Владимир Иванович Добреньков , профессор, Доктор философских наук, президент Российской социологической ассоциации, декан социологического факультета МГУ Примечания: 1. Уваров С.С. Доклад министра народного просвещения Николаю I (фрагменты)//Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001. М., 2000. 2. Сорокин П. А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии//О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 472. 3. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993. С. 44. 4. Статья «К.Н. Победоносцев»//Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Спб., 1890-1917. 5. Цит. по: К.Н. Победоносцев//Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Спб., 1890-1917. 6. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1992. 7. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1992. 8. Солоневич И. Народная монархия. М., 1992. С. 102. 9. Тихомиров Л.А. Социальные миражи современности. С. 281. 10. Катков М.Н. Конституция и представительство//Катков М.Н. " Собрание... " . М., 1897. N 119 от 30-го апреля 1881 г. С. 213-214. 11. Катков М.Н. Несостоятельность конституционного режима//Катков М.Н. " Собрание... " . М., 1897. N 26 от 25-го января 1883 г. С. 46. 12. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993. С. 53. 13. Цит. по. Победоносцев К.П.//Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Спб., 1890-1917. 14. Победоносцев К.П. Тайный правитель России. Письма и записки. 1866-1895. М., 2001. С. 187-188. 15. Леонтьев К.Н. Передовая статья «Варшавского дневника» от 9 января 1880 г.//Леонтьев К.Н. Восток. Россия. Славянство: в 2 т. М., 1885-1886. Т. 2. С.37. 16. Там же. 17. Слово «консерватизм» как политический термин впервые стал применяться для характеристики политических явлений во время французской революции. Первоначальные случаи употребления слова «constitution conservatrice de la liberte» (1789) и « senst conservateur» (1799) - означали идеи и институты, которые должны были гарантировать сохранение завоеваний революции. Этот смысл приписывался популяризируемому еженедельником Ф. Шатобриана « Conservateur» (1818) понятию «conserves les saines doctrines», он выступал в защиту короля и дворянства, а также за свободу и хартию.

http://ruskline.ru/analitika/2011/01/28/...

От английских и американских богословов также были вклады в исагогичскую науку критического и апологетического направления. Из более давнего времени ценны Введения Вальтона и Кенникотта: Walton. In Biblia polyglotta prolegomena (Lond. 1655, 1657, 1777 гг.). Kennicottus. Dissertatio super ramione textus Hebraici. V. т. (Lips. 1756–1765; Oxon. 1776–1780 гг.). Оба труда обозревают преимущественно историю ветхозаветного текста и составляют предисловие к обширным трудам авторов: Полиглотте и Вариантам еврейского текста, но труды – капитальные и до сих пор глубоко ценимые библеистами. Таковы же многочисленные и обширные «диссертации» перед разными Священными книгами, помещенные в монументальном труде Гольмеза и Парсона: Testamentum Vetus graecum cum variis lectionibus (Oxon. 1798–1827 гг.). Здесь также текстуальные сведения излагаются, по преимуществу о переводе LXX толковников, его памятниках, вариантах, и пр. – Из более позднего времени общие исагогические труды изданы следующими лицами: Horne. An introduction of the critical study and knowledge of the holy scriptures (Lond. 1818, 1856.). Davidson. Introd. to the O. Test. (Lond. 1862–1868). Driver. Introd. to the Literature of the O. Test. (Edinb. 1891–1898). Whright. Introd. to the O. Test. (Lond. 1890–1898 гг.). Переведены на английский язык Введения Геферника и Кейля. Английские сочинения, в большинстве, довольно умеренного направления; встречаются критические суждения, но не в слишком резкой отрицательной форме. О русских исагогических трудах мало, вопреки собственному желанию, можем сказать. В предисловии к первому изданию настоящего Введения нами было отмечено отсутствие системы Введения в русской литературе до появления перевода Вигуру. То же и теперь, через 8 лет, должны сказать. В предисловии к Частному Введению упомянуто нами Введение Митрополита Арсения (К. 1873 г.), обнимающее вопросы лишь Частного Введения и решающее их по уровню исагогической науки 1823–25 годов. С более обширной и поздней эрудицией изданы (1–6) выпуски «Библейской науки» преосв. Михаила (Тула, 1897–1903 гг.). Здесь из Общего Введения (в 1 выпуске) помещена история толкования, а из Частного очень многие ветхозаветные книги обозрены, со значительной научной полнотой (особенно Пятикнижие). В переводе Вигуру (к несчастью почему-то остановившемся пока на учительных книгах) также есть вопросы Общего и Частного Введения (1897–1902 гг.). В предисловиях к выпускам Толковой Библии, издающейся при Страннике (Спб. 1904–1909 гг.), обозреваются исагогические вопросы Частного Введения на некоторые книги очень обстоятельно. – Но общей научной системы Общего и Частного Введения пока не знаем, кроме настоящего нашего, теперь повторяемого, издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Учебник русской грамматики, сближенной с церковнославянской, с приложением образцов грамматического разбора Источник Ф. И. Буслаев (1818–1897) – русский филолог и искусствовед, профессор, академик. В исследованиях по русскому языку Буслаев выступил сторонником сравнительно-исторического метода. Факты современного русского языка он сопоставлял с данными других родственных индоевропейских языков, в том числе старославянского языка, привлекал данные древнерусских памятников письменности и народных говоров. Буслаев исключительно много сделал для качественного преподавания языка и словесности в начальной и средней школе. В своем труде «О преподавании отечественного языка» (1844) Буслаев развертывает методическую систему преподавания русского языка, обращая основное внимание на осознанное усвоение учащимися изучаемых языковых явлений и форм. В XIX в. внятность церковнославянского и древнерусского текстов для гимназиста или кадета была существенно выше, потому что общая культура была в большей мере гуманитарной. И соответственно среднее образование, каким его строил Буслаев, было в большей мере гуманитарным и историко-филологическим. Содержание Этимология Глава 1. Звуки и соответствующие им буквы. 1 Глава 2. Образование и изменение частей речи. Общие понятия. 35 Слова сложные. 97 Синтаксис Глава 1. 99 Глава 2. 125 Глава 3. 138 Глава 4. 155 Прибавление. О порядке слов. 171 Образцы грамматического разбора. 176 Данный труд профессора Фёдора Ивановича Буслаева пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Учебник русской грамматики, сближенной с церковно-славянскою, с приложением образцов грамматического разбора : Для сред. учеб. заведений/Сост. Ф. Буслаев. - 3-е изд., испр. - Москва : Университетск. тип. (Катков и К°), 1873. - 221, с.; 23. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Большое внимание К. уделял вопросу хронологии слав. азбук - глаголицы и кириллицы, его взгляды на их временное соотношение претерпели эволюцию. В «Грамматике слав. языка» он поддержал концепцию Добровского, считавшего глаголицу поздним явлением (XIV в.), возникшим в Хорватии. Но позже, проанализировав сборник Клоца, он первым выдвинул гипотезу о древности глаголицы и о ее изобретении равноап. Кириллом. К. активно занимался просветительской деятельностью и организацией научных исследований. При его участии в 1817 г. в Люблянском лицее была создана кафедра словенского языка. Он планировал открыть в Вене центр слав. исследований, содействовал основанию в Венском ун-те слав. кафедры (открыта в 1849 и возглавлена его учеником Ф. Кс. Миклошичем). Соч.: Ursprung der slavischen Liturgie in Pannonien//Der österreichische Geschichtsforscher. W., 1838. Bd. 1. N 14. S. 501-515; Prolegomena historica in Evangelia slavice quibus olim in Regum Francorum olio sacro inungendorum solemnibus uti solebat ecclisia Remensis//Slavische Bibliothek, oder Beiträge zur slav. Philologie und Geschichte. W., 1851. Bd. 1. S. 57-84; Selbstbiographie//Ibid. S. 1-18; Kleinere Schriften sprachwissenschaftlichen, geschichtlichen, ethnographischen und rechtshistorischen Inhalts. W., 1857; J. Kopitarja spisi/Prered. R. Nahtigal. Ljubljana, 1944. Knj. 1: 1818-1824; 1945. Knj. 2: 1825-1834. Лит.: Marn J. Kopitarjeva spomenica. Ljubljana, 1880; Ягич И. В. Письма Добровского и Копитара в повременном порядке. СПб., 1885. (СбОРЯС; 39); он же. Новые письма Добровского, Копитара и др. юго-зап. славян. СПб., 1897. (СбОРЯС; 62); он же. История слав. филологии. СПб., 1910. С. 186-214; Ильинский Г. А. Рукописи Копитара в Люблянской лицейской б-ке//ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 1. С. 247-272; он же. Копитарова Триодь XIII в.//РФВ. 1906. Т. 55. 1. С. 199-215; Петровский Н. М. Первые годы деятельности В. Копитаря. Каз., 1906; он же. Копитарь и «Institutiones linguae slavicae dialecti veteris» Добровского. СПб., 1911; он же. Библиографический список трудов В. Копитаря. Варшава, 1912; Менкаджиева В. Копитар Б.//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 442-445.

http://pravenc.ru/text/2057192.html

P. 1-27). Понятия «индивид» и «индивидуальность» в новоевропейской философии (XVI-XX вв.) Переход от теоцентрического к антропоцентрическому мировоззрению, характерный для весьма разных по своей направленности философских школ эпохи Возрождения, не мог не отразиться и на представлениях мыслителей этого периода об И. Уже в поздней схоластике заметно движение от восприятия индивидуальности как логической категории к «вглядыванию» в конкретный И., в каждого уникального и неповторимого человека. У мыслителей Ренессанса человеческая личность и ее единичность становятся абсолютными ценностями, исходя из к-рых только и может пониматься общее. Суть этого переходного процесса выражена в полемически заостренном, но по сути верном высказывании Я. Буркхардта (1818-1897): «В средние века обе стороны сознания - обращенного человеком к миру и к своей внутренней жизни - пребывали как бы под неким общим покровом, в грезе и полудремоте... Человек познавал себя только как часть расы, народа, партии, корпорации, семьи или какой-либо другой формы общности. В Италии этот покров впервые развеивается; пробуждается объективное видение государства и объективное к нему отношение, как и ко всему миру вообще; вместе с этим с полной силой заявляет о себе субъективное начало, человек становится духовным индивидом и познает себя таковым» ( Burckhardt J. Die Cultur der Renaissance in Italien. Basel, 1860. S. 131). Индивидуальность в эпоху Возрождения становится непосредственным фактом жизни, поэтому научный анализ этой категории в значительной мере сменяется различными формами ее непосредственного существования и проявления. Место И. в космосе у философов Возрождения не столько осмысляется, сколько заново конституируется, поэтому на первый план выходят такие сферы индивидуальной активности, как политика, искусство, ремесло и проч. (см. подробнее: Кассирер. 2000; Гуревич. 2005). Свойственные Возрождению в целом тенденции к абсолютизации И. нашли отражение и в религ. мышлении основателей протестантизма .

http://pravenc.ru/text/389563.html

«Какою нежностью неизъяснимою…» — Из стихотворения И. Северянина «К черте черта». Телешов Николай Дмитриевич (1867—1957) – русский советский писатель. В 1899 г. организовал литературный кружок «Среда», сыгравший заметную роль в развитии русской литературы начала ХХ в. «…меж людей ничтожных мира». — Из стихотворения А.С. Пушкина «Поэт». Шмелев Иван Сергеевич (1873—1950) – русский писатель. В 1922 г. эмигрировал. Сытин Иван Дмитриевич (1851—1934) – русский издатель-просветитель. Румянцевка — Румянцевский музей – собрание книг и рукописей, созданное графом Н. П. Румянцевым, русским государственным деятелем, дипломатом. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830—1897) – русский живописец, передвижник. Коровин Константой Алексеевич (1861—1939) – русский живописец. Франц-Иосиф I (1830—1916) – император Австрии и король Венгрии. «Страна, которая молчит, как новобрачная, одетая в покров». — Из стихотворения К. Бальмонта «Страна, которая молчит». «Россия, нищая Россия…» — Из стихотворения А. Блока «Россия». Генрих Манн (1871—1950) – немецкий писатель и общественный деятель. Верки — название отдельных крепостных построек, подготовленных для самостоятельной обороны. Матейко Ян (1838—1893) – польский живописец. Виллевальде Богдан Павлович (1818—1903) – русский живописец, представитель официального академического искусства. Мейсонье (Месонье) Эрнест (1815—1891) – французский живописец. Гро Антуан (1771—1835) – французский живописец, официальный живописец Наполеона I. Прейсиш-Эйлау (ныне г. Багратионовск Калининградской обл.) – город, близ которого во время русско-прусско-французской войны 26—27 января (7—8 февраля) 1807 г. произошло сражение между русской армией Беннигсена и французскими войсками Наполеона. Фэр-Шаменуаз (Фер Шампенуаз) – селение во Франции, около которого 13(23) марта 1814 г. во время наступления союзных войск к Парижу происходили бои с французскими войсками. Жирардовское полотно — полотно, изготовленное на фабрике в г. Жирардов (Жирардув) в Польше. Союз городов всероссийский – организация городской буржуазии, созданная в 1914 г. для оказания помощи царскому правительству в ведении войны.

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

34 V, 24, 11—18. 35 Его понимание из новейших историков Великого поста разделают ProЬbsm (Kirchliche Disciplin in den drei ersten Christlicheu Jahrhunderten, 1873, S. 269—281), и Weistzel (Die christlishe Passafeier, 1818). Но лучшие археологи уже Х40;ИИ века и между ними упоминавшийся Bingham оспаривали понимание Руфина. 36 V, 23, 1. „ « в значении „в» при определениях времени в- Мф. 27:15. Деян. 16:25. 37 De jejun. C.II. 38 С. XIII. 39 De orat. c.XIV 40 Katholik 1892. I. 45-e 41 Funk I. X. Kirchgeschichtliche Abhandlungen und Untersuchungen, 1 Band., Paderborn 1897. С выводами Функа своевременно познакомил русскую публику г. А. Петровский статьей своей в „Христ. Чтении» 1900 г. апр. „Предпасхальный пост в истории его развития» (стр. 587— 600). 42 Funk. Die apostolischen Constitutionen, 1891, S 50—54 и цитов. соч. 250 43 Migne, Patrologiae cursus completes, s.gr.10, 1278 44 Там же, 12, 528 45 Там же, 395 46 Функ думает, что у Оригена здесь была речь о сорокадневном посте Спасителя. Kirchgesch. Abhand. u. Untersuch. 254. 47 Сергий архиеп. Полный месяцеслов востока, т. II, изд. 2, Владимир 1901, стр. 44 „Примечаний». 48 M ö hler . W. Lehrbuch Kirchengeschichte, Tübing. u. Leipz. 1902 I. В., S. 331. Функ считает этот памятник моложе „Апостольских Постановлений». 49 Слав. пер.: „неудовольствия». 50 De solenn. pasch. cap. 4.5. Migne. S. gr.24, 697 51 Окруж. посл. к еписк. гл. 4. Аполог. к Констан. гл. 15. 52 Огласит. сл. 4. Тайновод. 4. 53 Излож. веры гл. 21. 54 De Noe et arca c.4; De Elia et jejum c.10 55 Kh.V, гл.22 56 Kh.VII, гл.19 57 Автор „Исторического рассуждения о постах православной, восточной, Кафолической Церкви (Москва 1837 г.)» заподозривает свидетельства Сократа и Созомена о различной продолжительности в их время предпасхального поста в неточности и даже в намеренном искажении истины, объясняя последнее расположением к новацианству: „им не могли нравиться положительные уставы Церкви; отсюда-то конечно произошло, что сочтено нужным намеренно и с усилием изыскивать различие в обрядах Церкви и при сем мешать полуистину с правдою или с ложью“ (стр. 17). Но из установлений Церкви новатианам, тогдашним ригористам христианства, меньше всего мог не нравиться сорокадневный пост.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3680...

249 М. Д. Ц., 181 , 9. Переведена с французского бывшим префектом вятской семинарии А. Шестаковым и представлена в цензуру с одобрительным отзывом епископа Гедеона. 271 А. Св. С. 1804, 20; 50; 1808, 984; ср. Письма Платона, митр. Московского, к пр. Амвросию и Августину (1870), 40, 10 декабря 1805 г. 277 Так, указом от 3 мая 1811 года было повелено «отныне безденежно доставлять для С.-Петербургской духовной академии, яко образующей наставников юношества духовного, по экземпляру книг и сочинений, могущих соответствовать цели духовного воспитания, каковы суть: нравоучительная, историческая и вообще до наук относящаяся». А. С. С. 1810, 766. 278 Император Александр I его жизнь и царствование. Н. К. Шильдера. Изд. 1897, т. II, гл. VII, стр. 162. 280 «Духовные училища... и в пособии другим учебным заведениям всегда приносили важную пользу, и польза сия, многолетними опытами оправданная, давно уже заставляла помышлять об усовершенствовании их и распространении». Слова именного указа 26 июня 1808 г., П. С. 3., т. XXX, 23.122; ср. Е. К. Надлера «Имп. Александр I и идея священного союза», (Рига, 1886), т. I, стр. 48: «Мы совершенно ошиблись бы, если вздумали предполагать, что это сочувствие (к реформе духовно-учебных заведений) вытекало у него (государя) из религиозного источника». 285 А. С. С., 1818, 1215. На деле, впрочем, после застоя 1812 года, в следующем году было рассмотрено девять сочинений. М. Д. Ц. 1813, 7; 17, 18, 19, 20, 26, 27, 34 и 36. 294 Дело Ком. дух. уч., 1810, 374. Чтобы дать общее представление о характере полемики между Филаретом и Феофилактом, небесполезно привести из этого многопредметного спора хотя два звена, притом на самые реальные, не метафизические, темы. Слова автора: Стр. 172. В большей части обществ новейших политическая свобода почти совершенно исчезла. Один человек является, хочет, действует, другие ничто иное суть, как послушные орудия, верные исполнители его повелений. Примечание критика (Филарета): Да услышат блюстители общественного благоустройства и спокойствия, какие наставления преподает народам учитель прекрасного и высокого: «В большей части новейших обществ, говорит он, политическая свобода почти совершенно исчезла». Но почему так? Потому, что в них «один человек является, хочет, действует, другие ничто иное суть, как послушные орудия, верные исполнители его повелений» А как называется общество, в котором «один человек является, хочет, действует, другие ничто иное суть, как послушные орудия, верные исполнители его повелений»? – Это монархия. Итак, по мнению Г. Ансильона, в новейших обществах политическая свобода исчезла потому, что правление их есть монархическое? Итак, политическая свобода только в Республиках? Только там, где нет ни «послушных орудий» власти, ни верных исполнителей повелений? Только в мятежах и ужасах революций?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

О полной утрате религиозного сознания западной цивилизацией и ее прогрессирующей секуляризации говорят и современные попытки ликвидировать христианство, растворив его в формальной демократии и гражданском обществе, путем преимущественной реализации потенциала протестантской ветви западной цивилизации с навязыванием ее образа мировосприятия всему обществу 164 . В отличие, например, от Освальда Шпенглера (1880–1936), культурно-исторический анализ которого определяется жестким естественно-историческим детерминизмом 165 , Тойнби не связывает свою теорию натуралистическими рамками и полагает, что цивилизации могут развиться или не развиться в зависимости от особенностей внешней среды и своих реакций на нее, формируемых «креативным меньшинством». Определяя перспективы исторического развития человечества, Тойнби отталкивается от соображения о том, что «во всех странах, где максимальная частная прибыль выступает как мотив производства, частно-предпринимательская система перестанет функционировать. Когда это случится, социализм в конечном итоге будет навязан диктаторским режимом. (...) Человечество, очевидно, должно выбрать одно из двух: или совершить самоубийство, или научиться жить как одна семья. Предполагаю, что человечество согласится на жесткую диктатуру ленинского типа как на зло меньшее, чем самоуничтожение». Отметим также, что помимо общеметодологических экскурсов в церковную историю Тойнби оставил работы, непосредственно связанные с антиковедением, медиевистикой и проблемами истории Церкви 166 . § 13. Культурно-историческая школа В числе основателей культурологического подхода к истории Церкви следует назвать имена двух великих историков культуры – швейцарца Якоба Буркхардта (1818–1897), профессора Базельского университета, и голландца Йохана Хёйзинги (1872–1945), профессора университетов Гронингена и Лейдена. Один из основателей культурологии как отдельной научной дисциплины (его школу называют также культурно-исторической), Я. Буркхардт ставит в центр своих исследований историю культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

360 Речь идет о романе «Valérie» (1803) жившей в России (1764–1784 и с 1818 г.) немецкой писательницы баронессы В. Ю. фон Крюденер (ур. Фитингоф; 1764–1824). 363 Но и романный топоним не выдуман писателем: по соседству с Кудиновым было село Куреево, которым владели Н. и М. Языковы. 368 Одоевский В. Ф., кн. К вопросу о древнерусском песнопении//День. 1864. 28 апр. 17. С. 6–9. Подп.: К. В. О. 371 См.: Металлов В., прот. Очерк истории православного церковного пения в России. 4-е изд., испр. и доп. М., 1915 376 Алексей Федорович Львов (1799–1870) – композитор, дирижер, с 1836 по 1861 г. был директором Придворной певческой капеллы. Как композитор духовной музыки Львов положил начало новому направлению гармонического пения, выдвинув на первый план священный текст и подчинив его музыке. Он также первый ввел несимметричный ритм, о чем изложено в его теоретическом трактате «О свободном или несимметричном ритме». 381 Владышевская Т. Ф. «Партесный хоровой концерт в эпоху барокко»//Традиции русской музыкальной культуры XVIII века. М., 1975. С. 72–112. (Тр. Гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных; Вып. 21). 387 Карамзин Н. Путешествие вокруг Москвы//Коломенский альманах: Лит. ежегодник. М.: Изд-во журн. «Москва», 2007. Вып. 11. С. 241. 388 Лажечников И. Беленькие, черненькие и серенькие//Коломенский альманах: Лит. ежегодник. М.: Изд-во журн. «Москва», 2002. Вып. 6. С. 273–274. 396 В 1883 г. главой цензурного ведомства был назначен Е. М. Феоктистов, которого, не без основания, считали ставленником Каткова. 397 Любимов Н. А. Михаил Никифорович Катков и его историческая заслуга: По документам и личным воспоминаниям. СПб., 1889. С. 346. Николай Алексеевич Любимов (1830–1897) – ученый-физик, профессор Московского университета, соратник Каткова по «Московским ведомостям», в описываемое время – член Совета министра народного просвещения. 398 В Петербурге «никто «Московских ведомостей» не только не читает, но и в глаза не видит, а судят о них лишь по извращенным цитатам «Новостей», «Вестника Европы» или «Наблюдателя» или же по легкомысленным отзывам «Нового времени " » (из письма В. А. Грингмута А. В. Половцову от 9 октября 1886 г.//РНБ. Ф. 601. 367. Л. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010