Макфарлана (1837-1911), высадилась на юго-вост. побережье о-ва Нов. Гвинея на мысе Худ (в 110 км от совр. Порт-Морсби). В 1872 г. миссия ЛМО имела отправным пунктом о-в Дарнли (ныне принадлежит Австралии) в Торресовом прол., откуда миссионеры, в т. ч. крещенные к тому времени жители различных островов Океании, направлялись на о-в Нов. Гвинея. В 1873 г. центр миссии ЛМО был перенесен в только что основанный Порт-Морсби. В 1874 г. в Порт-Морсби вместе с семьей переселился миссионер У. Дж. Лоуз (1839-1907), к-рый вскоре в совершенстве овладел языком моту и способствовал распространению миссии ЛМО по всему юж. побережью Нов. Гвинеи. В 1875 г. методисты из Австралии закрепились на островах Дьюк-оф-Йорк. Вскоре они распространили свою деятельность на Нов. Британию и Нов. Ирландию. Так же, как и ЛМО, они привлекали к проповеднической работе крещеных жителей о-вов Океании. В 1891 г. на о-ве Добу (близ вост. побережья Нов. Гвинеи) основали 1-ю миссию уэслианские методисты, к-рые вскоре проповедовали на всех близлежащих островах. Лютеранские миссионеры прибыли в основанные на северо-востоке Нов. Гвинеи немецкими колониальными властями города: в 1886 г. в поселении Симбанг (близ Финшхафена) миссионерский стан основали члены Миссионерского об-ва Нойендеттельзау во главе с Й. Флирлем (1858-1947), в 1887 г. на побережье Богаджим зал. Астролейб (близ Маданга) - представители Рейнского миссионерского об-ва. В 1899 г. Флирль крестил первых местных жителей. Лютеранам оказывали поддержку нем. колониальные власти, а также лютеранские церкви Австралии и Америки. Англикане во главе с А. Маклареном (1853-1891) и К. Кингом (1863-1918) основали миссию в 1891 г. на сев.-зап. берегу Нов. Гвинеи, в Догуре (совр. пров. Милн-Бей). В 1898 г. был назначен 1-й англиканский епископ Нов. Гвинеи М. Дж. Стоун-Вигг (1898-1908). Кафедра диоцеза, находившегося в юрисдикции Церкви Англии в Австралии до 1977 г., располагалась в Догуре. Немецкие проповедники евангелической Либенцелльской миссии начали деятельность в 1914 г.

http://pravenc.ru/text/2578957.html

Скачать epub pdf ИСПОВЕДЬ XIV. УРОКИ ДУХОВНОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ. по беседам преподобного Иосифа Оптинского (1837–1911) 1. Терпение и самоукорение Все наставления старца проникнуты духом святоотеческого и старческого учения. Перед иночествующими он ставил выше всего послушание и самоукорение, так как обе эти добродетели рождают смирение, которое вселяет в душу Бога и дает то, о чем сказано в Евангелии: «Царство Божие внутрь вас есть». Старец никогда никому не разрешал отказываться от послушания, говоря, что кто до конца несет данное послушание, тот сподобляется блаженной кончины. Господи, мы склонны бываем отказываться от послушания, прости нас и, по слову старца, помоги до конца нести послушание, данное нам, и сподоби за это блаженной кончины. Когда ему приносили жалобы на трудность послушания и на сопряженные с ним скорби, то лицо старца озарялось радостью, в глазах светилась нежная отеческая любовь, и он как-то особенно одушевленно говорил: «Ну что ж? За то мученики будете». При этом всегда старался внушить, что всякий человек должен иметь терпение во всем, на всяком месте, до конца. «За что взялся, – говорил он, – того и держись, и терпи все находящее; только с места не сходи и себя всегда укоряй,– и спасешься». Господи, прости нас за жалобы на трудность послушания и сопряженные с ним скорби. Мы не стараемся иметь терпение во всем, на всяком месте, до конца. Мы побеждаемся помыслами оставить дело, за которое взялись, не готовы бываем держаться заданного направления и терпеть до конца находящие скорби, мы слабо боремся за то, чтобы не сойти с места, и не укоряем себя за это. Прости нас, Господи, и сподоби нас спасения. Батюшка отмечал важность телесных подвигов для того, чтобы вырастить в себе внутреннего монаха. Он говорил: «Не вырастивши дерева, откуда же ждать плодов? Дерево же, на котором вырастает внутренний монах, есть пост, всякое воздержание, хождение к церковным службам, телесный труд, тогда уже на нем и вырастет плод, то есть внутренний монах». Перед каждым из нас Евангелием поставлена задача: вырастить в себе «внутреннего человека». А для этого необходимы и телесные подвиги. Мы должны вырастить дерево, чтобы ждать плодов. Господи, прости нас, что не растим в себе этого дерева, – поста, всякого воздержания, хождения к церковным службам, телесного труда, – на котором только может вырасти наш «внутренний человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

уже называлась «Матенадаран» (это слово означает хранилище рукописей). Армянские рукописи имелись при престоле армянских католикосов еще со времен Месропа Маштоца – с начала V века; в дальнейшем католикосаты обосновывались в разных местах, однако всегда располагали рукописной библиотекой. В 1441г. когда престол армянских католикосов был восстановлен на месте своего основания в св. Эчмиадзине, была заложена основа для нового хранилища рукописей, которое постоянно пополнялось в последующие века. В Эчмиадзинском Матенадаране инвентаризация рукописей началась в 1828 г., был составлен первый краткий каталог (312 рукописей). В 1837 г. был составлен второй, более обширный каталог (2340 рукописей). В 1892 г. в Эчмиадзинском Матенадаране было 3158, а спустя 21 год, в 1913 г., уже 4060 рукописей. Во время Первой мировой войны, в 1915 г., чтобы уберечь коллекцию от опасности, ее полностью перевезли в Москву и хранили в местной армянской церкви (возвращена в Армению в 1922 г.). Однако эта война стала губительной для Западной Армении. Геноцид армян, совершенный в Османской империи, в то же время нанес большой удар по армянской культуре и рукописному наследию, став причиной необратимой утраты тысяч книг. Тем не менее, усилиями армянского католикоса Геворга V Суренянца (1911-1930) и нескольких энтузиастов удалось перевезти в Эчмиадзин около 1600 рукописей, спасенных разными путями и доставленных из Васпуракана, Муша и Эрзрума. Советская власть установилась в Армении в 1920 году, указом от 17 декабря 1945 г. Эчмиадзинский Матенадаран был национализирован. В Ереван Эчмиадзинский Матенадаран перебрался в 1939 году. В 1997 г. Матенадаран был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается одним из важнейших мест сохранения и развития армянской национальной культуры. Собранные в Матенадране 20 000 рукописей представляют почти все области знаний в древней и средневековой Армении. Кроме армянских, в Матенадаране хранятся другие рукописи:  арабские, персидские, греческие, сирийские, латинские, эфиопские, грузинские, еврейские. Благодаря средневековым армянским переводам от утраты удалось спасти многие тексты, не сохранившиеся в оригиналах и известные только в армянских переводах. Наринэ Киракосян Отзывы Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Приводимый ниже перечень трудов на русском языке, посвященных пророкам и их эпохе, является первым опытом такого рода, и поэтому пробелы в нем неизбежны. Однако список охватывает подавляющую часть монографий и статей, вышедших за последние сто двадцать с лишним лет. В библиографию вошли работы, имеющие богословский или научно-исторический характер. Мелкие же статьи назидательного содержания были нами опущены. Опущены также книги и статьи, непосредственной целью которых была антирелигиозная пропаганда. (Желающие познакомиться с ними могут обратиться к библиографии «Ежегодника Музея истории религии и атеизма», «Вопросов истории религии и атеизма» и «Вопросов научного атеизма».) Что же касается иностранной литературы, то здесь приведены в основном важнейшие сочинения современных западных библеистов, тех, которые были использованы при работе над этой книгой [Многие русские авторы XIX b. предпочитали выступать анонимно или под инициалами. В некоторых случаях нам удалось установить авторство, в других оно установлено, но под вопросом (главным образом по данным В. Воронцова) — в таких случаях мы ставим их имя в наклонные скобки, часть же авторов осталась неизвестна.].   ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ БВ — «Богословский Вестник». Журнал Московской Духовной Академии, Сергиев Посад, 1892-1918. ВДИ — «Вестник Древней истории», М.— Л., 1937-1971. ВР — «Вера и Разум», Харьков, 1884-1917. Всх — «Всход», СПб., 1881-1906 (евр. журн.). ВЧ — «Воскресное чтение», М., 1837-1892. ДЧ — «Душеполезное чтение», М., 1860-1917. ЕЭ — Еврейская энциклопедия, СПб., т. I-XVI. ЖМНП — «Журнал Министерства Народного Просвещения», С " Пб., 1834-1917. ПБ — Происхождение Библии (из истории библейской критики). Ветхий Завет. Сост. И. Крывелев. М., 1964, с. 587. ПБЭ — Православная Богословская Энциклопедия, т. 1-12, СПб., 1900-1911. ПМ — «Православная Мысль». Труды Православного Богословского ин-та в Париже, вып. 1-4, Париж, 1928-1972. ПО — «Православное Обозрение», М., 1860-1891. ПС — «Православный Собеседник». Журнал Казанской Духовной Академии, Казань, 1855-1917.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Так, на иконе явления Божией Матери преп. Сергию Радонежскому Царица Небесная представлена в пурпурной мантии и в алых сапожках, туника же у Нее темно-синяя, в золотых звездах . Достойно внимания и то, что Божия Матерь окружена яйцевидною золотою «славою» 991 . 904 id. 6 ad 7. заим. из: Bähr , – Symbolik des mosaischen Cultus, Heidelberg 1837, Bd. I, SS. 303–311, 316–340 и H. Lesêtre, – Couleurs («Dict. d. la Bible.» par F. Vigouroux. Paris, 1899, T. 2, coll. 1069–1071). По принятой y католиков символике цветов, « белый знаменует невинность, радость или простоту. Голубой (blue) указывает небесное созерцание . Красный провозглашает любовь, страдание, могущество, справедливость. Прозрачный (cristalline) дает идею беспорочной чистоты и ясности. Зеленый говорит о надежде, или о нетленной юности, или о созерцательной жизни. Золотой ставится для небесной славы. Желтый означает испытание страданием, также завистью. Бурый или серый – цвет смирения. Фиолетовый выражает молчание или созерцание. Черный – краска скорби, смерти или покоя. Пурпурный – символ королевского или епископского сана». (Rev. M. C. Nieuwbarn , О, P., – Church symbolism. A Treatise on the general symbolism and iconography of the roman catholic church Edifice. Translated from the dutch – by the Rv. John Waterreus, London, 1910, pp. 140). 905 O. Вейнингер, – Последние слова. Пер. А. Грен и Б. Ц. Изд. «Сфинкс» [s. l. et а.], Метафизика, стр. 143. 906 Дж. Рескин, – Прогулки по Флоренции. Заметки о христиан. искус. Пер. А. Герцык, СПб., 1902, SS. 110–145, стр. 136–146. – Точно так же, на изображении «Семи таинств» Рогер фон дер Вейдена ангелы написаны в одеждах символических видов. Так, напр., Ангел в таинстве благословения (миропомазания) – в зеленой (надежда), покаяния – в огненно- красной (искупление), священства – в фиолетовой (духовный сан), брака – в голубой (доверие и верность) и т. д. (Nieuwbarn, – id., p. 141). 908 П. Муратов, – Образы Италии, M., 1911, T. I, стр. 134–135, – изображ. описываем. свода, к сожал.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

В войну с Европой поступил опять в военную службу, но в Крым не попал… — Имеется в виду Крымская война 1853–1856 гг. между Россией и коалицией Англии, Франции, Турции и Сардинии, возникшая в результате столкновения экономических и политических интересов этих стран на Ближнем Востоке. Центральным событием войны стала героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся с октября 1854 по сентябрь 1855 г 63 …вступил в мировые посредники первого призыва.. — Мировые посредники — должность для лиц дворянского звания, учрежденная в России для осуществления на местах крестьянской реформы 1861 г Мировые посредники первого призыва (1861–1863), на которых выпала основная работа по размежеванию земель и составлению „уставных грамот“ (актов, определявших хозяйственное устройство крестьян и отношение их с помещиком в период до выкупа), в ряде случаев выступали с критикой правительственной реформы, добиваясь ее пересмотра на более демократических началах. 13 мировых посредников Тверской губернии были за это арестованы, заключены в Петропавловскую крепость и преданы суду. Намек на это событие есть в романе „Бесы“ (наст. изд. Т. 7. С. 200). В дальнейшем (институт мировых посредников просуществовал до 1874 г.) мировые посредники перестали играть сколько-нибудь значительную роль в жизни крестьян, да и на должность эту стали назначать угодных правительству реакционно настроенных помещиков и чиновников (см.: Корнилов А. А. Деятельность мировых посредников//Великая реформа: Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем М., 1911. Т. 5. С. 237–252). 64 Фатер (нем. Vater — отец) — здесь: отец семейства, обыватель 65 „ У меня-то украдут? Да я сам боюсь, у кого б не украсть“. — слышал я раз это веселое слово на улице от одного проходимца. — Выражение это взято из „Сибирской тетради“, запись 16 (см.: IV, 235). 66 Факторство — исполнение чужих поручений, комиссия. 67 …этих наших Кокоревых, Поляковых, Губониных. — Фамилии русских капиталистов, которые были богачами в первом поколении, выйдя из социальных „низов“. Василий Александрович Кокорев (1817–1889) — происходил из мещан Костромской губернии, старообрядец, самоучка — стал миллионером, разбогатев на винных откупах. Самуил Соломонович Поляков (1837–1888) — железнодорожный деятель, капиталист, происходил также из мещанского семейства, составил себе большое состояние в период строительства железных дорог и раздачи железнодорожных концессий. Петр Ионович Губонин (1825–1894) — известный железнодорожный деятель. 68

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

900 Краткие сведения о Козьме см. в энциклопед. словаре Брокгауза и Эфрона. 30 полутом. О миниатюрах на рукописях его см. Кондакова «История византийского искусства» (с. 86 и сл.). 901 Примером такой бесплодной работы может служить книга А.Фулье. La pensée et les nouvelles écoles anti-intellectualistes. Paris. 1911. 902 Не мешает сделать важное примечание. Трансценденталисты не без наивности думать, что проблема психологизма возникла лишь в ваши дни и приписывают заслугу острой постановки этой проблемы неокантонским школам. Проблема психологизма во всей глубине была поставлена итальянским мыслителем Джоберти, который дал замечательную попытку онтологического, т. е. единственно возможного преодоления психологизма своей идеальной формулой. См. Introduzione alio studio della filosofia t.t. II и III. Определение психологизма – t. II p. (15, Brusselle, 1843. Борьбу с психологизмом Джоберти уже начал в первом своем произведении Teorica del sovranaturale (1837) и особенно энергично и блестяще зачищал онтологизм в своей глубоко значительной полемике против росминианства, см. Degli onori filosofia di Antonio Bosmini. v.v. 3. Napoli, 1845, изд. 3-oe (окончательное). В святоотеческой философии, например, у св. Дионисия Ареоп., св. Григория Нисского и св. Максима Исповедника , мы имеем пример полной свободы от психологизма. Несмотря на свой «психологический» метод, отличающий его от восточного метода богословствования, существенно свободен от психологизма и бл. Августин. Впервые психологизм проникает в христианскую мысль с номинализмом и со схоластической «рецензией» перипатетизма. О различии восточного и западного методов богословской мысли см. исследование А.Бриллиантова . Влияние восточного богословия в произведениях И.С.Эригены. СПб., 1898. 903 Это чрезвычайное характерное выражение находится в недавней статье Риккерта «О понятии философшии». Кн. I, с. 4), «Логос». Ретивая молодежь, сгруппировавшаяся вокруг «Логоса» и два раза в год выставляющая в нем «плоды учености», вывезенные «из туманной Германии», несмотря на все желание «превзойти» учителей, не может скрыть прискорбного факта обусловленности их исходной точки зрения «наукой». Так, г. Яковенко определенно говорит, что трансцендентальная философия ориентируется на факте науки. «Логос», кн. I, с. 203. (Впрочем, этот несомненный факт быль отмечен ранее в превосходной статье кн. В.Н. Трубецкого «Панметонизм в этике». Вопр. фил. и псих. Кн. 97, с. 131). Г. Степпун считает даже это всем известным и никаким спорам не подлежащим: «Кант... исходил в своем исследовании, как известно, из признания непогрешимости естественно научного мышления. Только этой оценкой науки, как главенствующего (курс, подл.) культурного фактора и держится психологически кантовская система трансцендентального идеализма». (Немецкий романтизм и русское славянофильство. Русская мысль, 1910, кн. II).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Leipzig, 1889. S. 3. 230 Bleek. Einleitung in das AT., SS. 241– 248: там же и о Knobel‘e; De-Wette–Schrader. Lehrbuch der histikritischen Einleitung in die kanonischen und apocryphischen Bücher des Alten Testaments. Berlin, 1869 8 . SS. 403–404; Прот. А. Солярский. Опыт библейского словаря собственных имен, т. 3, Спб. 1883, стр. 255. 231 Hupfeld. Zeitschrift für die kunde des Morgenlandes, 1840 (B. III), S. 403 цит. у König’a Riehm. Einleitung i. d. AT, B. 2. Halle, 1890, SS. 12–13; Schultz. Alttestamentliche Theologie. Gottingen, 1896 9 . S. 168. 185. 232 Ewald. Die propheten des Alten Bundes, B. 1. Stuttgart, 1840 1 (есть 2-е изд. 1868 г.), SS. 6–8; König E., Der Offenbarungsbegriff des AT., I. Leipzig, 1882. SS. 71–78: здесь указана, хотя и неполно, литература предмета. 234 См. Lange. Theologisch-homiletisches Bibelwerk. Des AT. Th.4. Bielefeld u. Leipzig, 1870. S. 3 4, есть и у Keil‘я в его комментарии. 243 Толкование на книгу Иисуса Навина. Творения блаж. Феодорита. ч. I, изд. I. Москва, 1855. Стр. 281, вопр. 14. 244 Kaulen. Einleitung in die heilige Schrift A. u. N. T. Freiburdi. B. 1876 (Есть 5 изд. 1911 г.), S. 176. 247 Амвросий Митр. Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. Москва, 1811. Стр. 43–44. 248 Это заключение автора «Чтений» не соответствует выдержке из М. Амвросия, на которую он опирается. Мысль оригинальная, но недоказанная и вряд ли верная. 252 Winer. Biblisches Realwörterbuch. В. 2, Leipzig, 1848, S. 323; cp. Art Richter в Realenencyklopädie Herzog’a, B. 12, Leipzig, 1883. SS. 769–770. 259 Keil und Delitzsch. Biblischer Commentar über das AT, 2 Th., В. I, ss. 180 181 (Leipzig, 1863). 260 Bunsen. Vollständiges Bibelwerk für die Gemeinde. SS. CCXXXIII–CCXXXIV и далее синхронист. табл. (Leipzig, l858). 268 Для этого, как для предыдущего и дальнейшего в данном пункте, ср. Bähr. Symbolik des Mosaischen Cultus B. 1. S. 482–486 (Heidelberg, 1837); Hengstenberg. Die Authentie des Pentateuches, B. 2. S. 127–148 (Berlin, 1839), особ. 132–140 (отсюда и взят главным образом материал для суждений нашим автором): Lange... В. 5. S. 113; Keil – Delitzsch, Th. 2. В. 1. 8. 300–301.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

575 Вл. С.Соловьев сознавал, что религиозный опыт есть дело личное и думал свою философию дополнить «теоретическим оправданием», для чего предпринял труд создания «Теоретической философии», в котором бы найденная им истина получила систематическое, теоретическое оформление. Три первые части этой работы были опубликованы в журнале «Вопросы философии и психологии» («Первое начало теоретической философии», кн.40 за 1897, «Достоверность разума», кн.43 за 1898 г. и «Форма разумности и разум истины», кн.50 за 1899 г.) и вошли в девятый том первого издания Собрания сочинений под названием «Теоретическая философия». 576 Лопатин Л. М. Положительные задачи философии. Ч.1–2. Ч.1: Область умозрительных вопросов; Ч.2: Закон причинной связи, как основа умозрительного знания действительности. М., 1886–1891. Королларий – суждение, вытекающее из какого-либо положения. Парерги – термин, образованный от древнегреческого слова и обозначающий работу, труд, исполняемый «между прочим», «между делом». 577 Лаас Эрнест (1837–1885) – немецкий философ, предложивший гносеологический «коррелятивизм», по которому субъект и объект соотносительны в рамках признания имманентности бытия сознанию. 578 Коген Герман (1842–1918) – глава Марбургской школы неокантианства. Первая его книга – «Основания этики у Канта» (1877). 579 Преюдициальный – юридический термин, обозначающий необходимость передачи какого-либо судебного дела, выходящего за пределы компетенции данного права на предварительное рассмотрение иного судопроизводства. 580 Упоминается книга Л.М.Лопатина «Курс психологии. Лекции, читаемые на историко-филологическом факультете Московского университета и на Высших женских курсах в 1903–1904 ак.г.» (М., 1903). 581 Точное название книги – «Essai sur les donnes immediate de la conscience» – вышла в 1888 г. В ней содержится первый очерк интуитивизма А.Бергсона. По-русски, в переводе С.И.Гессена и М.Грюнвальд, вышла в 1911 г. под названием «Время и свобода воли». 583 Впервые: Слово. 1909. 19 апреля (2 мая) 770. С.3–4. Печатается по книге С.Л.Франка «Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры» (СПб., 1910. С.328–337). Статья написана по случаю выхода в свет книги «Письма А.И.Эртеля». (Под ред. и с предисловием М.О.Гершензона. М., 1909).

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Общии вид Оптинои пустыни      Интересно сравнить отзыв старца Амвросия о Достоевском со столь же кратким, но совершенно противоположным по смыслу его отзывом о Л.Н. Толстом. И. Концевич со слов Эльмера Мода, «друга и биографа Толстого», описывает последнюю встречу Толстого и старца Амвросия в 1890 г. (за год до кончины последнего): «Войдя к старцу, Толстой принял благословение и поцеловал его руку, а выходя, поцеловал в щеку, чтобы избежать благословения. Разговор между ними был столь острым и тяжелым, что старец оказался в полном изнеможении и еле дышал. «Он крайне горд», – отозвался о нем отец Амвросий». Покаяние и гордость – диаметрально противоположные понятия. Гордость – это отсутствие, невозможность покаяния, и, наоборот, покаяние – преодоление гордости. Пожалуй, о Толстом так кратко и так емко тоже никто не говорил. После кончины старца Амвросия его преемником по старчеству стал его келейник иеросхимонах Иосиф (Литовкин; 1837–1911), который также собирал рассказы о своем духовном отце. В 1898 г. старец Иосиф послал в журнал «Душеполезное чтение» пространное письмо, в котором изложил собранные им сведения о пребывании в Оптиной пустыни некоторых знаменитых писателей. Редакция опубликовала письмо в виде статьи под названием «Н.В. Гоголь, И.В. Киреевский, Ф.М. Достоевский и К.Н. Леонтьев перед старцами Оптиной пустыни». Большая часть статьи составляет материал о Н.В. Гоголе и И.В. Киреевском. Достоевскому посвящен всего лишь один абзац. Тем не менее, он представляет большую ценность, так как отец Иосиф, будучи в то время келейником старца Амвросия, мог быть очевидцем посещения Достоевского. Федор Михаилович Достоевскии      «Среди старожилов нашей обители сохраняется воспоминание о посещении оной в 1877 г. (ошибка! – в 1878 г. – Г.Б.) другим знаменитым нашим писателем, Ф.М. Достоевским. Подолгу длились его беседы со старцем отцом Амвросием о многих насущных вопросах духовной жизни и спасении души. Вскоре затем появились в печати «Братья Карамазовы», написанные отчасти под впечатлением посещения его Оптиной пустыни и бесед с отцом Амвросием».

http://pravoslavie.ru/100899.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010