Днепропетровская Основана 09.09.1775 Образована из областей, присоединенных от Турции. Архиепископия в 1775–1823 гг. (с 1823 г. обычно замещалась епископами). Местопребывание: до 1797 г. – в Полтаве (в 1791 г. назначено местопребывание в Самарском (ок. Екатеринослава) Пустынно-Николаевском монастыре), 21.12.1797 – 1803 г. – в Новомиргороде, с 1803 г. – в Екатеринославе (с 1926 г. – Днепропетровск). Именовалась: Славянская и Херсонская; с 28.11.1786 – Екатеринославская и Херсонеса Таврического (Высочайший указ от 09.09.1786 гласил: «...Славянского и Херсонского архиепископа переименовать в Екатеринославского. Херсонского и Таврического и подчинить ему все находящиеся там церкви...» [Родионов M., прот. Ук. соч., с. 45]); с 21.12.1797 – Новороссийская и Днепропетровская (в 1797–1803 гг. Екатеринослав носил наименование Новороссийска); с 04.12.1803 – Екатеринославская, Херсонская и Таврическая; с 09.05.1837 – Екатеринославская и Таганрогская; с 01.04.1911 – Екатеринославская и Мариупольская (в связи с учреждением Таганрогского викариатства); с 1926 г. – Днепропетровская. далее – Днепропетровская и Запорожская; с 14(27)07.1992 – Днепропетровская и Криворожская; с 14(27)07.1996 – Днепропетровская и Павлоградская. Викарные кафедры: Таганрогская, Луганская. 01.10.1775 05.05.1779 06.08.1779 28.11.1786 Никифор граф Феотоки Грек 28.11.1786 13.10.1792 13.03.1793 10.05.1793 10.05.1793 29.09.1799 01.10.1799 18.08.1805 18.08.1805 20.10.1811 07.02.1812 28.03.1823 19.05.1823 16.10.1827 28.11.1827 20.04.1828 22.05.1828 09.05.1837 Гавриил II Гозавов 22.05.1837 16.04.1838 23.04.1838 19.08.1853 19.08.1855 14.11.1864 13.12.1864 21.08..1868 Платон II Троепольский 21.08.1868 23.06.1871 Алексий Новоселов 23.06.1871 05.02.1885 16.02.1885 05.12.1891 14.12.1891 30.11.1892 05.12.1892 12.06.1896 Владимир Шимкович 12.06.1896 04.10.1911 Симеон Покровский 04.10.1911 10.1922 12.1924 Иоанникий Соколовский 09(22)12.1925 12.1925 12.1925(01.1926) 05.1927 22.04(05.05)1928 22.04(05.05)1928 05. 1934 09.1934

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воронеж. Домовая церковь Николая Чудотворца при бывшей Первой мужской гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1860. Обустроена в здании постройки 1856-1859 гг. Архитектор:А.А. Тон Адрес: Россия, г.Воронеж, проспект Революции, д. 19 Координаты: 51.676076, 39.213419 Проезд:от Центрального Автовокзала автобусами до остановки Петровский сквер: 90, 79, 9кс, 9ка, 41. От жд Вокзала Воронеж-1 в пешей доступности (10 минут) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На той же Большой Дворянской стояло здание Первой мужской гимназии, построенное в 1856-1859 годах по проекту харьковского архитектора Андрея Андреевича Тона. Сейчас это старый корпус технологического института (Большая Дворянская, 17). В западном крыле верхнего этажа находилась гимназическая церковь во имя чудотворца Николая Мирликийского. Своим появлением она обязана почетному попечителю учебного заведения Николаю Михайловичу Корсуну (1802-1868) и освящена архиепископом Иосифом (Богословским) 18 сентября 1860 года. Помещение высотой 4,5 метра, ориентированное на северо-восток, имело размеры 24 на 10 аршин (17 на 7 метров). При необходимости оно использовалось как зала для торжественных собраний. Стены были отделаны под мрамор. Часть икон двухъярусного иконостаса отличалась «художественной живописью и изяществом украшающих серебряно-вызолоченных риз». Облачения были изготовлены на средства старост И.М. Клочкова и М.А. Воищева (1833-1903). Настоятель церкви одновременно был и преподавателем Закона Божия в гимназии. В 1878-1887 годах в гимназии трудился Василий Петрович Борисоглебский (1849-1911), впоследствии ректор духовной семинарии. Около двадцати лет прослужил в этих должностях Иоанн Михайлович Васильев. В 1911 году тут служили священник Лаврентий Добромыслов (с 1906 года) и псаломщик Михаил Викулин (с 1907 года), старостой был купец Антон Семенов; в канун революции здесь обретался священник Иоанн Федоров. Представление о содержании религиозного образования в гимназии дает в своих воспоминаниях А.Н. Афанасьев (1826-1871), известный собиратель русских народных сказок. Надобно заметить, что его пребывание в воронежской гимназии относится к 1837-1844 годам, когда она находилась в другом здании на Большой Девиченской, но за эти десятилетия перемены мало коснулись преподавания основ Священного Писания.

http://sobory.ru/article/?object=32995

Глава 12. Старец иеросхимонах Иосиф Старец Иосиф, в миру Иван, родился 2-го ноября 1837 г., умер 9-го мая 1911 г. Это был ближайший ученик великого старца иеросхимонаха Амвросия, – ближайший не по внешности только, но и по духу, по силе послушания, преданности и любви. Это было поистине «чадо любимое» старца Амвросия. Это чадо послушания воспитывалось в стенах смиренной, убогой «хибарки» старца Амвросия, проникнутой заветами великих старцев Льва и Макария и молитвами их продолжателя – старца Амвросия. Здесь в этой тесной келлии, сделавшейся для него «училищем благочестия», он прошел делом самую высшую из наук – монашество, и стал в свое время сам наставником монахов. И как это было все просто, скромно, даже для многих незаметно… Отличительной чертой характера о. Иосифа была необыкновенная скромность, деликатность, уступчивость; а со временем эти качества глубоко проникли все его существо и претворились в великие добродетели смирения, любви и ангельской кротости. Смиренная поступь, опущенные глаза, краткий ответ с поклоном и всегда неизменная скромно-приветливая улыбка… Еще келейником о. Амвросия все как-то безотчетно проникались к нему особым уважением, в нем чувствовалось что-то особенное. Иван родился в Харьковской губернии. Родители его были люди простые, но благочестивые. Они очень любили читать духовные книги и ходить в храм Божий. Мать водила детей с собой в церковь , и дома заставляла их молиться. Маленький Иван пел на клиросе. Иван рос веселым, резвым и ласковым ребенком. Своей чуткой душой он чувствовал чужое горе, но по застенчивости не мог выразить свое сочувствие. Ване было 8 лет. Однажды, играя во дворе, он вдруг изменился в лице, поднял голову и руки кверху и упал без чувств. Когда он пришел в себя, его стали спрашивать, что с ним случилось. Он ответил, что видел в воздухе Царицу Небесную, около Которой было солнце. Законоучитель Вани говорил, что из него выйдет что-то необыкновенное. Отец Вани хотел, чтобы кто-нибудь из детей пошел в монастырь. Первой ушла его старшая сестра Александра – монахиня Леонида.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово о Пушкине Проповедь, произнесенная 26 мая 1899 г. в церкви Казанского университета 07.06.2012 1002 Время на чтение 20 минут К очередной годовщине со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина (26 мая/8 июня 1799–1837) мы помещаем Слово, произнесенное (26 мая 1899 г.) в церкви Казанского университета, выдающимся русским архипастырем, митрополитом (тогда епископом Чистопольским, ректором Казанской духовной академии) Антонием (Храповицким) (1863 –1936). Публикацию (по первому изданию: Православный собеседник. –1899.– С.783–801. Сверено по: Архиепископ Антоний (Храповицкий). Полное собрание сочинений. В трех томах. Том I. – СПб.: Издание И.Л. Тузова, 1911.– С. 383–396), приближенную к современной орфографии, специально для Русской Народной Линии подготовил доктор исторических наук, профессор А. Д. Каплин. Курсив в тексте – авторский. Цитаты, ссылки и сокращения оставлены без изменений. Название дано составителем.Подзаголовок – автора. Постраничные сноски по техническим причинам заменены концевыми. + + + Слово пред панихидой о Пушкине, сказанное в Казанском университете 26 мая 1899 г. Сегодня в разных концах нашего Отечества представители русской литературы и русского гражданства говорят о нашем великом народном поэте – Пушкине. Что скажет о нем служитель Церкви для духовного назидания? Ответ на такой вопрос нетрудно почерпнуть из общественного настроения сегодняшнего дня. Смотрите – имя Пушкина привлекло сюда русских людей самых разнообразных положений и возрастов: и старцы и юноши, и мужчины и женщины, и военные и гражданские чины, и вельможи и скромные горожане, – считают для себя дорогим и близким имя покойного поэта. Все литературные, философские и политические лагери стараются привлечь к себе имя Пушкина. С какою настойчивостью представители различных учений стараются найти в его сочинениях, или, по крайней мере, в его частных письмах, какую-нибудь, хотя маленькую, оговорку в их пользу. Им кажется, что их убеждения, научные или общественные, сделаются как бы правдивее, убедительнее, если Пушкин хотя бы косвенно и случайно подтвердил их. Где искать тому объяснения? Если бы мы были немцами или англичанами, то вполне правильное объяснение заключалось бы, конечно, в ссылке на народную гордость, на мысль о Пушкине как о виновнике народной славы. Но мы – русские, и свободны от такого ослепления собою. Если мы кого горячо любим все вместе, всем народом, то для объяснения этого нужно искать причин внутренних, нравственных. Спросим же мы свое русское сердце, что оно чувствует при чтении безсмертных творений нашего поэта?

http://ruskline.ru/analitika/2012/06/08/...

Липецк. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Преображенская кладбищенская бесприходная церковь, каменная, на половину теплая, построена в 1837 году на средства Александры Сатинской. Престолов три: главный – Преображения Господня и придельные – Казанской иконы Божией Матери и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Имеется опись церковного имущества. Штат: священник и псаломщик, причтового капитала 3060 руб., церковного капитала 2876 руб. Дома у причта собственные. А. Е. Андриевский «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Липецкий уезд стр. 435. В районе Центрального рынка Липецка, в начале улицы Папина, в тени высоких деревьев городского кладбища приютилась небольшая, изящной архитектуры церквушка. Для многих жителей города и округи этот храм особенный – именно в нём они приняли Святое Крещение, так как Преображенская церковь, вновь открытая сразу после войны, более сорока лет была одним из двух действующих храмов Липецка. Предтеча этой церкви – деревянный храм Преображения Господня, построенный в период между 1775 и 1784 гг., после появления указа Святейшего Синода от 29 ноября 1771 г. о закрытии погостов при городских церквях. Указ гласил: " …по ведению правительствующего Сената в предосторожность заразительной болезни Сенатом определено: чтоб по городам при церквах никого не хоронили, а отвели бы господа губернаторы для того особыя кладбища за городом построя при оных хотя небольшия деревянныя церкви " . Точная дата постройки первой деревянной церкви на Преображенском кладбище пока неизвестна, впервые храм упоминается в документах 1784 г., но антиминс в неё выдан был епископом Тихоном III, возглавившим Воронежскую епархию в 1775 г. Любопытное описание этой кладбищенской церкви оставил один из посетителей липецкого курорта в 1803 г.: " Проехав за город по большой Воронежской дороге, увидели мы в правой стороне в лесу полукруглую полянку, обсаженную вокруг, как будто бы нарочно деревьями тут попалась нам дорожка, ведущая в лес, по которой вышли мы на круглую поляну. В средине ея представляется глазам нашим деревянная церковь: около оной лежит множество могильных камней. Уединённое такое место… "

http://sobory.ru/article/?object=16652

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Хелашвили Иване) [груз. ] (1772, с. Вакири, Кахети - 1837, С.-Петербург), иером., груз. церковный писатель и общественный деятель. Род. в крестьянской семье. Дата рождения И. нек-рое время считалась спорной: 1773/74 или 1775 г. ( Махатадзе. 1959. С. 14; Мегреладзе. 1971. С. 269). Исследования последних лет позволили установить, что И. род. в 1772 г. (Эпистолярный архив. 2000. С. 5). Представители семьи И. были близки к груз. царскому дому Багратиони. Так, дед И., Датуа Хелашвили, в 1747 г. сопровождал царя Картли Теймураза II в Иран ко двору Надир-шаха. Царь Картли-Кахети Ираклий II в 1777 г. «за преданность» пожаловал отцу И., Гиорги, дворянский титул с правом наследования (Свидетельство//НЦРГ. S 388. Л. 3-4). Гиорги погиб во время одного из набегов лезгин, вслед за ним скончалась и мать И.; воспитание сироты взяла на себя царская семья. В возрасте 6 лет Иване был определен к настоятелю (имя неизв.) ц. во имя Иоанна Предтечи в с. Вакири. Мальчик проявил способности к учению и освоил азы богословских наук; в 1793 г. царь Ираклий II поручил его воспитание духовнику тбилисского храма Метехи прот. Иессею Микадзе. После разорения Тбилиси в 1795 г. войсками иран. шаха Аги Мохаммед-хана Иване переехал в Телави, где продолжил учебу под рук. свящ. Иоанна Калатозишвили ( Барнабишвили. 1911. 347). После кончины царя Ираклия II (1798) Иване покровительствовал царь Картли-Кахети Георгий XII, назначивший наставником юноши ректора Телавской ДС Давида Алекси-Месхишвили (Давида Ректора). Вскоре после кончины царя Георгия XII (1800) Иване принял постриг с именем Иона и в 1801 г. поступил в монастырь Кватахеви . И. поддерживал отношения с представителями царской семьи и в 1805 г. в свите царевича Парнаоза (сына царя Ираклия II) покинул Грузию. Некоторое время И. жил в Воронеже и в Москве, в 1806 г. переехал в С.-Петербург, где сотрудничал с груз. царевичами. Особую помощь ему оказал писатель и просветитель царевич Давид Багратиони (сын царя Георгия XII), по ходатайству к-рого И. в 1809 г. за казенный счет был зачислен в класс философии и богословия СПбДА. За занятиями И. следил и наставлял его митр. С.-Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов) (Там же). После успешного окончания академии в 1812 г. И. был рукоположен во диакона (5 окт.), затем во иерея (10 окт.).

http://pravenc.ru/text/578328.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ИОСИФ (не ранее XIII в.), прп. (пам. 4 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий, Многоболезненный ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИОСИФ (Ксенофонт?) († 1299), псковский иерей, сщмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ИОСИФ Иванович Архаров (1874-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОСИФ Сергеевич Смирнов (1864-1918), прот., сщмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Костромских святых) ИОСИФ (Баранов Иван; 1861-1918), прмч. (пам. 8 авг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), иером. ИОСИФ (Гаврилов Иван Иларионович; 1888-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Казанских святых) ИОСИФ ЗАОНИКИЕВСКИЙ (Амвросимов Иларион; ок. 1530 - 1612), прп., Христа ради юродивый (пам. 21 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИПАТИЙ (XIV-XV вв.), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 31 марта, 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), целебник ИППОЛИТ Николаевич Красновский (1883 - 1938), прот., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_28.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 19.09.1816, с. Сурково Новооскольского у. Курской губ. (ныне Шебекинский р-н Белгородской обл.) - 9.06.1882, Москва), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов. Род. в бедной семье сельского свящ. Петра Булгакова. В детстве часто болел. В возрасте 7 лет лишился отца. Мать Стефанида Григорьевна, дочь священника, осталась вдовой с 6 малолетними детьми. Первоначально обучался в домашней школе своего крестного отца свящ. Павла Никитского (в 7 верстах от дома), в возрасте 9 лет был определен в приходское Корочанское ДУ. В 1827 г. переведен в уездное Белгородское ДУ, которое окончил в 1831 г. В 1837 г. окончил Курскую ДС, в 1841 г.- КДА. В первые годы обучения в приходском и в уездном уч-щах Булгаков не отличался особыми дарованиями, был очень болезненным. Поворотным пунктом стал случай, происшедший в уч-ще ( Титов. 1895. Т. 1. С. 19). Когда его сверстники играли на дворе, Михаил уходил с учебником за поленницу. Однажды нечаянно брошенный камень рассек ему голову. В процессе лечения неожиданно исчезли физические боли и произошло «прояснение ума». Вскоре после этого случая Булгаков стал одним из лучших воспитанников училища. За 6 лет учебы в семинарии Булгаков проявил себя даровитым учеником и в течение последних 2 лет обучения сам читал лекции студентам низшего отд-ния семинарии. Ректор Курской ДС архим. Елпидифор (Бенедиктов) особенно благоволил к нему. Благодаря преподавателю рус. языка Д. С. Любицкому буд. митрополит выработал ясный лит. стиль, на к-рый обращали внимание все рецензенты и критики его богословских и исторических трудов. В КДА особое влияние на Булгакова оказали ректор архим. св. Иннокентий (Борисов) , проф. Я. К. Амфитеатров , а также проф. архим. Димитрий (Муретов) , читавший курс догматического богословия. Впосл. М. многократно обвиняли в заимствованиях из лекций архим. Димитрия, киевские профессора М. Н. Скабалланович и М. Ф. Ястребов активно защищали М. ( Ястребов. 1887; Скабалланович. 1911).

http://pravenc.ru/text/Макарий ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 8.07.1821, г. Лубны Полтавской губ.- 17.04.1893, Киев), прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры . Основным источником сведений о П. является его жизнеописание, составленное в 1910 г. «путем многочисленных опросов и бесед с лицами, близко знавшими» подвижника, в т. ч. с насельниками Киево-Печерской лавры. Автором жизнеописания (изд. в 1911) является прот. В. И. Зноско († 12 дек. 1940), дядя еп. Митрофана (Зноско-Боровского) . П. род. в многодетной состоятельной мещанской семье, занимавшейся торговлей скобяным товаром, имел 5 братьев, любил подолгу молиться в храмах, посещал Мгарский в честь Преображения Господня мужской монастырь . В 1831 г., после смерти отца, когда торговые дела Яроцких пошатнулись, Прокопий был отдан матерью на воспитание старшему брату Григорию, проживавшему в Киеве, и определен в Киево-Подольское духовное уч-ще. Но отрок учился плохо, был нелюдимым и замкнутым, часто сбегал с уроков в лавру, что влекло за собой замечания начальства и вводило в недоумение сродников. Вскоре он был уволен из уч-ща и определен писцом в Киевскую городскую управу, где старший брат служил секретарем. В 1837 г. наместник Киево-Печерской лавры, вероятно архим. Серафим (Покровский; ок. 1781-1855), принял 16-летнего юношу «на временное послушание». Здесь Прокопий трудился в т. ч. «клирошанином» в храмах Ближних пещер. Через неск. лет он заболел и, пребывая в братской больнице, сподобился чудесного видения: Божия Матерь укорила его в малодушии и пообещала Свою помощь в монашеском житии. Наместник (1844-1852) архим. Лаврентий (Макаров; † 2 июля 1876), узнав об этом видении, благословил оставить Прокопия в лавре. 23 марта 1850 г. указом митр. Киевского и Галицкого свт. Филарета (Амфитеатрова) он был зачислен в обитель действительным послушником. Среди духовных наставников П. упоминаются иеросхимонахи прп. Парфений (Краснопевцев) , келья к-рого находилась у Ближних пещер, и прп. Феофил (Горенковский) .

http://pravenc.ru/text/2578655.html

Преподобный Иосиф Оптинский (1837–1911) Во всех взглядах, поступках и решениях преподобный Иосиф был так проникнут духом своих великих учителей, преподобных и Богоносных старцев Амвросия и Макария, что действительно становился как бы их отражением. Старческое руководство преподобного Иосифа отличалось сдержанностью, ровностью отношений ко всем, немногословностью. Его краткие ответы и сжатые наставления были сильнее и действеннее самых обстоятельных и продолжительных бесед. Он умел в двух-трех словах сказать так много, что сразу все становилось ясным и понятным. Самые убедительные доводы самолюбия и горделивого самооправдания разбивались тотчас от одной его фразы: «Надо потерпеть». Своей любовью он смирял самые бурные сердца, от него веяло всегда такой небесной тишиной, что в его присутствии самые неуступчивые, гордые и строптивые совершенно изменялись. Преподобный старец Амвросий говаривал иногда: «Вот я пою вас вином с водою, а отец Иосиф будет поить вас вином неразбавленным». Действительно, старец Иосиф был весь сосредоточенность, речь его была сдержанна и дышала одним лишь святоотеческим учением. Несомненно, что старцу был присущ особый дар – дар учительного, действенно сильного и вместе с тем утешительного слова, дар благодатного воздействия на внутреннее состояние кающегося. Духовные беседы преподобного Иосифа Оптинского Все наставления старца проникнуты духом святоотеческого и старческого учения. Перед иночествующими он ставил выше всего послушание и самоукорение, так как обе эти добродетели рождают смирение, которое вселяет в душу Бога и дает то, о чем сказано в Евангелии: Царствие Божие внутрь вас есть. Старец никогда никому не разрешал отказываться от послушания, говоря, что кто до конца несет данное послушание, тот сподобляется блаженной кончины. Нередко старец приводил в пример одного иеромонаха, который никогда не отказывался ни от чего и, будучи нездоров, не отказался от своей череды священнослужения, и во время литургии, только что приобщившись, внезапно скончался тут же в алтаре во всем облачении.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010