метра. При покупке за каждый кв. метр было заплачено по 20 сантимов. Ныне же каждый кв. метр может быть оценен в 2 франка. Окружив их стеной мокрой кладки, о. Антонин выстроил на них один хороший поместительный дом и другой дом меньших размеров. Постройки эти стоили ему около 10000 франков, но не были внесены во владенный акт. Ныне же существование их оформлено, причем, благодаря любезности комиссии, они были оценены только в 1820 франков. В настоящее время эта недвижимость находится в пожизненном владении Софии Константиновны Апостолиди на основании 7-го пункта духовного завещания о. Антонина от 19-го марта 1894 года, утвержденного Санкт-Петербургским Окружным Судом 15-го сентября 1895 г. Вследствие полученного генеральным консульством в 1898 г. предписания императорского посольства в Константинополе от 3-го февраля, за 76, об исполнении означенного духовного завещания, я выдал выписку из него г-же Апостолиди. Но, с другой стороны, во избежание недоразумений вследствие долгого пользования, я приглашу ее дать мне у турецкого нотариуса особое заявление о том, что она, а затем ее наследница, владеет недвижимостью только пожизненно и что все требуемые турецким правительством подати (они равняются 27 фр. 43 с. в год) ими будут уплачиваемы. До перевода недвижимости я должен был выдать обыкновенное обязательство в том, что без разрешения турецкого правительства на ней не будет выстроено ни церкви, ни школы, ни больницы, ни кладбища. Полученные мною 4 ильмухабера (временные владенные акты) на почву этих участков, на растущие на ней деревья, на землю под постройками и на самые постройки будут мною своевременно представлены в императорское посольство для обмена на сенед-тугралы (окончательные владенные акты). Что касается расходов по этому переводу, то их было произведено мною немного более, чем я желал. Но я был принужден к тому, так как по закону эта недвижимость, в качестве земли мири, не могла перейти от дяди (о. Антонина) к племянникам (г.г. Капустиным). Во всяком случае, они сравнительно невелики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Мензелинская ярмарка Братья и сестры дедушки Детские годы детей Исаевых были счастливыми и безмятежными, чего нельзя сказать об их дальнейшей жизни. Судьба их сложилась непросто, поскольку непростым и даже трагичным было то время. Но всё по порядку. Старший брат дедушки Борис родился в 1891 году, Иван – в 1892, Олег (дед) – в 1894, Всеволод – в 1896, Вячеслав – в 1898. Затем мама и папа Исаевы словно решили, что пятерых мальчишек им хватит – пора приниматься за девочек. И родили сразу трех подряд: Евгению – 1900 год, Ольгу – 1902, Елену – 1906. Братья Исаевы – «майские жуки» Когда пришло время поступать в школу, Иван Иванович и Евгения Исаевы поехали с детьми в столицу. Летом они с радостью возвращались в родную усадьбу, а учебный год проводили на Васильевском острове, по адресу: 3-я линия, дом 4. Рядом, на 14-й линии, находилась школа Карла Мая, где и учились все братья Исаевы. В 1910–1911 годах все, кроме младшего, ходили туда одновременно! Гимназия Карла Мая Школа по праву считалась одной из лучших в Санкт-Петербурге. Основал ее талантливый педагог-практик, выпускник историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета Карл Иванович Май (1820–1895). Главным девизом школы были слова основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского: «Сперва любить – потом учить». «Ценны не голые сведения, а внутренняя просвещенность, чутье правды, сила воли» Среди других принципов значились такие: Карл Иванович Май хотел, чтобы главным в его гимназии были взаимное уважение и доверие учителей и учеников, тесная связь с семьей, развитие индивидуальных способностей каждого гимназиста, умение самостоятельно мыслить. И здесь действительно сложилась особая атмосфера любви, доброжелательности, доверия, которую с улыбкой называли «майским духом». Столовая школы в 1910 году За сорок лет до поступления в школу братьев Исаевых, в конце 1850-х, в школе был поставлен спектакль – и он открылся парадом гимназистов с флагами, на которых были изображены майские жуки. Этот забавный символ, который подшучивал над фамилией основателя школы, пришелся ко двору, и с тех пор все учившиеся в гимназии Мая с гордостью именовали себя «майскими жуками».

http://ruskline.ru/opp/2021/06/17/krugos...

С. 158. Assez causé — одно из любимых выражений Достоевского; слова Вотрена в романах Бальзака. 82 С. 164. «И что ты, говорю, передо мною лимонничаешь, чего ты передо мной, говорю, апельсинничаешь?» — Ср. запись в Сибирской тетради: «Да что ты со мной лимонничаешь, чего ты со мной апельсинничаешь?» (наст. изд., т. 3). 83 С. 164. А уж как разодета: журнал, просто журнал! — окромя отца-матери, всё есть! — Ср. в той же Сибирской тетради: «Уж как разодета: журнал, просто журнал! А чего тут нет, в Питере! Отца-матери нет». 84 С. 164. Суфлеры. — Так называли на тюремном жаргоне женщин «легкого поведения». 85 С. 166. …а живу в доме Шиля… — В Петербурге было несколько домов Шиля. В одном из них, на углу Малой Морской и Вознесенского проспекта, Достоевский жил в 1847–1849 гг. Здесь 23 апреля 1849 г. он был арестован по делу петрашевцев. В 1820-1830-х годах Шилю принадлежал также дом в Столярном переулке, позже перешедший к Скуридину (ныне д. по ул. Пржевальского). Дом этот расположен почти напротив дома Алонкина, в котором Достоевский жил в пору создания «Преступления и наказания». 86 С. 175. Омбрелька — зонтик (от франц. ombrelle). 87 С. 178. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение. — Достоевский вспоминает здесь о собственных переживаниях и переживаниях своих товарищей, осужденных по делу петрашевцев. 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге им был зачитан смертный приговор, и были начаты приготовления к расстрелу. Лишь после этого осужденным было объявлено, что смертный приговор отменен и заменен каторгой. 88 С. 196. Рубинштейн Антон Григорьевич (1829–1894) — русский композитор, дирижер и пианист, с которым Достоевский был лично знаком и вместе выступал на литературно-музыкальных вечерах. 89 С. 197. Прусская палата господ — верхняя палата законодательного собрания в тогдашней Пруссии. 90 С. 201. Он рассчитал без хозяина… — ошибся в своих предположениях. Восходит к французскому выражению: compter sans son hôte (обмануться в своих расчетах). 91

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Позже Герасимов окончательно обосновался в Коврове. В 1890 году ковровчане избрали инициативного и щедрого купца городским головой. Пост мэра Коврова Герасимов занимал до 1894 года. Однако конец его деловой и общественной карьеры оказался печальным. Один из деловых партнеров, ковровский фабрикант Иван Треумов, как говорят сейчас, " кинул " Герасимова: взял взаймы под честное купеческое слово крупную сумму денег и не возвратил. Вчерашний Крез разорился и не смог оправиться от такого удара. Вскоре Герасимов умер. Не менее трагическими оказались и судьбы потомков тучковского мецената. Единственный сын Платона Герасимовича Прокопий избрал стезю педагога, работая сельским учителем. Во время первой мировой войны его мобилизовали в армию. В сентябре 1915 года Прокопий Герасимов погиб в возрасте 32-х лет, оставив жену с двумя малолетними детьми. Один из его сыновей, Сергей Прокопьевич, тоже ушел из жизни молодым. В 1938 году, состоя на службе в Красной Армии, он скончался на Дальнем Востоке в 24-летнем возрасте при невыясненных обстоятельствах. Наконец, племянница красного командира Герасимова, одна из последних носительниц этой фамилии, Вера Платоновна после окончания журфака МГУ работала корреспондентом районной газеты в Коврове. Поздним вечером в августе 1993 года неизвестные совершили нападение на журналистку, публиковавшую острые материалы на злободневные темы. От полученных ран правнучка купца Герасимова скончалась в больнице. В Коврове ее память чтут и по сей день. Уроженцами Тучкова были и братья Способины, отличившиеся на различных поприщах. Их отец Иван Ястребов с начала 1820-х годов служил священником еще в деревянной тучковской церкви. Своих сыновей - Ивана, Дмитрия и Григория батюшка отправил на учебу во Владимирскую духовную семинарию. По тогдашней традиции, семинаристы получили новую фамилию. Из-за своих незаурядных способностей они стали Способиными. Однако в иереи вышел только средний из братьев - Дмитрий, служивший священником в селах Суздальского и Покровского уездов.

http://sobory.ru/article/?object=04166

Сахаров Иван Петрович (1807–1863) – этнограф-фольклорист, палеограф; член Русского Географического и Русского Археологического обществ. Собиратель и издатель материалов древнерусской письменности, фольклора, этнографии, нумизматии, иконографии. Снегирев Иван Михайлович (1793–1868) – этнограф-фольклорист, профессор Московского университета. Исследователь обычного права, общности славянского фольклора, собиратель и издатель русских пословиц, обычаев, обрядов и т. п. Терещенко Александр Власьевич (1806–1865) – археолог, этнограф. Собиратель и издатель фольклора (песни, былины), материалов древнерусского быта. Член Археографической комиссии. Автор сочинения «Быт русского народа» (1848) и мн. др. 373 Бессонов Петр Алексеевич (1828–1898) – историк литературы, фольклорист, славянофил. Рыбников Павел Николаевич (1831–1885) – этнограф, фольклорист, собиратель в Олонецкой губ. былин, исторических песен и их издатель. Шеин Павел Васильевич (1826–1900) – этнограф-фольклорист, собиратель и издатель русского народно-поэтического творчества (былины, песни, сказки, легенды, обряды). Киреевский Петр Васильевич (1806–1856) – этнограф-фольклорист, публицист, археограф; собиратель и издатель русского народно-поэтического творчества. 374 Афанасьев Александр Николаевич (1826–1871) – этнограф-фольклорист, историк русской литературы. Автор сочинений – «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т. 1865–1869 гг.), издатель русских сказок, легенд. Забелин Иван Егорович (1820–1909) – историк и археолог. В 1837–1859 гг. работал в Оружейной палате, в 1859–1876 гг. – в Археологической комиссии в Петербурге. В 1879–1888 гг. председатель Общества истории и древностей российских. Один из организаторов, а в 1883–1908 гг. фактический руководитель Исторического музея в Москве. С 1884 г. член-корреспондент, с 1907 г. почетный член Петербургской Академии наук. Специалист по истории русского быта и материальной культуры. Соч.: «Домашний быт русского народа в XVI–XVII ст.» (1862–1869). «История русской жизни с древнейших времен» (1876–1879), «Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы» (1884–1894) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Wellhausen J. Prolegomena zur Geschichte Israels. Berlin, 1883. Zahn T. Skizzen aus dem Leben der Alten Kirche. Erlangen und Leipzig, 1894. II. Источники для характеристики главнейших авторов, настроенных против возможности чудес, того или иного их значение и отрицающих критерии для определения чуда Ammon C. Biblische Theologie. Erlangen, 1801. Apelt E. Religionsphilosophie. Leipzig, 1860. Auberlen K. Die Göttlichen Offenbarung. Basel, 1861. Baltzer E. Alte und Neue Weltanschauung, 1850. Bonnet C. Recherches philosophiques sur les preuves du Christianisme. Genève, MDCCLXXI. Büchner L. Kraft und Stoff. Leipzig, 1864. Buckle H. History of Civilisation in England, vol.I. London, MDCCCLVII. Рус. пер., СПб., 1863. Bunsen C. Bibelgeschichte. Das ewige Reich Gottes und das Leben Jesu. Leipzig, 1865. Diderot et D " Alembert. Encyclopédie méthodique. Théologie, t.2. Paris, MDCCLXV. Eichhorn J. Einleitung in das Alte Testament, bd.I. Leipzig, 1803. Göttingen, 1820. Его же. Repertorium für Biblische und morgenländische Litteratur. Leipzig, 1779. Ewald H. Geschichte des Apostolischen Zeitalters. Göttingen, 1868. Feuerbach L. Das Wesen des Christentums. Leipzig, 1841. Fragmente des Wolfenbüttelschen Ungenannten. Berlin, 1835. Fiebig P. Jüdische Wundergeschichten des neutestamentlichen Zeitalters. Tübingen, 1911. Haeckel E. Der Monismus als Band zwischen Religion und Wissenschaft. Bonn, 1893. Его же. Die Welträthsel. Bonn, 1903. Hase K. Evangelische Dogmatik. Leipzig, 1842. Его же. Das Leben Jesu. Leipzig, 1876. Havet E. L " Evangile et l " histoire. Revue des deux mondes, 1863. Hume D. Chapter Of Miracles in the Philosophical Works, vol.IV. Boston, MDCCCLIV. Knapp G. Lectures on Christian Theology. New York, 1831. Kreyher J. Die mystischen Erscheinungen des Seelenlebens und Die Biblischen Wunder. Stuttgart, 1881. Larroque P. Examen critique des doctrines de la religion chrétienne. Paris, 1864. Lessing G. Theologische Streitschriften ueber den Beweis des Geistes und der Kraft. Werke. Stuttgart, 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

633 («Отечественные записки»... не принадлежали студенческой библиотеке. – Чтение книг и периодических изданий студентами МДА направлялось кболее глубокому изучению богословских наук, а не к праздному или дажевредному препровождению времени. Книги небогословского содержания, а также иностранные богословские книги выдавались только по указанию и одобрению начальства. Например, для выдачи сочинений Л.Н. Толстого и журнала «Отечественные записки» в МДА требовалось особое разрешение ректора. См.: Тарасова В.А. С. 259. «Отечественные записки» – ежемесячный журнал, издавался в С.-Петербурге в 1820–1830 гг. П.П. Свиньиным. В немпомещались статьи и исследования по русской истории, географии, материалы о русских самоучках. С 1839 г. журнал по договору со Свиньиным издавалсяи редактировался А.А. Краевским. С 1868 г. издавался и редактировался Н. А. Некрасовым и М.Е. Салтыковым-Щедриным. В 1877 г., после смерти Некрасова, в редакцию вошел Н.К. Михайловский. В журнале отражались все грани русской общественной жизни, он имел оппозиционный характер. В нем сотрудничали В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. Журнал пропагандировал либеральные идеи и борьбу против крепостного порядка. Считался неблагонадежным и не выписывался студенческой библиотекой МДА. В 1884 г. журнал закрыли. См.: Русская периодическая печать (1702–1894): Справ./Под ред. Л.Г. Дементьева, А.В. Западова и др. М., 1959. С. 170–171; 273–286.) 634 (Студент IV курса Покровский – Покровский Александр Иванович (1873–после 1928), выпускник МДА (1897); профессорский стипендиат, помощник инспектора МДА (1898–1902). Магистр богословия (1901). Преподавал по кафедре библейской и общей церковной истории в МДС (1902–1906) и в ИМУ (1904–1916). Доктор богословия (1917). В 1922–1928 гг. профессор юридического факультета Одесского института народного хозяйства. В 1920-е гг. уклонился в обновленческий раскол. Подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 596–597.) 635 (...о заупокойной литургии по архимандрите Григорие. – Речь идет о желании студентов отслужить заупокойную литургию по архимандрите Григорие (Борисоглебском) в день его памяти 18 ноября. Григорий (Борисоглебский Николай Иванович , 1860–18.11.1893) – выпускник МДА (1891), магистр богословия (1892). С 20.05.1892 г. инспектор МДА. В 1893 г. возведен в сан архимандрита. С 07.10.1893 г. настоятель посольской церкви в Константинополе. Из-за обострившейся болезни в том же 1893 г. скончался. Благодаря широкой образованности, сердечности и простоте снискал всеобщую любовьв МДА. Подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 518–519.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Никольский Н. Соч. соловецкого инока Герасима Фирсова по неизданным текстам: (К истории северно-русской литературы XVII века). – Пг., 1916. Нордау – Нордау М. Вырождение/Пер. с нем. В. Генкена. – Киев, 1864. Огарев – Огарев Н. П. Избранные социально-политические и философские произведения. Т. 1–2. – М., 1952–1956. Огарев, Спшхотворения – Огарев Н. П. Стихотворения и поэмы. – Л., 1956. Одоевский – Одоевский В. Ф. Соч. Т. 1–2. – М., 1981. Одоевский, Русск. ночи – Одоевский В. Ф. Русские ночи. – Л., 1975. Озерецковский, Обозрение мест – Озерецковский Н. Я. Обозрение мест от Санктпетербурга до Старой Руссы и на обратном пути. – СПб., 1808. Озерецковский, Путешествие – Озерецковский Н. Я. Путешествие акад. Н. Я. Озерецковского по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя. – СПб., 1812. Остаф. арх. – Остафьевский архив князей Вяземских. Т. 1–5. – СПб., 1899–1913. [Т. 2: Переписка кн. П. А. Вяземского с А. И. Тургеневым. 1820–1823. – СПб., 1899]. Островский – Островский А. Н. Полн. собр. соч./Под ред. М. И. Писарева. Т. 1–12. –СПб., 1904–1909. Островский А. Н. Полн. собр. соч. Т. 1–12. – М., 1973–1980. Островский А. Н. Соч. Т. 1–11. – Пг., 1919–1926. Островский и Соловьев – Островский А., Соловьев Н. Драматические сочинения. – СПб., 1881. Очерки и картинки – Очерки и картинки. Собрание рассказов, фельетонов и заметок Незнакомца (А. Суворина). – 2-е изд.– СПб., 1895. Павлов А. – Павлов А. А. Касимовские повести и предания. – М., 1836. Павлов И. – Павлов Н. – Павлов Н. Ф. Три повести. – М., 1958. Памятники Смутного времени – Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени: Русская историческая библиотека, издаваемая археографическою комиссиею. Т. 13. – СПб., 1891. Памятники Древнерусск. лит. – Памятники древне-русской литературы. Вып. 1–4. – СПб., 1912–1934. [Вып. 1: Жития преподобного Авраамия Смоленского и службы ему/Приготовил к печати С. П. Розанов]. – СПб., 1912. Памятники древнерусск. церк.-учительн. лит – Памятники древне-русской церковно-учительной литературы. – Вып. 1–4. – СПб., 1894–1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

в эпоху «Желтых книг» — речь идет об английском литературно-художественном журнале «Желтая книга» (1894—1897), среди сотрудников которого были писатели Г. Джеймс, А. Беннетт, О. Уайльд, художники О. Бердсли, М. Бирбом и др. «dolce stil nuovo» (um.) – «сладостный новый стиль» речь идет о поэтической школе, зародившейся в Болонье и оформившейся во Флоренции к XIII в.; признанным главой школы был Гвидо Гвиницелли (между 1230 и 1240—1276). «роетаге minores» (лат.) – «второстепенные поэты». Их искусство было (по словам…Каролины Павловой) святым ремеслом… — речь идет о следующих строках К. Павловой: «О ты, чего и святотатство/Коснуться в храме не могло —/Моя напасть, мое богатство,/Мое святое ремесло!» («Ты, уцелевший в сердце нищем…» (1854). «романская школа» Мореаса — речь идет о поэтической школе, основанной французским поэтом Жаном Мореасом (наст, имя Яннис Пападиамандопулос, 1856—1910), который в 1880е гг. играл одну из ведущих ролей во французском символизме; к концу 1890х он вернулся к «классическому идеалу» и «предметной поэзии», что и воплотилось в созданной им «романской» школе. пока Брюсов не опубликовал… — речь идет о книге В. Брюсова «Опыты по метрике н ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам» (1918). «On a touche au vers» (фр.)— «стихи задевают» «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли» — заключительная строка драмы В. А. Жуковского «Камоэнс» (1839). «Это чтобы стихс, то это существенный вздорс…» — слова Смердякова («Братья Карамазовы», ч. II, кн. 5, гл. II «Смердяков с гитарой»). «pouaisie» (фр.) — дословно: «пуэзия». «Исчезнули при свете просвещения…» — строки из стихотворения Е. А. Баратынского «Последний поэт» (1835). «Поэт в наше время…» — цитата из трактата английского писателя Томаса Лава Пикока (1785—1866) — «Четыре века поэзии» (1820). «Et tout le reste estlitterature» (фр.) — «Все прочее — литература»— заключительная строки стихотворения П. Верлена «Искусство поэзии» (1874). «rependre a la musique leurbien» (фр.) — «снова повесить на музыку свои пожитки».

http://azbyka.ru/fiction/umiranie-iskuss...

Автор поговорки про крепость — английский юрист, сэр Эдвард Коук (1552–1634). Напомним, что по–английски «крепость» и «замок» — одно и то же слово («castle»). 29 Герберт Спенсер (1820–1903) — английский философ, с успехом вводивший в обиход понятие прогресса. И в Англии, и в России был очень моден, у него учились материализму, хотя был он скорее агностиком. 30 Миссис Гилпин — персонаж поэмы Уильяма Купера (традиц., но неверно — Каупер; 1731–1800) «Занимательная история Джона Гилпина» (1785). 31 Эми Робсарт — жена Роберта Дадли, графа Лестерского, фаворита Елизаветы I (правила с 1508 по 1603 г.). Честертон имеет в виду сцену из романа Вальтера Скотта (1771—1832) «Кенилворт» (1821), причем, как ему свойственно, вспоминает ее неточно. 32 бесконечную балладу — в поэме «Баллада о белой лошади» (1911) речь идет о борьбе с данами (датчанами) короля Альфреда Великого (848—901, правил с 871 г.). Рядом с оксфордским колледжем, где недавно разместили честертоновский архив, стоит довольно старый кабачок «Белая лошадь». 33 день… свадьбы — Честертон женился 28 июня 1901 г., венчал их с Франсис преп. Конрад Ноэл (см. ниже). После свадьбы молодые Честертоны уехали в Норфолк всего на 6 дней. 34 Роберт Луис Стивенсон (1850—1894) оказал на молодого Честертона очень большое влияние (см. посвящение к «Человеку который был Четвергом»). Честертон написал о нем несколько эссе и книгу. 35 Роберт Браунинг (1812—1889) — о нем Честертон написал первую из своих биографий (1903). 36 Джордж Макдоналд (1824—1905) — христианский проповедник, написавший много сказок, притч и романов. Честертон любил его, хотя и не так безоговорочно, как Клайв Стейплз Льюис (1898—1963), и написал предисловие к воспоминаниям его сына Грэвила (1924). 37 «Сэндфорд и Мертон» — детская повесть Томаса Дэя (1748—1789), выходившая, том за томом, в 1783—1789 гг. 38 Натаниэл Готорн (1804—1864) — американский писатель, автор прославленных романов «Алая буква» (1850) и «Дом о семи фронтонах» (1851). 39 Эдгар Аллен По (1809—1849) — американский писатель, которого не без оснований считают создателем детективного жанра. 40

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010