Лодий Петр Дмитриевич (1764–1829) – российский философ-деист, автор «Логических наставлений...» (1815), содержащих сенсуалистическую теорию познания. 334 Социнеане – рационалистическое направление в польской Реформации (конец XVI – первая половина XVII в.). Названо по имени одного из основателей – итальянца Ф. Социна (Socyn, Socinus, 1539–1604), переселившегося в Польшу в 1579 г. Отвергали догмат о Троице, считали Христа не Богом, а человеком, наделенным божественными свойствами, отрицали догмат о первородном грехе. Признавали авторитет Св. Писания лишь постольку, поскольку оно не противоречит разуму человека. Постановлением сейма 1658 г. социнеане были изгнаны из Речи Посполитой и эмигрировали (в Голландию). Повлияли на другие течения протестантизма. 335 Библейское общество – общество, главной задачей которого является издание и распространение Библии; в 1804 г. было создано в Великобритании, в 1812–1813 гг. было учреждено в России (при прямом содействии британского общества). Хотя Российское Библейское общество поставило перед собой благородную задачу – перевести Библию с непонятного народу старославянского на русский язык, – Флоровский в целом отрицательно оценивает факт его создания, считая, что в его деятельности проявился сектантский и «эзотерический» дух (см.: Флоровский Г. Пути русского богословия. С. 149). 336 Голицын Александр Николаевич (1773–1844) – князь, российский государственный деятель. С 1803 г. обер-прокурор Синода, с 1813 г. председатель Российского Библейского общества, в 1817–1824 гг. министр народного просвещения и духовных дел. 338 Бухарев Александр Матвеевич (в монашестве архим. Феодор) (1822–1871) – русский богослов и философ, оказавший влияние на формирование «нового религиозного сознания» в философии конца XIX – начала XX века. Конфликт с церковными властями побудил его в 1863 г. сложить с себя сан. Главное сочинение – «О Православии в отношении к современности» (1860). 339 Аракчеев Алексей Андреевич (1769–1834) – российский государственный и военный деятель, граф (1799), генерал от артиллерии (1807).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Значительные строительные работы велись в первой половине и середине XIX в. Окончательный архитектурный облик ансамбля сложился к началу XX в. 1. Свято-Троицкая церковь. В 1767 г. на месте первоначальной церкви С.Д. Ковниром была сооружена в стиле украинского барокко новая каменная Свято-Троицкая церковь с двумя приделами. В 1853 г. храм заново расписан и перестроен в пятиглавый. В 1892-1893 г.г. под руководством В.Н. Николаева он приобрел современный вид. С западной стороны сделана большая пристройка с разбором части существовавших стен. При этом был уничтожен пышный барочный лепной портал главного входа. В 1900 г. в тамбуре церкви были установлены четыре голландские печи для богослужений в зимнее время. 2. Храм Двенадцати Апостолов при братской трапезной. Возведен в 1832-1833 гг., по проекту А. Меленского, под руководством архитектора И. Богданова. Выполнен в сдержанном классицизме. В 1852 г. церковь была расписана художником Г. Малявским. 3. Колокольня. Сооружена по проекту А. Меленского в 1829-1837 г.г. в стиле классицизма. Высота составляла 47 метров. Разрушена в 1932 г. 4. Церковь св. Серафима Саровского. Пристроена к новому корпусу богадельни (Новый госпиталь) в 1904 г. Здание, спроектированное в т.н. «епархиальном» стиле, имело трехгранную апсиду. Ныне церковь перестроена. К 1917 г. комплекс монастыря включал более 30 каменных и деревянных сооружений и был обнесен каменной оградой шестиугольной формы с башенками и Экономическими воротами, расположенными возле трехэтажной монастырской гостиницы. Наиболее значимые из них. 5. Братский корпус. Двухэтажное здание, построенное в 1843-44 г.г. по проекту епархиального архитектора П. Спарро. 6. Дом настоятеля. Одноэтажное здание, сооруженное в 1851-53 г.г. 7. Старый госпиталь. Расположен вдоль Китаевской улицы. Построен в 1867 г. по проекту иеромонаха Евкарпия под руководством Наумова. 8. Новый госпиталь. Построен в 1871 г. по проекту инока Игнатия. 9. Кельи старшей братии. Каменный двухэтажный корпус. Сооружен в 1894 г.

http://sobory.ru/article/?object=06709

Для участия в торжественном богослужении в г. Казань заблаговременно прибыли епископ Уфимский и Мензелинский Никанор (А.И. Бровкович) (1826 - 1890), являвшийся в 1869 - 1871 гг. ректором КДА, и епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии Варсонофий (Я.П. Охотин) (1830 - 1895), бывший в 1864 - 1876 гг. ректором Казанской духовной семинарии (КазДС). Помимо названных, в них принял участие епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии Павел (И.Е. Вильчинский) (1829 - 1908). Возглавил церковные торжества архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Я./И./Г. Амфитеатров) (1815 - 1879). Необходимо отметить при этом, что правящий архиерей был тогда уже тяжело болен, но нашёл в себе силы совершить богослужение. «Продолжительная и тяжкая болезнь, - отмечалось впоследствии в " некрологическом сообщении, - не уступавшая искусству лучших казанских врачей, побудила покойного ходатайствовать пред Святейшим Синодом об отпуске, для поправления расстроенного здоровья, на два месяца. Покойный намеревался, кажется, ехать на лето на Кавказ или в Крым. Испрашиваемый отпуск был с Высочайшего соизволения разрешён ему Святейшим Синодом в мае месяце, но преосвященный не счёл нужным воспользоваться им, так как в это время, начавши пить кумыс и принимать сосновые ванны, он стал чувствовать себя значительно лучше и надеялся, что проживание летом в загородном доме, в соединении с названным лечением, ещё более укрепит его здоровье. Не хотелось ему, кажется, воспользоваться отпуском и потому ещё, что 8-го июля готовилось в Казани особенное церковное празднество по случаю трёхсотлетия со дня обретения чудотворной и благоговейно чтимой не только в Казани, но и по всей Руси, иконы Божией Матери, именуемой казанскою. - В этот день, преосвященный, хотя ещё и весьма слабый от болезни, сам совершил в казанском монастыре вместе с прибывшими к празднеству преосвященными уфимским Никанором, старорусским - Варсонофием и своим викарием - преосвященным Павлом божественную литургию и после оной на монастырской ограде водосвятное молебствие». с. 622]

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

242 Церковный староста и священно- церковнослужители не могут брать церковных сумм к себе в дома и на свои надобности. Равно запрещается церковному старосте и священно- церковнослужителям отдавать церковные вещи в другие церкви и ссужать деньгами под каким бы то ни было предлогом, разве последует на сие какое приказание или дозволение архипастыря (Инст. церк. стар. § 18). Церковные капиталы не могут быть отдаваемы под заклады, но должны быть отсылаемы для приращения процентов в кредитные установления (Св. Зак. т. IX ст. 399, по изд. 1876 г.; т. X част. 1 ст. 1665). Займа из церковных сумм, если бы в них встретилась надобность, могут быть допущены не иначе как с согласия на то подлежащих церковных причтов и по испрошении особого каждый раз разрешения Св. Синода (Ук. Син. 16 авг. 1870 г. 48). 243 В некоторых западных епархиях, наиболее бедных, постановлено отчислять из общих церковных доходов по десяти процентов со ста (Указ Син. 19 янв. 1871 г.). 245 Благочинные за счет кошельковых сумм подведомых им всех церквей могут выписывать в одном экземпляре местные губернские ведомости (Ук. Син. 14 сентября 1868 года 54). 247 Форма для клировых ведомостей была разослана по духовенству при циркулярном указе Св. Синода от 31 марта 1829 года. 248 Столько пунктов показано в печатных бланках для клировых ведомостей, рассылаемых по Киевской епархии. 250 Имея в виду, что штаты положены не для известной церкви, а для известного прихода, в районе которого может быть одна, две и даже несколько церквей, Харьковская духовная консистория указом от 18 ноября 1874 года предписала, чтобы количество членов причта положенного по штату в каждом приходе показывать в клировой ведомости главной церкви и кто из них состоит при этой церкви налицо; наличных же членов причта остальных церквей, состоящих в том же приходе, показывать в клировых ведомостях той церкви, при которой они состоят, не упоминая о штате церкви. 251 По определению Подольской духовной консистории от 8 декабря 1881 г., требуется показывать время составления плановых и других документов, на основании которых церковь владеет тем или другим участком земли, а также объяснять, когда и кем даны или составлены те или другие документы на церковное достояние (Под. Еп. Вед. 1831 г. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Занимаются земледелием и живут достаточно. 10. Веселое (старое) – вокруг ложбины, называемой Малый Менчикур, которая от снега и дождя иногда до того наполняется водою, что представляется как бы озером. Это селение основано в 1812 г. и, по преданью, названо Веселым вот почему. Местность эта, до занятия ее поселенцами, была покрыта густою и высокою травою и имела достаточное количество воды, – Оттого чумаки-солевозцы, проезжая по большой дороге из Перекопа и Геническа, обыкновенно здесь останавливались, чтобы покормить лошадей, а сами между тем посылали в питейное заведение, бывшее недалеко отсюда, за водкой, и – проводили несколько времени в веселой беседе между собою. И потому они называли это место веселым, – и когда образовалось селение, – оно названо было Веселым. Церковь , деревянная, с такою же колокольнею, построена прихожанами в 1829 г. и освящена в честь Рождества Божией Матери; но метрич. и исповедные книги хранятся в ней с 1818 г. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 132 р. 30 к. и от прихожан 900 р. и 120 дес. земли. Помещение – в общественных домах. Приход – часть селения Веселого и деревня Елисаветовка. Прихожане – великороссы и частью малороссы. Их 1443+1394=2837. Дух. 6+4. – Раскольников 4+2. Единственное занятие – хлебопашество. 11. Веселое (новое), отделенное от Веселого старого в 1872 г. Церковь , каменная, с такою же колокольнею, построена прихожанами и освящена 24 октября 1871 г. в честь Рождества Божией Матери. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от прихожан 900 руб. и 50 дес. земли. Помещение – в общественных домах. Приход: часть селения Веселого, урочище – Серые хутора и 8 хуторов землевладельцев, Прихожан 1412+1377=2789. Дух. 4+4. В приходе 2 семьи немцев и 4 семьи евреев. 12. Акимовка – на ровной, гладкой, безлесной местности, в 2 верстах от Лозово-Севастопольской железной дороги. За недостатком воды, для сбережения ее устроены запруды, но в летнее время вода в них нередко портится и делается не годною к употреблению. – Здесь был ногайский аул Азберд. Но в 1833 г. ногайцы ушли в Турцию, их место заняли сперва так называемые мордовцы, выходцы из спасского уезда, тамбовской губернии; потом в 1838 г. к ним присоединились выходцы из той же губернии, борисоглебского уезда, наконец в 1841–50 годах – крестьяне из курской губернии, фатежского уезда. Селение названо Акимовкою от имени исправника Акима Колосова, водворявшего здесь первых поселенцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

10 июня 1905 г. престол и жертвенник установлены в новопостроенном алтаре (Там же. С. 176). В 1838 и 1839 гг. построены каменные погреба, а в 1849 г.- каменные амбары ( Гавриил. 1871. С. 191). В 1851 г. симметрично амбарам возведен новый каменный корпус, где размещалась просфоропекарня; с сев. стороны от погребов устроена каменная квасоварня (Там же). В 1898-1900 гг. по проекту нижегородского епархиального архит. А. К. Никитина между алтарями Владимирского собора и ц. Рождества Пресв. Богородицы было построено здание для монастырской ризницы. Фасады здания ризницы выполнены в стиле эклектики. Уже в 10-х гг. XVIII в. вокруг обители возведена каменная ограда, которая вплоть до нач. XX в. неоднократно перестраивалась. К 1740 г. перед основной оградой, с зап. стороны, построена дополнительная ограда ( Макарий (Миролюбов). 1851. С. 62). В нач. XIX в. непосредственно в ряд ограды встроены 2 корпуса и колокольня со св. воротами с западной стороны и корпус - с южной стороны. За оградой мон-ря в нач. XIX в. существовал деревянный гостиный двор для приезжавших купцов. Всего к 1910 г. на территории О. В. м. и за ее пределами находилось свыше 50 монастырских зданий и сооружений, в т. ч. 6 каменных братских корпусов, гостиница для приема богомольцев, многочисленные хозяйственные постройки. Некрополь В подклете старой ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери (на месте которой в XIX в. была построена ц. Рождества Пресв. Богородицы) размещались семейные усыпальницы благотворителей обители: в 1-й пол. XIX в. там погребены Запольские, Карповы, Бравины, Шнитниковы и др. Во Владимирском соборе погребены настоятели обители: против алтаря - строитель Арсений ( 20 июня 1829) и игум. Герман († 1 сент. 1856), против жертвенника - строитель Арсений († 11 февр. 1864). У юго-восточного угла ц. Рождества Пресв. Богородицы похоронен подвизавшийся в О. В. м. блж. Аркадий (Пеликанов; 1812-1864) ( Дёгтева. Блж. Аркадий. 2006. С. 24). При игум. Германе в О. В. м. устроено братское кладбище, первоначально окруженное деревянной оградой, к-рая в 1855-1856 гг. заменена каменной. Успенский скит

http://pravenc.ru/text/2581463.html

Любопытна запись современных переделок этой церкви, совершенных в течение только 1871 года: «В трапезе сделана каменная стена; вновь пробиты две двери – одна в коридор, другая – на улицу; из прежней кухни сделан подвал; окна, бывшие на юг, заложены, а пробиты вновь в монастырь и т.д.». Оказывается, что почти каждый настоятель мог, несмотря уже на существовавшие и тогда указы, без разрешения св. синода и даже без спроса местного архиерея, закладывать и пробивать вековые здания по своему усмотрению. Мы знаем такие храмы, которые благодаря удовлетворению вкуса отцов настоятелей в 30–40-х годах нынешнего столетия, вследствие пробивок окон в вековых стенах для большего света без всякой бережи и технических приспособлений, пришли в такое положение, что угрожают в непродолжительном времени совершенным падением, а эти храмы были выстроены Иваном Грозным и его отцом великим князем Василием 10 . Монастырская колокольня складена в 1845 году и находится над святыми вратами на месте, как передавали нам старожилы, прекрасной деревянной шатровой церкви XVII столетия, бывшей одним из немногих уцелевших деревянных памятников XVII века; строителями колокольни были те же «любители строиться», отцы настоятели Вениамин и Сергий. Вообще, они во время своего настоятельства, с 1829 по 1845 годы, много поработали над уничтожением древностей и искажением драгоценных памятников допетровской Руси. В монастыре имеется еще довольно драгоценных вещей и икон; так, например, Евангелие в дорогом окладе, печатано в 1703 году; серебряные священные сосуды с надписями, пожертвованные в 1658 году князем Темкиным; серебряный напрестольный крест, по краям унизанный жемчугом с надписью, что в нем находится камень от гроба Божией Матери и мощи святых, и что он в 168 (1660) году пожертвован князем М. М. Темкиным; крест с надписью, что он пожертвован в 1707 году в церковь св. великомученика Георгия, в Белогостицкий монастырь. Кроме этого, есть старинные серебряные кадила, разные облачения и довольно хороший монастырский архив – библиотека с небольшим количеством грамот и рукописей, уцелевшие остатки которых были приведены в порядок покойным настоятелем о.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРНЕНСКАЯ И ВЕЛИКОПРЕСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ [болг. Варненска и Великопреславска епархия], Болгарской Православной Церкви (БПЦ); кафедра в г. Варна. Объединяет приходы и мон-ри на территории Варненской обл. и Тырговиштского окр. Разградской обл. Болгарии. Разделена на 5 наместничеств: Варненское, Добричское, Провадийское, Тырговиштское и Шуменское. Правящий архиерей - митр. Кирилл (Ковачёв). По данным на сер. 2003 г., в епархии действуют 308 храмов и 14 часовен, в к-рых служат 95 священнослужителей. Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Варне, 2-й по величине храм-памятник в Болгарии, возведен в 1882-1886 гг. в память погибших за освобождение Болгарии рус. воинов и болг. ополченцев. Сев. престол посвящен св. блгв. кн. Александру Невскому в честь имп. Александра II Освободителя, юж.- свт. Николаю Чудотворцу в честь вел. кн. Николая Николаевича, главнокомандующего Дунайской армией. Монастыри На территории епархии действуют мон-ри: во имя св. равноапостольных Константина и Елены муж. (3 насельника) близ Варны (основан до XVI в., в 1828-1829 разрушен, затем восстановлен), недавно открывшийся в честь Рождества Пресв. Богородицы в Варне жен. (1 насельница), во имя св. апостолов Петра и Павла жен. в Златаре (4 насельницы), во имя св. равноапостольных Мефодия и Кирилла в Преславе муж. (3 насельника). Недействующий мон-рь-музей Аладжа во имя Св. Троицы . Планируется восстановление мон-ря во имя вмч. Пантелеимона, основанного в IX в. ок. Преслава на р. Камчия, в к-ром работали ученики Кирилла и Мефодия святые Наум и Климент Охридские . Образована по решению 1-го Церковно-Народного Собора 1871 г. путем объединения 2 ранее самостоятельных епархий, Варненской и Преславской. Основание епископской кафедры в Варне восходит к апостольским временам. Известно о проповеди ап. Андрея Первозванного на побережье Вифинии, Понта, Фракии и Скифии и о поставлении им в греч. колонии Одесс (совр. Варна) своего ученика ап. от 70 Амплия . Упоминания об этой кафедре сохранились от III - нач. IV в., в кон. VI - нач. VII в. она имела статус автокефальной архиепископии. В VII в. Одесс был сожжен и опустошен аварами, на его месте возникло болг. поселение под названием Варна, в IX-X вв. была возрождена и церковная организация. В нач. XIII в., после завоеваний царя Калояна, эти земли вошли в состав Преславской епархии Тырновского Патриархата. После восстановления Византийской империи Варна вернулась в подчинение Константинопольской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/154303.html

Сергиевский скит Соловецкого монастыря Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Сергиевский скит Соловецкого монастыря — один из скитов Соловецкого монастыря, находящийся на острове Большая Муксалма Соловецкого архипелага. Сергиевский скит на Муксалме был одним из самых больших скитов Соловецкого монастыря. Содержание История [ править править код ] Остров Большая Муксалма - третий по величине в Соловецком архипелаге. От Большого Соловецкого острова он отделен не широким мелким проливом (само название Муксалма с финно-угорского переводится как «мелкий пролив»). В первое время существования монастыря остров в летнее время использовался как пастбище для монастырских коров и лошадей, но уже в 1558 году, при игумене Филиппе, здесь был поставлен «коровий двор», а в XVIII веке появились и сенокосы. Но более значительное строительство и благоустройство Муксалмы началось только в XIX веке. В 1829 году на остров была перенесена с монастырского кладбища старая деревянная Онуфриевская церковь и перестроена в часовню во имя священномученика Власия, считающегося покровителем домашних животных. В 1839 году была построена валунная скотопойня с баней. Во второй половине XIX века острова Большой Соловецкий и Большая Муксалма соединены грандиозным валунным мостом - дамбой, по которой независимо от погоды можно было перегонять скот и перевозить все необходимое. В 1876 году на пожертвования купца М.И. Шапошникова и по проекту архангельского архитектора Кармина была возведена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, а в 1900 году официально учрежден скит того же названия. В то же время были построены два больших двухэтажных келейных корпуса, деревянный и каменный, и птичник. После завершения строительства дамбы в 1871 году, остров все более стал посещаться паломниками, стремившимися увидеть прекрасно организованное хозяйство скита и подивиться на грандиозное сооружение - каменную дамбу, соединившую острова. Вид ее и сегодня никого не оставляет равнодушным. Вот впечатление от поездки на Муксалму того же В.И. Немировича-Данченко:

http://azbyka.ru/palomnik/Сергиевский_ск...

Бухарест, Сектор 3. Церковь Трёх Святителей. Biserica Ortodox Român " Sfinii Trei Ierarhi " , Церковь Колця (Biserica Colea) /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Трёх Святителей Год постройки:Между 1695 и 1698. Адрес: Румыния, м. Бухарест, Сектор 3, бул. Иона Константина Брэтиану, д. 1 Bulevardul Ion Constantin Brtianu 1, Sector 3, Bucureti, România Координаты: 44.434679, 26.103313 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первая церковь Колцея, посвященная Святой мученице Параскеве из Рима, была построена из дерева (между 1641-1642 гг.) и принадлежит слуге Удре Дойческу (дворянину из уезда Дойчешть-Яломица), который его дома были поблизости. После его убийства восставшими солдатами Сеймена в 1655 году церковь и дома остались на попечении его брата Кольцеа Дойческу, великого клуцера, который до 1670 года посвятил их митрополии Унгровлахии. До 1695 года Митрополия продала землю — со всеми постройками на ней, включая церковь, великому меценату Михаилу Кантакузино, который в 1695/1696 году начал строить монастырь-больницу, посвящённую Трём Святителям (или Трисфетиты (Trisfetitele) — народное имя Трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). В качестве архитектурного стиля был выбран горный византийский стиль в синтезе с венецианским барокко. В монастыре-больнице было еще три часовни, посвященные: святой Параскеве (в архиерейских домах), святым Косьме и Дамиану (на восточной стороне, внутри больницы) и еще одна, посвященная Всем Святым (внутри школы). Большая церковь (существующая до сих пор), вероятно, была завершена около 18 октября 1702 года, когда она получила патриаршее благословение. Внутренние и внешние фрески церкви принадлежат художнику Пырву Мутулу «Зуграву». После мученической кончины Михаила Кантакузино в 1715 году, обезглавленного османами вместе с несколькими членами его семьи, монастырь-больница в основном находилась под опекой правителей Валахии в силу своей социальной и культурной роли (здесь она функционировала, около 1747-1748, царская типография). 27 февраля 1739 года поселение сгорело и было немедленно отстроено. В 1770 году проповедник Некула Мэйнеску расширил большую церковь вторым крыльцом. Из-за сильного землетрясения 1802 года и землетрясений 1829 и 1838 годов монастырь-больница серьезно пострадал и в 1836-1842 годах был перестроен в неоклассическом стиле, на частично изменённом месте по сравнению с первоначальным. В 1871 году фрески Пырву Мутула покрываются масляной живописью Георге Таттараску, а поврежденные землетрясениями башни сносятся.

http://sobory.ru/article/?object=36612

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010