Последние годы жизни М. провел в имении Ляхово. Процесс публикации романа «На горах» затянулся из-за болезни, приведшей к параличу. Утратив способность писать, М. диктовал жене заключительные главы романа «На горах» и начало романа «Царица Настасья». М. был похоронен на кладбище нижегородского в честь Воздвижения Креста Господня женского монастыря . После 1917 г. могила была перенесена на т. н. Бугровское кладбище и к 2016 г. располагается неподалеку от нижегородского старообрядческого Успенского храма РПСЦ. Существуют сведения, согласно к-рым прах с изначального места захоронения перенесен не был и памятник на Бугровском кладбище - кенотаф. В 2013 г. сотрудниками справочно-библиографического отдела НГОУНБ был подготовлен подробный библиографический указатель, посвященный жизни и творческому наследию писателя. Соч.: ПСС. СПб.; М., 1897-1898. 14 т.; СПб., 1909. 7 т.; Собр. соч. М., 1963. 6 т.; 1976. 8 т. Лит.: А[всеенко В. Г.] Художественное изучение раскола//РВ. 1874. Т. 109. 1. С. 352-378; Усов П. С. П. И. Мельников, его жизнь и лит. деятельность// Мельников П. И. ПСС. СПб.; М., 1897. Т. 1. С. 6-316; Багрецов Л. М. Раскольничьи типы в беллетристических произведениях П. И. Мельникова-Печерского. СПб., 1904; Измайлов А. А. П. И. Мельников-Печерский: (Крит.-биогр. очерк)// Мельников П. И. ПСС. СПб., 19092. Т. 1. С. 3-26; Сб. в память П. И. Мельникова (Андрея Печерского). Н. Новг., 1910; Лотман Л. М. Мельников-Печерский//История рус. литературы. М.; Л., 1956. Т. 9. Ч. 2. С. 198-227; Соколова В. Ф. П. И. Мельников (Андрей Печерский): Очерк жизни и творчества. Горький, 1981; Гиндия Г. В. Реализация поиска нац. самобытности худож. метода П. И. Мельникова-Печерского (40-60 гг. XIX в.)//Идейные позиции и творческий метод русских писателей 2-й пол. XIX в. М., 1984. С. 35-46; Аннинский Л. А. Три еретика. М., 1988; Шешунова С. В. П. И. Мельников//Русские писатели, 1800-1917: Биогр. слов. М., 1994. Т. 3. С. 578-582; Дунаев М. М. П. И. Мельников-Печерский (1818-1883)// Он же. Православие и рус. лит-ра: В 5 ч. М., 1998. Ч. 4. С. 350-381; Мотеюнайте И. В. Образ цельного человека в хрониках Н. С. Лескова «Соборяне», «Захудалый род» и дилогии П. И. Мельникова-Печерского «В лесах», «На горах». Псков, 2004; Боченков В. В. П. И. Мельников (Андрей Печерский): Мировоззрение, творчество, старообрядчество. Ржев, 2008; П. И. Мельников-Печерский: Жизнь и творчество: Биобиблиогр. указ./Сост.: Л. Е. Кудрина, Л. П. Селезнёва. Н. Новг., 2013; Селезнёв Ф. А. Особые поручения чиновника Мельникова: Писатель Андрей Печерский на гос. службе//Родина. 2014. 2. С. 37-40.

http://pravenc.ru/text/2562952.html

На всех вообще русских православных людей, входивших с ними в сношения, на гражданских чиновников, являвшихся к ним по делам службы, они смотрели, как на гостей, или как на послов, или же представителей соседней дружественной державы. В то же самое время духоборцы, постоянно жаловавшиеся правительству на притеснения их со стороны местной гражданской власти и совершенно вопреки расчетам правительства, продолжали деятельную пропаганду своего лжеучения между окрестным православным населением. Все эти совершенно отрицательные результаты гуманного отношения правительства Императора Александра I-ro к духоборцам рельефно изображены были в Высочайшем повелении к ним от 26 января 1841 г. С переселением духоборцев в закавказский край, которое было заключительным актом целого ряда ограничительных мер, принятых в отношении к ним правительством императора Николая I-ro, русское правительство, а за ним и все русское общество почти совсем забыло их, предоставив их самих себе, и вспомнило только в самое последнее время. Такое отношение русского правительства и общества к закавказскому духоборчеству, без сомнения, было одною из важнейших причин его усиления и внутреннего своеобразного благоустроения. Как видим, представителем и выразителем такого или иного отношения православно-русского общества к духоборцам было почти исключительно одно правительство. Частных лиц, которые бы вели борьбу с сектантами не по поручению только правительства, но и по личным побуждениям, было весьма мало. Но тем с большею, разумеется, благодарностью наша церковь и, в частности, наша миссия должна хранить память о подобных деятелях. К таким деятелями-борцам против духоборчества мы должны по всей справедливости отнести архиепископа Феоктиста Мочульского (1732–1818 г.), который боролся против распространения секты в пределах Слободской-Украины, входившей тогда в состав его епархии (Курско-Белоградской). По складу ума своего и характера, этот архипастырь был человек глубоко гуманный и добрый. Такому характеру архипастыря соответствовали и употреблявшиеся им меры борьбы с духоборчеством.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Главный причины такого состояния духовенства заключаются в недостаточности его собственного образования и материальной необеспеченности. Между священниками есть много лиц, не получивших никакого школьного образования и подготовлявшихся к пастырскому служению или в монастырях, или в самых приходах, проходя для этого нередко длинный путь на низших степенях духовной службы. Получая в большинстве своем незначительное подобие от казны (священники 100–120 руб.), в остальном своем обеспечении грузинское духовенство зависит от своих прихожан, от которых оно должно пользоваться продуктами по норме, определенной так называемым штатным положением 1818–1819 годов. Но прихожане под разными предлогами, то действительными, то вымышленными, оказывались неисправными в доставлении духовенству положенного содержания, что еще обостряет отношения между духовенством и прихожанами. Особенно скудно обеспечено духовенство Имеретинской епархии. Некоторые причты были бы положительно в безвыходном положении, если бы не имели хотя незначительного наследственного имения, состоящего из пахотной земли и дворового места. Результатом малообеспеченности духовенства является то, что в большинстве они смотрят на свой приход, как на переходную ступень службы, и при первой возможности стараются покинуть его и перейти в приход, более достаточный. Грузия, знаменитая в древнее время и своими святынями и богатством монастырей своих, совсем оскудела в течение времени, от частых разорений, монастырями и монашеством. Лишь в после дне время, усердием русских православных людей и заботами епархиальной власти, основаны в Грузинском экзархате монастырские учреждения, деятельно способствующие и к возвышению религиозного духа в населении, и к умножению обучения и духовного просвещения, и к учреждению образцовых хозяйств и разработке естественных богатств Кавказской природы. Таковы, между прочими, обитель Нового Афона в Сухумской епархии, и учрежденный в недавнее время в Кахетии женский монастырь на древней гробнице св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Марие-Магдалинская Черноморская пустынь в Екатеринодарском отделе. Третьеклассная общежительная Марие-Магдалинская пустынь находится в 12 в. от станицы Тимашевской и в 92 в. от областного г. Екатеринодара. Она основана в 1818 году по желанию Черноморского казачества, внесшего на устройство обители 20 тыс. рублей. Храм ее освящен в 1848 г. во имя Св. равноап. Марии Магдалины. Управляет игуменья. Покровский монастырь в Екатеринодарском отделе. Эта общежительная нештатная обитель находится близ станицы Динской, в 35. в. от Екатеринодара. Основанная в 1899 г. в имении крестьянки Татианы Кончаковой, она до 1904 г. существовала под именем женской общины, a в этом 1904 г. преобразована в монастырь. В Покровской обители имеется один молитвенный дом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Управляет игуменья. Спасо-Преображенский Сентинский монастырь в Баталпашинском отделе. Сентинская общежительная обитель находится близ аула Сенты, на самом берегу р. Теберды, в 70 в. от Баталпашинска. Она учреждена в 1892 г. и существовала первое время как община, а в 1897 г. была переименована в монастырь. Ныне в обители два храма. Управляет игуменья. Кутаисская губерния Мужских обителей 21, жснских 5. Мужские обители Гелатский или Гаэнатский Богородичный монастырь в Кутаисском уезде. Гелатский первоклассный необщительный монастырь расположен в восхитительной местности, в 3 в. от станции Закавказской ж. д. «Гелати» и в 6 в. к северо-востоку от Кутаиса, у подножия громадного горного хребта, на одной из широких террас, которыми местность опускается в долину р. Цхалцилтели, т. е. Красной речки. Монастырь основан в 1110 г. грузинским царем Давидом III Возобновителем. Просуществовав несколько веков, он в 1509 году подвергается разорению от татар, но вскоре же возобновляется имеретинским царем Багратом III (1510–1548). Вью XVII веке он делается кафедрой митрополита, а в XIX веке переходит в ведение имеретинских епископов. Соборный храм монастыря, построенный в честь Успения Пресвятой Богородицы, имеет шесть приделов: во имя Свв. прпп. Иоакима и Анны, Св. вмчц. Марины, Св. ап. Андрея Первозванного, Всемилостивого Спаса, Св. Николая Чудотворца и Св. мчц. Ирины.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Некоторые историки готовы видеть в этом главную причину «запоздалого пробуждения русской мысли», например, Ш п е т («Очерк развития русской философии», стр. 12) пишет о «фатальном» значении этого факта. Флорентийская уния была заключена в 1439 г. Однако русское духовенство и великий князь Василий II отказались принять ее. В дальнейшем уния была отвергнута и в Византии. Иерусалимский собор православной церкви 1443 г. предал ее анафеме. Флоровский. Op. cit. Стр. 2. См. его – «Умозрение в красках». Москва, 1916. К сожалению, огромная тема, затронутая князем Трубецким в его этюде, лишь намечена, но не развита им. См. книги по истории русского искусства – особенно Mouratow «Les icones russes», Paris, 1928. Стр. 153—194. «Ничто не нарушает в иконе, – замечает Муратов, – музыкального единства, ничто не ослабляет, не затуманивает мистической силы ее». У Вл. Соловьева и его последователей так называемая «Софиология» (см. II том) очень тесно связана с истолкованием икон, посвященных Софии – Премудрости Божией. Милюков. «Очерки по истории русской культуры». Т. II, ч. 1, стр. 12. Издание 1931 г. См. об этом Интереснейшие, хотя и устаревшие уже указания Буслаева, например, его статью «Русская эстетика XVII века» в «Очерках по русской литературе и искусству». Т. II. Оба тома исследований Буслаева – исключительно ценны [Буслаев Ф.И. (1818—1897), русский языковед, фольклорист, историк искусства. Имеется в виду его труд «Исторические очерки русской народной словесности и искусства »(т. 1—2, СПб., 1861).]. Скабичевский. Сочинения [См.: Скабичевский A.M. Соч., т. 1—2, СПб., 1903.]. См. об этом очень существенные и верные замечания у Федотова (Стихи духовные. Стр. 14, а также в заключении книги) [Федотов Г.П. Стихи духовные. М.: Прогресс, 1991.]. Флоровск ий. Op. cit. Стр. 1. Цветаев. – «Протестанты и протестантизм в России до эпохи преобразований». Стр. 520 [Цветаев И.В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. М., 1890.]. См. об этом Б у с л а е в. Op. cit. Т. II.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

2 Официальное, так сказать, название этого поста «Святая Четыредесятница»; «великою» в богослужебных книгах называется только последняя его неделя, Страстная. 23 «Apostolica institutio». Sermo VI de Qudrag. В другом же месте св. Лев говорит, что пост в Четыредесятницу «установлен апостолами по наставлению Духа Святого» (sermo IX). 29 Не понятно, почему прот. Дебольский видит в этом месте «Пастыря» Ермы речь о св. Четыредесятнице («Дни богослужения Прав. кафол. Вост. Церкви», изд. 6, Спб. 1866, ч. 2, стр. 19). 31 Τετρδα α παρασ ευν, гл 8.Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, herausg. v. Gebhardt u. Harnack. Leipzig 1886, II Band, S. 25. 33 Обстоятельство, не оговоренное в ссылке на это послание у прот. Дебольского (цит. соч. стр. 11), между тем как и в русском переводе «Писаний мужей апостольских» свящ. П. Преображенского (Москва, 1862 г.) это послание, как подложное, не помещено. 35 Его понимание из новейших историков Великого поста разделают ProЬbsm (Kirchliche Disciplin in den drei ersten Christlicheu Jahrhunderten, 1873, S. 269–281), и Weistzel (Die christlishe Passafeier, 1818). Но лучшие археологи уже Х40;ИИ века и между ними упоминавшийся Bingham оспаривали понимание Руфина. 41 Funk I. X. Kirchgeschichtliche Abhandlungen und Untersuchungen, 1 Band., Paderborn 1897. С выводами Функа своевременно познакомил русскую публику г. А. Петровский статьей своей в «Христ. Чтении» 1900 г. апр. «Предпасхальный пост в истории его развития» (стр. 587– 600). 47 Сергий архиеп. Полный месяцеслов востока, т. II, изд. 2, Владимир 1901, стр. 44 «Примечаний». 48 M ö hler . W. Lehrbuch Kirchengeschichte, Tübing. u. Leipz. 1902 I. В., S. 331. Функ считает этот памятник моложе «Апостольских Постановлений». 57 Автор «Исторического рассуждения о постах православной, восточной, Кафолической Церкви (Москва 1837 г.)» заподозривает свидетельства Сократа и Созомена о различной продолжительности в их время предпасхального поста в неточности и даже в намеренном искажении истины, объясняя последнее расположением к новацианству: «им не могли нравиться положительные уставы Церкви; отсюда-то конечно произошло, что сочтено нужным намеренно и с усилием изыскивать различие в обрядах Церкви и при сем мешать полуистину с правдою или с ложью» (стр. 17). Но из установлений Церкви новатианам, тогдашним ригористам христианства, меньше всего мог не нравиться сорокадневный пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

600 Владимир (Петров Иоанн Петрович; 1828–1897). Уроженец Донской епархии, окончил Воронежскую ДС и Киевскую ДА, был инспектором СПбДА. С 1879 г. – епископ Бийский, Томский, Ставропольский (с 1886 по 1889 г.), Нижегородский, а с 1892 г. – архиепископ Казанский и Свияжский. – Изд. 601 Дионисий (Хитров Димитрий Васильевич; 1818–1896) – выпускник Рязанской ДС (1840). С 1841 г. состоял священником в городе Якутске, с 1851 г. – миссионер; с 1858 г. исправлял должность ректора Новоархангельской ДС, с 1862 г. – ректор Якутской ДС, с 1867 г. – епископ Якутский, с 1870 г. – Якутский и Вилюйский, а с 1883 г. – Уфимский и Мензелинский. Это был красноречивый оратор, выдающийся миссионер – просветитель многих тысяч сибирских инородцев, стяжавший себе вполне заслуженную славу сибирского апостола. – Изд. 602 К сожалению, он уклонился от поступления в СПбДА, в которую был назначен Воронежским семинарским правлением на казенный счет, а поступил волонтером в Киевскую ДА, где и окончил курс кандидатом в 1892 г. Был смотрителем Приворотского и Донского мужских ДУ, потом – ректором Тамбовской ДС; ныне состоит настоятелем Знаменского (в Москве, на Варварке) монастыря в сане архимандрита с именем Афанасия. – Изд. 603 Троицкий Иван Гаврилович – профессор по кафедре еврейского языка и библейской археологии с 1883 г., постоянный член Учебного комитета при Святейшем Синоде, секретарь Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета, статский советник; окончил курс СПбДА в 1882 г. – Изд. В 1883 г. переведен из преподавателей Курской ДС в СПбДА приват-доцентом на кафедру еврейского языка и библейской археологии. В 1886 г. защитил магистерскую диссертацию «Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время Судей» (СПб., 1886). – Ред. 604 Модест (Стрельбицкий Даниил Константинович; 1823–1902). Уроженец Подольской губернии, окончил курс в Киевской ДА. Рукоположен в 1877 г. во епископа Екатеринбургского, викария Холмской (Варшавской) епархии. С 1878 г. – епископ Люблинский, викарий Варшавской епархии; с 1885 г. – Нижегородский и Арзамасский, а с 1889 г. – Волынский и Житомирский (с 1892 г. – архиепископ). – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Березкин Иоанн Яковлевич — выпускник (со степенью магистра) Московской Духовной академии (1862); преподаватель Тульской Духовной семинарии (с 1862 г.), преподаватель, помощник инспектора и ректора Вифанской Духовной семинарии (с 1866 г.), преподаватель Московской Духовной семинарии (с 1873 г.); священник, позже — протоиерей Богоявленской церкви в Елохово — 267 Беринг (Baering), банкир — 191 Бестужев–Рюмин Константин Николаевич (1829–1897) — историк, академик — 154 Бибиков, князь — вероятно, Бибиков Михаил Илларионович (1818–1881) — князь; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 125 Биконсфилд — см. Дизраэли Бирюков Александр Сергеевич (? –1902) — действительный статский советник — 232 Благовещенская Анна, дочь П. А. Благовещенского, воспитанница Смольного института — 99 Благовещенская Варя, дочь П. А. Благовещенского — 99 Благовещенская Елена Павловна, жена П. А. Благовещенского — 99 Благовещенский, ключарь — Благовещенский Александр Андреевич (18071883) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной семинарии (1831); дьякон, потом ключарь Петропавловского собора, протоиерей и ключарь Исаакиевского собора (с 1856 г.); член казначейства Санкт–Петербургского епархиального попечительства — 138 Благовещенский Петр Афанасьевич (1836 — после 1917) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1861); священник придворной церкви в селе Знаменское (с 1862 г.), протоиерей придворной церкви в Петергофе (1860–е гг. — 1870–е гг.) и Большого собора Зимнего дворца (с 1887 г.) и его сакелларий (с 1897 г.) — 99, 236, 311 Благовещенский Сергей, сын П. А. Благовещенского, гимназист — 99 Благоразумов Николай Васильевич (1836–1907) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1861); наставник (1861—1863), священник церкви (с 1863 г.) и ректор (с 1869 г.) Московской Духовной семинарии; священник и законоучитель Второй военной гимназии (с 1868 г.); протоиерей (с 1869 г.); член Совета Православного миссионерского общества (с 1879 г.), позже — добровольный московский сотрудник Японской православной Духовной миссии, закупавший для нее книги и утварь; протопресвитер Успенского собора (с 1892 г.), настоятель придворного Верхоспасского собора и благочинный московских придворных соборов и церквей; духовный писатель, корреспондент отца Николая (см. некролог: Церковный вестник. 1908. 5; Архиепископ Николай Японский в переписке с протоиереем Н. В. Благоразумовым//Русский архив. 1912. 3) — 242, 272

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Лесков Николай Семенович (1831–1895) — писатель и публицист — 173 Лесников Иван Петрович (1811–1893) — купец 1–ой гильдии; почетный член Петербургского дома милосердия и Комитета призрения нищих — 134 Лесникова Анисья Петровна (1818–1897) — жена И. П. Лесникова — 133 Лиза, дочь И. И. и В. Д. Мусиных–Пушкиных — 288 Лилька — см. Мещерская А. Н. Лихуды — братья Иоанникий (1663–1717) и Софроний (1652–1730) — греки, деятели русского просвещения, преподаватели Славяно–греко–латинской академии и других школ — 278 Ловягин Евграф Иванович (1822–1909) — выпускник (1847), магистр (1849) Санкт–Петербургской Духовной академии, профессор греческого языка этой академии (с 1857 г.); секретарь Санкт–Петербургского Комитета Духовной цензуры (1863–1893); доктор богословия и заслуженный профессор (с 1872 г.); автор многих богословских трудов (см.: Садов А. И. Профессор Евграф Иванович Ловягин//Христианское чтение. 1910. С. 1147–1162; здесь же список трудов) — 140, 174 Ломакин Гавриил Якимович (Иоакимович) (1812–1885) — хоровой дирижер и педагог; в 1862 г. вместе с М. А. Балакиревым открыл в Петербурге бесплатную музыкальную школу; служил у графа Д. Н. Шереметева, руководил его Придворной певческой капеллой (1830–1872); духовный композитор — 143, 229 Лорис–Меликов Михаил Тариелович (1825–1888) — граф, генерал; главный начальник Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия (1880), министр внутренних дел (18801881) — 176, 182–183, 185, 186, 187, 204 Лосев, псаломщик — 173 Лошкарев — см. Лашкарев А. Г. Лузин Александр Федорович — московский купец; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 271, 291 Лука — апостол, которому приписано авторство одного из Евангелиев и «Деяний святых апостолов» — 327 Лукин, студент Санкт–Петербургской Духовной академии — 204 Лукьянович Александра Владимировна, жена генерала — 87, 212, 238, 239 Лукьянович Александра Николаевна, дочь генерала, художница–иконописец — 212, 239 Львовский Григорий Федорович (1830–1894) — регент невского (собора Святой Троицы Александро–Невской лавры) и исаакиевского (Исаакиевского собора) церковных хоров; духовный композитор; надворный советник — 115, 180, 198, 218

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Филипповское. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Филипповское на реке Серой находится в 120 верстах от Владимира и в 56 верстах от Мурома. В писцовых книгах 1628 г. в Филипповском показана церковь во имя Николая чудотворца, когда построена эта церковь, неизвестно. В 1684 г. в Филипповском была построена новая деревянная церковь во имя того же святителя. Эта церковь просуществовала до построения каменного храма в 1821 г. В существующем храме устроено три престола: главный – во имя св. Николая чудотв., в теплых приделах – во имя преп. Сергия Радонежского и св. Алексия, митрополита Московского (освящен в 1818 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон своею древностью и ценностью украшений замечательны иконы Спасителя, Смоленской Божией Матери и Николая чудотворца. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1828 г. Причта при церкви по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. На содержание их получается: процентного капитала, от земли пахотной, от служб и требоисправлений до 2500 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села, 9 деревень и 1 сельца, в коих по клировым ведомостям числится 2047 душ муж. пола и 2299 жен. В селе имеется школа грамоты и земская народная школа; в дер. Оленине с 1891 г. открыта церковно-приходская школа, содержится на средства местного купца. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. Село Филипповское Киржачского района Владимирской области – место, где находится Свято-Никольский храм, принадлежало святителю Алексию митрополиту Московскому и Всея Руси (1292-1378 гг.), первому из Московских митрополитов, так как раньше духовным центром Руси был Владимир. Будучи епископом Владимиро-Суздальской епархии (до 1350 г/), святитель Алексий владел с. Филипповским. Перед своей кончиной святитель Алексий передал село во владение Чудову монастырю г. Москвы. Это случилось в 1377 году (за три года до Куликовской битвы), незадолго до смерти святителя, и об этом мы находим упоминание в его духовной грамоте: «Се аз смиренный грешный раб Божий Алексий, пишет грамоту духовную целым своим умом. Дано святому великому архангелу Михаилу и честному его Чюду село Жилинское, Серкизовское, Тюфтетское…, Филипповское с деревнями и бортью, Обуховскую деревню. А все те села даю с серебром и с половинки и с третинки и с животиною».

http://sobory.ru/article/?object=03907

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010