Никифор (Бажанов) , иеромонах. Исторический очерк Николо-Перервинского монастыря. – М., 1886. – С. 56, 57. Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810–1880): Биографический очерк. – М., 1881. – С. 334. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 3. – С. 34, пр. 3: т. 4. – С. 306, пр. 4. – С. 570, 819, 821, 823; т. 5. – С. 607, 610, 751, 756. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1400, 1401. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 337. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 434. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 291, 341, 491, 803, 1019. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 16, 327, 563, 620, 622. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 612. Енисейские епархиальные ведомости. – 1888–1891 (неоконченная биография преосвященного Никодима). Известия по Казанской епархии. – 1874, 13. – С. 369–371. –»– 1887, 5. – С. 110–111. Странник. – СПб., 1872, январь. – С. 12. Исторический вестник. – СПб., 1906, январь. – С. 325–326. Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1888, 50. – С. 1421–1425. –»– 1889, 20. – С. 550–554, 611–614, 1538. –»– 1896, 7. – С. 256 (из письма Павлову). Московская духовная академия в 1826– 1830 гг.//Русский архив. – М., 1893. – Кн. 3. – С. 44. Русский архив. – М., 1903. – Кн. 1, 2. – С. 230–252; 3. – С. 387–424; 4. – С. 593­607; кн. 2, 5. – С. 128; 7. – С. 462, 466, 471–472. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 5. – С. 434; т. 7. – С. 724.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

27. Никодим (Ротов) 1963–1978 (Ленинградский). 28. Антоний (Мельников) 1978–1986 (Ленинградский). 29. Алексий (Ридигер) 1986–1990 (Ленинградский). 30. Иоанн (Снычев) 1990–1995. 31. Владимир (Котляров) с 1995 г. в) митрополиты Московские 1. Иосиф (Волчанский) 1742–1745 (архиепископ). 2. Платон (Малиновский) 1748–1754 (архиепископ). 3. Тимофей (Щербацкий) 1757–1767. 4. Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 (архиепископ). 5. Платон (Левшин) 1775–1812 (1775–1787 гг. – архиепископ, с 1787 г. – митрополит). 6. Августин (Виноградский) 1818–1819 (архиепископ). 7. Серафим (Глаголевский) 1819–1821. 8. Святитель Филарет (Дроздов) 1821–1867 (1821–1826 гг. – архиепископ, с 1826 г. – митрополит). 9. Святитель Иннокентий (Вениаминов) 1868–1879. 10. Макарий (Булгаков) 1879–1882. 11. Иоанникий (Руднев) 1882–1891. 12. Леонтий (Либединский) 1891–1893. 13. Сергий (Ляпидевский) 1893–1898. 14. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1898–1912. 15. Святитель Макарий (Невский) 1912–1917. 16. Святитель Тихон (Беллавин) 1917. 17. Сергий (Страгородский) 1934–1944. г) митрополиты Киевские 1. Варлаам (Ясинский) 1690–1707. 2. Иоасаф (Краковский) 1708–1718. 3. Варлаам (Вонатович) 1722–1730 (архиепископ). 4. Рафаил (Заборовский) 1731–1747 (1731–1743 гг. – архиепископ, с 1743 г. – митрополит). 5. Тимофей (Щербацкий) 1748–1757. 6. Арсений (Могилянский) 1757–1770. 7. Гавриил (Кременецкий) 1770–1783. 8. Самуил (Миславский) 1783–1796. 9. Иерофей (Малицкий) 1796–1799. 10. Гавриил (Бодони-Бонулеско) 1799–1803. 11. Серапион (Александровский) 1803–1822. 12. Евгений (Болховитинов) 1822–1837. 13. Филарет (Амфитеатров) 1837–1857. 14. Исидор (Никольский) 1858–1860. 15. Арсений (Москвин) 1860–1876. 16. Филофей (Успенский) 1876–1882. 17. Платон (Городецкий) 1882–1891. 18. Иоанникий (Руднев) 1891–1900 (первенствующий в Синоде с 1898 г.). 19. Феогност (Лебедев) 1900–1903. 20. Флавиан (Городецкий) 1903–1915. 21. Святитель Владимир (Богоявленский) 1915–1918 (первенствующий в Синоде с 1915 г.). 22. Антоний (Храповицкий) 1918–1924 (в РПЦЗ титул митрополита Киевского до † 1936 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Первой игуменией монастыря стала в 1694 г. Анисия, она же названа в качестве настоятельницы в нач. XVIII в. В 1717 г. упоминается игум. Мария, в 30-х гг. XVIII в.- игум. Марина. Далее мон-рем управляли игум. Александра (не позднее 1741-1757), казначея мон. Елисавета (1757-1763, 1771-1773), игумении Анна (1763-1765), Фотиния (1765-1766) и Феврония (1766-1771). 2 авг. 1774 г. игум. Ермила (1773-1775) участвовала в торжественной встрече жителями Пензы Е. И. Пугачёва, за что позднее «с восемью другими монахинями лишена мантий по прикосновенности к делу самозванца». В 1775-1789 гг. обитель возглавляла игум. Александра (в миру Варвара Евстратовна Кекина), много сделавшая для развития П. Т. м. Ее преемницей стала игум. Евпраксия (в миру Авдотья (Евдокия) Ивановна Никулина; 29 нояб. 1789 - 8 февр. 1812), поступившая в П. Т. м. в 1778 г., а в 1785-1789 гг. возглавлявшая тамбовский в честь Вознесения Господня женский монастырь . В 1812-1826 гг. настоятельницей обители была игум. Олимпиада, ранее состоявшая казначеей, в 1826-1828 гг.- игум. Нектария, в 1828-1837 гг.- игум. Евлалия (Мансырева), отправленная за плохое управление обителью простой монахиней в арзамасский во имя преподобного Алексия, человека Божия, (Новодевичий) женский монастырь . Целую эпоху в истории П. Т. м. составило настоятельство Надежды (в миру Марфа Ломтева; 1837 - 1 нояб. 1879), которая в 1824 г. стала его послушницей, в 1837 г. возглавила обитель, а в 1838 г. была возведена в сан игумении. После краткого управления монастырем переведенной из Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря в Керенске (ныне Вадинск) мон. Людмилы (1879 - дек. 1882) новой настоятельницей была избрана мон. Рахиль (в миру Людмила Васильевна Тархова; 11 янв. 1883 - 27 янв. 1909), к-рая с 1853 г. была послушницей П. Т. м., а с 1877 г.- монахиней и членом совета монастырского управления. 6 авг. 1883 г. мон. Рахиль была возведена в сан игумении. Ее преемницей стала игум. Маврикия (в миру Мария Кузьминична Сорокина; 13 апр. 1909 - 25 авг. 1917). Она поступила в П. Т. м. еще в 1859 г., приняла постриг в 1874 г., а в 1891 г. вошла в совет сестер управления экономией монастыря и была утверждена ризничей. Последней известной настоятельницей обители являлась Руфь (в миру Екатерина Ивановна Пестровская; 16 окт. 1917-1924), которая исполняла должность настоятельницы в течение завершающих месяцев управления мон-рем игум. Маврикии. 11 нояб. 1919 г. она была арестована Пензенской губ. ЧК вместе с еп. Пензенским сщмч. Иоанном (Поммером ; впосл. архиепископ), находилась в заключении до 14 мая 1920 г. (ЦА ФСБ России. Д. Р-33149. Л. 86-86 об.).

http://pravenc.ru/text/2579948.html

3.         Преосвященный Евгений, епископ Курский и Белгородский 1778—1871 гг.//Там же, 1891, 32. 4.         Преосвященный Владимир, епископ Курский и Белгородский//Там же, 1891, 34. 5.         Первое послание св. апостола Павла к Фессалоникийцам. Киев, 1893. 6.         Феоктист Мочульский, епископ Курский и Белгородский//ТКДА, 1894, 1, 2. 7.         Макарий Булгаков, митрополит Московский. Т. 1. Киев, 1895. 8.         Духовные школы Курско-Белгородской епархии, вып. III. Киев, 1895. 9.         Воспоминания о преосвященном Иннокентии Борисове, как рек­торе Киевской духовной академии//ТКДА, 1895, 3. 10.     Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ И. А. Чистова. СПб, 1894 — рецензия//ТКДА, 1895, 3. 11.     История русского сектантства: а) стригольники, 6) жидовствующие//Миссионерское обозрение. 1896. 12.     Киево-Софийский протоиерей Петр Гаврилович Лебединцев. Киев, 1896. 13.     Описание торжественного открытия честных мощей святителя Фео­досия УГЛИЦКОГО, Черниговского чудотворца//ТКДА. 1896. Т. 3(12). 14.     Слово в день поминовения почивших деятелей и воспитанников Киевской духовной академии, сказанное 31 декабря 1896 года. Киев, 1897. 15.     Макарий Булгаков, архиепископ Харьковский, т. 2. Киев, 1897. 16.     Иван Игнатьевич Малышевский . Киев, 1897. 17.     Святой священномученик Макарий, митрополит Киевский и Всея Руси//ТКДА, 1897, 5. 18.     Преосвященный Филипп Наумов, епископ Мелитопольский//ТКДА, 1897 6—8, 10, 11; 1898, 10, 11; 1899, 2, 3, 6, 7, 10; 1900, 8, 9; 1901, 3; 1902, 8. 19.     Очерки из истории Киевской духовной академии//ТКДА, 1897, 10. 20.     О современном состоянии русского сектантства//ТКДА, 1897, 12. 21.     История духовных школ Курско-Белгородской епархии в связи с историею русского духовного просвещения вообще в течение XVIII и XIX веков. Киев, 1897. 22.     Историческое описание Киево-Андреевской церкви. Киев, 1897. 23.     Высокопреосвященный Михаил, архиепископ Белградский, мит­рополит Сербский (1826—1898). Киев, 1898.

http://bogoslov.ru/person/47976

Авраам Шумилин 1821–1824 Мефодий Цишнячевский 1824–1825 Павел Саббатовский 1826–1832 Виталий Борисов Жегачев 1832–1840 Стефан Романовский 1841 Епископы Астраханские и Енотаевские: Смарагд Крыжановский 1841–1844 Евгений Баженов 1844–1856 Афанасий Дроздов 1856–1870 с 1858 архиепископ Феогност Лебедев 1870–1874 Хрисанф Ретивцев 1874–1877 Герасим Добросердов 1877–1880 Евгений Шерешило 1880–1889 Павел Вильчанский 1889–1892 Исаакий Положенский 1892 Павел Вильчанский  вторично 1892–1893 Митрофан Невский с 1893 Владикавказская. 15 Кафедра во Владикавказе. 16 Епископы Владикавказские и Моздокские: Иосиф Черниговский 1875–1889 Петр Лосев 1889–1891 Иоанникий Казанский 1891–1892 Феодосий Рождественский 1892–1893 Владимир Синьковский 1893 Владимирская. 17 Кафедра во Владимире. Епископы Суздальские и Владимирские: Симон, святой 1215–1226 Митрофан 1227–1238 Евфросин (Ефрем) хирот. в 1240 Серапион 1274–1275 Феодор 1276–1286 Иаков (в схиме Иоанн) 1289–1297 Симеон 1297–1299 Епископы Суздальские: Даниил 1330–1347 Нафанаил 1347–1349 Даниил, вторично 1350–1351 Иоанн, святой с 1351 Алексий 1363–1365 вторично 1366–1373 Архиепископы Суздальские, Нижегородские и Городецкие: Дионисий, святой 1374–1383 архиеп. с 1383 Евфросин 1386–1406 с 1394 Суздальский, Калужский и Тарусский Епископы Суздальские и Тарусские: Митрофан 1406–1427 Савватий, Григорий, Авраамий 1431–1452 Филипп 1452–1464 Евфимий 1464–1483 Феодор 1483–1484 Нифонт 1484–1508 Симеон Стремоухов 1509–1515 Геннадий 1517–1531 Ферапонт 1532–1543 Иона Собина 1544–1548 Трифон Ступишин 1549–1551 Афанасий, князь Палецкий 1551–1564 Елевферий 1564–1567 Пафнутий 1567–1569 Варлаам 1570–1586 Архиепископы Суздальские и Тарусские: Иов 1587–1593 Галактион 1593–1608 Герасим 1612–1615 Арсений 1615–1625 Иосиф, князь Курцевич 1625–1634 Серапион 1634–1653 Софроний 1654 Иосиф 1655–1656 Филарет 1656–1658 Стефан 1658–1661 Архиепископы Суздальские и Юрьевские: Стефан (бывший прежде) 1665–1679 Маркел 1680–1681 Павел Моравский 1681 Митрополиты Суздальские и Юрьевские:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филарет (Дроздов) архиепископ, свт., бывший архиеп. Ярославский и Ростовский с 3.07.1821 митрополит с 22.08.1826 †19.11.1867 Леонид (Краснопевков) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 20.11.1867 по 25.05.1868 временно управлял Иннокентий (Вениаминов) митрополит, свт., бывший архиеп. Камчатский, Курильский и Алеутский с 5.01.1868 † 31.03.1879 Макарий (Булгаков) митрополит, бывший архиеп. Литовский и Виленский с 8.04.1879 † 9.06.1882 Иоанникий (Руднев) митрополит, бывший архиеп. Карталинский и Кахетинский с 27.06.1882 по 17.11.1891 митр. Киевский и Галицкий † 7.06.1900 Леонтий (Лебединский) митрополит, бывший архиеп. Холмский и Варшавский с 17.11.1891 † 1.08.1893 Сергий (Ляпидевский) митрополит, бывший архиеп. Херсонский и Одесский с 9.08.1893 † 11.02.1898 Викарии Московской епархии Севские и Брянские епископы С 29 мая 1764 года Кафедра в Севске Тихон (Якубовский) епископ, рукоположен с 8.08.1764 по 17.12.1767 еп. Воронежский и Елецкий Кирилл (Флоринский) епископ, рукоположен с 13.01.1768 по 26.04.1778 на покое; † 24.09.1795 Амвросий (Подобедов) епископ, рукоположен с 5.06.1778 по 25.04.1781 еп. Крутицкий и Можайский Дамаскин (Семенов-Руднев) епископ, рукоположен с 5.07.1782 по 22.09.1783 еп. Нижегородский и Алатырский Севский и Орловский епископ С 13 января 1784 года Феоктист (Мочульский) епископ, рукоположен с 7.01.1784 по 9.02.1787 еп. Курский и Белгородский С 6 мая 1788 года преобразована в самостоятельную Орловско- Севскую епархию. Дмитровские епископы Викариатство учреждено 17 мая 1788 года Серапион (Александровский) епископ, рукоположен с 11.06.1788 по 16.10.1799 еп. Калужский и Боровский Серафим (Глаголевский) епископ, рукоположен с 25.12.1799 по 29.01.1804 еп. Вятский и Слободской Августин (Виноградский) епископ, рукоположен с 6.02.1804 с 13.06.1811 управлял Московской епархией архиепископ с 30.08.1814 по 19.02.1818 архиеп. Московский Лаврентий (Бакшевский) и Коломенский епископ, рукоположен с 19.01.1819 по 26.10.1820 еп. Черниговский и Нежинский Афанасий (Телятьев) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Багалей Д.И. Очерки из истории колонизации и быта степной окраины Московского государства. Т. 1. – М., 1878. Барсов Е.В. Из истории колонизации и культуры Ростовского края. – М., 1902. Барсов E.B. Причитанья северного края. – Ч. 1. – М., 1872; – Ч. 2. – М., 1882. Барсов Е.В. Северные народные сказания о древнерусских князьях и царях//Древняя и Новая Россия. – 1879. – Т. 2, 9. – Грозный царь Иван Васильевич. – С. 405–409; Царица Мария Нагих. – С. 410–411. Бартенев П. Рецензия о первом издании книги Н. Оловянишникова «История колоколов... [Ярославль, 1906/7]»//Русский архив. – 1907. – Кн. 3, 10. – С. 2–3 облож. Белокуров С.А. Материалы для русской истории. – М., 1888. – С. 1–80. – Библиотека и архив Соловецкого монастыря после осады (1676 год). Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Ф.В. Берхгольца. 1721–1725/Пер. с нем. И.Ф. Аммон. –Ч. 1–2. – М., 1902; Ч. 3–4. – М.,1903. Библиотека для чтения. – СПб., 1840. – Т. 38–43. Благовещенский А.А. Остров Эзель и его древности//Сборник археологического института под редакцией Н.В. Калачова. – СПб., 1881. – Кн. 5,1-я половина. – С. 57–234. Богданович Е.В. Исаакиевский собор. 1853–1883. – СПб., 1883. Боголюбов монастырь и приписанные к нему монастыри Покровский и Николаевский Волосов: [Описание]. – Вязники, 1891. Богоявленский В.В. Надписи на двух колоколах в церкви Елгомского прихода//Олонецкие губернские ведомости. – 1873. – 75, 26 сентября, ч. неофиц. – С. 875. Болховитинов Е. Описание Киево-Печерской лавры, с присовокуплением разных грамот и выписок. – Киев, 1826. Борзаковский В.С. История Тверского княжества. – СПб., 1876. Борисов В А. Описание города Шуи и его окрестностей. – М., 1851. Ваучский А. Иоанна Предтеченская церковь , что на Опоках в г. Новгороде. – Новгород, 1900 (Прилож. к «Памятной книжке Новгородской губернии на 1901 г.»). Ведомость, учиненная в Московской синодального правления канцелярии, обретающимся в Москве архиерейским домам и монастырским подворьям и разных сороков церквам, в которых местах мая 20 дня во время пожара горело . – О Успенском большом колоколе: [Из донесения ее императорскому величеству Государыне императрице Анне Иоанновне о московском большом пожаре мая 20-го 1737 года]/Публикация П. И.Иванова //Чтения в обществе истории и древностей российских. – 1858. – Кн. 3, разд. «Смесь». – С. 40–45,45–50.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1808 году, вместо деревянной церкви, усердием прихожан построена ныне существующая каменная церковь , с таковою же колокольнею и оградою. Со времени построения в ней не произошло существенных изменений. Престолов в церкви два: в холодной – в честь Благовещения Пресвятые Богородицы и в теплом приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических ведомостей с 1808 года и исповедных росписей с 1829 года. – Опись церковного имущества есть и хранится в церкви. Земли при церкви: усадебной 8 десятины, пахотной 30 десятин, а сенокосной – не имеется. Земля значится в общем с крестьянами плане. Причт при сей церкви: священник и псаломщик. На свое содержание причт получает: процентов с церковного капитала 12 р., от сбора хлебом 20 р. и за требоисправления 600 р., а всего в год 632 р.. Дома причт имеет собственные на церковной земле. Приход: село и деревни: Горожаново, Медынцево, Черноситово и Тарханово. Расстоянием означенные деревни от приходской церкви находятся не далее 3 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Всех дворов в приходе 249, душ мужеского пола 659 и женского пола 762 души. С 1877 года в селе существует земское народное училище и помещается в собственном здании. Венец Село Венец, при реке Клязьме, находится от уездного города в 25 верстах и от губернского города в 90 верстах. Исторические сведения о церкви относятся к началу XVII столетия и находятся в окладных патриаршего казенного приказа книгах, в которых под 136 (1628) годом записано: « церковь Михаила архангела на Венце на погосте дани шесть алтын три денги»; «а по новому дозору 164 (1656) года положено дани рубль 2 алтына 3 денги, заезда гривна»; под 180 (1672) годом показано о сей церкви: «отдана Суздальскому архиепископу, – впредь не писать». Но в XVIII столетии в селе существовала церковь уже в честь Преображения Господня, а престол Михаила архангела сделан был придельным; зданием церковь была деревянная с таковою же колокольнею. Ныне существующая в селе каменная церковь , с каменною же колокольнею, построена усердием прихожан в 1820–1826 годах. В 1891–1893 годах при церкви построена каменная ограда.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В результате активной эксплуатации монастырских построек в советское время архитектурный ансамбль К.-О. м. был доведен до аварийного состояния. Лишь в 1965 г. Архангельский облисполком выделил средства для проведения первоочередных консервационных работ. С 1968 г. реставрацией на Кий-острове занимались студенты Московского химико-технологического ин-та им. Д. И. Менделеева под рук. Г. В. Алфёровой. В 1976 г. был организован Онежско-Кийский филиал СГИАПМЗ, проектные и реставрационные работы вели специалисты объединения «Росреставрация» (Москва). Но затем филиал был расформирован, работы прекращены. В 2013 г. консервация архитектурных памятников на Кий-острове проводится по инициативе дома отдыха. В списке памятников федерального значения на острове числится 8 объектов: Крестовоздвиженский собор, ц. Всех святых, храм Рождества Пресв. Богородицы с трапезной палатой, ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, колокольня, настоятельский и братский корпуса. С 1991 г. на территории К.-О. м. возрождается духовная жизнь, освящен Крестовоздвиженский собор. Настоятель Троицкого собора г. Онеги каждый летний сезон совершает на острове службы для паломников. Настоятели О первых настоятелях, к-рые, как правило, назначались из др. обителей (Новоиерусалимского Воскресенского, Иосифова Волоколамского мон-рей), известно немного. Во главе К.-О. м. стояли архимандриты. При первом архим. Иоанне и его последователе архим. Феофане сооружены главные каменные и деревянные храмы мон-ря. В 1797-1800 (1798-1803?) гг. К.-О. м. возглавлял архим. Никон, ректор Архангельской ДС. В число настоятелей на протяжении XIX в. входили бывш. ректоры Архангельской семинарии: в 1806-1817 гг.- Кирилл (Киприянов), в 1820-1821 гг.- Павел (Павлов-Морев), в 1827-1830 гг.- Неофит (Соснин; впосл. архиепископ Пермский и Верхотурский). В 1821-1826 гг. во главе К.-О. м. стоял архим. Антоний (Домкинский), бывш. инспектор Новгородской ДС и ректор Архангельской ДС. В 1839-1847 гг. К.-О. м. возглавлял миссионер, просветитель ненцев (самоедов) архим. Вениамин (Смирнов) , к-рый на собранные пожертвования приобрел для мон-ря подворье в Архангельске. В дек. 1842 г. по предложению архангельского гражданского губ. П. В. Степанова архим. Вениамин стал членом-корреспондентом Архангельского губернского статистического комитета. 8 июня 1855 г., при архим. Ниле, в К.-О. м. произошел пожар. Восстановление разрушенных монастырских зданий состоялось позже, при архим. Кирилле (1868-1870) и архим. Нектарии (1870-1881). 28 июня 1885 г., при настоятеле (1884-1886) архим. Иувеналии, К.-О. м. посетил вел. кн. Владимир Александрович. В 1886-1891 гг. обитель возглавлял бывш. наместник Соловецкого мон-ря архим. Варлаам (Горбачёв). Во 2-й пол. XVII в. была выстроена небольшая каменная усыпальница настоятелей. В списке упоминается лишь 3 настоятеля, почивших на острове в XIX в.: архимандриты Никон, Кирилл и Амвросий (Черноруцкий) (Ист. описание. 1903. С. 13-19). Материальное положение

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Главный Ревдинский храм построен по ходатайству и на средства заводовладельца Демидова; заложение его совершено 28 июня 1826 г., по благословенной грамоте Дионисия, епископа Пермского и Екатеринбургского. Храм этот имеет три престола: главный – во имя св. Архистратига Михаила, правый придельный – во имя св. Николая и левый придельный – во имя пр. Илии. Преосвященным Евлампием, епископом Екатеринбургским, 26 января 1836 г. освящен южный придел; 8 июля 1838 г. тем же преосвященным освящен главный храм, а северный придел освящен 8 июля 1848 г. Екатеринбургским преосвящ. Ионою. В главном храме, вместо иконостаса, устроена над святым престолом сень, на восьми вызолоченных колоннах. В приделах же иконостасы одноярусные, столярной работы и выкрашены. Церковной утварью и ризницей достаточна. К числу замечательных предметов нужно отнести напрестольный, из сибирских топазов крест, украшенный стразами и разноцветными камнями, вкладываемый в «серебряный пасхальный трисвещник». Крест этот приобретен в 1863 г. заводовладельцем Демидовым за 700 руб. и пожертвован в церковь в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. В Ревдинском заводе, на высокой горе, в 1835 г. построена деревянная часовня в честь Вознесения Господня, куда с тех пор ежегодно в этот праздник совершается крестный ход. В дер. Починках на средства Демидова в 1855 г. построена деревянная же часовня в честь св. первоверховного апостола Петра. В эту часовню 29 июня совершается крестный ход. В дер. Барановой существует деревянная часовня в честь св. Иоанна Крестителя. Когда и по какому случаю устроена эта часовня, неизвестно. Священник местной церкви живет в доме, жертвованном в церковь в 1880 г. местным купцом Н.Ф. Грудининым. В заводе Ревдинском существует с 1891 г. в собственном помещении церковно-приходская школа. «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г. Главный храм Ревды на Угольной горе: как его взорвали и вновь отстроили Ровно 53 года назад, утром 22 июля 1964-го, на Угольной горе был взорван старый православный храм во имя Архистратига Божиего Михаила. Здание городские власти посчитали аварийным и ни для какого другого использования оно не предназначалось. Разбирать храм по частям или с помощью техники посчитали опасным для людей. Поэтому вызвали специалистов областного «Взрывпрома». Кажется, тогда все жители города с волнением и со слезами на глазах наблюдали, как уничтожается архитектурный памятник русского классицизма, а вместе с ним уходит его история, накрепко связанная с Ревдой.

http://sobory.ru/article/?object=40264

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010