Священно-церковно-служители и старосты церковные Священники 1) Иосиф Терентьевич Соловьев, 1814–1828 гг. По окончании курса в Московской академии, 1792 г. февр. 1 дня посвящен во диакона к Богословской, что в Бронной, Никитского сорока, церкви. 30 авг. 1796 г. рукоположен во священника к Николаевской, на Старом Ваганькове, церкви. 17 янв. 1813 г. перемещен, Сретенского сорока, к ружной Покровской, что в Покровском, церкви, а в январе 1814 г. переведен к Крестовоздвиженской церкви. † 1830 г. в ноябре. 2) Василий Симеонович Советов, 1828 – 1831 гг. По окончании курса в Спасо-Вифанской семинарии, два года был Дмитровских духовных училищ инспектором и уездного училища учителем по латинскому яз., арифметике и географии. 9 мая 1827 г. посвящен во диакона в Петро-Павловской, на Якиманке, церкви и того же года 21 мая рукоположен во священника «в Военный гофшпиталь»; в 1828 г. апр. 13 перемещен в Запасный дворец, а 8 авг. того же года – к Крестовоздвиженской церкви, † 4 июля 1831 г. 3) Николай Васильевич Богородский, 1831–1847 гг. По окончании курса в Московской духовной семинарии в 1817 году, 21 мая 1819 года посвящен во священника к Воскресенской г. Коломны церкви; был учителем низшего отделения Коломенского уездного училища, а потом и инспектором училищ духовного и приходского; с 24 авг. 1829 г. – священник Страстного девичьего монастыря, а 9 июня 1831 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. С 1845 г. – духовник округа. † 26 нояб. 1847 года. 4) Георгий Стефанович Колычев, 1847–1849 гг. Из мест. диаконов, определен 1 дек. 1847 г. 5) Александр Васильевич Вишневский, 1849–1886 гг. Сын диакона. По окончании курса в Московской дух. семинарии в 1834 году, посвящен во диакона к Филипповской, на Мещанской, церкви, в 1835 году. 12 февр. 1849 года рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви. С 1842 по 1871 г. был законоучителем в Николаевском детском приюте, а с 1846 до 1871 г., кроме того, законоучителем малолетнего отделения Воспитательного дома и Фельдшерской школы. С 1863 г. – духовник округа. С 1879 г. – протоиерей. В день 50-ти летнего юбилея служения в священном сане, 23 нояб. 1885 г., поднесен ему от прихожан золотой, с драгоценными украшениями, наперсный крест. 184 † 7 июня 1886 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

К.Д. Головщиков В 7–11 Ярославских еп. ведомостей за текущий год и отдельно (Яросл. 1898 г.) напечатаны био-библиографические данные о тех из бывших питомцев Ярославской семинарии, которые для своей специальности избрали недуховную дорогу. Таких лиц оказалось 30. Сообщая ныне био-библиографические сведения о тех из бывших воспитанников Ярославской семинарии, которые посвятили себя служению церкви, я выбираю из них только умерших; порядок алфавитный. В настоящий очерк не входят достигшие епископского сана, о которых напечатано уже в тех же ведомостях 14 и 15) и отдельно; сюда однако же вошло несколько лиц, не имевших духовного сана, но служивших по ведомству православного исповедания. К. Головщиков Аврамий Аврамий , до монашества Андрей Григорьевич Городецкий, Ярославец родом и учился с 1803 г. в местной семинарии, а с 1816 г. в Московской духовной академии. Окончив в последней курс кандидатом, он 17 октября 1820 г. назначен был ректором уездного училища Ярославской епархии, помещавшегося тогда в Толгском монастыре; 10 августа 1822 г. перемещен на туже должность в Борисоглебское (Рост. уезда) училище; 7 января 1824 г. посвящен в священники к Николотропинской церкви в Ярославле; 15 мая 1826 г. назначен учителем и инспектором духовного училища в Ярославле же. Вскоре затем, овдовев, он принял 16 февраля 1827 года монашество; 4 февраля 1828 г определен учителем церковной истории в Ярославскую семинарию; в 1829 году назначен инспектором семинарии в Архангельск. Умер на покое в Ростовском Аврамиевом монастыре. В Сборнике Императорского Русского Исторического Общества он назван «ученым архимандритом», но говоренные им во множестве проповеди остались в рукописях. (О нем: Сб. Им. Рус. Ист. Общ. LX, стр. 3; Яр. еп. вед. 1871 р. 22). Адриан Адриан с 9-го ноября 1806г. иеромонах, родился 4 июля 1800 г. в Ярославской губернии, Пошехонского уезда, в селе Семеновском, где отец его был диаконом. Мирское имя его «Андрей», фамилия «Семеновский». Учился он сначала в Пошехонском духовном училище, потом в Ярославской семинарии, и курса не окончив, поступил 25 февраля 1821 г. в число послушников Пошехонского Адрианова монастыря, а 4 апреля 1826 года принял монашество. Июня 6-го 1831 года определен он на должность казначея, но эта должность «несовместна была с настроением его духа»: он чувствовал себя неловко и начал юродствовать ради Бога. Раз, трое суток простоял он неподвижно, зимой ходил по нескольку верст без обуви; пища его с 1832 года до конца жизни была, как свидетельствует одна рукопись 1 , ржаные сухари, обмоченные в воде и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ (Лебединский Иван Алексеевич; 22.01.1822, слобода Нов. Калитва Острогожского у. Воронежской губ.- 1.08.1893, с. Черкизово близ Москвы), митр. Московский и Коломенский. Род. в бедной потомственной священнической семье, имел 6 братьев и сестер. Дед митрополита прот. Даниил Иванович Лебединский († 1831) построил 3-престольный каменный Троицкий храм в слободе (1818; разрушен в 1936). Отец митрополита свящ. Алексий Даниилович Лебединский (1780-1838) по окончании Воронежской ДС женился на Марии Васильевне, в 1827 г. сменил своего отца на должности настоятеля. Младший брат архиерея Василий (1829-1912), став священником и благочинным, выстроил Троицкий храм (1862-1869; не сохр.) в с. Козловке Бобровского у. В эту церковь Л. передал древний образ Божией Матери «Знамение». Сестра Анна (1821-1888) стала женой прот. Иоанна Федоровича Поповского (1820-1897), клирика Троицкого храма Нов. Калитвы, племянника А. Д. Граникова, проф. КДА. Позже на средства Л. и прот. Иоанна в Нов. Калитве был построен кладбищенский храм во имя свт. Леонтия Ростовского (освящен в 1881; разрушен в 30-х гг. XX в.). Лебединский с детства отличался трудолюбием и рассудительностью, в 8 лет выучился читать и писать. Впосл. вспоминал, что для деда прот. Даниила «часто читал... богослужебные книги, которые он выслушивал, лежа... на одре по болезни и исправляя мои ошибки по памяти» (Мои заметки и воспоминания. Серг. П., 1914. С. 1). После непродолжительного домашнего воспитания в окт. 1832 г. Лебединский был отдан во 2-й класс Павловского приходского 2-классного ДУ, в 1833 г. переведен в Воронежское ДУ, окончил начальное образование в 1836-1837 гг. в обновленном Павловском уездном ДУ, где служил учителем, а затем смотрителем его старший брат Даниил (1815-1871). Он оказывал Лебединскому финансовую и др. помощь. Позже при непосредственном участии Л. в Павловском уч-ще устроили домовую ц. во имя святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова (1882-1884), в к-рую архиерей пожертвовал иконостас.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г., с. Шава Макарьевского у. Нижегородской губ.- 20.03.1887, Курск), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. В 1844 г. поступил в Нижегородскую ДС, к-рую окончил по 1-му разряду, и в 1850 г. поступил в МДА. В 1854 г. окончил академию 3-м магистром XIX курса. В 1855 г. защитил магист. дис. на тему «О Крещении через погружение и обливание», к-рая была опубликована в академическом ж. «Прибавления...» (1855). 8 мая 1854 г., будучи еще студентом, Лузин был пострижен в монашество с именем Михаил, 16 мая рукоположен во диакона, 19 июня - во иерея. 9 окт. того же года удостоен звания бакалавра, в 1855 г.- магистра богословия и оставлен в академии на кафедре Свящ. Писания НЗ. Е. Е. Голубинский , поступивший в академию в 1854 г., вспоминал, что М. «чтец был прекрасный, так что его лекции справедливо могут быть названы выдающимися. Поэтому его слушали с большим вниманием, чем кого-либо» ( Голубинский. 1923. С. 28-29). С 24 февр. 1859 г. М.- профессор МДА. 4 сент. 1860 г. был возведен в сан архимандрита. С 25 марта 1861 по 1870 г. инспектор академии, с 1863 г. ординарный профессор. 9 дек. 1871 г. М. защитил докт. дис. «О Евангелии и евангельской истории: (По поводу книги Ренана «Жизнь Иисуса»)». Защита явилась одним из первых докторских диспутов в МДА, к к-рому был проявлен высокий общественный и научный интерес. В академию прибыли митрополиты Московский свт. Иннокентий (Вениаминов) и Киевский Арсений (Москвин) , ученые и общественные деятели - Н. П. Гиляров-Платонов , Н. П. Аксаков и др. Современник вспоминал: «Дав в этой речи меткую характеристику книги Ренана, о. Михаил с особенным ударением указывал на то фальшивое положение, в каком находится русский богослов-апологет, когда разбираемые им произведения отрицательной критики Евангелий стоят у нас под запретом, не допускаются к переводу или в переводах заграничных лишь тайком ходят по рукам читателей, еще сильнее привлекая к себе внимание, как запрещенный плод...» Он продолжал в духе 60-х гг., приводя слова М. о том, что: «нужно более полное и тщательное изучение западной богословской науки во всех ее направлениях, а для этого нужно более, чем прежде, свободы и простору в этом отношении». Эти горячие призывы о. Михаила были встречены громом аплодисментов, и весь зал единодушно устроил ему шумную овацию» ( Соколов В. А. Годы студенчества//БВ. 1916. Вып. 5. С. 25-27). По окончании диспута ректор А. В. Горский , собрав голоса членов Совета, объявил, что М. признается достойным степени д-ра богословия. 13 янв. 1872 г. Синод утвердил его степень.

http://pravenc.ru/text/Михаила ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Андрей Николаевич (30.04.1806, Москва - 18.08.1874, Киев), камергер имп. двора (с 21 мая 1836), почетный член С.-Петербургской АН, действительный статский советник (1855), духовный писатель, церковно-общественный деятель, историк Церкви, паломник. Род. в семье генерал-майора Н. Н. Муравьёва и А. М. Муравьёвой (урожд. Мордвинова). Младший брат декабриста А. Н. Муравьёва, Н. Н. Муравьёва-Карского и М. Н. Муравьёва-Виленского. После смерти матери в 1809 г. воспитывался у родственников в С.-Петербурге. В 1815-1823 гг. проживал в Москве на ул. Б. Дмитровка в доме, в к-ром размещалась основанная его отцом школа колонновожатых. По признанию М., вопреки желанию отца, стремившегося дать сыну математическое образование, в нем зародилась «страсть к словесности» под влиянием наставника С. Е. Раича, родного брата митр. Киевского и Галицкого свт. Филарета (Амфитеатрова) . В числе членов лит. кружка, организованного Раичем, были Ф. И. Тютчев , М. П. Погодин , С. П. Шевырёв, будущий посланник в К-поле В. П. Титов и др. В февр. 1822 г. М. был определен архивариусом в Московский архив Коллегии иностранных дел, в марте 1823 г. переведен на военную службу во 2-ю армию (г. Тульчин) под командованием ген. гр. П. Х. Витгенштейна. 7 мая 1823 г. зачислен юнкером 34-го Егерского полка, 3 дек. того же года произведен в прапорщики Харьковского драгунского полка. 3 сент. 1827 г. «уволен от военной службы с повышением чина, для определения к статским делам». С сер. 20-х гг. XIX в. участвовал в лит. жизни Москвы, был знаком с Е. А. Баратынским, А. С. Пушкиным , тесно общался с Погодиным, регулярно посещал лит. салон кнг. З. А. Волконской. Летом 1825 г., во время отпуска в Крыму, познакомился с А. С. Грибоедовым. В списках ходила трагедия М. «Владимир» (1826), в к-рой П. А. Вяземский отмечал «живость, огонь и признаки решительного дарования». В альманахе «Северная лира на 1827 год» вышла 1-я публикация стихотворений М. В том же году в Москве был напечатан единственный его поэтический сб. «Таврида». Начал работу над циклом трагедий из русской истории - пьес «Михаил Тверской», «Георгий Московский» и «Падение Перуна». Во время русско-тур. войны 1828-1829 гг. на зимних квартирах в Яссах познакомился с А. С. Хомяковым , впосл. не разделял его славянофильские и богословские взгляды ( Муравьёв. Знакомство с русскими поэтами. 1871. С. 16). В 1834-1837 гг. поддерживал знакомство с М. Ю. Лермонтовым , который на его квартире написал стихотворение «Ветка Палестины» с посвящением М. Об этом периоде жизни М. написал кн. «Знакомство с русскими поэтами» ( Хохлова. 1999. С. 159-160; Она же. 2001).

http://pravenc.ru/text/Муравьёв.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРНЕНСКАЯ И ВЕЛИКОПРЕСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ [болг. Варненска и Великопреславска епархия], Болгарской Православной Церкви (БПЦ); кафедра в г. Варна. Объединяет приходы и мон-ри на территории Варненской обл. и Тырговиштского окр. Разградской обл. Болгарии. Разделена на 5 наместничеств: Варненское, Добричское, Провадийское, Тырговиштское и Шуменское. Правящий архиерей - митр. Кирилл (Ковачёв). По данным на сер. 2003 г., в епархии действуют 308 храмов и 14 часовен, в к-рых служат 95 священнослужителей. Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Варне, 2-й по величине храм-памятник в Болгарии, возведен в 1882-1886 гг. в память погибших за освобождение Болгарии рус. воинов и болг. ополченцев. Сев. престол посвящен св. блгв. кн. Александру Невскому в честь имп. Александра II Освободителя, юж.- свт. Николаю Чудотворцу в честь вел. кн. Николая Николаевича, главнокомандующего Дунайской армией. Монастыри На территории епархии действуют мон-ри: во имя св. равноапостольных Константина и Елены муж. (3 насельника) близ Варны (основан до XVI в., в 1828-1829 разрушен, затем восстановлен), недавно открывшийся в честь Рождества Пресв. Богородицы в Варне жен. (1 насельница), во имя св. апостолов Петра и Павла жен. в Златаре (4 насельницы), во имя св. равноапостольных Мефодия и Кирилла в Преславе муж. (3 насельника). Недействующий мон-рь-музей Аладжа во имя Св. Троицы . Планируется восстановление мон-ря во имя вмч. Пантелеимона, основанного в IX в. ок. Преслава на р. Камчия, в к-ром работали ученики Кирилла и Мефодия святые Наум и Климент Охридские . Образована по решению 1-го Церковно-Народного Собора 1871 г. путем объединения 2 ранее самостоятельных епархий, Варненской и Преславской. Основание епископской кафедры в Варне восходит к апостольским временам. Известно о проповеди ап. Андрея Первозванного на побережье Вифинии, Понта, Фракии и Скифии и о поставлении им в греч. колонии Одесс (совр. Варна) своего ученика ап. от 70 Амплия . Упоминания об этой кафедре сохранились от III - нач. IV в., в кон. VI - нач. VII в. она имела статус автокефальной архиепископии. В VII в. Одесс был сожжен и опустошен аварами, на его месте возникло болг. поселение под названием Варна, в IX-X вв. была возрождена и церковная организация. В нач. XIII в., после завоеваний царя Калояна, эти земли вошли в состав Преславской епархии Тырновского Патриархата. После восстановления Византийской империи Варна вернулась в подчинение Константинопольской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/154303.html

Введение Период I – Духовно-учебная реформа 1808 г. и открытие С. -Петербургской Духовной Семинарии Высшее управление Должностные лица а) Ректоры б) Инспекторы в) Экономы г) Профессоры, учители и лекторы д) Помощники инспектора е) Библиотекари и) Секретари правления и письмоводители з) Врачи Обучение Классы и учебные предметы 1. Богословие 2. Философия 3. Словесность 4. История 5. Математика 6. Языки Внеурочные занятия Библиотека Экзамены Ревизии и распоряжения высшего начальства Воспитание Инспекция Отметки о поведении и взыскания за проступки Особые донесения о проступках и пороках, и наказания за них Меры предупредительные Ревизии Экономия Духовно-училищный капитал. Первоначальные оклады. Увеличение штатов Пособия служащим, денежные награды, пенсии Содержание воспитанников Помещение Больница и меры для здоровья Прислуга Стол и одежда учеников Общее состояние хозяйства и разные меры к его улучшению Воспитанники Отношение семинарии к училищам Канцелярское делопроизводство и архив семинарского правления Период II – Граф Пратасов и предпринятое им дело преобразования духовно-учебной части Перемещение С. Петербургской семинарии и ее преобразование Должностные лица Ректоры Инспекторы Экономы Смотрители дома Профессоры и преподаватели Помощники инспектора и проч. Священнослужители Староста и почетный блюститель Учебная часть Богословские науки Словесность, философия, гражданская история Науки физико-математические и естественные Языки Иконописание Педагогика Письменные упражнения Библиотека Экзамены, ревизии, успехи и меры к их возвышению Экстраординарные учебные и учено-литературные занятия наставников Общий взгляд на состояние учебной части Нравственная часть Инспекция Поведение воспитанников и меры к его усовершению Экономическая часть Помещение, обзаведение новых зданий и содержание дома и хозяйства Содержание воспитанников Вознаграждение служащих Сметные назначения; хранение сумм и их обращение; ревизии; отчетность Воспитанники Дела духовно-училищные Период III – Подготовление реформы дух. семинарии; издание нового устава и введение его в с. -петербургской семинарии Должностные лица Ректоры Инспекторы Преподаватели Помощники инспектора Прочие должностные лица Деятельность семинарского правления Обучение, воспитание, экономия, ревизии 75-тилетие с. -петербургской семинарии Список окончивших курс воспитанников С. -Петербургской Духовной семинарии с 1811 по 1884 г. 1811 г. 1813 г. 1815 г. 1817 г. 1819 г. 1821 г. 1823 г. 1825 г. 1827 г. 1829 г. 1831 г. 1833 г. 1835 г. 1837 г 1839 г. 1841 г. 1843 г. 1845 г. 1847 г. 1849 г. 1851 г. 1853 г. 1855 г. 1857 г. 1859 г. 1861 г. 1863 г. 1865 г. 1867 г. 1869 г. 1870 г. 1871 г. 1872 г. 1873 г. 1874 г. 1875 г. 1876 г. 1877 г. 1878 г. 1879 г. 1880 г. 1881 г. 1882 г. 1883 г. 1884 г.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ» (ЖМНП), офиц. издание Мин-ва народного просвещения, выходившее в 1834-1917 гг. ежемесячно (всего было опубл. 434 части, каждая включала неск. номеров). Мин-во народного просвещения начало выпускать свой печатный орган на основании Предварительных правил народного просвещения 1803 г. по инициативе министра П. В. Завадовского . В 1803-1819 гг. издавалось «Периодическое сочинение о успехах народного просвещения», в 1821-1824 гг.- «Журнал Департамента народного просвещения», в 1825, 1827 и 1829 гг.- «Записки, издаваемые от Департамента народного просвещения». ЖМНП был основан в 1834 г. по инициативе министра народного просвещения гр. С. С. Уварова . Печатался в типографии С.-Петербургской АН. Редакторами журнала были К. С. Сербинович (1834-1856), А. В. Никитенко (1856-1860), К. Д. Ушинский (1860-1861), Ю. С. Рехневский (1862-1867), И. Д. Галанин (1867), А. И. Георгиевский (1868-1870), Е. М. Феоктистов (1871-1882), Л. Н. Майков (1883-1890), В. Г. Васильевский (1891-1899), Э. Л. Радлов (1899-1917), П. И. Лебедев-Полянский (1917). В 1-м номере в программной статье (1834. 1. С. I-IV) сообщалось, что «наставляемое повелениями монарха, неусыпно пекущегося о пользе Богом врученной ему страны, министерство вменяет себе в прямой и священный долг давать, по мысли и сердцу его, полезное направление читателям своего Журнала, да удовлетворится истинных сынов Отечества справедливое желание знать, каким образом они могут лучше содействовать высоким намерениям Отца России». В этом же номере было опубликовано циркулярное предложение Уварова от 21 марта 1834 г. «начальствам учебных округов о вступлении в управление министерством», в к-ром провозглашалась идеологическая триада: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование... совершалось в соединенном духе Православия, Самодержавия и народности» (Там же. С. XLIX-L). По воспоминаниям сотрудника ЖМНП А. В. Старчевского, Уваров сам разработал план издания, его структуру, пригласил сотрудников из профессоров ун-тов, учителей гимназий и проч., установил суммы гонораров за статьи ( Старчевский А. В. Восп. старого литератора//ИВ. 1888. 10. С. 110).

http://pravenc.ru/text/182367.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛЬЦЕР [нем. Baltzer, Balzer] Иоганн Баптист (16.07.1803, Андернах, Германия - 1.10.1871, Бонн), католич. богослов. Учился в католич. гимназии в Кёльне, в 1823-1827 гг. на теологическом фак-те в Бонне, где попал под влияние Г. Гермеса . В 1829 г. принял сан священника, в 1830 г. получил степень д-ра теологии в Мюнхенском ун-те. С 1831 г. ординарный проф. теологии в Бреславском ун-те (совр. Вроцлавский). В 1846 г. стал членом капитула Бреславского собора. В своей преподавательской деятельности пропагандировал идеи Гермеса. После осуждения папой Григорием XIV «гермесианства» (1835) Б. в работе «К вопросу о распространении единственно верного учения о католицизме и протестантизме» (Beiträge zur Vermittlung eines richtigen Urtheils über Katholizismus und Protestantismus. Breslau, 1839) еще раз изложил идеи своего наставника. Впосл. он стал приверженцем идей А. Гюнтера , был его адвокатом, выступив в защиту перед папой (1853). Написанные им в оправдание идей Гюнтера «Новые теологические письма» (Neue theologische Briefe an A. Günther. Breslau, 1853) были в 1859 г. внесены в Индекс запрещенных книг. Еп. Бреслау Фёрстер, враждебно настроенный к Б., пытался отстранить его от преподавательской деятельности, выдвинув обвинение в «пренебрежении своими служебными обязанностями». Б. поддержал ун-т, и ему удалось добиться того, что в 1864 г. дело, рассмотренное в Королевском дисциплинарном департаменте, было решено в его пользу. Б. высказывал несогласие с нек-рыми новыми догматами, в частности с введенным в 1854 г. католич. догматом о Непорочном зачатии Девы Марии. Вместе с большим числом нем. католиков он подписал «Нюрнбергскую декларацию» (26 авг. 1870) о несогласии с догматом о непогрешимости папы Римского , принятом чуть позднее на Ватиканском I Соборе . Это событие определило его переход в старокатоличество. Педагог и неординарный мыслитель, Б. был известен своей нравственной безупречностью, признававшейся даже противниками. Отстаивал идею примирения религии и науки.

http://pravenc.ru/text/77466.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Преображение Господне. Гравюра. 1835-1850 гг. Федор Иванович (1800, г. Павловск Царскосельского у. С.-Петербургской губ.- 1883, С.-Петербург), гравер и рисовальщик, мастер резцовой репродукционной гравюры на металле. Сын придворного «обойного мастера». С 1809 г. воспитывался в АХ под покровительством имп. Марии Феодоровны, при дворе к-рой его отец состоял на службе. В 1819 г. определен в гравировальный класс к Н. И. Уткину . В 1822 и 1823 гг. за рисунки с натуры получил малую и большую серебряные медали; в 1824 г. за гравюру «Меркурий усыпляет Аргуса» с картины П. И. Соколова - малую золотую медаль, аттестат 1-й степени; был оставлен при АХ «для усовершенствования» мастерства. В 1827 г. получил большую золотую медаль за гравюру «Умирающий Авель» с картины А. П. Лосенко. В 1829 г. отправлен пенсионером АХ сначала в Париж в мастерскую Тардьё, затем в мастерскую Ж. Т. Ришома. Во время обучения у Ришома начал гравировать «Святое Семейство» с картины Рафаэля «Лоретская Мадонна» (1509-1510, Музей Конде в Шантийи, Франция). В 1830 г. переехал в Лондон, работал в мастерской А. Раймбаха, по требованию к-рого перегравировал вновь «Святое Семейство». Изучал различные гравировальные техники в мастерских Дж. Г. Робинсона и Ч. Бентли. В 1835-1850 и 1853-1855 гг. жил в Италии, общался с А. А. Ивановым , Н. В. Гоголем , К. П. Брюлловым . По приезде в Рим по совету Брюллова начал работать над гравированием картины Рафаэля «Преображение Господне» (1518-1520, Музеи Ватикана). Это произведение стало самой знаменитой его гравюрой, с удивительной точностью воспроизводившей шедевр живописи. Работа над гравюрой продолжалась с 1835 по 1850 г., подготовка рисунка заняла 2 года, в 1850 г., после окончания работы, получил звание профессора гравирования. В 1844 г. И. избран академиком АХ. С 1855 г. преподавал в АХ, с 1856 г. заведовал гравировальным классом; в 1871 г. стал ректором живописного и скульптурного отделений; в 1876 г.- заведующим также мозаичным отделением. С 1855 г. был помощником хранителя эстампов и оригинальных рисунков в ГЭ, а в 1860 г., после кончины Уткина, назначен хранителем этой части коллекции. С 1867 г. исполнял частные заказы. Среди его учеников были И. П. Пожалостин, П. К. Константинов, его советами пользовались Т. Г. Шевченко, В. В. Матэ, Н. С. Мосолов и др. И. был избран членом Академий художеств в Берлине, в Урбино и во Флоренции. Принимал участие в организации и экспонировании Русского отдела на Всемирной выставке в Лондоне (1862).

http://pravenc.ru/text/578376.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010