Любовь нелицемерна», и следующее 1823 ; и еще: «У каждого из вас есть псалом, есть откровение, есть знание, есть пророчество: всё да будет к назиданию» 1824 , – то есть, пользуйтесь каждый дарованиями друг друга в единомыслии и согласии взаимной любви. Так и вы, братья, в монастырях предавшие себя Господу и друг другу, крепкие телом ли, разумением ли, «носите тяготы» 1825 слабейших, в блаженном уповании на Христа; и каждый, какое имеет в природе своей благо, или силу, или разумение, или мужество, или некое намерение, или тщание, всецело да предадим себя друг другу; и если удостаиваемся духовных дарований по благодати Христовой, да возымеем общение друг с другом во всех благах к назиданию и пользе и самих себя, и ближних, и всех человеков: исполняя так закон Христов 1826 , мы соделаемся достойными вечной жизни. 11,9 А что дело молитвы и слова, исполняемое надлежащим образом, стоит выше всякой добродетели и заповеди, свидетельствует Сам Господь. Ибо, когда пришел Он в дом Марфы и Марии, и Марфа занималась служением, а Мария сидела у ног Господних и питала душу спасительным учением, Марфа же жаловалась на сестру свою, что та не помогала ей, и сказала Господу: «Господи, скажи, чтобы сестра моя пришла [и] помогла мне, потому что одну меня оставила», – Господь первое и главнейшее предпочел второму, сказав ей: «Марфа, Марфа, заботишься ты и суетишься 1827 о многом, нужда же в одном; Мария же благую часть избрала» 1828 . Сказав так, Господь показал дело первое и большее добродетели. 11,10 Но и дело служения Он не счел ничем. Если бы оно было ничем, то как Сам Он стал бы причастным к служению Марфы и Сам лично исполнил бы [такое] дело, умыв ноги ученикам? и уча [их], Он увещевал [поступать так], сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ваши, учеников, ноги, то должны и вы умывать ноги друг другу, ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали, как Я сделал» 1829 ; и еще: «Желающий между вами быть первым, да будет всем слугою и всем рабом, как и Сын Человеческий не пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» 1830 ; также: «Если кто сделает одному из них, Мне сделал» 1831 ; и: «Кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» 1832 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Мы опасаемся, чтобы кто нибудь из нас не впал в уныние, не последовал бы за сатаной, не внес бы соблазна и диавольского смущения между нами“ 1818 . На эту просьбу патмосских христиан Иоанн отвечал: „слушайте, сыны света, о знамнениях Сына Божия, совершенных Им в наших глазах, о словах, обращенных ко мне и другим Апостолам относительно Своей Божественности; ибо этого достаточно, чтобы нам удостоиться вечной жизни“ 1819 . Когда они узнали, что Иоанн намеревается устно на словах, а не письменно сообщить им о Христе, снова пали ниц пред ним, слезно 1820 прося его: „отец наш 1821 , так как ты решился оставить нас сиротами, то умоляем 1822 тебя, оставь нам письменное повествование о Христе, Сыне Божием“ 1823 . При виде такой печали и стольких слез, он сжалился 1824 над ними и сказал: „ступайте, сыны мои 1825 , к себе домой. Я обращусь к Господу, и если будет Его повеление, исполню вашу просьбу. После этого они, поклонившись Иоанну, разошлись по домам“. Тогда Иоанн взял меня с собою, говорит Прохор, и мы уединились в одно место на расстоянии одной 1826 мили от города. Имя этому месту было Покой 1827 . Здесь находилась небольшая гора; мы взошли на нее, и Иоанн провел там три дня без пищи в молитве, прося у Бога (благословения) сообщить братьям благую весть 1828 . На четвертый 1829 день сказал он мне: „сын мой Прохор! ступай поскорее в город, принеси чернил и хартию, смотри, чтобы никто из братьев не узнал, где мы находимся. Ты там останешься дня два 1830 , а затем возвратишься. Повторяю, чтобы никто не знал, где я. И я пошел и сделал, как было сказано 1831 . Возвратившись, я нашел его молящимся, и он сказал мне 1832 : „возьми чернила и хартию и стань на правую руку мою“. Так я и сделал. И засверкала молния и загремел гром так сильно, что задрожала земля. В ужасе я пал на землю и от страха был близок к смерти. Тогда Иоанн, наклонясь, взял меня за правую руку, поднял и посадил на правую сторону. Потом, помолившись, сказал мне: „сын мой! 1833 будь внимателен, все, что услышишь из уст моих, запиши на хартии“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Подобное же случилось с Ап. Павлом и в Ефесе. Из-за его проповеди спрос и сбыт храмовых моделей упал настолько, что фабриканты опасались совершенно лишиться заработка. И они взбунтовались. по-видимому, был весенний праздник в честь Артемиды, когда поднялся мятеж Димитрия. Это празднество продолжалось в течении целого месяца, соответствовавшего нашему марту, который от этого носил название Артемизия 1830 . В это время в Ефесе, обыкновенно, бывала ярмарка; стечение народа и ради праздника и ради ярмарки бывало неимоверное. Особенно избиравшиеся на это время азиархи 1831 на свой счет устраивали пышные игры и увеселения для собиравшихся на праздник. День и ночь Ефес в течении целого месяца отдавался широкому и шумному разгулу 1832 . Вероятно, на этот раз, особенно сильно было заметно охлаждение к культу Дианы и расположение к христианству в среде собравшихся на празднество. По крайней мере, некоторые азиархи, так сказать, представители этого празднества были очень благосклонны к Апостолу Павлу 1833 . Димитрий, богатый представитель крупной торговой фирмы, дававшей заработок множеству мелких ремесленников, ясно предвидел, что его дело должно погибнуть, если проповедь Апостола не будет как-либо насильственно ослаблена или прекращена. И вот он, пользуясь праздничным и веселым временем, решил возбудить мятеж против Апостола сперва в среде своих подначальных ремесленников, а потом и в уличной толпе Ефеса. По-видимому, фабрика Димитрия была вне города 1834 . Он собрал к себе всех сообщников по своему ремеслу, художников и ремесленников, как зависевших от него, так и независевших, и, настроив эту толпу надлежащим образом, обратился к ней со следующей подстрекательной речью: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше. Между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии, этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только наше ремесло придет в презрение, но и храм великой Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Псалом 144 Хвала Давида 1828 . Превознесу Тебя, Боже мой, Царю мой, и буду благословлять имя Твое во век и в век века. Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во век и в век века. Велик Господь и весьма славен, и величию Его нет предела 1829 . Из рода в род 1830 будут восхвалять дела Твои и могущество Твое возвещать, О великолепно-славной святости Твоей будут говорить и о чудесах Твоих возвещать. И о силе страшных (дел) Твоих скажут, и о величии Твоем поведают. Воспоминание о великой благости Твоей провозгласят 1831 и правду Твою будут радостно воспевать. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. Да поведают о Тебе, Господи, все творения Твои, и преподобные Твои да благословят Тебя. Славу царства Твоего изрекут и о могуществе Твоем поведают. Чтобы возвестить сынам человеческим о силе Твоей и великолепной славе царства Твоего. Царство Твое – царство всех веков, и владычество Твое – во всех родах 1832 . Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих 1833 . Подкрепляет Господь всех падающих и восстановляет всех низверженных. Очи всех на Тебя уповают, и Ты даешь им 1834 пищу благовременно: Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению (Твоему). Праведен Господь во всех путях Своих и свят во всех делах Своих. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его истинно. Желание боящихся Его исполнит, и молитву их услышит, и спасет их. Хранит Господь всех любящих Его и всех грешников истребит. Хвалу Господу изрекут уста мои, и да благословит всякая плоть имя святое Его во век и в век века. 1833 Второго полустишия, начиная с верен, нет в Еврейском тексте, и здесь видно преимущество греческого текста LXX перед Еврейским текстом ([Филарет, митр. Московский. О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого седмидесяти толковников и славенского переводов Священного Писания //] ПрибТСО. Т. 17. [М., 1858.] С. цитируется с.] 454). 1834 Слав. им (пищу) соответствует 269 ατος, а обычно ατν. Вероятно, по требованию слав. грамматики (так и у Гоберга и Гупфельда: gibst ihnen) слав. переводчики изменили и словорасположение (в греч. спп. τροφν ατν – пищу их, а по-слав. им пищу), и падеж. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

150 – 151. 171 Так напр., за 27 декабря занемогших холерою значится всего 28 чел., а состояло больных ею 165 чел. См. Моск. Вед. 1830 г. стр. 4581. 175 Разумеется карантин на реке Шоше, оставленный по высочайшему повелению. См. Моск. Вед. 1830 г. стр. 4412. Этот карантин снят уже по высочайшему повелению от 19 марта 1831 года. 181 Там же, стр. 744. В обоин случаях Ведомости так и оповещают, что «за болезнью» Филарета служили такие-то ахиереи. 186 См. Послужной список Филарета, в приложении к упомянутой не раз биографии его, составленной Н.В. Сушковым, стр. 44 – 45. См. Моск. Ведом. 1831 г. стр. 1567. 187 Сравнение взято из не раз упомянутого стихотворения слепца-поэта Шатрова: Осень 1830 года (стр. 17). 188 Чтен. в об. люб. дух. просв. за 1878 г., стр. 69 – 70 «Материалов для истории русской Церкви». 195 Письма Ф. к Гавриилу, изд. Общ. ист. и древн., стр. 22. М. 1868. Но срав. вышеприведенную резолюцию самого же Филарета от 30 октября по Карачаровскому делу. 196 Эти объявления часто публикуемы были в Моск. Ведом. за 18301831 годы. И министр вн. дел гр. Закревский, на которого высочайше возложено было поручение – употребить все возможные меры к прекращению холеры в Империи, уже в феврале вернулся в Петербург, как исполнивший данное ему поручение, и вступил опять в непосредственное управление министерством, о чем см. Моск. Ведом. 1831 года, стр. 997 – 998. 199 Антоний во время холеры 1830 года был строителем Высокогорской Арзамасской пустыни Нижегор. губернии, где сильно свирепствовала холера, и был сведущ в медицине. Наместником Лавры он сделан в марте 1831 года. 210 Об опытах в Москве мы отчасти знаем; об опытах в Петербурге см. Устрялова, Рус. Ист. ч. II, стр. 468 – 469 цит. изд. 213 В Москве, благодаря мудрой распорядительности гражданского и духовного начальства, дело не дошло до открытого мятежа, а в Петербурге в июне 1831 года во время холеры было открытое возмущение и сильные беспорядки, остановленные только личною неустрашимостью прибывшего из Петергофа в Петербург Государя Императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я (1, 192). 1830 Вверху одна Горит звезда, Мой взор она Манит всегда… (1, 193) 1830 Любил с начала жизни я Угрюмое уединенье (1, 206). 1830 Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье — все готовы: Никто не хочет грусть делить. Один я здесь, как царь воздушный, Страданья в сердце стеснены, И вижу, как, судьбе послушно, Года уходят, будто сны; И вновь приходят, с позлащенной, Но той же старою мечтой, И вижу гроб уединенный, Он ждёт; что ж медлить над землёй? (1, 219) 1830 Я здесь стою близ моря на скале, Стою, задумчивость питая, Один, покинув свет, и чуждый для людей, И никому тоски поверить не желая (1, 243). 1830 Один я в тишине ночной… (1, 285). 1830 Я здесь больной, Один, один, С моей тоской, Как властелин (1, 308). 1830 Я несчастлив пусть буду — несчастлив один (1, 326) 1831 Разве нету Примеров, первый ли урок Во мне теперь даётся свету? Как я забыт, как одинок (1, 331). 1831 Другой заставит позабыть Своею песнею высокой Певца, который кончил жить, Который жил так одинокой (1, 338). 1831 Я одинок над пропастью стою, Где всё моё подавлено судьбою… (1, 345) 1831 И я влачу мучительные дни Без цели, оклеветан, одинок… (1, 354). 1831 Живу — как неба властелин — В прекрасном мире — но один (1, 413). 1831 Белеет парус одинокой… (1, 488). 1832 Никто моим словам не внемлет… я один (1, 511). до 1837 Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнём… (1, 37) 1837 Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя… (1, 124). 1841 Выхожу один я на дорогу… (1, 127). 1841 Лермонтов создал истинные шедевры, подобные стихотворению «Утёс» (1841) — ёмкой развёрнутой метафоре, возносящей мимолётную зарисовку до уровня щемящего сердце символического образа: Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне (1, 113).

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Его чертами наделены герои ранних поэм Л., продолживших традицию рус. «байронических» поэм (из них для Л. наиболее актуальны поэмы А. С. Пушкина , И. И. Козлова и А. И. Подолинского). Это преступники, свободолюбивые бунтари, мстители («Преступник», 1829, опубл. в 1859; «Последний сын вольности», 1830-1831, опубл. в 1910; «Каллы», 1830-1831, опубл. в 1882) или просто изгои общества («Джюлио», 1830, опубл. в 1891; «Литвинка», 1832, опубл. в 1882), но во всех случаях персонажи, несогласные с существующим порядком вещей и внутренне близкие автору. В одних преобладает страсть, в других - интеллект (как в герое 1-й поэмы Л. о молодом монахе, для которого мон-рь стал тюрьмой,- «Исповедь», 1831, опубл. в 1887). И тем и другим сполна наделен герой самой большой поэмы Л. «Измаил-бей» (1832, опубл. в 1843), горский князь, выросший в России и получивший европ. образование, а более всего - герой поэмы «Демон» (в первых редакциях поэмы, созданных в 1829-1831, это «демон молодой», к-рый по сути еще является alter ego автора). Поэмы Л. не сводятся, однако, к лирическому самовыражению, их сюжеты притчеобразны (в первую очередь это касается «Демона» и тематически связанных с ним поэм «Азраил» (1831, опубл. в 1876) и «Ангел смерти» (1831, опубл. в 1857)), они являются иносказанием и затрагивают вопросы философии, религии, свободы воли, природы зла; автора интересуют источники и последствия греха, законы Божеские и человеческие, моральное существо любви, войны, месть и т. п. В частности, Л. размышлял о превращении Божественных установлений, направленных ко благу, в человеческие обычаи, часто (но не всегда) направленные ко злу, и о роковых заблуждениях при их различении и оценке. Поэтому герой-индивидуалист, восстающий против господства насилия и несправедливости, у Л. часто сам разоблачается как насильник и угнетатель или как невольный злодей, не лишаясь, впрочем, авторского сочувствия. Таков герой стихотворной драмы «Испанцы» (1830, опубл. в 1880), борющийся с очевидным злом в лице одержимого низкими страстями инквизитора и убивающий свою возлюбленную.

http://pravenc.ru/text/2463583.html

4 сент. начал работу секретный комитет, общий вывод которого был в пользу сохранения Османской империи, т. к. ее распад был бы невыгоден России. Греция получила ограниченную автономию: по линии от зал. Амвракикос до зал. Пагаситикос, включая Кикладские о-ва (исключая Фессалию, Крит, Ионические о-ва, отошедшие Великобритании в 1815, и др.). В соответствии с договоренностями Греция должна была стать конституционной монархией, на престол которой мог претендовать один из европ. принцев. Автономия Греции стала главным итогом войны. Реализация мирного договора во многом зависела от деятельности тур. посольства Халиль-паши в С.-Петербурге и А. Ф. Орлова в К-поле. 14 апр. Н. П. согласился снизить контрибуцию на 2 млн дукатов, а находившийся в К-поле Орлов дал понять султану, что возможно снижение контрибуции еще на 1 млн дукатов в случае предоставления Греции полной независимости. Султан согласился, и по этому поводу был подписан отдельный акт, не подлежащий оглашению. 22 янв. 1830 г. по решению Лондонской конференции 3 держав Греция была признана независимым гос-вом. В 1830 г. во Франции прошла Июльская революция (27-29 июля н. с.), 25 авг. (н. с.) вспыхнуло восстание в Бельгии, добивавшейся независимости от Нидерландов, также начались выступления в Сев. Германии (Брауншвейге, Гессен-Касселе, Саксонии, Ганновере), а в нояб.- и в Царстве Польском, где восставшие заявили о детронизации династии Романовых. В России в 1830 и 1831 гг. прошли холерные бунты, вызванные первой в Европе значительной пандемией холеры (восстание в Севастополе (3-7 июня 1830), бунт на Сенной пл. в С.-Петербурге (22 июня 1831), бунт военных поселян Новгородской губ. (11-22 июля 1831)). Н. П. беспокоился прежде всего о своем гос-ве и, пока не возникало угрозы для России, не стремился вмешиваться во внутренние дела соседних держав. Изъявив готовность помочь европ. монархам, он ограничился подавлением Польского восстания 1830-1831 гг. Автономия Польши в составе России, ставшая возможной благодаря конституционной дипломатии имп.

http://pravenc.ru/text/Николай I ...

Моск. Вед. 1831 г., стр. 325. 153 Замечательно и то, что проповедь и в самом заголовке своем уже не имеет прежде повторявшегося указания на «губительную болезнь». 156 Карантинные правила против чумы 1771 г. можно видеть в письмах Императрицы Екатерины II к Московскому генерал-губернатору гр. И.С. Салтыкову в Рус. Архиве за 1886 г. кн. 9, стран. 95 – 99, 102 – 104, о чем и замечено было нами раньше. 157 Именно на Положение Комитета министров о принятии местными начальствами мер против холеры последовало такого рода собственноручное повеление Государя Императора: «Я уже прежде заметил, что вовсе не принимать карантинных мер я не могу согласиться: ибо нет никакого сомнения, что болезнь сия сообщается чрез зараженный воздух; потому пропуск больных людей, или имеющих в себе зародыш сей болезни, хотя еще не открывшейся в нем, опасен, не чрез прикосновение к нему, но чрез дыхание при разговорах. Сему есть вчера после обеда полученный новый опыт. Стало оцеплят зараженные места или прекращать с ними сообщение необходимо, но без окурок и тому подобного. 23 августа 1830 года. В Царском селе». См. Моск. Ведом. 1830 года, 81 (от 8 окт.) стр. 3589. 160 Моск. Ведом. 1830 г. стр. 4324 – 4325. Срав. Шатрова, Осень 1830 г. стр. 28. Также Рус. Архив 1884 г. кн. III, стр. 150 – 151 и Моск. Ведом. 1884 200. 161 Некоторые карантинные меры оставались в силе значительное время и после 6 декабря, о чем см. Моск. Ведом. 1830 г. стр. 4412, 4495, 4541. 162 Сочин. Фил. т. III, стр. 171 – 174. Слово напечатано и в отдельном оттиске, экземпляр которого бывший у нас под руками и своевременно присланный в цензурный комитет при Моск. дух. академии, уже не проколот для окуривания, тогда как все предшествующие, начиная с проповеди на 14-е сентября, проколоты. 163 Владыка при этом, без сомнения, разумеет уже известное нам заседание смешанного комитета, от 1 декабря, но вопросу об очищении товаров. 170 Об этом см. Моск. Ведом. 1830 г. стр. 4412, 4495 и 4541. Ср. письма Кристина в Рус. Арх. 1884 кн. III стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Изображение холерного времени по ним см. в статье доктора Остроглазова в 200 Моск. Ведомостей за 1884 год. 8 См. Моск. Ведом. за 1830 г. 72 – 77. Срав. также письма Кристина в Русск. Архиве за 1884 г. кн. III, стр. 138. Меры эти имели для себя образцом меры против чумы 1771 г. Для сего срав. сейчас указанные места с письмами Екатерины II к графу Л.С. Салтыкову в Русск. Архиве за 1886 г. кн. 9, стр. 95 – 99, 102 – 104. 10 Тогда как прежде в Москве, при населении в 300.000 человек, по тому же исчислению, умирало ежедневно по 30 человек. 12 См. письма Филарета к викарию Иннокентию Сельно-Кринову в Приб. к твор. св. Отц за 1886 г. часть 37, стр. 356. 16 См. Сочинения Филарета, т. III. стр. 148. Москва, 1877. Мы имеем под руками эту проповедь (на 14 сентября) и в отдельном издании (Москва, 1830). Бумага в этом издании уже проколота: известная предосторожность от холеры. 18 Разумеется война с Турцией, как ближайшая по времени к появлению холеры. Эта война была в 1828 – 1829 годах. 20 Сочин. Филарета, т. III, стр. 149. Это слово, подобно слову на 14-е сентября, было издано и отдельно в том же 1830 году. 23 Так назван Филарет, как бы в противоположность военному генерал-губернатору Москвы, в стихотворении Н.М.Шатрова, Осень 1830 г., стр. 17. 26 Разумеется, по всей вероятности, Тамбовская губерния. См. Моск. Ведом. за 1830 г. 78 стр. 3473; Ведом. о состоянии г. Москвы 2; Рус. Арх. 1884: III, 137. 27 Именно 19 сентября было освящение храма Черниговских чудотворцев, в Замоекворечье, а 20-го освящение алтаря св. священномучеников Херсонских, на Даниловском кладбище. См. Соч. Фил. т. III, 151 – 152. примеч. 30 Именно владыка от 20-го же сентября писал наместнику Сергиевой Лавры Афанасию: «скажите ректорам (академическому и вифанскому), чтобы по своему ведомству употребили предосторожности». Приб. к твор. 1886, ч. 38. стр. 401. 31 Чтения в Общ. Истор. и Древн. за 1876 г. кн. III, стр. 91 – 92 отд. «Смесь», статьи о. архим. Григория «Распорядительность Филарета, митроп. Московского в 1830 году в холерное время».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010