В 1829 г. одно место причетника заменено вторым диаконом, на причетническом окладе. В 1871 г. место 2 диакона, по резолюции высокопреосвященного Исидора, упразднено, а содержание его разделено между наличными членами причта. По штату 2 августа 1823 г. причту полагается следующее из финляндских штатных сумм жалованье: протоиерею 1 285 руб. 80 коп., священникам по 385 руб. 80 коп., диакону 300 руб., причетникам по 214 руб. 30 коп., просвирне 64 руб. 30 коп. Доходов за исправление треб получается до 1 500 руб. в год. Из каждой сотни получаемых рублей протоиерей получает 30 руб., священники по 20, диаконъ 12, три причетника по 6 рублей. Земли у причта не имеется. Такое содержание причта нельзя признать обеспеченным, если сообразить при этом, что духовенство, по финляндским законам, обременено налогами наравне со всеми городскими обывателями, имеющими недвижимую собственность. Этих налогов в 1873 г. каждый священник заплатил до 30 руб. слишком, протоиерей значительно более, причетники до 10 рублей и т.д. К выборгскому Преображенскому собору принадлежат все православные жители Выборга и обоих его форштадтов, исключая военных, состоящих на службе. У них свои церкви и причты. К соборному же приходу принадлежат православные, живущие по окрестным мызам на расстоянии 10 - 40 верст от Выборга. Прихожане большею частью русские, немного карел; есть и природные финны, перешедшие из лютеранства. Число всех прихожан простирается до 1 800 душ обоего пола. Прихожане - преимущественно торговцы; есть между ними люди, достаточно развитые: многие из них, кроме русского, знают финский, шведский и немецкий языки. В существующих здесь училищах, именно в гимназии и в двух школах - мужской и женской, духовенство православное преподает закон Божий детям православных прихожан, оно же учит закону Божию и детей, учащихся в частных школах и пансионах. Уставы церкви прихожане соблюдают усердно; по праздникам исправно ходят в церковь; кроме крестных ходов на воду в Крещенье, в Преполовение и 1 августа бывает еще крестный ход из собора в приписную Ильинскую церковь 20 июля.

http://sobory.ru/article/?object=00562

158 Архим. Варлаам (Денисов Василий Порфирьевич), ректор Иркутской духовной семинарии в 1840–1843 гг., настоятель Иркутского Вознесенского монастыря. Родился 3 апреля 1804 г. в семье диакона Новгородской епархии. В 1825 г. окончил Новгородскую духовную семинарию и был оставлен в ней преподавателем французского языка. В 1826 г. был пострижен в монашество. В 1828 г. назначен инспектором Новгородской семинарии, в 1829 г. в той же должности переведен в Олонецкую семинарию, а в 1833 г. назначен ректором Вятской семинарии, откуда и был переведен в Иркутск. В период с 1843 по 1857 гг. был настоятелем нескольких монастырей в центральной России, в 1860 г. хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. С 1862 г. епископ Оренбургский и Уральский, с 1866 – Черниговский и Нежинский. В 1871 г. уволен на покой в Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь, где и скончался в 1873 г. Жизненный путь архим. Варлаама был типичным путем так называемого «ученого монаха», который принимал рано постриг, еще студентом, становился инспектором и затем ректором семинарии, настоятелем монастыря, и, как правило, еще в молодом возрасте епископом. В какой-то мере этот же путь прошел и архиеп. Герасим, за тем исключением, что монашество он принял не юношей, но уже умудренным жизненным опытом и пережившим личную трагедию человеком. 159 Имеется в виду преосвящ. Иннокентий (Вениаминов) . После смерти жены в 1839 г. о. Иннокентий остается с многочисленным семейством на руках (2 сына и 4 дочери). Беспокоясь за судьбу детей, даже отказывается принимать монашество. Однако сама императрица Александра Федоровна принимает участие в жизни детей Вениаминова. Она назначает им в попечители Санкт-Петербургского губернского предводителя дворянства А. М. Потемкина. По дозволению Св. Синода сыновей Вениаминова определяют в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, а дочери направляются в Патриотический институт, также в Санкт-Петербурге. Находясь в 1841 г. в Иркутске и зная о предполагаемой поездке Добросердова в Санкт-Петербург, пр. Иннокентий, уже к тому времени принявший постриг, просит о. Георгия сопроводить своих детей в этом дальнем путешествии, за что обещает принять на себя все путевые расходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Берлюковская Николаевская пуст., зашт., в 20 в. от г. Богородска и в 15 в. от ж.-д. ст. Щелково, на бер. р. Вори. Учреждена в 1779 г. митр. Платоном, на месте бывшего тут некогда Берлюковского монастырища или погоста, основанного в 1606 – 1613 г. и получившего свое название оттого, что во время самозванщины здесь поселились под видом отшельников крестьяне с предводителем своим Берлюком. В 1829 г. в числе древних икон чудесно обретен здесь образ – лобзание Спасителя Иудою, и бывшие от него исцеления привлекли множество богомольцев, стекающихся и в настоящее время. При мон. школа. Белопесоцкий , 3 кл., общ., при сл. Белопесоцкой, в Серпуховском y., на бер. р. Оки, против г. Каширы. Основан в конце XV в. игуменом Владимиром. В мон. находится особо чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали». После Троицына дня и до 28 авг. эта св. икона носится по окружным селам и деревням. Особенным почитанием окрестных жителей св. икона начала пользоваться с 1871 г., когда, по случаю свирепствовавшей холеры, она, по мысли местного священника о Василия Булгакова, была взята в с. Малино, Коломенского уезда (в 25 в. от мон.) где по принесении св. иконы прекратилась холера и куда с того времени св. икона ежегодно приносится к 1 авг. и остается до 7 августа. Воскресенский Новый Иерусалим , ставропигиальный, 1 кл., Звенигородского y., при зашт. г. Воскресенске в 2½ в. от ж.-д. ст. Новый Иерусалим, в 45 в. от Москвы. Основан патр. Никоном по образцу иерусалимского храма Воскресения Христова (см. ниже). Еще в 1657 г. патр. Никон приступил к построению этого величественного храма; но в 1666 г. он был сослан на Белоозеро, вследствие чего остановились и работы по построению храма; в таком положении храм оставался 13 лет, доколе царь Феодор Алексеевич, по любви своей к заточенному Никону, не повелел продолжать строение; но здание было окончено только в 1685 г., при царях Иоанне и Петре Алексеевичах, и храм был освящен в их присутствии патр. Иоакимом. Воскресенский собор Нового Иерусалима есть собрание нескольких церквей около обширнейшего в России храма гроба Господня, возвышающегося слишком на 30 саж.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

33 Прецедентом к такому суждению в р. семинарии был пример известного писателя Н. Надеждина, которого ревизор предназначил в академию еще во время учения его в «риторике». – Впрочем, семинарский курс, к которому принадлежал Кл. Муретов, отличался обилием даровитых учеников: кроме двоих, назначенных в Киев. академию, пятеро посланы были в этом же году в Петербургскую (из них трое окончили магистрами) и четверо потом – в Московскую (все магистры). Сверх того, еще из философского класса выбыли больше десяти человек – в Московский университет, в Педагогический институт и в М. Хирургическую академию (см. истор. Рязан. семинарии). 36 Официальное дозволение преподавать богосл. и философ. науки на родном языке по усмотрению ректора, дано было предписанием Ком-дух. уч-щ в 1819 году; но традиции были сильнее предписаний. 40 Особенно последний. Не было почти ни одного дела, сдаваемого Филаретом в академию на рассмотрение, ни одного поручения академической корпорации, в котором бы митрополит не требовал мнения Ив. М. Скворцова (см. «Биограф. Филарета» – архим. Сергия). 43 По воспоминаниям преосвящен. Иеремии такое совпадете произошло даже без его ведома. Митроп. Серафим при назначении Иннокентия высказал ректору: «а Иеремии будет скучно без него; пусть уж оба едут в Киев». (Пр. Иеремия. Н. Нов. 1886 г., стр. 30). 47 Николай Александр. Ильдомский, маг. VIII курса Спб. академии, в 1829 году определенный на службу в Рязан. семинарию, 35 лет был инспектором и профессором богословия. † В 1865 г. в сане кафедр. протоиерея. – Ректора Арсения в августе 1831 г. уже не было в Рязани. 48 Указанный распорядок между кафедрами, равно как и взаимные, официальные отношения лиц академических корпораций, необходимо иметь в виду всякому, имеющему дело с историей старых академии. В настоящем случай это важно в объяснении разных обстоятельств жизни Димитрия, как во время его студенчества, так особенно в служба его при академии. 50 В монаш. Антоний; впоследствии инспектор и профессор богословских наук. † 13 марта 1871 г., в сане архиеп. Кишиневского.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

– славяне. В XIV в. на этой территории образовались два княжества: Валахия и Молдова, оказавшиеся с XVI в. под турецким господством. С этого же времени в связи с увеличением волошского населения и его преобладанием над славянами (молдаванами) молдо-влахийские воеводы в официальных сношениях переходят со славянского языка на волошский (смесь славянского с латинским). По Бухарестскому миру в 1812 г. часть Молдовы отошла к России (см. примеч. к гл. II, л. 39 об. – ссылка 214), часть осталась в Турции. По Адрианопольскому мирному договору 1829 г. принадлежавшие Турции части княжеств получили фактическую автономию. В 1862 г. они объединились в Румынское княжество, получившее независимость в результате русско-турецкой войны 1877–1879 гг. До XVIII в. монахи – волохи и молдаване, пользовавшиеся в богослужении славянским языком, по сути ничем не выделялись из числа славянских насельников Афона, так как среди них в XVI–XVII вв. широкое распространение получили славянские издания сначала валашских, а затем и молдавских кириллических типографий. Начиная с XVIII в. и в особенности в XIX в. среди иноков-румын (волохов) распространялись небогослужебные книги на румынском языке, написанные кириллицей. 347 Киновия (общежитие) – общежительный монастырь, в котором все является общим: кров, послушания, трапеза, молитва; монахи не имеют никакой частной собственности. Общежительным монастырем управляет игумен. К концу XX в. все афонские монастыри стали общежительными. 348 После объединения придунайских княжеств в Румынское государство его правитель А.Й. Куза (1862–1866) начал проведение церковной реформы, в результате которой последовала секуляризация многих монастырей, приписанных Афону. Это привело к тому, что в греческие монастыри на Афоне перестали принимать монашествующих из Румынии, тогда иноки-волохи стали приобретать келлии и селиться в скитах, добиваясь для них румынского статуса. Так произошло и с Молдавским скитом, число иноков-волохов в котором значительно выросло. Молдавский игумен Нифонт много сделал для скита, его трудами в 1857–1866 гг. был построен скитский храм в честь Иоанна Предтечи. Однако в 1871 г стараниями валашской братии скит был объявлен румынской собственностью, а в 1876 г. этот статус был признан Константинопольским патриархом Иоакимом II и сохранился в дальнейшем. Читать далее Источник: Дневник : в 3-х том./митрополит Арсений (Стадницкий). - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2006-2015./Т. 1. : 1880-1901. По материалам ГА РФ. - 2006. - 740 с. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

32 Николай Степанович Степанов, содержатель типографии, в которой, между прочим, в 1833–1836 гг. печатался «Телескоп»; в 1829 г. он содержал типографию «при Императорском театре». 33 П. М. Медокс (род. 17-го мая 1795, ум. в ночь на 25-е октября 1871), младший сын известного содержателя Московских театров Михаила Георгиевича Медокса (род. в 1747 г., ум. в 1822), служил в военной службе в эпоху Отечественной войны и вышел в отставку с чином штабс-ротмистра, занимав перед тем должность адъютанта при дежурном генерале действующей армии. В библиотеке его сына, К. П. Медокса, сохранился, между прочим, экземпляр «Истории Государства Российского» Карамзина, на переплете которого Иванчин-Писарев сделал надпись, прекрасно рисующую нам его благоговение к Карамзину (см. «Книговедение» 1895 г.. 2, стр. 41–42, статья: «Редкости из книгохранилища К. П. Медокса»). О Медоксах см. «Русскую Старину» 1879 и 1880 и «Русский Архив» 1886. 34 Перечисленные лица в конце XVIII и начале XIX вв. содержали в Москве типографии, пользовавшиеся широкою известностью. 35 Матвей Петрович Глазунов (умер в начале XIX в.) – основатель старейшей и известнейшей книгопродавческой фирмы, существующей и по настоящее время. 36 Младший брат автора писем, родился в 1794 году; 18-летним юношею он участвовал в Отечественной войне и 17-го сентября 1812 г. был ранен при с. Чирикове; в 1835 г., в чине титулярного советника, служил в Кремлевской Экспедиции, в 1839 г. имел чин коллежского асессора, с каковым и вышел в отставку; был жив еще в 1851 году и владел селом Злобиным, Каширского уезда, Тульской губ. 37 Московского Общества Любителей российской Словесности и Общества Истории и древностей российских. 38 Корнилий Яковлевич Тромонин, москвич, археолог–любитель, художник, гравер и писатель, по словам Погодина «любил древность искренно, хлопотал о сохранении разных памятников, срисовывал, ходя пешком, списывал, печатал и авторствовал»; он умер в полной бедности в Москве 4­го Февраля 1847 г. и погребен в Новоспасском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ (Чеботарёв Иван Алексеевич; 7.01.1829 (по др. сведениям, 1830), Курск - 30.11.1900, г. Верхотурье Пермской губ.), прп. Верхотурский (пам. 30 нояб., 15 мая, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Курских святых), схим. Род. в семье мещанина-торговца, получил домашнее образование. С отрочества помогал отцу в торговых делах, любил уединение, чтение житий святых, беседовал с богомольцами, останавливавшимися в доме Чеботарёвых на ночлег. В 1853 г. совершил паломничество к святыням Киева. После кончины родителей Чеботарёв трудился подручным, а затем старшим приказчиком у некоего курского купца. Стремясь к монашеской жизни, отказался от выгодного брака с дочерью хозяина. Рассказ одного из гостивших у Чеботарёва паломников о строгости иноческой жизни на о-ве Валаам предопределил выбор обители. Прп. Илия (Чеботарёв) в скиту во имя св. Иоанна Предтечи на о-ве Валаам. Фотография. Ок. 1893 г. Прп. Илия (Чеботарёв) в скиту во имя св. Иоанна Предтечи на о-ве Валаам. Фотография. Ок. 1893 г. 4 янв. 1862 г. юноша поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь , 13 янв. 1864 г. зачислен в число послушников. Окормлялся у игум. Дамаскина (Кононова) , к-рый, отметив самоотверженность, трудолюбие и обязательность молодого послушника, постриг его в рясофор и благословил непродолжительное время пустынножительствовать на о-ве прп. Сергия Валаамского (Пуутсаари). Вернувшись в обитель, И. исполнял различные послушания, был портомойным, погребным, трудился в пекарне. 24 апр. 1871 г. принял монашеский постриг с именем Иоанникий. Ок. 5 лет был пономарем в ц. во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, в свободное время читал труды св. отцов. Стремясь к уединенной жизни, по благословению игуменов Дамаскина и Ионафана (Дмитриева) переселился в скит во имя прп. Авраамия Ростовского на Емельяновском о-ве, а затем - в более строгий скит в честь Коневской иконы Божией Матери, где служил смотрителем. Крайне аскетичную жизнь в скитах проводил под духовным руководством иеросхим. Антипы Валаамского . Не имел кровати, спал либо сидя, либо в сенях на дровах. Непрестанную молитву Иисусову и чтение св. отцов сочетал с физическим трудом (корчевал пни, колол дрова, трудился на огороде). Келейное правило Иоанникия включало множество поклонов. Отказывался от неоднократно предлагавшегося валаамскими настоятелями рукоположения в священный сан. Изнурительный труд, связанный с послушаниями и личными подвигами, стал причиной болезней. 23 сент. 1891 г. Иоанникий был почислен за штат. 16 янв. 1892 г. принял великую схиму с именем Илия и до 1893 г. подвизался в скиту во имя св. Иоанна Предтечи. Впосл. в келье И. в Предтеченском скиту проживал валаамский старец схим. Никита (Евдокимов).

http://pravenc.ru/text/389311.html

Санкт-Петербург. Домовая церковь Николая Чудотворца при бывшем Морском инженерном училище Императора Николая I в Кронштадте. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1847. Адрес: г. Кронштадт, ул. Макаровская, 3. Координаты: 59.989184, 29.763512 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 31 мая 1771 г. после пожара Морского кадетского корпуса на ВО его перевели в кронштадтский Итальянский дворец, в связи с чем был проведен ряд перестроек. Морской кадетский корпус размещался здесь с 1771 по 1798 гг. Здесь 15 февраля 1772 г. была освящена церковь во имя св. Николая Чудотворца. Одноименная церковь существовала при корпусе с 1761 г. и находилась в здании корпуса на Васильевском острове. В Кронштадте корпус оставался до 1796 г., когда его по указу Павла I вернули в Петербург. Церковь также перевели в новое здание в столицу. Император Павел Петрович, вступив на престол, обратил внимание на флот и повелел перевести морских кадет из Кронштадта в Петербург. Одновременно он учредил два Штурманских училища, одно для Балтийского, а другое для Черноморского флотов. Для помещения штурманских классов училища был назначен в Кронштадте дом, в котором до того помещался Морской кадетский корпус. (Зеленой А.И. Исторический очерк Штурманского училища 1798-1871, Кронштадт,1872. С.5-6) В 1798 г. в Итальянском дворце разместилось Штурманское училище. В 1826 г. Штурманское училище было переименовано в Штурманскую роту, а 10 марта 1827 г. в Первый штурманский полуэкипаж. В 1829-1831 гг. был проведен ремонт дворца по чертежам арх. Э. Анерта. Интерьеры церковного зала оформил арх. В. Стасов. Одноярусный иконостас был вполнен в стиле классицизм. В 1843 г. Николай I принял решение о перестройке здания. Комиссию по перестройке возглавил начальник Экипажа генерал-майора А.К. Давыдова. 19 мая 1843 г. был утвержден проект перестройки дворца арх. А.Н. Акутина. По новому проекту к западному корпусу дворца была добавлена большая пристройка в 18 осей. Строение, соединявшее ранее западный и восточный корпус, было снесено, вместо него севернее построен новый крытый переход. С южной стороны дворового корпуса пристроена галерея. К корпусу, перпендикулярному каналу Петра Великого сделана пристройка в 8 осей для церкви.

http://sobory.ru/article/?object=36927

Старые Дольцы. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:приблизительно 1630. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тульская область, Белевский район, пустошь Старые Дольцы Координаты: 53.613022, 36.164797 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В приходе: с. Старые Дольцы, д. Бедринцы, д. Воронец, д. Михнево, д. Федяшево, с-цо Уткино. Приход образован ранее 1630 г. Дата постройки деревянной однопрестолъной церкви во имя вмч. Георгия Победоносца не установлена. Приход с. Старых Долец расположен на возвышенности левого берега Оки в расстоянии от гг. Тулы 140 в. и уезднаго Белева 25 верст. В состав прихода. кроме села Старых Долец, состоящаго из 4 домов церковнаго причта. расположенных при церкви и вблизи приходскаго кладбища и получивших другое, простонародное название „погоста”, входят четыре деревни: Уткино, Федяшево, Воронец и Бедринцы (половина селения, другая принадлежит к приходу с. Алтухова). Население прихода состоит из 425 душ крестьян муж. и 494 душ женскаго пола; занятие их земледелие и отчасти отхожий промысел по добыванию и разработке каменнаго угля в шахтах южных губерний. До 1871 г. между православным населением прихода было не мало скопцев, именовавших себя людьми Божиими: но с этого времени, после высылки в Сибирь на подселение главных вожаков еретической ереси, гнездом которой били деревни Федяшево и Воронец, сектантство ослабело и теперь держится более скрытно, чем прежде. О происхождении прихода с. Старых Долец, равно о времени построения в нем ныне существующаго храма во имя св. великомученика Георгия, точных исторических известий по сохранилось. Впервые о церкви означеннаго села упоминается в писцовых книгах 1630-1632 гг., где встречается указание на деревянную церковь св. Георгия, построенную на погосте Долецком (ныне с. Старые Дольцы) священниками Феодулом Ермолаевым Назарьевым и дьячком Осипом Ивановым. Оставалась ли упомянутая церковь в том же виде до 1829) г., когда о ней снова из года в год повторяется известие в сохранившейся местной церковной хронике, решить трудно: но трудно предположить, чтобы деревянная церковь в течении более двух сот летнего периода существования не испытывала на себе некоторых переделок и капитальных поправок.

http://sobory.ru/article/?object=41916

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНАПСКИЙ ОНУФРИЕВСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Храм во имя преподобного Онуфрия Великого в Анапе, 2006 год. Фото Евгения Киселева с сайта sobory.ru Один из самых старых храмов, сохранившихся на Кубани, а также старейший храм на территории города-курорта Анапы. В ходе Русско-турецкой войны 12 июня 1828 года, после ожесточенных сражений и месячной осады, русские войска без штурма вошли в турецкую крепость Анапа. В 1829 году в помещении бывшей анапской мечети была устроена временная церковь для православных жителей города. Вскоре император Николай I повелевает возвести храм в захваченном городе, чтобы укрепить русскую веру на этой земле: " На устройство в крепости Анапа Греко-Российской церкви отпустить из Государственного казначейства 25 тыс. рублей ассигнациями, и церковь именовать именем того святого, в чей праздник крепость Анапа сдалась нашим войскам " . Строительство храма завершается лишь к 1837 году, а сам храм освящается в честь Онуфрия Великого и Петра Афонского - святых, в день церковной памяти которых русские войска заняли Анапу. Николай I лично присутствовал на молебне 23 сентября этого же года во время посещения города. Во времена Крымской войны в 1855 году здание храма, как и большинство зданий Анапы, было полностью разрушено. Сам же город захватили турки, но уже на следующий 1856 год русские войска вновь, и уже окончательно, овладели Анапой, построив в одном из зданий Адагумского полка молитвенный дом. В 1871 году началось строительство нового каменного храма на пожертвования анапчан. Освящение храма " о трех главах с одним алтарем " состоялось 12 июня 1874 года. В 1881 году в церкви был устроен придел в честь святого благоверного князя Александра Невского . В 1888 году при храме открыта церковно-приходская школа. В 1930-е годы Онуфриевская церковь была разорена большевиками, а само здание в 1936 году было закрыто и передано под краеведческий музей.

http://drevo-info.ru/articles/13672897.h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010