Именно он крестил Михаила Врубеля. Протоиерей Стефан Васильевич Баженов (1833 - после 1913 г.), окончил Тобольскую духовную семинарию, был награжден орденом св. Владимира 3 ст. С 3 июля 1907 г. назначен настоятелем протоиерей Василий Николаевич Грифцов, 1868 года рождения, окончивший Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и званием магистранта, во время русско-японской войны он был священником 17-го Восточно-Сибирского полка, в звании благочинного над духовенством 5-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии. За отличия в боях против японцев он был награжден орденами Св. Анны 2-й и 3-й степени с мечами, Владимира 4-й степени с мечами, золотым наперсным крестом из кабинета его Величества на Георгиевской ленте. С 1908 по 1913 г. - Сергей Васильевич Феноменов (1869-?), в 1910 г. награжден орденом Св. Анны 3-й степени, в 1911 - камилавкой, в 1911 г. переведен в церковь Усть-Каменогорской дисциплинарной роты. В 1911 г. настоятелем собора стал протоиерей Иоанн Капитонович Тутарский (1877-?), награжден орденом Св. Анны 3-й степени. С 1913 г. - Христофор Иоаннович Спасский (1868-?). Дьякон с 1902 г. - Гавриил Стефанович Мефодьев (1855-?). При храме была самая большая церковная библиотека в городе, в 1913 году она насчитывала 1875 томов. В школе, открытой в 1897 году, обучалось 28 мальчиков и 7 девочек. А с 1906 года при соборе существовал приют-школа для сирот нижних воинских чинов Омского военного округа, убитых в войну с Японией. В 1914 году церковным Братством попечительства о детях-сиротах воинских чинов Омского военного округа содержалось в приюте 15 сирот. Национализация имущества: По Декрету об отделении Церкви от государства собор стал приходским и вскоре, как и другие соборы города, был передан обновленцам. В связи с непризнанием верующими обновленческого течения, община распалась, поэтому в 1926 году сведений о приходе не имелось, с 1927 года собор пустовал. Решением Президиума Омского губернского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 21 от 17 августа 1927 года договор с общиной Воскресенского Собора был расторгнут, как с фактически распавшейся.

http://sobory.ru/article/?object=51589

Так, язык новой службы отличается правильностью, выразительностью, песнопения не растянуты без нужды, составлены в церковном духе и совершенно приспособлены к церковному уставу». Поэтому преосвященный не встречает препятствий к разрешению напечатания этой службы в типографии Почаевской лавры и к преподанию преосвященному Антонию просимого им благословения на церковное ее употребление, о чем и доносит. Святейший Синод слушал это донесение от 17 декабря и за 6154 приказал разрешить. Пропущено 23 декабря, а указ послан преосвященному Антонию от 31 декабря за 12552. Но не прошло и трех лет, как преосвященный Волынский Антоний снова хлопотал перед Святейшим Синодом о службе и писал: «Во вверенной моему управлению Почаевской лавре давно ощущалась нужда в составлении новой службы с акафистом преподобному Иову Почаевскому и Пресвятой Богородице ради милости бывшей от иконы Ее Почаевской, по той причине, что обе сии службы, составленные лет двадцать тому назад протоиереем Хойнацким, отличаются такими грубыми ошибками против славянского языка, до того растянуты и написаны таким тяжелым канцелярским слогом, что и священнослужители, и богомольцы весьма тяготились ими и убедительно просили меня вскоре же по приезде моем на Волынь составить новые службы преподобному Иову и Матери Божией. Первая составлена была мною в 1904 году и одобрена Святейшим Синодом, а проект последней имею честь при сем почтительнейше представить вместе с экземпляром прежней службы, из коей я сохранил две-три более удачные стихиры ради сохранения памяти о покойном авторе». Святейший Синод препроводил эту службу преосвященному Флавиану, который дал о ней отзыв подобно первому, и служба была разрешена к печатанию и употреблению церковному 21 марта 1906 года. Таким образом, оказывается, что в течение небольшого периода появилось две совсем противоположных по характеру службы преподобному Иову. До 1883 года сему святому не было службы, а лишь молитва да акафист. Об этой молитве и акафисте, а также о первой службе пишет в Волынском Патерике Хойнацкий следующее 15 : «Наконец, за Божией помощью пишущему эти строки суждено было послужить честной памяти угодника Божия составлением особой ему “службы и акафиста”, изданных Почаевской обителью с разрешения и благословения Святейшего Синода, вместе с составленною нашим же недостоинством “Службою и акафистом в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевской” в 1884 году, “в память исполнившегося пятидесятилетия со дня включения Почаевской обители в число православных русских Лавр 13 октября 1833–1883 года”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Два списка з жаловалных грамот о милостиных денгах, по чему походило государева жалованья в Печенской монастырь по пятидесят рублев на Да выписка ис писцовых книг, за приписью дьяка Василья писца Алая Да память о[т]водная по лопскому челобитью, дана в остроге из с[ъ]езжей избы, Туломскому згодью, за печатью воеводы Ивана Да роспись на Степана как он был в Колском остроге и из монастыря имал и брал Божие милосердие две иконы окладные, и лошади, и красную рыбу семгу, и иное что из монастыря имал, и то все писано было в той же росписи, а та роспись за брацкими руками. На него же, Непецына, челобитная за братцкими руками, и иные челобитные Да с монастырем с мировой записи Да тетрать меня, старца Сергея, и росходу монастыръской казны и издерша московскому Да список был на старцов, как дано нам Паянское Да тут же было житие чюдотворца Трифона Печенсково, монастырю началника, в тетратех. Да челобитные черные и белые. Да иных всяких списков, и писем, и памятей, и отписей, имян им не упомню. Да [пи]сцовой книге писца Алая Михалкова да дьяка Василья Мартемьянова две отписи платежных на лопарей на Сенку Федорова с товарыщи в десети рублях с полтиною, за рукою отписи Игнатья денги взяты во рьвяное дело в Колском остроге. Роспись рухледи моей, Сергея старца, что покрадено. Книга Ермолой, новая печать, Святцы с т[р]опари и с кондаки, книга Канонник печатная новая, вси в переплете. Две азбуки печатные. Вечерня печатная. Лист печатной прощеной. Цена книгам два рубли осмь алтын 4 денги. Денег пять рублев. полполтины. Холсту полотна дватцеть пять аршин, цена дватцеть пять алтын. Да иной всякой келейной рухляди на три рубли бес четверти приложил.   РГАДА, ф. 141, оп. 5, д. 172. Мясная неделя – предпоследняя неделя перед Великим постом. Свято-Троицкий Клименецкий мужской монастырь, основан в 1520 г. прп. Ионой Климецким (конец XV в. – 1534 г.) на острове Большой Климецкий (современная Республика Карелия). Во второй половине XVI в. Сложилось хозяйство монастыря, включавшее пахотные земли, сенокосы и рыбные угодья. В 1613–1614 гг. обитель была разорена шведскими отрядами, в 1769 г. упразднена. С 1833 г. возрожден как приписанный к Олонецкому архиерейскому дому; в 1860 г. получил самостоятельный статус. В результате пожара в 1902 г. пришел в упадок и в 1906 г. преобразован в женский. В 1920-х гг. упразднен. Возрожден в 2015 г., настоятелем является игумен Александр (Марченко). См.: Кожевникова Ю. Н. Иона Клименецкий//Карелия: энциклопедия. Т. 1: А – Й. Петрозаводск, 2007. С. 380; Кожевникова Ю. Н. Монастырь Свято-Троицкий Клименецкий//Карелия: энциклопедия. Т. 2: К – П. Петрозаводск, 2009. С. 234; Электронный ресурс: klimenets.ru/nastoyatel/; дата обращения: 5 февраля 2020 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/9941231/

Онуфрий (Гагалюк) , иеромонах. Вопрос о спасении в сочинениях Филарета (Дроздова) , митрополита Московского//Миссионерское обозрение. 1915, 10, стр. 177–200. Орлов И., священник. Благоговейное воспоминание о Филарете, митрополите Московском//Душеполезное чтение. М. 1858, ч. 3. Покровский А. Митрополит Московский Филарет и духовные школы: К вопросу о реформе духовно-учебных заведений//Душеполезное чтение. М. 1906, ч. 1, март, стр. 465–469; ч. 3. – С, 110–129. Покровский А. Митрополит Московский Филарет, как педагог//Вера и Разум. Харьков. 1908, апрель, кн. 2, стр. 143–168; май, кн.1, стр. 293–315; май, кн.2, стр. 463–487; июнь, кн. 2, стр. 731–746; июль, кн. 1, стр. 23–36; июль, кн. 2, стр. 172–183. Покровский Д.А. Очерки Москвы//Исторический вестник. СПб., 1893, февраль, май, август. Осипов С. Проповеди митрополита Филарета (стихотворение)//Душеполезное чтение. М. 1895, ч. 3, стр. 515. Погожев В.Н. Воспоминания//Исторический вестник. СПб., 1893, июнь, стр. 708–709. Полетаев А. Церковно-приходские попечительства по учению Филарета, митрополита Московского//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1894, 56, стр. 293–339. Рамушевский. Одно из самых ранних произведений митрополита Филарета Московского , доселе неизвестное//Христианское чтение. СПб., 1877, сентябрь-октябрь. Ридигер А., священник. Митрополит Филарет (Дроздов) как догматист. Ленинград, 1953 (курсовое сочинение). Ромашков Д. , священник. Пастырская деятельность митрополита Филарета во время неурожая, постигшего Россию в 1833–1834 гг. и 1839–1840 гг. прошлого столетия//Московские церковные ведомости. М. 1892, 14. С-ва. Мысли и впечатления по поводу заседания, посвящённого памяти великого Московского святителя митрополита Филарета//Московские церковные ведомости, 1907, 50. Св. А., протоиерей. Мнение митрополита Филарета об устроении плащаницы//Прибавления к «Церковным ведомостям». СПб., 1892, 13. Сергиевский Ф.А. Слово в сороковой день памяти в Бозе почившего Московского митрополита Филарета, 28 декабря 1867 года, произнесённое при архиерейском служении в Свято-Троице-Сергиевой лавре, профессором Ф.А. Сергиевским//Православное обозрение. М. 1868, январь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сост.: Историческое описание храма во имя св. апостола Петра, при Олонецких Марциальных водах. 1872 (НА РК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 52/2. Л. 41–46 об.). См.: Возложение наперсного, с драгоценными украшениями, креста.//ОГВ. 1887. 13. С. 101–102; РГИА. Ф. 796. Оп. 437. Д. 2129. 26, 28, 30, 31, 162 Лавров Николай Васильевич; (ок. 1907 – ?) – слушатель Высших Богословских курсов. 358, 364, 367 Ладская Анна Николаевна; (ок. 1895 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 358 Лазарев Михаил Петрович; (3 ноября 1788 – 11 апреля 1851) – русский флотоводец, адмирал. 24 Лазаревич-Шепелевич Анна Алексеевна; (1874 – ?). Окончила 7 классов училища св. Анны, 4-годичные фельдшерские курсы в Петрограде. Лекарская помощница. Окончила Петроградский Богословский институт (1923). 284 Лазаревский Николай Иванович ; (1868 – 24 августа 1921). Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета (1891, выпускное свидетельство на основании устава 1884) и оставлен для подготовления к профессуре по кафедре государственного права. Магистр государственного права, профессор, с октября 1919 – помощник ректора Петроградского университета, профессор Института Народного хозяйства, Института экономических исследований по общему учению о местном управлении, методологии общественных наук. С 30 сентября 1906 – профессор кафедры государственного права Высших Женских (Бестужевских) курсов. Директор Дома ученых. В 1921 – член Петроградского Философского общества. Расстрелян по «Таганцевскому делу». См.: Лазаревский Николай Иванович .//Наука и ее работники. 1922. 2. 241, 247 Лазарь. 242, 397 Лазарь Муромский, прп. (? – 1391). 8 Лайзан Леонтий Романович; (8 августа 1899 – ?). В 1921–1922 прослушал «курс богословских курсов для мирян» при храме Андрея Критского (при фабрике Заготовления Государственных бумаг). Служил в 65-й почтовой конторе, студент Технологического института. В 1923 поступил в Пастырско-Богословское училище. 245 Лактанций; (ок. 250 – ок. 330) – христианский писатель. 240, 260 Ламанский Владимир Иванович; (26 июня 1833 – 19 ноября 1914). С 1865 – доцент С.-Петербургского университета по кафедре славянской филологии, с 1871 – экстраординарный, в 1873–1899 – ординарный профессор; с 10 ноября 1872 читал также лекции в С.-Петербургской ДА; с 1898 – почетный член С.-Петербургской ДА. С 15 января 1900 – ординарный академик.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кин Эдмунд (1787—1833) – английский актер, прославившийся игрой в драмах У. Шекспира. Патон Евгений Оскарович (1870—1953) – советский ученый в области мостостроения и сварки. Булгаков Михаил Афанасьевич (1894—1940) – русский советский писатель. …поглотит медленная Лета. — Слова из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина. Лета — в древнегреческой мифологии река забвения в подземном царстве. Ибсен Генрик (1828—1906) – норвежский драматург. Андреев Леонид Николаевич (1871—1919) – русский писатель. Флобер Гюстав (1821—1880) – французский писатель. Бальзак Оноре де (1799—1850) – французский писатель, автор эпопеи «Человеческая комедия», состоящей из 90 романов. Дюма Александр (1802—1870) – французский писатель (Дюма-отец), автор остросюжетных исторических романов. Альтенберг Петер (псевд. Рихарда Энглендера; 1859—1919) – австрийский писатель. Толстой Алексей Николаевич (1882 или 1883—1945) – русский советский писатель, общественный деятель. Серов Валентин Александрович (1865—1911) – русский живописец и график. Левитан Исаак Ильич (1860—1900) – русский живописец. Скрябин Александр Николаевич (1871 или 1872—1915) – русский композитор и пианист. Комиссаржевская Вера Федоровна (1864—1910) – русская актриса, игравшая в провинции и в Александрийском театре. Создала свой театр, боролась за современный прогрессивный репертуар. Плеханов Георгий Валентинович (1856—1918) – русский теоретик и пропагандист марксизма, деятель российского и международного рабочего движения. Чернышевский Николай Гаврилович (1828—1889) – русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Кропоткин Петр Алексеевич (1842—1921) – русский революционер, теоретик анархизма, социолог, географ и геолог. «Коммунистический манифест» — «Манифест Коммунистической партии», первый программный документ научного коммунизма, в котором изложены основные идеи марксизма, написан К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1847 г. Кравчинский — Степняк-Кравчинский Сергей Михайлович (1851—1895) – революционный народник, писатель. Мериме Проспер (1803—1870) – французский писатель.

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

Другой скитянин, монах Нил, поступил в монастырь двадцати лет в июне 1853 года. Он был небольшого роста и горбат. Архимандрит Моисей взял его к себе младшим келейником. 5 августа 1856 года отец Нил был переведен в скит. Здесь он стал келейником у старца Макария. 19 февраля 1858 года пострижен был в рясофор. Зимой 1862 года отнялись у него ноги. Его свозили к новооткрытым тогда святым мощам угодника Божия Тихона Задонского , и он получил исцеление – стал ходить совсем крепко, даже без палки. Возвратившись, он стал келейником старца Илариона. Когда он приехал из Задонска, игумен Антоний сказал ему: «Ну, се здрав еси, к тому не согрешай, да не горше ти что будет!». Вероятно, чем-то согрешил тот, но чем – осталось неизвестным. 28 августа 1866 года он пострижен был игуменом Исаакием в мантию. В октябре 1868 года он заболел и опять отнялись у него ноги. Так и умер он 15 января 1869 года. Всего жития его было тридцать пять лет. 228 Цит. по: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание... иеросхимонаха Макария. С. 259–260. 229 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Письма к монахам. СПб., 1994. (Репр. с изд.: М., 1862). С. 3–4. Письмо 2. 230 Скончалась 18 мая 1833 г. Усердием ее в Оптиной пустыни построена одна из гостиниц; сделаны постройки на скотном дворе обители. Похоронена в Оптиной пустыни. 232 О. Пафнутий (в миру Пётр Осмоловский), из дворян Черниговской губернии. Зачислен в братство Оптиной пустыни 20 января 1836 г. Пострижен в мантию 27 мая 1839 г. 30 января 1843 г. рукоположен в иеромонаха. 234 Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова)/Сост. архим. Агапит (Беловидов). Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). С. 100. 243 Архимандрит Никодим, настоятель Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Февраль. Оптина пустынь, 1996. (Репр. с изд.: М., 1906). С. 112. Читать далее Источник: Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители/Сост. монах Лазарь (Афанасьев).– М.: Изд-во Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2016.– 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РУНОВСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Храм в честь Вознесения Господня в Большом Рунове, 2016 год. Фото А. А. Качалина с сайта sobory.ru В 1710 году в селе была выстроена первая деревянная церковь в честь Вознесения Господня. В 1744 году был построен новый двухпрестольный деревянный храм: холодный храм в честь Вознесения Господня , теплый - во имя святителя Николая , При храме была колокольня и вокруг него ограда на кирпичном фундаменте. Известно, что село Руново в 1833 году находилось в совместном владении дворян Протасовых и Новиковых. На их средства в 1846 году на том же самом месте строится новая деревянная церковь с теми же приделами, взамен обветшавшей старой. При храме была выстроена колокольня и вокруг - ограда на кирпичном фундаменте. В 1891 году при храме прихожане устроили библиотеку, а 2 ноября 1897 года было открыто церковноприходское попечительство. Утром 26 апреля 1902 года в храме случился пожар, уничтоживший церковь до основания за 2 часа. Спасти что-либо из церковной утвари и богослужебных книг не удалось. Расплавились даже колокола. 1 мая 1902 года за многочисленными подписями составлено прошение епископу Тульскому и Белевскому Питириму (Окнову) о благословении на постройку нового каменного храма. 5 ноября 1902 года по указу Тульской духовной консистории было разрешено строительство новой церкви и была выдана храмозданная грамота. Начался сбор средств на ее постройку. На пожертвования откликнулись и фабриканты, и дворяне, и крестьяне, и священнослужители. 30 мая 1903 года состоялась закладка храма. Все работы по строительству возглавил автор проекта Тульский губернский инженер - Эварист Сковронский. По его инициативе даже был построен рядом со стройкой кирпичный заводик. Около 700 тыс. штук кирпичей было произведено на этом заводе для постройки церкви. И к августу 1906 года новый храм был выстроен.

http://drevo-info.ru/articles/13677591.h...

К 1820 г. Новосильцев разработал проект «Уставной грамоты Российской империи» – первой конституции за всю историю России. В 1821 г. вместе с М.С.Воронцовым и А.С.Меншиковым разработал и представил Александру I проект отмены крепостного права. В 1831 г. был назначен членом Государственного совета, в следующем году Председателем Государственного совета, в 1834 г. кабинета министров. В 1833 г. Новосильцеву пожалован титул графа. Н.Н.Новосильцев умер в 1838 г. Похоронен в Духовской церкви Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Также сегодня мы вспоминаем государственного деятеля, крупного чиновника П.А.Харитонова (1852-1916). Петр Алексеевич Харитонов родился 18 ноября 1852 г. в Санкт-Петербурге в дворянской семье. В 1873 г. окончил Императорское училище правоведения в Петербурге по 1-му разряду (1873). Служил в департаменте Министерства юстиции. В 1883 г. Харитонов назначен юрисконсультом Министерства юстиции. В 1889 г. принимал участие в работе комиссии по пересмотру положения о земских учреждениях. С 1898 г. статс-секретарь департамента гражданских и духовных дел, с 1904 г. товарищ государственного секретаря. В 1906 г. Петр Алексеевич получил звание сенатора, назначен присутствующим членом Государственного совета. В 1907-1916 гг. он занимал должность Государственного контролера. В 1915 г. временно руководил Министерством финансов. Во время первой мировой войны отстаивал необходимость совместной работы правительства с Государственной думой и общественными организациями. Выступал против смещения великого князя Николая Николаевича с поста верховного главнокомандующего. За службу Харитонов награжден высшими российскими орденами до ордена Св. Александра Невского включительно. П.А.Харитонов умер в 1916 г. Также сегодня мы вспоминаем ученого-геолога, основателя советской нефтяной геологии И.М.Губкина (1871-1939). Иван Михайлович Губкин родился 9 сентября 1871 г. в с. Поздняково Муромского уезда в семье крестьянина, занимавшегося рыбным промыслом на Волге. По настоянию бабушки родители отдали мальчика в сельскую приходскую школу. Учитель школы и инспектор народных училищ обратили внимание на блестящие способности Ивана и помогли ему поступить в Муромское уездное училище. В 1890 г. Губкин окончил Киржачскую учительскую семинарию и работал сельским учителем в Муромском уезде. В 1898 г. Иван Губкин окончил Петербургский учительский институт и начал преподавать в городском училище в Петербурге. Затем была учеба в Петербургском горном институте (1903-1910). В 1917-1918 гг. Губкин был в научной командировке в США.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/21/de...

Постоянная арм. диаспора региона сформировалась в 30-х гг. XX в. за счет внутренних миграций. Рост численности армян в О. о. произошел в 80-90-х гг. XX в. 29 дек. 1997 г. в Оренбурге был зарегистрирован приход ААЦ Сурб-Рипсимэ (снят с регистрации 4 авг. 2008), а 13 окт. 2005 г.- приход ц. Сурб-Арутюн. В 2014 г. началось строительство храма, на территории к-рого 24 апр. 2015 г., в День памяти жертв геноцида армян в Османской империи, к 100-летию трагедии открыт мемориал погибшим. Приход в Оренбурге подчиняется Российской и Новонахичеванской епархии ААЦ. Протестантские церкви, деноминации и секты Первые лютеране (см. ст. Лютеранство ) появились на Юж. Урале с началом широкомасштабного освоения региона в составе Оренбургской комиссии (экспедиции). Это были как офицеры и гражданские чиновники из прибалт. губерний, так и перешедшие на русскую службу выходцы из германских гос-в, Швеции, Дании, Нидерландов. Среди лютеран были и руководители региона, в т. ч. ген.-губернаторы барон и граф (с 1792) О. А. Игельстром (1784-1792, 1796-1798), А. А. фон Пеутлинг (1792-1794), военный губернатор гр. П. П. Сухтелен (1830-1833), губернаторы И. А. Рейнсдорп (1768-1781), К. И. Глазенап (1799-1802), И. Г. Фризель (1806-1809), Е. И. фон Зенгбуш (1875-1878), барон Ф. Ф. фон Таубе (апр.-нояб. 1906), начальник Оренбургской пограничной комиссии (1825-1844) Г. Ф. Генс, зам. начальника Оренбургской пограничной комиссии барон М. М. Врангель, управляющий Областью оренбургских киргизов (1865-1868) и 1-й военный губернатор (1869-1877) Тургайской обл. Л. Ф. Баллюзек. Кирха св. Екатерины в Оренбурге. 1772–1776 гг., перестройка 1811–1813 и 1908 гг. Фотография. Нач. XX в. Кирха св. Екатерины в Оренбурге. 1772–1776 гг., перестройка 1811–1813 и 1908 гг. Фотография. Нач. XX в. По предложению Военной коллегии указом имп. Екатерины II от 6 нояб. 1767 г. были введены штатные должности полевых пасторов, в т. ч. в Оренбурге. Для обустройства временной кирхи прихожане купили дворовое место с деревянным домом, а необходимую для богослужения серебряную алтарную утварь подарил им командующий Оренбургским корпусом ген.-майор И. Ф. фон Медем. Реальным устроителем оренбургского прихода стал его 3-й пастор И. Г. Гюбнер (1770-1787), при к-ром в 1772-1776 гг. построена кирха, освященная во имя св. Екатерины. На протяжении 2-й пол. XVIII в. лютеран. община была невелика (в 1770-1790 всего к причастию был допущен 471 чел.). Важную роль в развитии прихода сыграл пастор И. Ф. Х. Виерек (1806-1816). В 1808 г. он добился разрешения на сбор добровольных пожертвований для ремонта оренбургской кирхи по всей территории Российской империи (значительную помощь оказали лютеран. общины Прибалтики), в 1811-1813 гг. был основательно перестроен весь комплекс приходских зданий: кирха, дом священника и флигель. В 1810 г. на территории Оренбургской губ. появился 2-й лютеран. приход - в поселке Златоустовского завода.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010