покровскую церковь в селе Воскресенки. За эти годы, когда храм был закрыт, были уничтожены иконостас, разобраны полы, повреждены купола и кресты на них, разобрана церковная ограда на хозяйственные нужды. В 1963 году, на первые богослужения после значительного перерыва собиралось не более 10 человек. В 1962 году по требованию уполномоченного по делам религии в селе Воскресенки из села Гребнево Щёлковского района был переведён батюшка, отец Димитрий Скуцкий. С помощью Божией ему, вместе с прихожанами, удалось восстановить храм, построить для причта два дома и новую церковную ограду.

http://sobory.ru/article/?object=09255

Храм декорирован в стиле московского зодчества XVII в. пучками пилястр, карнизами, поясами ширинок, наличниками разных форм, барабаны глав - аркатурой. Стены собора были облицованы мрамором и расписаны Н. М. Сафоновым (роспись утрачена). Архитектуре храма соответствует оформление 5-ярусной колокольни (1895-1900, архит. А. А. Латков), построенной также в рус. стиле. В 1-м ярусе расположены св. врата, 3, 4 и 5-й - ярусы звона, увенчанные небольшим шатром с луковичной главкой. С 2 сторон вплотную к колокольне примыкают 2 часовни, увенчанные шатрами. Все сооружение декорировано узорочьем, выполненным из кирпича со вставками из белого камня. С возведением собора Пещерное отд-ние иногда именовалось Черниговским скитом или мон-рем, управлял к-рым благочинный Г. с. В 1861-1870 гг. здесь был построен юж. братский корпус, в 1889 г.- 2-этажный трапезный корпус, в 1893 г.- каменная ограда, в 1904 г.- вост. братский корпус. К нач. XX в. при Г. с. были построены 4 гостиницы и странноприимный дом. Скит владел часовней у Ильинских ворот (освящена 11 июля 1863), подворьем в Москве, фермой со скотным двором, пчельником. В Г. с. подвизались старцы схиигум. Илия (Иларий; 1863), иеросхим. Иларион ( 1878), схим. Израиль ( 1878), иеросхим. Александр Гефсиманский , иером. Исидор (Козин; 1908), прп. Варнава (Меркулов) , прп. Герман (Гомзин) . В 1902 г. в Г. с. принял постриг буд. Патриарх Московский Алексий I . Скит и Пещерное отд-ние были любимейшим местом отдыха Московских митрополитов Филарета (Дроздова), Иоанникия (Руднева), Сергия (Ляпидевского) . В скитской гостинице останавливались М. В. Нестеров , И. С. Шмелёв , драматург В. И. Немирович-Данченко (1858-1943), режиссер К. С. Станиславский (1863-1938), М. М. Пришвин и др. На кладбище близ Черниговского собора погребены К. Н. Леонтьев , В. В. Розанов . К 1847 г. в Г. с. проживало ок. 40 чел., к 1914 г.- 217 чел. (из них 77 чел.- в Пещерном отд-нии). С 1912 г. Г. с. возглавлял игум. Мефодий, с 1916 г.- иером. Израиль, в 1918 г. возведенный в сан игумена Патриархом Московским Тихоном .

http://pravenc.ru/text/164929.html

Большинство настоятелей XIX в. исполняли должность ректора Тверской ДС. Игум. Палладий (Роговский), бывш. крепостной М. К. м., с 1700 г. служил настоятелем Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского монастыря и ректором Славяно-греко-латинской академии. Он стал 1-м рус. доктором философии и богословия, получившим ученую степень в Зап. Европе. Архитектурный комплекс Троицкий собор. 1521–1523 гг., перестроен в 1634–1655 гг. Фотография. 1900 г. Троицкий собор. 1521–1523 гг., перестроен в 1634–1655 гг. Фотография. 1900 г. Каменное строительство в М. К. м. началось в 20-х гг. XVI в. В 1521 г. на средства дмитровского купца М. Г. Воронкова вместо деревянного храма построен и в июне 1523 г. Тверским еп. Акакием освящен 5-главый каменный Троицкий собор. В него были перенесены и положены в каменную гробницу мощи основателя (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 519). В 1525-1530 гг. была построена трапезная (не сохр.) - самая ранняя из подобного вида гражданских построек в тверском зодчестве. Основу здания с высоким квадратным подклетом составлял большой квадратный зал, своды к-рого поддерживал свод в центре. К 1530 г. на средства дмитровского кн. Юрия Ивановича на верхнем этаже трапезной была устроена ц. во имя св. князей Бориса и Глеба. В 1610 г. монастырь был разорен, с 1633 г. по приказу царя Михаила Феодоровича отстраивался. На территории мон-ря сложился уникальный архитектурный ансамбль. Руководство работами осуществляли московские зодчие отец и сын М. И. и И. М. Шарутины, имена которых были запечатлены в тексте закладных досок на главной воротной башне, также в них участвовал местный мастер А. Мокеев, впосл. крупнейший рус. зодчий. В 1636 г. между собором и трапезной возвели колокольню, ставшую вертикальной доминантой комплекса. В 1641 г. были сооружены 2 двухэтажных корпуса - настоятельские покои и братские кельи. Троицкий собор, пострадавший во время польско-литовского разорения, после пребывания в монастыре царя Алексея Михайловича был восстановлен и перестроен в 1634-1655 гг. Кроме царских вкладов средства на строительство выделил старец Леонид (Высоцкий). К собору были пристроены сев. придел и закрытая галерея-паперть, опоясавшая храм с запада, севера и юга. В 5-главом соборе имелись 2 престола: теплый юж. в честь Нерукотворного образа Спасителя (перестроен в 1866; иконостас 1762 г.; новый - 1812 г.) и северный в честь Рождества Пресв. Богородицы (перестроен в 1870; иконостас 1770 г.). В 1654 г. собор был расписан артелью «кормовых государевых живописцев» во главе с Симеоном Авраамовым. Фрески занимали 1 тыс. кв. м. В 1847 г. в росписи собора принимал участие А. Г. Венецианов . В кон. XIX в. фрески были переписаны мастерами под рук. акад. П. П. Покрышкина. Чугунные плиты пола Троицкого храма - вклад тестя царя Алексея Михайловича боярина И. Д. Милославского.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

Данные клировой ведомости о церкви Вознесения Господня Тверского уезда Тверской епархии в селе Дудино за 1910 г. (выписки из клировой ведомости): 1. Церковь построена в 1838г. (1835г.). Однако в «Описи Вознесенской церкви и ее имущества в селе Дудино Тверского уезда Тверской Епархии» за 1848 год (Д.18415 фонда 160, Тверская духовная консистория) указана дата 1835 год, а 1838 год указан как год освящения церкви Тверского кафедрального собора протоиереем Иоанном Яковлевым Ловягиным и возобновлена в 1847 году того же собора ключерем протоиереем Петром Семеновым Рождественным. В тоже время, первая Метрическая книга Вознесенской церкви датирована 1839 годом, а все предыдущие с 1717 по 1838 годы Метрические книги записаны за Николаевской церковью села Дудино. Вывод: 1. Построенная в Дудино в 1835 году Вознесенская церковь начала официальное функционирование с 1838 года, в котором она была освящена Тверского кафедрального собора протоиереем Иоанном Яковлевым Ловягиным. 2. Церковь освящена в 1838 г., 1847 г. 3. Пристрои церкви: во имя Вознесения Господня (освящен в 1847 году);  Во имя Николая Мирликийского Чудотворца, освящен в 1846 г. (Никольский - правый пристрой); Во имя св. Ильи Пророка, освящен в 1845 г. (Ильинский - левый); 4. По штату при церкви положены: священник, дьякон и псаломщик. 5. Жалования положено: священнику - 88 руб., дьякону - 23 руб. 52 коп. и псаломщику - 20 руб. 40 коп. 6. Кружечных доходов за 1910 г. положено: 582 руб. 64 коп. 7. Опись церковного имущества заведена с 1848 г., хранится в целости, проверена в 1910 г. 8. Копии метрических книг хранятся в целости с 1780 г. 9. Исповедные росписи (ведомости) в целости с 1824 г. 10. В церковной библиотеке находятся книги, для чтения предназначенные, 250 томов. 11. Церковноприходская школа в селе Дудино открыта в 1908 году (законоучитель священник Анатолий Васильевич Розанов, 1870 г.р., в ней обучаются 16 мальчиков и 17 девочек); 12. Земские школы - в деревне Большие Селищи открыта в 1898 г.  (законоучитель священник Анатолий Васильевич Розанов, 1870 г.р.) и в деревне Савино, открыта в 1900 году (законоучитель дьякон Александр Федорович Панков). С 1908 г. по состоянию на 1910 г. церковный староста – крестьянин деревни Горки Алексей Яковлевич Манухин, 1836 г.р. 13. Преосвященный в последний раз посетил приход в 1899 г.; 14. Число душ прихожан: 1275 муж., 1474 жен. 15. Земли при церкви состоят: приусадебной с погостом церковным 4 десят., пахатной 14 десят., сенокосной 10 десят., неудобной 10 десят. Всего 38 десят. 16. Приписанных к церкви часовен две: в селе Дудино во имя св. Николая Мерликийского Чудотворца - построена в 1896 г., и в деревне Б. Селищи во имя св. великомученика Георгия Победоносца, построена в 1895-96 гг.

http://sobory.ru/article/?object=20819

На иконе, появившейся не ранее 2-й пол. XIX в. (скорее всего, ок. 1900), по свидетельству архиеп. Димитрия (Самбикина), Е. был изображен «глубоким старцем, в монашеском одеянии, с воздетыми в молитвенном положении руками» ( Димитрий (Самбикин). 1907. С. 70). Совр. иконография святого основывается на его изображении на иконе «Собор Тверских святых» 1990 г. (ц. Св. Троицы («Белая Троица») в Твери). Этот образ - копия с несохранившейся, известной по фотографии И. Я. Кункина иконы 1900-х гг. из Троицкой ц. в Кашине. По-видимому, кашинский образ являлся одним из нескольких списков с утраченной иконы 1903 г. из ц. во имя Всех Тверских святых в тверской соборной колокольне. Е. изображен старцем с окладистой белой бородой, в монашеской мантии, с непокрытой головой, лоб с высокими залысинами. Именно так Е. представлен на иконе «Преподобные Савватий и Евфросин в молении, с видом Савватиева монастыря» в тверской ц. Воскресения (Трех исповедников) (1994, иконописцы Валерий и Наталия Колтовые) и на иконе «Преподобные Савватий, Евфросин и Нектарий Савватьевские» за правым клиросом в возрожденной Знаменской ц. в дер. Савватьево (2003, иконописец Наталия Андреева). Эта иконография отчасти восходит к образу неизвестного монаха (представлен без нимба) напротив прп. Савватия в сюжете поклонения Кресту на иконе «Обитель прп. Савватия Тверского с сюжетами его жития» 3-й четв. XVI в. (ЦМиАР; см.: Озерская. 2000. С. 126; Егоров, Иванов. Вкл. 1. Л. 1). По-видимому, этот неизвестный по имени монах в кон. XIX - нач. XX в. иконописцами был отождествлен с Е. Арх.: Преображенский В. А. Записка о Савватьевой пустыни: [Ркп.]//ГА Тверской области. Ф. 103. Оп. 1. Д. 829. Ист.: Иосиф Волоцкий, прп. «Отвещание любозазорным...»//ЧОИДР. 1847. Кн. 7. Отд. 4. С. 11-12; То же//ЛЗАК, 1862-1863. СПб., 1864. Вып. 2. Мат-лы. С. 87-88; То же//Древнерус. иноческие уставы. М., 2001. С. 106-107. Лит.: Владиславлев В. Ф., прот. Село Савватьево. Тверь, 1883; он же. Святые, местно чтимые в Тверской епархии//Тверские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/187850.html

Потеря зрения и его новое положение не возмутили мирного духа святителя. Ободренный митрополитом Филаретом, преосвященный Иосиф принял постигшее его испытание со смирением. Святитель усилил свои молитвенные подвиги. 27 лет находился он на покое, проводя жизнь в постоянном бдении, славословии, богомыслии, посте и молитве. Преосвященный с детства любил пение. Каждый свой день он начинал пением псалмов и заканчивал его в час ночной: «Се, Жених грядет в полунощи...» За добрую и богоугодную жизнь Господь наградил святителя даром духовного разума и прозорливости. Многие желали услышать от него слова утешения и наставления в скорбных обстоятельствах, и он никому не отказывал. И на покое преосвященный Иосиф продолжал принимать всех посещавших его. Труды: Слово при перенесении мощей преподобного Саввы//Московские губернские ведомости. – М., 1847. 31. Письма//Воронежские епархиальные ведомости. – 1892, 1893. Слово по случаю открытия дворянских выборов в Московской губернии. – 1844. Семь поучений о силе и значении троеперстного и инославного перстосложения. – 1860. О праздниках первенствующей церкви (рукопись). Литература: Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Исследование Николая Чернавского: в 2 т.//Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. – Оренбург, 1900–1903. вып. 2. – С. 559–662. Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки Е. Поселянина: в 2 т. – 1-е изд. – СПб., 1900. – С. 68–73: 3-е изд. – СПб., 1910. – С. 80–85. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – СПб., 1916. – С. 471. Погожее Е. Н. (Е. Поселянин). Идеалы христианской жизни. – СПб., 1913. – С. 202. Корсунский И. Н. Высокопреосвященный архиепископ Иосиф, бывший Воронежский (некролог). – М., Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 479. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1405, 1407. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 309.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1-я пол. XIX в.- период расцвета обители, связанный с обретением в Б. п. в 1829 г. чудотворного образа «Лобзание Христа Иудою». На икону, служившую крышкой для бочек с солениями, обратил внимание монастырский пекарь. О чудесах от иконы по распоряжению свт. Московского Филарета (Дроздова) были сделаны обстоятельные дознания 3 благочинными. Паломники со всей России приходили к берлюковской иконе, получая через нее исцеления. Торжественное празднование иконе совершалось в 10-е воскресенье по Пасхе. Небольшие постройки уже не вмещали богомольцев. Благодаря пожертвованиям дворянских и купеческих семей (к 1835 собрано более 140 тыс. р.) и деятельности строителя (с 1840 игум., с 1853 архим.) Венедикта (1829-1855) были построены каменные пятиглавый собор во имя Христа Спасителя (освящен свт. Филаретом в 1848), надвратная ц. во имя свт. Василия Великого (ок. 1842), Всехсвятская ц. (освящена свт. Филаретом в 1853), двухъярусная колокольня (1851), двухэтажный каменный корпус с братскими кельями (1852), двухэтажный каменный корпус трапезной, келарни, кухни, хлебопекарни (1839), ограда с башнями (1840), каменная баня на берегу р. Вори, вход в к-рую устроили под Западной башней обители. На пожертвование (3 тыс. р.) московского купца Никиты Щеникова над пещерой на берегу р. Вори была выстроена ц. св. Иоанна Предтечи. В 1895-1900 гг. по проекту архит. А. С. Каминского на средства московского купца Самойлова была построена четырехъярусная 104-метровая колокольня. За оградой находились 2 двухэтажные гостиницы, 2 корпуса странноприимного дома, скотный и конный дворы, дома для конюхов и скотников, магазин. При пустыни на полном ее содержании существовала школа. В 1914 г. на пересечении Ладожской и Ирининской улиц Москвы по проекту архит. И. Ф. Мейснера была построена часовня обители (разрушена в 1928). В нач. XX в. мон-рь владел до 600 дес. земли. В 1764 г. в Б. п. было 8 чел. братии, в 1830 г.- 15 чел., в 1834 г.- 33 чел., в 1858 г.- 58 чел., в 1874 г.- 70 чел., к 1917 г.- ок. 100 чел. Почитались в обители похороненный в склепе собора Христа Спасителя архим. Венедикт († 1855) и сменивший его афонский постриженик иером. Парфений (Агеев), а также ученик валаамского иеросхим. Клеопы иеросхим. Макарий (Брюшков; † 1847), подвизавшийся близ обители в пещере на берегу р. Вори. Мон-рь посещали И. С. Шмелёв , С. И. Танеев и др. Последние известные настоятели - игум. Николай (10-е гг. ХХ в.), общавшийся с архим. Арсением (Жадановским) , и архим. Петр (Орлов).

http://pravenc.ru/text/78164.html

В 1770 г. июля 5 дня, по благословению Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского, храм сей был освящен тем же протопресвитером Кочневым. В 1822 г. этот храм сильно пострадал от пожара, был капитально отремонтирован и, по благословению Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского, присутствующим Екатеринбургского духовного правления иереем Иоанном Сильвестровым освящен. В 1823 г. тем же епископом Иустином дана грамота на заложение нового каменного холодного храма во имя пророка Илии с двумя теплыми приделами: правым – в честь Воздвижения Креста Господня и левым – во имя св. вмч. Димитрия Солунского. Но когда фактически заложен и окончен постройкою этот храм, неизвестно. Пророко-Ильинский престол освящен по грамоте преосв. Аркадия, епископа Пермского, от 11 июня 1847 г. на имя священника Матфея Попова, левый Димитриевский придел освящен по грамоте преосв. Ионы, епископа Екатеринбургского – викария Пермского, тем же священником М. Поповым в 1857 г., а когда освящен и по чьему благословению Крестовоздвиженский придел, определить точно нельзя за неимением данных. Можно только с вероятностью сказать, что освящение сего придела совершилось в 1838 г. или ранее этого года. В 1875-80 гг. старые иконостасы в придельных храмах на средства прихожан заменены новыми, а в 1887-93 гг. прихожанами обновлен иконостас холодного храма и стены его украшены живописью. В 1895 г. все здание храма снаружи и внутренние стены оштукатурены и выбелены. В 1899 г. вызолочены пять старых крестов с главами на храме и пять вновь сделанных железных крестов с главами на вратах церковной ограды. В 1900 г. храм и ограда вновь подштукатурены и побелены, крыша храма и переплавленные решетки ограды покрыты малахитом, внутри в приделах – панели окрашены масляною краскою, а стены побелены известью. Между храмовыми иконами особенно почитается прихожанами и окрестными жителями деревянный крест, находящийся в настоящее время в Крестовоздвиженском приделе. По преданию, этот крест сделан из сосны, крестообразно выросшей на месте, где ныне, в Заречной части села, находится часовня (крестик) при чудном колодце, водою которого пользуются многие в различных болезнях. В одно время часовня эта и колодец были в запустении, но пожар, истребивший кругом часовни все, а сохранивший только ее, обратил на нее взоры православных, и с тех пор ежегодно в день Воздвижения бывает к той часовне при многочисленном стечении народа крестный ход «в преднесении самородного креста» для совершения молебна и освящения волы в колодце.

http://sobory.ru/article/?object=11118

В 1899-1900 гг. было принято решение о расширении собора. Достроен придел, храм стал светлее, более просторным, площадь выросла почти на 170 кв.м, а над входом пристроили две небольших бани и арочное перекрытие, были демонтированы два столба, хоры передвинули к западной стене. В 1847 г. после перенесения архиерейской кафедры из Переяслава в Полтаву " градский собор " стал кафедральным. Собор был огорожен кирпичным ограждением с коваными решетками (до 1827 г. ограждение было деревянным). В соборе был обустроен четырехъярусный иконостас, величественный, резной, " во французском стиле " . В соборе было пять престолов: главный – во имя Успения Пресвятой Богородицы; справа – престол ап. Петра и Павла; слева – престол пророка Ильи, которые были освящены 17 сентября 1774 г. На хорах с правой стороны – престол святого Архистратига Михаила, освященный 30 декабря 1776 г., налево – престол святой великомученицы Варвары, освященный 10 июня 1777 г. Колокольня, имела высоту 44 метра. После разрушения собора в 1934 г. она стояла пустотой. Во время войны с 1941 по 1946 гг. в ней был возобновлен храм Иоанна Предтечи, который действовал здесь с 27 февраля 1787 г. – дня его освящения. Колокольня собора после войны долгое время стояла руиной, впоследствии в ней размещались разные мастерские. В 1100-летие Полтаве было решено реставрировать колокольню и оборудовать в ней музей города с обзорной площадкой на верхнем ярусе. В последнее время в ней нашла прописку выставка самодеятельных художников города. Таким образом колокольня сохранилась вплоть до начала 1990-х годов. Решение о восстановлении собора приято в 1999, закончено в 2005 г. Автор проекта В. Трегуб, он сохранил высоту собора – 44.07 м, но из-за недостатка финансирования его отстранили от работ и по проекту «Горстройпроекта» высота составила 37.5 метров. Семь колоколов отлили на ОАО «Полтавский тепловозоремонтный завод». Сейчас принадлежит УПЦ КП. МП РНЦ не освящен, сохранилась колокольня, освященная в 1787 г., в которой долгое время после разрушения церкви был устроен храм.

http://sobory.ru/article/?object=10625

Во время войны Венгрии за независимость от Габсбургов (1703-1711) еп. Мартин Брайкович (1703-1708) потребовал возведения Загребского еп-ства в ранг архиеп-ства. Австр. имп. Иосиф I (1705-1711) и папа Римский Климент XI , чтобы сохранить лояльность Хорватии в условиях войны, согласились, но из-за кончины еп. Мартина статус Загребского еп-ства остался без изменения. Религ. реформы австр. имп. Иосифа II (1765-1790) изменили конфессиональное положение в стране. Так, напр., Патент о веротерпимости 1781 г. предоставил свободу вероисповедания лютеранам, кальвинистам и православным и ослабил позиции униатов по отношению к сербам, запрет в 1782 г. деятельности почти всех католич. монашеских орденов привел к закрытию мн. мон-рей в Загребском диоцезе. После объявления немецкого официальным языком империи (1784) епископы З. стали активно выступать за национальное возрождение хорватов, символом к-рого стало глаголическое письмо. Еп. Максимилиан Врховац (1787-1827) приобрел типографию и подарил 1 тыс. книг Загребской королевской АН. В 1849 г. при еп. Юрае III Хаулике (1837-1869) была учреждена хорват. газ. «Католический лист» (Katoliki list). 23 окт. 1847 г. хорват. Собор разорвал отношения с Венгрией, объявил хорватский официальным языком и потребовал возведения Загребского еп-ства в ранг архиеп-ства. Но только после участия хорватов в подавлении революции в Венгрии в 1848-1849 гг. австр. имп. Франц Иосиф I 7 апр. 1850 г. узаконил введение национального языка в Хорватии, а 12 авг. того же года З. стал кафедральным городом архиеп-ства. 11 дек. 1852 г. булла папы Римского Пия IX подтвердила этот акт и передала в юрисдикцию Загребского архиеп-ства Босанско-Сремское (Джяковское), Сеньско-Модрушское и греко-католич. Крижевецкое еп-ства. В 1855 г. архиеп. Юрай Хаулик способствовал заключению конкордата между Австрийской империей и Папским престолом, по к-рому попечительство над начальными школами в империи было передано католическим епископам (в 1868 отменено). В 1857 г. в З. было основано религ. молодежное об-во по изучению хорватской истории. В 1900 г. состоялся 1-й католич. хорват. съезд, к-рый возложил миссию спасения Хорватии как национального гос-ва на хорват. епископат. После издания энциклики папы Римского Пия XI «Ubi arcano Dei» (1922), посвященной теме сплочения католиков, в Хорватии появилось неск. католич. молодежных об-в, в т. ч. спортивных. При архиеп. Антуне Бауэре (1914-1937) стала выходить газ. «Католическая акция» (Katolika akcija). В 30-х гг. ХХ в. архиепископы З. активно выступали за заключение конкордата между Ватиканом и Королевством Югославия, но он не вступил в силу из-за протестов со стороны Сербской Православной Церкви .

http://pravenc.ru/text/182461.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010