В городе Андрей продолжал ходить неодетым и с топориком. Сколько ни жертвовали ему рубашек, он отдавал их нищим. Летом и зимой он на несколько часов уходил из города. Снег и мороз ему не вредили. Однажды в сильный холод один человек отказал Андрею в ночлеге, но потом пожалел его и вышел его искать. Он нашел Андрея лежащим на снегу, из которого выходил сильный пар, и, когда он позвал его, юродивый куда-то ушел. Молясь за городом, он прекращал молитву, когда его замечали. Дома он молился за хозяев: «Помяни, Господи, подай здравие дядюшке и тетушке!» В праздники, которые он очень чтил, он ходил в церковь, где стоял с благоговением. В дни Рождества и Пасхи он полон был величайшей духовной радости и все восклицал: «Христос рождается!», в Пасху «Христос воскресе!» На рынке замечено было, что у кого Андрей брал что-нибудь, тот бойко торговал, и потому торговцы наперерыв старались ему вручить подаяние. Он раздавал все нищим, а, когда их не попадалось, клал деньги в щели домов, чтоб нищие их брали оттуда. Особенно жалел Андрей солдат и заключенных в тюрьме. Когда шла речь о солдатах, он с тяжелым вздохом говорил: «Бедные солдаты!» В Мещовском тюремном замке не было для арестантов готовой пищи. Они содержались подаяниями и, для сбора их, их водили под конвоем по городу. Андрей тогда кричал им из окна: «Братие нищие, идите к нам!» — и с радостью сдавал им все, что для них приберег. В 1812 году, во время вторжения Наполеона в Россию, Андрей, указывая в ту сторону, с которой приближался Наполеон, говорил: «Идут с горы! Очень много! Боюсь; уеду в Калугу». Хозяин стал допрашивать его, а он, ударяясь все головой о стену, повторял: «Ах, идут! Очень много! Но пропадут, исчезнут!» — Тогда не было еще вести о Наполеоне, и, только побывав в Смоленске, хозяин узнал о вступлении его армии в Россию. Это был один из множества случаев проявления у Андрея дара прозорливости. Об этом даре его знали все в Мещовске. Когда люди недостойно издавались над младенчески незлобивым Андреем, Сам Бог вступился на него. Один Мещовский помещик, равнодушный к вере и самодовольный, возвращался со псовой охоты и, встретив Андрея, начал травить его собаками. Собаки искусали ему ноги, а он с терпением смотрел на свои раны и, придя домой, весело попросил тертой редьки, чтоб приложить ее к ранам.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Межевые планы 4-й четверти 18 в. и планы на карте середины 19 в. зафиксировали необычно развитую и красивую планировку «села Сабуровщина Евдокимовское тож», тесно связанную с особенностями рельефа местности и больше похожую на центр небольшого городка. Основная часть села размещалась на высоком восточном берегу речки Безвель, на которой, по две стороны от устроенного для дороги из Мещовска моста, были созданы два длинных пруда. Средняя треть села, пресекавшаяся дорогой из Мещовска, была ограничена двумя малыми запрудами, устроенными на двух перпендикулярных речке Безвель ручьях. Эту часть занимала крупная помещичья усадьба с деревянными зданиями. Парадный прямоугольный двор усадьбы находился к югу от большой дороги перед ее спуском к реке. В середине двора стоял главный дом, а по трем углам – три флигеля; северо-западный угол был оставлен пустым, открывая вид от дома на заречные дали. Две каменные церкви располагались вблизи помещичьего двора по двум его сторонам: церковь Покрова стояла к югу от него, за малым поперечным прудом; Казанская церковь – к северу, на другой стороне большой дороги. Там же, к северу от помещичьего двора, размещалась необычно большая хозяйственная зона усадьбы с четырьмя деревянными хозяйственными комплексами – прямоугольными в плане, с периметральной застройкой вокруг внутренних дворов. Земля хозяйственной зоны разделялась подобием длинной и довольно широкой г-образной площади на два участка: узкого вытянутого вдоль реки с одним хозяйственным двором, и расположенного к востоку втрое большего с тремя хозяйственными комплексами. Линии крестьянской застройки размещались вдоль восточного берега речки Безвель на двух обширных участках, находившихся к югу и северу от средней помещичьей части села, а также на противоположном низком западном берегу. В 1872 г. в трапезной церкви Покрова освятили придел Знамения, начали строительство каменной ограды (не сохр.). Согласно метрике на церковь Покрова 1887 г., высота здания составляла 34,79 м, ширина – 7, 28 м, длина – 28,4 м.

http://sobory.ru/article/?object=04573

Хозяин стал допрашивать его, а он, ударяясь все головой о стену, повторял: «Ах, идут! Очень много! Но пропадут, исчезнут!» — Тогда не было еще вести о Наполеоне, и, только побывав в Смоленске, хозяин узнал о вступлении его армии в Россию. Это был один из множества случаев проявления у Андрея дара прозорливости. Об этом даре его знали все в Мещовске. Когда люди недостойно издевались над младенчески-незлобивым Андреем, Сам Бог вступался за него. Один мещовский помещик, равнодушный к вере и самодовольный, возвращался со псовой охоты, и, встретив Андрея, начал травить его собаками. Собаки искусали ему ноги, а он с терпением смотрел на свои раны и, придя домой, весело попросил тертой редьки, чтобы приложить ее к ранам. — Да редька не залечит их, — сказала хозяйка, — а растравит их. Но Андрей сделал по своему, и раны зажили. А у помещика внезапно заболели и умерли два сына. Почувствовав близость смерти, Андрей в Мещовском монастыре выбрал себе место для погребения. Предсмертная болезнь его длилась более полугода и была мучительна, так как он лежал за печью все на одном боку. 28 июня 1812 года, за несколько дней до того приобщившись и особоровавшись, Андрей тихо почил. Множество народу, как мещовских, так и пришлых, по случаю Петровской ярмарки, — собралось поклониться усопшему, все жертвовали на погребение, и оно было совершено с большою торжественностию. При перенесении тела в монастырь панихид служили так много, что шествие продолжалось три часа. Народ шел с зажженными свечами. С тех пор прошло около века, а память об этой искренней душе, которая так властно распяла в себе земного человека, с такою силою избрала путь тяготы, унижения и нищеты, — не прекратилась в Мещовске и его округе. Старики передавали молодым рассказы о том, как он жил, как терпел свою трудную долю и как жалел народ. И вера в то, что эта отреченная жизнь была угодна Богу, и что сильна пред Богом молитва юродивого Андрея — никогда не иссякала в народе. Издалека приходят к его могиле служить панихиды, обливают висящий у его могилы топорик водою, пьют ее иумываются, берут с могилы землю и посыпают ею больные места, получая по вере исцеление.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

Когда брат Елены Мещовский иеродиакон Корнилий неожиданно был посвящен в иеромонахи и ехал повидать родных, Андрей это предвидел; разорвал рубашку, одел наподобие епитрахили и, глядя в окно, говорил: «едет поп, едет поп. Корнилий поп!» – Вскоре Корнилий и приехал. Когда этот о. Корнилий был строителем монастыря, и находился в доме одного помещика, туда пришел Андрей и сказал: «в монастыре – пожар!» Строитель немедленно поспешил, горела башня, где тогда были братские келлии. А не поспеши бы старец, сгорел бы весь монастырь; так спас от огня блаженный ту обитель, где впоследствии нашел он себе и место упокоения. Однажды, хозяйка, уходя из дома, велела Андрею, если придет нищий, подать ему кусок. Он отдал весь хлеб. Когда хозяйка, возвратившись, узнала, что было, огорчилась. Но Андрей утешил ее; «будет, будет хлеб» – говорил он, и ему скоро от соседнего помещика привезли много белых хлебов. Бедный Андрей – был питателем принявших его бедных вдовиц. И тут действовала та же сила Божия, которая древле питала принявшую пророка вдовицу Сарептскую... Но, не на одних домохозяев Андрея изливалась ради него милость Божия, по молитвам блаженного много и многим было даровано милостей Божиих. А молитвенник он был усердный. Во все праздники он ходил к богослужению, но чаще всего ходил к службам в монастырь, где особенно любил молиться пред древнечтимым образом «Всех скорбящих Радости». В прочее же время он для молитвы уходил за город и любил молиться, чтобы его никто не видал. Идучи в церковь , блаженный одевался в рубашку, а зимою и в полушубок, а обычно ходил нагим с топориком, иногда и с кнутиком. Но ни мороз, ни снег, ни жар ему вреда не причиняли. Пришел раз Андрей ночевать к одному мещанину, дочери того застыдились его наготы и блаженному было отказано в приеме. Только что ушел Андрей, отказавшего охватила тревога: как бы юродивый не замерз. Взяв фонарь, пошел его искать и нашел спокойно лежавшим на снегу. Тогда Андрей встал и ушел. Сколько ему ни дарили рубашек, кроме как в церковь , он не одевал, а раздавал беднякам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мне неожиданно предложили поучаствовать в доставке в Свято-Георгиевский Мещовский монастырь чудотворного списка одной чудотворной иконы Богородицы. До революции в районе было около 180 церквей. В основном они были посвящены Богородице. В самом Мещовске 2 действующих храма и оба они посвящены Благовещению. В городе около 5-ти тысяч жителей. Урожен­кой Мещовска является Евдокия Стрешнева - мать Михаила Романова. Перед входом в Свято-Георгиевский монастырь им установлен памятник.      Здесь же родилась первая супруга Петра I Евдокия Лопухина. Мещовск противостоял Петру: ему передавали: не появляйся в наших местах, потому что ты обидел нашу деву. Неподалеку от обите­ли в селе Серебряно сохранилась ее усадьба. Сейчас она принадлежит одной состоятельной женщине. Хозяйка усадьбы Лопухиной содержит целый зверинец, в котором есть вол­ки, медведи, пони и верблюд. Напротив - женский скит с Успенской церковью. В этом храме чтимая икона Богородицы «Аз есмь с вами и никто же на вы». Храму более 300 лет. Во главе скита монахиня Феофания. Территория скита 10 гектаров. Есть еще поля площадью 20 га. В трапезной постоянно читается псалтырь. Здесь находятся список молельной иконы митрополита Филиппа " Хлебенная " . Храм и постройки скита отапливаются дровами. Ленин требовал, чтобы из деревень убрали кобзы, лиры и гусли, так как игра на них в сопровождении духовных песнопений сохраняла благочестивый дух народа. А Мещовск приказывал раздавить в пух и прах. На сегодняшний день в Калужской митрополии 30 монастырей. В районе 30 церквей и все они древние. Имеется 5 монашеских общин. В Мещовском Свято-Георгиевском монастыре около 40 насельников, а есть обители, где их около 150. При монастыре имеется боль­шое хозяйство, включающее в себя экспериментальное картофельное поле, поля, дающие двадцать тонн огурцов, тонну лука и т.д. Поголовье коров насчитывает сто единиц. Есть коровы, дающие до 40 литров молока в день. В хозяйстве монастыря 50 овец, 100 кур. Имеется три сада. В радиусе 100 км нет никаких заводов. Чистейшая экология. Самые плодородные земли. За монастырской стеной проживают несколько десятков пожилых монахинь и послушниц. Они поют на крылосе, убирают храмы, очень помогают по хозяйст­ву. Ежедневно в трапезной питаются около 100 человек. Монастырь опекает Центр творческого развития в честь иконы Богородицы " Воспитание " . В центре около 600 детей. Строится Дом милосердия с медицинским центром. В стенах обители было духовное училище. Одно время в нем преподавал отец Валентин Амфитеатров. В главном храме обители множество частиц мощей святых. Есть, в частности, ребро мученика Вонифатия и глава Вифлеемского младенца.

http://pravoslavie.ru/89180.html

В 1872 г. за пределами монастырской ограды была возведена гостиница. В М. м. на могиле отца бывал К. Н. Леонтьев (в т. ч. в 1875 г., при игум. Марке (Чебыкине)) и оставил отзыв: «Монастырь бедный, скромный, малолюдный, но игумен в нем прекрасный, ученик знаменитой Козельско-Оптинской пустыни» ( Леонтьев К. Н. Избранные письма, 1854-1891. СПб., 1993. С. 123). Собор во имя апостолов Петра и Павла. 80-е гг. XIX в. Фотография. 2014 г. Собор во имя апостолов Петра и Павла. 80-е гг. XIX в. Фотография. 2014 г. Большое наследие оставил настоятель (1878-1894) игум. Досифей (Силаев), к-рый тоже пришел из Оптиной пуст., а в 1894 г. вернулся туда и стал ее настоятелем. При нем были уплачены монастырские долги, в кон. 80-х гг. XIX в. сооружены большой каменный 5-главый собор во имя апостолов Петра и Павла в русско-визант. стиле и каменный братский корпус. При игум. Досифее у М. м. установились связи с вел. кн. Георгием Александровичем, св. покровителю к-рого был посвящен мон-рь, а также с вел. кн. Николаем Александровичем (впосл. имп. св. Николай II ). Игумен обменивался с вел. кн. Георгием Александровичем телеграммами, высылал ему в дар книги об обители, иконы. Вел. князь в 1881 г. пожертвовал в монастырь 500 р. и сребровызолоченную лампаду к иконе вмч. Георгия, в 1890 г.- 12 икон с изображением лицевых святцев на кипарисных досках в рамке с серебряными украшениями, а вел. кн. Николай Александрович - 500 р. По инициативе игум. Досифея с 1882 г. в обители на ектениях среди членов имп. фамилии стали поминать вел. кн. Георгия Александровича. Духовником и старцем братии при игум. Досифее был иером. Иларий († 1890), которого благословил перейти в М. м. иеросхим. Амвросий (Гренков): «Иди в Мещовский монастырь, там твой Валаам и Афон, ты там нужен» (ЖПодв. Июль. С. 166-167). Впосл. старец Амвросий поручал нек-рых своих духовных детей иером. Иларию. В 1894-1897 гг. настоятелем М. м. был архим. Агапит (Беловидов) , известный агиограф. К нач. XX в. в М. м. действовали странноприимный дом и богадельня на 8 чел. В XIX - нач. XX в. настоятелями М. м. часто ставили бывш. экономов Калужского архиерейского дома и воспитанников Оптиной пуст., которые поддерживали связи с оптинскими старцами и настоятелями. М. м. посещал старец Макарий (Иванов) . Переходило в мон-рь и немало рядовых монахов из Оптиной, особенно в 40-х и 70-х гг. XIX в. В 1865 г. в братстве состояло 23 монашествующих, в 1890 г.- 31, в 1900 г.- 34 (и 24 неуказных послушника), в 1910 г.- 31 (и 18 неуказных послушников), в 1915 г.- 27 (и 14 неуказных послушников) (ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 1355. Л. 132-150; Д. 1833. Л. 163-182; Д. 2210. Л. 205-219; Оп. 3. Д. 766. Л. 23-23 об.; Д. 1806. Л. 139-147). Последним настоятелем перед революцией (1915-1918) стал иером. преподобноисп. Георгий (Лавров). В 1916 г. был открыт приют для детей воинов, погибших во время первой мировой войны. Обители было преподано благословение Синода за заслуги «по обстоятельствам военного времени».

http://pravenc.ru/text/2563152.html

Вязьма поступила в Крутицкую епархию сразу после перехода на московскую сторону. С ней поступил весь тогдашний Вяземский округ, заключавший в себе, начиная от р. Угры, нынешний Вяземский уезд, части Дорогобужского, Ельнинского, Сычевского и весь Юхновский. В начале XVI в. в самой Вязьме был дом крутицкого владыки. В той же зависимости по церковному управлению она оставалась во все время польского владычества над Смоленском с 1611–1654 год 468 . В первой четверти XVII века, кажется, вполне определился состав Крутицкой митрополии. Из нынешних калужских городов ей принадлежали Козельск, Лихвин, Мещовск, Перемышль с некогда славными, а теперь заштатными городами Воротынском и Серпейском; из тульских: Белев, Одоев, Новосиль и Чернь; из орловских: Болхов, Мценск и Ливны (основ. 1586 г.) 469 ; из смоленских: Вязьма и Дудинская волости (ныне села Юхновск. у.). В пределах нынешней Моск. губ. ей принадлежала Загородная десятина от Звенигородской по Боровскую дорогу 470 . Крутицкая епархия во второй половине XVII в. является почти с тем же составом городов. По разным уцелевшим подлинным делам крутицкого архиерейского казенного приказа второй половины XVII в. видно, что Крутицкой митрополии принадлежали: 1 – Козельск (документы от 1674–1695 г) с 54 церквами (число церквей относится к 1692 г.); 2 – Серпейск (1670–1701) с 20-ю церквами; 3 – Мещовск (1629–1698) с 45 церквами; 4 – Воротынск (1678–1697 г.) с 20 церквами; 5 – Перемышль (1683–1698) с 24 церквами; 6 – Лихвин (1683–1697 г.) 24 церкви; 7 – Белев (1641–1695 г.) 70 церквей; 8 – Одоев (1679–1692 г.) 38 церквей; 9 – Новосиль (1683–1698 г.) 38 церквей; 10 – Болхов (1650–1695 г.) 35 церквей; 11 – Мценск (1683–1694 г.) 45 церквей; 12 – Ливны (1628–1698 г.) 41 церковь ; 13 – Чернь (1689–1693) 23 церкви; 14 – Вязьма (1679–1699 г.) 82 церкви; 15 – Дудинские волости за 1692 г. с 20 церквами и Чернавск (1688–1698) с 12 церквами 471 . Чернавск основан в 1627 г. на р. Чернаве, впадающей в Сосну в Оргольском стане, Елецкого уезда, от Ельца в 40 верстах, на елецкой стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Колокольня Псковского собора имеет 22 колокола, из которых самый большой, имеющий в диаметре 3,5 арш., весом 600 пуд[ов] 314 . Колокольня при Мещевском Георгиевском мужском общежительном монастыре, в одной связи с церковью, новой архитектуры, построена в 1820 году вместо разрушенной бурей в 1768 году и разобранной до основания в 1809 году, квадратная четырехъярусная; три яруса украшены двойными колоннами, а вместо окон пролеты; в верхнем – палатка для часов, покрыта куполом, который увенчан грушевидною главою, а на ней позлащенный крест, утвержденный в яблоке. На колокольне находится 11 колоколов: самый большой весом в 136 пудов 4 фунта. На нем вычеканена надпись: «1754 года февраля 2-го дня, вылил сей колокол в обитель св. великомученика Георгия, что близ города Мещовска, а в оном в новом положено стараго бывшаго колокола оной же обители весу 51 пуд 20 фунтов, а вновь приложено к старому колоколу тому архимандритом Силою 84 пуда 24 фунта, впредь для поминовения души своей. Итого в оном колоколе старою и с новою медью 136 пуд. 4 ф.; лил сей колокол мастер Константин Михайлов сын Слизов». На другом колоколе надпись: «1793 года декабря 27 дня, перешел сей колокол из стараго города Мещовска в Егорьевский монастырь при строителе Мельхиседеке, весу 37 пуд. и 30 фунтов» 315 . В настоятельство о. Израиля (1820–1831), в коренной Рождество-Богородицкой пустыни, колокол 70 пуд[ов] разбитый с прибавкою 10 пудов новой меди, перелит вновь и еще для согласного звона куплено три новые колокола; в 53 пуда, 28 пудов и в 20 фунтов 316 . На колокольне коренной Рождество-Богородицкой пустыни 9 разновесных колоколов. На большом изображено: «Колокол сей Курскаго уезда в Коренную пустыню тщанием архимандрита Михаила, коштом монаха Иоанна Алаторцова сделан ко храму Рождества Пресвятыя Богородицы», весу в нем 150 пудов. Полиелейный в 20 пудов, повседневный в 17 пудов 15 фунтов; четвертый в 9 пудов; а пять колоколов малых, каждый в 1 ½ (из них 4 променены, а взято на место их у тульскаго купца Котельникова), большие боевые железные трехъярусные самой простой работы разломанные ветхие русские часы 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Искра. Георгиевский монастырь. Часовня Андрея Мещовского. Часовня блаженного, Христа ради юродивого Андрея Мещовского Часовня. Не действует.   Год постройки:2012. Адрес: Россия, Калужская область, Мещовский район, село Искра, улица Монастырская, д. 1 Координаты: 54.331184, 35.268999 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Мещовский монастырь, где похоронен святой, стал местом куда стекаются множество людей, чтобы почтить память блаженного. Местночтимый святой блаженный Андрей Мещовский родился в 18 веке, а умер перед войной 1812 года, предсказав перед смертью нашествие французов на русскую землю (из книги Блаженный Андрей Мещовский, изд. Мещовского Свято-Георгиевского монастыря, 2014 г.). В июле 2012 году состоялось торжественное празднование 200-летия со дня праведной кончины блаженного Христа ради юродивого Андрея Мещовского. В рамках торжеств произошло освящение часовни, отстроенной на месте захоронения блаженного и когда-то стёртого с лица земли. В часовне на месте могилы блаженного Андрея Мещовского стоит новое надгробие; на ней образ блаженного Андрея в стиле старорусского иконописания. В нише часовни на белой мраморной гробнице находятся мощи блаженного (голова блажен. Андрея в ковчеге - в соборе Петра и Павла). Также в часовне есть чудотворный крест (Голгофа), обретённый в земле близ Преображенского храма в д. Спас-Загорье и перенесённый в православно-просветительский центр " Вера, Надежда, Любовь " в г.Обнинске. В 1998 году крест замироточил. В 2002 году крест был перевезён в Свято-Георгиевский монастырь. Комментарии и обсуждение В часовне блаженного Андрея Мещовского регулярно проводятся молебны с освящением воды,читаются акафисты. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=32319

Мещовск. Часовня в память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Часовня. Действует.   Год постройки:2010. Ссылки:   Адрес: Россия, Калужская область, Мещовский район, г. Мещовск, просп. Революции, воинский мемориал Координаты: 54.320918, 35.280306 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В сквере стоит памятник Воину-освободителю (скульпторы Антропов и Тамм ), монумент узникам фашистских концлагерей, небольшая часовня (построена в 2010 году к открытию отреставрированного мемориала), постаменты с именами мещовцев – Героев Советского Союза. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=14892

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010