Сокращения БВ Богословский вестник. СП, 1892–1918 (ежемесячно); и. с. 1-.1993-. Богословские труды. Сборники. М., 1958-, Византийский временник 1–25. СПб/.А., 1894–1928; и. с. 1 (26)-. Μ., 1947-, Вера и разум. Харьков, 1884–1917 (дважды в месяц); и. с. 2000– (ежемесячно). Вестник русского христианского движения. Париж, 1925 – 1939,1945-; Мюнхен, 1949; Париж, 1950– (с 1953 г. с общей нумерацией); 112/113-, Париж, Ν. Y., Μ., 1974-; 164-, М., 1992– (с неопред, периодичностью, до 1974 г. под названием «Вестник русского студенческого христианского движения»), ВЦП Вестник церковной истории. М., 2006-. Всероссийский церковно-общественный вестник. Пг., 1917 – 1918. 1–46 (1.1.1917–26.2.1917); 1–169 (7.4.191731.12.1917); 1 (3.1.1918). Душеполезное Чтение. М., 1860–1917 (ежемесячно). Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1834– 1917 (ежемесячно). Журнал Московской Патриархии. М., 1948-, Ежемесячно. Московские епархиальные ведомости. Μ., 1869-; и. с. 1990-. Московские церковные ведомости. М., 1880–1918 (ежемесячно). Православное обозрение. М., 1860–1891. Ежемесячно. ПрибТСО Прибавления к творениям святых отцов 1–48. М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891. Православный собеседник. Каз., 1855–1917 (4 раза в год, 1868–1917 ежемесячно). Полное собрание законов Российской Империи/Под ред. Μ. М. Сперанского. СПб., 1 1826–1830, 2 1830–1884, 3 1881–1916. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи в 10 тт. СПб., 1869–1916. Православная энциклопедия. М., 2000-, Таврические епархиальные ведомости. Симферополь, 1869–1918 (с неопред, периодичностью). Труды Императорской Киевской духовной академии. К., 1860–1917. Ежеквартально, в 1861–1917 ежемесячно. В1997 г. изд. возобновлено с неопред, периодичностью и с исключением из назв. слова «Императорской». Творения святых отцов в русском переводе 1–69 (1–77). М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891, 1893–1917. Христианское чтение. СПб., 1821–1917; н. с. 1991– (с неопред, периодичностью).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Поль Аллар Библиографический указатель Источники Acta primorum martyrum sincera et celecta, publies par Ruinart, Paris 1689. Acta Sanctorum quotquot toto orbe colunter, publies par les Bollan-distes, Anvers et Paris 1643–1894, janvier a novembre, t. I-LX. Ammicn Marcellin, ed. Valois, Paris 1681; ed. Gardthausen, Leipzig 1874–5. Analecta Bollandiana, Bruxelles depuis 1882, t. I-XV. The Apology and Acts of Apollonius, edites par Conybeare, Londres 1894. The Apology of Aristides, editee par Rendel Harris et Armitage Robinson, Cambridge 1891. Augusta historia, Paris 1620; ed. Peter, Leipzig 1865. Corpus inscriptionum graecarum, quatre volumes, Berlin 1828–1877. Corpus inscriptionum latinarum (en cours de publication), Berlin 1863 et suiv., t. I-XV. Corpus juris civilis, ed. Freiesieben, Munich 1789; ed. Krüger-Mommsen, Berlin 1872–7. Corpus juris romani antejustiniani, ed. Böcking, Bonn 1841; ed. Huschke, Leipzig 1861. Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum(en cours de publication), Vienne 1867 et suiv., t. I-XVIII. Doctrina duodecim apostolorum, ed. Funk, Tubingue 1887. Dion Cassius, ed. Valois, Paris 1634; ed. L. Dindorf, Leipzig 1863–5. Eunape, ed. Boissonade, Amsterdam 1822. Eutrope, ed. Zell, Stuttgard 1829; ed. Dietsch, Leipzig 1875. Exempla inscriptionum latinarum, ed. Wilmans, Berlin 1873. Herodien, ed. Bekker, Berlin 1826. Inscriptions chretiennes de la Gaule, editees par Edmond Le Blant, Paris 1856–1865. Inscriptiones christianae urbis Romae saeculo septimo antiquiores, editees par J. B. de Rossi, Rome 1861–1888. Inscriptionum latinarum selectarum amplissima collectio, editees par Orelli et Henzen, Turin 1826 et 1856. Julien, ed. Hertlein, Leipzig 1875–1876. Libanius, ed. Reiske, Oldenbourg 1791–1797. Liber Pontificalis, ed. Duchesne, Paris 1886–1892. Martyrologium hieronymianum, ed. J. B. de Rossi et Duchesne, Bruxelles 1894. Opera Patrum apostolicorum, ed. Funk, Tubingue 1878 et 1881. Panegyrici (a la suite du Pline le Jeune de Casaubon), 1504. The Passion of S. Perpetua, with an Appendix on the Scillitan martyrdom, editee par Rendel Harris, Cambridge 1891.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир-Волынский. Часовня Владимира равноапостольного. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Владимира равноапостольного Год постройки:Между 1891 и 1892. Адрес: Украина, Волынская обл., г. Владимир-Волынский, улица Данила Галицкого, 6 (ул. Соборная, д. 1) Координаты: 50.845326, 24.31649 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 17 октября 1888 года в предместье Харькова потерпел крушение царский поезд с императором Александром III (1845-1894) и членами его семьи, спасение которых православная церковь сразу же объявила чудом. Для увековечивания сего знаменательного события в 1889-ом на пожертвования братчиков и благотворителей была изготовлена икона с ликами святых, тезоименных членам семейства Романовых. В том же году 22 апреля в японском городе Оцу при покушении удалось выжить наследнику российского престола Николаю Александровичу (1868-1918), что также было истрактовано православными отцами как заступничество небес. Именно это событие Владимир-волынское братство и решило увековечить строительством каменной часовни в сердце старого города. Владимирская часовня была заложена 29 апреля 1891 года на приобретенных и пожертвованных городом братству для этого двух земельных участках. Курируемое непосредственно председателем Омельяном Дверницким (1836–1908) строительство благополучно закончилось освящением 11 мая 1892 года, которое провел митрополит Галицкий и Киевский Иоаникий (1826–1899). Храм оставался действующим вплоть до Второй мировой войны 1939-1945 годов, из огненного пожарища которой он вышел хоть и невредимым, но, оказавшись в стране воинствующего атеизма, был закрыт и четыре с половиной десятилетия находился на грани существования. Расхожая легенда, состарившая его на четыре года и приурочившая его строительство к девятисотой годовщине крещения Руси-Украины, родилась уже в годы украинской независимости (при советах религия и царизм находились под одинаковым запретом), когда часовня была возвращена в лоно православной церкви, а на заре 2010-х гг. она была капитально отреставрирована.

http://sobory.ru/article/?object=29194

Берёзово. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Русское село Берёзовый Яр, современное Берёзово, было основано в 1706 году государственными крестьянами. В середине XVIII века в Берёзово переселились удельные крестьяне, образовав новую часть села. В разных источниках также встречаются альтернативные названия Берёзовая Лука, Берёзовый Гай и Никольское (по престолу церкви). Первая часовня в деревне была построена в 1777–1778 годах бродячим священником Дмитрием Васильевым без согласия Астраханской епархии. В часовне Васильев затем установил алтарь и служил в ней как в настоящей церкви. Первую полноценную церковь с колокольней в Берёзовом Яре возвели тщанием прихожан6 в 1784–1786 годах. Здание её было деревянным и имело один престол во имя Николая Чудотворца, который в 1789 году освятил протоиерей Георгий Осипов из Саратова. В 1826 году здание храма было тщанием прихожан перестроено. В 1859 году в Берёзове насчитывалось 250 дворов, 1218 мужчин и 1380 женщин. Село входило в 1-й стан Николаевского уезда, через него пролегал почтовый тракт из Николаевска в Вольск, работали церковь и почтовая станция. В 1880 году вместо обветшавшей старой церкви началось строительство новой. Возводили её иждивением прихожан шесть лет, новое здание было деревянным, с колокольней и отоплением, на 1880 человек. Строилось оно из привозимого из Балакова леса без гвоздей, с применением системы пазов и деревянных шпонок. При церкви была также построена сторожка, прихрамовую территорию обнесли оградой. Главный престол во имя Николая Чудотворца освятили 2 (14) октября 1890 года, придел во имя Покрова Божией Матери – 28 июля (9 августа) 1891 года. В причт храма входили священник, диакон и псаломщик, проживавшие в общественных деревянных домах с надворными службами. В храме имелась довольно большая библиотека, церковно-приходское попечительство существовало с 1883 года. В 1885 году в Берёзове открылось смешанное двухклассное министерское училище. Помимо православия в селе также был распространён раскол. Крупнейшей была община беспоповцев (более 400 человек), также имелись общины беглопоповцев (около ста человек) и раскольников австрийского толка (более 200 человек). Последняя была зарегистрирована Самарским Губернским Правлением 17 (30) июля 1907 года. После этого был возведён белокриницкий храм во имя Николая Чудотворца, 31 октября (13 ноября) 1910 года по завершении строительства колокольни были торжественно установлены шесть колоколов и крест.

http://sobory.ru/article/?object=52768

Двуречки. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь каменная холодная двупрестольная была построена в Двуречках в 1811 году на средства прихожан. Главный престол – во имя св. Николая Чудотворца и придельный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. По данным 1876 года Никольская церковь была приписной к Михайло-Архангельской церкви с. Фащёвка . В 1869 году распространена храмовая часть и построена трапезная. В 1907–1911 годах по проекту архитектора В.И. Фреймана трапезная расширена. Фасадные плоскости основного объема, алтаря и трапезной почти совпадают, образуя в плане прямоугольник. Алтарная часть несколько понижена. Над трапезной возвышается ярус колокольни. Восточный фасад алтаря по центру выделен ризалитом. Северный и южный фасады в храмовой части оформлены в виде четырехпилястровых портиков, где профилированные прямоугольные окна с лучковыми перемычками завершаются сандриками в виде треугольных фронтонов и акцентированы круглыми окнами второго света. Прямоугольные окна трапезной большие по размеру так же завершаются сандриком в виде фронтона. Простенки между окнами оформлены плоскими пилястрами. В 1839 году упоминается диакон Иван Петрович Петров. Родился примерно в 1803 году. В 1826 году закончил Тамбовскую духовную семинарию. В 1876 году собственного штата церковь не имела, а обслуживалась штатом Архангельской церкви с. Фащёвки: настоятелем – священником Василием Васильевичем Волковым, и помощником настоятеля – священником Петром Сергеевичем Кедровым. Оба священника были студентами, рукоположенными в 1866 году. Церковным старостой Никольской церкви был государственный крестьянин Бахаев, с 1874 года. По данным 1893, 1911 гг., штат церкви состоял из священника, диакона и двух псаломщиков. По данным 1893 года, священником продолжал служить Василий Васильевич Волков, 61 года. Правда, дата рукоположения указана 1 января 1860 года. Награждён наперсным крестом. Диаконом служил Александр Николаевич Виндреевский, 23 лет, окончил курс семинарии, рукоположен 22 марта 1891 года. Псаломщиком был Павел Кондратьевич Флерин, 32 лет, из Екатерининского института. На должности второго псаломщика был священник Пётр Александрович Смирницкий, 59 лет, из Воронежской семинарии, рукоположен в 1859 году, награждён скуфьёй.

http://sobory.ru/article/?object=17220

Залазино. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Скорбященская церковь Карта и ближайшие объекты Село Залазино ныне Лихославльского района в 60 верстах от Твери, 88 верстах от Бежецка, 34 километрах от Лихославля. Скорбященская церковь. Построена в 1826 году, каменная с тремя престолами: Скорбященской Божьей Матери, святого Василия Великого и святого пророка Ильи. В Приходе 18 деревень, 417 дворов, 1462 мужчины и 1608 женщин, все карелы. Было построено 7 часовен: в деревне Залазино - святых Флора и Лавра построена в 1876 году, Ананкино - святого великомученика Георгия Победоносца, Шейново - Рождества Пресвятой Богородицы, Волхово - святой мученицы Параскевы построена в 1885 году, Кузьмиха - Святого Архистратига Михаила, Горка - святителя Николая, Луковники - Святой Троицы построена в 1863 году. Все часовни деревянные. До каменной церкви в селе были еще две деревянные. Когда основана карелами первая деревянная церковь, неизвестно, вторая церковь на ее месте согласно описи построена в 1778 году. Каменная Скорбященская церковь была построена рядом с имевшейся деревянной церковью, которая существовала с 1778 по 1828 год. Строительство каменной церкви началось в 1817 году на средства прихожан и купца Федора Суворова. Церковь стоит в центре села у дороги. В настоящее время церковь не действует, утрачены глава храма, иконостасы, церковная утварь. Почти полностью разрушены хоры в храме. Большие потери понес интерьер здания, к южному фасаду трапезной примыкает деревянная современная постройка. Сейчас общественность села пытается приступить к проведению реставрационных работ, начали проводить службу. В 1901 году служили: священник Василий Андреевич Прозоровский, 55 лет, на службе с 1870 года, священником с 1874 года, в 1915 году продолжал службу. Священник Иван Николаевич Лисицын, 62 года, священник с 1861 года. Дьякон Павел Николаевич Богоявленский, 71 год, на службе с 1844 года, дьяконом с 1885 года. В 1915 году на его месте служил дьякон Николай Диевский, 44 года, переведенный с должности псаломщика Покровской церкви села Ильгощи. Псаломщик Александр Васильевич Маслов, 66 лет, в должности с 1851 года. Псаломщик Андрей Александрович Меглицкий, 38 лет, в должности с 1891 года. В 1915 году была всего одна должность псаломщика, им служил Николай Невский, 22 года. Церковный староста крестьянин Федор Абрамов, в должности третье трехлетие.

http://sobory.ru/article/?object=28586

Иверовское. Церковь Рождества Христова. Рождественский храм-часовня Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В сентябре 2006 года в Иверовском тверской организацией ООО " СтройАльянс " начато строительство Христорождественского храма. Новый храм построили рядом с кладбищем и в память о разрушенном Христорождественском храме стоявшем в центре села Иверовского. Церковь-часовня в честь Рождества Христова в деревне Иверовское построена в память Христорождественского храма конца XIX века, стоявшего в селе и до наших дней не сохранившегося. По данным клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 г., в селе Иворовском (ныне Иверовское), существовала деревянная на каменном фундаменте церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, построенная в 1786 г. На 1828 г. в храме служили: священник Иванов Василий (52 года, произведен в священника в 1809 г. из пономаря), дьячок Иовлев Михаил (24 года, определен дьячком в 1826 г.), пономарь Яковлев Иван (36 лет, определен в пономаря в 1816 г.), престарелый дьячок Кодратов Григорий (68 лет). Прихожан в селе Иворовском, сельцах Васильках, Костромине, Новом, деревнях Ерофейцеве, Мытициве, Старой, Толпине – 145 дворов с 1 290 душами обоего пола (624 мужчины и 666 женщин). В 1890 г. вместо сгоревшей деревянной церкви был построен каменный храм с тремя престолами: главным холодным – в честь Рождества Христова, правым – в честь Казанской иконы Божьей Матери, освященным 3 декабря 1890 г., и левым – во имя Святого Николая Чудотворца, освященным 19 декабря 1891 г. Справа от церкви в память о старом деревянном храме был поставлен каменный столб-памятник. Вблизи церковной ограды, рядом с дорогой стояла каменная часовня, сооруженная в 1862 г. крестьянами деревни Толпино. По данным на 1901 г., служили: священник Орлов Михаил Георгиевич (в служении с 1894 г., в священника возведен в 1899 г.), диакон Димитровский Алексей Иоаннович (диаконом с 1886 г.), псаломщик Богословский Иван Алексеевич (23 года, псаломщиком с 1896 г.). Прихожан в селе Иворовском, деревнях Белькове, Ерофейцеве, Кострашине, Мытищеве, Новом, Старой, Толпине – 288 дворов (845 мужчин и 931 женщина).

http://sobory.ru/article/?object=28403

Ильинское. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Подворье Раифского Богородицкого монастыря Карта и ближайшие объекты Село Ильинское возникло в XVII веке. Сохранилось и прежнее название села — Уразлино, из которого можно заключить, что ранее здесь жили татары. В ведомостях отчетной документации, которая ежегодно велась в епархии, название села писалось «Ильинское-Уразлино тож»: вероятно, для того, чтобы отличить это село от других «Ильинок» Казанской губернии. Село было волостным. В Ильинскую волость входили д.Белобезводное, Айша, Сафоново, Одинцово (Атлашкино). В отделе редких рукописей и книг Казанского Госуниверситета сохранилась анонимная рукопись, в которой описывается Ильинское и местность по течению реки Сумки. В ней говорится, что село несколько раз выгорало, отчего жители его бедны. Население, кроме хлебопашества, пережигало уголь. Крестьяне Ильинского до реформ 1850-1860 годов были государственными (или экономическими). Первая церковь в Ильинском, построенная в 80-х годах XVIII века, была деревянной. Позднее она оказалась тесной и ее перестроили. 6 января 1816 года случился пожар, церковь сгорела. В 1821 году приходом было принято решение о строительстве новой каменной церкви. Здание храма было отстроено в 1827 году на средства прихожан. В приход Ильинской церкви входили все волостные деревни, а также деревни Зеленый Дол и Васильево. Она была трехпрестольная: главный — во имя пророка Илии — холодный, и два теплых — во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и святителя Николая Чудотворца. Церкви наделялись землей из государственного фонда. Имела пашенные и сенокосные земли и Ильинская. Земля сдавалась в аренду крестьянам.  За соблюдением устава православной церкви, регулярностью совершения богослужений и моральным обликом причта следил местный благочинный, который назначался епархиальным епископом. Проступки и преступления строго фиксировались. Самыми распространенными проступками были пьянство и оскорбление действием. В наказание служителей церкви ссылали в Казанский Зилантов монастырь на определенный срок, в особо тяжких случаях лишали сана. Среди священников Ильинского храма можно назвать таких, как Рудольский (с 1826), Виноградов (с 1851), Черкасов (с 1896), Меньшиков (в послереволюционный период). В штат церкви первоначально входили: священник, диакон, дьячок, пономарь. Позднее дьячка и пономаря стал заменять псаломщик, а с 1891 года, в связи со строительством в д. Гари церкви и выделением этой деревни в самостоятельный приход, было решено диакона в Ильинскую церковь не назначать.

http://sobory.ru/article/?object=20650

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Григорий (Полетаев), еп. Туркестанский. Фотография. 1892 г. (РГИА) (Полетаев Лев Иванович (Петрович?); 1831 (1826?), с. Ляпня Сергачского у. Нижегородской губ.-15.06.1914, Москва), еп. Омский и Семипалатинский. Сын причетника. Окончил Нижегородское ДУ, Нижегородскую ДС, в 1850-1854 гг. обучался в КазДА. Как 1-й по списку оставлен на кафедре Свящ. Писания, 4 окт. 1854 г. назначен помощником инспектора. 10 окт. того же года принял постриг, 21 нояб. рукоположен во иерея. 27 окт. 1855 г. получил степень магистра богословия за соч. «О догматических заблуждениях и ересях, обличенных в Священном Писании Нового Завета» и утвержден в звании бакалавра, с 1856 г. преподавал герменевтику, с 1858 г.- древнеевр. язык. С 16 апр. по 25 сент. временно занимал кафедру догматического богословия. В сент. 1864 г. помимо др. должностей Г. был назначен экономом академии, 23 янв. 1865 г. утвержден в звании экстраординарного профессора. Во время работы в КазДА издал свой перевод «Благовестника» Феофилакта Болгарского ( Феофилакт, архиеп. Болгарский. Благовестник, или Толкование на Св. Евангелие. Каз., 1855-1857. 2 ч.), участвовал в переводе Псалтири на рус. язык, составлял обширные комментарии, к-рые не были опубликованы. 3 апр. 1867 г. Г. был назначен ректором Уфимской ДС и настоятелем уфимского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря с возведением в сан архимандрита. В 1869 г. отстранен от ректорства по обвинению в финансовых нарушениях в КазДА, определен настоятелем во Флорищеву в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. С 1872 г. был преподавателем Владимирской ДС, в 1877 г. назначен ректором Иркутской ДС, в 1888 г.- членом С.-Петербургского комитета духовной цензуры. В 1891 г. Г. был хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии, 21 нояб. 1892 г. назначен епископом Туркестанским и Ташкентским. Прибыл в Ташкент 6 марта 1893 г., в течение неск. недель обозревал епархию, посещал гимназии, церковноприходские школы, детские приюты, госпитали.

http://pravenc.ru/text/166674.html

Москва. Домовая церковь Екатерины при бывшем Екатерининском институте. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Московский Екатерининский институт благородных девиц основан в 1802 году по инициативе императрицы Марии Фёдоровны, матери правившего тогда императора Александра I, с 1796 года начальствовавшей над Воспитательным обществом благородных девиц. Учебная программа включала: русскую словесность, Закон Божий, французский и немецкий языки, арифметику, географию, историю общую и естественную, физику. Кроме того преподавались музыка, рисование, рукоделие. Серьёзное внимание уделялось самостоятельному творчеству учащихся. Режим дня был строг и насыщен. Ученицы вставали в 6 часов утра и, с перерывами, занимались до 8 часов вечера. По первоначальному уставу Екатерининское училище принимало на обучение девушек из малообеспеченных дворянских семей, однако уже в 1804 году при нём создали мещанское отделение для девиц прочих сословий. Институтский курс разделялся на два класса, меньший и старший; в каждом ученицы должны были пробыть по три года; в классах было по три отделения: 1-е, 2-е и 3-е — в старшем, 4-е, 5-е и 6-е — в меньшем. Мещанское отделение просуществовало до 1842 года, когда его выделили в самостоятельное Мещанское училище, на основе которого, в свою очередь, в 1891 году открыли Александровский женский институт, размещавшейся на Новой Божедомке. Оба московских женских института, Екатерининский и Александровский, к 1917 году принадлежали Ведомству учреждений Императрицы Марии. 4 марта 1917 года Ведомство было упразднено, его учреждения были подчинены Министерству народного просвещения, а Канцелярия ведомства переименована в Управление Мариинскими благотворительными и учебными заведениями. 12 мая 1917 года Ведомство было включено в состав Министерства государственного призрения. 12 декабря 1917 года все учреждения бывшего Ведомства по управлению детскими приютами были упразднены, и 23 февраля 1918 года переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Здание, в котором разместили Екатерининский институт, первоначально принадлежало графу Салтыкову, который построил себе «загородный двор» с палатами и регулярным парком. В 1777 году имущество это взяли в казну, и открыли здесь Инвалидный дом для офицеров и солдат с домовой церковью. К открытию училища дом перестроил архитектор Доменико Жилярди. Во время пожара 1812 года здание было повреждено, и в 1826—1827 годах Д. Жилярди и А. Г. Григорьев реконструировали его в формах позднего классицизма Перед зданием в 1818 году разбили площадь, получившую по институту название Екатерининской (ныне Суворовская площадь, 2); за ним устроили Екатерининский парк с прудом. В 1830 году, 14 сентября, митрополит Филарет освятил Екатерининскую церковь, размещённую в левом, западном крыле здания.

http://sobory.ru/article/?object=25442

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010