Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ V [Харитонидис; греч. ιονσιος Χαριτωνδης] (22.03.1820, Адрианополь, совр. Эдирне, Турция - 12.08.1891, Стамбул), патриарх К-польский (23 янв. 1887 - 12 авг. 1891). В 1839 г. окончил школу в Адрианополе, до 1847 г. работал учителем в Саранда-Эклисие (совр. Кыркларели, Турция) и затем до 1850 г.- в Дидимотихоне. В 1851 г. рукоположен во диакона, в 1855 г. стал вел. архидиаконом, в 1856 г.- вел. протосинкеллом К-польской Церкви, рукоположен во пресвитера. 26 июля 1858 г. избран митрополитом Крита, но из-за начавшегося на острове восстания был вынужден вернуться в К-поль. 16 нояб. 1868 г. переведен на кафедру Дидимотихона. После отречения К-польского патриарха Григория VI с июня по сент. 1871 г. Д.- Местоблюститель Патриаршего престола. 1 мая 1873 г. был переведен на Адрианопольскую кафедру, где активно сотрудничал с тур. властями и при их помощи противодействовал развитию Болгарского Экзархата (см. ст. Болгарская Православная Церковь ). 6 февр. 1879 г. подвергся нападению со стороны болгар в Адрианополе, был спасен вмешательством рус. офицеров, в частности К. П. Вильчиковского. 14 нояб. 1880 г. Д. переведен на кафедру Никеи (совр. Изник, Сев.-Зап. Турция), 22 янв. 1886 г. снова назначен в Адрианополь. Избрание Д. на Патриарший престол в янв. 1887 г. сопровождалось народными выступлениями и беспорядками, т. к. значительная часть христ. общины Стамбула хотела возвращения на Патриарший престол Иоакима III. На заключительном этапе выборов Д., пользовавшийся поддержкой греч. националистической партии и премьер-министра Греции Х. Трикуписа, получил большинство голосов. При помощи Д. греч. националисты надеялись нейтрализовать рус. влияние на ход церковных дел на Балканах и улучшить отношения К-польского Патриархата с Высокой Портой. Избрание Д. было оценено как крупное поражение рус. дипломатии. Интронизация Д. состоялась 26 янв. Период Патриаршества Д. связан со 2-м этапом борьбы К-польской Церкви за прономии (правовые привилегии Церкви, в разное время дарованные ей и подтверждавшиеся тур.

http://pravenc.ru/text/178431.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ ПИСЬМЕННОСТИ (ОЛДП), научное об-во в Российской империи, Российской республике, РСФСР и СССР. Основано по инициативе историка литературы, библиографа кн. П. П. Вяземского (1820-1888). В период службы в К-поле при посольстве он много путешествовал по Греции и собрал богатую коллекцию рукописей. Длительное время занимаясь изучением «Слова о полку Игореве», Вяземский задумал создать об-во, к-рое объединило бы «людей науки во всеоружии знания и талантов, добрым подвигом подвизающихся на пользу отечественного просвещения». Основателями об-ва выступили 48 членов-учредителей, подписавших проект его устава (список см.: Устав. 1877. С. 15-16). Среди членов-учредителей ОЛДП было: 3 архиерея - архиепископ Литовский и Виленский (впосл. митрополит Московский и Коломенский) Макарий (Булгаков), архиепископ Херсонский и Одесский (впосл. митрополит Киевский) Платон (Городецкий), епископ Харьковский и Ахтырский (впосл. архиепископ Тверской и Кашинский) Савва (Тихомиров); военные и гос. деятели - генерал-фельдмаршал кн. А. И. Барятинский, гр. С. Г. Строганов, граф (с 1880) П. А. Валуев, кн. П. А. Вяземский, Н. В. Мезенцов, А. А. Половцов, гр. С. Д. Шереметев; историки и филологи - Е. В. Барсов , А. П. Барсуков, Н. П. Барсуков , П. И. Бартенев , А. Е. Викторов , В. О. Ключевский , Д. Ф. Кобеко, А. А. Куник, Р. И. Минцлов, П. И. Савваитов , Н. С. Тихонравов ; крупные предприниматели - П. П. Демидов, кн. Сан-Донато, Т. С. Морозов, В. А. Ратьков-Рожнов, К. Т. Солдатёнков; худож. кн. Г. Г. Гагарин, гр. А. Д. Шереметев и др. (Там же). 6 мая 1877 г. имп. Александр II утвердил положение Комитета министров о создании ОЛДП (2 ПСЗ. Т. 52. Ч. 1. 57286. С. 436), 18 мая того же года министр народного просвещения гр. Д. А. Толстой утвердил устав об-ва. Целью ОЛДП было провозглашено издание «славяно-русских рукописей, замечательных в литературном, научном, художественном или бытовом отношении» и переиздание книг, «сделавшихся библиографической редкостью, строго держась текста рукописи или старопечатной книги, без исправлений» (Устав. 1877. С. 1). При этом издания должны были осуществляться «в точных снимках, с воспроизведением лицевых изображений и орнаментов».

http://pravenc.ru/text/2578103.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла С. М. Ляпунов. Фотография. 1923 г. (?) Сергей Михайлович (18.11.1859, Ярославль - 8.11.1924, Париж), рус. композитор, пианист, педагог. Род. в дворянской семье, принадлежащей к известному роду Ляпуновых, ведущему начало от кн. Константина Ярославича, младшего брата вел. кн. Александра Невского. Предки Л. состояли на гражданской и военной службе, в их числе были и лица духовного сословия. В XIX и XX вв. среди Ляпуновых было неск. академиков, в т. ч. родные братья Л.- математик А. М. Ляпунов и лингвист Б. М. Ляпунов. Их отец, М. В. Ляпунов (1820-1868), астроном, заведовавший обсерваторией при Казанском ун-те, был назначен директором Демидовского лицея и уч-щ Ярославской губ. Мать Л., С. А. Шипилова (1824-1879), хорошо владела фортепиано и стала для Л. 1-й учительницей музыки. Правосл. мировоззрение с детства было основополагающим для буд. композитора. Церковные песнопения он впервые услышал в детстве в лицейской церкви. После смерти отца семья переехала в Н. Новгород, где Л. окончил гимназию, занимался у В. Ю. Виллуана в муз. классах при Русском музыкальном об-ве, посещал хоровые концерты, знакомясь с духовно-муз. сочинениями рус. композиторов. В 1878-1883 гг. Л. учился в Московской консерватории, к-рую окончил с малой золотой медалью и со званием свободного художника по классам фортепианной игры и свободного сочинения. В консерватории сложились его представления о русском церковнопевч. искусстве: в 1879-1880 гг. он посещал курс истории церковного пения профессора-прот. Д. В. Разумовского , одного из самых авторитетных исследователей древнерус. певч. традиции. В 1882 г. Л. написал муз. произведение «56-й псалом» для 4 солистов, смешанного хора и оркестра. Эта учебная работа не внесена им в списки сочинений и не издана. По окончании учебы Л. переехал в С.-Петербург, где вскоре сблизился с М. А. Балакиревым , Н. А. Римским-Корсаковым и др. композиторами. В 1893 г. отправился в фольклорную экспедицию по Русскому Северу. Среди записанного им в экспедиции - 8 духовных стихов и колокольные звоны.

http://pravenc.ru/text/2561104.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (Москва, Красная пл., 1), первый и крупнейший в России музей исторического профиля, располагающий богатейшим собранием различных источников по истории и культуре страны и РПЦ. История строительства Основан в 1872 г. как Музей им. Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича в Москве в честь вел. кн. Александра Александровича (впосл. имп. Александр III ). С 1881 г. назывался Императорский Российский Исторический музей, с мая 1895 г.- Императорский Российский Исторический музей им. имп. Александра III в Москве, с нояб. 1917 г.- Государственный Российский Исторический музей, с февр. 1921 г.- Государственный Исторический музей (ГИМ). Организован по инициативе создателей Севастопольского отдела Политехнической выставки, проходившей в Москве с 30 мая по 3 сент. 1872 г.: земского деятеля полковника Н. И. Чепелевского (1834-1886); министра гос. имуществ, участника обороны Севастополя ген.-адъютанта А. А. Зелёного (1820-1880) и председателя Московского археологического об-ва гр. А. С. Уварова . 9 февр. 1872 г. последовало Высочайшее соизволение на устройство музея. Экспонаты Севастопольского отдела стали первыми поступлениями в фонд музея. Др. московский музей, к-рый также обязан своим рождением данной выставке,- Политехнический. 3 янв. 1873 г. были высочайше одобрены «Общие основания Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича» (проект этого программного документа был составлен Уваровым). Почетными президентами музея были вел. кн. Александр Александрович, с 1881 г.- вел. кн. Сергей Александрович , с 1905 г.- вел. кн. Михаил Александрович. Непосредственное руководство музеем осуществляли товарищи председателя, с мая 1881 г.- А. С. Уваров, с апр. 1885 г.- И. Е. Забелин , с февр. 1909 г.- кн. Н. С. Щербатов. Исторический музей. Фотограф Р. Ю. Тиле. 1889 г. (ГИМ) Исторический музей. Фотограф Р. Ю. Тиле. 1889 г. (ГИМ) В 1873 г.

http://pravenc.ru/text/1237671.html

Палсмане. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Palsmanes Vissvts Dievmtes Pasludinšanas pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты Впервые Пальцмар (Палсмане-Валкского р-на) упоминается как муйжа, принадлежащая орденскому мастеру Грундейс в 1489 году. В разные годы ею владели: Баннер, Эрнст Бирон, Фридрих Албедил, а с 1820 года семья Кристиана фон Калена. По просьбе Палцмарских православных крестьян 20 сентября 1851 года в Вольмарский православный приход Сергия Радонежского были направлены (приписаны) для службы в Палцмаре священник Иоанн Васильевич Сахаров и причетник из Руенского прихода Фёдор Адамович Крейч. Православную церковь в Палцмаре по указанию Рижской епархии  разместили в доме военного постоя, где один раз в неделю совершались богослужения проживающим в Вольмаре священником. Только в 1859 году в Палцмарском доме военного постоя кроме помещения для церкви были выделены и помещения для причта. Вольмарский благочинный священник Иоанн Поспелов и Палцмарский священник Пётр Быстрицкий в 1859 г. договорились с Палцмарским помещиком фон Каленом о покупке у него 4-х десятин земли, сделку на которую оформили в 1860 году за 150 рублей, выделенных Рижской епархией. В 1864 году стараниями Вольмарского благочинного Павла Конокотина и Палцмарского священника Дмитрия Литвинского Рижской епархией был выделен кредит для строительства в Палцмаре школьно-причтового церковного дома. В новопостроенном деревянном доме на каменном фундаменте поместились: православная церковь, церковно-приходская школа и причт в лице священника и причетника. Самостоятельный(отдельный) православный приход в Палцмаре был открыт по Указу Рижской Духовной консистории от 14.10.1872 года за 4342 с переподчинением из Вольмарского – Венденскому благочинию. Освященного престола в церкви не было, имелся Антиминс, священнодействованный 13.06.1864 г. архиепископом Рижским и Митавским Платоном во имя  Благовещения Пресвятой Богородицы. Обустроив в доме церковно-приходскую школу, причт вынужден был проживать в наемных квартирах за счет епархии вплоть до 1880 года. 8 июня 1885 г. приход обозревал Архиепископ Платон, после чего в 1886 году на содержание приходской школы выделили участок земли в имении Блюменгоф. Эти 76 десятин делились на три прихода: Вольмарский, Гарьельский и Палцмарский и сдавались в аренду (каждому причту получалось по 68 рублей в год).

http://sobory.ru/article/?object=07623

Сергии (Ляпидевский Николай Яковлевич), митр. Московский и Коломенский Родился 9 мая 1820 года в г. Туле в семье протоиерея. День Ангела25 сентября. Обучался в Тульской семинарии. В 1844 году окончил Московскую духовную академию. За свою диссертацию «О поминовении усопших» получил степень магистра богословия. 24 июня 1844 года пострижен в монашество, 20 июля рукоположен во иеродиакона, 6 августа – во иеромонаха и 30 октября определен баккалавром Московской духовной академии. 25 октября 1845 года утвержден в степени магистра богословия. С 23 апреля 1848 г. – инспектор Московской академии. 15 января 1850 года возведен в сан архимандрита. С 20 марта 1851г. – экстраординарный профессор по православному и Пастырскому богословию. С 4 окт.1857 г. – ректор Московской духовной академии. С 18 апр.1858 г. – настоятель Высокопетровского монастыря, а с 8 авг.1859 г. – настоятель Заиконоспасского монастыря. I января 1861года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. С II января 1880 года – архиепископ Казанский и Свияжский. С 21 авг.1882 г. – архиепископ Кишиневский. С 1883 года – почетный член Казанской духовной академии. С 1884 года – почетный член Московской духовной академии. 9 апреля 1889 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. С 12 янв.1891 г. – архиепископ Херсонский и Одесский. 14 мая 1896 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре. С 15 мая 1893 года – член Священного Синода. С 9 авг.1893 года – митрополит Московский и Коломенский и Свято-Троицкой Лавры – священно-архимандрит. Митрополией управлял пять лет. Скончался II февраля 1898 года в С.-Петербурге. Отпевание совершено в Чудовом монастыре 14 февраля. Погребен в склепе Успенского собора Лавры. Гроб его положен рядом с гробом митрополита Леонтия. Высокопреосвященный Сергий обладал той единоспасающей православной церковностью, которая предохраняет пасомых от всяких и явных и скрытых опасностей. Он был глубоко проникнут верой в вечную истину вечно Православной Церкви, где ничего нельзя ни прибавить, ни убавить без искажения целой истины. Подобно митрополиту Филарету, он хранил церковность, как святыню. Во имя церковной правды он старался поддержать и возвысить высокий дух в служителях Церкви, памятуя однако и границы человеческих сил, а потому не впадая в обманчивую строгость непримиримого ригоризма (оцепенения, неподвижности), он охранял права Церкви с той же осмотрительностью; его любимым наставлением было правило, что должно достигать торжества правды, а не огорчения противника. Эту осмотрительность, эту обязательную зрелость и взвешенность всякого решения не могли не уважать сами нетерпеливые ревнители, склонные видеть в ней медлительность.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Протоиерей Дмитрий Иванович Кастальский, сын диакона Введенской в городе Дмитрове, Московск. губ., церкви, родился в 1820 году; учился в Дмитровском училище и Вифанской духовной семинарии, из которой по окончании курса в 1840 г. был послан в Московскую Духовную Академию на казенный счет; в Академии окончил курс магистром в 1844 году и до 1848 г. состоял бакалавром по кафедре патристики в Казанской Духовной Академии; по собственному желанию в 1848 г. перешел в Московскую духовную семинарию профессором логики, психологии и патристики; в 1852 году принял сан священства и в следующем году, оставив службу при семинарии, занял место священника при церкви технического училища и должность законоучителя в этом училище и в Межевом институте; в 1877 г. сделан был протоиереем Московского Казанского собора; скончался в 1891 году. За свои высокие нравственные качества прот. Д. И. Кастальский пользовался общей любовью и великим уважением как со стороны своих сослуживцев и учеников, так и вообще со стороны всех его знавших. Из печатных литературных его трудов известны: «Действие веры Христовой на гражданские общества» («Душеп. Чтен.», 1862, июль); «О домашнем употреблении слова Божия у христиан первых веков» («Душ. Чт.», 1876, июль и август); «О Богослужении» М. 1874; 2-е изд. М. 1880. В 1849–1850 гг. он состоял сотрудником «Москвитянина», помещая в этом журнале рецензии о духовных книгах. Во время своего семинарского преподавательства Д. И. составлял курс психологии, но, к сожалению, своего труда не окончил. Кроме того, он оставил после себя обширные, в девяти томах, «Семейные записки», нигде еще не напечатанные и хранящиеся у его сыновей. «Записки» эти богато иллюстрированы рисунками большей частью самого почтенного о. протоиерея, который любил и умел хорошо рисовать, а также печатными картинками и портретами. По своему содержанию «Записки» представляют во многих своих частях ценный и интересный исторический материал, почему очень было бы желательно видеть их в печати. Приводимый здесь отрывок заимствован из второго тома «Записок» и печатается с разрешения сына покойного протоиерея Кастальского, Всеволода Дмитриевича Кастальского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

свящ. Константин Кутепов Первый отдел А. История секты хлыстов При общем взгляде на историю хлыстовской секты нельзя не видеть, что последняя, соответственно мерам правительства – снисходительным или строгим, то, по-видимому, увеличивалась в числе последователей, то сокращалась. Таким образом, в столетний период времени от 1631 по 1782 гг. хлыстовщина, не подвергавшаяся почти ни одному следственному розыску и преследованию, успела охватить собою четыре губернии: владимирскую, костромскую, нижегородскую и московскую и утвердилась в этих губерниях весьма прочно. Следственное дело 1732–1734 гг. на некоторое время парализовало успех хлыстовской секты в Москве, но и здесь, благодаря энергической деятельности главнейших агитаторов хлыстовщины, укрывшихся от суда, хлыстовщина снова появляется и достигает в своем развитии еще больших размеров; бывшие же преследования имели результатом своим занесения ее в местности, где она еще не была известна; таким образом, появляются хлысты в губерниях ярославской, петербургской и во многих других. Возникшее в 1745 г. новое следственное дело о московских хлыстах и тянувшееся до 1752 года имело своим последствием то же самое явление, т. е. хлыстовщина снова заносится в местности, еще не зараженные ею. Нравственная деморализация хлыстовских кораблей, которая стала известной правительству особенно в 1747 году и которая с окончанием следствия над хлыстами не только не уничтожилась, но еще более увеличилась в местах глухих и отдаленных от центра России, вызвала в 70-х годах прошлого (XVIII) столетия реакцию со стороны более строгих ревнителей учения Данилы Филиппова, выразившуюся в появлении новой изуверной секты – скопческой. С этого времени хлыстовщина отходит уже на задний план; правительство и общество обращают все внимание на факт физического уродства новых сектантов, мало интересуясь историей и учениям сродных с ними хлыстов. Отсюда, с половины прошлого столетия и по настоящее время мы имеем только некоторые отдельные эпизоды из истории хлыстов, не имеющие между собою никакой исторической связи и не могущие поэтому составить действительной истории хлыстовской секты. Принимая, таким образом, во внимание главнейшие моменты из истории правительственных отношений к хлыстам, мы можем и самую историю хлыстовской секты разделить на три отдельные главы. Первая глава (1631–1734 гг.) будет обнимать первоначальное возникновение хлыстовщины, распространение ее и развитие до первого следственного дела о московских хлыстах включительно. Вторая (1734–1752 гг.) – появление новых хлыстовских кораблей в Москве и других местностях, закончившееся новым следственным делом о хлыстах. Третья, наконец, (1752–1880 гг.) будет заключать в себе обзор отдельных фактов из истории хлыстовщины болея или менее замечательных, сделавшихся известными правительству. I. Период первый, 1631–1734 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЭНДМАРКИЗМ [От англ. Landmark - межевой знак, ориентир], течение в амер. баптизме, сторонники которого полагают, что истинной церковью является только местная и «видимая» конгрегация. Термин «лэндмаркизм» возник на основе интерпретации ст. 22. 28 из Книги Притчей Соломоновых: «Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои» - и наиболее полное разъяснение получил в книгах «Восстановление старых ориентиров» (An old Landmark Re-set (Murfreesboro, 1854)) Дж. М. Пендлтона (1811-1891) и «Старый лэндмаркизм: Что это такое?» (Old Landmarkism: What Is It? (Memphis, 1880)) Дж. Р. Грейвза (1820-1893). Доктрину Л. сформулировал незадолго до начала Гражданской войны в США Грейвз - баптист. проповедник, а также издатель и главный редактор газ. «Баптист Тенесси» (Nashville) с 1848 по 1889 г. В течение 30 лет он был ключевой фигурой в баптист. дебатах и дискуссиях с представителями др. деноминаций. Импульс для развития теологии Л. дали сразу неск. событий, происходивших в течение 10-30-х гг. XIX в. Во-первых, быстрое распространение методизма по юж. штатам; во-вторых, движение баптистов, сторонников А. Кэмпбелла (1788-1866), к-рый отрицал авторитет ветхозаветных установлений для христиан и призывал к восстановлению и развитию только той церковной практики, к-рая имеет подтверждение в НЗ. Грейвз был также встревожен сообщениями о том, что нек-рые баптист. церкви считают действительным «чужое крещение» (alien immersion), допускают «обмен кафедрами», т. е. разрешают проповедовать у себя представителям других христианских конфессий, а также создают с ними совместные воскресные школы и проводят объединенные церковные собрания. В 1852 г. Грейвз и его сторонники поставили перед баптист. общинами вопрос о том, какое крещение является истинным. И вскоре сами дали на него ответ: только крещение, проведенное баптист. проповедником. Принимая новых членов, к-рые были крещены пресвитерианами, методистами или клириками из др.

http://pravenc.ru/text/2561018.html

Николо-Залесье. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Николаевская в Залесье (Никольское) каменная, с такою же колокольнею; построена в 1820 г. на средства прихожан. Ограда вокруг церкви сплошная каменная, с железными решетками и башнями по углам. Кладбище при церкви. Престолов 4: а) в холодной в ч. Преображения Господня, б) в теплой во имя св. прор. Илии, в) вмц. Параскевы-Пятницы, г) в ч. святит. Николая Мирликийского. При церкви устроена в 1880 г. богадельня в память кол. сов. Сергея Кудрявцева, которая находится в ведении мин. вн. дел. Расстояние от Костромы 150 в., от Солигалича 50 в. Ближайшие церкви: Одигитриевская с. Ушакова Буйского уезда в 5 верстах, и Николаевская с. Плещеева, в 8 верстах. Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911, с. 311. Один из своеобразных образцов провинциального культового зодчества эпохи классицизма. Сельский приходской храм, типология которого характерна для Галичского уезда, отличается оригинальностью объемной композиции. Каменная церковь Николая Чудотворца с приделами Преображения, Ильи Пророка и Параскевы Пятницы возведен в 1820 г. Церковная территория была окружена каменной оградой с железными решетками и угловыми башнями – от нее сохранился лишь один пилон восточных ворот. В 1898 г. под наблюдением архитектора Н.И. Горлицына трапезная была расширена к западу с устройством теплой паперти и еще одного придела с юга. В 1880 г. при храме была построена каменная богадельня со школой в память коллежского советника Сергея Кудрявцева. Кирпичные стены храма покрыты известковой обмазкой и побелены. Церковь стоит на холме в центре территории бывшего села, у развилки дорог. Центрально-симметричная композиция здания, состоящая из храма типа восьмерик на четверике с низким полукруглым алтарем и чуть более широкой протяженной трапезной, над западной частью которой возвышаются два четверика колокольни, нарушена выступающим объемом южного придела со скругленной апсидой.

http://sobory.ru/article/?object=39020

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010