Но в скором времени, по смерти матери великой княгини, инокини Марфы, в 1484 году, державшей сторону своих младших сыновей и особенно любившей Андрея, дружественные отношения их с великим князем стали снова портиться. Иоанн III более всего подозревал в крамоле Андрея, и не скрывал этого, так что последний очень опасался за свою судьбу; в 1488 году он решился даже бежать, но раздумал, – как оказалось, на погибель себе. Согласно договорным грамотам, в 1491 г. великий князь приказал братьям отправить свои полки против татар, но Андрей этого требования не исполнил. Тогда Иоанн III решился покончить с ним навсегда. В сентябре 1492 года Андрей, забыв всякую осторожность, явился в Москву и тогда же был схвачен, брошен в тюрьму, где и умер в утеснении спустя два года. Как же держало себя духовенство во время этой продолжительной и упорной борьбы за власть? Летописец говорит, что примирение между братьями в 1480 году состоялось вследствие „печалования“ митрополита Геронтия вместе с некоторыми другими духовными лицами и матерью великой княгиней 1821 , следовательно, оно принимало в ней деятельное и живое участие и, по-видимому, не совсем разделяло абсолютистские взгляды великого князя. Отсюда и та известная распря, которая открылась вскоре потом между Геронтием и Иоанном III и едва не кончившаяся плачевно для митрополита. Катастрофа с Андреем Большим произошла уже позже, при митр. Зосиме. И он, подобно своему предшественнику, взял на себя защиту опального князя, причём „печалование“ его вылилось в не совсем обыкновенную форму. После того, как Андрей был схвачен, „тогда, говорит одно известие, собрашася мнозии князи и бояре, начаша просити митрополита Зосима, чтобы печаловался со властями о князе Андрее, и митрополит не единова проси, то же —234— князи средний; князь же великий отрече“ 1822 . Таким образом протест против насильственных действий московского князя принимал внушительные размеры и что хуже всего было – это то, что и митрополит примкнул к партии бояр и высшей московской аристократии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

За глухим забором уже отданная епархии эта церковь и теперь, Богослужения не проводятся. «Недалеко от Маркуц находится самая возвышенная местность в окрестностях г. Вильно... любимое место прогулок Императора Александра I» (16). В Маркучяй, как называют теперь этот пригород, на ул. Субачяус 124, рядом с домом музеем Пушкина, на пригорке, с 1905 года стоит маленькая каменная и очень изящная домовая церовь, освященная во имя святой великомученицы Варвары. В этом храме когда-то был маленький иконостас, престол и проводились службы. Здесь в 1935 г. отпевали Варвару Пушкину, супругу млачшего сына Александра Сергеевича,Григория Пушкина(1835–1905) не успевшего увидеть воплощенный замысел – домовую церковь . Варвара Алексеевеа много сделала для сохранения в усадьбе реликвий, связанных с именем Поэта, прадеда которого, африканца Ганнибала, окрестил в Пятницкой церкви нашего города в 1705 году Петр Великий. На старом православном Свято-Евфросиниевском кладбище, храм во имя св.Преподобной Евфросинии Полоцкой, сооружен в 1838 году Виленским купцом, церковным старостой Тихоном Фроловичем Зайцевым. В 1866 году , на средства бывшего городского генерал-губернатора Степана Федоровича Панютина(1822–1885), в нем устроен иконостас (14). В начале ХХ века стараниями священника Александра Карасева церковь приняла современный облик. В 1914 году освещена вторая «кладбищенская зимняя церковь », в честь святителя Тихона Задонского , небесного покровителя храмоустроителя Тихона Фроловича, на том месте , где с 1839 года находится его усыпальница. До обретения Литвой независимости, с 1960 года в пещерной церкви был склад и каменнотесная мастерская. В июле 1997 Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил литию у входа в этот храм.(15) Стараниями прихода св.Преподобной Евфросинии Полоцкой, сохранена и часовня памятник-мемориал покровителя русского воиства св. Георгия Победоносца поставленная в 1865 году, на месте захоронения русских солдат, погибших в 1863 году во время военных действий в пределах Северо-Западного края. Когда-то у часовни «...была ажурная чугунная дверь с бронзовыми украшениями, помещялась большая икона св. Великомученника Георгия Победоносца в массивном киоте, и теплилась неугосимая лампадка», но уже в 1904 году констатировалось, что «лампады в данное время нет и сама часовня требует ремонта» (14).

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Подъезжая из Рясного к селу Бабину, я застигнут был грозной тучей с проливным дождём и сильным ветром. В Бабине церковь каменная трёхпрестольная, сооружена в 1800 г. тщанием князя Ив. Петр. Гагарина, благолепна, но значительно сыра. В приходе более 1000 душ. Настоятель священник Иоанн Соколов (58 лет) состоит при этом приходе с 1845 года, украшен наперсным крестом; к сожалению, не отличается крепким здоровьем, страдает одышкой. Я посетил его дом и принял приготовленный для меня завтрак. Из Бабина приехал я в село Кошу, где был уже в предыдущем году. В Коше церковь каменная трёхпрестольная, построена в 1822 г. иждивением помещицы Анны Иоакимовны Чаплиной, а в последнее время возобновлена и благолепно украшена усердием церковного старосты – землевладельца Голубева. – Приход не слишком многолюдный (около 700 душ), но во владении причта находится очень значительное количество земли, именно 152 десятины. Настоятель церкви, свящ. Пётр Лебедев (60 л.) отличается любознательностью, занимаясь метеорологическими наблюдениями и собиранием этнографических сведений. За доставление Русскому Географическому Обществу климатических и этнографических сведений не раз получал от него благодарность. В селе Дмитрове, что в Тальцах, церковь каменная —439— 1881 г. трёхпрестольная. Приход многолюдный – более 1700 д. мужеского пола, и потому причт двухклирный. – Священники – Настоятель и его помощник – оба вдовые и одних лет (55). Но Настоятель, свящ. И. Зверев, 2-го разряда, ведет себя прилично, а его помощник А. Прозоров – студент не отличается благоповедением. В 9 ½ часов вечера прибыл в Троицкий Селижаров монастырь, проехавши в день более 80-ти вёрст. – Здесь встретил меня Благочинный монастырей, Настоятель Ниловой Пустыни, Архимандрит Арсений. 24 ч., воскресенье. В 9 часов утра слушал в монастырской церкви литургию, которую совершал Настоятель архимандрит Нафанаил соборне с двумя иеромонахами. На правом клиросе пели довольно стройно посадские мещане, между коими оказались две девочки. На это последнее обстоятельство я обратил внимание Настоятеля и внушил ему, чтобы впредь не были допускаемы на клирос девицы: в мужском монастыре это неуместно и неблагопристойно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И потомпоклонихся архиепископу и благословение испросих, о еже бы повелел взятии ми причудную Богородицыну икону, архиепископ же благословил мя и повелел взятии ми. – Аз же, аще не и достоин сый, но обаче со страхом и радостию прикоснухся чудотворному образу и взях с древца, иже бы поткнено на том месте, идеж и в земли бе святая та и чудная икона. И по повелению архиепископа, с прочими святыми иконами и честными кресты идох с иконою в близ сущую ту церковь святаго Николы, иж зовется Тульский» (Москвитянин, 1850 г. 21, отд. III, стр. 7–8, прим.). 16 Арсений, архиепископ елассонский (д.см. 1626 г.) некоторое время был прикомандирован к архангельскому Московскому собору для служения царских панихид, а потом занимал последовательно кафедры тверскую и кашинскую и суздальскую и тарусскую (См. нашу книгу: «Архиепископ елассонский Арсений и мемуары его из русской истории по рукописи трапезунтсого Сумелийского монастыря. Киев. 1899, стр. 31–50). Рассказ о явлении пр. Сергия Радонежского арх. Арсению, записанный со слов ближайших людей к этому архиепископу см. там же, стр. 160–162; 169–172. 18 Авр. Палицын. Сказаниео осадеТроицкаго Сергиева монастыпя от Поляков и Литвы и о бывших потом в России мятежах. М. 1822, изд. 2, стр. 282–283. Труды Киевск. дух. Акад. T.I. 1905 г. 20 Авр. Палицын. Сказание о осаде Троицкаго Сергиева монастыря от Поляков и Литвы, стр. 284–287. 26 В памятниках XVII столетия положение этого собора определяется так: «у Земскаго двора (приказу) на площади (Выходы царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. М. 1844, стр. 414). 30 Выходы царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича и Феодора Алексеевича. М. 1844, стр. 141. 43 Чудотворн. Казан. Икона Божуй Матери, находящаяся в С.-Петербургском соборе. СПБ. 1896, изд. 5, стр. 17–21. 44 Факт непонятной путаницы в понимании исторической судьбы оригинала или явленной иконы Казансой Божией Матери и чудотворных копий с нея в Москве и Петербурге можно видеть в брошюре «Чудотворная Казанская икона Божией Матери, находящаяся в С.-Петербургском Казанском соборе». СПБ. 1896, изд.5. 45 Прав. Собеседн. 1850 г., ч. III, стр. 401; 1904 Июль-Август, стр. 260–282. Русск. Паломн. 1904, 47, стр. 810–812. Читать далее Источник: Дмитриевский А.А. В честь какой иконы Казанской Божией Матери установлен праздник 22 октября.//Труды Киевской духовной академии. 1905. 1-2. С. 188-219. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

13 О Паисии Величковском , его литературной деятельности и учениках – Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук, т. 79. А. И. Яцимирский , Славянские и русские рукописи румынских библиотек, СПБ. 1905, стр. 515–583. О схимонахах – Афанасии старшем и Аианасии младшем –архим. Иерофей, Брянский Свенский Успенский монастырь. М. 1866, (II изд 1895, стр. 100–109). 14 Труды преосвященного Иеремии отшельника , хранившиеся в древлехр. при Орл. дух. семинарии, описаны нами в «Сборнике Орловского церковно-археологического Комитета», т. I, г. Орел 1905, стр. 25–35. Ныне они, вместе со всем семинарским древлехранилищем, поступили в Орловский церковно археологический музей. 16 В начале XIX в. из учеников Паисия Величковского из Нямецкого монастыря ушли в Россию следующие наиболее даровитые и деятельные: 1) архимандрит путивльской Софрониевой пустыни Феодосий –о нём выше. 2) Старец Клеопа, настоятель Островской пустыни, в которой им было введён афонский устав старца Паисия. 3) Иеромонах Клеопа, малорусс, постриженик Паисия в Нямецком монастыре, в 1801 году перешёл в Россию, сначала в Белобережскую пустынь орловской епархии, затем на Валаам (1816 г.) 4) Схимонах Феодор, уроженец г. Карачева, пострижен в Нямецком монастыре; в 1801 г. покинул Молдавию, жил в Белобережском, Палеостровском, Валаамском и Александро-Свирском монастырях (1822). Житие его, составленное на основании автобиографических записок, напечатано в 1839 году. 5) Монах Павел, постриженик Паисия в Нямецком монастыре, в начале XIX в. ушёл в Россию, жил в Москве, в Симоновом монастыре – о нём мы упоминали. 6) Монах Герасим, постриженик Паисия, жил в Софрониевой пустыни. 7) Монахи Феофан (в мире казак Феодор Тулупин), пострижен Паисием, жил в Оптиной пустыни. 8–9) Схимонах Афанасий старший и схимонах Афанасий младший, о которых мы упоминали выше. Нельзя не заметить, что все девять непосредственных учеников Паисия сосредотачиваются в монастырях средней России и пять из них имеют связь с монастырями орловской епархии: 3 с Свинским монастырем, 2 с Белобережскою пустынью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

304 Преображенский Самсон Александрович; (около 1901 – ?) – слушатель Высших Богословских курсов. 358 Прилежаев Антоний Порфирьевич; (1 октября 1902 – ?). Окончил 2 класса Новгородской ДС. Бухгалтер межрайонной конторы аптекоуправления Калининской области. С 5 мая 1947 эконом Ленинградской ДА, (в 1956–1959 был в Русской духовной миссии в Иерусалиме). 31 января1961 перешел на работу в Ярославское епархиальное управление. Соч.: Воспоминание о первых годах восстановления здания Ленинградских духовных академии и семинарии в период с 1947 г. по 1953. г. Ярославль. 1971. Машинопись в библиотеке СПб ДА. См. Личное дело. Архив СПб ДА. 458, 479 Прилежаев Михаил Александрович; (22 октября 1822 – 22 сентября 1905). Окончил Олонецкую ДС (1843), с 5 августа 1843 – учитель греческого языка, арифметики и пения Петрозаводского ДУ. 24 ноября 1847 рукоположен во священника к Олонецкому Николаевскому собору. 29 августа 1865 возведен в сан протоиерея, с назначением настоятелем собора. Председатель Олонецкого уездного отделения Олонецкого Епархиального училищного совета 1889–1898. С 31 декабря 1901 – за штатом. См.: На доброе воспоминание Олонцу. 50-летний юбилей протоиерея М. А. Прилежаева, настоятеля Олонецкого собора. СПб. 1894; 50-летний пастырский юбилей протоиерея М. А. Прилежаева.//Прибавления к Церковным ведомостям. 1897. 14. С. 541–542; Ольгский И. свящ. Протоиерей Михаил Александрович Прилежаев. (Некролог.)//ОЕВ. 1905. 20. С. 607–612. 76, 77, 79 Приселков Михаил Дмитриевич; (7 сентября 1881 – 19 января 1941) – историк, источниковед, исследователь русских летописей. Сын протоиерея Пантелеимоновской церкви в С.-Петербурге. Окончил историко-филологический факультет С.-Петербургского университета (1903). Оставлен для подготовки к профессорскому званию по кафедре русской истории (1 сентября 1903 – 1 сентября 1906). С 1 июля 1909 – приват-доцент, с 1918 – профессор кафедры русской истории С.-Петербургского университета. 19 января (утв. 3 февраля) 1914 – магистр («Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв.».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

215 ...Киреевском, Бухареве, Юркевиче, Машкине, Федорове, стоящих как бы в тени смирения. – В.Ф. Эрн перечислил ряд русских мыслителей, которые, по его мнению, получили недостаточную известность к началу ХХ в.: Иван Васильевич Киреевский (1806–1856), философ и теоретик славянофильства; Александр Матвеевич Бухарев (в монашестве Феодор; 1822–1871), богослов и философ, его главный труд «Исследование Апокалипсиса» впервые опубликован П.А. Флоренским в журнале «Богословский вестник» и затем издан отдельной книгой (Сергиев Посад, 1916); Памфил Данилович Юркевич (1827–1874), профессор философии Киевской духовной академии и затем Московского университета, философский наставник Вл. Соловьева, первое отдельное издание его сочинений вышло только в 1990 г. (Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990); архимандрит Серапион (Владимир Михайлович Машкин; 1855–1905), богослов и философ, после 1900 г. жил в Оптиной пустыни, его сочинения не были изданы, биография и философские идеи известны из статей П.А. Флоренского «К почести вышняго звания (черты характера архим. Серапиона Машкина)» и «Хронологическая схема жизни о. Архимандрита Серапиона (Машкина)» (см.: Флоренский П., свящ. Соч. в 4 т. М., 1994. Т. 1. С. 205–226, 227–249); Николай Федорович Федоров (1829–1903), мыслитель-утопист, при жизни не издавал свои сочинения, которые были отредактированы и выпущены его последователями под названием «Философия общего дела» (Верный, 1906. Т. 1; М., 1913. Т. 2). В издательстве «Путь», в котором вышли все книги В.Ф. Эрна, были анонсированы монографии о Серапионе (Машкине) П.А. Флоренского, об А.М. Бухареве С.С. Розанова, о Н.Ф. Федорове Н.А. Бердяева , но эти планы издательства не были осуществлены. 217 Лет двенадцать назад. – События относятся к февралю 1900 г. (см. письмо Блока к Г.И. Чулкову от 23 ноября 1905 г.//Блок А.А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1962. Т. 8). 224 …о «странном». хохоте. – Об этом упоминали многие мемуаристы. См., напр.: Мережковский Д.С. В тихом омуте. СПб., 1908. С. 269.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Николай Михайлович, вел. кн. Император Александр I: Опыт исторического исследования. СПб., 1912. 2 т.; 2-е изд. 1914. 2 т. Осьмнадцатый век/Под ред. П. Бартенева. СПб., 1869. 4 т. Платон (Левшин), митр. Автобиография//Москвитянин. 1849. 1; то же в: Душеп. чт. 1887. 2–3; то же в: Снегирев И. М. Жизнь Платона, митр. Московского. М., 1856. Платон (Левшин), митр. Письма//Рус. в. 1841. 2; Чтения. 1895. Кн. 1; Рус. арх. 1897. 2. Платон (Левшин), митр. Письма к преосвященным Амвросию и Августину. М., 1870. Платон (Левшин), митр. Сочинения. М., 1799–1806. 20 т. Покровский И. М. Екатерининская комиссия о составлении нового уложения и церковные вопросы в ней. Казань, 1910. Попов М. С. Арсений Мациевич, митр. Ростовский и Ярославский. СПб., 1905. Попов М. С. Арсений Мациевич и его дело. СПб., 1912. Прилежаев Е. М. Наказ и пункты депутату от Св. Синода в Екатерининскую комиссию о сочинении нового уложения//Христ. чт. 1878. 2. Протоколы, журналы и указы Верховного Тайного совета. 4 т.//Сборник. Т. 55–56, 58–59. Пыпин А. И. Общественное движение в России при Александре I. 3-е изд. СПб., 1900; 4-е изд. 1908; 5-е изд. Пг., 1918. Рождественский Ф. Самуил Миславский, митрополит Киевский//ТКДА. 1876. Розанов Н. П. Московский митрополит Платон. М., 1913. Рункевич С. Г. Платон (Левшин)//РБС. Плавильщиков—Приос. 1905. Русский быт по воспоминаниям современников. М., 1914. Т. 1: От Петра до Екатерины II (1698–1761). Сахаров А. Старорусская партия и раскол при Петре I//Странник. 1882. 1. Снегирев И. М. Жизнь Московского митрополита Платона. М., 1836; 2-е изд. 1856; 4-е изд. 1891. Снегирев И. М. Изображение жизни Платона, митрополита Московского. М., 1818; 2-е изд. 1822. Строев В. Н. Бироновщина и Кабинет министров: Очерк внутренней политики имп. Анны. М.; СПб., 1909–1910. 2 ч. Титлинов Б. В. Гавриил Петров, митр. Новгородский и С.-Петербургский (1730–1801). Его жизнь и деятельность в связи с церковными делами того времени. Пг., 1916. Титлинов Б. В. Московский митрополит Платон (Левшин) и его участие в церковно-правительственной деятельности своего времени//Христ. чт. 1912. 11.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

Сарапул. Храмовый комплекс. Церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Петра и Павла. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1786 и 1822. Адрес: Удмуртская Республика, город Сарапул, на территории улица Интернациональная, д. 2А и улица Труда, д. 38. Координаты: 56.470003, 53.819506 Изменить описание Добавить фотографии В 1902 — 1905 г. на средства купца Н. В. Смагина между Покровской и Петропавловской церквами в память выздоровления Государя Императора Николая II от болезни была построена каменная Никольская часовня. Вадим кр 16 июня 1911 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1785 году выдана храмозданная грамота на строительство Покровской церкви. Автор проекта - вятский губернский архитектор Ф. М. Росляков. Ансамбль церкви состоял из нескольких разновременных каменных построек: это Покровская церковь; здание колокольни, построенной в 1882 году и освященный в честь Св. Апостолов Петра и Павла, в нижнем ярусе которого устроен храм. В 1902 году храм и колокольню отремонтировали на средства сарапульского купца Смагина. В 1905 году по проекту И. А. Чарушина пристроили трапезный храм. Храм носит ярко выраженные черты эпохи классицизма. Закрыт в 1930 году. Покровская церковь является единственным памятником архитектуры XVIII века г. Сарапула, и одним из древнейших культовых зданий сохранившихся на территории Удмуртии, дошедших до наших дней. Несмотря на фрагментарную сохранность, интересен отражением в нем как ранних (с некоторыми барочными реминисценциями), так и зрелых форм классицизма. Первая, ещё деревянная церковь Покрова Божией Матери стояла в центральной части дворцовой слободы Сарапул, недалеко от Вознесенского храма, но после пожара 1785 года было принято решение о строительстве нового каменного храма. Но так как по новому генеральному плану вновь образованного города, это место было предназначено для других целей, то было предложено построить Покровскую церковь на нижнем конце города, где стояла небольшая деревянная Фроловская часовня.

http://sobory.ru/article/?object=60730

Каргополь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Валушках. Церковь Спаса на Валушках /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:Между 1662 и 1862. перестроена в 1707, в 1904-1905 годах, колокольня 1862 года. Год утраты:приблизительно 1950 Адрес: Россия, Архангельская область, Каргопольский район, г. Каргополь, близ автовокзала Координаты: 61.508053, 38.956228 Проезд:100 м на СВ от ц. Воскресения Христова Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Спасская церковь, в которой находилась икона «Святые мученики благоверные князья Борис и Глеб с видом горящего Каргополя», в настоящее время утрачена. Она стояла на территории Валушек вблизи южного вала бывшей крепости. В 1906 г. становой пристав Н. Неелов писал: «Древнейшим городским храмом считается находящийся на месте бывшего острога, за чертой и поныне видимого древнейшего городского вала, трехпридельный храм «Спаса на Валушках», или т.н. «Спасский Спас». Церковь была построена «на сумму приходских людей в 1662 г.». Деревянная, теплая, одноэтажная, с деревянной колокольней. Колокольня в связи с церковью построена в 1862 г. В Спасской церкви было три престола. Церковь Спаса Нерукотворного Образа приписана к Предтеченскому приходу. По указу 1837 г. в Спасской церкви Предтеченского прихода появился особый священник. Церкви Спаса принадлежит погреб каменный, построенный в 1710 г. комендантами Хвостовым и Боровитиновым и каменная лавка в гостином ряду от купца Андрея Сергеева. В 1822 г. церковь обшита тесом и выкрашена белой краской на сумму купеческой вдовы Иустины Сергеевой; затем не раз ее чинили. В 1904 г. Спасская церковь капитально ремонтирована на пожертвования прихожан и по преимуществу купца П.К. Немчинова: разобрана до основания и вновь сложена из старого материала с заменой ветхого новым. Внутри обшита тесом вместо прежней штукатурки. Вновь освящена 9 и 10. 02. 1905 г.

http://sobory.ru/article/?object=34892

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010