Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИПИН (Самоварников) Андрей Алексеевич (2-я пол. XIX в., дер. Коровино Горбатовского у. Нижегородской губ.- 6.09.1918, с. Павлово Горбатовского у.), глава всероссийского об-ва старообрядцев-беспоповцев Спасова согласия (малого начала). Рано остался без отца, с 12 лет мастерил перочинные ножи (металлообработка была основным занятием местных жителей). Самостоятельно освоил азбуку, начал приобретать книги, посещал полемические собеседования между местными старообрядцами Белокриницкой иерархии и правосл. миссионерами. За активные выступления против последних был неоднократно судим и сослан на Кавказ. После издания имп. указов «Об укреплении начал веротерпимости» (1905) и «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (1906) А. много сделал для упорядочения малоначального об-ва спасовцев, объезжал общины в Нижегородском крае, призывая их регистрироваться. Его стараниями были организованы общины в Сохтанке, Каменке, Богданове, Ичалках, Личадееве, М. Силине, Костянке, Кувалдине с общим числом старообрядцев в них более 9 тыс. А. являлся настоятелем общины во имя архистратига Михаила в с. Ворсма (закрыта в 1922) - важного центра спасовцев малого начала. 15 авг. 1906 г. в Н. Новгороде А. открыл 1-й съезд старообрядцев Спасова согласия (малоначальных). На съезде обсуждались вопросы: 1) о «вечности Христовой Церкви, священства и таинств», Спасово согласие как Церковь Христова; 2) «о Церкви Великороссийской и ее ересях»; 3) «о возможности обращаться к еретикам за таинствами»; 4) «о возможности простолюдинам совершать таинства и какие»; 5) «о чиноприеме от еретиков»; 6) об антихристе; 7) о мерах для поддержания согласия. А. выступал по всем вопросам. Во исполнение постановлений съезда и для руководства старообрядцами-спасовцами всей России было избрано Попечительное старообрядческое братство Спасова согласия, делопроизводителем к-рого был назначен А. Большое значение для жизни согласия имел выход в 1913 г. «трудами старообрядческого настоятеля А. А. Антипина» Потребника, к-рый до сих пор широко бытует среди староверов на Нижегородчине и в др. областях. Был опубликован ряд полемических бесед, в к-рых принимал участие А. Наиболее широко распространены «Беседы старообрядца Спасова согласия Василия Антипова Войкина с Андреем Алексеевичем Антипиным (он же и Самоварников) общества малого начала», посвященные чину принятия в об-ва малоначальников и большеначальников, а также иночеству. По этим вопросам внутри согласия шли споры: А. считал, что пострижение в монашество в сообществе христиан, не имеющем епископа, безблагодатно. В полемике с представителями Белокриницкого согласия А. утверждал, что «австрийское» священство не является «христопреданным», потому что имеет начальником не Христа, а митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) , крещенного в Греческой Церкви обливательно, и существует Белокриницкая иерархия только с 1846 г.

http://pravenc.ru/text/115806.html

протоиерей Павел Алфеев (06.01.1846–1918) История России Критика Священное Писание Нового Завета протоиерей Павел Алфеев Духовный писатель, проповедник и публицист. Преподаватель Рязанской духовной семинарии. Биография Родился в селе Дегтяном, Спасского уезда, Рязанской губернии в семье пономаря Ивана Стефановича Алфеева и его жены Татьяны Агафоновны. В 1867 году окончил Рязанскую духовную семинарию по первому разряду. Поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия 30 июня 1871 года. Был определен в Курскую духовную семинарию преподавателем Священного Писания Нового Завета в классах высшего отделения. 17 сентября 1872 года, по прошению, был переведен в Рязанскую духовную семинарию преподавателем по тому же предмету. C 1873 по 1879 годы состоял членом Педагогического собрания Правления Семинарии. По поручению семинарского Правления обучал учеников гимнастике. 13 июня 1875 года был рукоположен во священника. Служил в Александровской церкви при больнице города Рязани. 1 августа того же года был определен законоучителем Рязанского Дома трудолюбия. В 1876 году был назначен членом Рязанского епархиального цензурного комитета, в 1879 году - Церковно-исторического комитета Рязани. С 1881 года преподавал в семинарии также и французский язык. В 1884 - 1893 годах состоял наблюдателем церковно-приходских школ по 1-му Рязанскому округу. 25 мая 1892 года был рукоположен во протоиерея. 22 января 1893 года был перемещен в Архангельскую церковь при Рязанском исправительном арестантском отделении. В 1908 году вышел в отставку и преподавал французский язык в Рязанской духовной семинарии. Занимался большой благотворительной деятельностью. На протяжении многих лет состоял духовником при двух отделениях Лазарета Красного Креста, жертвовал 3% своего жалованья в пользу общества попечения о больных и раненых воинах, неоднократно отдавал свои средства на устройство добровольного флота, за что получал благодарности от Священного Синода, Государя, Наследника и Государыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/

Преподобный Аристоклий, старец Афонский и Московский чудотворец 6 сентября 2006 г. 14:30 6 сентября в Москве и Московской епархии  отмечается день памяти местночтимого святого — преподобного Аристоклия Афонского (1846-1918). Старец Аристоклий (в миру — Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в Оренбурге в благочестивой крестьянской семье. В раннем детстве Алексей потерял отца. В десятилетнем возрасте после тяжёлой болезни у мальчика отнялись ноги. Мать Алексея Матрона слёзно молила святителя Николая Чудотворца об исцелении сына, дав обет посвятить сына Богу, а самой, по достижении сыном иноческого возраста, уйти в монастырь. В день празднования святителя Николая 6 декабря Алексей чудесно исцелился. Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона удалилась в монастырь. В 1876 году, сразу после смерти жены, Алексей Амвросиев отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. 11 марта 1880 он был пострижен в мантию с именем Аристоклий, в честь кипрского священномученика Аристоклия Саламинского. 2 декабря 1884 года монах Аристоклий был рукоположен во иеродиакона, а 12 декабря того же года — во иеромонаха. 12 февраля 1886 года иеромонах Аристоклий пострижен в схиму без перемены имени. В 1887 году отец Аристоклий привозил в Москву масличную ветвь с места усечения св. вмч. Пантелеимона Целителя. С 1891 по 1894 настоятель подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В те годы подворье размещалось в небольшой городской усадьбе на Большой Полянке — ее в сентябре 1879 года подарила монастырю известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова. Несколько лет отец Аристоклий возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика и целителя Пантелеимона. Старец обладал даром исцеления и прозорливости и принимал ежедневно сотни людей, нуждающихся в помощи. Многочисленные пожертвования верующих старец раздавал страждущим, оплачивал обучение детей из бедных семей. Стараниями отца Аристоклия с 1888 года на подворье начал издаваться журнал «Душеполезный Собеседник», который рассказывал о жизни русских монахов на Святой Горе, знакомил с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам. Благодаря изданию журнала русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми послушниками, на щедрые пожертвования россиян восстанавливались пострадавшие от пожаров монастырские постройки, возводились новые храмы.

http://patriarchia.ru/db/text/139378.htm...

Прямухино. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Построена в 1846, закрыта в 1918, вновь открыта в 1991. Под нижним храмом склеп дворян Бакуниных. Каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1760 году. В 1797 году церковь была разобрана Александром Михайловичем Бакуниным по ветхости, и на её месте в 1808 году начали строительство нового храма, предположительно, по проекту Н.А. Львова. Построенный до этого на церковном косогоре " каменный магазейн много виду отнимает у церкви " , считал Александр Михайлович, и верхнюю часть этой постройки разобрали, а подвал со сводами сохранили и, сделав по сводам насыпь, получили пандус к новой церкви. Храм был закончен в 1826 году, а освящён лишь в октябре 1836 года. Главный (холодный) Троицкий храм размещался в верхнем этаже, а тёпльый Покровский - в подклете. Под алтарём с восточной стороны церкви была предусмотрена семейная усыпальница, а с южной стороны - трёхсекционный склеп из красного кирпича со сводчатым перекрытием. В церкви после её закрытия в 1936 году в цокольном этаже (Покровском храме) расположился молокозавод, в верхнем (Троицком) - клуб. При переоборудовании помещений была разрушена усыпальница под алтарём, вазведены перекрытия под куполом, уничтожены росписи,. разграблены иконы и церковная утварь. Была разобрана и каменная ограда вокруг церкви, разрушен семейный склеп Бакуниных. В конце 1970-х годов по решению Калининского облисполкома была проведена реставрация фасадов церкви, пандуса и колокольни. 20 апреля 1991 года церкавь 6ыла освящена от скверны й в ней по праздникам начали проходить службы. Их проводил настаятель Троицкого и Никольского приходов Кувшиновского района протоиерей о. Анатолий (Волгин). А 3 июня 1996 года, в Духов день, после 60-ти лет молчания, над Прямухином вновь раздался церковный звон: на колокольне были установлены три колокола , паоаренные Г.Н. Циргом. В церкви в этот день был отслужен молебен, состоялись крестный ход и панихида по усопшим Бакуниным.

http://sobory.ru/article/?object=02439

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КЛИНСКИЙ СКОРБЯЩЕНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Храм в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость " в Клину, 2007 г. Фото Тимофея Черепанова с сайта sobory.ru В 1840-х годах на западной окраине города Клина было устроено новое кладбище. Одновременно с его возникновением появился замысел выстроить на нем кладбищенский храм. Каменный храм строился с 1846 по 1860 год в основном на средства клинского купца Николая Александровича Кудрявцева по проекту, присланному из Санкт-Петербурга. В 1861 году храм был освящен в честь иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " . В 1879 году к храму с запада пристроили небольшую паперть, а также расширили внутренние арки для большего простора. Несколько раз церковное здание ремонтировалось. В 1880 году на кладбище при храме существовала небольшая богадельня, опекавшаяся причтом Троицкого собора. После революции в здании богадельни находилась столовая. В 1980-х годах оно было снесено, и на его месте был устроен мемориал. В первые годы после постройки храм числился приписанным к Троицкому собору города , и богослужения в нем совершал кто-либо из соборного духовенства. После 1918 года в храме существовал приход со своим духовенством. В 1920-е годы здесь находилась кафедра православного викарного епископа Клинского . Во время Великой Отечественной войны был сильно поврежден купол храма, выбиты стекла. Под куполом был сделан деревянный настил, чтобы снег не сыпался в храм на молящихся. Церковь отапливалась железными печками-буржуйками. Зимой во время богослужения в церкви была минусовая температура. В церковном подвале располагался склад Клинторга - бочки с селедкой. В церковной сторожке жили посторонние люди. Около 1943 года старостой церкви становится местная уроженка из купеческого рода Мария Васильевна Буканова. Она руководила восстановлением храма. После закрытия привокзальной часовни верующие спасли из неё чтимый образ Божией Матери, называемый Клинским . Из закрытого тюремного храма Тихона Задонского был перенесён храмовый образ этого святителя. В Скорбященской церкви соорудили маленький алтарь в честь святителя Тихона Задонского, который был освящён в 1947 году.

http://drevo-info.ru/articles/13677703.h...

Лейзи. Церковь Ольги равноапостольной. Церковь. Действует.   Престолы: Ольги равноапостольной Год постройки:Между 1871 и 1872. Архитектор: К.Г. Шель Адрес: Эстония, Kooli 1, Leisi , Leisi vald , Saaremaa  Координаты: 58.566835, 22.687108 Проезд:Трасса на участке Лейзи-Англа. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Святой Ольги, построена в 1873 году, известняковое здание в форме креста, с большим центральным куполом и четырьмя малыми. С июня по сентябрь 1846 года 668 жителей Карьяского прихода пожелали перейти в православие. В 1848 году православная община области насчитывала свыше 1400 человек. Приход открыли 19.09.1850 года постановлением 9817 Святейшего Синода с выделением местных эстонцев из прихода Пиила в православную общину. Первым в прихожане записали Пеетера Вяяра. Настоятеля на приход назначили 17.10.1850 года из поместья Лулупе. Первое богослужение проводилось 1 января 1851 года в каменном сарае казённого поместья Лейси, арендованном настоятелем и смотрителем церкви за 200 рублей в год. Позже приход действовал в здании, принадлежащем казённому поместью Пярсама, и в здании государственного поместья Лейси, находящемся вблизи от нынешней церкви. В 1871 году началось строительство новой церкви. Пятиглавую каменную церковь в византийском стиле освятили 20.10.1873 года в честь Равноапостольной Ольги. Руководителем строительства был рижский торговец Н. Крюгер, а работу производили местные строители. В 1902 году разделились приходы Лейси и Пярсама, а в 1911 году отделился приход Метскюла. В приходах действовали следующие православные школы: приходская школа Лейси (1851 – 1918, из неё позже образовалась Среднеобразовательная школа Лейси ) и церковноприходские школы в Ыесте, Метскюла, Койкла, Мятья, Англа, Лаугу, Кайса, Ойтме, Нехату, Ранна, Паммана и Трииги. Нынешний настоятель Тойво Трейма 19-й по счёту, также дьякон и смотритель. Перевод с эстонского. Источник текста - сайт Wikimapia.org , автор перевода Конышева А.В. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Данная церковь по архитектуре полностью идентична Казанской церкви в Ринси, о.Муху. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=22268

В 1900-1901 гг. вместо обветшавших и разобранных деревянных Троицкой ц. и колокольни был возведен более вместительный 5-купольный храм (не сохр.). При этом над склепом кн. Курбского, оказавшимся в центре церкви, поставлено новое надгробие. Согласно клировой ведомости Вербского прихода, новый храм был построен тщанием настоятеля свящ. Александра Балицкого (ГА Волынской обл. Ф. 35. Оп. 5. Д. 250. Л. 12). В приходе также служили священники Николай Бондарчук (упом. в 1929-1930) и Вонифатий Зерчанинов (упом. в 1937-1939). В период пребывания Волыни в составе межвоенной Польши (1918-1939) польск. историки подтвердили факт нахождения в храме могилы кн. Курбского. Тогда же храму был присвоен статус памятника истории и архитектуры (Там же. Оп. 11. Д. 7. Л. 6). До 1944 г. вербский приходский Троицкий храм был действующим. В 1944 г. с. Вербка пострадало во время боев за освобождение Ковеля от немецко-фашистских захватчиков. В ходе боевых действий сгорел приходский Троицкий храм, удалось спасти небольшую часть церковного убранства. Видимо, сгорела и местночтимая икона свт. Николая. Фотографию святыни опубликовал свящ. Анания Теодорович, к-рый служил в Вербке псаломщиком. Церковные историки А. Теодорович и Ю. Перхорович утверждали, что якобы в 1846 г. икона реставрировалась Т. Г. Шевченко. В 2000-2001 гг. по благословению еп. Владимир-Волынского и Ковельского Симеона (Шостацкого) древняя обитель восстанавливалась. В 2001 г. в с. Вербка был учрежден скит в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, подчиненный Милецкому мон-рю. Пока в Вербке строился келейный корпус (2002), небольшая монашеская община временно проживала при храме прп. Серафима Саровского (1999) в предместье Ковеля (микрорайон Ковель-2). В Вербку перешла большая часть братии упраздненного Красковского Иоанно-Предтеченского скита Милецкого монастыря, действовавшего в 1997-2001 гг. в лесу близ с. Краска Ратновского р-на. По благословению еп. Симеона (Шостацкого) в Вербку перенесли большую часть имущества упраздненного скита.

http://pravenc.ru/text/577910.html

В 1905 г. на кладбище были похоронены погибшие 9 января горожане. Православное кладбище было в 1911 г. закрыто для захоронений. Летом 1918 г. верующие образовали общий приход всех кладбищенских храмов, но это лишь на время отложило их закрытие. Преображенскую церковь закрыли осенью 1929 г. и вскоре разобрали на строительные материалы. Фарфоровское (Спасо-Преображенское) кладбище располагалось на территории современного Невского района Санкт-Петербурга, около станции метро «Ломоносовская». Оно образовалось в 1730-х годах при Преображенской церкви казённых кирпичных заводов на Шлиссельбургском проспекте (ныне проспект Обуховской Обороны). Впоследствии здесь возникла Невская порцелиновая мануфактура, позже преобразованная в Императорский фарфоровый завод. В 1902 году к кладбищу прирезали новый обширный участок земли, но котором в 1902-1912 годах по проекту академика архитектуры А.Ф. Красовского выстроена Духовская церковь с уникальным фарфоровым иконостасом. Каменная Спасо-Преображенская церковь была возведена на месте деревянной в 30-е гг. XVIII в. Ее строителем соборная книга называет священника Иродиона Тимофеева. Она находилась напротив современного д. 151 по пр. Обуховской Обороны. По словам историка М. Пыляева, среди жертвователей на ее строительство были императрица Анна Иоанновна («100 руб. да на свечи рубль»), граф Головин (5 руб.), князь Куракин (3 руб.), князь Одоевский (2 руб.), советник Хитрово (1 руб.) и другие. Менее состоятельные люди жертвовали материал. Обжигальщик Нефед Иванов пожертвовал две тысячи штук красного кирпича, приказчик Алексей Деребин сто дюймовых досок. позолоченный Крест на церковь изготовили на деньги купца Прохора Рювищева. К 1830 г. он расшатался, и закреплял его известный мастер Петр Телушкин, исправлявший шпиль Петропавловского собора. В 1845 г. была произведена значительная переделка храма Преображения Господня. Верхний деревянный ярус на колокольне заменили каменным, а шпиль — восьмигранным куполом. Над церковью возвели деревянный со стеклами фонарь с луковицеобразной главой; внутри нее — хоры. Придельные храмы после реконструкции составили одно целое с главным. В 1846 г. четырехконечный крест заменили золоченым шестиконечным. Храм не раз перестраивали, но его гордостью всегда оставался большой колокол с латинской надписью «Soli Deo gloria. Gloria in excelsis Deo. Me fundebat anno 1686 Holmiae Micael Bader», отлитый шведским мастером Михаэлем Бадером. По преданию, он был перенесен сюда из Ниеншанца.

http://sobory.ru/article/?object=37165

Осиротевший приход просил разрешить продолжать богослужения в соседнем Никольском храме в селе Субботине . В 1840-х гг. собственного причта у Никольской церкви не было, субботинский приход был приписан к церкви Рождества Христова в селе Ильинском. В 1846 г. по указу святителя Филарета село Благовещенское с деревнями приписали к Никольской церкви в Субботине с самостоятельным причтом. Собственных средств, собранных прихожанами, хватило на постройку деревянной часовни в 1860 г. В 1895 г. уроженец села Благовещенского, проживавший в Москве цеховой столярного цеха Ефим Васильевич Наумов, оставил в духовном завещании значительные средства на сооружение " в селе Благовещенском Верейского уезда Вышегородской волости нового каменного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделами святителя Николая и священномученика Евфимия, епископа Сардийского " . Храм предполагали поставить на старом церковной месте, где располагалась деревянная часовня. Проект новой церкви заказали известному московскому архитектору Александру Алексеевичу Никифорову . Небольшой трехапсидный одноглавый храм с двухъярусной шатровой колокольней по своим композиционно-декоративным решениям близок памятникам русского церковного зодчества XVII столетия. В 1896 г. состоялась закладка нового храма. Строительство и внутреннее убранство закончили летом 1900 г., 10 июля того же года состоялось освящение храма, совершенное собором духовенства окрестных церквей во главе с благочинным 2-го округа протоиереем Николаем Соловьевым. Кроме самого здания Благовещенского храма благотворители построили двухэтажный каменный дом причта, одноэтажную сторожку и деревянное здание церковно-приходской школы. По закону Временного правительства от 20 июня 1917 г. о передаче церковно-приходских школ министерству просвещения и согласно январским 1918 г. декретам нового правительства у Благовещенской церкви отобрали здание церковно-приходской школы и дом причта, оставив в пользование православной общины лишь здание сторожки.

http://drevo-info.ru/articles/18390.html

Живя в Симбирске, Неофит Порфирьевич обвенчался с Марией, дочерью купца города Ардатова Льва Мурашкинцева, бывшего старостой ардатовского Троицкого собора. Впоследствии у супругов родилось трое детей. Младшая дочь, Зинаида, вышла замуж за миссионера Московской епархии Николая Юрьевича Варжанского. 7 сентября 1885 года епископ Симбирский Варсонофий (Охотин) рукоположил Неофита Порфирьевича во диакона к Введенской церкви при епархиальном женском училище, а на следующий день — во священника к той же церкви. Давая впоследствии ему характеристику, епископ писал о нем как о человеке высоконравственном и надежном. 4 февраля 1903 года митрополит Московский Владимир (Богоявленский) назначил отца Неофита настоятелем Воскресенской, что на Ваганьковском кладбище церкви в Москве. 6 мая 1905 года он был возведен в сан протоиерея. В 1914 году отец Неофит был назначен настоятелем храма святителя Спиридона за Никитскими воротами. Московская церковь святителя Спиридона Чудотворца, настоятелем которой с 1914 года был отец Неофит Ревностно совершавший богослужения, с прискорбием переживал отец Неофит изменившийся к худшему подход к посещению храма современных людей, равнодушно относящихся к богослужению. И это несмотря на то, что во время богослужения, как увещевал паству отец Неофит, «всё содействует возношению нашего ума и сердца к Богу и святым Его угодникам, всё направлено к водворению мира в нашей душе, тишины и упокоения. Здесь все житейские попечения оставляются, здесь видим и слышим только то, что относится ко спасению души, — и священнодействие совершается для души, и молитвы читаются для души, и слово Божие проповедуется для души». Он возражал тем, кто считал, что дома молиться свободней, убедительно доказывая, что, переставая молиться в храме, христианин, если он еще таковым остается, в конце концов перестанет молиться и дома и может дойти до такого состояния, что вовсе забудет о Боге. Отца Неофита поражало ставшее почти повсеместным явление, когда часть прихожан уходит из храма до окончания богослужения, не имея на то никаких уважительных причин. «Мы имеем в виду явление постоянное, проявляющееся каждый праздник и каждый воскресный день, — писал он. — Такими нарушителями церковного порядка бывают по преимуществу одни и те же лица, для которых это бесчиние вошло в обычай, в дурную привычку. Бегут из храма образованные и необразованные, увлекая за собой детей, подростков, мальчиков и девочек. И для чего оставляют церковное собрание эти лица? Стыдно сказать: скорее чаю напиться, в сытость поесть, табачным смрадом напитаться, заняться пустыми делами, пересудами, сплетнями.

http://foma.ru/svjashhennomuchenik-neofi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010