Теперь Городищенский приход состоит из одного села Городища. Прежде к приходу села Городища был приписан Радицкий чугунный завод, но в 1895 г. при заводе был открыт самостоятельный приход. В 1902 г. в приходе было 774 души муж. пола и 842 жен. пола; все прихожане принадлежат к крестьянскому сословию, занимаются земледелием, а небольшая часть работает на Брянском рельсопрокатном заводе. Существующий храм в селе Городище построен в 1824 г. вместо сгоревшего деревянного храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Так как вместе с этим храмом сгорел почти весь церковный архив, то никаких сведений о сгоревшем храме не сохранилось. Известно только, что храм этот стоял на берегу Десны; теперь на этом месте стоит каменный столб. Старожилы рассказывали, что после того, как сгорел храм, село Городище на некоторое время, т. е. до построения нового храма, приписано было к Богоявленской церкви г. Брянска. Построенный в 1824 г. во имя Благовещения Пресвятой Богородицы деревянный храм в первоначальном виде существовал до 1896 г. В 1896-97 гг. к храму пристроены были два боковых придела: правый – во имя святителя и чудотворца Николая, левый – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Левый придел был освящен в 1898 г., а правый – в 1899 г. В главном алтаре был сначала поставлен иконостас из сгоревшей деревянной церкви; в 1850 г. этот иконостас был заменен новым; в 1900 г. поставлен и освящен опять новый иконостас. В течение 1896-1900 гг., благодаря энергичной деятельности Строительного Комитета, особенно священника о. Василия Горохова и почетного гражданина Якова Ивановича Широкова, храм села Городища на средства прихожан не только был расширен, но и почти весь заново перестроен. Прихожанами особенно чтима икона Божией Матери «Всех скорбящих радости». По преданию, эта икона «явленная», она явилась на берегу Десны на том месте, которое и теперь называется «Благовещенским рогом». В приходе, в 1 версте от села, есть часовня, построенная над колодцем; сюда в день Преполовения ежегодно совершается крестный ход. По рассказам местных жителей, еще в XVIII ст. на этом месте стояла часовня, но когда, кем и по какому случаю она была построена – этого установить теперь нельзя. Существующая ныне часовня построена в 1888 г. на средства прихожан вместо обветшавшей старой.

http://sobory.ru/article/?object=18078

Ещё за нею, на дальнейших листах, следует след. надпись: «Na to si podpisui Pan Jaworsky renko swoio wlasno». 309 При церкви с. Окнин имеются старинные богослужебные книги – все Львовской печати, изданные Православным Львовским Братством в 1690 году. Село Окнины некогда принадлежало к Ляховецкоиу ключу князей Яблоновских, потом перешло к Сапегам, а в 1822 году купил его Кадлубицкий, в руках фамилии коего и ныне оно находится. В глубокой долине есть став, образующийся из ручьёв, текущих с гор. 310 В церкви села Дзвонок есть рукописное Евангелие в кожаном переплёте, писанное в 1539 году, как это видно из надписи на нём; но как оно попало в эту церковь – неизвестно. Ещё в этой же церкви находится одна богослужебная книга, in 4-iο в коже, заключающая в себе Евангелие, Апостол и Псалтирь с месяцесловом и указателем чтений евангельских и апостольских на все дни года, и изданная в 1733 году во граде Св. Петра в царствование Благочестивейшей Самодержицы Государыни Императрицы Анны Иоанновны. Село Дзвонки принадлежало некогда князьям Островским, потом Яблоновским, а затем Сапегам; в 1825 г. купил его Загурский, а ныне оно принадлежит казне. 311 Село Шуньки – как имение Кременецкого земского коморника Михаила Подгорского – упоминается в акте от 1726 года 5 февраля в акте судебной оценки волов, задержанных Крененецким земским коморником Михаилом Подгорским у своих крестьян села Шунек, с целью удержать последних от бегства; причём здесь упоминается священник церкви села Шунек (Архив, ч. 6, т. 1, прил., стр. 343:344). 312 Село Юровка некогда принадлежало князьям Острожским, потом кн. Яблоновским, Сапегам; в 1824 г. взял его за долги Филевский. Ныне оно принадлежат наполовину Рыбницкому и Гартману. 313 Село Великие-Калетинцы принадлежало некогда князьям Острожским, потом кн. Яблоновским, затем, – когда Теофила, княжна Яблоновская, вышла замуж за Льва Сапегу, – то оно перешло в род Сапег. В 1824 г. оно продано Яну Радзиминскому, хорунжию Острож. повета, а в 1844 г. с публичного торга досталось Станиславу Лобачевскому. Читать далее Источник: Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии/Сост. преп. Волын. духов. семинарии Н.И. Теодорович. Т. - Почаев: тип. Почаево-Успен. лавры, 1888-1903. - 5 т./Т. 2: Уезды Ровенский, Острожский и Дубенский. - 1889 (обл. 1890). - 433-1120, VII с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Иоанн (Маслов) , схиархимандрит, Глинская пустынь. М., 1992. С. 41. Преподобный Иннокентий (Степанов) (1824–1888) настоятель Глинской пустыни Память 9/22 сентября «Архимандрит Иннокентий 31 (в миру Яков Фирсович Степанов) родился в семье дворян Старооскольского уезда в 1824 г. В Глинскую пустынь поступил в 1845 г. В монашество пострижен в 1854 г., рукоположен во иеромонаха – в 1856 г. По своим блестящим способностям, тихому нраву и усердию ко благочестию он обратил на себя внимание монастырского начальства и скоро занял должности письмоводителя и библиотекаря обители. Имея под руками обильный источник святоотеческой мудрости, он сумел почерпнуть оттуда воду живую и ею потом во имя любви обильно напоять приходящих к нему. Этому способствовала отличная память. Стоило отцу Иннокентию что-либо раз прочитать, и он спустя десяток лет мог буквально цитировать целые страницы прочитанного» 32 . В 1862 г. был посвящен во игумена и назначен настоятелем. В должности настоятеля отец Иннокентий благоустраивал обитель и заботился о возведении братии на высоту духовной жизни. При нем было закончено строительство соборного храма Глинской Пустыни. По инициативе отца Иннокентия Глинская пустынь приобрела Сеймские мельницы. «При мельницах устраивалось подворье, приобреталась нужная земля, заводилось хозяйство. Отец Иннокентий сам неутомимо трудился над посадкой деревьев. Господь благословлял все благие начинания отца Иннокентия. Это видно было в особом чудесном знамении. На другой год по посадке молодые сосны весной зацвели какими-то необыкновенно красивыми цветами. Отец Андрей, показывая их батюшке, сказал: «Никогда этого не видел». Отец Иннокентий перекрестился и ответил: «Я тоже никогда этого не видал». Чудный цвет на соснах был две недели. При отце Иннокентии в 1874–1877 гг. была построена давно желаемая двухэтажная каменная братская больница. В этой больнице во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. был устроен временный лазарет для больных и раненых воинов, в котором перебывало на излечении 50 человек. Больные содержались за счет обители. Благодаря молитвам, хорошему уходу и лечению все выздоровели» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Браун, американский миссионер в Йокохаме — 322 Бруни Федор Антонович (1799–1875) — художник — 126 Брюллов Карл Павлович (1799–1852) — художник — 126 Брянцев Никандр Иванович (1824–1888) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1849); учитель Александро–Невского Духовного училища и помощник инспектора Санкт–Петербургской Духовной семинарии (до 1853 г.); протоиерей (1854–1884) церкви Аничкова дворца; миссионер, обращавший евреев в христианство, устроитель петербургского Еврейского приюта на Песках, с 1886 г. получившего название Мариинско–Сергиевского (Протоиерей Никандр Иоаннович Брянцев и его деятельность в связи с историей Мариинско–Сергиевского приюта… СПб., 1889) — 130, 131, 134, 165, 184 Булгаков Коля, сын Н. А. Булгакова, гимназист — 99, 311 Булгаков Николай Алексеевич (? –1870) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1861); священник (с 1863 г.) петербургской Сампсониевской и придворной церкви в Петергофе (с 1863 г.) — 99 Бураков Николай Иванович, инженер–механик — 214 Бутлеров Александр Михайлович (1828–1886) — химик, академик — 156 Буфеланд — 102 Бухарев, дьякон — вероятно, Бухарев Иоанн Николаевич (1841?–1909) — выпускник Московской Духовной семинарии (1858); член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); священник (с 1884 г.), позже — протоиерей и законоучитель Московского мещанского училища; член Общества распространения духовно–нравственных книг; духовный писатель — 272 Бухарев Федор, отец — Бухарев Александр Матвеевич (архимандрит Федор) (1824–1871) — выпускник (со степенью магистра) Московской Духовной академии (1846), бакалавр этой академии (1846–1854); архимандрит (с 1854 г.); профессор (с 1854 г.) и инспектор (с 1855 г.) Казанской Духовной Академии; член Санкт–Петербургского Комитета Духовной цензуры (1858–1861); в 1861 г. был уволен и перемещен в Переяславльский Никитский монастырь, а в 1863 г., после запрещения Святейшим Синодом его многолетнего труда «Исследования Апокалипсиса» (опубл. в 1916 г.), вышел из монашества; богослов, публицист, критик — 274

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Из альбома «Православные храмы Альметьевского благочиния Казанской епархии», изд-во Сергея Бузукина, Казань-2010 г. Троицкая церковь - кирпичный двухпрестольный храм с приделом во имя Святых Мучеников Флора и Лавра воздвигнут в 1791 г. и перестроен в 1888 и 1914-1915 гг. Церковь перестроена по проекту казанского архитектора Н.М. Андреева. Построена в стиле барокко и является характерным бесстолпным одноапсидным храмом с трехчастной планировочной композицией. Главный объем и колокольня представляют собой сочетание простых геометрических форм, на средства помещицы А.С. Блудовой. Священником Троицкой (Живоначальной Троицы) церкви до 1851 года служил Алексей Иванович Львов (1818 г.р.) он был женат на Александре Васильевне (1824 г.р.). У Алексея Ивановича и Александры Васильевны было четверо детей: Мария (1842 г.р.), Анна (1843 г.р.), Александр (1845 г.р.) и Николай (1848 г.р.). Известно что Алексей Иванович служил в Троицкой церкви с 1844 года. С 1851 года священником стал Георгий Абрамович Тринитатов, 27 лет (1824 г.р.). Он был женат на Марье Григорьевне (1831 г.р.). У них были дети: Анна (1850 г.р.), Иоанн (1852 г.р.), Елена и Мария. С 1844 по 1857 год дьяконом служил Алексей Григорьевич Лепоранский (1804 г.р.), жена Анна Никитична (1805 г.р.). У них было пятеро детей: Елизавета (1831 г.р.), Пелагей (1832 г.р.), Анна (1837 г.р.), Василий (1839 г.р.), Петр (1842 г.р.). С Алексеем Григорьевичем проживала его мать Евфимия Ивановна, вдова умершего священника, церкви Святой Троицы села Куркуль (ныне Алексеевского района), Григория Ивановича. В 1844 году дьячком упоминается Михаил Семенович, 25 лет, холостой. С 1852 года дьячком стал служить Михаил Абрамович Тринитатов, 23 лет, холостой. В последствии он женился на Марье Ксенофонтовне. Сын Василий 21.02.1861 Года, сын Симеон 8.04.1863 г.р. (умер в этом же году). Последний раз Михаил Абрамович упоминается в метрической книги за 1868 год. С 1861 года диакон Константин Монтрезоров. Служил Константин не долго. В 1864 году в село Богородское была определена новая просфорня- Анна Мвановна, вдова диакона села Новотроицкого Константина Мо(а)нторезова. При ней дочь Александра 1844 г.р.. Указ на должность был подписан 23 сентября 1864 года 3185 (Клировая ведомость за 1865 год НА РТ ф.4, оп.97, д.48).

http://sobory.ru/article/?object=12617

Вообще собор довольно часто и очень грамотно реставрировался снаружи и внутри лучшими специалистами XIX века. И именно этим объясняется его уникальная сохранность, вплоть до малейших деталей изначального убранства. Собор пострадал в печально знаменитом казанском пожаре 1815 г., но в 1824 – 1825 гг. был полностью отреставрирован под руководством старосты купца С.С. Зайцева. Внешнюю роспись – многочисленные наружные иконы – обновил известнейший казанский художник того времени Василий Турин. Он же обновил и некоторые иконы внутри собора. От следующего пожара (1824 г.) собор пострадал меньше, но и после него потребовалась реставрация. Ее провели на средства следующего старосты – тоже состоятельного купца В.Н. Унженина. Вообще храму везло на богатых церковных старост. Род Унжениных, представители которого сменяли один другого на этой должности, благоукрашал и, когда необходимо, реставрировал собор на протяжении почти всего XIX века. Самая капитальная и самая профессиональная реставрация была проведена в 1888–1890 гг. К этому времени собор обветшал – в основном из-за большой нагрузки на старый фундамент. Стали разрушаться и были закрыты оба северных придела, появился крен у колокольни. Для спасения уникального храма понадобились лучшие реставраторы. Общее руководство реконструкцией осуществлял архитектор М.Н. Литвинов, а за основу были взяты подробнейшие чертежи 1815 г., составленные А.К. Шмидтом – одним из лучших зодчих начала XIX в. (Казань обязана ему возведением Храма-памятника над братской могилой павших в 1552 г.). Именно благодаря реставрации Литвинова собор окончательно приобрел знакомый нам вид. Были подведены крепкие фундаменты под сам храм и колокольню, разобраны и сооружены заново два аварийных северных придела. Главное, что было выполнено с почти ювелирной точностью – это восстановление обветшалой лепнины петровской эпохи. Многие сотни квадратных метров лепных поверхностей были реконструированы замечательно даже с точки зрения строгих искусствоведческих критериев нашего времени. Что интересно, за почти 300 лет существования собора, цвет свой они меняли не раз, первоначально же были просто белыми (из бутового камня) на фоне некрашеной краснокирпичной стены – как у Строгановской Рождественской церкви Нижнего Новгорода.

http://sobory.ru/article/?object=01001

Анастасиевка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты В 1823 г. в слободе Денисово (ныне с. Анастасиевка) на средства Адриана Карповича Денисова была заложена церковь в честь и память Покрова Пресвятой Богородицы. Строитель этого храма Адриан Карпович Денисов родился в 1763 г. в семье казака в станице Пятиизбянской (ныне Волгоградская область). С 15 лет участвовал вместе с отцом во всех военных компаниях, которые вела Россия. Первую награду получил за штурм Измаила. Денисов особо отличился в период Наполеоновских войн в Европе. По своей инициативе Денисов подготовил и организовал 26 казачьих полков с полным вооружением. Не дожидаясь указаний, он отправил эти полки на боевые действия, которые на тот момент Россия с союзниками вела в Европе. Помощь была своевременна, т.к. положение русской армии из-за предательства Пруссии было тяжелейшим. Вследствие этого, царь пожаловал Денисову земли на территории Дикого поля. В указе царя от 1805 г. было сказано: «Земля пожалована для организации поместья под названием Денисово». Первые крестьяне были привезены на территорию нынешней Анастасиевки в 1812 г. А в 1823 г. на средства Адриана Карповича Денисова была заложена кирпичная однопрестольная церковь. Церковь строилась по греческому проекту, имела большой круглый купол. В 1824 г. церковь была построена и освящена. Службы проводились регулярно. В 1888 г. была открыта церковно-приходская школа на 100 учащихся. 6 августа 1824 г. (по ст. стилю) было окончено строительство. Впоследствии до 1937 г. данная церковь с земельным участком находились в собственности у Русской Православной Церкви. В 1937 г. здание церкви вместе с земельным участком были безвозмездно изъяты Исполнительным Комитетом Анастасиевского районного Совета депутатов трудящихся с переоборудованием под районный клуб; купола были разобраны, оборудована камера для киноаппарата и сцена. С октября 1941 г. церковная община села Анастасиевки вновь заняла спорное здание под церковь, где Ростовская Епархия Русской Православной Церкви продолжила проведение своих служб до мая 1952 г. на основании договора аренды от 20.12.1944г.

http://sobory.ru/article/?object=39826

протоиерей Алексий Марченко Скачать epub pdf Статья посвящена жизни и деятельности выдающегося церковного деятеля Пермской епархии XIX столетия протоиерея Евгения Алексеевича Попова (1824–1888 гг.). Его разносторонний талант духовного пастыря, просветителя, миссионера, церковного историка и богослова оставил глубокий след в религиозной жизни Прикамья. Отец Евгений являет собой яркий пример православного подвижника веры, достойный подражания в наше непростое время. Среди подвижников веры, духовных руководителей православного народа Прикамья XIX века выделяется незаурядная личность протоиерея Евгения Алексеевича Попова – священника, просветителя, церковно-общественного деятеля, миссионера, богослова. Имя этого церковного ученого хорошо известно современным православным читателям благодаря неоднократному переизданию его замечательного труда «Нравственное богословие для мирян» 1 . Отец Евгений Попов – уроженец Пермской епархии. Он родился в 1824 году в семье дьякона г. Красноуфимска, входившего тогда в Пермскую губернию. Как и большинство детей из семей духовного сословия, он в восьмилетнем возрасте был отдан для обучения на низшем отделении Пермского духовного училища. После его окончания продолжил свое образование в Пермской духовной семинарии, где считался одним из самых способных и высоконравственных воспитанников. В 1844 году, в двадцатилетнем возрасте, выпускник духовной семинарии Евгений Попов был рукоположен Преосвященным Аркадием (Федоровым), епископом Пермским и Верхотурским в сан священника к церкви с.Тохтарево Красноуфимского уезда. Владыка Аркадий, лично знавший учеников старших классов семинарии по их сочинениям, не дал долго засидеться в глуши талантливому молодому пастырю. В том же году отец Евгений был переведен в Спасо-Преображенский храм г. Кунгура, получив послушание духовно увещевать арестантов, следовавших на каторгу в Сибирь. Эту обязанность отец Евгений добросовестно исполнял в течение 8 лет. Незаурядные проповеднические способности отца Евгения и рано раскрывшийся талант литератора были по достоинству оценены епархиальным начальством. В 1853 году он был переведен в губернский город Пермь к Петропавловскому собору с возложением на него должности катехизатора г. Перми и законоучителя военных кантонистов. По ходатайству губернатора он был так же назначен законоучителем двух учебных заведений: училища детей канцелярских служителей и детского приюта, где преподавал Закон Божий без жалования.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Нина (Nina). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Nina õigeusu kirik, Носовская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Нина - это древнейшая рыбацкая деревня у Чудского озера. Первые рыбаки жили здесь с 1582 года. Русское население на эстляндском побережье Чудского озера появилось в конце XVII века. В основном это были беженцы из России, приверженцы старой веры феодосеевского толка, искавшие здесь спасения от преследований. Во многих деревнях побережья подавляющее большинство жителей были староверами, но в Нина всегда преобладало православное население. На побережье Чудского озера в то время православного храма не было, и те православные, которые здесь проживали, были лишены возможности молиться в своих храмах, поэтому имелись случаи уклонения в старообрядчество. Все это не могло не тревожить церковные власти в лице Псковского епархиального архиерея архиепископа Евгения (Казанцева). В 1823 году он отправил ходатайство в Святейший Синод об открытии прихода на побережье Чудского озера. Синодальным указом от 21 января 1824 года в селе Нос (русское название села Нина), как в центральном месте побережья, был открыт православный приход. Каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был заложен 8 апреля 1824 года на земле, подаренной баронессой Штакельберг, владелицей многих окрестных земель, она же пожертвовала 1000 рублей и 20 тысяч кирпичей. Проект церкви был разработан псковским архитектором Якобсоном, а строительство велось за счет казны подрядчиком Евфимием Румбальцевым, с участием добровольных жертвователей, в числе которых были и местные помещики-лютеране, и обошлось почти в 35 тыс. рублей. Храм был освящен 5 ноября 1828 года, антиминс был подписан епископом Псковским Мефодием. На колокольню было поднято шесть колоколов, самый большой из них весом почти в 47 пудов. В 1885 году в память 1000-летия свв. Кирилла и Мефодия, учителей словенских на пожертвования прихожан был отлит еще один - 27-пудовый. Храм стоит на возвышающемся и вдающемся в озеро мысе, откуда и пошло название всего поселка - Нос, и виден издалека. Он всегда служил и служит святым маяком, почему, как говорит предание, и посвящен Покрову Божественной Заступницы рода христианского. Храм был холодным до 1888 года, когда на средства, пожертвованные священником Григорием Князевым, в церкви были установлены печи. В конце XIX века приход состоял из 3290 человек.

http://sobory.ru/article/?object=14558

Адрес : г. Тверь, ул. Баррикадная, 1-1 А Подробнее... Борисоглебский мужской монастырь [ править править код ] Борисоглебский монастырь — крупный мужской монастырь в городе Торжке; считается древнейшим в Тверской области. Монастырь «не имеет клочка писанной истории вплоть до XVI века, и списки настоятелей открываются ставленниками Грозного». Из житийной литературы XVII века следует, что монастырь основал в 1038 году боярин Ефрем, бывший конюшим киевского князя Владимира I Святославича. Причиной, подвигшей боярина к основанию монастыря, было убийство Святополком Бориса и Глеба, после которого он решил удалиться от светской жизни и заложить монастырь на берегу реки Тверцы. Изначально боярин Ефрем якобы основал обитель на возвышенности у реки, а в 1038 году был построен храм, получивший название Борисоглебского в честь Бориса и Глеба и давший название всему монастырю. В исторических источниках первые сведения о Торжке появляются в середине XII века. Адрес : Тверская обл., Торжок, ул. Старицкая, 7 Телефон : 9-91-88 E-mail : ierom.arseniy@ya.ru Подробнее... Тихоновский Торопецкий женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 2005 Статус : действ. Адрес : Тверская обл., Торопецкий р-н, г. Торопец, ул. Еременко, 7 Web : http://toropetz.narod.ru/ Женский монастырь основан в год 140-летия со дня рождения Патриарха Тихона. Монастырь устроен на месте упразднённого в 1764 Николаевского Особного монастыря. Подробнее... Николо-Теребенский женский монастырь [ править править код ] Николо-Теребенский женский монастырь — монастырь Русской православной церкви, находящийся в посёлке Труженик (прежнее название Теребени) Максатихинского района Тверской области. Основан во имя Николая Чудотворца во второй половине XVIII века как мужской. В 1930-х годах закрыт, с середины 1990-х годов возрождается как женский. Адрес: 171935 Тверская обл, Максатихинский р-н , п. Труженик ул. Садовая 24. Подробнее... Глебова пустынь (Глебово) [ править править код ] В селе Глебово находится каменная церковь, построенная в 1824 году на средства прихожан. Первое упоминание о церкви относится к 1689 году, когда, согласно «ввозной» грамоте, на селе была построена деревянная церковь. Первая церковь в Глебово была деревянная, на ее месте находится каменный памятник. В 1734 году в Глебово была построена новая деревянная церковь. Новый каменный храм, построенный в 1824 году, имеет три престола: главный — во имя Богоявления Господня и приделы: правый – во имя пророка Ильи и левый — во имя святителя Николая. Колокольня выстроена в 1852 году и имеет со шпилем 18 сажень высоты. Приделы расширены в 1888 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Тверская_облас...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010