ДОБРОКЛОНСКИЙ Александр Павлович (1856—1937). Родился 10 декабря, сын священника. Окончил Московскую духовную академию в 1880 г. Ректор и профессор церковной истории Новороссийского университета (Одесса). Автор многочисленных трудов по патрологии и по истории древней церкви. Покинул Россию в 1920 г. Профессор церковной истории в Белградском Университете. Скончался 4 декабря.    ГЛУБОКОВСКИЙ Николай Никанорович (1863—1937), русский православный богослов и историк церкви. Профессор Петербургской духовной академии, член-корреспондент Петербургской АН (1909), главный редактор Православной богословской энциклопедии (1905—11). С 1921 в эмиграции, профессор богословия в Софийском университете (с 1923). Основные труды — “Блаженный Феодорит, епископ Киррский” (т. 1—2, 1890), “Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу” (т. 1—3, 1905—12).    ТЕОЛОГУМЕН — частное богословское мнение.    ВИКЕНТИЙ ЛЕРИНСКИЙ (Vincentius Lirinensis) (ум. ок. 450), христианский церковный писатель, монах на острове Лерин. В сочинении “Первое предостережение, или трактат в защиту древней и вселенской кафолической веры против всех безбожных еретических новшеств” сформулировал критерий истинности церковного предания: “во что верили повсюду, всегда, все.” Память в Католической церкви 24 мая.    ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1888—1946), идеолог и митрополит русской обновленческой церкви.    ДЕ ВЕТТЕ (De Wette) Вильгельм Мартин Леберехт (1780—1849), нем. либерально-протестантский богослов и экзегет. Род. близ Веймара в семье лютеранского пастора. Образование получил в Веймаре и Иене. Проф. на кафедре экзегезы в Гейдельберге (1807—10) и в Берлине (1810—19). С 1822 профессор нравств. и практич. богословия в Базеле. В первый период своей деятельности находился под влиянием идей Гердера и исповедовал рационалистич. философию. Неудовлетворенный “натуральным” толкованием библ. чудес, к-рое предлагал Паулюс, Д.В. стал искать решения экзегетич. проблем в аспекте мифа. Изучение Библии свелось для Д.В. гл. обр. к ее “объективной” (небогословской) историко-литературной критике, поскольку он смотрел на свящ. книги как на “историческое явление в ряду других подобных явлений”. Такая т. зр. Д.В. сочеталась с выводом, что все сказания Пятикнижия суть мифы, т.е. “зачастую полностью вымышленные писателями и традицией фантастические и сверхъестественные истории”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

См.: Юбилей проф. Н. Н. Глубоковского //Известия по Петроградской епархии. 1914. 19–20. С. 23–24; Ученик. К двадцатипятилетию учено-педагогической деятельности профессора Глубоковского.//Прибавления к Церковным Ведомостям... 1914. 25. С. 115–121; 35-летие ученой деятельности Н. Н. Глубоковского . София. 1925; † Памяти профессора Н. Н. Глубоковского.//Утренняя заря. 1937. 5. С. 42–43; Сорокин В., проф. прот. Заслуженный профессор Николай Никанорович Глубоковский и его рукописное наследие.//Тысячелетие Крещения Руси. Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность». Москва, 11–18 мая 1987 года. М. 1989. С. 322–327; Склярова М., сост. Сосуд избранный. История российских духовных школ. СПб. 1994; Дела и дни. 1920. Кн. I. С. 529. 59, 72, 178, 186, 194, 201, 227, 237, 239, 242, 247, 280 Гоголин Анатолий Николаевич; (1927 – 25 января 1948) – с 1946 воспитанник Ленинградской Духовной семинарии. 432, 433 Гоголь Николай Васильевич; (20 марта 1809 – 21 февраля 1852) – русский писатель. 44, 72 Головина М. Е. – участница Вольфилы. 201 Голубинский Феодор Александрович; (22 декабря 1797 – 22 августа 1854) – основатель русской теистической философии. Учился в Костромской ДС и с 1813 одновременно был в ней инфирматором греческого языка. В 1814 вызван в открывавшуюся Московскую ДА; магистр богословия ее первого выпуска (1818). 27 августа 1818 определен бакалавром философии Московской ДА, с 29 августа 1822 – экстраординарный, а с 21 октября 1824 – ординарный профессор философских наук. 16 августа 1828 рукоположен во священника к московскому Вознесенскому девичьему монастырю, с оставлением в профессорской должности; с 20 июля 1829 – протоиерей. 41 Гончаревский Александр Константинович; (1864 – ?). Окончил Олонецкую гимназию (1886) и физико-математический факультет С.-Петербургского университета (1890). С 15 ноября 1891 – сверхштатный преподаватель математики в Череповском реальном училище Новгородской губ.; с 1 сентября 1892 – инспектор народных училищ 3-го района Олонецкой губ. (в Каргополе); с 1 июля 1905 – 2-го района Архангельской губернии; с 1 сентября 1905 – Новоладожского уезда С.-Петербургской губ.; с 19 апреля 1915 – директор народных училищ Олонецкой губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2. Спасский Собор, теплый, во имя Спаса Нерукотворного Образа (16 Августа), с приделами: 1) Святителя Алексия, Митрополита Московского (при Настоятельских кельях), 2) Свв. Мучеников Фотия и Анниты, 3) Св. Прав. Анны. 3. Воздвиженский Собор в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня (праздник 14 Сентября, при наиболее многолюдном стечении народа). 4. Церковь Всех Святых, бывшие покои Архимандрита Фотия. 5. Церковь Похвалы Богородицы под Спасским Собором с гробницами возобновителей Обители, Архимандрида Фотия и графини Анны. 6. Церковь Св. Архистратига Михаила, в летних бывших Митрополичьих покоях. 7. Церковь Неопалимой Купины при больнице монастырской. 8. Церковь Св. Великомученика Пантелеймона за стенами Монастыря (праздн. 27-го июля). 9. Скит Перынский с древней церковью Рождества Богородицы, в 1 версте от монастыря, на берегу Озера Ильменя (большое стечение народа 8-го Сентября). Архимандриты – Настоятели монастыря (со времени его возобновления при Арх. Фотии) 1. Фотий (1822–1838 г). 2. Мануил (1838–1857 г.). 3. Варлаам II (1857–1860 г.). 4. Геронтий (1860–1865 г.). 5. Герман (1866 г.). 6. Иоаким 1866–1878 г.). 7. Исаия (1878–1896 г.). 8. Владимир (1896–1905 г.). 9. Иоаникий (1905–1907 г.). 10. Иосиф (с ноября 1907 г.). Часы Богослужений Утреня в 3 ч. утра. 1 ранняя обедня (в Церкви Похвалы Богородпцы) в 5 ч. утра. 2 ранняя (в Церкви Всех Святых, по субботам) в 6 ч. утра. Поздняя обедня в 9 ч. утра. Вечерня зимой в 4 ч., летом в 5 ч. вечера. Всенощная накануне воскресных и праздничых дней вт. 6 ч. вечера. Акафист Св. Великомученику Георгию по Воскресным дням после вечерни. Юрьев монастырь (по описанию А. Муравьева) После многих лет обитель Юрьевская приняла меня опять под гостеприимную сень свою. Это было в осенний вечер в час воскресной всенощной, она совершалась в подземной церкви Похвалы Богоматери, там где погребен обновитель Юрьева, который некогда с любовью принимал меня в мирных стенах. Такое воспоминание располагало к молитве. Благообразна была и пещерная церковь , устроенная по подобию древних катакомб, но великолепно украшенная! Мрамором устлан помост её, по мраморным сводам рассыпаны золотые звезды; бронзовый иконостас исполнен весь славой Божией Матери ибо Она изображена повсюду в многознаменательных символах: то в виде неопалимой купины, какая некогда явилась Моисею в пустыне, но обнесенная звездообразным венцом ангельских сил; то с олицетворенной похвалой неба и земли вокруг Неё, с ликами земных ангелов и небесных человеков; то радостью всех скорбящих или одигитрией – путеводительницей странных; то неизреченной на языке человеческом, по благодати Её исполняющей, или живоносным источником исцелений, каким явила Себя в Царьграде, или как на Афонской горе в необъятном пламени Своей славы, или венчаемой от всея Троицы, как приятелище нестерпимого Божества. Все гласит о Ней внутри сего священного подземелья, где никогда не умолкает в честь Её чтение акафиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

2332 Мальмберг Владимир Константинович (1860–1921), историк искусства, специалист по античной пластике; доктор теории и истории искусств (1905). С 1907 г. ординарный профессор Московского университета, директор Музея изобразительных искусств в Москве (1913–1921). 2333 Георгиевский Василий Тимофеевич (1861–1923), историк древнерусского искусства, специалист в области древнерусской живописи, ученик Η. П. Кондакова. Библиотекарь и хранитель Древлехранилища при Братстве им. Александра Невского во Владимире, уполномоченный Комитета попечительства о русской иконописи, организатор иконописных школ в с. Метере, Палехе, Холуе Владимирской губ. и в с. Борисовке Курской губ., член ученого комитета и училищного совета при Св. Синоде. После октября 1917 г. – научный сотрудник Всероссийской реставрационной комиссии и Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи (1918), хранитель (1918), заведующий (1923) Отделом шитья и тканей Оружейной палаты. 2334 Высокий (Vysoky) Гинек (1860–1935), чешский антиковед, профессор классической археоло­гии Карлова университета в Праге. 2335 Наук (Nauck) Август Карлович (Иоганн Август; 1822–1892), филолог-классик, академик ПАН (1858). Профессор греческого языка и литературы в ПИФИ (до 1883 г.). 2336 Стефани (Stephani) Лудольф Эдуардович (1816–1887), антиковед, эпиграфист, историк антич­ного искусства; доктор археологии (1842); академик ПАН (1850). С 1851 г. хранитель Отделения классических древностей Имп. Эрмитажа, член Имп. Археологической комиссии (1859). 2337 Никитин Петр Васильевич (1849–1916), филолог-классик, эпиграфист, византинист; доктор греческой словесности (1883); академик (1888), вице-президент (1900–1916) ПАН; заслуженный профессор по кафедре греческой словесности (1900), декан историко-филологического факультета (1897–1900), ректор (1890–1897) Петербургского университета; ординарный профессор греческой словесности ПИФИ (1890–1900). О нем см.: Иодко О. В. П. В. Никитин и его вклад в византинистику (по материалам С.-Петербургского филиала Архива РАН)//РНРВ. С. 131–171.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

346 Евгений (Болховитинов , 1767–1837) – церковный деятель, библиограф, историк церкви. В 1785–1789 гг. учился в Московской духовной академии, в 1800 г. постригся, префект духовной академии в Петербурге. В 1804 г. викарий новгородский, с 1822 г. митрополит киевский. 349 Грановский Тимофей Николаевич (1813–1855) – историк и общественный деятель. Окончил юридический факультет Петербургского университета в 1835 г.; с 1839 г. профессор всеобщей истории Московского университета, в 1837–1839 гг. занимался в Берлинском университете. С 1839 г. читал в Москве первый (с 1843 г. – публичный) курс истории западноевропейского средневековья. Статья впервые напечатана В.О. Ключевским в газете «Русские ведомости», 1905 г. 263, 8 октября. Печатается по изданию: Ключевский В.О. Сочинения. М., 1959. Т. VIII. С. 390–395. В архиве В.О. Ключевского сохранились наброски к статье и не вошедшие в нее варианты (печатаются по тому же изданию, с. 480–481): «Что, какая идея, какое воспоминание привело нас к этой могиле, закрывшейся полвека назад? Та же идея, какая влекла наших отцов и ваших дедов в аудиторию Грановского». «50-й день памяти Грановского невольно вызывает рой светлых воспоминаний о том времени, когда сквозь молчаливую мглу русской ежедневной жизни... В каждом поборнике русского просвещения и русской общественной самодеятельности таится большая или меньшая доля Петра Великого, потому что все такие борцы суть духовные потомки преобразователя. Он действовал, ожидая их; они продолжали его дело, благоговея перед ним...» «Вы, господа, можете еще увидеть стариков, которые, попав в Москву из уездного захолустья, набожно крестятся, проезжая мимо полукруглого здания на углу Моховой и Никитской. Были годы, когда в Московском университете, вещая правду и свободу, он один стоял в Московском университете прямо и твердо, как стоит этот обелиск над его могилой. Имя Грановского стало символом, лозунгом общественного возрождения, совершаемого превращением слова науки в дело жизни. Вот идея, отлившаяся в преподавательской н литературной деятельности Грановского; она стала для нас его заветом и его пророчеством; «слово плоть бысть».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИНИК (Миклеску) [румын. Calinic Miclescu] (16.04.1822, Сучава, Молдавское княжество - 14.08. 1886, Бухарест), Митрополит-примас Румынской Православной Церкви. Принадлежал к старинному молдав. роду. В крещении Константин. 18 июня 1842 г. принял монашеский постриг от своего дяди еп. Софрония (впосл. митрополит Молдавский). 23 апр. 1843 г. рукоположен во диакона, 30 нояб. 1848 г.- во иерея, назначен протосинкеллом и возведен в сан архимандрита. 2 февр. 1855 г. хиротонисан во епископа Хариупольского. В 1851-1858 гг. был игуменом мон-ря Слатина. В это же время основал школу для крестьянских детей в с. Мэлини. Был членом временного Гос. совета (1857), местоблюстителем епископа Хушской епархии (нояб. 1858 - янв. 1861), вновь игуменом мон-ря Слатина (1861-1863), местоблюстителем митрополита Молдавского (с 7 мая 1863). 10 мая 1865 г. К. поставлен митрополитом Молдавским. 31 мая 1875 г. коллегия выборщиков, состоявшая из членов Свящ. Синода и православных депутатов и сенаторов, избрала К. Митрополитом-примасом Румынской Православной Церкви. 15 июня 1875 г. состоялась его интронизация. Трудами Митрополита-примаса был открыт Богословский фак-т в Бухаресте (1881), также в столице учреждена типография для печатания церковной и богослужебной лит-ры (1882). Похоронен К. в Нямецком мон-ре. В годы первосвятительства К. была официально признана автокефалия Румынской Церкви. Еще в марте 1882 г. К. впервые освятил в кафедральном соборе Бухареста св. миро. 20 апр. 1885 г. К. отправил в К-поль письмо с просьбой о признании автокефалии. 25 апр. К-польский патриарх Иоаким IV на собрании Синода дал благословение на это деяние. В апр. 1885 г. К-польский Патриархат издал томос о признании автокефалии Румынской Православной Церкви. Лит.: Ghenadie (En ceanu), ep. Moartea i înmormântarea mitropolitului Calinic, Primat al României//BOR. 1886. N 8. P. 581-618; Dobrescu N. Studii de istoria bisericii române. Bucur., 1905. T. 1: Istoria Bisericii din România (1850-1895); erb nescu N., preot. Mitropoliii Ungrovlahiei//BOR. 1959. N 7/10. P. 816-817; P curariu. IBOR. Vol. 3. P. 129-131. Свящ. Мирча Пэкурарю Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Шагуна Анастасиу; 1808-1873), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильваниии, богослов, церк. деятель АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.)

http://pravenc.ru/text/1320033.html

В последующие три столетия ни поминовение ангелов в чинопоследовании протесиса, ни отсутствие такового не комментировались в толкованиях Божественной литургии. Впрочем, ещё в XVII веке первый полемист против раскола Симеон Полоцкий коснулся этой темы, отвечая в «Жезле правления» на обличение старообрядческого учителя попа Лазаря. Лазарь выявил в никоновской «Скрижали» противоречивые указания относительно поминовения св. ангелов на протесисе, о которых мы упомянули выше. Отвечая, что одно указание «Скрижали» относится к древней традиции Церкви, а другое – к современной, Симеон прибавляет, что поминовение ангелов на протесисе – вопрос не принципиальный, «не член се веры»; это местный греческий обычай, имеющий свои основания, и нам не следует осуждать его 218 . Но в XIX–XX bb. в России и в Греции 219 этот вопрос вновь стал объектом внимания литургистов и богословов. В Русской Церкви в XIX b. раздавались отдельные голоса в пользу поминовения св. ангелов 220 , но большая часть учёных и церковных деятелей высказывались против него. Было выдвинуто два основных возражения. Во-первых, искупительный подвиг Христа не касается ангелов, ибо Он не принимал на Себя ангельскую природу и не для ангелов вочеловечился, страдал и установил таинство Евхаристии 221 . Наиболее кратко (и вместе с тем богословски ограниченно) это возражение сформулировал епископ Виссарион (Нечаев) (1822–1905): «Жертва крестная, воспоминаемая в литургии, принесена не за ангелов, которые не согрешили, а только за людей» 222 . Во-вторых, небесные силы по существу не являются членами Церкви. Св. Писание не называет их ни членами Тела Христова, ни сонаследниками Его и не говорит, что они будут царствовать вместе с Ним 223 . Кроме того, в самом конце века С. Муретов посвятил этому вопросу целую книгу в 120 с лишним страниц с приложениями 224 . В ней выдвинуто два дополнительных возражения против поминовения ангелов на протесисе: 1) оно не соответствует «таинственно-догматическому смыслу проскомидии», который состоит в изображении искупительного подвига Спасителя, совершенного не для ангелов; и

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После организованных Веррийским митр. Даниилом во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. антиосманских выступлений, центром к-рых был И. П. с., турки разместили в нем большой воинский отряд. Спустя неск. лет они поставили условием своего ухода из И. П. с. выплату огромной суммы денег. Игум. Каллист направил к Екатерине II Алексеевне посольство во главе с духовником И. П. с. Хрисанфом с просьбой о материальной помощи. Императрица назначила ежегодную выплату определенной денежной суммы И. П. с. в течение 30 лет. В 1806 г., по сообщению Ф. Пуквиля, в И. П. с. насчитывалось 170 келий и проживало 100 монахов. 30 апр. 1822 г., во время Греческой национально-освободительной революции (1821-1829), И. П. с. был сожжен турками (сохр. только старый соборный храм). Перед тем как бежать из И. П. с., монахи успели спрятать мощи. В 1826 г. они возвратились, в 1831-1832 гг. было восстановлено подворье И. П. с. в Верии, а в 1835 г. завершено строительство нового соборного храма и восстановлена большая часть стен. Однако братия монастыря оставалась немногочисленной. В 1867 г. была возведена вост. стена. В 1887 г. монастырский комплекс был отремонтирован. Неумелое управление монастырем привело его на грань банкротства, но в 1895-1905 гг. экономическое положение И. П. с. улучшилось. В 1906-1915 гг., в период «борьбы за Македонию», в И. П. с. действовала семинария. В 1913-1920 гг. монастырь содержал 2 школы в Верии. Пожар 1915 г. разрушил часть монастырских келий. Экономический упадок И. П. с. стал причиной потери статуса ставропигиального монастыря. Из огромных земельных владений И. П. с. (примерно 13,5 тыс. стремм) 4 тыс. стремм в 1933 г. было отдано гос-вом греч. беженцам из М. Азии. Пещера прп. Дионисия Олимпийского в скиту св. Иоанна Предтечи Пещера прп. Дионисия Олимпийского в скиту св. Иоанна Предтечи Во время второй мировой войны насельники И. П. с. помогали греч. партизанам. Один из иеромонахов И. П. с.- Виссарион, активный участник Сопротивления, был казнен немцами в г. Александрия (совр. ном Иматия). В послевоенные годы в И. П. с. осталось лишь 1 или 2 монаха. В 1959 г. по инициативе Веррийского митр. Каллиника были приняты меры для возрождения монашеской общины. В 60-х гг. ХХ в. был отремонтирован монастырский комплекс и воздвигнут вост. корпус с резиденцией игумена. В 1964 г. к И. П. с. была проведена дорога. Во время строительства плотин на р. Альякмонас (1975-1985) были затоплены 200 стремм земли, принадлежавших И. П. с., где находились пещера прп. Антония Нового Веррийского, ряд аскитириев и церковь XII в. с фресками.

http://pravenc.ru/text/577924.html

В 1905 г. в одном из пролетов Святых ворот соорудили часовню Казанской иконы Божией Матери. В 1914 г. восстановили и освятили в честь святых апостолов Петра и Павла. Настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий. Монастырь, несмотря на свою скудность, предоставлял его территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии ; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища . С 1863 года и до революционных событий 1917 года в стенах монастыря действовало Общество любителей духовного просвещения , располагались епархиальная библиотека и духовно-цензурный комитет Русской Церкви. В стенах монастыря функционировал филиал Варнавинского общества трезвости. Закрытие монастыря в советские годы 22 сентября 1918 года в монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Поместного Собора Православной Российской Церкви. На нем председательствовал патриарх Тихон (Беллавин) . Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители. В 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано. Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия . Осенью 1923 г. в монастыре возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин в СССР во главе с епископом Варфоломеем (Ремовым) , который пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой Смоленско-Зосимовой пустыни . Решением Моссовета в 1926 г. монастырь был окончательно закрыт. Церкви же его закрывались поочередно: в 1921 г. был закрыт храм Сергия Радонежского, в 1926 г. — храм Покрова Пресвятой Богородицы, в 1927 г. — Боголюбской иконы Божией Матери. Самой последней, в 1928 г., прекратила существование часовня Казанской иконы Божией Матери. Все помещения обители, в том числе и храмы, передали в ведение различных государственных учреждений и организаций. Усыпальница Нарышкиных была частично разрушена. В монастырских палатах открылась шляпная мастерская, начала работать чайная. В Сергиевской церкви оборудовали спортивный зал, а в братских кельях была размещена экспозиция Государственного литературного музея. Петровский собор монастыря стал складом художественных фондов.

http://drevo-info.ru/articles/28016.html

Таковы основные типы книг, носящих название “Рай”. Однако нас более всего в связи с Ангеликудом может заинтересовать тип VI по классификации Четверицкой: сборник монашеских аскетических наставлений, составленный патриархом Константинопольским Каллистом Ксанфопулом и Игнатием Ксанфопулом в XIV в. 94 . Это сочинение вошло как часть “Филокалии” в состав “Добротолюбия” как в переводе прп. Паисия Величковского (М., 1793 [Ч. 2, Л. 48об-113об], 1822, 1840, 1851, 1857) так и в переводе свт. Феофана под благословением афонского Пантелеимонова монастыря (М., 1883–1890, 1895–1900, 1901–1905 и 1913). В XVIII в. “Рай” Ксанфопулов пользовался такой популярностью, что ходил в рукописных списках (Греция, Россия, Румыния) 95 . К Паисьевой школе перевода относится и уже упомянутый нами славянский перевод “Рая” Каллиста Ангеликуда (или 116 Глав). Он, как было замечено ранее, содержится в Хиландарском кодексе 197 692 по каталогу Тахиаоса, см. ниже). Этот перевод, который был выполнен, очевидно, в 70е гг. XVIII в. прп. Паисием (Величковским) по списку с греческой Иверской рукописи (Iwir. 506), разумеется, надо рассматривать в контексте переводческой деятельности прп. Паисия Величковского , а следовательно и в контексте перевода “Рая” Ксанфопулов. Впервые Хиландарский кодекс был описан в 1999 г. 96  Описание по каталогу Тахиаоса следующее: “Хиланд. 197. 4°. 152 л. Бумага, полуустав…”. В книге имеется запись схимонаха Платона о написании книги схимонахом Климентом (неизвестен), что вызывает большие вопросы, поскольку почерк рукописи несомненно принадлежит ближайшему ученику и биографу прп. Паисия (Величковского) , схимонаху Митрофану (об этом свидетельствуют другие автографы Митрофана). Возможно, мы попросту неверно интерпретируем запись схим. Платона, и речь на самом деле идет о Клименте, как о заказчике этой рукописи. Конечно, как всякий список, Хиландарский кодекс не во всем совершенен. В нем в отдельных случаях встречаются описки, в том числе (хотя и редко) оставшиеся незамеченными при проверке рукописи переписчиком. Вместе с тем, сохранность рукописи очень хорошая, читается она легко.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010