Лишь только Бахтиарова понюхала– она была уже без памяти. В это-то время ее и оскопили, вырезав, как говорила сама Бахтиарова, „железку“ из-под груди. Вещество, находившееся в пузырьке, оказалось „морфием“ 558 . 19 На основании такой скудости источников о жизни и деятельности первого организатора хлыстовской секты гг. Реутский (85 стр.) и Соколов («Странник” 1880 г. Янв. 97–98 и 106 стр.) даже отрицают действительное существование Данилы Филиппова и считают его мифическою личностью. Нам кажется, впрочем, что Данила Филиппов, как и как и его ближайший спутник – Суслов, действительно существовали и были первыми основателями хлыстовской секты. Так заставляют думать рассказы хлыстов про своего лжесаваофа и первого лжехриста. Из этих рассказов очевидно, что Данила Филиппов в отношении к Суслову играл роль как бы отца и наставника и имел с ним частые свидания; даже пред смертию своею Данила Филиппов, как передают хлысты, посетил дом Суслова, когда последний жил в Москве. Отсюда, было-бы непоследовательно и несправедливо на основании одних и тех же рассказов хлыстов признавать существование одного лица (в данном случае – Суслова) и отрицать существование другого (Данилы Филиппова), потому что тот и другой представляются в рассказах хлыстов тесно связанными между собою не только относительно предмета проповеди, но и в отношении историческом; отрицая существование Данилы Филиппова, необходимо допустить и несуществование Суслова, но этого-то последнего и не делают названные нами исследователи хлыстовской секты. Между тем, глубокая вера хлыстов и их уважение к Даниле Филиппову служат новым доказательством того положения, что под мифическою личностью лжесаваофа скрывается действительное лицо... 25 Добротворский. 11–12 стр. «Труды Киевской Духовной Академии». 1867 г. 10 96 стр. и «Русский Вестник”. 1868 г. 5. 38 стр. 38 Добротворский, 14 стр. Впрочем, по другому преданию известно, что Данила Филиппов умер или вознесся на небо 1 января 1700 года; поэтому, добавляют хлысты, и стали считать с этого дня новый год.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

P.P.S. В историческую энциклопедию «Славянофилы» вместе «с данными о «классических» славянофилах вошли сведения о русских мыслителях и общественных деятелях, близких к славянофилам по своим взглядам и устремлениям». 2798 По этому поводу О. А. Платонов в предисловии разъясняет: «Рядом со славянофилами и вслед за ними развивались близкие им по мировоззрению (но не во всем согласные с ними) «почвенники», «охранители», «панслависты», православные националисты, объединенные в единое духовное поле. Поэтому при составлении словаря «Славянофилы» мы сочли необходимым включить в него не только те персоналии, которых прежняя научная традиция именовала славянофилами («классическими», «истинными» славянофилами, неославянофилами), но более широкий круг русских мыслителей, писателей, публицистов, деятелей культуры, государственных и общественных деятелей, близких к славянофилам по своим взглядам и устремлениям. (…) Таким образом, в энциклопедию вошли не только собственно славянофилы, но их идейные предшественники и последователи, а также те, на кого так или иначе оказало влияние мировоззрение славянофилов, включая скончавшихся на сегодняшний день мыслителей XX–XXI вв.». 2799 Так, в энциклопедии представлены сведения о жизненном пути и взглядах около 140 лиц, умерших после 1917 г. Таким образом, история славянофильства продолжалась, по крайней мере, на протяжении почти целого столетия – от 1820-х до 1910-х гг. Но завершилась ли она с гибелью царской России? Не продлилась ли, пусть не явно, а потаенно, в трудах национально ориентированных мыслителей и исследователей, живших как в Советском Союзе, так и за его пределами? И не свидетельство ли тому – все возрастающий интерес к славянофильству в современной России? Эти вопросы, как нам кажется, остаются открытыми для будущих дискуссий. 2503 Осповат А. Л. Несколько заметок к литературной биографии Тютчева//Литературное наследство. М.: Наука, 1989. Т. 97: Ф. И. Тютчев. Кн. II. С. 501. 2506 Атрибутируется на основании тематики его материалов (библиографическая, славянская, педагогическая, общекультурная и др.), а также благодаря тому, что очерки из цикла «15 лет крамолы», также помеченные «+», Ф. А. Гиляров пытался издать отдельной книгой под своим именем. См. также рецензии за подписью «Ф. Г–в», сверху также снабженные астронимом «+», например – на книгу воспоминаний Т. П. Пассек «Из дальних лет» (СПб., 1878–1879. Т. I–II): СИ. 1880. 12 янв. 11. С. 1–2; 18 янв. 17. С. 1–2. Некоторые из его газетных материалов, особенно поданных в качестве передовых, а не напечатанных в фельетонном подвале (например, печатавшаяся в майских и июньских номерах биография Пушкина) или под рубриками «Театр и музыка» либо «Заметки и известия», скорее всего были существенно отредактированы Гиляровым-Платоновым. Очевидно, что соредакторы не желали вводить в недоумение читателей газеты относительно своего авторства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Некоторые доклады, посвященные Римско-Католической Церкви, касались церковно-политических аспектов ее деятельности. Таков, например, реферат М. И. Хитрово «О новейших веяниях в римско-католическом мире по отношению к России» (19 января 1895 г.), а также доклад Д. И. Скворцова «Орден иезуитов как сила политическая» (18 сентября 1897 г.). Часть лекций, прочитанных в собраниях Общества, была опубликована на страницах его печатного органа – «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (далее – ЧОЛДП). Кроме того, в ЧОЛДП помещались и те материалы об инославии, которые не были обнародованы на заседаниях Общества, но тем не менее вызывали большой интерес. В связи с этим можно отметить статьи А. П. Лопухина «Римский католицизм в Америке» (1881), В. А. Соколова «Белое духовенство католической Англии» (1883), «К вопросу о соединении Церквей Восточной и Западной» (Переписка прот. И. Базарова с бароном Гакстгаузеном) (1887) и ряд других. Большинство членов ОЛДП (а на 1913 г. их насчитывалось 176 человек) были представители московского духовенства. Но членами Общества также являлись и светские лица, «ревновавшие о духовном просвещении и действовавшие в Обществе личным трудом и доставлением пособий». Среди светских членов Общества было немало лиц, известных в богословских и литературных кругах, таких как славянофил и публицист И. С. Аксаков (1823–1886); выпускник С.-Петербургской Духовной Академии, с 1870 года библиотекарь Румянцевского музея в Москве Е. В. Барсов ; академик В. П. Безобразов (1828–1889); славист, профессор Харьковского университета П. А. Бессонов (1828–1898); славист, профессор Московского университета И. М. Бодянский (1808–1878); славист, с 1856 года консул в Боснии А. Ф. Гильфердинг (1831–1872); славянофил, публицист, профессор Московской Духовной Академии (МДА) (1824–1887) Η. П. Гиляров-Платонов; профессор МДА по кафедре церковной истории А. П. Лебедев (1845–1910); публицист и общественный деятель К.Н. Леонтьев (1831–1891); профессор церковного права Казанского, а затем Новороссийского и Московского университетов А. С. Павлов (1832–1910); церковный писатель, славист, секретарь Славянского благотворительного комитета, профессор Московского университета Н. А. Попов (1833–1891); историк, профессор Московского университета С. М. Соловьев (1820–1879); археограф, член Академии наук П. М. Строев (1796–1876); славяновед, с 1849 года профессор Харьковского и Петербургского университетов академик И. И. Срезневский (1812–1880); богослов и философ С. Н. Трубецкой (1862–1905); славянофил и общественный деятель Ю. Ф. Самарин (1819–1876); библиограф, собиратель памятников древнерусской литературы В. М. Ундольский (1815–1864) и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В последней главе «Истории» Евагрий пишет, что составил и другое сочинение, написаное частично от имени антиохийского епископа Григория («написана нами и другая книга, заключающая в себе донесения, послания, судебные мнения, речи, разговоры и прочее тому подобное. Из содержащихся в ней донесений большая часть составлена от лица Григория Феопольского»); это сочинение не сохранилось. 94 «Компендиум», многократно перерабатывавшийся и дополнявшийся впоследствии, в оригинале был утрачен еще в древности (в частности, в 9 в. анонимным автором была выполнена его переработка в алфавитном виде, также утраченная). 95 Первое издание трудов Исихия предпринял Иоганн Каспар фон Орелли в 1820 г., за ним (как Псевдо–Исихия) – И. Флах (1880 и 1882 гг.); фрагменты публиковались в 4–м томе Fragmenta historicorum Graecorum Карла Мюллера и в 1–м томе Scriptores originis Constantinopolitanae (1901) Теодора Прегера. 96 Первое издание – в Милане в 1499 г., в 1581 г. в Базеле вышел перевод на латынь. Последнее критическое издание подготовлено А. Адлер: Suidae Lexicon. Pt. 1–4. Lpz., 1928–1938 (2–е изд.: Stuttgart, 1967–1971). 97 О жизни Никифора известно очень мало. См.: Jugie М./Diet. Theol. Cath. Vol. И. 1931. Col. 446–452 ; Guilland R. Correspondance de Nicephore Gregoras. Paris, 1927. P. 382–385; Sykutris J./Ελληνικ. 1930. T. 3. Σελ. 29–33; о соч. см.: Beck H.G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Munchen, 1959. S. 705–707; Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur. Munchen, 1897. S. 291–293; Halkin F. Bibliotheca Hagiographica Graeca. Bruxelles, 1957. Index auctorum. P. 260. 98 Hieroclis Synecdemus et notitiae graecae episcopatuum: Accedunt Nili Doxopatrii notitia patriarchatuum nomina immutata/Ex recognitione G. Parthey. Berolini, 1866 (более поздние публикации: Amsterdam, 1967; Chicago, 1967); англ. пер. Дж. Сицилиано: The Theory of the Pentarchy and Mews on Papal Supremacy in the Ecclesiology of Neilos Doxopatrius and his Contemporaries/Byzantine studies. 1979. Vol. 6. См. также: Laurent V V oeuvre geographique du moine sicilien Nil Doxapatris/Echos d " Orient. 1937. T. 36. Нил формулирует мысль о том, что с тех пор, как Рим отпал от Восточной империи, он перестал быть столицей и первенствующей епископской кафедрой, так как лишился, с утратой императорского престола, и всех церковных привилегий, соединенных с императорским престолом. А раз честь епископской кафедры зависит от ее местоположения, то Константинополь – «царский град» – обладает патриаршим престолом, по чести по меньшей мере равным Римскому престолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

V, 1890). Beseler, Volksrecht und juristenrecht, 1843. Против него: thöl, volksrecht, juristenrecht etc. 1846. – System des gemeinen deutschen Privatrechts, 1866, §§ 66 – 72. Bierling, Zur Kritik der juristischen Grundbegriffe, Th. I, 1877; Th. II, 1883. – Juristische Prinzipienlehre, B. I, l894 §§ 9 – 13, Böhlau, Rechtssubjekt und Personenrolle, 1871. Bolze, Der Begriff der juristischen Person, 1879 (рецензия Краснопольского в Kritische Vierteljahrschrift, B. III, 1880). Bluntschli, Deutsches Privatrecht, 1864, §§ 33 – 45. Burckhard, Zur Lehre von den juristischen Personen (Grün-hut " s Zeitschrift für das Privat und öffentliche Recht der Gegenwart, B. XVIII). Cohn, Zum römichen Vereinsrecht, 1873. Demelius, Ueber fingirte Persönlichkeit (Jahbücher f. Dogmatik, B. IV). Против него: Randa, Das Zwerkvermögen, die juristische Person, die Handelsgesellschaft etc. (Sieben-haar " s Archiv fur deutsches Wechselrecht und Handels-recht, B. XV). Dernburg, Pandekten, 1896, B. I, §§ 59 – 66. Dirksen, Civilistische Abhandlungen, Berl. 1820. N l. Historische Bemerkungen über den Zustaud der juristischen Personen nach römischem Recht. Eck, Vorträge über das Recht des bürgerlichen Gesetzbuches, Liefer. I, 1898. Gierke, Das deutsche Genossenschaftsrecht, B-de I – III, 1868. 1873. 1881. – Die Genossenschaftstheorie und die deutsche Rechtssprechung, 1887. – Deutsches Privatrecht Systematisches Handbuch der deutschen Rechtswissenschaft) 1895, §§ 27 – 30, 58 – 80. Giorgi, La dottrina delle persone giuridiche o corpi morali es posta con speciale considerazione del diritto moderno italiano, vol. I, 1876; vol. II – III Parte speciale. Lo stato, 1891 – 1892; vol IV. Comuni e le provinze, 1894; vol. V. Le istituzioni e le associazioni pubbliche civlli, 1895; vol. VI. Le istituzioni ed associazioni di culto; в этом же томе об обществах, ассоциациях и институтах частных, 1897. Giuffrida, Le persone giuridiche e la nuova legge sulle opere pie, 1898. Glük-Mühlenbruch, Commentar, B-de XXXIX – XL: De heredibus instituendis.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

6. Тимковский, Е. Ф.: Путешествие в Китай чрез Монголию в 1820, 1821 и 1824 гг. 3 ч.; Труды Русской Миссии в Китае в 1821 г. (перев. на иностр. яз.). 7. А. Бунге, професс. в Дерпте. (1830–31 г.): Enumeratio plantarum quas in China boreali collegit 1833 г.). 8. Крылов, М. Д., Доктор миссии (1830–42 г.). Ревностный собиратель растений и известный знаток ботаники; написал несколько по сему предмету интересных исследований. 9. Кованько, студент (1830–40 г.). Публиковал геологические и минералогические сочинения, по коллекциям в Пекине, печатал в русск. журналах. 10. Палладий, архимандрит, с 1860–64 г. в Риме при дипломат. миссии (1840 г.). Ученые труды: Жизнь Будды, 1852 г.; Исторический очерк древнего буддизма, 1852 г.; Магометанство в Китае, 1866 г.; Очерк переводной на китайском языке магометанской литературы; Си-ю-ци (Si-yü-ki), дневник путешествия буддийского монаха Чан-чунь, в начале Юаньской династии, по Западу. Пер. с китайского в 1866 г.; История Чингиз-хана по китайским источникам, 1866 г.; Очерк следов первоначального христианства в Монголии (на англ. языке в журн. Chin. Recorder 1878 г., по китайским источникам. 9 Словарь китайско-русский, начатый о. арх. Палладием, продолжен П. С. Поповым и напечатан в г. Пекине 1888 г. Путевые заметки путешествия по Манчжурии. 10 11. В. П. Васильев, проф. СПБ. университета (1840–1850 г.). Его труды: Китайская хрестоматия; Маньчжурская хрестоматия; Маньчжурско-русский лексикон; Описание Манчжурии 1857 г.; Китайско-русский лексикон, по новой фонетической системе 1867 г.; Аналитика китайских иероглифов; Очерк истории китайской литературы, 1880 г.; Религии Востока: конфуцианство, буддизм, даосизм 1873 г. Буддизм и его догмы, 1857 г.; Буддийский лексикон; Перевод тибетского сочинения, отдельные исследования и заметки о Китае. 12. Гашкевич, студент, астроном в Пекине, затем консул в Японии (1840–50 г.). Его труды: Японская грамматика. Японско-русский лексикон. 13. А. Татаринов, доктор миссии (1840–50 г.) Его труды: Catalogus medicamentarum Sinensium (856); о китайской медицине, 1853 г.; об употреблении анестетических средств в операциях у китайцев и китайская гидропатия, 1860 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

До kohцaXIX в. Дерптский университет оставался преимущественно немецким посоставу преподавателей и учащихся и по основному языку преподавания, хотя с 1880-х гг. начались попытки его русификации. В 1889 г. на него распространился общий университетский устав 1884 г. Многие профессора-немцы оставили университет, их заменили русскими преподавателями. Применительно к учебным планам других университетов были изменены программы, введены экзамены в испытательных комиссиях, усилена власть ректора и правления университета и т. д. 27.12.1893 г. переименован в Юрьевский университет (Юрьев – русское название Тарту в бытность его славянским поселением). К этому времени значительная часть немцев-преподавателей уже достаточно хорошо владела русским языком, и он стал языком преподавания до 1918 г. Численность русских студентов увеличилась благодаря допущению в университет окончивших курс в Духовных семинариях, которые стали стекаться сюда со всех концов России. К 01.01.1903 г. в университете обучалось более 1800 студентов. В 1914 г., в связи с Первой мировой войной и усиливающейся русофобией, преподавательский состав (в том числе и из российских немцев) эвакуировали в Воронеж, где был сформирован Воронежский государственный университет. В 1919 г., после становления независимости Эстонии, Тартуский университет был реорганизован в национальный университет собучением на эстонском языке, хотя русскоязычная наука в нем продолжала развиваться. См.: Петухов Е.В. Возникновение и первоначальная организация Дерптского университета в начале XIX в.//Журнал Министерства народного просвещения. 1901. С. 295–319; С. 1–28; Он же. Вопрос об университете в Лифляндии в XVIII в.//Там же. 1901. С. 1–11, Он же. Дерптский университет в первый период его существования (1803–1820)//Там же. С. 303–363.) (...получил от профессора богословия Юрьевского университета протоиерея А. Царевского ... речь... в заседании филологического факультета пред избранием Л. Толстого в почетные члены Университета... Царевский высказал протест...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862—1905), князь, российский религиозный философ, публицист, общественный деятель. Брат Е. Н. Трубецкого. Профессор и в 1905 первый выборный ректор Московского университета. Последователь В. С. Соловьева, в своей системе т. н. “конкретного идеализма” претендовал на преодоление “односторонностей” рационализма, эмпиризма и мистицизма. Труды по истории древнегреческой философии.    САМАРИН Юрий Федорович (1819—76), российский философ, историк, общественный деятель, публицист. Один из идеологов славянофильства. Автор либерально-дворянского проекта отмены крепостного права, участник подготовки крестьянской реформы 1861, в 1859—60 член редакционной комиссии. Труды о социально-политических и национальных отношениях в Прибалтике.    АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817—60), русский публицист, историк, лингвист и поэт. Сын С. Т. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Выступал за отмену крепостного права при сохранении монархии.    ПОПОВ Александр Николаевич (1820—77), российский историк, славянофил, член-корреспондент Петербургской АН (1873). Труды по внешней политике России 17—19 вв., истории Отечественной войны 1812.    СТРАХОВ Николай Николаевич (1828—96), российский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской АН (1889). В книгах “Мир как целое” (1872), “О вечных истинах” (1887), “Философские очерки” (1895) высшей формой познания считал религию, критиковал современный материализм, а также спиритизм; в публицистике разделял идеи почвенничества. Статьи о Л. Н. Толстом (в т. ч. о “Войне и мире”); первый биограф Ф. М. Достоевского.    ШЕЛГУНОВ Николай Васильевич (1824—91), российский революционный демократ, публицист, литературный критик. Участник революционного движения 60-х гг., автор нескольких прокламаций; с 1866 один из ведущих сотрудников, в 1880—84 фактически редактор журнала “Дело.” Автор воспоминаний.    ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831—91), русский писатель, публицист и литературный критик; поздний славянофил. Считая главной опасностью либерализм с его “омещаниванием” быта и культом всеобщего благополучия, проповедовал “византизм” (церковность, монархизм, сословная иерархия и т. п.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений. Повести, литературно-критические этюды о Л. Н. Толстом, И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Взамен их у нас есть маленькая и совершенно бесполезная книжонка с широковещательным заглавием: Περ τν ν παιδε διαλαμψντων σοφν, в которой раньше видели произведение Исихия. В действительности это сочиненьице представляет собой, как это обнаружил Lehrs, возникшую в эпоху гуманизма жалкую компиляцию из Диогена Лаэртия и Свиды. Flach недавно пытался реконструировать старого подлинного Исихия на основании Свиды и других авторов (подложной Евдокии тоже!). Все предприятие это висит в известном смысле в воздухе; Flach позволяет себе предположить во всех биографических глоссах Свиды о лицах, живших до и после Исихия, источник этого последнего; сколько и здесь остается чуждого, сколько действительно принадлежащего Исихию будет отсутствовать, об этом не сможет сказать ни один смертный. Издания. О более дровних. см. издания Orelli и Flech’a. – Полное издание (исторический фрагмент и Псевдо-Исихий): Hesychii Milesii opuscula duo quae supersunt rec. Jo. Conr. Orelli (Lipsiae 1820), толстая книга, содержащая кроме 73 страниц текста с латинским переводом на 320 стр., разные дополнения. как-то: комментарии прежних издателей, трактат Thorschmid и часть Heyne Comment, do antiqu. Byzant. и др. – После Orelli оба произведения издал С. Muller FH G. 4, 143–177 (с хорошим критическим аппаратом к историческому фрагменту). – Не включенный в собрание Mller«a фрагмент о времени рождения Христа (»Hσυχου κ το ες τν Χριστουγννησιν) изд. Du Cange вместе с пасхальной хроникой, СВ II 116 сл. и Hody в пролегоменах к Малале СВ стр. LII сл. Псевдо-Исихия изд. с богатым критическим аппаратом ВТ, но без достаточной точности установленного текста Jo. Flach Leipzig BA. 1880. – Реконструированного Исихия Hesyckii Mylesil Onomatologia quae supersunt cum prolegomenis ed. Jo. Flach (Leipzig 1882). Затем с прибавлением некоторых не-исихиевых житий, но с опущением введения и критического аппарата издал в дешевом издании для студентов Jo. Flach под новым названием: Biografi Graeci qul ab Hesychio pendent Berlin, Calvary 1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Соколов Павел Петрович (1863–1923), психолог, магистр богословия (1906). И. д. доцента (1889–1906), профессор (1906–1919), заслуженный профессор (1914) МДА по кафедре психологии, преподаватель МВЖК (с 1909), преподаватель Высших женских Богословско-педагогических курсов (1916–1919); Соколов Юрий Матвеевич (1889–1941), фольклорист, этнограф, литературовед, магистр, доктор литературоведения (1936), академик АН УССР (1939). Преподаватель, затем профессор Московской консерватории (1913–1924), помощник библиотекаря (1914– 1921), зав. б-кой (1922–1929) ГИМ. Приват-доцент, затем профессор 1-го МГУ (1919–1941), организатор и зав. кафедрой фольклора исторического ф-та МГУ (1938–1939). Преподаватель Народного ун-та им. А.Л. Шанявского (1916–1920), профессор, зав. кафедрой Тверского педагогического ин-та (1919–1930). Действ. член и председатель подсекции фольклора ГАХН (1922), член Центрального бюро краеведения, профессор Государственного высшего литературно-художественного ин-та им. В. Брюсова (с 1925). Во 2-ой пол. 1930-х профессор (в 1938 возглавил первую в СССР кафедру фольклора) МИФЛИ, председатель фольклорной секции Союза писателей СССР (1933). Директор Ин-та фольклора АН УССР (с 1939). Брат Б. М. Соколова ; Соловьев, выпускник историко-филологического ф-та М.у.; Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900), философ, богослов, поэт, публицист, критик, магистр (1874), доктор (1880) философии, почетный академик Петербургской АН (1900). Доцент историко-филологического ф-та М.у. (до 1877), затем в Петербурге: член Ученого к-та Мин-ва нар. просв., преподаватель историко-филологического ф-та Петербургского ун-та и ВЖК (до 1881), редактор философского отдела Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Сын историка С. М. Соловьева ; Соловьев Михаил Сергеевич (1862–1903), переводчик и педагог, издатель сочинений Вл. С. Соловьева , преподаватель истории и географии в одной из московских гимназий. Сын историка С. М. Соловьева ; Соловьев Сергей Михайлович (1820–1879), историк, магистр истории (1845), доктор исторических наук, политической экономии и статистики (1847), член-корр. (1864), академик (1872) Петербургской АН. И. д. адъюнкта (1845–1846), профессор (1847–1850) историко-филологического отделения философского ф-та, профессор кафедры русской истории (1850–1870), декан (1864–1870) историко-филологического ф-та, заслуженный профессор (1870), ректор (1871–1877), почетный член М. у. После ликвидации университетской автономии, в знак протеста вышел в отставку, но некоторое время продолжал читать в ун-те лекции, как «сторонний преподаватель». Директор Оружейной палаты (1870–1879), председатель ОИДР;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010