Марксизм, получивший широкое распространение в мире в XX в., несмотря на свой интернациональный характер, во всех странах приобретал национальные и местные черты. В Зап. Европе распространение марксизма было тесно связано с деятельностью социал-демократических и коммунистических партий, отдававших, за редким исключением, предпочтение парламентским формам борьбы с властью, а не пролетарской революции и диктатуре пролетариата. Значительная заслуга в адаптации марксизма к нуждам европ. социал-демократических партий и течений принадлежит А. Бебелю (1840-1913), к-рого М. выделял из др. социал-демократических деятелей, Ф. Мерингу (1846-1919), П. Лафаргу (1842-1911), К. Каутскому (1854-1938) и Э. Бернштейну (1850-1932). После 1905 г. сочинения этих авторов выходили и в России, однако в СССР симпатии и лояльное отношение к ним сменились на критику их как «ревизионистов» марксизма, отрицающих пролетарскую революцию и необходимость диктатуры пролетариата. С именем Ленина связана важнейшая страница в развитии марксизма как в теоретической, так и в практической области. Изложение собственной интерпретации марксизма Ленин предлагал в работах «Развитие капитализма в России» (1899), «Что делать?» (1902), «Материализм и эмпириокритицизм» (1908; опубл. 1909), «Три источника и три составные части марксизма» (1913), «Государство и революция» (1917; опубл. 1918) и др. Основные этапы практической деятельности Ленина включали: 1) создание социал-демократической партии, стоящей на позициях марксизма; 2) разработку стратегии и тактики партии; 3) переход от мирных и легальных форм борьбы с самодержавием к революционному захвату власти; 4) организацию новой власти в форме диктатуры пролетариата; 5) реальное осуществление лозунга М. «экспроприация экспроприаторов»; 6) создание основ нового социалистического общества; 7) развязывание «красного террора», уничтожение «классовых врагов», преследование интеллигенции; 8) отделение Церкви от государства, экспроприацию церковного имущества и преследование духовенства.

http://pravenc.ru/text/2562374.html

3 . Историко-статистические результаты позволяют оценить общий масштаб научно-богословской деятельности КазДА. До преобразования 1870 г. КазДА каждые два года присуждала кандидатские и магистерские степени, начиная с первого выпуска в 1846 г., но эти работы были выпускными, квалификационными, хотя некоторые из них могли претендовать на вполне серьезную научную оценку. Что касается старшей – докторской – научно­-аттестационной степени, то до 1870 г. КазДА лишь один раз ходатайствовала о присуждении таковой, причем «под занавес» действия Устава 1814 г. В 1869 г. по предложению и отзыву Казанского архиепископа Антония (Амфитеатрова) и ходатайству Конференции этой чести был удостоен ректор академии архимандрит Никанор (Бровкович) , магистр СПбДА (1851) – за сочинение, посвященное разбору католического учения о видимом главенстве в Церкви 63]. После 1870 г. Совет КазДА активнее других академических Советов присуждал ученые степени, как докторские, так и магистерские, ставшие уже не учебными, а учеными. На докторском уровне это не так заметно: за 1870–1918 гг. КазДА удостоила докторской степенью 43 богословов, в то время как СПбДА присудила 38 докторских степеней, МДА – 42, КДА – 23. Но на магистерском уровне эта активность Совета КазДА более заметна, а после преобразования 1869/70 гг., когда к магистерской диссертации предъявлялись полноценные научные требования, именно этот уровень свидетельствовал о динамике исследовательского развития. Так, за указанные годы Совет КазДА положительно оценил 130 магистерских диссертаций, Совет СПбДА – 101, МДА – 123, КДА – 99. В подавляющем большинстве случаев профессора и выпускники КазДА были патриотичны, то есть, представляли диссертации в свою родную академию, даже если преподавали в других. Так, именно в Совет КазДА представили свои докторские диссертации выпускники академии 1882 г А. А. Дмитриевский и 1890 г. И. И. Соколов хотя первый к тому времени уже более десяти лет успешно преподавал в КДА, а второй – в СПбДА. Поэтому количество степеней, присужденных КазДА, свидетельствует и о плодотворной научной деятельности ее выпускников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТРА И ПАВЛА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Петропавловский храм в с. Свитязь. 1846 г. Фотография. 2015 г. Фото: azbyka.ru Петропавловский храм в с. Свитязь. 1846 г. Фотография. 2015 г. Фото: azbyka.ru (Владимиро-Волынской епархии УПЦ), находится в с. Свитязь Шацкого р-на Волынской обл., на вост. берегу Свитязского оз. (Украина). Основан решением Синода УПЦ от 13 июля 2006 г. при ц. во имя апостолов Петра и Павла (1846). Однокупольный каменный Петропавловский храм построен на месте одноименной сгоревшей 22 янв. 1834 г. деревянной греко-католич. церкви по инициативе местного помещика гр. В. К. Браницкого (1782-1843) и его жены гр. Р. С. Потоцкой (1780-1862). В 1846 г. храм был освящен священниками Феодором Тетеруковским и Евфимием Пинкевичем. В основу церковного здания положена традиционная для Украины 3-дольная схема, трансформированная под влиянием классицизма в ротондную композицию. Боковые фасады ротонды декорированы 4-колонными тосканскими портиками. На 4 торцевых фасадах имеется по одному характерному для классицизма полуциркульному окну. К югу от Петропавловской ц. сооружена арочная колокольня, увенчанная 3-угольным фронтоном. К 1860 г. храм владел 135 дес. земли. В 1891 г. в с. Свитязь была открыта церковноприходская школа, в 1900 г. на гос. деньги построено здание школы, в к-ром в 1911 г. обучались 65 мальчиков и 5 девочек; законоучитель свящ. Владимир Лясковецкий получал в год из казны 300 р. В 1905 г. в Петропавловловской ц. совершил богослужение еп. Владимиро-Волынский Арсений (Тимофеев; † 1917), в 1910 г.- еп. Владимиро-Волынский сщмч. Фаддей (Успенский) . В 1918-1943 гг. настоятелем был прот. Анастасий Абрамович, педагог, автор пособия по методике преподавания Закона Божиего (Кременец, 1938). Под рук. прот. Анастасия была перекрыта крыша храма, построена часовня (1923) в с. Голядин (ныне Шацкий р-н Волынской обл.). Прот. Анастасий погребен за алтарем. Храм никогда не закрывался, но в 1967-1968 гг. службы в нем не совершались из-за отсутствия священника, пока прихожане не добились назначения нового настоятеля - свящ. Сергия Мельничука (1968-1970). В 1999 г. при церкви был организован православный лагерь для детей-сирот.

http://pravenc.ru/text/2580450.html

К тому времени Святейший был старейшим архиереем Русской Церкви, получившим епископское посвящение в 1913 году. Его хиротонию возглавлял прибывший в Россию на празднование 300-летия Дома Романовых Патриарх Антиохийский и всего Востока Григорий IV (Хаддад; 1859-1928). Патриарх Григорий IV был знаком с духовным наставником о. Алексия (Симанского) - архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким; 1862-1936), который и пригласил в Новгород высокого гостя. Вместе с Патриархом в хиротонии принял участие архиепископ Арсений и епископы: Никон (Рождественский; 1851-1918), Евсевий (Гроздов; 1866-1929), Иоанникий (Дьяков) и Вениамин (Казанский; 1873-1922). Не имея возможности проследить хиротонию Антиохийского Патриарха и решая задачу исследования хиротонии русских архиереев, обратим внимание на двух архипастырей, принимавших участие в таинстве: архиепископа Арсения и епископа Вениамина. Митрополит Арсений и священномученик Вениамин Будущий митрополит, владыка Арсений на Поместном Соборе 1917-1918 годов был одним из трех кандидатов на Российский Патриарший престол, а владыка Вениамин (Казанский) весной 1917 года свободным голосованием клира и мирян Петроградской епархии был избран архиепископом Петроградским и Ладожским, в том же году получив и сан митрополита. Спустя пять лет, обвиненный в сопротивлении изъятию церковных ценностей, владыка оказался под арестом; его предали суду и в августе 1922 года - расстреляли. Лишь в 1990 году его «дело» пересмотрели и прекратили - «за отсутствием состава преступления». А два года спустя митрополит Вениамин был причислен к лику святых как священномученик, став небесным покровителем Санкт-Петербурга. Епископская хиротония владыки Арсения состоялась в феврале 1899 года в храме Христа Спасителя. Будучи тогда ректором Московской Духовной академии, владыка получил титул епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии. Священномученик Владимир В тот период времени митрополитом Московским был владыка Владимир (Богоявленский; 1848-1918), который и возглавил хиротонию архимандрита Арсения. В дальнейшем, после смерти в ноябре 1912 года митрополита Антония (Вадковского; 1846-1912), митрополит Владимир возглавил Санкт-Петербургскую/Петроградскую кафедру, пробыв в Северной столице в течение трех лет и в ноябре 1915 года получив в управление Киевскую кафедру. Убитый в январе 1918 года рядом с Киево-Печерской Лаврой, владыка Владимир стал одной из первых жертв антицерковных гонений. В 1992 году он был канонизирован Архиерейским Собором РПЦ как священномученик. Провиденциально, что канонизирован сщмч. Владимир был в то же время, что и сщмч. Вениамин, чью епископскую хиротонию в 1910 году возглавлял митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский).

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

«Да сохранит тебя и заступит, и покроет Своим Материнским Покровом Пречистая Заступница Матерь Света. Молись, дорогая Зиночка, голубка моя, Богородице: Она покроет твое вдовство раннее и сироток. Прости меня, дорогая моя, и за меня молись». Ниже текста письма сделана приписка: «Усердно молимся за дорогих страстотерпцев, смиренный иерей... (подпись неразборчива)». С началом гонений на Церковь первый удар приняли миссионеры Закончив житие мученика Николая Варжанского, было совершенно естественно начать подготовку материалов по канонизации его тестя протоиерея Неофита Любимова(1846-1918), который был обвинен в «агитации против советской власти» тем, что «служил панихиду по “помазаннике Божием” Николае Романове». 17 сентября 1918 года он был приговорен к расстрелу. Реальная же причина заключалась в его миссионерской деятельности. С началом гонений на Церковь со стороны революционной власти первый удар приняли именно миссионеры: протоиереи Иоанн Кочуров, Константин Голубев, Иоанн Восторгов, епископ Ефрем (Кузнецов) и др. Протоиерей Неофит был даровитым педагогом. Он стремился воспитать благоговейных и верных чад святой Церкви. Отец Неофит писал, что знания «являются неполными и слабыми, мертвыми и безжизненными, мрачными и безотрадными, а иногда вредными и гибельными, если не утверждаются и не восполняются словом Божиим, не оживляются Духом Премудрости и Разума, не озаряются светом веры Христовой и не управляются истинною любовью христианскою». 17 сентября 1918 года президиумом коллегии отдела по борьбе с контрреволюцией, который состоял из трех человек, протоиерей Неофит был приговорен к смерти. Расстрелян он был на Калитниковском кладбище. Гонения на Церковь продолжались весь долгий период власти атеистов. Но проходили они волнами. Много было умучено за веру православных людей в 1918 году. Однако девятый вал приходится на 1937-1938 годы. Из трех человек, которым Святейший Патриарх Тихон(1865-1925) завещал патриаршее местоблюстительство, двое (митрополиты Кирилл (Смирнов; 1863-1937) и Петр (Полянский; 1862-1937)) были расстреляны именно в 1937 году. Поэтому и в списке подготовленных к прославлению угодников Божиих преобладают мученики, закончившие свой земной путь в 1937-1938 годах.

http://pravoslavie.ru/105167.html

За Патриаршим богослужением было оглашено «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)». 13 ноября 2004 года святые мощи преподобного Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря на Афонское подворье Москвы. Сейчас мощи преподобного пребывают в храме святого великомученика Никиты на Афонском подворье Москвы.   «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)»: В поисках смысла жизни человек многократно обращается к Милосердному Господу с мольбой вразумить его и помочь избежать зла, неудержимо переполняющего суетный мир. Но лишь немногим избранным Господом Богом и истинно Его любящим выпадает труд и счастье возлюбить весь страдающий мир как своего ближнего и как себя самого. Направляемый Промыслом Божиим и сознающий свое предназначение, человек свободно и без понуждения уходит в монастырь ради спасения своей души, а вместе с тем для того, чтобы с теплой молитвою и живою верою в Господа Бога просить Его заступничества за всех страждущих. С этими чувствами будущий старец Аристоклий прибыл на Святую Гору Афон и поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь. Это было время духовного подъема и расцвета русского монашества на Афоне. Пройдя нелегкий послушнический искус под руководством знаменитых афонских старцев игумена Макария (Сушкова) и иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева), он принял великий ангельский образ. Неразрывны узы духовного родства между Святой Афонской Горой и Православной Россией. Войдя в меру возраста духовного, иеросхимонах Аристоклий собором старцев направляется из Удела Божией Матери в Первопрестольный град Москву в качестве настоятеля Афонского подворья, где и воспринял подвиг старчества. Тысячи людей, жаждущих духовного совета, из разных уголков России, самого разнообразного общественного положения, начиная с крестьянина или мещанина и кончая столичным чиновником, устремлялись к старцу, желая видеть живой образ святости, получить ответ на вопрос о том, как спастись.

http://patriarchia.ru/db/text/139378.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛФЕЕВ Павел Иванович (06.01.1846, с. Дегтяное Спасского у. Рязанской губ. - 1918, там же), прот., духовный писатель. Родился в семье пономаря Ивана Стефановича Алфеева . В 1861-1867 гг. учился в Рязанской ДС. Окончив семинарию по первому разряду поступил в 1867 г. в КДА. 30 июня 1871 г. окончил КДА со степенью канд. богословия, определен в Курскую ДС преподавателем Свящ. Писания, 17 сент. 1872 г. переведен в Рязанскую ДС. 13 июня 1875 г. рукоположен во священника, приписан к рязанской Александровской ц. (при больнице). 1 авг. 1875 г. определен законоучителем рязанского Дома трудолюбия. В 1884-1893 гг. состоял наблюдателем церковноприходских школ по 1-му рязанскому округу. С 25 мая 1892 г. протоиерей. 22 янв. 1893 г. перемещен в Архангельскую ц. при Рязанском исправительном арестантском отд-нии. В 1908 г. вышел в отставку и преподавал франц. язык в Рязанской ДС. Награжден наперсным крестом, орденом св. Анны 2-й и 3-й степени и знаком Красного Креста. В 1918 году приехал в родное село Дегтяное. Архиепископом Рязанским и Зарайским Иоанном (Смирновым) назначен священником с. Дегтяное, помощником настоятеля. Расстрелян большевиками после подавления крестьянского восстания в с. Санское Спасского у. осенью 1918 г. А.- автор многочисленных богословских статей, слов и речей. Среди его работ особенно важны «Пасха: Празднование Пасхи у древних евреев и религиозно-нравственное значение оного в жизни еврейского народа», «Последние часы земной жизни Иисуса Христа» и «Иуда предатель». А. обращался к истокам христианства, описывая воздействие евангельской проповеди на души язычников и мужество самих проповедников (Торжество мучеников в распространении христианства//Ряз. ЕВ. 1890. 4; Всепобеждающая сила Евангельской проповеди. Светочи христианства//Там же. 1890. 5, 7). А. анализировал и сопоставлял с христианством мусульм. верования, исследовал причины рус. раскола, обличал сектантские лжеучения, показал разрушительный характер религ. идей Л. Н. Толстого , а также секты пашковцев (см. Пашков В. А. ). В ж. «Миссионерский сборник» А. публиковал обзоры периодической печати по вопросам сектантства и миссионерской деятельности. Многие его слова и речи являлись откликами на важнейшие события жизни рус. об-ва в кон. XIX - нач. XX в.: убийство имп. Александра II (Ряз. ЕВ. 1881. 8), распространение нигилизма и др.

http://pravenc.ru/text/115436.html

Несокрушимо веруя, что для спасения Родины требуется Божья помощь и самоотверженная любовь ее сынов, Собор ждет от русской государственной власти тех подвигов этой любви, которые сделают ее достойной благословения Божия» (Священный Собор... С. 14–15). – Примечание. 228 т. е. песнопения для партесного пения. Партесное пение (от лат. partes– части, множественное число от лат. pars – часть, участие, в переносном смысле – хоровые партии) – стиль многоголосного хорового искусства. Впоследствии «партесным» или «концертным» пением иногда называли авторские сочинения на тексты богослужебных песнопений или стихи псалмов, музыки, употребляемые за богослужением и в концертной практике, для отличия их от «обихода» – простого гармонического богослужебного пения. – Примечание. 230 имеется в виду исполнение песнопения «Милость мира» в гармонизации. А. А. Архангельского. Архангельский Александр Андреевич (1846–1924), композитор, регент, хоровой педагог. Написал две оригинальные литургии, всенощную и до 50-ти мелких сочинений, в том числе 8 херувимских песен, 8 гимнов «Милость мира», 16 песнопений, употребляемых при богослужении вместо «причастных стихов». – Примечание. 231 Ставка Верховного Главнокомандующего, или просто Ставка, – орган высшего полевого управления войсками и местопребывание верховного главнокомандующего вооруженными силами России на театре военных действий во время Первой мировой войны 1914–1918 гг. С начала войны находилась в Барановичах, с 8 (21) августа 1915 г. – в Могилеве. – Примечание. 232 В августе 1917 г. Львов, сыграв до конца неясную роль в выступлении генерала Корнилова, был арестован и препровожден в Петропавловскую крепость, потом находился под домашним арестом. После прихода к власти большевиков Львов тайно покинул Петроград. – Примечание. 233 Член Собора, князь Евгений Николаевич Трубецкой . Князь Е. Н. Трубецкой на 13-м заседании Собора 31 августа (13 сентября) 1917 г. огласил выработанный комиссией Собора текст представления Временному правительству и телеграмму Председателю Совета Министров: «Совершив Господу Богу моление об избавлении нашего Отечества от междоусобной брани, Поместный Всероссийский Церковный Собор твердо верит, что внутренняя распря вызвана небывало скорбными событиями в жизни нашей дорогой Родины, а посему Собор от имени всех православных сынов России, во имя Божие и Христовой любви к ближним призывает победителей щадить жизнь побежденных, ибо никакой кровавой мести не должно быть в настоящей тяжкой междоусобице» (Деяния... Т. 1. 2-я паг. С. 158). – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

священномученик Неофит Любимов (1846–1918) священномученик Неофит Любимов Протоиерей, настоятель московского храма святителя Спиридона Тримифунтского на Козьем болоте, священномученик. Биография Память 17 октября, в Соборах Московских и Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился 12 января 1846 года в селе Липняги или Таборы Самарского уезда Самарской губернии в семье диакона. Первоначально обучался в Самарском духовном училище и Самарской духовной семинарии. По окончании курса в 1870 году был послан на казённый счёт в Киевскую академию, которую окончил в 1874 году со степенью кандидата богословия и с правом соискания степени магистра, не подвергаясь поверочному испытанию. 27 июля 1874 года определён в Симбирскую духовную семинарию на должность преподавателя гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей Церкви. Совместно с этими предметами ему поручено было, за болезнью преподавателя, преподавание догматики и нравственного богословия в старших классах, а по приглашению начальника Военной гимназии, в течение восьми лет он вёл там занятия по русскому языку и гражданской истории. С 1876 года ему было поручено преподавание в семинарии теории словесности, истории литературы и логики. С 1876 по 1882 год был преподавателем русского языка и гражданской истории в Симбирском епархиальном женском училище. С 1879 года в течение семи лет состоял преподавателем русской словесности и педагогики в Мариинской женской гимназии. С 1882 года был членом педагогического и распорядительного собрания правления семинарии. С 1885 года служил законоучителем и инспектором классов того же училища. Преподавал также в Симбирском кадетском корпусе. В 1885 году был рукоположен во священника к Введенскому храму епархиального училища. До нас дошло восемь Слов, произнесенных во Введенском храме в дни престольных праздников. Во время его служебной деятельности ему поручалось исполнение строительных обязанностей: так он, в качестве председателя комиссии при епархиальном училище, строил здание для классов, общежитие для воспитанниц епархиального женского училища, больницу для него, баню и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Новоалександровский. Церковь Александра Невского. Церковь. Не действует.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:1861. Ссылки:   Адрес: Калужская область, Спас-Деменский район, Новоалександровский Координаты: 54.344786, 34.073342 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Новоалександровский, 7 км. от  Спас-Деменска. Усадьба основана в 1830-1840-х гг. капитаном А.М.Нарышкиным (по его имени хутор с усадьбой получили своё название); с 1846 г. до 1872 г. принадлежало его вдове от второго брака А.Я.Нарышкиной (урождённой Казариновой) и далее до 1917 г. их сыну штаб-ротмистру М.А Нарышкину. Сохранились руины хозяйственного флигеля и конюшни. Сохранилась утратившая завершие церковь Александра Невского 1861 г. Построена А.Я.Нарышкиной, в стиле эклектики, в память об умершем муже. Главный дом сгорел во время ВОВ; склеп Нарышкиных в церкви разорён; большой пруд на реке Болве спущен; фигурный валун " кресло Нарышкина " из парка украден. В 1918 г. в усадьбе был открыт музей, ликвидированный после 1922 г. Андрей Чижков, Алексей Зорин " Калужские усадьбы " В 1821 году юный Александр Михайлович Нарышкин (1801-1846), по состоянию здоровья вышедший в отставку в чине штабс-капитана, заложил усадьбу. Нарышкин дважды женился. Первая его жена Александра Васильевна Беклемишева (1812-1834) умерла при родах, оставив ему дочь Варвару. В имени усадьбы скрывается как имя основателя усадьбы, так и имя первой его жены. В 1838 году Александр Михайлович женился вторично. Его вторая жена Анастасия Яковлевна Казаринова родилась в 1820 году и была на девятнадцать лет моложе мужа. От второго брака было четверо сыновей и дочь Наталья. После смерти 45-летнего Александра имение перешло его молодой вдове и малолетним сыновьям, старшему из которых, Николаю, исполнилось только семь лет. Сразу же после смерти мужа Анастасия Яковлевна, выполняя его просьбу, начала строительство храма в Александровском, которое завершилось в 1861 году.

http://sobory.ru/article/?object=04176

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010