368 Реклю Жак Элизе (1830–1905) – французский географ. Сын пастора-гугенота. Учился в Берлинском университете. Во время Парижской Коммуны служил в Национальной гвардии; затем в эмиграции; анархист, один из близких друзей П. А. Кропоткина. С 1893 г. профессор сравнительной географии Брюссельского университета. Основные соч.: «Новая университетская география. Земля и люди», (тт. 1–19, 1875–1894). 369 Статья В.О. Ключевского , сохранявшаяся в его архиве, датируется по году смерти К. Н. Бестужева-Рюмина (1897); предназначалась для выступления в Обществе истории и древностей российских. Впервые опубликована в издании: Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983. С; 164–168; публикуется по данному изданию. 370 Бестужев-Рюмин Константин Николаевич (1829–1897) – историк. Окончил юридический факультет Московского университета, с 1865 г. профессор кафедры русской истории Петербургского университета, с 1890 г. академик. В 1878–1882 гг. возглавлял Высшие женские (Бестужевские) курсы. Член Археографической комиссии. Русского Географического общества, Общества истории и древностей российских, активный деятель Петербургского славянского комитета. 371 Костомаров Николай Иванович (1817–1885) – историк, писатель; в 1817 г. окончил Харьковский университет; с 1846 г. профессор Киевского университета, в 1859–1862 гг. профессор Петербургского университета. Занимался историей Украины, народных движений в России, этнографией. Чичерин Борис Николаевич (1828–1904) – историк, правовед, публицист; в 1861–1868 гг. профессор Московского университета. Один из основателей так называемой «государственной школы»; деятель либерального движения; в 1882–1883 гг. – городской голова г. Москвы. 372 Максимович Михаил Александрович (1804–1873) – историк, филолог, фольклорист, ботаник-эволюционист. Окончил Московский университет, с 1826 г. – заведующий ботаническим садом, с 1833 – профессор. С 1834 г. профессор Киевского университета, где занимался изучением украинского фольклора, историей Древней Руси, русской литературой, языкознанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

287 Γενικο κανονισμο περ διευθετσεως τν εκκλησιαστικν και θνικν πραγμτων τν π τν οικουμενικν θρνον διατελοντων ορθοδξων χριστιανν πηκων το σουλτνου. Κωνσταντινοπολ, 1900. Подробнее о преобразованиях см.: Σταματπουλος Δ. Μεταρρθμηση και κκοσμκευση. Πρς μα ανασνθεση της ιστορας του Οικουμενικο Πατριαρχεου τον 19ον αινα. Αθνα, 2003. Σ. 77–152. 289 Кн. Г. Т[рубецкой]. Россия и Вселенская Патриархия после Крымской войны 1856–1860 гг. По неизданным материалам//Вестник Европы. 1902. Т. 3. С. 9–10. 291 Герд Л. А. Константинополь и Петербург. Церковная политика России на православном Востоке (1878–1898). М., 2006. С. 167–170. 292 Предложение Св. Синоду. 10 апреля 1910 г. 11683. РГИА. Ф. 796. Оп. 191. VI отд. 1 ст. Л. 1–5 об. 294 Выписка из определения Св. Синода от 13 июля – 2 августа 1912 г. 6231. РГИА. Ф. 797. Оп. 82. 2 отд. 3 ст. Д. 437. Л. 1–2 об. 296 Архим. Иаков – митрополиту Санкт-Петербургскому. 3 октября 1910 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 191. VI отд. 1 ст. Д. 268. Л. 2–2 об. 297 Хозяйственное управление при Св. Синоде – Св. Синоду. 29 марта 1911 г. 11157. Там же. Л. 18–18 об. 299 Как отмечает исследователь П. Конортас, оттоманское правительство ставило вопрос о привилегиях Церкви в полную зависимость от текста бератов и тем вынуждало и Патриархию поступать так же. Κονρτας П. Η εξλιξη των «εκκλησιαστικν» βερατων και το «Προνομιακν Ζτημα»//Τα ιστορικ. 1988. N. 5. Τεχ. 9. Σ. 259–286. 300 Τ κατ τ ζτημα τν κκλησιαστικν προνομων π τς 19 φεβρουαρου 1883 μχρι τς πιβραβεσεως το ρχαου καθεσττος. ν Κωνσταντινουπλει, 1884. 304 Иером. Павел – С. М. Лукьянову. Санкт-Петербург, 15 июня 1910 г. РГИА. Ф. 796. Оп. 187. VI отд. 1 ст. Д. 7087. Л. 30–31 об. 305 Взгляды о. Петра (Троицкого) находились в созвучии с позицией обер-прокурора Св. Синода А. П. Толстого. П[етров] Н. Взгляд очевидца на греко-болгарскую распрю//Исторический вестник. 1886. Август. Т. 7. С. 274–286. 306 Архим. Антонину (Капустину) посвящена большая библиография, отражающая преимущественно его научную деятельность и иерусалимский период жизни. Афинский и константинопольский периоды только начинают систематически изучаться. См .-.Дмитриевский А. А. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу Православия на Востоке и в частности в Палестине (По поводу десятилетия со дня его кончины)//СИППО. 1904. T. XV. Вып. 2. С. 95–148; Киприан (Керн) , архим. О. Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817–1894). Белград, 1934; Παπουλδης К. К. О ελληνικς κσμος του Αντωννου Kapustin (1817–1894): Συμβολ στην πολιτικ της Ρωσας στη Χριστιανικ Ανατολ το 19° αινα. Θεσσαλονκη, 1993; Герд Л. А. Архим. Антонин Капустин и его научная деятельность (по материалам петербургских архивов)//Рукописное наследие русских византинистов. СПб., 1999. С. 8–35; Дневник архимандрита Антонина (Капустина). 1881/Изд. подг. Η. Н. Лисовой , Р. Б. Бутова. М., 2011 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пятидесятилетие служебной деятельности К. П. Победоносцева//Ист. в. 1896. 7. Р. С. П. Нечто о Русской Церкви в обер-прокурорство К. П. Победоносцева. Лейпциг, 1887. Списки обер-прокуроров до 1865 г.//Рус. арх. 1866. 4. Фирсов Н. Победоносцев//Былое. 1924. Т. 25. Rodzjanko M. W. Erinnerungen. B., 1926. Shoob L. Konstantin Petrovic Pobedonoscev: A Study in Redaction. Berkeley, California, 1947. Slavic J. Z houbny obrañce samodeøaví//Slovanský pøehled. 1932. T. 4–5. Steinmann F., Hurtwicz E. Konstantin Petrowitsch Pobedonoszew, der Staatsmann der Reaktion unter Alexander III. Königsberg i. Pr.; B., 1933 (Quellen und Forschungen zur russische Geschichte. 2). Журнал Яковлева, бывшего в Синоде обер-прокурором с 1-го января по 7 октября 1803 года//Памятники новой русской литературы. СПб., 1873. Т. 3. Стеллецкий Н. Князь А. Н. Голицын и его церковно-государственная деятельность. К., 1901; то же в: ТКДА. 1900–1901. Чижевский И. Устройство Православной Русской Церкви (см. библиогр. к Введению Б). Goetze P. v. Fürst A. N. Gallitzin und seine Zeit. Leipzig, 1882. § 8. Святейший Синод и церковная политика правительства (1725–1817 гг.) Барсов Т. В. Св. Синод в его прошлом. СПб., 1896. Барсов Т. В. Синодальные учреждения прежнего времени. СПб., 1897. Беликов В. Отношение государственной власти к Церкви и духовенству в царствование Екатерины II//Чтения в ОЛДП. 1874–1875. Благовидов Ф. Обер-прокуроры Св. Синода (см. библиогр. к § 7). Веденяпин П. Законодательство имп. Елизаветы Петровны относительно православного духовенства//Прав. об. 1865. 5–7. Виноградов В. Платон и Филарет, митрополиты Московские: Сравнительная характеристика//БВ. 1913. Т. 1. Внутренний быт русского государства с 17 октября 1740 года по 25 октября 1741. М., 1880–1886. 2 т. Голубев А. А. Св. Синод//Там же. Т. 2. Горожанский И. Дамаскин Семенов-Руднев, епископ Нижегородский//ТКДА. 1893. 11–12; 1894, 1–7; то же. К., 1894. Грибовский А. М. Записки о Екатерине II. М., 1847; 2-е изд. 1862. Дианин В. Малороссийское духовенство во второй половине XVIII в., по пунктам его, представленным в Екатерининскую комиссию для составления нового уложения//ТКДА. 1908. 8–9.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

Известные исследователи церковных древностей были и среди иерархов Российской Церкви. Так, архимандрит Макарий (Миролюбов ; 1817–1894) – в 1860– 1866 гг. ректор Новгородской семинарии, позже архиепископ Донской и Черкасский 2737 , член многих ученых обществ, при поддержке Русского археологического общества опубликовал ряд серьезных работ о церковных древностях Нижегородской 2738 и Новгородской 2739 епархий. Его точные описания новгородских памятников сейчас являются важным источником сведений об утраченных к настоящему времени вещах. В этом капитальном двухтомном справочнике широко использованы сведения из церковных архивов. С 1853 г. о. Макарий стал членом синодального совета, который занимался составлением инвентарных описей библиотек и ризниц церквей и монастырей. 6. Охрана и реставрация памятников В cep. XIX в. в России не существовало специальной системы учреждений по охране и реставрации памятников, этим занимались различные структуры: государственные, общественные, церковные. Реставрационные работы регулировались несколькими правительственными документами 2740 . В соответствии с волей императора, согласно распоряжениям 1842 и 1843 гг., контроль над обновлением, ремонтом и реставрацией древних церковных зданий, фресок, элементов интерьера осуществлял Синод. В 1853 г. митрополит Филарет (Дроздов) постановил создать во всех епархиях списки памятников и произведений искусства, обладающих исторической ценностью. В 1878 г. Синод предписал координировать реставрационные работы с ближайшими археологическими или историческими обществами (в Москве, Петербурге, Киеве, Одессе). Такое решение было фактическим осуществлением решений II Всероссийского археологического съезда 1871 г. Важное правительственное постановление было издано в 1889 г.: все работы по реставрации следовало согласовывать с Археологической комиссией и Академией художеств 2741 . Археологические общества, которые лучше знали обстановку на местах, активно занимались реставрацией. Эти проблемы обсуждались уже на I Всероссийском археологическом съезде в 1869 г. 2742 Московское археологическое общество разработало проект закона об охране памятников, одобренный II съездом. В 1876 г. подобный проект, созданный Русским археологическим обществом и представленный Синоду, Академии наук и Академии художеств, не был принят. Прошло немало лет, и только в 1913 г. проект об охране памятников представили Государственной Думе, но его утверждению помешала Первая мировая война.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Афонские встречи Петра Севастьянова: ученые архимандриты П.Успенский и А.Капустин - 1 часть  Афонские встречи Петра Севастьянова: ученые архимандриты  П.Успенский и А.Капустин     Публикуем фрагмент статьи из журнала " Странник " с небольшими изменениями и дополнениями. - Афон     С о.Антонином Петра Севастьянова с вязывали добрые, даже дружеские отношения, преисполненные взаимного уважения, доверия и благодарности за поддержку в трудных ситуациях. В отличие от П.Успенского, архимандрит Антонин не был честолюбив и не ревновал к чужим успехам. Общительный, красивый, не чуждый самоиронии и юмора и в то же время деликатный, он достаточно легко находил общий язык в прямом и переносном смысле даже с такими непростыми собеседниками, как важничающие, но невежественные афонские «воротилы» - словечко из лексикона о.Антонина и Севастьянова.   Надо заметить, что все трое ученых, проведя много времени среди духовенства восточных монастырей, были невысокого мнения о нестяжательстве и благочестии их руководящей верхушки. О Капустине в дореволюционных справочниках и тем более советских энциклопедиях сведений обнаружить не удалось, и собирать их пришлось по крупицам. Андрей Иванович Капустин (1817-1894) - церковный деятель, археолог, востоковед, знаток древних языков. Так же, как Севастьянов и П.Успенский, он был членом Императорского археологического общества, возглавляемого великим князем Константином Николаевичем. Капустин был выходцем из рода потомственных священников российской северной глубинки (в одном из писем он пошутил по поводу своего «сибирского благодушия»). Существовала легенда о неудачной любви молодого человека, заставившей его после окончания Киевской духовной академии в середине 1840-х гг. принять монашество под именем Антонин. С 1850 по 1860 г. он служил в Греции в качестве архимандрита русской посольской церкви в Афинах. По-видимому, именно в Афинах, у посланника Озерова, произошло знакомство Петра Севастьянова и о.Антонина. Общий интерес к археологии их моментально сблизил, и тогда же возникла идея совместной поездки на Афон. Первое письмо священника Севастьянову на Афон датировано 15 июля 1858 г. Автор письма просил извинения за то, что не смог сдержать слова и приехать на Святую гору: «Господин посланник не давал паспорт в чужое государство, не снесясь предварительно с Министерством». Не сумел он также найти ни требуемые химикаты, ни фотографов, желающих выехать на Афон для работы с Севастьяновым. Сам о.Антонин тоже увлекся фотографией. В письме он делился опытом использования бумажных негативов и приложил свой снимок с мраморного барельефа «Грехопадение Адама».

http://isihazm.ru/?id=384&iid=2898

2. Церкви иконы Казанской Божией Матери в Горнем (1880-1883), Вознесения в Русском монастыре на Елеоне (1882-1886) и Апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе (1888-1893). 3. Хитрово В.Н. Памяти архимандрита Антонина. Речь на годовом общем собрании Императорского православного палестинского общества 21 мая 1894 г.//Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции/Сост., коммент., вступит. статья Р.Б. Бутовой. М., 2010. С. 446. 4. Драгоман — официальная должность переводчика и посредника между ближневосточными и азиатскими державами и европейскими дипломатическими и торговыми представительствами. Должность предполагала как переводческие, так и дипломатические функции. 5. Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. С. 283-284.  6. Киприан (Керн), архим. Отец Антонин (Капустин), архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.). М., 2005. С. 89-132. 7. Παπουλδης Κ. Κ. ‘Ο ‘Ελληνικος Κοσμος του Αντωννου Καποστιν (1817-1894). Σσ. 56-57, 93. 8. Антонин (Капустин), архим. В Румелию. С. 21. 9. См., напр.: Αρχιμανδρτου Αντωννου Καποστιν. Υπμνημα περ ανασκαφν γενομνων εν διαστματι ετν 1852-1856 εν τ Εκκλησα Νικδημος εις Αθνας//Εφημερς Αρχαιολογικ. 1856. Φυλ. 43. Σσ. 1449-1456. 10. Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. С. 452. 11. См. подготовленные Р.Б. Бутовой работы и публикации: Пономарев С.И. Памяти отца архимандрита Антонина. 1. Хронологический список сочинений и переводов его. 2. Статьи о нем//Богословские труды. Сб. 36. Русская духовная миссия в Иерусалиме: новые документы и материалы. М., 2001. С. 239-251; Библиография трудов архимандрита Антонина//Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. С. 480-495.  12. Антонин (Капустин), архим. Христианские древности Греции. О древних церквах города Афин//Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1854. Ч. 81. Отд. II. С. 31. 13. Васильевский В.Г.//Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Т. 1. С. 630.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4972683...

2 Церкви иконы Казанской Божией Матери в Горнем (1880–1883), Вознесения в Русском монастыре на Елеоне (1882–1886) и Апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе (1888–1893). 3 Хитрово В. Н. Памяти архимандрита Антонина. Речь на годовом общем собрании Императорского православного палестинского общества 21 мая 1894 г.//Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции/Сост., коммент., вступит. статья Р. Б. Бутовой. М., 2010. С. 446. 4 Драгоман — официальная должность переводчика и посредника между ближневосточными и азиатскими державами и европейскими дипломатическими и торговыми представительствами. Должность предполагала как переводческие, так и дипломатические функции. 5 Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. С. 283–284.  6 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин (Капустин), архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894 гг.). М., 2005. С. 89–132. 7 Παπουλδης Κ. Κ. ‘Ο ‘Ελληνικος Κοσμος του Αντωννου Καποστιν (1817–1894).  Σσ. 56–57, 93. 8 Антонин (Капустин), архим. В Румелию. С. 21. 9 См., напр.: Αρχιμανδρτου Αντωννου Καποστιν. Υπμνημα περ ανασκαφν γενομνων εν διαστματι ετν 1852–1856 εν τ Εκκλησα Νικδημος εις Αθνας//Εφημερς Αρχαιολογικ. 1856. Φυλ. 43. Σσ. 1449–1456. 10 Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. С. 452. 11 См. подготовленные Р. Б. Бутовой работы и публикации: Пономарев С.И. Памяти отца архимандрита Антонина. 1. Хронологический список сочинений и переводов его. 2. Статьи о нем//Богословские труды. Сб. 36. Русская духовная миссия в Иерусалиме: новые документы и материалы. М., 2001. С. 239–251; Библиография трудов архимандрита Антонина//Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. С. 480–495.  12 Антонин (Капустин), архим. Христианские древности Греции. О древних церквах города Афин//Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1854. Ч. 81. Отд. II. С. 31. 13 Васильевский В. Г.//Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Т. 1. С. 630.

http://e-vestnik.ru/analytics/200_let_ar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ (Миролюбов Николай Кириллович; 24.03.1817, с. Ухолово Ряжского у. Рязанской губ.- 24.12.1894, Н. Новгород), архиеп. Донской и Новочеркасский, историк. Род. в семье свящ. Кирилла Прокопьевича Подлесенского. В 1827 г. поступил во 2-й класс Сапожковского ДУ, по желанию родителей получил новую фамилию - Миролюбов. В 1832 г. в 15-летнем возрасте поступил в Рязанскую ДС. Обучаясь в семинарии, собирался стать врачом и даже удачно сдал вступительные экзамены в Московский ун-т. Однако, встретив решительное противодействие со стороны родителей, отказался от этого намерения и вернулся в семинарию (Галай. 1999. С. 6). В 1838 г. окончил семинарию 2-м учеником по 1-му разряду и поступил за казенный счет в МДА, к-рую окончил в 1842 г. по 1-му разряду. Его магист. дис. «Примеры благочестия среди соблазнов или поведение древних христиан в отношении к язычникам» была опубликована в С.-Петербурге в 1858 г. 28 сент. 1842 г. зачислен преподавателем лат. языка, логики и психологии в Нижегородскую ДС. 27 сент. 1843 г. утвержден в степени магистра богословия. С 1844 г. помощник инспектора, с 1845 г. профессор патристики. Макарий (Миролюбов), архиеп. Донской и Новочеркасский. Фотография. 1888–1894 гг. Макарий (Миролюбов), архиеп. Донской и Новочеркасский. Фотография. 1888–1894 гг. 2 июня 1846 г. в нижегородском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужском монастыре Н. К. Миролюбов принял постриг с именем в честь прп. Макария Желтоводского и Унженского, 9 июня рукоположен в сан диакона, а 16 июня - в сан иерея. 11 сент. того же года определен профессором еврейского языка. М. трижды исполнял должность помощника инспектора семинарии и дважды - инспектора, заслужил полное доверие Нижегородского и Арзамасского еп. Иоанна (Доброзракова) , к-рый поручал ему в свободное от лекций время посещать уроки др. наставников и следить за качеством их преподавания. Проф. А. Л. Катанский , учившийся у М. в Нижегородской ДС, утверждал, что он «был одним из самых выдающихся преподавателей». При этом он называл М. «человеком чрезвычайно живым, подвижным, простых, довольно вульгарных манер», а литератор Н. А. Добролюбов, др. ученик М.,- «живым беспокойным человеком» ( Катанский. 2010. С. 58; Чернышевский. 1951. С. 788).

http://pravenc.ru/text/2561392.html

Синода при Екатерине II в 1768–1774 гг. 58 Гавриил (Шапошников–Петров Петр Петрович; 1703–1801), митрополит, духовный писатель. В 1763 г. хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского. С 1770 г. архиепископ Санкт–Петербургский и Ревельский; с 1775 г. именовался «Санкт–Петербургский и Новгородский». С 1783 г. митрополит. С 1799 г. митрополит Новгородский и Олонецкий. В 1800 г. за отказ от принятия католического мальтийского креста уволен на покой. 61 Хованский Василий Алексеевич (1755–1830), князь, обер-прокурор Святейшего Синода в 1797–1799 гг. 62 Платон (Левшин Петр Гаврилович; 1737–1812), митрополит. В 1770 г. хиротонисан в архиепископа Тверского и Кашинского. С 1775 г. архиепископ Московский и Калужский. С 1787 г. митрополит Московский. С 1811 г. на покое. 64 Димитрий Ростовский (Туптало Даниил Саввич; 1651–1709), святитель, известный церковный деятель, писатель, оратор. Митрополит Ростовский и Ярославский с 1702 г. Автор и составитель сборников житий святых (наиболее известный в четырех книгах – Четьих- Миней), проповедей, драм, стихов. 65 Тихон, Задонский чудотворец (Соколов Тимофей Савельевич; 1724–1783), святитель, епископ Воронежский в 1763–1767 гг. 68 Голицын Александр Николаевич (1773–1844), князь, обер-прокурор Святейшего Синода в 1818–1824 гг. 70 Иннокентий (Смирнов Иларион Дмитриевич; 1874–1819). В сентябре 1813 г. архимандрит Иннокентий был утвержден ректором Санкт–Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии. В марте 1819 г. хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского. 71 «Сионский вестник» – ежемесячный религиозно-нравственный журнал с мистическим направлением, издавался А.Ф. Лабзиным в 1806 и 1817–1818 гг. в Санкт–Петербурге. 73 Серафим (Глаголевский Стефан Васильевич; 1757–1843), с 19 июня 1821 г. митрополит Новгородский, Санкт–Петербургский, Эстляндский и Финляндский, первенствующий член Святейшего Синода. 76 Мещерский Петр Сергеевич (1778–1857), князь, российский государственный деятель, обер-прокурор Святейшего Синода в 1818–1833 гг. 77 Нечаев Степан Дмитриевич (1792–1860), историк, археолог, обер-прокурор Св. Синода в 1833–1836 гг. 83 Николай II Александрович (1868–17.07.1918); святой страстотерпец, император российский в 1894–1917 гг. 84 Филарет (Гумилевский Димитрий Григорьевич; наст. фамилия Конобеевский; 1805–1866), архиепископ, богослов, патролог, историк и библеист. В 1935–1841 гг. ректор Московской духовной академии. С 1841 г. занимал Рижскую, с 1848 г. Харьковскую, с 1859 г. Черниговскую кафедры. Читать далее Источник: Иларион (Троицкий), архим. Исторический очерк существования Православной Церкви в России за время с 1613 года по настоящий момент//Вестник ПСТГУ. II: История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. II(34). С. 93-121. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

М. стал летней резиденцией экзархов Грузии. В 1856 г. по проекту архит. Белова близ М. был выстроен архиерейский дом. Под кафоликоном М. находилась крипта, где хоронили братию мон-ря; через тоннель в крипте кафоликон был связан с жилыми помещениями мон-ря, в т. ч. с архиерейским домом. В том же году кафоликон расписал М. Трощинский, что привело к уничтожению ранних фресок ( Иоселиани. 1847. С. 15-17). Новая роспись довольно быстро пришла в негодность, в окт. 1887 г. кафоликон был расписан заново архит. Л. Лонго ( Матиашвили. 1963. С. 6-5; Он же. 1998. Т. 3. С. 712, 714-716). В 1857 г. были выстроены дополнительные помещения для насельников (10 келий). В 1894 г. в марткопской резиденции жил экзарх Грузии сщмч. Владимир (Богоявленский) , к-рого насельник тифлисского Преображенского мон-ря иером. Иоанн (Хосрошвили) обучал грузинскому языку, так что вскоре экзарх смог проводить богослужения по-грузински (Монастырь св. Антония//ДВГЭ. 1894. 18. С. 17-18; То же//Кавказ. Тифлис, 1894. 229. С. 1). В 80-х гг. XIX в. и в нач. XX в. в М. вновь проводились ремонтные работы: были возобновлены столбы кафоликона, перекрытие и колокольня малой церкви, дом экзарха. В доме хранились писанные маслом портреты царя Грузии св. Давида IV Строителя, католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони) (1788-1811), архиереев 1-й пол. XIX в. экзарха Грузии митр. Варлаама (Эристави) (1811-1817), архиеп. Руставско-Ниноцминдского Стефана (Джорджадзе), митр. Бодбийско-Сигнахского Иоанна (Макашвили) и архиеп. Астраханского и Кавказского Гаия (Такаова) (все в ГМИГ) (Иверия. 1888. 27 июля; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 717). В 1909 г. неск. строений мон-ря отремонтировал настоятель М. иером. Герман (Иашвили), израсходовав 2 тыс. р. В этот же период во дворе М. был сделан резервуар для питьевой воды ( Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 716-717). 31 мая 1902 г., во время вечернего богослужения, 10 грабителей вторглись на территорию М., начали стрелять, избили монахов, взяли деньги и церковные ценности (Цнобис пурцели (Новостной листок). Тифлис, 1902. 1829. С. 2).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010