Леонтьев очень жаловал и другого лицеиста, Григория Ивановича Замараева (Гришку), который оставил о нем замечательные посмертные воспоминания. Константин Николаевич, кажется, даже прощал ему пристрастие к спорам... Он писал рассказы, но ему не удалось проявить себя в литературе. Позднее он служил в Туркестане, Орле и Петербурге, где был редактором в Статистическом комитете и тоже сравнительно рано умер (в 1902 г.) 704 . Поклонниками Леонтьева были два приятеля – лицеист Денисов и студент московского университета Н. А. Уманов; они написали сочувственный отзыв о нем в «Русском деле» (1887) под общим псевдонимом П. Волженского. О судьбе первого ничего не известно, а второй был позднее членом окружного суда в Пензенской губернии. Лицеист Анатолий Александров (1861–1930) – филолог, поэт, приват-доцент Московского университета. Едва ли он особенно выделялся среди других лицеистов, но зато, кажется, всю свою жизнь посвятил Леонтьеву. Он написал о нем интересные воспоминания, несколько статей и опубликовал его письма с примечаниями. Читатели Леонтьева многим обязаны этому неутомимому труженику. Он Константина Николаевича очень ценил и любил, но творчески себя не проявил и не был безусловным его сторонником. Так, Александров не хотел отдавать на растерзание Леонтьеву своего кумира – Достоевского! К этой же молодежи примыкал студент-юрист Иосиф Иванович Фудель (1864–1918), перешедший в православие и принявший священство. Он – автор книг и статей о приходских школах, о народном образовании в православном духе. Очень интересна его статья о Леонтьеве и Вл. Соловьеве. Константин Николаевич с ним переписывался, ценил его, но им не восхищался. Это человек «без блеска», педант... (говорил о нем В. В. Розанову ) 705 . Все же из Фуделя что-то «вышло»; и он лучше, чем все другие молодые друзья Леонтьева, разбирался в его литературном наследии, но «леонтьевцем» не стал. В ту же эпоху Леонтьеву был близок немолодой уже писатель Н. Я. Соловьев (1846–1899), которому он очень помог и написал сочувственный отзыв о его драмах. Это был человек «дикого характера», склонный к скандалам, и иногда он Константина Николаевича раздражал. Как-то – на именинах Маши, – он «сперва завизжал, как восхитившийся зверь, а потом начал кричать: «Азия! Азия! Здесь нужна Азия!..» Пришлось остановить его и напомнить, что азиатцы веселятся истово и тихо, а визжат только тогда, когда идут в кавалерийскую атаку» 706 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

приходов Кавказской губ. и Закавказья, существовавший в 1802-1805; свой деканат имели армяно-католики Подолии и Волыни, к-рые формально подчинялись Могилёвскому архиепископу и при этом, согласно договоренности, сохраняли каноническую связь с Львовским армяно-католическим архиепископом, ответственным за подготовку клириков в Львовской армяно-католической ДС и за рукоположение духовенства). В 1808 г. к Могилёвскому архидиоцезу были присоединены 6 деканатов Белостокского архидеканата, из Оршанско-Смоленского деканата был выделен Бабиновичский деканат (при сохранении единого декана), из Рогачёвского - Быховский деканат; в то же время неск. деканатов были объединены. К 1826 г. М. к. а. состояло из 32 деканатов (Бабиновичский деканат был присоединен к Витебскому) и 10 префектур (впосл. они должны были стать основой для создания новых деканатов). В 1806 г. для армяно-католиков, проживавших гл. обр. в юго-зап. губерниях, был назначен временный администратор Иосиф Криштофович (в 1810 рукоположен в титулярного епископа Арки Финикийской in partibus infidelium). С 1809 по 1828 г. существовал викариат (суффраганат) для армяно-католиков с центром в Могилёве-Подольском. Следующий архиепископ-митрополит Могилёвский К. К. Цецишовский (1828-1831) из-за проблем со здоровьем не стал переезжать в С.-Петербург; его постоянная резиденция находилась в Луцке, там временно располагалась и митрополичья консистория. В 30-40-х гг. XIX в. мн. католич. обители в М. к. а. были упразднены, гл. обр. за поддержку Польского восстания 1830-1831 гг. В связи с причастностью к восстанию преподавателей был закрыт Виленский ун-т (1832). Главная семинария и богословский фак-т были объединены; на их базе образована Римско-католическая ДА. В 40-х гг. она была переведена в С.-Петербург (Императорская Римско-католическая ДА действовала до 1918). В 1846 г. в М. к. а. (без подчиненных диоцезов) насчитывалось 10 мон-рей, 288 приходов, 592 тыс. католиков. Из подчиненных Могилёвскому архиепископу-митрополиту еп-ств крупнейшим было Виленское католич.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

Так записала Анна Григорьевна.  – Анна Григорьевна Достоевская, урожд. Сниткина (1846–1918) – жена Ф. М. Достоевского, автор книги «Воспоминания» (1925, 1981), которую Зайцев далее цитирует в очерке. …Это древняя «Рахиль плачет о детях своих и не может утешиться, потому что их нет»…  – Достоевский неточно цитирует Книгу пророка Иеремии (гл. 31, ст. 15) и Евангелие от Матфея (гл. 2, ст. 18): «Глас в Рамс слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Ему бы все подсушить, «подморозить».  – Отстаивая самобытность исторического пути развития России, К. Н. Леонтьев убеждал современников в том, что «надо подморозить хоть немного Россию, чтобы она не гнила» ( Леонтьев К. Н. Передовые статьи Варшавского дневника 1880 года//Собр. соч. М., 1912. Т. 7. С. 124). Великий мыслитель страстно обличал (в скобках заметим: за полвека до большевистского переворота 1917 года), провидчески предостерегал и отвергал социалистический, уравнительский прогресс, усредняющий, обезличивающий человека. «О, ненавистное равенство! – восклицал он. – О, подлое своеобразие! О, треклятый прогресс! О, тучная, усыренная кровью, но живописная гора всемирной истории! С конца прошлого века ты мучаешься новыми родами. И из страдальческих недр твоих выползает мышь! Рождается самодовольная карикатура на прежних людей; средний рациональный европеец, в своей смешной одежде, неизобразимой даже в идеальном зеркале искусства; с умом мелким и самообольщенным, со своей ползучей по праху земному практической благонамеренностью! Нет! Никогда еще в истории до нашего времени не видал никто такого уродливого сочетания умственной гордости перед Богом и нравственного смирения перед идеалом однородного, серого рабочего, только рабочего и  безбожно-бесстрастного всечеловечества! Возможно ли любить такое человечество !? Не следует ли ненавидеть не самих людей, заблудших и глупых, а такое будущее их всеми силами даже и христианской души?! Следует! Следует! Трижды следует!» (Там же. Плоды национальных движений на православном Востоке. Т. 6. С. 268–269).

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Иные же заставляют девочку-снегурочку, утеху старика со старухой, растаять под первыми знойными поцелуями вешнего солнышка красного. Но во всех разносказах она является ярким олицетворением недолговечности земной красоты, только подтверждающим то, что и сама жизнь — не что иное, как быстролетное детство вечности. Аполлон Аполлонович Коринфский (1868—1937) — бытописатель, поэт, перелагатель народных сказаний. Главная его книга «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц» (М., 1901) поначалу печаталась главами в «Правительственном Вестнике». С одобрением была воспринята широкими слоями читателей. Похвальные отзывы заслужила со стороны замечательного собирателя русских пословиц и примет А. С. Ермолова (1846—1918), автора четырехтомного труда «Сельскохозяйственная мудрость в приметах, пословицах и поговорках». Алексей Сергеевич Ермолов в ту пору возглавлял Министерство государственных имуществ, впоследствии входил в состав Государственного Совета. Публикуемый очерк взят из упомянутой главной книги А. Коринфского. Спиридон Дрожжин. Первая борозда Вышел внук на пашню к деду В рубашонке, босиком, Улыбнулся и промолвил: «Здравствуй, дедушка Пахом! Ты, я вижу, притомился, Научи меня пахать, Как зимой, в избе, бывало, По складам учил читать!» «Что ж, изволь, коли охота И силенка есть в руках, Поучися, будь помощник Деду старому в трудах!» И Пахом к сохе с любовью Внука за руку подвел; Внук тихонько бороздою За лошадкою пошел… Бодро, весело лошадка Выступает впереди, А у пахаря-то сердце Так и прыгает в груди. «Вот, — он думает,- вспашу я Эту полосу, потом Из кошницы дед засеет Золотым ее зерном; Уродится рожь густая; А весною благодать, Как начнет она по зорькам Желтый колос наливать; Уберется васильками, Словно море, зашумит, Выйдут жницы на покоску, Серп на солнце заблестит. Мы приедем на телеге И из связанных снопов На гумне намечем много Золотых тогда скирдов». Долго издали на внука Смотрит дедушка седой И любуется глубоко Проведенной бороздой. 1884 В школе у дьячка Мне детство далекое снится: Зимою метелица злится И ветер гудит у ворот. В убогую школу учиться Мать бедного сына ведет. Дрожит он в зудой одежонке, Мороз ему щеки знобит: Пред ними за речкой, в сторонке, Где сельские жмутся избенки, Убогая школа стоит… Едва над лесною вершиной Заря занималась вдали,

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

Однако президенты унионных конференций в США и Канаде все-таки впоследствии настояли на организации Северо-Американского дивизиона, который был учрежден на осенней сессии Генеральной Конференции 1913 г. И во главе которого стал Ирвин Х. Эванс. Через пять лет, однако, из-за событий, связанных с I Мировой войной 1914–1918 гг., Генеральная Конференция, опасаясь разрушения внутренних связей и роста изоляционизма между отдельными сегментами Церкви, рекомендовала прекратить практику функционирования Дивизионных Конференций, но продолжала поддерживать дальнейшее развитие дивизионных образований, настаивая на их глубокой интеграции в Генеральную Конференцию. Для развития этого процесса, в частности, Генеральная Конференция ввела институт вице-президентов Конференции, казначеев и ответственных секретарей для каждого дивизиона, а лица, назначаемые на эти должности, должны были одновременно быть и членами Комитета Генеральной Конференции. Во время сессии Генеральной Конференции 1922 г. была принята и новая дивизионная структура. В это время был создан Внутриамериканский Дивизион, а в последующие годы вслед за ним были созданы и другие дивизионы: Африканский, Китайский, Дальневосточный и т.д. Та единая структура Церкви адвентистов седьмого дня, созданию которой Даниэллс посвятил 30 лет своей жизни, наконец стала реальностью и позволили Церкви пережить все трудные испытания ХХ века в последующие годы. Начало же было положено на сессии Генеральной Конференции в 1922 г. Центром адвентистского движения оставались по-прежнему Соединенные Штаты Америки. До 1926 г. Американский дивизион был самым крупным по числу верующих членов Церкви, дававшим и самый большой финансовый взнос. Однако рост численности американских адвентистов в течение первых трех десятилетий ХХ века, происходивший во всех регионах США примерно одинаковыми темпами, проходил достаточно медленно и не очень явно, за исключением периода, выпавшего на годы I Мировой войны, которая многими была воспринята как «начало конца». Аналогичные процессы, согласно адвентистской статистике, проходили в эти же годы и в Западной Европе, а также и других регионах земного шара: медленный, но неуклонный рост численности прихожан Церкви адвентистов седьмого дня и вызванный этим адекватный рост работников Церкви. Наибольший приток неофитов дала Западная Европа; не отставали от нее и нехристианские страны Азии и Африки, а также известная своей прокатолической ориентацией Латинская Америка.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Готорн Натаниел (1804–1864) — американский писатель эпохи романтизма, новеллист (сборник «Дважды рассказанные истории», 1837, 1846, 1851) и романист («Алая буква», 1850, рус. пер. 1856); «Дом о семи фронтонах», (1851, рус. пер. 1852), «Мраморный фавн» (1860). В «Романе о Блайтдейле» (1852, рус. пер. 1912) отразился опыт участия писателя в утопической коммуне Брук Фарм. В лучшем романе Готорна «Алая буква» напряженный моральный конфликт героев изображен на фоне суровых нравов американских пуритан XVIII b. Беннет Арнольд (1867–1831) — английский писатель. Действие романов Беннета («Анна из Пяти городов», 1902, и др.) часто происходит в его родном Стаффордшире. О «Пяти городах», центре фарфоровой и фаянсовой промышленности, написаны и рассказы Беннета, вошедшие в несколько сборников. Друг Уэллса, вдумчиво относившийся к его творчеству. Харрисон Фредерик (1831–1923) — английский писатель и философ-позитивист. В течение нескольких лет занимался в Лондоне юриспруденцией; заинтересовавшись позитивизмом, приобрел репутацию одного из руководителей позитивистского движения в Англии. Основал «Позитивистское обозрение» (1893 г.), создал позитивистский клуб. Среди его многочисленных книг наиболее известны «Значение истории» (1894), «Порядок и прогресс» (1875), «Социальная статистика» (1875), «Выбор книг» (1886), «Оливер Кромвель» (1888). Сандерсон Фредерик Уильям (1857–1922) — основатель школы либерального направления в Оундле, неподалеку от города Питерсборо. Уэллс посвятил ему книгу «История Великого Учителя. Простой рассказ о жизни и взглядах Сандерсона из Оундла» (1924). Школа Сандерсона считалась экспериментальной и отличалась индивидуальным подходом к каждому ученику. В ней были сокращены часы, отводившиеся в обычных школах на классическое образование, но зато введен ряд новых предметов. После поездки Уэллса в Россию в 1914 г. в школе, по его совету, стали обучать также русскому языку. Уэллс отдал в школу Сандерсона двух своих сыновей, уже получивших ранее хорошую домашнюю подготовку. Это еще до начала работы над «Историей Великого Учителя» позволило Уэллсу ближе присмотреться к работе школы Сандерсона, что отразилось в первую очередь в романе «Джоанна и Питер» (1918).

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

Помимо сходных с Верленом и Гюисмансом «декадентов-мистиков» (например, автор книги «Жестокие рассказы», пьесы «Аксель» Ф.О.М.Вилье де Лиль-Адан, 1838–1889; прозаик, создатель ордена «Роза+Крест» Ж.Пеладан,1859–1918) среди современников Бурже имеются писатели-католики несколько иного рода. К ним можно отнести прозаика и публициста Леона Блуа (1846–1917), которого отличает яростное неприятие натурализма, декадентства и, шире, современного мещанского мира с его «розовым» христианством. Подобно романтику Ж.Барбе д " Оревильи (роман «Женатый священник», 1865; сборник рассказов «Лики дьявола», 1874), Блуа, как автор романа «Отчаявшийся» (1887), многотомного дневника «Неблагодарный нищий» (1898—1920), рискует для утверждения своей позиции «по-пророчески» идти на кощунства, обличение духовенства. Но для него это выпады, внушенные любовью, — наиболее активная форма веры несчастной души, готовой, если необходимо, пострадать за Христа. Иным был религиозно-творческий путь поэта Шарля Пеги (1873–1914), принадлежавшего (наряду с Р.Ролланом) к выпускникам парижской Эколь Нормаль и пришедшего к католичеству от увлечения социалистическими идеями. Пеги полагал, что истинная религиозность связана со свободой, а потому, опасаясь «формализации» своей живой веры в Бога, никогда не причащался… Пеги, погибший в сентябре 1914 г. при битве на Марне, — автор драматической «Мистерии о милосердии Жанны д’Арк» (1910; беатификация Жанны состоялась в 1909 г.), автобиографии «Наша юность» (1910), медитативных поэм «Ковер Богоматери» (1912), «Ева» (1913). Он — выходец из простой крестьянской семьи, критик декадентской изломанности (его собственная манера сравнительно проста, песенна, патетична), патриот. При этом религиозная идея у него открыта защите общечеловеческих ценностей, благородства. Так стала возможной восторженно-идеалистическая поддержка им А.Дрейфуса (тема автобиографии) — офицера генштаба еврейского происхождения, чье осуждение за шпионаж (в пользу Германии) на пожизненную каторгу (1896), как выяснилось позже, безосновательное, вызвало в стране всплеск антисемитизма, бурных идейных схваток между «дрейфусарами» и «антидрейфусарами».

http://pravoslavie.ru/29451.html

После Октябрьской революции в октябре 1918 на Волге была создана Трудовая коммуна немцев Поволжья, преобразованная в 1924 в Автономную республику немцев Поволжья с центром в городе Энгельс (бывший Покровск). В период Великой Отечественной войны с оккупированных немцами территорий было вывезено более 650 тыс. немцев, однако не все они успели достичь Германии и около 170 тыс. немцев было возвращено в СССР (из Югославии и Венгрии). В 1941 немцы европейской части СССР были насильственно переселены в Казахстан и восточные районы РСФСР, и Автономная республика немцев Поволжья прекратила своё существование. Общее число депортированных немцев составило около 700—800 тыс. человек. В 1959 в СССР насчитывалось 1619,7 тыс. немцев (в том числе в России — 820,1 тыс.). Основная масса немецкого населения сосредоточилась в Западной Сибири и в Казахстане (660,0 тыс.). К 1970 численность немцев составила 1846,3 тыс. По данным переписи населения 1979 , число немцев в бывшего СССР составило 1936,2 тыс. К 1989 численность немцев возросла до 2038,6 тыс. человек. С середины 1980-х гг. их стало меньше в связи с массовой эмиграцией немцев в Германию. Значительная часть немцев России занята в промышленности, сфере обслуживания, науке и искусстве. Однако до 50% немцев занято в сельском хозяйстве. Они сохранили многие элементы традиционной культуры — жилище, пищу, некоторые обряды и фольклор. Коренным образом изменился лишь тип поселений. Если в Германии резко преобладают кучевые формы поселений, то в России — линейные. Основу хозяйства немцев традиционно составляло земледелие. Использовали трёхпольную систему обработки земли, основной зерновой культурой была пшеница. Развито производство семенного зерна. Из огородных культур выращивают картофель. Большую роль играет животноводство. Благоприятные климатические условия привели к широкому распространению птицеводства, свиноводства, коневодства, разведению крупного рогатого скота. Основной формой семьи является малая семья, в сельской местности часто встречаются многодетные семьи.

http://drevo-info.ru/articles/17277.html

Вероятно, уже к 1695 г. колокольня была каменной. На 2-м ярусе находилась ц. прор. Даниила, а собственно колокольня - на 3-м ярусе, к-рый имел открытые на все стороны арочные пролеты. В 1779 г. по настоянию архим. Мелхиседека (Значко-Яворского) из-за аварийного состояния колокольни Данииловская ц. была закрыта, а иконостас перенесен в Благовещенский храм на 2-м этаже древнего собора. В помещении церкви был устроен склад. В 1828-1830 (1829-1833?) гг. по проекту архит. А. И. Меленского колокольню надстроили облегченным 4-м восьмигранным ярусом с 8 круговыми арочными пролетами. Поставленный на четверик, этот дополнительный ярус не имел перекрытия и возвышался над колоколами. На колокольне находились 3 больших и 5 малых колоколов. Самый большой (100 пудов) был отлит 20 апр. 1690 г. на средства мещанина Т. Петровича Железного Гроша; старейший малый датирован 1621 г., 18-пудовый - 1643 г. и «субботник» - 1657 г. На колокольне также был поставлен «зигар сутковый» (часы) козелецкого мастера П. Зарина. В 1871 г. в помещении Данииловской ц. разместили ризницу и архив; для большей устойчивости здания въездные ворота заложили, а проезд был пробит в стене рядом с колокольней. Взрыв пороховых складов на Зверинце в июне 1918 г. повредил колокольню: возникла сквозная трещина на вост. стене, был разрушен верхний ярус. В 20-х гг. XX в. в колокольне были устроены жилые помещения для рабочих. Реставрация произведена в 1965-1966 гг. (архит. В. Т. Шимко) и в 1971-1973 гг. (коллектив Быковой). После передачи строения мон-рю здесь возобновили храм прор. Даниила, к-рый был расписан в народном стиле. Большие братские кельи Жилища иноков изображены на плане Ушакова 1695 г. В XVIII в. вдоль стен были выстроены деревянные малые кельи. В 1811 г. пожар уничтожил большинство помещений. К 1814 г. на их месте вновь построили деревянные здания, к дек. 1846 г. по проекту архит. П. И. Спарро - каменный корпус (на 1-м этаже - 12 комнат, на 2-м - 4 комнаты с мезонином). В 1901-1902 гг. по инициативе архим.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

1 Мы опускаем здесь записку свящ. села Забельни, калуж. губ., «Изъяснение раскола, именуемого христовщина или хлыстовщина»; «Открытие тайностей или обличение ереси скопцов» арх. Досифея, а также «Краткое обозрение существующих в России расколов, сект и ересей» Липранди, где также сообщаются краткие сведения о хлыстах, потому что печатное издание этих сочинений относится к позднейшему времени. До этого же времени они обращались только в рукописях и потому, естественно, составляли предмет не для всех доступный и известный. 2 «Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете» – периодическое издание трудов Общества. Выпускались отдельными книгами на протяжении 72 лет с десятилетним перерывом. Первая книга вышла в свет в январе 1846 г. В течение 3 лет «Чтения» выходили нерегулярно, по мере накопления материала. До июня 1848 г. было выпущено 23 книги. «Чтения» были закрыты в июне 1848 г. Николаем I. Издание «Чтений» возобновилось в 1858 г. С 1858 г. «Чтения» выходили в свет регулярно, 4 раза в год. Активная деятельность Общества продолжалась до конца 1918 года. Всего книг 264. 3 «Люди божии. Русская секта так называемых духовных христиан». Исследование И. М. Добротворского. Казань. 1869 г. 101–200 стр. 6 «Тульские Епархиальные Ведомости». 1867 г. 17, 18, 20–22; 1868 г. 6–8; 1869 г. 9–12, 20, 22–24. 9 Главы, вошедшие в сочинение Добротворского, напечатаны были первоначально в «Православном Собеседнике» за 1858 и 1860 гг., но не с такою полнотою, в каков они явились в отдельном издании их. Кроме того, к этим главам присоединен новый отдел хлыстовских и скопческих песен с объяснениями каждой из них. Объяснения эти могут отчасти руководить исследователя при изложении догматического, нравственного и обрядового учения хлыстов. 11 Так называют хлыстов в некоторых приволжских губерниях и преимущественно в самарской. Что под именем монтан нужно разуметь здесь хлыстов – в этом, кроме сходства учения или культа первых с учением и культом последних, убеждает и свидетельство Преображенцева. Последний рассказывает, что один его товарищ, находясь в нижегородской губернии, был, между прочим, на беседе у монтан и убедился, что «религиозная тайная беседа совершается у них так же, как и у людей божиих, т. е. одинаковое пение, радение и лжепророчество» («Тульские Епархиальные Ведомости». 1867 г. 22. 273–274 стр.). И, вообще, сношения между хлыстами и так наз. монтанами совершаются беспрепятственно и часто (см. напр. «Сборник... » В. И. Кельсиева II вып. 82 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010