До 1891 года в селе был храм каменный, одноэтажный, во имя Воскресения Христова; он построен был в 1769 году иждивением помещицы Любови Шеншиной. При нем был придел во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и отдельная каменная колокольня. Но этот древний храм, по желанию Митрополита Московского, а ныне Kiebckoro и Галицкого Иоанникия, который родился в этом селе (1826 г.), был разобран, и весь материал от него употреблен был на устройство нового храма, воздвигнутого почти в два лета на собственные средства Владыки-Митрополита. Этот последний храм каменный, двухэтажный, о 6-ти главах, без колокольни (колокола помешаются в западной главе храма). В нижнем этаже три престола: один главный во имя Покрова Пресвятыя Богородицы освящен 12 iюhя 1894 года и два придельных: во имя преподобного Иоанникия Великого (освящен тогда же) и во имя преподобного Макария Египетского. В верхнем этаже один престол во имя Воскресения Христова (Пасха), освяшен Высокопреосвященнейшим Иоанникием Митрополитом Киевским и Галицким того же 12 июня 1894 года. Благодаря заботливости Его Высокопреосвяищенства, храм отличается благолепием и по внутренним украшениям, и по внешнему своему устройству. Иконостасы храма дубовые, резные, с прекрасными живописными иконами московской работы. Одежды на престолах и жертвенниках все из дорогой парчи. Из особо чтимых икон замечательны в храме две иконы Божией Матери: Иверская и Взыскание погибших. Обе эти иконы выписаны с Афона (1872 г. и 1880 г.), в серебряных, вызолоченных ризах. Причт состоит из священника и псаломщика. Из причта этого села вышел ныне здравствующий Иоанникий, Митрополит Киевский. Отец его Максим Ив. Руднев был дьяконом этого села. Земли при сей церкви: усадебной 4 д. и полевой 33 дес. В приходе существует земская школа. П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». - Тула, 1895 г. Новосильский уезд, стр. 533 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=42987

Дух. Консистории 1826 года 26). В 1860 году местный священник сообщал известному историку и археологу И. М. Снегиреву , что церковь Климента «стояла по сю сторону съезжей, где домик Иванова» (Дневник И. М. Снегирева . Москва 1905 г., т. II, стр. 154). Этот «домик» теперь принадлежит Глумову. При постройках, производившихся в этих владениях, неоднократно находили много человеческих костей – несомненный признак существования здесь кладбища. Если сравнить сведения о земле Климентовской церкви за 1744 год со сведениями о ней же за 1657 год, то мы увидим, как постепенно сокращалось количество церковной земли, т.е. она переходила в частное владение. По строельной книге 1657 года, земли под церковью и кладбищем было в длину 38 саж., в другом длиннике 36 саж., поперек 26 саж., в другом поперечнике 23½ саж., причтовой: под домом одного священника 14×10 сажень, другого 21½×12 саж., диакона 9¼×7¼ саж., пономаря 20×5 саж., просфорницы 18½×3¾ саж. (Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. М. 1891, ч. II, ст. 188–189). Всего приблизительно 625 3/16 квадр. саж., а в 1744 году только около 412 квадр. саж. Старое Климентовское кладбище несколько раз упоминается в документах XVIII века, как земля церковная: 1. В 1722 г. 22 мая ратушский подьячий Василий Прокофьев Плохой продал комиссару Новгородского полка Григорию Михайловичу Бартеневу двор на стрелецкой оброчной земле в полку Федора Колзакова, в межах: против передних ворот – «церковное Климонтовское кладбище» (Актовые книги города Москвы III, 174); 2. 1747 г. 10 августа жена солдата Ивана Дмитриевича Деревнина Соломонида Ивановна продала солдату Филиппу Васильевичу Лобанову строение на старом кладбище, на церковной земле (там же, VII, 92); 3. 1752 г. 7 сентября диакон Покровского собора Иван Матвеев продал каменщику Сергею Минееву строение на церковной земле настаром кладбище (там же, VIII, 103); 4. 1781 г. 14 мая регистратор Вотчинной Коллегии из дворян Петр Васильевич Токарев продал вдове поручика Анне Ивановне Протопоповой строение возле старого кладбища на церковной земле (там же, XII, 364).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Меня как композитора, в том числе духовного, и регента церковного хора ещё в 90-е годы XX в. чрезвычайно поразило карпаторусское церковное «npocmonihie» (простое пение), когда прихожане храма всем мipoм поют в унисон песнопения и молитвы во время Богослужения. Это «npocmonihie» очень напоминает старообрядческое знаменное пение с тою лишь разницей, что карпаторусские напевы близки ещё и к южнославянским - болгарским и сербским. В 1995-1997 гг. я написал цикл обработок церковных напевов Подкарпатской Руси для мужского певческого ансамбля, которым руководил в пермском храме Успения Божией Матери. В 2009 г. создал нотный сборник «Kapnamopycckie гимны», в который вошли мои авторские произведения для мужского хора (ансамбля) на стихи священника, литератора и общественного деятеля Прикарпатья Ивана Наумовича (1826-1891) и карпаторусского поэта-патриота Михаила Поповича (1908-1956), обработки гимнов на стихи Александра Духновича (1803-1865) - священника, писателя, просветителя подкарпатских русинов и протоиерея Димитрия Сидора - современного национально-духовного лидера Подкарпатской Руси. Кроме того, являюсь автором историко-публицистических очерков об истории, культуре и языке подкарпатских русинов, бóльшая часть из которых вошла в изданный мною «Kapnamopycckiй Сборникъ» (Пермь, 2009). Несмотря на то, что в Российской Империи, в Советском Союзе и в современной России мало знали и знают о Руси под Карпатами, она, начиная с XVIII в., регулярно «поставляла» в Россию деятелей науки и культуры, сыгравших значительную роль в отечественной истории. Расскажу лишь о нескольких, самых известных выходцах с Подкарпатской Руси, живших и трудившихся в России. Иван Орлай (1770-1829), переехавший в 1791 г. в Россию, активно занимался медициной, закончив в 1793 г. медико-хирургическое училище в Петербурге, а также увлекался историко-философскими науками. И. Орлай получил степень магистра словесных наук и доктора философии в Кёнигсбергском университете (1806), состоял членом многих научных обществ России и немецких государств, почётным членом Российской Академии Наук и с 1815 г. действительным членом Московского Общества Истории и Древностей Российских. Был автором исторических статей на карпаторусскую и малорусскую тематику. Из них наиболее известна статья «История о Карпато-Россах...» (1804), где он высказывает свои довольно спорные национально-политические взгляды по поводу происхождения русского народа под Карпатами.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/12/...

Особую страницу в истории оптинского духовничества занимает духовный подвиг старцев в окормлении многочисленных женских обителей, где внутренняя жизнь целиком строилась по советам многоопытных наставников. Этому посвящён цикл очерков “Под покровом Оптиной пустыни”, в котором рассказано о судьбе учеников старцев из различных обителей — Белёвской, Севской, Борисовки, Тулы и многих других. К ним относится материал о тверском крае, где ученицами и последователями старцев являлись игумения Тверского Христорождественского монастыря (1827–1849) Досифея (Верёвкина), игумения Знаменского Осташковского монастыря Аполлинария (Банина) (1891–1894) и игумения того же монастыря (1837–1849), а позже — Тверского Христорождественского монастыря (1849–1875) Мария (Игнатьева), настоятельница Кашинского Сретенского монастыря Назарета (Давыдова) и Антония (Мезенцева) (1855–1875), а также многие другие. Игумения Досифея (Верёвкина) Игумения Досифея (в миру Анна) происходила из дворян Орловской губернии Карачевского уезда и была дочерью майора. В монашество была пострижена 24 июня 1821 года в Белгородском Рождество-Богородицком монастыре, с того же года проходила послушание ризничей в Борисовской Тихвинской девичьей пустыни, от которого в 1823 году была уволена за слабостью здоровья по резолюции преосвященного Владимира, епископа Курского и Белгородского. В 1824 году по прошению перемещена в Псковскую епархию в Псковский Иоанно-Предтеченский девичий монастырь, в августе 1825 года по прошению уволена в Тихвинский монастырь Новгородской епархии для поклонения чудотворному образу, а оттуда в Орловскую и Курскую епархии для свидания с родными. В августе 1826 года она поступила в Тверской Христорождественский монастырь при архиепископе Тверском и Кашинском Ионе (Павинском). В Тверском монастыре в то время настоятельницей была игумения Аполлинария (Лутковская). Монахиня Досифея в самое непродолжительное время так зарекомендовала себя, что игумения Аполлинария в своём прошении об увольнении указала на неё как на единственную свою преемницу. В письме на имя Высокопреосвященнейшего Амвросия (Протасова), архиепископа Тверского и Кашинского, игумения писала, “что поддержать учреждённый порядок по церкви и монастырю способна онаго же монастыря монахиня Досифея, почему она, игумения Аполлинария и отказывается от управления монастырём”. 4 декабря 1827 года монахиня Досифея, которой в то время было 38 лет, была произведена в сан игумении.

http://pravmir.ru/optina-pustyin-i-zhens...

Строительство монастыря старинные акты пустыни приписывают братии Путивльской Молченской обители. 1-е документальное упоминание о Глинской пустыни как «бортном угодье Пресвятой Богородицы Глинской» относится к 1648 г. (в тот год угодье было приписано к Путивльскому Молченскому монастырю, которому пустынь формально подчинялась с перерывами до 1764 г.). Название «Глинская» историографы обители связывали с добычей в окрестностях глины или временной принадлежностью этих земель князьям Глинским. К числу многих чудес, прославивших Глинский образ Божией Матери, относится избавление в 1848 г. города Глухова от эпидемии холеры: в память этого события с 1857 г. совершался ежегодный крестный ход из пустыни в Глухов. Начало особого подъема и расцвета духовной жизни в пустыни связано с настоятельством игумена Филарета († 1841), который ввел здесь строгий общежительный устав по чиноположению Афона. Как великого подвижника о. Филарета знала вся Российская империя, чтили иерархи. Под его руководство в Глинскую пустынь многие старцы (в т.ч. прп. Серафим Саровский) направляли желающих иночества. Преобразования о. Филарета положили начало систематической благотворительности монастыря, которая стала здесь непреложным законом. Обитель содержала несколько странноприимниц и больницу, Дом трудолюбия для обучения ремеслам и грамоте крестьянских детей-сирот, щедро жертвовала на нужды народного образования. С 1891 г. монастырь издавал духовно-нравственную литературу, в 1908 г. открыл миссионерский кружок св. ап. Иоанна Богослова для противодействия сектантству. В 1922 г. пустынь была закрыта. На момент закрытия в 1922 г. обитель имела около 30-ти построек, включая следующие храмы: Рождества Пресвятой Богородицы с колокольней (кон. XVIII в. с поздними перестройками), Иверской иконы Божией Матери над Св. вратами (1826–1831), теплый Успенский (1843–1848), больничный Крестовоздвиженский (1896 г. в корпусе 1874–1877 гг.). К 1927 г. все храмы, кроме Крестовоздвиженского, были уничтожены. В 1942 г. пустынь возродилась. К 1942 г. от прежней застройки осталось 6 строений, из них после Великой Отечественной войны до 1961 г. возрожденному монастырю принадлежали только здание больницы и архиерейский корпус. Ее духовные традиции были восстановлены: «ядро» братии составляли иноки, жившие здесь до 1922 г. Невзирая на крайние лишения военного и послевоенного времени, братия пустыни оказывала материальную помощь богомольцам, семьям погибших воинов и детям-сиротам. В 1961 г. последовало 2-е закрытие монастыря, о котором его старцы сказали: «В обитель не все люди могли приехать по немощи, из-за далекого расстояния, недостатка денег. Богу угодно было, чтобы мы разъехались по всей стране, чтобы глинские иноки были для всех маяками духовной жизни».

http://sobory.ru/article/?object=13951

Фукидид. Пер. Мищенко (1882), переизд. под ред. Жебелева (1915). Ксенофонт. Пер. всех произведений – Янчевецкого (1887). «Сократические сочинения» – Соболевского (1935); «Греческая история» – Лурье (1935). Лисий. Пер. Соболевского (1933). Исократ. «Панегирик» – пер. Замятина (1883), Коренькова (1891); «Наставление Демонику» и «Речь о значении ареопага» – Гурьева (1883). Демосфен. «О венке» – пер. Нейлисова (1887); «Речи против Филиппа» – Добиаша (1896); «Речь о мире» и «Вторая речь против Филиппа» – Зубкова («Филолог. Обозр.» т. 5:1893); «Первая Олинфская речь» и «Третья речь против Филиппа» – Мищенко (1903). Платон. Пер. Карпова [все, кроме «Законов»] (1863 – 1879), Соловьева и Др.» т. 1 – 2 [незаконч.] (1889 – 1903); изд. Academia, т. I, IV, V, IX, 1/2III, XIV (1922 – 1929). Аристотель. «Поэтикам – пер. Ордынского (1854), Аплельрота (1893), Новосадского (1927); «Риторика» – Платоновой (1894). Феофраст. «Характеры» – пер. Алексеева (1893), под ред. Фрейденберг. («Уч. Зап. Леи. Гос. Унив. Серия Филолог, наук», вьш. 7:1941). Менаидр. Пер. в изд. Academia (1936). Калдимах. «Гимны» – пер. Мартынова (1823); избр. гимны и эпиграммы – Алексеева (1899). Феокрит. Пер. Сиротинина (1891). Отд. стихотв. Феокрита и Биона в кн.: Латышев В. На досуге. 1898. Герод. Пер. под ред. Горнуяга (1938). Эпиграммы. Пер. Блуменау и др. («Греческие эпиграммы», 1935). Полибий. Пер. Мищенко (1890 – 1899). Павсаиий. Пер. Кондратьева (1939 – 1940). Эпиктет. «Афоризмы» – Алексеева (1891); «Основы стоицизма» – пер. Алексеева (1888). Марк Аврелий. Пер. Краснова (1895), Роговина (1915). Псевдо-Лонгин. Пер. Мартынова (1826). Плутарх. «Сравнительные жизнеописания» – пер. Алексеева (1891 – 1899); «Избранные биографии» – под ред. Лурье (1941); «О музыке» – Томасова (1922). Элий Аристид. «Панегирик Риму» – Турцевича (1907). Филострат. «Картины» – пер. Кондратьева (1936). Либаний. «Речи» – Шестакова (1912 – 1916). Лукиан. Пер. всех произвел, под ред. Богаевского (1935); «Избр. соч.» – Чечулина (1909). Аппиау. «Гражданские войны» – пер. под ред. Жебелева (1935).

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

До устроения церкви в 1839 г. жители Воскресенского прихода исполняли свои христианские обязанности у духовенства Нижне-Тагильского и Черно-Источинского заводов. При этом население Воскресенского села до 1833 г. приписано было к приходу Входо-Иерусалимской церкви, а с 1833 по 1839 гг. к приходу Введенской церкви Нижне-Тагильского завода. С 1839 г. устроена была собственная церковь, и образовался самостоятельный Воскресенский приход. Главное занятие жителей села и деревни – работа на приисках гг. Демидовых, вырубка и доставка леса и дров на заводы. Для переселенцев из Черниговской губернии 1824 и 1826 гг. на первое время поставлена была в новом селении деревянная часовня, в которой наезжее духовенство и совершало по временам богослужение. Часовня эта, построенная помещиком Демидовым, существовала около 15 лет, пока не расширена была и не преобразована в храм около 1838 г. Сей новоустроенный храм был освящен в честь Воскресения Христова. Первые метрические книги в церковном архиве имеются за 1839 г. Наконец, старанием церковного старосты Андрея Никит. Крутика, состоявшего в этой должности бессменно 36 лет, усердием и иждивением прихожан в 1884 г. устроен и освящен новый каменный храм, с каменною же колокольней; храм однопрестольный, во имя Св. Троицы. Внутри храм окрашен масляною краскою и украшен стенною живописью, а снаружи выштукатурен и выбелен. На такие же средства и усердием того же церковного старосты с 1891 г. храм обнесен каменною оградой, с тремя воротами и железными решетками и построен весьма приличный и поместительный дом для священника со всеми службами. Причт церковный состоит из 1 священника и 1 псаломщика. В селе Воскресенском есть земское смешанное училище, открытое в 1879 г. «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=11511

Митрополит Иоанникий, в миру Иван Максимович Руднев (1826-1900) родился в семье бедного дьячка в Новосильском уезде Тульской губернии (ныне в Орловской области); обучался в Тульской духовной семинарии. В 1849 году окончил курс в Киевской духовной академии; 11 октября того же года принял монашеский постриг. 21 декабря 1854 года возведен в сан архимандрита. 12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. С 12 января 1864 года – епископ Саратовский и Царицынский. С 13 июля 1873 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. 14 февраля 1877 года возведен в сан архиепископа. С 8 декабря 1877 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. С 27 июня 1882 года – митрополит Московский и Коломенский. С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий. Во всех епархиях, в которых он епископствовал, им были организованы дома для вдов и сирот духовного ведомства, свечные епархиальные заводы, доходы с которых шли на содержание семинарий и училищ, училища для девиц духовного звания, общежития для своекоштных учеников духовных училищ и семинарий. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 сентября, 2018 20 августа, 2018 15 февраля, 2021 3 апреля, 2019 3 апреля, 2019 7 декабря, 2018 13 ноября, 2018 27 сентября, 2018 25 сентября, 2018 25 сентября, 2018 20 августа, 2018 15 февраля, 2021 3 апреля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/sinod-upts-blagoslovil...

Новая Воскресенская церковь, холодная, с большой трапезой, построена в 1710 г., освящена в 1712 г. Престолы: Воскресения Христова, освящен в 1712 г., в трапезе с южной стороны - во имя Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных, освящен 9.11.1796, в трапезе с северной стороны - во имя прор. Илии, освящен 19.7.1710. Иконы Ильинского придела в 1846 г. частью поправлены, частью написаны заново крестьянином Владимирской губ. Глебом Алексиевым Мокиным. В Михаило-Архангельском приделе по левую сторону от царских врат хранилась древняя икона Божией Матери Одигитрия, надпись на которой гласила о том, что икона была написана при великом князе Димитрии Иоанновиче в 6874 г. от создания мира (1366 г.) в 9 день марта. Вместо Благовещенской церкви, существовавшей в 1687 г., в 1729 г. была построена новая церковь, которая в свою очередь перестроена по указу ДК от 19.8.1892, освящена 17.2.1894. В 1885 г. приход был включен в состав Кевроло-Шардонемского миссионерского комитета 2-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в слабой степени были заражены старообрядческим расколом).Архиепископ Игнатий пожертвовал в храмы сребропозлащенные сосуды, крест, дарохранительницу, кадило. Священники: Василий Антониев; Софроний Марков 1687 г.; Димитрий Андреев Вакорин; Стефан Яковлев и Иоанн Стефанов (упом. в делах в 1702-1746 г.г.); протопопы: Симеон Алексиев Гусев 1754 г. и Симеон Селеников 1766 г.; Василий Карлин 1780-1826 г.г.; Алексий Афанасьев Семенов до 1859 г.; Лука Алексиев Семенов до 1891 г.; Филетер Афанасьев Цветков до 5.7.1893. Диакон: Павел 1700 г. Церковный староста: Анисим Нетесов с 1887 г. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. Архангельск, 1895. С. 258-262. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=27989

17 июня 1881 г. Посещение храма, приюта и больницы митрополитом Московским и Коломенским МАКАРИЕМ (Булгаковым) Митрополит Московский и Коломенский МАКАРИЙ (Булгаков) 1816 — 1882. На Московской кафедре в 1879 — 1882 гг. Великий российский иерарх и ученый. Своими многочисленными трудами внес бесценный вклад в изучение истории России. Автор знаменитой фундаментальной «Истории Русской Церкви». Портрет неизвестного художника из собрания Государственного Исторического Музея в Москве. Начало 1880-х гг. Июнь 1889 г. , 31 мая 1890 г. , 26 ноября 1891 г. Посещения монастыря митрополитом Московским и Коломенским ИОАННИКИЕМ (Рудневым) Митрополит Московский и Коломенский ИОАННИКИЙ (Руднев) 1826 — 1890 На Московской кафедре в 1882 — 1891 гг., Затем митрополит Киевский и Галицкий. Мудрый архипастырь, твердый администратор, попечитель образования, миссионерства и сам миссионер, благотворитель, великолепный проповедник, основатель журналов «Руководство для сельских пастырей», «Миссионерское обозрение» и др. 6 сентября 1889 г. Определение Св. Синода о преобразовании приюта, учрежденного на средства княжны А. В. Голицыной, в общежительный женский монастырь «Всех скорбящих радость» с приютом и больницей. Штат: игумения, казначея, 15 монахинь, послушницы. Первая игумения Скорбященского монастыря ЕВПРАКСИЯ (+ 11 мая 1909 г.) 26 мая 1891 г. Закладка и начало строительства по проекту архитектора Ивана Терентьевича Владимирова соборного храма во имя Всемилостивого Спаса иждивением благотворительницы, купеческой вдовы из Воскресенска Акилины Алексеевны Смирновой . Храмоздательница Собора Всемилостивого Спаса и благотворительница Скорбященского монастыря АКИЛИНА АЛЕКСЕЕВНА СМИРНОВА (тайная монахиня РАФАИЛА) 12 января и 24 августа 1892 г. и 29 мая 1894 г. Посещения Скорбященского монастыря митрополитом Московским и Коломенским ЛЕОНТИЕМ (Лебединским) Митрополит Московский и Коломенский ЛЕОНТИЙ (Лебединский) 1822 — 1893. На Московской кафедре в 1891 – 1893 годах. Высокообразованный, почитаемый и любимый духовенством и мирянами архипастырь. Обладал необычайным личным обаянием, был доступен для людей всех сословий и состояний. Славился благотворительностью и попечением о народном образовании.

http://pravmir.ru/150-let-skorbyashhensk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010