Платон, старец из петербургского Сергиевского собора — 143 Платонов Константин Илларионович — Платонов Константин Платонович (1807–1889) — казначей и экзекутор Хозяйственного управления Святейшего Синода-87, 110, 240 Плевако Федор Никофорович (1843–1908) — знаменитый адвокат; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 248, 262, 268 Плетнева — возможно, Александра Васильевна (? –1901) — вдова академика П. А. Плетнева — 102 Плотников Владимир Владимирович (отец Борис) (1855–1901) — выпускник Казанской Духовной академии (1884), магистр (1885); архимандрит (с 1888 г.), ректор Киевской Духовной семинарии (1888–1892), ректор Санкт–Петербургской Духовной академии (1893–1899), епископ Ямбургский (с 1899 г.), настоятель посольской церкви в Константинополе — 297, 300, 312 Победоносцев Дмитрий Петрович — вероятно, брат К. П. Победоносцева, знакомый отца Николая в Рязани, отец Е. Д. Пеликан — 273, 305, 306 Победоносцев Константин Петрович (1827–1907) — юрист, государственный деятель, обер–прокурор Святейшего Синода (1880–1905) — 99, 119, 121, 125, 128, 133, 134, 135, 141, 143–145, 150, 160, 162, 163, 188, 204, 212, 213, 214, 221–223, 228, 231, 311, 313 Победоносцев Николай Дмитриевич — товарищ прокурора Рыбинского судебного округа; сын Д. П. Победоносцева — 305 Повалишин Александр Дмитриевич (1844–1899) — виднейший деятель земской и общественной жизни в Рязани; адвокат, гласный рязанского губернского земского собрания (с 1874 г.); член Рязанской ученой архивной комиссии (в 1880–х гг.); автор ряда исторических исследований (см. о нем: Вестник Европы. 1899. С. 417) — 306 Покровский Виктор — см. Виктор, отец Поликарп (ок. 80–169) — святой, священномученик; ученик апостола Иоанна, епископ Смирнский — 315 Поликарпов Александр Иванович, архитектор — 83 Полисадов Иоанн Никитич (1823–1886) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1849); законоучитель в Школе заготовления государственных бумаг, священник церкви при гимназии Человеколюбивого общества (с 1858 г.), протоиерей — 117, 194

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Кожевниково. Церковь Георгия Победоносца (старая). Георгиевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Закрыта в 1931 г., позже сломана, на месте церковного подворья в настоящее время парк отдыха. Приходская церковь, с. Кожевниковское Томского уезда, от Томска 85 верст (ныне с. Кожевниково Кожевниковского р-на), Время постройки - 1851 г., церковь имела один престол, материал постройки - дерево. Церковь крестово-купольная в плане, с элементами классицизма. Над алтарной и средней частью небольшие луковичные главки, над притвором - шатровая колокольня. Архитектурный стиль - классицизм. Состав прихода: с. Кожевниковское Томского уезда, деревни Н-Покровская в 10 в., д. Аркадьево – 7 в. Прихожан об. п. – 2370 (1914 г.). В приходе существовало церковно-приходское попечительство с 1898 г. Справочная книга по Томской епархии. Томск, 1914. С. 147. Священники: 1742 Иван Исаевич Рогозин, 1764–1767 Иван Курбоновский, 1770 Иван Михайлович Беляев, 1772–1776 Стефан Михайлович Беляев, 1777–1778 Андрей Сапожков, 1779–1792 Иеремей Семенович Майков, 1793 Иван Михайлович Дулепов. 1795–1814 Борис Федорович Анцифиров, 1815–1817 Иаков Савич Машенов, 1826–1827 Симеон (Сампсон) Завадовский, 1851–1858 Михаил Яковлевич Мамин, 1860 Ревонат Рачковский, 1861–1865 Андрей Михайлов, 1867–1869 Евграф Варфоломеевич Тюменцев, 1872 Петр Сергеевич Михайлов, 1873–1881 Иоанн Григорьевич Григорьев, 1883 Федор Виноградов запр. св., 1884–1889 Павел Иванович Меньшенин, 1889–1891 Гавриил Иоаннович Благодатин, 1891–1891 Матфей Иакимович Смирнов (зашт.), 1891-1894 Алексей Павлович Никитин, 1894–1896 Платон Никанорович Никольский, 1898–1902 Федор Игнатьевич Пальмов (в запрете с 1902 г.), 1905–1909 Иоанн Варфоломеевич Мальцев, 1910–1917 Петр Константинович Авров, 1911–1913 Иоанн Рождественский, 1920 Ефим Денисович Байчев, 1931 Василий Макаров. Причт: 1772–1773 пон. Михаил Беляев, 1783 дьяч. Леонтий Николаевич Беляев, 1793–1804 Иван Михайлович Попов, 1805 пон. Александр Адрианович Силин, 1806–1809 Александр Павлович Флоровский, 1811–1820 пон. Алексей Васильевич Сапожков, 1819–1827 дьяч. Василий Сапожков, 1840–1848 пон. Иаков Петрович Покровский, 1851–1889 дьяч. Адриан Васильевич Кокшарский, 1855 Петр Андреев и 1864 Павел Меныпенин, 1858–1869 пон. Петр Константинович Аргентов, 1890–1893 пс. Афиноген Афиногенович Пантелеев, 1893 прич. Иван Покровский, 1893–1899 прич. Александр Иоаннович Голосов, 1900 запр. свящ. Диомид Иоаннович Касаткин, 1901–1905 Василий Максимович Рощин, 1906 Михаил Сергеевич Подосенов, 1907 диак. Андрей Веселов, 1907–1911 Александр Григорьевич Мелентьев, 1911–1912 пс. Петр Калугин, 1912–1915 пс. Сергей Парфирьевич Серебренников, 1913 диак. Андрей Веселов, 1915 Александр Петрович Филиппов, 1916 пс. Тимофей Рожков (Рожнов).

http://sobory.ru/article/?object=46858

1200 «Но, – скажут нам, – как же быть с теми, у которых не окажется этой способности и этого призвания?» На наш взгляд, таких лиц, как и ранней специализации вообще, не должно бы быть в настоящей духовной школе. Впрочем, мы убеждены, что и подобные, непризванные к проповедничеству, ученики этой школы, всё-таки, больше получат пользы от предлагаемого нами способа преподавания гомилетики, чем от обычного. 1202 Захолмско-расская епархия пока не имеет своего епископа, и делами ее заведывает митрополит черногорский. Кафедра епархии доселе была в монастыре Введения во храм Пресв. Богородицы под г. Острогом. 1203 Введенский Богородичный (Острог-верхний) монастырь основан в XVIII веке захолмским или острожским митрополитом св. Василием. В 1852 г. этот монастырь выдерживал осаду от огромного турецкого войска предводимого Омером-пашею, а в последнюю русско-турецкую войну сильно пострадал от войск и пушек Сулеймана-паши. По воле князя Николая и под наблюдением епископа Виссариона, монастырь возобновлен и приведен в лучший вид. 1207 Весник српске церкве, 1899, янв.–февр., 155–156. – Монастырь Ковиль построен на левом берегу Дуная, в провинции Бачке. В нем постригся в монахи и жил известный сербский историк Иоанн Раич, написавший «Историю разных словенских народов, наипаче же хорватов, сербов и болгар». 1208 Монастырь Крушедол находится близ Карлович, резиденции сербских митрополитов-патриархов; основан в половине XV столетия митрополитом Максимом, сыном деспота Стефана Бранковича. При основании богато одарен был селами; дарственные грамоты и ныне хранятся в монастыре. Сожжен был турками в 1716 году. Над возобновлением монастыря трудились митрополит Викентий Попович и патриарх Арсений IV Иоаннович, а довершил оное епископ печуйский Никанор (епархия эта ныне угасла). Митрополит Стефан Стратимирович в 1827 году богато украсил этот монастырь масляною живописью. В нем находятся части мощей св. Максима и праведной Ангелины, матери его, уцелевших от пожара. Здесь погребены сербские патриархи: Арсений III Черноевич и Арсений IV Иоаннович; здесь же похоронена княгиня Любица, мать сербского князя Михаила Обреновича. При монастыре хранятся все древности, перенесенные сербскими патриархами из древней патриаршей столицы Ипека (Печи, в Старой Сербии). Довольно большая монастырская библиотека состоит преимущественно из древних книг и рукописей. Особенно замечательны четыре митры от времен св. Максима, богато украшенные драгоценными камнями и жемчугом и два рукописных Евангелия от 1514 года в богатом переплете. Этот монастырь служил некоторое время и резиденцией митрополита (и ныне находится под его непосредственным ведением), и в нем собирались конгрессы для избрания митрополита-патриарха. Местоположение монастыря превосходно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Знамения от иконы, получившей название «Каргопольская», и 6 чудес исцелений от нее, совершившихся в марте-июле 1714 г., были описаны в Сказании, хранившемся в соборе Рождества Христова в сборнике документов 1714 г., переплетенных в тетрадь с шелковыми прокладками ( Срезневский В. И. Отчет Отд-нию рус. яз. и словесности имп. АН о поездке в Олонецкую, Вологодскую и Пермскую губ. (июнь 1902 г.). СПб., 1904. С. 4). В ней содержались также копия Сказания о К. К. и. с прибавлением чудес, грамота митр. Иова от 7 нояб. 1714 г. (Мат-лы для истории Олонецкой епархии//Олонецкие ГВ. 1877. 93. С. 1075) и грамота от 12 окт. 1714 г. о возвращении иконы по прошению каргопольцев из Вел. Новгорода в Каргополь. Сказание о К. К. и. (кроме опубл. в 1911) известно в списках XIX в. ( Пигин А. В. Памятники рукописной книжности Олонецкого края: Учеб. пособие. Петрозаводск, 2010. С. 129-130). Размер К. К. и. указан в описи собора Рождества Христова 1864 г. (17,8×15,6 см) ( Докучаев-Басков К. 1899. С. 6) и в главной описи собора 1902 г. (17,8×13,4 см). Во время пребывания в Вел. Новгороде икона была украшена митр. Иовом, о чем говорится в грамоте от 7 нояб. 1714 г. По описи собора Рождества Христова 1801-1809 гг., составленной священнослужителями и церковным старостой купцом А. Солодягиным, оклад у иконы был серебряным, позолоченным, с жемчугом. К иконе был привешен серебряный позолоченный ковчег на серебряной позолоченной цепочке, где хранилась губа с собранными слезами, а также приложены 4 каменные панагии в форме креста на таких же цепочках и позолоченный перстень (опись 1801-1809 гг.), 7 серебряных крестов и панагия с изображением Божией Матери «Знамение» (опись собора Рождества Христова 1827 г., составленная прот. Иоанном Нечаевым с клириками собора). Живопись К. К. и. характеризовалась в XIX в. как «средняя» ( Докучаев-Басков К. 1899. С. 7). Во время пожара 1765 г. собор Рождества Христова сильно пострадал, но К. К. и. была спасена. Икона стала важнейшей святыней Каргополя. После пожара ее поместили в раму с клеймами Акафиста Богородице, имевшую на полях и по разгранкам клейм серебряный позолоченный оклад. Икона в раме стояла в резном киоте у зап. грани сев.-вост. столба собора Рождества Христова. Вверху киота помещались в серебряных окладах 3 пядничные иконы Божией Матери - «Всех скорбящих Радость», Казанская и Страстная. У левого клироса стояла хоругвь с изображением Рождества Христова с одной стороны и Казанской иконы с другой. В летнее время К. К. и. находилась в соборе, в зимнее - в нижнем теплом Богоявленском храме, где с 1871 г. из-за сырости прекратились богослужения (Описание памятников рус. архитектуры по губерниям: IV. Олонецкая губ.//ИИАК. 1914. Вып. 52. С. 155). В 1871 г. в расположенной недалеко от собора Введенской ц. (построена в 1802 на месте деревянной) усердием купца А. Л. Лаврентьева был устроен юж. Казанский придел, в иконостас к-рого на зимнее время помещалась К. К. и.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

803 Вифанская духовная семинария создана в 1798 г. по распоряжению Императора Павла I, открыта в 1800 г. Располагалась по соседству с Вифанским монастырем. Трифон (князь Туркестанов Борис Петрович, 1861–1934) – митрополит. Послушник св. Амвросия Оптинского (1887). 31.12.1889 г. пострижен в монашество, 6.01.1890 г. рукоположен во иеромонаха, священник в пересыльной тюрьме. Окончил МДА (1895). Смотритель Донского духовного училища (1895). Ректор Вифанской ДС в сане архимандрита (1897–1899), ректор Московской ДС (1899–1901). 01.07.1901 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Во время Первой мировой войны находился при действующих войсках на передовой. С 1916 г., после контузии, на покое с управлением Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем. С 1918 г. проживал в Москве, с 1923 г. – архиепископ. С 14.07.1931 г. – митрополит. 804 Павел (Глебов Петр, 1827–1904), архимандрит, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры и настоятель Спасо-Вифанского монастыря (1891), один из устроителей Зосимовой пустыни Владимирской губернии, приписанной к Лавре. 28.10.1858 г. рукоположен во иеромонаха Савва-Сторожевского монастыря, казначей этого монастыря (1868–1876). Эконом Ярославского архиерейского дома (1876–1878). 01.04.1878 г. возведен в сан игумена, наместник Толгского монастыря Ярославской епархии (1878–1881). 28.03.1879 г. возведен в сан архимандрита, благочинный всех ростовских монастырей (1881–1891). О нем см.: РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед.хр. 25025. Л. 1–4 об. Рукопись. Послужной список: Архимандрит Павел, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Некролог/Московские церковные ведомости. 1904. С. 128–129. 805 Сергей Александрович – См. примеч. к гл. II, л. 70. Елизавета Федоровна – преподобномученица Елисавета (Елизавета Федоровна, урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская, 1864–1918), Великая княгиня, супруга Великого князя Сергея Александровича, создательница и настоятельница Марфо-Мариинской обители (1909–1918). В 1891 г. приняла Православие. После гибели мужа посвятила жизнь делам милосердия, организовывала помощь раненым в русско-японскую и Первую мировую войны. В 1918 г. арестована, отправлена в Алапаевск, приняла мученическую кончину. Тело ее было перевезено в Пекин (1920), затем – в Иерусалим (1921). В 1992 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислена к лику преподобномучениц. Память 5/18 июля (см.: Материалы к житию преподобномученицы Великой княгини Елизаветы: Письма, дневники, воспоминания, документы. 2-е изд., испр. и доп. М,, 1996; Миллер Л. П. Преподобномученица Великая княгиня Елизавета, М., 2003).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Царь Михаил Феодорович жаловал насельниц К. м. хлебным, рыбным и иными довольствиями. Трейтер предполагал, что в его царствование крестный ход из калужского Троицкого собора в К. м. совершался 12 июля, в день прп. Михаила Малеина, небесного покровителя царя. Возможно, у монахинь хранился единственный в городе образ этого святого. При царе Алексее Михайловиче крестный ход совершался 17 марта, а после его кончины был отменен. Впрочем, в ответ на челобитную игум. Мариамны патриарх Иоаким в 1679 г. повелел восстановить крестный ход, но перенес его на 8 июня (день св. покровителя царя Феодора Алексеевича вмч. Феодора Стратилата). Впосл. крестный ход из кафедрального собора и ближайших городских церквей в К. м. совершался 8 июля (празднование Казанской иконе Божией Матери). Он упоминается вплоть до 1917 г. Постройки В описании Калуги, составленном в 1685 г. воеводой Иваном Полуехтовым, упоминалась каменная Казанская ц. в девичьем мон-ре на посаде. Это была одна из первых каменных церквей в Калуге. Небольшой монастырский храм в честь Казанской иконы Божией Матери (с приделом во имя св. Алексия, человека Божия) - квадратный, одноглавый, «с небольшим сквозным фонарем» - был построен ок. 1629 г. по указу царя Михаила Феодоровича. В 1682-1685 гг. игум. Мариамна испрашивала у царей Иоанна и Петра Алексеевичей средства (50 р. и 50 пудов железа) «на починку» церквей. В 1692 г. отмечалось, что Казанская ц. уже ветха, «расселась». Казанский собор (ныне ГА Калужской обл.) 1899–1903 гг. Фотография. 2006 г. Казанский собор (ныне ГА Калужской обл.) 1899–1903 гг. Фотография. 2006 г. В 1725-1726 гг. на средства 2 калужских купцов каменная Казанская ц. в К. м. была перестроена, причем Алексиевский придел обращен в трапезную церковь с отдельной каменной колокольней. В ходе ремонтных работ первоначальный архитектурный ансамбль мон-ря был изменен: «От колокольни и нижней церкви игуменья устроила каменную, в три сажени ширины, лестницу с шатром на каменных столбах, во всю длину и ширину лестницы. Под лестницей была монастырская кладовая. Вслед. этого входившему в монастырь через св. ворота на месте двух врозь стоявших церквей представлялось одно длинное здание, на концах имевшее церкви, увенчанные куполами. Пройдя под колокольней, богомолец вступал на паперть нижней Алексиевской ц. и отсюда поднимался по крытой лестнице на паперть верхней (Казанской Божией Матери)» ( Зинченко. 1885. С. 79). В 1751 г. архиеп. Московский Платон (Левшин) в доношении в Синод упоминал об обветшавшем Казанском храме, о деревянной ограде и 10 кельях. В 1827 (1823?) г., при игум. Августе, к храму была пристроена трапезная с сев. приделом в честь Ченстоховской иконы Божией Матери, одновременно возведена колокольня. Мон-рь окружала каменная ограда с 3 воротами.

http://pravenc.ru/text/1320163.html

митр. Палладия//Там же. С. 1930-1935; Аквилонов Е. П., прот. Над гробом в Бозе почившего владыки-митр. СПб. Палладия. СПб., 1899; Покровский И. Заботы высокопреосв. митр. Палладия (П. И. Раева, 1827-1898) о духовно-учебных заведениях и духовенстве в период управления его Тамбовскою епархиею//ПС. 1899. Ч. 1. 1. С. 38-67; Царевский А. Память в Бозе почившего митр. СПБ. высокопреосв. Палладия. Каз., 1899; N. Памяти высокопреосв. митр. Палладия//Вологодские ЕВ. 1899. 3. Приб. С. 54-63; Тихов А. Памяти высокопреосв. Палладия, митр. С.-Петербургского: (Биогр. заметка). Н. Новг., 1900; Е. К. [Кирион III (II) (Садзаглишвили), католикос-патриарх]. Кр. очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Соколов Н. Борисо-Глебская ц. в г. Рязани. Рязань, 1904. С. 28-30; Андриевский А. Е. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911; Петербургский некрополь. СПб., 1912. Т. 3 С. 350-351; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра: (1713-1913). СПб., 1913. С. 940-949; [ Львов А. Н.] «Князья церкви»: (Из дневника)//Красный архив. 1930. Т. 39. С. 108-148; Т. 40. С. 97-124; Кученкова В. А. Житие Тамбовских архиереев. Тамбов, 1998; Панкова Т. М. (мон. Мелетия). Православные братства: (На примере Рязанской епархии)//Тр. Рязанского ист.-архит. музея-заповедника. Рязань, 2004. Вып. 2. С. 116-117; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские: 1555-2007 гг. Каз., 2007; Дворникова Е. В. Рязанский церк.-ист. комитет//4-е Яхонтовские чт.: Мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. Рязань, 24-27 окт. 2006 г. Рязань, 2008. С. 589-594; Панкратов В. М. Архипастырь: Страницы биографии митр. Палладия. Арзамас, 2011; Мелетия (Панкова), мон., Синельникова Т. П. Архиерейские палаты//Рязанский кремль: Взгляд сквозь века, Рязань, 2014. С. 302, 306; они же. Постройки Архиерейского двора//Там же. С. 391-393; они же. Мон-ри Рязанского кремля//Там же. С. 447. А. К. Галкин Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2578737.html

Во всяком случае следствие пойдет в Суд(ебную) палату, а новый председ(атель) Угол(овного) департамента Постельников, 1187 один из наиболее сведущих юристов и притом также человек крайне осторожный в обвинениях, наверное не допустит обвинения Гилярова, если бы по отношению к нему оказалось какое-либо увлечение со стороны прокуратуры в смысле неправильного преследования ни в чем неповинного человека. – Тем не менее с Лицким я на днях переговорю, хотя заранее уверен, что после этого разговора мне придется еще многое передать Вам, неблагоприятное для Гилярова. 1188 Ваш душой Н. Ман(асеин) Печатается впервые по автографу: РНБ. Ф. 847. 963. Л. 1–2 об. Николай Авксентьевич Манасеин (1835–1895) – московский знакомый Константина Петровича Победоносцева , при поддержке которого впоследствии (1885–1894) занял пост министра юстиции. Манасеин был хорошо осведомлен в ходе судебно-следственных дел, разбиравшихся в Москве, поскольку с 1866 г. служил товарищем прокурора Московского окружного суда, затем, с 1870 г. – прокурором Судебной палаты, а в 1877 г. возглавил департамент Министерства юстиции. Ученый-правовед, крупный государственный деятель и религиозный мыслитель Константин Петрович Победоносцев (1827–1907), в 1868 г. ставший сенатором, а в 1880–1905 гг. занимавший пост обер-прокурора Св. Синода, был знаком с Гиляровым еще с 1860 г. После переезда Победоносцева в Петербург они регулярно переписывались. По смерти Гилярова, с 1899 по 1906 г., Победоносцев – случай для него исключительный! – издал на свои личные средства 8 сборников статей и отдельных работ бывшего приятеля, подготовленных к печати кн. Н. В. Шаховским: два двухтомника – «Сборник сочинений» (М., 1899–1900) и «Вопросы веры и Церкви» (М., 1905–1906), а также книги и брошюры: «Университетский вопрос» (СПб., 1903), «Экскурсии в русскую грамматику», «Откуда нигилизм?» (обе – М., 1904) и «Еврейский вопрос в России» (СПб., 1906). Обстоятельства подготовки гиляровских произведений к печати содержатся в сохранившейся в РНБ переписке Победоносцева и Шаховского (РНБ. Ф. 847. 75–78, 147–155).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

1478 Под ними сам Пушкин разумел 13 стихотворений разнообразного содержания (по собственноручной пометке Пушкина «18-я сербская: Сказка о рыбаке и рыбке». На самом деле это – переделка – и очень близкая – русской народной сказки. Но Пушкину, быть может, известна была и сербская того же содержания. Название «песни западных славян» не совсем точно. Точнее это «песни южных или юго-восточных славян: сербские, хорватские, черногорские, боснийские и герцеговинские («западными» же славянами принято называть чехов, словаков, поляков и лужичан). Впервые напечатаны в «Библиотеке для чтения» 1835, Сепковского, которым вероятно и придано это не точное обозначение. – С 1814 г. стала выходить «Народна сербска пъснарица» Вука Стефановича Караджича (все издание из 6 томов, законченное в 1866 г. носит заглавие. «Српске народне bjecмe») Сербские песни в этом издании произвели большое впечатление особенно в учено-литературном мipe Германии. Яков Грим в увлечении своем высказывал, что отныне Европа станет учиться по-сербски, чтобы наслаждаться прекрасной поэзией. В 1819 г. В. Караджич приезжал в Россию, был избран членом общества любителей российской словесности, получил от императора Николая ежегодную пенсию. Иенский университет возвел его в 1823 г. в степень почетного доктора философии Конитар в своей рецензии сборника сравнивал эпос сербский с эпосом Гомера, перевел несколько песен на немецкий языки и приложил их к своей рецензии. В Гумбольдт чрез Конитара получил выдержки сербской грамматики Мушицкого, а для Гете Мушицкий переводил в «Песнарицу» В. Караджича на немецкий язык. Я. Гримм приветствовал каждый том ее статьями в «Геттингенском ученом указателе», где также сравнивал сербские песни с Гомеровым эпосом (Подробнее – у Пушкина «Первые слухи о сербской народной поэзии» в Вестн. Евр. 1876 , 12 и Пл. Кулаковского «Вук Караджич, М 1882»). В 1827 г. появилось издание Проспера Мериме: «La Guzla ou le choix de poésies illyriques recueillies dans la Dalmatie, la Bosnie, la Croatie et l’Herzegovine» («Гусли, или выбор песен иллирийских, собранных в Далмации, Боснии, Хорватии и Герцеговине»).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Консервативные протестанты-фундаменталисты и иудейские экзегеты по сей день отвергают выводы критической библеистики и опасаются пользоваться историческим методом. На такой позиции долго оставалась и официальная католическая экзегеза. 7. Русская Православная библейская наука. Развитие Русской Православной библейской критики началось только в XIX веке. Укажем на имена митр. Филарета (Дроздова), Г. К. Властова (1827-1899), И. Я. Олесницкого (1814-1877), еп. Палладия Пьянкова (1816-1882), С. М. Сольского (1835-1900), Ф. Г. Елеонского (1836-1900), Н. А. Елеонского (1843-1910), еп. Михаила Лузина (1830-1877), И. Н. Корсунского (1849-1899), П. А. Юнгерова (1856-1921), П. А. Лопухина (1852-1904), И. Е. Евсеева (1868-1921), М. Э. Поснова (1873-1930) и другие. (Перечень их работ составлен В. В. Воронцовым и приложен к переводу «Руководства к чтению Библии» Ф. Вигуру; М., 1916). Труды этих ученых охватывали текстуальную критику, исагогику и экзегетику. Ни одна книга Ветхого Завета не прошла мимо их внимания. В конце XIX и начале XX века ряд русских православных ученых высказался за необходимость считаться с данными критической библеистики. С. Н. Булгаков в 1910 году писал, что вопрос об авторстве или времени написания «не исчерпывает вопроса о религиозном авторитете священных книг, который зависит отнюдь не от исторической точности надписания их автора, но от церковной оценки содержания этой книги, выражающейся в признании ее каноничности» («Русская Мысль», 1910, # 6). Среди тех, кто принял выводы критической библеистики, православный историк проф. Богословского Института Б. А. Тураев, религиозный философ и историк С. Трубецкой (1862-1906), Н. М. Дроздов (1849-1920), свящ. А. Ельчанинов (1881-1934), Б. И. Сове, проф. Моск. Духовной Академии И. Д. Арсеньев и другие. Из греческих православных ученых их точку зрения разделял проф. Афинского университета В. Веллас. В феврале 1944 года в Св. Сергиевской Духовной Академии (Париж) проф. А. В. Карташев (1875-1960) произнес актовую речь, в которой призвал православных библеистов больше считаться в своей работе с данными библейской критики. (Через три года текст речи был издан отдельной книгой.) Он подчеркивал, что исагогика во многом затрагивает чисто научные проблемы, не касаясь боговдохновенности св. книг. Проф. Каташев считал необходимым принять следующие выводы ветхозаветной науки:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010