В 1861-м году: «Письмо Бориса Петровича Шереметева к боярину Тихону Никитину Стрешневу» («Чтения в Общ. Ист. и Древн.», кн. «Село Николо-Гостунское с его древностями» Белявского уезда, Тульской губернии (там же, кн. «Старица Евфросиния» («Домашняя Беседа», вып. 28); «Тит молчальник», умерший около 1824 года и похороненный в городе Козельске, Калужской губернии» (там же, вып. 36); «Журнальные заметки», письмо к редактору (там же, вып. 41 и 49); «Индифферентизм», из письма И. В. Киреевского к N (там же, вып. 46); «Нафанаил, иеросхимонах Задонского монастыря» (там же, вып. 47); «Алексей Петрович Прокудин» (вып. 50). В 1862 году: «Историческое описание Калужского Лаврентьева монастыря, нынешнего Калужского архиерейского дома, и принадлежащей к оному Крестовой церкви» («Калужские Епарх. Ведом.», 1–4, 6–8. Отдельно: Калуга, 1862 г. и 1888 г.); «Древние акты монастырских архивов и церквей Калужской епархии» (там же, 9); «Историческое описание Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря» (там же, 13–15, 17, 19, 22–23); «Записки инока, уроженца города Калуги, о его странствии в святый город Иерусалим из Москвы через Молдавию, Турцию и Египет, в самом начале прошедшего столетия» (там же, 20). Это – «Записки» священника Иоанна Лукьянова. – Отдельное издание: Калуга, 1862 г.; «Последние русские православные пустынножители», материалы для истории русского монашества («Домашн. Беседа», вып. 20–26); «Церковно-историческое исследование о древней области Вятичей, входившей с начала XV и до конца XVIII столетия в состав Крутицкой и частью Суздальской епархии» («Чтения в Общ. Истории», кн. 2). – Отдельно: М. 1862 г.; «Ответ г-ну Сп–кову на его вопрос: были ли у нас в древней Руси епископы не монахи»? («День», 35). – Отдельно: М. 1862 г., за подписью: «Ставрос»; «Рассказ очевидца о действиях преосвященного Иакова по обращению раскольников в Саратовской губернии с 1832 по 1839 год». СПб.; «Историческое описание Тихоновой Калужской пустыни» с видом оной с западной стороны. СПб.; «Собрание писем блаженные памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария», М. 1862 г., т. и 1863 г., т. II. В 1863 году: «Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии» («Чтения в Общ. Истории», кн. Отдельно: М. 1863 г.; «Великий пост во святом граде Иерусалиме», из писем к С. О. Б-у, т. е. к Семену Онисимовичу Бурачку («Душеполезное Чтение», кн. 2, 3, 4). Отделно: М. 1864 г.; «День годовой памяти покойного архимандрита Оптинской пустыни Моисея» («Калужские Епарх. Ведомости», 12); «Историческое описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря», с видом оного с восточной стороны, СПб.: «Историческое описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежительного монастыря», СПб.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Православные священники хорошо понимали, что за их деятельностью с враждебностью следят местные власти и пасторы, поэтому старались быть особенно осмотрительными. Перновский священник Кукин принимал заявления от эстонских крестьян только в присутствии полицейского чиновника Мейера . Так же поступали и посланные епископом Филаретом в помощь ему священники Александровский и Верещагин, ведь желающих присоединиться было очень много. В Дерпт и Верро епископ Филарет командировал учащихся Псковской духовной семинарии. Весной 1846 г. заботами епископа были открыты церкви в Феллине и Оберпалене (Пыльтсамаа), сыгравшие важную роль в движении . Много усилий затратил епископ Филарет по изданию на местных языках православных книг. До ноября 1845 г. крестьянам было роздано до 16 000 экземпляров . Попечитель Дерптского учебного округа докладывал обер-прокурору Протасову о необходимости затормозить распространение изданных на латышском и эстонском языках молитвословов, катехизисов и текстов литургии, поскольку существовала опасность покупки всех экземпляров пасторами для уничтожения . Введение полугодового проверочного срока значительно замедлило процесс присоединения. К 1 августа 1846 г., по данным Х. Крууса за семь месяцев, в Лифляндии к православию было присоединено 12598 человек (6285 эстонцев и 6313 латышей), преимущественно дети уже принявших православие родителей ; изъявивших желание, т. е. тех, кто ожидал своей очереди,— 50462 человека (из них 40463 эстонца и 9999 латышей) . Библия. Ревель, 1739 г. Первое издание на эстонском языке. Тит. л. К концу 1846 г. епископом Филаретом были открыты новые православные приходы в Загнице, Элиствере, Кавелехте, Вана-Прангли. В последнем особенно успешно трудился священник Иоанн Лебедев, присоединивший к православию более 57% всех жителей прихода . По утвержденному весной 1846 г. плану в губернии предусматривалось построить 25 новых православных церквей, из них 10 в эстонской части: в Верроском уезде — в Верро, Ряпине, Хаанья, Кяхри, Каруле; в Дерптском уезде — в Дерпте, в посаде Черный, в деревне Нос, Загнице, Соонтаге, Кастолатси, Кавильзе, Мяэмызе; в Феллине и Оберпалене; в Пернове ; на острове Эзель в Ямбурге. К концу 1846 г. в храмы, где не было священников, получили назначения: в Мяэмызу — Стефан Бежаницкий, в Соонтага — Косма Мураевский, в Кяхри — Михаил Никольский, в Кастолатси — Михаил Шишаев. В Перновский уезд во вновь открытые церковные приходы получили назначения священник Иоанн Еленин в Яагупи-Удувере, священник Киприан Сарнет — в Овельгунне (Киялинги), где в 1847 г. началось присоединение крестьян к православию.

http://sedmitza.ru/lib/text/430280/

8 Памятники Словесности XII в. изд. Калайдовичем, М. 1820. Сочинения М. Илариона, Петра, Алексия и Кирилла, Еп. Серапиона, изд. в Прибавлен. к Твор. Св. Отцев в Русск. перев. 10 Dlugoszii Hist Poloniae Lips. 1711. Cromeri De orig. et reb. Polonior. Basil. 1555 Warsowie 1767. Koiatowits Historia Litwanie, 1650. 1669. 12 Акты Археогр. Экспедиции, Т. 1–4. Спб, 1836. Исторические Акты, Т. 1 – 5. Спб 1841–1842. Акты Юридические, Спб 1838. Дополнение к Истор. Актам, Т. 1. Акты Зап. России, Т. 1. Спб 1847. Т. 2. 1848. Акты на иностранных языках, Тургенева. Т. 1. 2. Спб 1842. Памятники Киевской Комиссии, Киев Т. 1. 2. Собр. Государств. Грамот, Спб. 1813 1826. Собрание Законов Российской Империи, Т. I – XI. V. Спб, 1836. Достопамятности России. М. 1816. 1843. 13 Почтенны труды: Святителя Димитрия – Четьи-Минеи; М. Евгения – Словарь Церковных Писателей. Ч. 1. 2. Спб. 1826. О Софийском Соборе, Киев, 1836 (впрочем в Летописи Митрополитов мало критики), Амвросия – История Иерархии ч. 1 – 6. Карамзина примечания к Истории, Калайдовича Иоанн Экзарх, М. 1821. Арцыбышева Свод Летописей, М. 1834–1840. Погодина Нестор, М. 1836. Буткова Оборона Нестору, Спб. 1943. Черткова Летопись Манассии, М. 1846. Много полезных исследований – в трудах Московского Общества Истории, ч. 1 – 8. М. 1815 – 1837. В Русском Историч. Сборнике, М. 1837 – 1846. Т. 1 – 7. В его же Чтениях 1845 – 1848. М. Весьма дельны биографии Святителей в прибавл. к твор. Отцов Церкви. Многоречива История христианства в России до Владимира. Спб. 1846. 14 Книга, глаголемая Большой Чертеж, изд. Спасским. М. 1846. Границы южной России до нашествия Монголов – Пассека в его Очерках России, кн. 2. Спб. 1840. 15 Ркп. в Музее Румянцева, по опис. Востокова стр. 200. О русском язычестве желающий может читать: а) Сахарова Сказания Русского Народа (Спб. 1841 г.), где показано содержание исследований Чулкова, Попова, Глинки, Кайсарова, Стросова и др.; б) Касторского Начертание Славянской Мифологии, Спб. 1841; в) Гануша Wissenschaft d. Slavischen Mythus, Lemberg 1842; г) Шафарика о Свароге в Чтен. Моск. Общ. Ист. 1846 д) Бодянского О тождестве Хорса и Даждь бога – там же 2. Слч. ниже пр. 47.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С 1803 по 1809 год был строителем Семигородской пустыни. С 1809 по 1818 год был игуменом Тотемского Спасосуморина монастыря. В 1818 году переведён в игумены Павло-Обнорского монастыря. 56.Пахомий, с 1823 по 1826 год. С 1819 по 1823 год был игуменом Глушицкого монастыря. В 1823 году, июня 15 дня, назначен в настоятели Павло-Обнорского монастыря. 57.Варлаам, с 1826 по 1841 год. Пострижен в монашество в Новгородском Вяжицком монастыре в 1796 году. С 1802 по 1807 был игуменом Сольвычегодского Коряжемского монастыря. С 1807 по 1809 год – игуменом Корнильева монастыря. В 1809 году, по желанию, переведён в настоятели Устюжского Троицкого Гледенского монастыря. В 1826 году определён игуменом Павло-Обнорского монастыря. В 1841 году, по старости и слабости здоровья, уволен от управления обителью и помещён на покой в Тотемский Спасосуморин монастырь, откуда в 1842 году, по прошению, переведён в Корнильев монастырь. 58.Иринарх, Добротин, с 1841 по 1846 год. С 1838 года был строителем Семигородной пустыни. В 1839 году произведён, марта 25 дня, во игумена и назначен, ноября 12, в настоятели Арсениево-Комельского монастыря. В 1841 году, октября 6, переведён в настоятели Павло-Обнорского монастыря. В 1846 году, в сане архимандрита, назначен в настоятели Сольвычегодского Введенского монастыря, где и скончался в 1860 году. 59.Анатолий, с 1846 по 1861 год. С 1840 по 1846 год был строителем Лопотова монастыря. В 1846 году, января 1, определён во игумена в Павло-Обнорский монастырь. В 1861 году переведён, в сане архимандрита, в настоятели Сольвычегодского Введенского монастыря. 60.Иоасаф, с 1861 года. Родом Тамбовской епархии, из купцов города Тамбова; в 1820 году, апреля 15, определён в число братства Саровской пустыни сей епархии и проходил здесь разные послушания до 1847 года. В 1847 году, ноября 28 дня, переведён в Нижегородский Печерский первоклассный монастырь, где в 1848 году, ноября 21 дня, пострижен в монашество. В 1857 году определён строителем Оранского Богородского монастыря Нижегородской епархии, но в 1858 году из оного, по прошению, уволен от должности строителя и по желанию его определён Балахнинского уезда в Феодоровский монастырь в число братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«1842, апреля 4 – учреждение Кавказской епархии; 1843, генваря 2 – Епископом Кавказским и Черноморским назначен киевский викарий; 1846, генваря 12 – учреждено училищно-Ставропольское общежитие, в день Вознесения Господня для сего общежития заложен дом купца И. Г. Ганиловского; 1846, июля 20 – учреждена Кавказская семинария; 1846, ноября 13 – в день священныя памяти Иоанна Златоустог о открыта Кавказская семинария». Эта запись свидетельствует о том, что именно владыка Иеремия полагал наиболее существенным в событиях Кавказской епархии на первых порах своей архипастырской деятельности. Главное внимание он уделял распространению христианского просвещения и созданию кадров образованного Кавказского духовенства. Уже в конце 1843 года владыка Иеремия послал в Св. Синод свои соображения о необходимости открытия Кавказской духовной семинарии. Чтобы ускорить ее открытие, он, скрывшись под именем неизвестного благотворителя, внес 10000 рублей на содержание в семинарии семи стипендиатов из числа наиболее бедных детей Кавказского духовенства. Сообщив в Св. Синод о крупном пожертвовании неизвестного благотворителя, владыка Иеремия рассчитывал этим ускорить благоприятный исход дела об учреждении духовной семинарии. Однако лишь в июле 1846 года, после долгой проволочки, состоялось, наконец, царское повеление об ее создании в Ставрополе. Торжественное открытие было приурочено к 13 ноября 1846 года – дню, когда церковь чтит память св. Иоанна Златоуста . По мнению владыки Иеремии, именно этот знаменитый проповедник должен был стать вдохновляющим идеалом для воспитанников духовной семинарии. В первом учебном году в ее стенах обучалось 55 человек. Чтобы не срывать занятий из-за отсутствия преподавателей, сам архиерей взял на себя уроки по катехизическому учению и Св. Писанию. Он также пожертвовал семинарии свою прекрасную библиотеку из 2000 томов, заботясь о хорошем богословском образовании новых кадров Кавказского духовенства. К этому времени уже действовал царский указ о посылке в новые приходы Северного Кавказа только священников, прошедших семинарский курс. «Особенности религиозной жизни русского населения Северного Кавказа и разноплеменность народов, населявших его, – пишет А. И. Васильев, – выдвигали на первый план миссионерские цели. Требовались не только богословски образованные священники, способные к христианской просветительной деятельности, но и знатоки горских наречий, религиозных верований, обычаев и других особенностей жизни горского населения, которое можно было обратить в христианство».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XX в. Национальные истоки рус. зодчества проявились как в конструкции (церковь крестово-купольная, 5-главая, с позакомарным покрытием), так и в декоре. К. широко использовал элементы, свойственные др. стилям и эпохам: окно-«роза» (готика), пилястры коринфского ордера (классицизм), барельефы в тимпанах (барокко) и др. Благодаря резному иконостасу из кипариса интерьер напоминает византийские храмы. Собор был освящен 29 июня 1852 г., боковые престолы - во имя равноапостольных Константина и Елены и во имя св. Марии Магдалины. Церковь во имя вмч. Димитрия Солунского в С.-Петербурге. 1861–1866 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь во имя вмч. Димитрия Солунского в С.-Петербурге. 1861–1866 гг. Фотография. Нач. ХХ в. К. спроектировал иконостасы для новой посольской церкви в К-поле (1844), для Спасского староярмарочного собора в Н. Новгороде (1845-1846), для посольской церкви в Афинах (1845-1846), для домовой церкви кнг. В. П. Бутера ди Радали в Палермо (1845-1846, в 1878 вывезенный с виллы иконостас был установлен в ц. вмц. Варвары в Веве, Швейцария). Почти все - заказы Мин-в имп. двора или иностранных дел. Также в 40-х гг. XIX в. К. создал проекты 2 церквей, постройку которых не удалось подтвердить документально, как и найти чертежи,- проект церкви в имении тайного советника Л. Г. Сенявина (1846-1847) и проект храма «в южный край Армении», созданный архитектором по просьбе католикоса Нерсеса I, приезжавшего в С.-Петербург в 1843 г. Неясна роль К. и в устройстве посольской церкви в Афинах. Наиболее вероятно, что, согласно поручению МИД, им был подготовлен проект церковного здания, но из-за нехватки средств было решено восстановить древнюю визант. ц. Св. Троицы (Сотира Ликодиму) (XI в.) в Афинах, к-рая была передана греч. правительством России в 1847 г. Тогда же К. создал проект ее реставрации и устройства в ней посольского храма. В 1852-1855 гг. К. расширил 2 приделами кронштадтский Андреевский собор и сделал для него проект 3 иконостасов. После разборки сев. и юж. портиков на их месте к зданию были пристроены боковые объемы, что сделало его крестообразным в плане и увеличило площадь.

http://pravenc.ru/text/2462205.html

Обязанностями К. были составление проектов и смет по текущим и капитальным ремонтам, перестройки и новое строительство, наблюдение за производством работ, составление отчетности, присмотр за занятиями младших архитекторов и учеников. После упразднения в 1851 г. Гофинтендантской конторы и передачи заведования с.-петербургскими дворцами Придворной конторе К. был поручен (1854) общий надзор за строительной частью (кроме Зимнего и пригородных дворцов). С 1854 г. К. являлся также членом Общего присутствия Департамента рассмотрения проектов и смет, а с 1866 г.- членом ученого комитета Мин-ва путей сообщения. Первыми работами в С.-Петербурге для Гофинтендантской конторы были проектирование и возведение дома придворного духовенства на Шпалерной ул., 52 (1842), нового придворно-служительского дома на Сергиевской (ныне ул. Чайковского, 2) (1843-1847), а также перестройка дома на Шпалерной ул., 35 (1843-1844). В эпоху эклектики К. в проектах рационально совмещал разнообразие художественных форм прошлого, сохраняя чистоту стиля или интерпретируя исторические прообразы. Зодчий одинаково свободно использовал романский и визант. стили, готику, ренессанс, барокко, рококо. При проектировании К. всегда ставил на 1-е место создание ясного архитектурного образа буд. постройки; обладая тонким вкусом и чувством меры, не перегружал фасады и интерьеры зданий лишним декором. Собор во имя ап. Павла в Гатчине. 1846–1852 гг. Фотография. 2014 г. Собор во имя ап. Павла в Гатчине. 1846–1852 гг. Фотография. 2014 г. В 1844 г. К. исполнил проект и начал постройку небольшого особняка с зимним садом для кн. Л. В. Кочубея на Сергиевской ул., 30 (закончен Г. А. Боссе в 1846-1849), фасад которого решен в формах безордерного неоренессанса; спроектировал новый футляр над домиком Петра I и начал постройку ц. Покрова Пресв. Богородицы над могилой кнг. М. И. Кочубей в Троице-Сергиевой пуст. (не сохр.). Церковь служила примером исторического ретроспективизма, главным признаком которого является ориентация на узнаваемый архитектурный прототип.

http://pravenc.ru/text/2462205.html

Наиболее известна деятельность Е. как издателя, редактора и писателя - историка и публициста. Еще в период службы в Мин-ве народного просвещения он публиковал, преимущественно в ведомственном журнале, собственные сочинения: церковно-исторические труды, посвященные рус. средневековью, в т. ч. юго-зап. землям, и фундаментальные биографии современников. К его историческим сочинениям относятся: «Память о князе Дмитрии Михайловиче Пожарском» (Маяк. 1842. Т. 3. Кн. 5. Мат-лы. С. 20-29; отд. отт.: СПб., 1842) - рецензия-рассказ на основе публикации «Русского вестника» (1841), содержащая воспоминания о с. Пурех (Пурих) Нижегородской губ.; «Первые христианские мученики в Литве» (ЖМНП. 1843. Ч. 38. 6. Отд. 2. С. 113-129; отд. отт.: СПб., 1843); рецензия на «Собрание древних грамот и актов городов Вильны, Ковно, Трок, православных монастырей, церквей и по разным предместьям. Вильно, 1843» (ЖМНП. 1843. Ч. 39. 7. Отд. 6. С. 1-19); научно-биографические очерки «Елена Иоанновна, великая княгиня литовская и королева польская» (ЖМНП. 1846. Ч. 50. 4. Отд. 2. С. 39-84; отд. отт.: СПб., 1846) и «Патриарх Иоаким и заслуги его Отечеству в гражданском, политическом и религиозном отношениях» (СПб., 1847; отд. отт. из газ.: Северная пчела. 1847. 133-136); рецензия на «Описание второй войны императора Александра I с Наполеоном в 1806 и 1807 годах, по Высочайшему повелению сочиненное генерал-лейтенантом и членом Военного совета Михайловским-Данилевским. СПб., 1846» (ЖМНП. 1847. Ч. 55. 9. Отд. 6. С. 244-267). Особое место занимают публикации Е., посвященные Киеву: единственное художественное произведение -назидательное сочинение о потомках св. равноап. кн. Владимира «Рассказ о Киевской старине» (СПб., 1842), статья об уникальном открытии Ф. Г. Солнцевым древнейших рус. росписей «Фрески XI века, открытые в Киево-Софийском соборе» (ЖМНП. 1844. Ч. 41. 1. Отд. 7. С. 1-4; отд. отт.: СПб., 1844) и опубликованная значительно позже рукопись И. П. Боричевского «Киевские пещеры» (СПб., 1872), к-рую Е. сопроводил собственным предисловием. Е. видел значение открытия софийских фресок в том, что они объясняют «стиль и вкус» визант. искусства, служат образцом для исторических живописцев и восстановления «древней греческой живописи», доказывают благочестие «русских князей и народа» и преемственность церковной традиции.

http://pravenc.ru/text/189667.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАБАНОВ Иларион Георгиевич [псевд. Ксенос] (окт. 1819, дер. Глотово Мосальского у. Калужской губ.- 4.12.1882, старообрядческий Предотечев мон-рь в Клинцах (совр. Брянская обл.)), апологет старообрядческой Белокриницкой иерархии , автор «Окружного послания» . В 15 лет оставил родительский дом и поселился в старообрядческом Лаврентьевском мон-ре на Ветке близ Гомеля. В 30-х гг. XIX в. настоятелем мон-ря был Аркадий (Шапошников ; впосл. старообрядческий Славский епископ), собравший вокруг себя много талантливых людей. Широкой начитанностью К. во многом был обязан хорошей монастырской б-ке. В 1864 г. еп. Аркадий писал о К.: «От юны версты вдаде себе в Лаврентьев монастырь на послушание, проходил строго-иноческую жизнь, прилежа чтению Божественного Писания, списа многия книги» (цит. по: Субботин. 1884. 4. С. 196). В книгохранилище Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) находится Цветник, написанный в Лаврентьевском мон-ре во 2-й пол. 60-х - 70-х гг. XVIII в., с владельческой записью К.: «Сия святая и богодохновенная книга Цветник, жития святых отец, и поучения, и проч., принадлежит грешному Илариону, куплена им самим в Лаврентьевом монастыре у переплетчика инока Нила благоволением отца его инока Саватия ценою по счету 25 руб. ассигнациями 7352 (1844) месяца апреля в 3 день, в понед[ельник] Фомин 2 недели по Пасце в час 6 дне. Истинно написано и кроме всякаго лицемерия. Аминь, аминь, аминь» ( Юхименко Е. М. Рукописные и печатные книги//Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005. С. 227. 147). Сборник, приобретенный К. незадолго до (если не накануне) закрытия Лаврентьевского мон-ря в 1844 г., свидетельствует об интересе владельца к иноческому образу жизни, к житиям подвижников и учителей Церкви. Не приняв иноческого пострига, К. до последнего дня вел жизнь согласно монашескому уставу. В 1844 г. Лаврентьевский мон-рь был закрыт властями, насельники, отказавшись присоединиться к единоверию , разошлись. К. жил в различных старообрядческих мон-рях Стародубья , участвовал в богословских диспутах с беспоповцами , в первую очередь в связи с мнением беспоповцев об уже состоявшемся духовном воцарении антихриста и о прекращении благодати священства. (Исходя из этого мнения, беспоповцы утверждали, что истинное священство в наст. время невозможно; после установления в 1846 Белокриницкой иерархии ее противники заявляли, что она ложная.) Среди первых сочинений К.- написанная в 1846 или 1847 г., после споров с беспоповцем Савой Борковым, кн. «О Енохе и Илии» против мнения беспоповцев об уже состоявшемся духовном пришествии ветхозаветных пророков Илии и Еноха . Во 2-й пол. 40-х гг. К. уже имел репутацию широко образованного начетчика и талантливого полемиста; чтобы читать святоотеческие книги в оригинале, он выучил греч. язык.

http://pravenc.ru/text/1319734.html

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава двадцать вторая. Выбор сюжетов 1844–1846 Ныне гробница митрополита Филарета находится в Москве. Восточным фасадом она выходит на Пречистенскую набережную, западным – на Волхонку, северным – на Всехсвятский переулок, а южным – на Соймоновский проезд. У Московского Златоуста – самая большая усыпальница в Первопрестольном граде. Ею является главный собор Русской православной церкви – храм Христа Спасителя. Тот, кто здесь покоится, немало и сам потрудился для создания этого величественного памятника архитектуры. Редчайшего во всем мировом зодчестве. По замыслу Константина Андреевича Тона все фасады над вратами и окнами, так чтобы можно было легко рассмотреть снизу, предполагалось украсить не только рельефами, но и совершенно необычными для русского храмового искусства горельефами, являющими собой поучительные сцены из библейской и отечественной истории. Выбор сюжетов был предоставлен митрополиту Филарету Московскому . В 1844 году владыка исполнил заказ и сделал все назначения – дал полную роспись, где и какие горельефы должны быть размещены. Западный фасад с главным входом в здание он предложил украсить следующим образом. Наверху, на высоте тринадцати сажен (около 28 метров), в медальонах изображения Христа Спасителя, благословляющего входящих в храм, а также Александра Невского и Николая Чудотворца как небесных покровителей императоров Александра I и Николая I, блаженного Николая и праведной Елизаветы. Над центральными вратами на высоте четырех с половиной сажень (около 10 метров) ангелы с распростертыми крыльями держат хартию с надписью: «Господь Сил с нами». Над арками боковых порталов: справа -ангелы с хоругвями московского ополчения, слева – ангелы со знаменами 1812 года. По сторонам оконных арок портала – архангелы Иегудиил с венцом в руке, Варахия с цветком, Гавриил с лилией и Уриил с пламенем. Справа от портала на западном фасаде Филарет предложил изобразить ветхозаветного царя Давида, передающего чертежи Иерусалимского храма своему наследнику Соломону. Слева – помазание Соломона на царство. Тем самым подчеркивалась преемственность царя Николая его старшему брату Александру, при котором родилась мысль создать храм Христа Спасителя, а Николай эту мысль воплощает.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010