«Дело Кронеберга не могло не возбудить общественного внимания, — писал, например, Г. К. Градовский. — Одни, без сомнения, встревожились этим процессом, опасаясь иметь в нем опасный прецедент для вторжения государственной власти в область семейных отношений; другие, наоборот, желали видеть в этом случае первый пример обуздания тех возмутительных злоупотреблений родительской властью, которые еще не редкость встретить в наше время» (Голос. 1876. 31 янв.). Процесс широко освещался в прессе. Достоевский читал подробные отчеты в газете «Голос», а также фельетон А. С. Суворина «Недельные очерки и картинки» (Биржевые ведомости. 1876. 1 февр.). Фамилия подсудимого в подлинном судебном деле пишется «Кроненберг»; так она печаталась и в первом отчете в газете «Голос» (1876. 24 янв.), и в других газетах. Но в следующих номерах «Голоса» употребляется форма «Кронеберг». 114 …по свидетельству одного эксперта…— Экспертом, назвавшим их «шпицрутенами», был врач В. М. Флоринский (1833–1899), акушер и гинеколог, адъюнкт-профессор Петербургской медико-хирургической академии, позднее профессор Казанского университета (1877–1885). 115 Спасович Владимир Данилович (1829–1906) — юрист, профессор Петербургского университета (1857–1861), литературовед и публицист, постоянный сотрудник журнала «Вестник Европы». На процессе Кроненберга он выступал защитником, назначенным судом. Спасович пользовался репутацией человека передовых убеждений, особенно после того как в 1861 г. он в числе других профессоров Петербургского университета подал в отставку в знак протеста против репрессий в отношении студентов. Посвящая данную главу «Дневника писателя» разбору его речи в защиту отца-истязателя, Достоевский ставил себе целью не только критику адвокатской казуистики, но и дискредитацию в его лице типа либерального деятеля и тем самым либерализма в целом. Спасович стал одним из прототипов адвоката Фетюковича в «Братьях Карамазовых». Речь Спасовича в защиту С. Кроненберга вызвала оживленную дискуссию. В демократических кругах она была принята отрицательно, М.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

24 Союз Винценца основан студентами в Париже в 1833 году с целью посещения квартир бедняков и помощи им. В настоящее время он распространен во многих католических странах. Ежегодно он собирает до 16 миллионов франков, в том числе 2 миллиона в Германии. 25 Напрашивается сравнение с деятельностью студентов духовных академий в Обществе распространения духовного просвещения. Наше общество опередило Народный союз в этом отношении на несколько десятилетий, но зато союз ставит студенческую работу гораздо шире. 26 В 1910 г. католических рабочих союзов было 3 807 с 493 500 членами. Кроме того, существовало 1 229 католических рабочих союзов по специальностям (mit Fachabteilungen) с 129 000 членов. 27 По числу голосов и по числу депутатов в рейхстаге, партия центра занимает второе место. На последних выборах в январе сего года из 14 442 000 поданных голосов социал-демократами получено 4 250 000, центром – 2 035 000, национал-либералами – 1 075 000 и т. д. Социал-демократы получили в рейхстаге 110 мест, центр – 93, национал-либералы – 45, консерваторы – 43, либералы – 41 и т. д. 28 Об участии духовенства в политических выборах на западе существует значительная литература. См. напр. G. Meyer, Das parlamentarische Wahlrecht, Berlin, 1901; Graf Moy, Wahlrecht der Geistlichen, Munchen, 1905. Dr. Peicher, Des Oestereichlische Clerustag. Anton Vogrinec, Nostra maxima culpa! 2 Aufl. Wien und Leipzig, 1904, S. 299–308, Dr. Culius Friedrich, Das politische Wahlrecht der Geistlichen, Giessen, 1906. Heiner, Der Ausschluss der Geistlichen von den politischen Wahlen, в «Archiv für kath. Kirchenrecht», Bd. 84, S. 110 сл.; Dr. Georg Clericus, Die Teilnahme d. Clerus an d. Gemeinde und Volksvertretung, Archiv. X, S. 75 сл.; Hergenröther, Ueber d. Beteiligung d. Clerus an politischen Fragen, Archiv, IX, 72 сл. 29 См. Kürschners, Deutscher Reichstag. Biographisches-Statistisches Handouch, 1912–1917, v. Hermann Hillger, Berlin und Leipzig, 1912, S. 30, 34. 30 Законы об участии духовенства в политических выборах отдельных стран можно найти в издании Marquardsen’a: Handbuch des öffentliches Rechts, где государственному устройству каждой страны посвящены исследования особых авторов. В частности об Австри см. у Маркардсена IV, I, 84 «Ulbrich», Der Staatsrecht d. Österreich.-ungar. Monarchie, S. 79.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Окончил Институт инженеров путей сообщения. С 1818 г. на службе при военных поселениях А.А. Аракчеева. С 1825 г. адъютант А.Х. Бенкендорфа. В 1828–1829 гг. участник русско-турецкой войны. С 1834 г. – флигель-адъютант. В 1840 г. основал симфонический оркестр в С.-Петербурге. С 02.01.1837 г. по 22.06.1861 г. директор Придворной певческой капеллы. Сделал попытку унификации обиходных мелодий всего круга церковных песнопений. С 1843 г. генерал-майор. С 1855 г. сенатор. С 1861 г. обер-гофмейстер. «Обиход» А.Ф. Львова широко использовался до начала XX в. Автор гимна «Боже царя храни» (1833).) («К Богородице прилежно» Архангельского. – Тропарь 4-го гласа из службы Смоленской иконе Божией Матери (28 июля ст. ст.) входит в чинопоследование общего молебна Божией Матери. Архангельский Александр Андреевич (11.10.1846–16.11.1924) – духовный композитор, хоровой дирижер, педагог. Родился в семье священника с. Старое Тезиново Пензенской губернии. Окончил Пензенскую ДС. С 1862 г. регент архиерейского хора в Пензе. С 1870 г. проживал в С.-Петербурге. В 1870–1871 гг. вольнослушатель хирургического отделения Военно-медицинской академии, в 1871–1873 гг. студент химического факультета Технологического института. В 1872 г. сдал экзамен в Придворной певческой капелле на звание регента. С 1873 г. служил регентом различных хоров в С.-Петербурге и преподавал пение в различных учебных заведениях. С 1880 г. по согласию с церковными властями начал заменять в церковных хорах детские голоса женскими. В этом же году создал смешанный хор (вначале из 20, в последствии до 90 чел.), который возглавлял до 1923 г. В 1887 г. реформировал состав хора, полностью заменив голоса мальчиков женскими. В 1901 г. создал С.-Петербургское певческое благотворительное общество, объединившее все хоры С.-Петербурга. В 1902–1908 гг. организовал бесплатные курсы хорового пения, их руководитель и педагог. С 1906 г. главный инспектор Св. Синода по устройству и инспектированию церковных хоров. В 1923 г. возглавил Общестуденческий русский хор в Праге, который впоследствии носил его имя. Архангельский один из первых трактовал песнопения литургии и всенощного бдения как единый цикл, имеющий гармоническиеи интонационные связи. Мелодика его сочинений близка обиходны мраспевам и народной песне. Большинство его произведений с преобладанием тихой грусти и скорбного настроения доступны для небольших хоров. Подробнеео нем см.: Ткачев Д. В. Александр Андреевич Архангельский, 1846–1924: Очерк жизни и деятельности. Л., 1974; Александр Андреевич Архангельский: Воспоминания современников. Духовно-музыкальные сочинения. М., 1999. Гарднер И.А.С. 475–481; Плотникова Н.Ю. Архангельский Александр Андреевич – русский хоровой дирижер, композитор, педагог//ПЭ. М., 2001. Т. 3. С. 485–486.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1315 Действительно, в разговоре с Юзефовичем, задумавшим жениться, архимандрит сказал: лучше жениться, чем подавать повод к таким тяжким для русского общества слухам, какие ходят по Иерусалиму насчет нашего консула. – Примеч. В.Н. Хитрово . 1316 О настоятеле Лавры св. Саввы Освященного архимандрите Иоасафе см. выше прим. 17 к документу 1. 1317 Грановский Михаил Феофанович (1833–1906) – архитектор, закончил Императорскую Академию художеств в 1863 г., получил звание свободного художника. Помощник М.И. Эппингера на Русских Постройках в Иерусалиме, работал в Иерусалиме в первой пол. 1860-х гг., автор росписей в Троицком соборе Русской Духовной Миссии. 1318 Имеется в виду первое воскресенье Великого поста, когда совершается чин Торжества Православия. 1320 Каминский В.К. Четвертый путь в Иерусалим//библиотеке ИППО: шифр: И.П.П.О. Н. V. 1095. Л. 298 об. 1323 Проект послания Св. Синода к Патриарху Кириллу содержится в письме митрополита Филарета к обер-прокурору Св. Синода А.П. Ахматову от 26 мая 1865 г. (см. выше, документ 159). 1324 В.Н. Хитрово переоценивает роль нового обер-прокурора в завершавшейся к тому времени истории Леонида. Митрополит Филарет уже в «Записке о неустройствах в Духовной Миссии в Иерусалиме», от 22 апреля 1865 г., признавал, что архимандрит Леонид «не может с пользою оставаться начальником Миссии» (см. выше документ 156). Константинопольский посланник Н.П. Игнатьев, со своей стороны, в письме от 18 мая настаивал перед МИДом, что «дальнейшее пребывание о. Леонида в Иерусалиме не может быть терпимо» и предлагал «по телеграфу пригласить от имени Св. Синода о. архимандрита Антонина отправиться в Иерусалим для приведения в некоторый порядок Духовную Миссию нашу» (документ 160). Наконец, к 9 июня Филарет сумел сформулировать «надежный», как он сам написал, канонически безупречный, без моральных потерь, выход из положения – с «рокировкой» ведущих фигур русской церковно-дипломатической партии на Востоке: «определить архимандрита Антонина – на время – начальником Миссии , а Леонида, на то же время, перевесть на его место » (см. выше документ 162). Так что графу Д.А. Толстому, назначенному обер-прокурором 3 июня 1865 г., оставалось лишь скрепить своей подписью не без изящества разыгранную Синодом и МИДом комбинацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

1875. Полезное наставление. 1834. I. 110. 1876. О насущном хлебе. 1827. XXVII. 238. 1877. Средства к сохранению невинности для христианского юношества. 1821. I. 218. 1878. Притча: вразумленное неведение. 1836. IV. III. 1879. Притча о низких растениях. 1837. II. 140. 1880. Наставление христианину в новый год. 1831. XLI. 78. 1881. Письмо на новый год. 1821. I. 108. 1882. Взор Христианина на новый год. 1824. XIII. 104. 1883. Желание Христианина в новый год. 1825. XVII. 109. 1884. Предметы для размышления в день новолетия. 1842. I. 143. 1885. Размышление при вступлении в новый год. 1832. XLV. 107. 1886. Новый год. [К. И. Лучицкого). 1838. I. 115. 1887. Размышление при наступлении нового года. 1835. I. 97. 1888. Мысли при наступлении нового года. 1839. I. 119. 1889. Нет правила без исключения. 1828. XXXII. 359. 1890. Нечто важное для всех. 1822. VI. 152. 1891. О слабом и несовершенном обращения к Богу. 1827. XXV. 126. 1892. Размышление об обетах крещения. 1836. III. 224. 1893. О духовных опытах. 1829. XXXIII. 188. 1894. Предостережение от осуждения 1834. I. 321. 1895. Ответ наставника. 1827. XXVIII. 349. 1896. Письмо юноши к своему наставнику. 1827. XXVIII. 342. 1897. Письмо к издателям. 1823. XII. 354. 1898. Письмо сына к отцу. 1824. XVI. 312. 1899. Пища духа. 1834. II. 103. 1900. Иже Христови суть, плоть распяша со страстьми и похотьми. 1824. XVI. 296. 1901. О подражании детям. 1831. XLII. 173. 1902. Покаяние или исправление. 1821. II. 87. 1903. Отлагательство покаяния. 1838. I. 185. 1904. Не пора ли нам покаяться? 1840. I. 101. 1905. Надежда помилования. 1834. I. 329. 1906. Послание иностранного профессора к германскому юношеству. 1833. IV. 376. 1907. О удалении от плотских похотей. 1830. XXXIX. 101. 1908. О фарисейской и христианской праведности. 1822. V. 150. 1909. Нравственно-духовные правила. 1826. XXII. 134. 1910. Все в природе устроено к благу тварей. Хвала Творцу природы (из книги Иисуса сына Сирахова). 1821. III. 102. 1911. Приветствия. 1822. V. 122. 1912. Примирение. 1826. XXII. 385.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1-го января 1837 года Глинка уже вступил в должность капельмейстера придворной певческой капеллы, директором которой в то же время был назначен автор гимна: „Боже Царя храни“ А.Ф. Львов. В первый же год своей службы в капелле Глинка написал для своего хора шестиголосную Херувимскую – произведение высокой музыкальной ценности, но совсем не русское по своему характеру. Очевидно, Глинка не уловил еще в это время особенностей и свойств русского церковного напева. Сам автор был недоволен этим им произведением и назвал херувимскую –„неудачной“. Служба Глинки в капелле была непродолжительна. Семейные обстоятельства заставили его в 1839 году выйти в отставку. С тех пор он почти 14 лет не занимался церковным пением. В 1833 году под влиянием исполнения Шереметьевским хором, управляемым Ламакиным, духовно-музыкальных произведений западной церкви XVI и XVII веков, Глинка занялся изучением древних церковных тонов, чтобы приложить их к нашему церковному пению. Строго диатоническая гармония, с успехом примененная Палестриной —235— к западной церковной музыке, подала мысль Глинке применить туже гармонию и к нашим церковным напевам. Он начал подготовлять материалы для этой цели: выписывал мелодии из обихода и гармонизовал их в духе вокальных произведений Западной церкви. Плодом этих его занятий явились: «Великая ектения“ и „Да исправится молитва моя“. Великая ектения написана для четырех голосов, но без дисканта: верхним голосом является альт. В трехголосном „Да исправится молитва моя“ – мелодия греческого распева. Она взята из Обихода и буквально выдержана в верхнем голосе (теноре). Голосоведение плавное и красивое и вообще вся пьеса может служить образцом диатонической гармонизации. Произведения эти, хотя и были очень близки к духу и характеру нашего церковного пения, тем не менее не разрешили поставленной композитором задачи: создать национально-церковную музыку. Будучи озабочен разработкой и выяснением законов гармонии, наиболее соответствующей нашим церковным напевам, Глинка в 1856 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следующим на румынских землях зафиксировано присутствие татар Золотой Орды, исламизированных в период правления хана Берке (1257-1266), к-рые захватили территории на севере Балкан, включая Добруджу, и обосновались здесь во времена хана Ногая († 1300). О них писал известный берберский путешественник Ибн Баттута (1304-1377), к-рый в 1332 г. посетил Бабадаг и охарактеризовал его как мусульм. город (его сведения подтверждаются нумизматическими находками). С XV в. до 1878 г. румын. земли между р. Дунаем и Чёрным м. (Добруджа) находились под владычеством Османской империи. Постоянные набеги султанов Баязида I (1394-1402), Мехмеда I (1402-1421) и Баязида II (1481-1512) сопровождались колонизацией этих земель татарским и туркоманским (отуреченным) населением М. Азии, в результате Добруджа была включена в состав Османской империи. Позже здесь стали селиться татары из Поволжья и турки из Анатолии, а в XVII-XVIII вв., особенно после упразднения в 1783 г. Крымского ханства, сюда переехали мн. крымские татары. В своем стремлении глубже исламизировать население этих территорий османские власти селили здесь персид., курд. и араб. колонистов - в частности, 150 семей сир. феллахов (1831-1833), к-рые, однако, довольно быстро были ассимилированы тур. населением. В отличие от Добруджи, румынские Валашское и Молдавское княжества и Трансильвания, находившаяся в составе империи Габсбургов, не были частями Османской империи и ценой уплаты дани и заключения военно-политических договоров сохранили свою христ. идентичность: здесь не было мусульм. населения, однако эти территории также испытали культурно-цивилизационное влияние Османской империи. Территория южнее Трансильвании, Банат, в 1552-1716 гг. входила в состав Османской империи в качестве эялета с центром в Тимишоаре. Некоторые католич. костелы здесь были перестроены в мечети, католики изгнаны. В 1877-1878 гг. мусульмане Р. были объединены в 4 муфтията. По Берлинскому трактату 1878 г., оформившему результаты русско-тур. войны 1877-1878 гг., Добруджа вошла в состав Р.; мусульм. турецко-татар. население получило румын. гражданство со всеми правами, однако в религиозном и культурно-политическом плане оно продолжало испытывать влияние Османской империи. Отношение румын. гос-ва к мусульманам было благоприятным: в частности, в 1891 г. в Бабадаге было основано мусульманское медресе (в 1910 перемещено в Меджидию); кор. Каролем I в 1906 г. были построены 2 представительные мечети (в местах, где их не было никогда) - в Бухаресте и Констанце (считается самой красивой мечетью в Р., носит название мечети кор. Кароля I, или Большой мечети).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Минеи (1881-1883; 2-е изд. в 1896; сокращенная Минея издана еп. Германом Муаккадом в 1898) и редактированию Часослова (изд. в 1883). Халиль Бадави ( 1932) опубликовал араб. перевод воскресного Октоиха (между 1898 и 1902; подготовил Тирский митр. Евфимий), Апостола (1902), Триоди (1900), Пентикостария (1903; 2 последних - в переводе Абдаллаха Захира); он также основал типографию, руководил изданием ж. «L " Église Catholique» и ряда газет. Крупнейшими лит. деятелями, сыгравшими значительную роль в общеараб. культурном возрождении (ан-Нахда) XIX в., были представители мелькитской семьи Язиджи. Насиф аль-Язиджи (1800-1891), секретарь и придворный поэт ливан. эмира Бешира II Шихаба, филолог, просветитель, автор мн. учебных пособий по филологическим дисциплинам, принимал активное участие в работе «Сирийского общества наук и искусств», основанного в 1847 г. амер. миссионерами. Добились успеха на лит. поприще и его сыновья Ибрахим аль-Язиджи (1847-1906), филолог, поэт, журналист, создатель упрощенного араб. печатного шрифта, издатель газ. «аль-Мисбах» (Светоч); поэт и переводчик Хабиб аль-Язиджи (1833-1870); поэт и драматург Халиль аль-Язиджи (1858-1889), а также дочь Варда аль-Язиджи (1838-1924) - поэтесса, одна из первых араб. писательниц XIX в. и пионерок жен. движения в араб. странах. Насиф и Ибрахим аль-Язиджи участвовали в подготовке первых полных изданий араб. перевода Библии с языков оригинала (издание протестантов И. Смита и К. ван Дейка 1865 г. и издание иезуитов 1878-1885 гг. соответственно) (см.: Крачковский И. Ю. Ал-Йа  зиджи  // Он же. Избр. соч. М.; Л., 1956. Т. 3. С. 229-233; Крымский. 1971. С. 373-396, 428-439, 519-531, 596-601). Одним из учеников Насифа аль-Язиджи в бейрутской греко-католической школе был Халиль Мутран (1872-1949), впосл. ставший известным егип. поэтом, переводчиком и театральным деятелем. XX - нач. XXI в. Георгий Хаким, еп. Акки, и премьер-министр Израиля Д. Бен-Гурион. Фото-графия. 1960 г. Георгий Хаким, еп. Акки, и премьер-министр Израиля Д.

http://pravenc.ru/text/2562942.html

Порою женятся на иностранках; если в советское время это категорически запрещалось, то в других странах и у нас в царское время допускалось. В посольствах всегда есть молодые люди “на всякий случай” для выполнения различных поручений. Им часто абсолютно нечего делать, и они забавляются, кто как умеет и может. Такие мальчики есть и были. Один из высоких чиновников русского посольства в Сербии имел жену-иностранку, не знающую русского языка. Мужу не было времени с ней заниматься русским языком, а ей очень хотелось научиться говорить на языке мужа и его коллег, тем более что русская община в Белграде довольно много говорила на языке своего народа. Нашелся один “мальчик на всякий случай”, изнывающий от безделья, который предложил жене своего начальника выучить ее русскому языку. Однажды эта дипломатическая дама на торжественном обеде решила сказать что-нибудь приятное коллегам своего мужа. Ее речь была примерно такой: “Как богат и прекрасен русский язык. В каком языке можно найти столько оттенков для одного и того же понятия? Например, немецкое слово essen на русский язык может быть переведено словом лопать, трескать, жрать, уплетать, поглощать” и т. д. Но в ее словарике, который она держала перед собой не было слов кушать и есть. В таком же стиле были и другие ее познания. Муж наступил ей на ногу, стараясь остановить поток ее эрудиции, но жена, вдохновленная своими познаниями, продолжала их показывать. Были просто неприличные, нецензурные по тем временам слова и обороты. Муж был в ярости. Карьера начинающего дипломата была кончена. Я не знаю, была ли эта история рассказана бабушкиной попутчицей, или она произошла позже в присутствии Сульменевых. 18 Описанный далее эпизод видимо имел место после возвращения королевича с Романом Петровичем после летних каникул 1906 года. — В. Г. К. 19 Король Югославии Александр I (Карагеоргиевич) был убит 9 октября (н. ст.) 1934 года в Марселе. — В. Г. К. 20 В 1833 г. он оказался победителем конкурса на лучшее произведение в связи со столетием со дня рождения Пушкина.

http://pravmir.ru/zapiski-ryadovogo/

256 Успенский Φ И. Уклон консервативной Византии в сторону за­падных влияний//Византийский Временник, 22. Пг., 1916. 261 Убеждение в необходимости для православного богословствования духовного опыта становится общепризнанным в нашем отечест­венном богословии. Выдающийся русский богослов священник Павел Флоренский начинает свою книгу «Столп и утверждение истины» (М., 1914) фразой: «Живой религиозный опыт как единственный способ познания догматов» (с. 3). 262 Gass W. Die Mystik des Nikolaus Cabasilas von Leben in Christo. Leipzig, 1899 2 . Vorrede, V. 5. К такому же результату приходит и Ульман: «В области богословия [западного], которое тогда во многом объяло собой всю науку и во всяком случае философское и практическое на­правление» (Im Gebiete der Theologie, welche damals so ziemlich alle Wissenschaft in sich befabte und auf jeden Fall philosophische und praktische Richtung. Ullmann C. Nicolaus von Methone, Euthymius Zigaben und Nicetas Choniates oder die dogmatische Entwickelung der griechischen Kirche im zwölften Jahrhundert//Theologische Studien und Kritiken, 6. Band 2 (1833). S. 652). См. также Киреевский И. В. О характере просве­щения Европы//Поли. собр. соч. М., 1911. Т. I. С. 195. 263 Творения. Сл. 28//PG Т. 36. Русск. пер. Т. 3. С. 16: «Непости­жимым же называю не то, что Бог существует, но то, что Он такое». 265 Один из основоположников современной математики Георг Кантор, оперируя понятием актуальной (а не потенциальной – «дурной» по Гегелю) бесконечности, построил бесконечную иерархию трансфи­нитных (бесконечных) чисел и операций над ними и первый стал пре­достерегать от обычного до тех пор у философов и богословов смеше­ния тварной бесконечности и сверхбесконечности Бога, независимой от мира и математических построений. Последнюю Кантор назвал «Абсо­лютно бесконечным», или просто «Абсолютным» (статья в «Zeitschrift für Philosophic und philosophische Kritik». Bd. 91. 1887; русск. пер. в сборни­ке «Новые идеи в математике». 1. СПб., 1913. С. 91 и 86. См. также священник Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. С. 498, и его же статью в «Богословском вестнике». 1906. Ч. 2. С. 530–568). Следует заме­тить, что на принципиальном отличии абсолютно-бесконечного от дру­гих видов бесконечности настаивал еще Лейбниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010