14 нояб. 1826 г. папа Римский Лев XII назначил Л. апостольским нунцием во Франции при новом кор. Карле Х. 8 февр. 1827 г. Л. прибыл в Париж. Исполняя обязанности апостольского нунция, он оставался Генуэзским архиепископом до 26 июня 1830 г.; 5 июля того же года наречен архиепископом Бейрутским in partibus infidelium. На посту нунция Л. видел главную задачу в подчинении франц. католиков (см. Галликанизм ) Папскому престолу, а также в поддержке королевского двора и легитимистских кругов, призывая к постепенному упразднению конституционных свобод. После Июльской революции 1830 г. и прихода к власти «короля-гражданина» Луи Филиппа I Л. негативно отнесся к намерениям новой власти ограничить деятельность католич. Церкви во Франции, а также осудил переход Ламенне на позиции либерализма: его поддержку отделения Церкви от гос-ва и отказа папы Римского от светской власти; эти идеи обсуждались в издаваемой Ламенне совместно с Ж. Б. А. Лакордером и Ш. де Монталамбером газ. «L " Avenir» (Будущее). В нач. июля 1831 г. ввиду противоречий между Л. и франц. правительством с одобрения гос. просекретаря кард. Т. Бернетти нунций покинул Париж и отправился в Рим. 30 сент. 1831 г. на тайной консистории папа Римский Григорий XVI возвел Л. в достоинство кардинала-пресвитера. 24 февр. 1832 г. Л. получил титулярный кардинальский рим. храм св. Каллиста. Апостольским бреве от 21 окт. 1831 г. он был официально отозван с должности апостольского нунция в Париже. В 1832 г. папа Григорий XVI назначил его префектом Конгрегации по вопросам дисциплины монашествующих, также Л. вошел в состав неск. конгрегаций Римской курии. 28 нояб. 1834 г. назначен префектом Конгрегации образования, его задачей было не только развитие образовательных структур Папского гос-ва, но и пресечение попыток проникновения в эти учебные заведения либеральных политических тенденций. В дек. того же года получил пост кардинала-библиотекаря Римско-католической Церкви. В связи с политическим кризисом в Папском гос-ве, приведшим к введению иностранных войск для подавления мятежей, пост гос. секретаря покинул кард. Т. Бернетти. В янв. 1836 г. папа Григорий XVI назначил Л. гос. секретарем Папского престола, при этом до 1845 г. он был и префектом Конгрегации образования. В 1837 г. Л. стал аббатом-коммендатором с правами ординария бенедиктинских мон-рей Фарфа в Фара-ин-Сабина (Лацио) и Сан-Сальваторе-Маджоре в Кончервиано (Лацио). В том же году его стараниями при аббатстве Фарфа была открыта семинария. В 1838 г. он стал великим приором Рима в Мальтийском ордене. С 12 нояб. 1839 г. занял пожизненно должность секретаря апостольских бреве и в том же году стал великим канцлером ордена св. Григория, учрежденного в 1831 г. папой Григорием XVI. 24 янв. 1842 г. папа Григорий XVI возвел Л. в достоинство кардинала-епископа Сабины.

http://pravenc.ru/text/2462585.html

Что же сделано с сими людьми? Если они думают, что я таю истину, или, просто, лгу, то они приведены в соблазн. Если думают, что вы обманываете, а я обманут, – это опять соблазн. Посему можете судить, заслуживаю ли я извинение, что домогался дойти в сем деле до истины, и лучше ли вам стараться не беспокоить меня, или стараться говорить правду. А по моему мнению, только на истине и правде основать можно спокойствие себе и другим» 205 . Впрочем в отношении к Лавре и Посаду смертоносное дело губительной болезни, кажется, тем только и ограничилось. Но гораздо сильнее обнаружила она свое действие в Петербурге, где коснулась и Московского митрополичьего подворья, что также беспокоило владыку Филарета. В письме к тому же наместнику Антонию от 9 июля 1831 года святитель пишет: «Молитесь о Петербургских. Холера там очень сильна. Однако в первых числах сего месяца, кажется, последовало облегчение. На нашем подворье больны Павел и Вениамин» 206 . В связи с тем владыка от 17 июля к эконому Санкт-Петербургского Троицкого подворья иеромонаху Амвросию писал: «Отец Амвросий! По дошедшим до меня сведениям, вы имели несколько случаев, о которых должно было каждый раз доносить мне. А и кроме особенных случаев надлежало вам в такое время, как ныне, чаще извещать меня. Когда вы с о. Павлом оба здоровы: то желал бы я, чтобы вы не совсем отказывались от посещения больных, но исполняли сие дело веры и человеколюбия, по возможности, в надежде на Бога, которого благодати и хранению вас поручаю» 207 . И только от 3 декабря того же 1831 года святитель из Петербурга писал наместнику Лавры Антонию: «В воскресенье 208 был в придворном соборе благодарный молебен по случаю прекращения болезни холеры» 209 . В виду всего этого только в последней половине 1831 года святитель в действительности заключил свою деятельность по отношению к холере. И как в 1830 году одним из сильнейших выражений этой деятельности было слово с церковной кафедры, так и теперь. Это же слово было и наилучшим заключением всей деятельности святителя за холерное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В мае 1824 г. он поступил в семинарию Сен-Сюльпис в Исси (ныне Иси-ле-Мулино, О-де-Сен); в 1826 г. вернулся в Париж для завершения богословского образования. 22 сент. 1827 г. Парижский архиеп. Я. Л. де Келен рукоположил Л. во пресвитера и направил его капелланом в жен. мон-рь визитанток в Париже. В следующем году Л. был назначен капелланом в лицей Генриха IV; он отметил, что упадок веры среди учеников во многом вызван обязательным религ. образованием. В 1830 г. Л. собирался отправиться миссионером в США, но начавшаяся во Франции в июле революция помешала его отъезду. В это время он сблизился с Ламенне, взгляды к-рого изменились от ультрамонтанства (признание абсолютной светской и духовной власти Римского папы) и социального традиционализма (сохранение устоев традиционного общества, основанного на религии и монархии) в сторону религ. либерализма и политических идей конституционализма. Вместе с Ламенне и виконтом Ш. де Монталамбером Л. поддержал Июльскую революцию 1830 г. во Франции, а также революционные события в Польше, Бельгии и Италии. 16 окт. 1830 г. вместе с ними он стал учредителем газ. «L " Avenir» (Будущее) - одного из первых изданий, отстаивавших идеи религ. либерализма. Считая необходимым сохранение абсолютной власти Римского папы в религиозных вопросах, издатели «L " Avenir» поддержали принцип свободы совести. Они призывали к отделению Церкви от гос-ва, считая, что это первый шаг на пути к подлинной христ. свободе Церкви, к защите конституционных свобод (слова, печати, собраний, образования) и демократических принципов организации политической власти. Призыв Л. к католическим священникам отказаться от гос. зарплаты вызвал недовольство у франц. епископата, но, несмотря на требования о закрытии газ. «L " Avenir», Л. и Ламенне выиграли судебный процесс, добившись возможности издавать газету (янв. 1831). Бесплатную школу, основанную Л., Ламенне и Монталамбером в мае 1831 г. в Париже на принципах свободы образования, вскоре пришлось закрыть по требованию властей. Длительный процесс в палате пэров, касавшийся деятельности школы и выпуска газеты, был ими проигран, и в нояб. 1831 г. издание газеты было приостановлено. В кон. дек. того же года Л., Ламенне и Монталамбер отправились в «паломничество свободы» в Рим, где надеялись получить поддержку папы Римского Григория XVI . Однако в папской курии они не нашли понимания, а идеи религ. либерализма, особенно идея свободы совести, были осуждены папой Григорием XVI энцикликой «Mirari vos» от 15 авг. 1832 г. В отличие от Ламенне, к-рый продолжил отстаивать позиции религиозного либерализма, Л. 11 сент. того же года опубликовал письмо, где заявил о своем подчинении Папскому престолу.

http://pravenc.ru/text/2462561.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 19  голосов:  4.5 из  5) Жестокий обычай и обычная жестокость («Каллы») Небольшая поэма «Каллы» написана предположительно между 1830 и 1831 годами. В это время Лермонтов обучался в Московском университете, куда поступил в сентябре 1830 года. Завершить курс в университетском пансионе, ему не удалось по причине его расформирования и преобразования в гимназию. Император Николай I пошел на эту меру после того, как получил донесение от графа А. X. Бенкендорфа о том, что пансион, благодаря своему педсоставу, превратился в рассадник либеральных идей и настроений. В августе 1830 года Лермонтов подал прошение в правление Московского университета о включении его «в число своекоштных студентов нравственно-политического отделения» и о допуске «к слушанию профессорских лекций» . По испытании «Михаила Лермонтова в языках и науках нашли его способным к слушанию профессорских лекций», о чем экзаменовавшие его лица и соизволили «донести Правлению Университета» . Лермонтов состоял студентом университета два года и за этот период пополнил свое творческое наследие несколькими поэмами, двумя драмами и многими стихотворениями, из чего можно заключить, что университетские годы были для поэта временем напряженной творческой деятельности. Принято считать, что Лермонтов воспринимал Кавказ романтически, находил в нем воплощение своей поэтической мечты. С этим трудно спорить. Кавказская тема в его творчестве занимает огромное место. Действие самых значительных его произведений — «Демона», «Мцыри», «Героя нашего времени», — равно как и большинства поэм, происходит именно в этом крае. Однако восторженное чувство, которое вызывали горы в душе поэта, не лишало его трезвого и правдивого взгляда на те сложности и противоречия, которыми отличалась жизнь черкесов. Он был далек от идеализации жизненного уклада «невинных детей природы» и поражался жестокостью их нравов. Предметом его правдивого поэтического слова становились иногда отнюдь не поэтические стороны кавказской жизни . Но, в отличие от принципов натуралистической школы, вопиющие факты действительности не являлись в его произведениях самоцелью, не занимали в них места главной идеи, а оказывались материалом для художественных обобщений. Подтверждением высказанной мысли является, в частности, поэма «Каллы», написанная им в 1830-1831 годах.

http://azbyka.ru/fiction/tajna-lermontov...

Частое обращение с больными уничтожает сие расположение. Пред посещением больного непременно должно выпить в дни скоромные чашку бульона, или съесть кусок жареного мяса с хлебом; а в постные выпить кофе без сливок, или съесть ломоть хлеба с солью и в обоих случаях выпить рюмку хорошего вина, водка дозволительна особенно можжевеловая и горчичная, или ерофеич. Вымыть себе хорошенько руки и лице хлориновою водой, иметь при себе закупоренную скляночку или мешочек с хлором. Приходя к больному, верхнее платье должно оставлять вне комнаты больного; во время посещения не глотать слюны, а выйдя от больного выполоскать рот тепловатою водой с уксусом. После каждого посещения должно омывать руки и лицо тепловатою водой с примесью хлориновой, а за неимением оной – с уксусом. В продолжение существования болезни необходимо нужно наблюдать правильный образ жизни; употреблять пищу здоровую, питательную, удобоваримую; пить умеренно хорошее вино; наблюдать чистоту тела и воздуха в комнатах; избегать всего того, что может изнурять тело, или ослабить оное хотя на короткое время». См. Моск. Ведом. 1830 г. стр. 3560 – 3561. Как мы уже отчасти видели и как еще увидим в последствии, взгляд самого святителя Филарета на предохранительные средства от заражения холерой со стороны санитарной, в общем и существенном, не противоречит этому Наставлению. 88 Филарет. Юбил. Сборн,. т. I, стр. 382 – 383. См. Чтен. в общ. люб. дух. просв. 1877 г. стр. 70 – 71 «Материалов для истории русской Церкви». 90 В Верейском уезде был учрежден предохранительный от холеры уездный комитет, который разделил уезд на несколько участков. См. там же, стр. 133 примеч. 97 См. их там же, стр. 122, 123 – 124, 130, 132, 136 – 138; Филар. Юб. Сборн. I, 377 – 403; Душеп. Чт. 1874: I, 495 – 497; 1875: III, 254 и др. 100 Между прочим эти карантинные предосторожности и приняты были за образец в холеру 1830–1831 годов. 101 См. об этом в 10, 15 и др. Ведомости о состоянии г. Москвы. В Моск. Ведом. 1830 г. стр. 3560 и 3626 – 3627. 102 Этот священник Никита есть брать митрополита Филарета, получивший и частное письмо от последнего по тому же делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Митр. Евгений усилил контроль за дисциплиной духовенства. В 1827 г. он запретил совершение треб заштатным священникам. В указе от 18 авг. 1831 г. архиерей отмечал, что при рукоположении предпочтение будет оказано выпускникам духовных семинарий, предписывал, чтобы священники назначались на те приходы, где среди клира не имеется их родственников. В 1831 г. митрополит принял жесткие меры в отношении нарушителей церковной дисциплины: 26 священников были лишены сана за «пьянство, буянство, порочное поведение», десятки священнослужителей отправлены за штат. В апр. 1835 г. были лишены сана неск. десятков диаконов К. е. Современники считали эти действия неоправданно жестокими. Строгим был контроль со стороны митрополита за совершением богослужения. 4 февр. 1835 г. митр. Евгений в письме в Киевскую консисторию указывал, что в К. е. мн. священники крестят младенцев не погружением, а обливанием, по католич. обычаю; митрополит предупредил о возможном лишении сана за это нарушение. 20 сент. 1823 г. митр. Евгений учредил Киевское епархиальное попечительство о бедных духовного звания, для к-рого исходатайствовал у имп. Александра I капитал в 15 тыс. р. Стремясь поддержать малообеспеченную часть духовного сословия, в февр. 1835 г. митр. Евгений передал право печь и продавать просфоры вдовам и сиротам духовного звания, в то время как ранее этим в Киеве занимались булочники. Митр. Евгений много сделал для церковно-исторической науки и духовного просвещения. В Киеве он организовал первые систематические археологические раскопки, офиц. начало к-рых относится к 17 окт. 1824 г., когда приступили к поискам фундамента Десятинной ц., обнаруженного в том же году вместе с остатками фресок. 2 авг. 1828 г. митрополит освятил закладку новой Десятинной ц. Он объехал мн. исторические места Киевской губ., составил план ее археологического обследования. При содействии митр. Евгения в 1822-1825 гг. было возведено новое здание КДА, в 1828-1830 гг.- новое здание КДС. В 1830-1831 гг. в зап. губерниях произошло 2-е польск. восстание, частично затронувшее и Киевщину. После подавления восстания митр. Евгений инициировал в 1834-1835 гг. упразднение на Киевщине римо-католич. приходов в селах Рудое Село Сквирского у., Мервин Липовецкого у., Салиха Таращанского у., Пенёжково Уманского у.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Еще шире того была его деятельность административная, исходившая из тех начал, которые проводил он в своем учении и никогда не стоявшая в противоречии с этим учением. Его распоряжения касательно усиленных молений, распоряжения по духовно- учебным заведениям, по монастырям и церквам, как Москвы, так и целой епархии; его распоряжения относительно содействия духовенства светским властям; распоряжения по делам благотворительности и т.д. – все это указывает на широкую и неутомимую деятельность духовно-административную. А его деятельное участие в смешанном совете, учрежденном при Московском генерал-губернаторе, его столь внимательное отношение к нуждам и интересам торгового и других сословий, какое выразилось в составленном им протоколе заседания смешанного совета от 1 декабря 1830 года, подлинно дают видеть в нем и мужа совета в делах государственных! Он нес службу не только Церкви, одним из самых видных представителей коей состоял, но и Государству. Делам его в точности соответствуют слова Высочайшей грамоты, при которой препровождены были святителю Московскому знаки ордена св. апостола Андрея Первозванного, от 19 апреля 1831 года: «Ревностное и многодеятельное служение ваше в Архипастырском сане, вами достойно носимом, а при том многие похвальные подвиги и труды на пользу Церкви и Государства, постоянно вами оказываемые при всяком случае 218 , приобретают вам особенное благоволение наше. В ознаменование оного всемилостивейше сопричисляем вас к ордену» и проч. В виду этого свидетельства о значении деятельности приснопамятного Архипастыря, должны были умолкнуть голоса немногих недовольных распоряжениями владыки или почему-либо недоброжелательных к нему. Государь знал, кого и за что награждал. 1 См. Душепол. Чтен. за 1883 г. ч. I, стр. 257 – 258. См. также за 1867 г. ч. III, стр. 196 и Чтен. в общ. люб. дух. просв. за 1868 г., кв. IV, стр. 71 – 72 «Материалов для биографии Филарета». 2 Все 106 этих Ведомостей о состоянии города Москвы, за исключением лишь 60, помещены в Московских Ведомостях за 1830 – 31 годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Разделы портала «Азбука веры» ( 19  голосов:  4.5 из  5) Жестокий обычай и обычная жестокость («Каллы») Небольшая поэма «Каллы» написана предположительно между 1830 и 1831 годами. В это время Лермонтов обучался в Московском университете, куда поступил в сентябре 1830 года. Завершить курс в университетском пансионе, ему не удалось по причине его расформирования и преобразования в гимназию. Император Николай I noшeл на эту меру после того, как получил донесение от графа А. X. Бенкендорфа о том, что пансион, благодаря своему педсоставу, превратился в рассадник либеральных идей и настроений. В августе 1830 года Лермонтов подал прошение в правление Московского университета о включении его «в число своекоштных студентов нравственно-политического отделения» и о допуске «к слушанию профессорских лекций» . По испытании «Михаила Лермонтова в языках и науках нашли его способным к слушанию профессорских лекций», о чем экзаменовавшие его лица и соизволили «донести Правлению Университета» . Лермонтов состоял студентом университета два года и за этот период пополнил свое творческое наследие несколькими поэмами, двумя драмами и многими стихотворениями, из чего можно заключить, что университетские годы были для поэта временем напряженной творческой деятельности. Принято считать, что Лермонтов воспринимал Кавказ романтически, находил в нем воплощение своей поэтической мечты. С этим трудно спорить. Кавказская тема в его творчестве занимает огромное место. Действие самых значительных его произведений — «Демона», «Мцыри», «Героя нашего времени», — равно как и большинства поэм, происходит именно в этом крае. Однако восторженное чувство, которое вызывали горы в душе поэта, не лишало его трезвого и правдивого взгляда на те сложности и противоречия, которыми отличалась жизнь черкесов. Он был далек от идеализации жизненного уклада «невинных детей природы» и поражался жестокостью их нравов. Предметом его правдивого поэтического слова становились иногда отнюдь не поэтические стороны кавказской жизни . Но, в отличие от принципов натуралистической школы, вопиющие факты действительности не являлись в его произведениях самоцелью, не занимали в них места главной идеи, а оказывались материалом для художественных обобщений. Подтверждением высказанной мысли является, в частности, поэма «Каллы», написанная им в 1830-1831 годах.

http://azbyka.ru/fiction/tajna-lermontov...

А. З. Зиновьева (1801-1884; впосл. переводчик Дж. Мильтона ), и занимался в лит. кружке С. Е. Раича (1792-1855), брата митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) , домашнего учителя Ф. И. Тютчева и А. Н. Муравьёва . В 1830-1832 гг. Л.- студент нравственно-политического отделения ун-та. Начало литературного творчества Л. относится к 1828 г. В московский период оно отличалось необыкновенной интенсивностью: в 1828-1832 гг. Л. написал более 300 стихотворений, 16 поэм, драму в стихах и 2 в прозе (при жизни Л. были опубл. только стихотворения «Весна» в 1830 в ж. «Атеней» за подписью «L.» и «Ангел» (1831) в 1840 в «Одесском альманахе»). Вопреки влиянию Раича, приверженца классической эстетики, почти сразу Л. определяется как романтический поэт, добивающийся в стихах не красоты и гармонии, а полноты и искренности самовыражения. Юношеская лирика Л. имеет вид дневника, в к-ром осмысляются принципиальные мировоззренческие вопросы. Поэзия для Л. не самоцель, а средство самопознания и выяснения отношений с самим собой, с ближними, с обществом, со всем мироустройством, прежде всего со своим Творцом. Не сомневаясь в бытии и во всемогуществе Божием, Л. на Него возлагает вину за свои страдания и существование в мире зла и несправедливости (на этом основании Д. С. Мережковский и другие сравнивали Л. с Иовом). Л. неизменно исповедует Бога как своего личного Промыслителя и Судию, но оспаривает необходимость безропотно покоряться Его воле, обвиняет и требует, выражая готовность утвердить свободу своей личности даже ценой собственной жизни. Вдохновляющим Л. образом оказывается «демон», чьих «неземных очей» страшится «муза кротких вдохновений» («Мой демон», 1829), соответственно «жажда песнопенья» осмысляется как «страшная», как препятствие на «пути спасенья» («Молитва» [«Не обвиняй меня, Всесильный...»], 1829). Констатируя, что «вере теплой опыт хладный противуречит каждый миг», поэт питается «огнем язвительным», «что было б яд другим» («Исповедь», 1831). Себя юный Л. мыслит «избранником», неподсудным никому, кроме Бога, давшего ему в удел «угрюмое уединенье»; поэт уверен, что судьба его полна таинственного значения: «...ум мой не по пустякам/К чему-то тайному стремился.../К тому, что обещал нам Бог...» («Любил с начала жизни я...», 1830).

http://pravenc.ru/text/2463583.html

Нет, я не Байрон, я другой Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. (I, 321) Именно здесь Лермонтов предсказал свою раннюю гибель: «Я раньше начал, кончу ране». Как известно, Байрон умер в 37 лет, Лермонтов — в неполные 27. В лирике Лермонтова и Клюева можно выделить целый ряд сходных мотивов, тем или иным образом связанных с предсказанием смерти. Об этом поэты начинают писать уже в ранний период творчества. Лермонтов в стихотворениях «Hoчь.I» (1829), «1831–го Июня 11 дня» (1831), «Завещание»(1831) во многом предваряет мотивы своих произведений, созданных незадолго до роковой дуэли с Мартыновым: «Я к вам пишу случайно; право…»(1840), «Завещание» (1840), «Сон» (1841). Дар предвидения подсказывал поэтам, что жизнь оборвется трагическим образом в ранней молодости. [Сухов]. У Лермонтова этот мотив тесным образом связан с осознанием собственной исключительности. Программным для его ранней лирики можно считать стихотворение «1831-го июня 11 дня», в котором наиболее полно и ярко проявилась способность Лермонтова предвидеть и осознавать приближение скорой гибели: Я предузнал мой жребий, мой конец, И грусти ранняя на мне печать; И как я мучусь, знает лишь творец, Но равнодушный мир не должен знать. И не забыт умру я. Смерть моя Ужасна будет; чуждые края Ей удивятся, а в родной стране Все проклянут и память обо мне. (I, 174) О своем предстоящем расстреле Клюев писал ещё в 1919 году: Товарищи, не убивайте, Я поэт!... Серафим! ... Заря!... Предвидел он и свое нищенское, бездомное существование в Сибири: Стариком, в лохмотья одетым, Притащусь к домовой ограде ... Я был когда-то поэтом, Подайте на хлеб Христа ради!» ( 1922 г.). КРОВАВЫЕ СОБЫТИЯ В РОССИИ Лермонтов п очти за сто лет предсказал страшную революцию в стихотворении «Предсказание» (1830 г.): Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь ... » Клюев ещё в 1934 году пророчествовал в поэме «Разруха» о бедах наших дней:

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/27/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010