«Исторический Вестник» 1892 г., 4, стр. 151, 153, 154), а на месте чинил владыке всякие препоны мелочного и несправедливого свойства (напр., за содействие к обращению в православие своих и соседственных крестьян-униатов Смарагд представил 22 октября 1836 г. Полоцкого уездного судью, католика Станислава Клепацкого (см. 4, стр. 445, 298 абзац начало: «Настольный реестр...1834 г. 40...». – Редакция Азбуки 455, 345а абзац начало: «Свидетельствуя о сем... от 22 октября 1836 г...». – Редакция Азбуки к ордену Станислава 3 ст., но – когда из Синода потребовали подлинный формуляр последнего – И.С. Жиркевич отказал в этом, настаивая, что представления светских лиц неподведомы архиерею; Смарагд протестовал против этого и Синод 22 июня 1837 г. признал его правым, постановив донести о сём через гр. Н.А. Пратасова Министру Вн. Д.: см. в Синодальном Архиве д. 1453). Смарагд был выжит, однако «распри с духовенством (православным) не кончились» у И.С. Жиркевича, который требовал от священников чисто солдатского повиновения себе, а за справедливый отпор воздвигал усиленные гонения на дерзких попов, инсинуируя генерал-губернатору, что они «даже божественную литургию отправляют иногда без проскомидии» («Русская Старина» 1890 г., сентябрь, стр. 675–677), и после в равной со Смарагдом самонадеянности обвинял Василия Лужинского (стр. 700), хотя прежде особи протежировал ему в пику Смарагду («Исторический Вестник» 1892 г., 4, стр. 152–153). В частности, «признавая дело воссоединения униатов совершенно соответствующим политике и нравственности» («Русская Старина» 1890 г., сентябрь, стр. 674) и склоняясь на подчинение его полному ведению Канцелярии Обер-Прокурора, И.С. Жиркевич полагал, что общее присоединение не встретит препятствий, если действовать прямо на духовенство униатское, где упорных священников едва ли сыщется в общем числе десятка два (стр. 649). Что до средств, то Жиркевич привык с успехом применять больше розги, плети и шпицрутены (август, стр. 252–256).., полагая, что «Витебский крестьянин – не человек, ни чувств, ни религии не имеет» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

T. I. стр. 123 и след. Physiologie sociale. 24 Хотя и не всегда и не везде. Для большей части Германских Политических писателей «Recht und Wohlfahrt sind die beiden hochsten Bedingungen alles Staatslebens». Plitz, Die StaatsAvissenschaften im Lichte unsrer Zeit. Leipzig. 1827. I. 2. § 2–3. В таком же духе написано и сочинение Геппа «Essai sur la de la vie sociale». Strasbourg. 1833. T. I. См. стр. 3 и след. Для Автора la théorie de la vie sociale est identique à la philosophie du droit. 26 Guizot, Histoire de la civilisation de I " Europe. См. в Журн. Министерства Народ. Просвещения. 1834. I. стр. 431–433; в подлиннике – же édition de Bruxelles. 1835. стр. 8–10. 28 См. между прочим: Lesson, Histoire nalurelle des mammifères etc. Races humaines. I. Paris. 1834. стр. 247. и np. 31 Carus, Ideen zur Geschichte der Menschheit. Leipzig. 1809. стр. 10–16. Buchez, Introduction à la Science de I " histoire. Bruxelles. 1835. I. стр. 51 и след. 33 Targot. Oeuvres. Paris. 1808. Tome 2-е. Тут помещены его рассуждения (1750–1754 года): Discours sur les avantages que l " établissement du christianisme a procurés au genre humain, Dis. cours sur les progrès de l " esprit humain, Plan d " histoire universelle и пр. 36 Шлоссер, по-видимому, был ближе других к заключению противному, но и он остался при этом старинном заблуждении. См. Histoire Universelle de I " Antiquité. Paris. 1828. I. стр. 84. 37 Геерен даже доказывает её. См. Руководство к познанию Древней Полит. Истории. Рус. перевод. Москва. 1836. стр. 4–5. 50 Kant, Kleine Schriften, стр. 12 и след. Основные мысли, рассуждения о сущности и содержании Теории в науках Политических (1) Науки Политические разделяются на две главные отрасли: а. Предмет наук Политических Практических или Политической Практики – исследование сущности и средств благосостояния в Государствах общественного и домашнего. b. Предмет наук Политических Теоретических или Политической Теории – исследование Государства и вообще Государственной жизни рода человеческого как явления Природы (2) Основная идея Теории Политической есть идея о Государстве в нормах его бытия и жизни в его отношении к самому себе и в отношении ко всему роду человеческому, к его усовершенствованию, определяемому, с одной стороны, развитием разума, с другой – развитием общежития.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

3303 О нем далее в главе о Самариных. Славянофилом (прежде) считал его Ап. Григорьев. См. его сочинения в изд. Н. Страхова. Т. I. Стр. 489. 3304 Подробнее об отношениях его к Аксаковым у Н.К. Козмина. «Н.И. Надеждин. Жизнь и научно-литературная деятельность 1804–1836». Спб. 1912. Стр. 466 и до конца. Стихотворение на стр. 499. Оно тоже не вошло в новое собрание художественных произведений К. Аксакова (см. нашу заметку в майской книжка «Б.В.» за текущий год). 3305 Хороший отзыв о нем см. в статье П.Д. Шестакова: «Московский Университет в 1840-х годах». «Русск. Старина», 1887 г. Т. 55 (сентябрь). Стр. 655. Менее благоприятный у Хомякова. Сочинения. Т. 8 Стр. 238. 3307 (Соколов), еп. Дмитровский. Он упоминается Погодиным в числе почетных гостей на торжественном заседании ун-та 5 июля 1834 года. («Жизнь и труды Погодина». Т. 4. Стр. 187. Cp. Т. 22. Стр. 243). Рассказ Аксакова относится к 1833–1834 годам. 3310 «Москва», 16-го апреля, 1866 г. (В собрании сочинений И. Аксакова надписана: «Почему в православной России не допускается свобода совести. Т. 4. Стр. 79–84)» и 19-го апреля: «Государственные законы, полицейский надзор и уголовные кары по делам религиозным (там же. стр. 84–90)». О духовных лицах – во второй, стр. 83. 3311 «Некоторые безобразия русской жизни, – а в частности причины распространена штунды («Москвич», 25-го января 1868 года)». Там же. Стр. 65–72. 3313 Там же. Стр. 78–79. Много ждал от него и Гиляров-Платонов. См. Письмо его к А.В. Горскому («Русск. Обозр.» 1896 г., дек. стр. 997–998). по поводу предполагавшегося визита его в Московскую Академию. 3315 История о «Парусе» подробно изложена у Барсукова («Жизнь и труды Погодина». Т. 16. Гл. XL-XLVI). 3319 «Письма С.Т., К.С. и И.С. Аксаковых к И.С. Тургеневу». «Русск. Обозр.» 1894 г. Т. 29. Стр. 478 (22 мая 1853 г.). В архиве Каптеревых сохранились две визитные карточки И.С. Аксакова к С.К. Смирнову и В.Д. Кудрявцеву, с его собственноручными приписками, в которых он рекомендует их вниманию Герцеговинского воеводу Пламенаца, намеревающегося поступить в нашу Академию, «отдохнуть и поучиться».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Протестантские специалисты этого времени, как правило, воздерживались от исследований в области патрологии. Одним из исключений стало издание виндзорским каноником Уильямом Кейвом (1637–1713) в 1688–1698 гг. двухтомника Scriptorum ecclesiasticorum historia litteraria, a Christo nato usque ad saeculum XIV facili methodo digesta (переизд.: Лондон, 1688; Женева, 1694–1699; Оксфорд, 1740–1743; Базель, 1741–1745; и др.), продолженное Т. Ваттоном до XVII в. Кроме того, Кейв, еще будучи капелланом Карла II, опубликовал в 1683 г. исследование о жизни и деятельности свв. отцов первых четырех веков (Ecclesiastici, or, The history of the lives, acts, death and writings of the most eminent Fathers of the Church. Oxf., 1840). Известно также З-томное сочинение Commentarius de scriptoribus ecclesice antiquis illorumque scriptis tam impressis quam manuscriptis adhuc extantibus in celebrioribus Europae bibliothecis a Bellarmino, Possevino, Philippo Labbeo, Guilielmo Caveo, Ludovico Elia Du Pin et aliis omissis, ad annum MCCCCLX... Cum multis dissertationibus, in quibus insigniorum ecclesiæ autorum opuscula atque alia argumenta... examinantur (Lipsiae, 1722; до IV в.) французского библиографа Казимира Удэна, бывшего премонстранта из верденского аббатства Сен-Поль, близкого – в свой католический период – к конгрегации мавристов и получившего скандальную известность своим переходомв протестантизм. § 2. Патрологическая систематизация и христианская археология в XIX – начале XX в. Из обобщающих исследований XIX в. следует выделить работы немецких католических авторов – «Патрологию» священника (1810), профессора церковной истории в Тюбингене (1826) и экзегетики Нового завета в Мюнхене (1835) Иоганна Адама Мёлера (1796–1838) 629 и незаконченную Bibliotheca patristica (Landshut, 1841–1844) Франца Михаэля Перманедера (1794–1862), священника в Регенсбурге (1818), профессора церковной истории во Фрайзинге (1834) и Мюнхене (1847). В середине XIX в. было опубликовано 2-томное обобщающее исследование Patrologiae епископа Санкт-Пёльтена (Австрия), участника и секретаря I Ватиканского собора Йозефа Фесслера (1813–1872) 630 , которое «Католическая энциклопедия» оценивает как великолепный труд, заменивший собой незаконченные исследования Мёлера и Перманедера 631 . Более того, издание Фесслера не смогли превзойти более поздние работы священника (1834), доктора богословия в Мюнхене (1835) и профессора в Позене (1836), профессора (1845) и ректора в Хильдесхайме, профессора церковной истории во Фрайбурге (1853) Иоганна Баптиста Альцога (1808–1878), «Патрология» которого выдержала 4 издания в 1866–1884 гг. 632 , и баварского священника (1851), доктора теологии в Мюнхенском университете (1854), профессора церковной истории и патрологии в Пассау и Вюрцбурге Йозефа Ниршля (1823–1904) 633 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мюнхенский профессор истории (с 1848 г.) Якоб Филипп Фалльмерайер (1790– 1861), в 1831–1834 гг. путешествовавший по Египту, Нубии, Палестине, Сирии, материковой и островной Греции, в 1836 г. по Италии и Франции, в 1840 г. по Афону, Македонии, Фессалии и Греции, выдвинул на основании свидетельств Евагрия и рукописных хроник теорию родства современных греков со славянами 43 . Эта теория вызвала бурю негодования в Европе. Греческие историки (Питтакис, Сурмелис, Папарригопулос) указали на несостоятельность источников, которыми пользовался Фалльмерайер (большинство фрагментов VI и X вв. в действительности оказались продуктами XIX в.). Главными противниками теории стали профессор во Фрейсвальде и позже в Кёнигсберге Карл Гопф (1832–1873) 44 , собравший массу архивных материалов во время своих путешествий в Северную Италию, Неаполь, Палермо, Грецию, на Мальту, Корфу, Занте, Феру и Наксос; венский академик Ф. фон Миклошич и профессор истории (последовательно) в Берлине, Цюрихе и Йене Вильгельм Адольф Шмидт (1812–1887) 45 . Фалльмерайер ни разу не возражал своим оппонентам. Хотя до конца XIX в. у тюбингенской школы оставались отдельные приверженцы (например, берлинский профессор Отто Пфлейдерер (1839–1908) 46 , она потеряла свое влияние вследствие развития библейско-исторической науки в рамках либерально-протестантской школы. Как пишет А.П. Лебедев , оценивая значение рационалистической школы для церковно-исторической науки, «рационалисты-историки заслуживают внимания потому, что своими крайностями вызвали к бытию и деятельности т.н. ортодоксально-протестантскую историческую школу Неандера. Господство историков-рационалистов составляет собой такой исторический момент, который обусловливал появление в последующее время новых задач в церковной истории, лучшей обработки ее и более глубокого понимания христианства и его значения во всемирной истории». § 4. Либеральная историография Основоположником либерально-протестантской школы принято считать пастора и профессора Галльского и Берлинского университетов Фридриха Даниэля Эрнста Шлейермахера (1768–1834), но корни ее восходят к деизму и к взглядам Леклерка 47 и Лессинга 48 . Знаменитая книга Шлейермахера «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим» (1799; рус. пер.: M., 1911) стала манифестом нового направления в протестантской мысли (адогматизм, «религия сердца»). Шлейермахер утверждал, что противники религии отрицают не подлинную веру, a ее несовершенные оболочки: «от грубых суеверий человеческих жертвоприношений до тех плохо сшитых обрывков метафизики и морали, которые теперь зовутся очищенным христианством». Внешний авторитет, даже авторитет Библии без религиозного опыта – ничто.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 февраля произведен во диакона, а 8 марта во священника к Пермскому кафедральному Спасопреображенскому собору; с июля 16 дня того же года по 1825 год нес должность экзаменатора ставленников, готовящихся в священноцерковнослужительские чины; 1826 года мая 14 дня определен законоучителем в уездное Пермское народное училище; 1828 г. марта 17-го правлением семинарии переведен учителем из низшего отделения уездного училища в высшее; апреля 1-го, того же года, определен членом и казначеем Пермского епархиального попечительства о бедных духовного звания, в каковой должности находился до 26 марта 1836 года. 20 марта 1830 года, по увольнении с аттестатом от должности учителя по высшему отделению Пермского уездного училища определен экономом при Пермской семинарии и членом строительного комитета, при семинарии учрежденного; того же года, декабря 22 дня, по одобрению преосвященного епископа Мелетия, советом Казанского университета из Пермского уездного народного училища переведен к преподаванию Закона Божия в Пермскую губернскую гимназию, каковую должность нес до 26 августа 1845 года и уволен по собственному прошению с производством пенсии двух третей годового оклада. 1832 года марта 10-го от должности эконома семинарии уволен по собственному прошению, с оставлением членом строительного комитета, каковую должность продолжал до окончания постройки семинарии. 24 мая 1832 года за благочестное житие и надежное служение пользам св. церкви награжден набедренником; того же года, октября 23 дня, определен присутствующим в Пермскую духовную консисторию; 1833 года декабря 4-го в поощрение к усердной службе по консистории переведен к Александровской больничной церкви; 26 апреля 1834 года высокопреосвященным Аркадием произведен в протоиерея. Сверх исполнения означенных должностей с марта 2-го 1834 года по 4-е октября 1835 года был благочинным уездных церквей по первому округу Пермского уезда; 1837 г., марта 1-го определен духовником Пермского градского духовенства. 1839 г. 22 апреля Всемилостивейше награжден бархатной фиолетовой скуфьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, в 11 день декабря последовал Высочайший указ о бытии викарными епископами Лужинскому, Жарскому и Зубке, первому – Белорусской, а двум последним – Литовской епархии. Посвящение их совершилось в январе месяце 1834 года, в имевшейся уже тогда Униатской домовой церкви. Посвящавшие были: митрополит Булгак, я, да Латинский епископ Павловский. Присутствием в Петербурге всех Униатских епископов с их митрополитом воспользовался я для весьма важной меры. В 7 день февраля коллегия, совместно со всеми епископами, положила: вместо печатания особого служебника для Униатских церквей принять для них служебник и книгу молебных пений, печатаемые в Московской синодальной типографии; заняться устройством иконостасов, утварей и священных облачений для правильного богослужения и отпустить на сей предмет по пяти тысяч рублей на каждую епархию для вспомоществования беднейшим церквам. Постановление сие приложено под Оно соответствовало совершенно потребности Униатов, где простой народ не понимал догматической и иерархической разности, а дорожил внешностью. Устройство церквей – для народа, а принятие служебников – для духовенства, долженствовало, как показали последствия, быть оселком сближения с Православною Церковью. А, между тем, постановление это не могло быть оспариваемо, так как основывалось на самых Униатских постановлениях и Высочайших указах. Нужно ещё знать, что я ничего не сказал предварительно Дмитрию Николаевичу о сем постановлении – из опасения, что он на него не согласится. И, действительно, он очень встревожился; мы были на совещании у митрополита Московского; он также вначале усомнился, но скоро понял мои доводы – и всё прошло. Даже так устроилось, что Святейший Синод пожертвовал для Униатских церквей по тысяче пятисот служебников и книги молебных пений. Кому придётся проследить ход Униатского дела, тот увидит, что мера была верна, и что если было какое сопротивление, то это наружным формам и обрядам, а не самому воссоединению к Православию. За сим последовали другие не менее важные меры. Под прилагается здесь весьма интересная, писанная мною, всеподданнейшая докладная записка от 25 апреля 1834 года – о настоящем положении Униатского дела и о дальнейших по оному предположениях. В числе этих предположений все-таки имелось в виду подчинение коллегии Святейшему Синоду; но прежде решено: учреждение Секретного Комитета по Униатским делам и подчинение Униатских духовных училищ комиссии духовных училищ. Таким образом, связаны, хотя отчасти, дела Униатские с делами Православной Церкви. Первая из сих мер состоялась в июне того же года; последняя же – только в декабре 1835 года. В обоих сих учреждениях был членом и я.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Успеху иностранной миссии в Греции способствовало то обстоятельство, что два из трех регентов несовершеннолетнего греческого короля были протестантами (один из них Маурер курировал проведение церковной и образовательной реформы). Он всячески покровительствовал своим соотечественникам, полагая, что они могут оказаться полезны в реализации планов по европеизации Греции. Регент короля Оттона Маурер С 1833 по 1837 годы был принят ряд законов о государственной системе образования, которая была полностью построена на слепом подражании германским образцам. Естественно, в такую систему протестантам оказалось встроиться легче чем православным традиционалистам, на головы которых к тому же новые власти обрушили беспрецедентные репрессии. Особо благоприятствовал миссионерам указ от 6 февраля 1834, разрешивший частным лицам основывать школы, приюты и любые другие учебно-педагогические заведения (при формальном контроле со стороны государства). Защищенные законом и чувствуя поддержку государства миссионеры без страха действовали даже тогда, когда против них поднялась волна народного негодования. «Мы продолжаем свою деятельность, не испытывая никаких опасений, что нам могут помешать власти», – писал в августе 1837 года миссионер Ливз. В период с 1830 по 1850 г. протестанты практически безраздельно контролировали греческую образовательную систему . 112 протестантских издания были официально включены в государственную образовательную программу греческих школ в качестве учебных пособий. На острове Сирос и в городе Смирна были открыты типографии, печатающие литературу для детей, их родителей и учителей. За один только 1836 г. в Греции было напечатано 45.000 протестантских брошюр. Монета «London Missionary Society» В 1834 году английский миссионер Корк был назначен директором крупнейшего учебного заведения Греции «Эллинико Дидаскалио». Эту должность он сочетал со статусом главного курратора всех учебных заведений Греции. Аналогичную должность на семи Ионических островах, (населенных греками, но контролируемых англичанами), также исполнял протестантский проповедник, член «London Missionary Society» Isaac Lowudes. Еще один английский миссионер совместно с греческими Просветителями участвовал в разработке нового церковного права. Ряд протестантов в сотрудничестве с новогреческими Просветителями участвовали в подготовке переводе Священного Писания на новогреческий язык и введения его в богослужение.

http://pravoslavie.ru/55457.html

От размножившихся клубов. В. Отчего главное старание большей части дворян состоит не в том, чтобы поскорее сделать детей своих людьми, а в том, чтобы поскорее сделать их гвардии унтер-офицерами? О. Оттого, что одно легче другого. В. Отчего в век законодательный никто в сей части не помышляет отличиться? О. Оттого, что сие не есть дело всякого. В. Отчего у нас не стыдно не делать ничего? О. Сие не ясно: стыдно делать дурное, а в обществе жить не есть не делать ничего. В. Отчего у нас начинаются дела с великим жаром и пылкостию, потом оставляются, а нередко и совсем забываются? О. По той же причине, по которой человек стареется. В. В чем состоит наш национальный характер? О. В остром и скором понятии всего, в образцовом послушании и в корне всех добродетелей, от творца человеку данных. В. Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют, и весьма большие? О. Предки наши не все грамоте умели. NB. Сей вопрос родился от свободоязычия, которого предки наши не имели. Сии ответы писаны самой императрицей. Под председательством А. А. Нартова (1802–1813) Академия издала: 1) Грамматику Российскую. 2) Сочинения и переводы Академии. 3) Словарь, расположенный по азбучному порядку. 4) Перевод Летописи Тацитовой. 5) Перевод Путешествия Младшего Анахарсиса. В 1813 году, по смерти Нартова, А. С. Шишков, бывший в то время за границей с государем императором, назначен председателем Российской Академии. Под его руководством Академия издала следующие книги: 1) Известия Академии, 11 книжек (1815–1823). 2) Повременное издание, 4 части (1829–1832). 3) Краткие записки, 3 книжки (1834–1836). 4) Квинтилиановы Критические Наставления (1834). 5) Собрание сочинений и переводов А. С. Шишкова, 16 частей. Ныне Академия приготовляет третье издание своего Словаря, коего распространение час от часу становится необходимее. Прекрасный наш язык, под пером писателей неученых и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.

http://predanie.ru/book/221015-kritika-i...

По сим уважениям я осмеливаюсь всеподданнейше представить, не благоугодно-ли будет Вашему Императорскому Величеству повелеть консисторского секретаря Соколовского отрешить от должности без суда, яко ненадежного к отправлению оной, наводящего на себя довольно сильное подозрение в лихоимстве и вообще имеющего в сем отношении худую репутацию» (Си. доклад обер-прокурора св. синода 17-го февраля 1829 года). 45 См. в деле об истязании диакона Терентьева помещиком Давыдовым предложение обер-прокурора Нечаева св. синоду, от 23-го февраля 1834 года. 46 См. в деле об истязании диакона Терентьева помещиком Давыдовым рапорт Войцеховича Нечаеву, от 16-го апреля 1834 года, за 37. 48 См. в деле об истязании, учиненном помещиком Давыдовым диакону Антонию Терентьеву и о сдаче в архив тульской консистории нерешенного дела, касавшегося до означенного диакона, указы св. синода 1835 г. от 16-го января и 26-го февраля. 51 См. в св. синоде дело 1836 года, под 1.291, об удалении секретаря оренбургской духовной консистории Василия Мамина от занимаемой им должности, и в нем приложение под буквою С. 53 См. дело св. синода под 1291, об удалении секретаря оренбургской консистории Василия Манила от занимаемой им должности, и тут же указ св. синода под 313, на стр. 126, а также приложение к этому делу под лит. С, стр. 130. 54 См. приложение к упомянутому уже делу под лит. С, озаглавленное так: «Записки и заключение из следствия по доносу трех членов на секретаря Мамина», стр. 130. 57 При Протасове возникло множество ссор архиереев с консисторскими секретарями, вследствие той системы, которой он держался по отношению к архиереям, всячески ограничивая и обуздывая их власть и силу. Для достижения этой цели, между прочим, употребляемы были и секретари, которым словесно и письменно приказывалось наблюдать за всеми действиями архиереев и членов консисторий, следить за всеми событиями епархиальными и прямо обо всем доносить обер-прокурору, так что секретарь, в некотором роде, был прокурором, ревизором и шпионом всего, что совершалось в епархиальном управлении. Отсюда начало той частой и смелой оппозиции со стороны секретарей архиереям, обнаружившейся во времена Протасовские. В этой-же системе нужно искать причины и того явления, что секретари, по большей части, были назначаемы против воли архиереев из чиновников синодальной или обер-прокурорской канцелярий, и притом из чиновников, пользовавшихся особенною доверенностью директоров Сербиновича, Войцеховича и Карасевского, или даже состоявших с ними в законном или незаконном родстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010