Академическая библиотека в 1890–98 годах (Из воспоминаний бывшего библиотекаря.) Здание академической библиотеки было всегда, что называется, притчей во языцех. Близкое ли соседство высоких и толстых лаврских стен, препятствующее правильной циркуляции воздуха вокруг здания, или сырость почвы, или, вернее, и то и другое вместе – только библиотечное здание всегда было крайне сырым, в особенности в нижнем этаже. Во времена моего студенчества я сам видел воду на нижних полках книжных шкапов в нижнем этаже библиотеки. Но и вверху было немногим лучше: от сырости сильно портились даже рукописи: драгоценная, составляющая по своим лицевым изображениям уникум, болгарская рукопись XIII века «Временник мниха Георгия Амартола» 100-й по описанию архим. Леонида), попортилась от сырости настолько, что лицевые изображения, которыми она была украшена, наполовину слезли и исчезли. Покойный наместник лавры архимандрит Леонид (Кавелин) , сам большой знаток и любитель рукописей, выходил из себя всякий раз, когда при нем упоминали об академических рукописях. «Отобрать бы их у вас», говаривал он обыкновенно. Другое зло библиотечного здания составляло крайне плохое отопление. Бывали при мне случаи (1890–1898 гг.), когда оно вдруг переставало действовать, и в библиотеке водворялся холод, как на улице; или вдруг из тепловых отдушин и решеток начинал валить густой дым, наполнявший собой все помещение библиотеки; или оно наполнилось угаром; однажды после обеда мы все, и я и служителя, едва выползли из библиотеки и, если бы не догадались во-время, могли бы и совсем остаться там. Холодно же вообще зимою там было настолько, что я принужден был выпросить и поставить кафельную печку в приемной комнате наверху, где по большей части приходилось быть. Покойный В. О. Ключевский серьезно советовал мне повязывать в библиотеке голову платком, а на мое замечание, что ведь будут смеяться, ответил с своей характерной интонацией: «Лучше быть смешным, чем больным». От холода и сырости в библиотеке в значительной степени потерял ноги и зубы, а отчасти и глаза, помощник библиотекаря, иеромонах (впоследствии архимандрит) Рафаил, прослуживший в этой должности около двадцати лет и обыкновенно находившийся в нижнем этаже библиотеки 1169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Московская Духовная Академия в 1854–58 гг. Из воспоминаний Ив. Кузьм. Смирнова Д. ст. сов. Иван Кузьмич Смирнов родился 17-го марта 1833 г. в селе Бережек, Юрьевского уезда, Владимирской губернии; учился в Владимирском духовном училище и семинарии, а затем в 1854–58 гг. в Московской Духовной Академии; служил преподавателем Томской духовной семинарии (1858–62 г.) и Томской гимназии (1862–68 гг.), директором Иркутской (1868–73 г.) и Томской (1874–80 г.) гимназии, старшим наблюдателем студентов С.-Петербургского Технологического института (1881–86 г.), и состоял до самой кончины причисленным к Министерству Народного Просвещения, участвуя в 1888–99 гг. в рассмотрении отчетов директоров и инспекторов народных училищ и учительских семинарий и был командирован в 1893 г., в Восточную Сибирь для обозрения народных училищ; скончался 24 февраля 1912 г. в С.-Петербурге и погребен в с. Покровском, что под Рогачевым, Клинского уезда, Московской губернии. И. К. Смирнов напечатал: «О церковном судопроизводстве в древней России» (Чтен. в Импер. Общ. Истор. и Древн., 1865, I; отдельным изданием Спб. 1874); «Отшельник Феодор» («Русск. Стар.» 1887); «Преосвященный Парфений Томский» («Русск. Паломн.», 1888); «Из поездки на Алтай» («Русск. Паломн.» 1889); «О состоянии образования в Енисейской и Иркутской губерниях» («Русск. Школа», 1898). Кроме того, он оставил рукописные воспоминания, писанные в несколько приемов; главная часть их посвящена службе его в Сибири и написана в 1885–88 гг.; позже написаны были отдельные, не связанные друг с другом, части и в их числе одна, 1897 года, о пребывании в Московской Духовной Академии, что здесь и печатается. Я. Смирнов. По окончании курса (в 1854 г.) во Владимирской духовной семинарии (хотя и первым или вторым студентом в третьем отделении), не был я послан в Московскую Духовную Академию на казенный счет: начальство предоставило эту честь беднейшим кандидатам (Нарбекову и Воскресенскому) 262 , а мне, как сыну благочинного, предложено ехать и поступить (с небольшим единовременным взносом нескольких десятков рублей на первоначальное обзаведение) в Московскую Академию так называемым «волонтером». Предстоял вступительный экзамен, и более строгий для волонтеров. Вместо отдыха в каникулы пришлось учиться, готовиться к этому экзамену.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Профессор И. Н. Корсунский Иван Николаевич Корсунский был сын бедного псаломщика Тульской епархии, По окончании курса в Московской Духовной Академии в 1874 году, он около пяти лет служил в Туле в должности сначала преподавателя греческого языка, а потом смотрителя духовного училища. В 1879 году он перешел на должность библиотекаря в родную Академию, где сразу же взялся за большой и весьма нелегкий труд – составление систематического каталога библиотеки, и за десять лет успел составить и напечатать пять выпусков его, содержащих в себе весь обширный богословский отдел библиотеки. Не довольствуясь этим, он через год после вступления своего на академическую службу занял в Академии еще должность преподавателя греческого языка – сначала в качестве адъюнкта при покойном ректоре Академии протоиерее С. К. Смирнове, а потом и в качестве самостоятельного профессора, и эту должность занимал почти до последних дней своей жизни – с 1891 года в качестве экстраординарного профессора, а с 1898 года и ординарного. В должности же библиотекаря он пробыл до осени 1884 года. Но как ранее библиотечная, так и теперь профессорская деятельность не могли удовлетворить неутомимой и разносторонней натуры И. Н. Он усердно и добросовестно занимался своим предметом, и плодом этих занятий явились, между прочим, несколько обширных трудов, касающихся филологии по отношению преимущественно к Слову Божию. Таковы его труды: «Иудейское толкование Ветхого Завета» (его магистерская диссертация), «Новозаветное толкование Ветхого Завета», «Судьбы идеи о Боге в истории религиозно-философского миросозерцания древней Греции», «Труды Московской Духовной Академии по переводу Свящ. Писания и Творений св. отцов на русский язык за 75 лет», «О подвигах митр. Филарета в деле перевода Библии на русский язык» (удостоено Макарьевской премии), и обширный, труд, написанный им уже в последние годы жизни и представляющий собой его докторскую диссертацию: «Перевод LXX, его значение в истории греческого языка и его словесности». Кроме того, он переводил с греческого «Творения св. отцов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приложения к «Истории Христианской церкви XIX века» (том I) Приложение I В церковно-исторической литературе было уже несколько попыток изложения «Истории Христианской церкви XIX века». Первым в этом роде опытом было сочинение Гизелера «Церковная история новейшего времени от 1814 г. до настоящего времени» (на нем. яз.), составляющее V-й том его курса общей церковной истории (Бонн 1855 г.). Сочинение это отличается богатством материала и подробным указанием источников, но нить повествования в нем доводится только до конца 40-х годов, следовательно, обнимает только первую половину века. Рядом с ним стоит сочинение Баура «Церковная история 19-го века», отличающееся ясным, хотя и не чуждым тенденциозности изложением, особенно в очерке развития богословских идей (изд. Целлером после смерти автора в Тюбингене 1862 г.). Тут история доводится только до конца 50-х годов и, следовательно, также обнимает лишь половину века. Полную картину XIX века обнимает обширный труд Ниппольда Handbuch der Neuesten Kirchengechichte в 3-м издании (три больших тома по 800 стр. с дополнениями). Труд в высшей степени обстоятельный, представляющий последнее слово немецко-протестантской церковно-исторической науки по вопросам истории XIX века; но в тоже время весьма своеобразный по изложению, что вместе с крайним субъективизмом автора, по местам впадающего в тон полемического памфлета, значительно подрывает достоинства этого труда. Затем подробное изложение истории XIX века дано в известных курсах церковной истории Курца (последнее 13-е издание под редакцией проф. Бонвеча иЧаккерта, Лейпциг 1899 г.), Альцога и Газе (в его «Истории церкви на основе академия:, лекций», 2-е изд. 1898 г.). В частности новейшая история Римско-католической церкви нашла себе немало обстоятельных исследователей. Кроме специально посвященного ей 2-го тома в труде Ниппольда, можно указать еще: Pius Gams, Gcschichte der Kirche Christi im XIX jahrh. Innsbruck 1856, и особенно H. Bruck, Gcschichte derKath. Kirche im XIX Jahrhundert. I–III тома, Mainz 1887–1899 (до культурной борьбы 1870 года). С протестантской стороны Fred. Nielsen, DieRomische Kirche in XIX Jahrh», Gotha 1878, – очень живо написанные очерки, которые и легли в основу предлагаемого нами отдела по истории римского католицизма в XIX веке. В этих сочинениях указаны и все частные источники и пособия по истории отдельных пап. Для характеристики собственно ультрамонтанского движения в XIX веке см. обстоятельный труд свящ. И. В. Арсеньева «Ультрамонтанское движение в XIX в. до Ватиканского собора включительно. Харьков 1895 г.», где указана и вся важнейшая русская литература. Приложение II (Старокатолицизм)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Карталинской и Кахетинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ. 30 янв. 1812 г. во епископа Горийского, викария экзарха Святейшего Синода в Грузии (экзарх возглавлял Мцхетско-Карталинскую (с 1818 - Карталинская и Кахетинская) епархию), был хиротонисан Досифей (Пицхелаури), оставленный в С.-Петербурге для присутствия в Святейшем Синоде при обсуждении дел Грузинского Экзархата. По инициативе еп. Досифея было выработано новое положение о церковном устройстве Грузии, утвержденное императором 30 авг. 1814 г. (для высшего управления делами Экзархата по образцу Московской синодальной конторы была учреждена Грузино-Имеретинская синодальная контора под председательством экзарха). Тогда же Досифей был возведен в сан архиепископа и назначен на Телавскую и Грузино-Кавказскую кафедру. Впосл. Горийские епископы жили в основном в Тифлисе, являлись помощниками экзарха Грузии в управлении Карталинской и Кахетинской епархией. В 1-й пол. XIX в., после еп. Досифея, Г. в. возглавляли епископы Гервасий (Мачавариани; 30 авг. 1814 - 5 февр. 1817), Стефан (Джорджадзе; 28 дек. 1818 - 18 нояб. 1839), Никифор (Джорджадзе; 5 апр. 1842 - 3 дек. 1851). Горийский еп. Иоанн (Авалиани; 13 апр. 1852 - 6 апр. 1858) являлся настоятелем Шуамтинского мон-ря в Кахети. Его преемниками на Горийской кафедре были Гавриил (Кикодзе ; 18 янв. 1859 - 2 июля 1860), Геронтий (Папиташвили; 19 мая 1862 - 30 мая 1869). Более 25 лет, с 30 мая 1869 по 20 марта 1898 г. с перерывом в 1881-1886 гг., Горийским епископом был свт. Александр (Окропиридзе) . По инициативе архиерея и при его финансовой поддержке в 1878 г. в Тифлисе открылось епархиальное уч-ще, были восстановлены мон-ри Шиомгвиме , Зедазнийский (см. Мцхета ) и Давидгареджи (см. Гареджи ). Архиерей способствовал введению преподавания древнегруз. церковного пения в духовных учебных заведениях. С 19 апр. 1898 по 12 авг. 1900 г. Г. в. возглавлял еп. Леонид (Окропиридзе ; впосл. Католикос-Патриарх Грузии).

http://pravenc.ru/text/166213.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРУЗИНО-ИМЕРЕТИНСКАЯ СИНОДАЛЬНАЯ КОНТОРА высший орган управления Грузинского Экзархата, образованный указом российского имп. Александра I Павловича 30 авг. 1814 г. Офиц. открытие состоялось 8 мая 1815 г. в Тифлисе: в кафедральном соборе Сиони экзархом митр. Варлаамом (Эристави) была совершена литургия, а затем отслужен благодарственный молебен о здравии императора и всего царствующего дома. Создание Экзархата в 1811 г. и вслед за тем Г.-И. с. к. обозначало конечный этап включения Грузинской Церкви в состав Российской Православной Церкви. Экзархат первоначально управлялся дикастерией, к-рую возглавлял экзарх. В 1814 г. она была преобразована в Г.-И. с. к., что повышало статус этого учреждения. Дикастериями в 1-й пол. XVIII в. в нек-рых российских епархиях назывались органы епархиального управления, аналогичные духовным консисториям, в то время как Московская синодальная контора имела более высокий ранг, ее председателем являлся митрополит Московский. Полномочия Г.-И. с. к. были более обширными, чем Московской, т. к. Г.-И. с. к. была органом управления всеми епархиями Экзархата. Председателем Г.-И. с. к. являлся экзарх Грузии с титулом «митрополит Мцхетский, Тифлисский и Карталинский». Первоначально членами конторы также были епископ Телавский и Грузино-Кавказский, 2 архимандрита и 2 протоиерея. Члены Г.-И. с. к. назначались Святейшим Синодом по представлению экзарха. Впосл. состав конторы менялся: в 1900 г. в нее входили экзарх, еще 1 архиерей, 3 архимандрита и 1 протоиерей, к 1917 г.- экзарх, 3 архимандрита и 1 протоиерей. В 1898-1901 гг. членом конторы был сщмч. архим. Ермоген (Долганёв ; впосл. епископ Тобольский). При Г.-И. с. к. существовала канцелярия, управление к-рой возлагалось на прокурора, подчинявшегося не только экзарху, но и (подобно епархиальным секретарям духовных консисторий) обер-прокурору Святейшего Синода. Однако статус прокурора был выше статуса консисторских секретарей. Он назначался из лиц, знающих рус. и груз. языки. В штатах канцелярии первоначально также состояли 3 обер-офицера (находились в Гори, Телави и Кутаиси), к-рые занимались в основном надзором за состоянием имений Экзархата и управлением ими, и 2 секретаря, отчитывавшиеся в докладах о церковных делах Центр. и Вост. Грузии и Зап. Грузии. По штатам 1860 г. в канцелярии числились прокурор, 2 помощника прокурора, казначей, архивариус-журналист и 4 канцелярских служителя, не имевшие чина; в 1900 г.- прокурор, 2 секретаря по отд-ниям (груз. и имеретинскому), 4 столоначальника, бухгалтер-казначей-экзекутор, архитектор, архивариус-регистратор и 2 переводчика.

http://pravenc.ru/text/168195.html

Сенгилей. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Вознесения Господня , Илии Пророка Архитектурные стили: Классицизм , Эклектика , Русский стиль Год постройки:1814. В 1880 расширен приделами; колокольня пристроена между 1900 и 1912. Год утраты:1955 (снесён при расчистке ложа Куйбышевского водохранилища) Адрес: Россия, Ульяновская область, Сенгилеевский район, г. Сенгилей, прибрежная часть акватории Куйбышевского водохранилища Координаты: 53.966952, 48.805025 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Посвящение празднику Покрова Пресвятой Богородицы переняла новая церковь , обустроенная в Сенгилее в 1993 г. Карта и ближайшие объекты Храм каменный, теплый, построен прихожанами в 1814 г.; ими же увеличен в 1880 г. сооружежем двух боковых приделов; в 1898 г. обнесен железной оградой. Престолов в нем три: главный в честь Покрова Пресвятые Богородицы, в южном приделе в честь Вознесения Господня и в северном во имя св. пророка Ильи. Часовень две: одна на юго-западном углу ограды, другая на берегу р. Волги, построена в память события 17 октября 1888 года; обе каменныя. Церковной земли 33 дес. пахотной. Капитал церкви 850 руб. и по книжкам сберегательной кассы. Причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков. Дома у них, кроме одного псаломщика, живущего на квартире, собственные, на собственной земле. Капитал причта 2350 руб. и по книжке сберегательной кассы. Прихожан: в гор. Сенгилее в 393 двор. 1571 м. и 1694 ж.; в дер. Новой Слободе (Нововыселенная, при рч. Сенгилейке, в 2 вер.; н. р.) в 109 двор. 437 м. и 475 ж.; всего в 502 двор. 2008 м. и 2169 ж.; сверх того раскольников в 8 двор. 31 м. и 25 ж. Церк.-приход. попечительство существует с 1899 г. В приходе: два приходских училища, мужское и женское; церк.-прих. школа в дер. Новой Слободе (с 1896 г.), помещается в собственном здании, и в городе женская школа грамоты (с 1899 г.), помещается в наемной квартире.

http://sobory.ru/article/?object=51787

Сенгилей. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь унаследовала посвящение исторического собора Покрова Пресвятой Богородицы (1814), снесённого в 1955 г. при расчистке зоны затопления Куйбышевского водохранилища Карта и ближайшие объекты Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы г.Сенгилея Ульяновской области зарегистрирован 1 февраля 1993 года. В апреле 1993 года распоряжением Главы администрации района местным христианам выделили двухэтажное кирпичное здание (постройка 1895 года) для нужд Русской Православной Церкви. Здание подверглось капитальной реконструкции и перестройки под православный храм. Престол освящен архиерейским чином 21 октября 2001 года. В 2005 году были завершены все строительные и отделочные работы. В настоящее время продолжаются работы по художественному убранству храма. До Октябрьского переворота 1917 года в городе на берегу реки Волга стоял Покровский собор. В семидесятых годах 19 века собор был капитально реставрирован и расширен двумя приделами - во имя Вознесения Господня и Святого Пророка Илии. В двадцатые годы ХХ века в соборе отслужили последнюю литургию, и затем он был разграблен и осквернен. Позднее здание собора использовалось советской властью для различных хозяйственных нужд. В 1954 году храм был полностью разрушен и сегодня останки Покровского собора покоятся на дне Волжского водохранилища. Источник: сайт Покровского храма http://www.sengilei.prihod.ru/istorija_prikhoda Существовавший ранее Покровский собор каменный, теплый, построен прихожанами в 1814 г., ими же увеличен в 1880 г. сооружением двух боковых приделов; в 1898 г. обнесен железной оградой. Престолов в нем три: главный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в южном приделе – в честь Вознесения Господня и в северном – во имя св. пророка Ильи. Часовен две: одна на юго-западном углу ограды, другая на берегу реки Волги, построена в память события 17 октября 1888 года; обе каменные. Церковной земли 33 дес. пахотной. Капитал церкви 850 руб. и по книжкам сберегательной кассы. Причт состоит из протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков. Дома у них, кроме одного псаломщика, живущего на квартире, собственные, на собственной земле. Капитал причта 2350 руб. и по книжке сберегательной кассы.

http://sobory.ru/article/?object=23283

Иркутск. Церковь Николая Чудотворца в с. Кузьмиха. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:между приблизительно 1819 и 1822. Год утраты:приблизительно 1970 Адрес: г. Иркутск, ул. Старо-Кузьмихинская Координаты: 52.239927, 104.29524 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Появление церкви в селе Кузьмихинское связано с романтической историей. В деревне в 1814 г. проживал на поселении богатый ярославский помещик А. Шубин, сосланный за порочащий честь офицера поступок. Здесь Шубин встретил и полюбил молодую красивую дочь простого казака, на которой женился. Вскоре прощенный, он вернулся в армию и востановил свой офицерский чин. Выйдя в отставку, он приехал в Иркутск и в 1819 г. подал в Иркутскую Духовную Консисторию прошение разрешить ему, в месте его многолетнего страдания и искупления вины, построить каменную церковь, на что и получил благословенную грамоту. Несколькими годами ранее, в 1811 г. Иркутскому губернскому архитектору Я.А. Кругликову было поручено составление проекта на предполагаемую в селении церковь. Письменные документы не дают ясного ответа, был ли он действительно автором построенного храма, но очевидно, что замысел храма-ротонды в провинции того времени мог принадлежать только профессиональному архитектору. Заложенная на пожертвования А. Шубина церковь вскоре была построена и 8 декабря 1822 г. ее освятили во имя Николая Чудотворца. Кроме Николаевской церкви в селении были деревянный молитвенный дом, построенный в 1898 г. и часовня, возведенная в 1884 г. В 1923 г. церковь передали в пользование обновленческой общины верующих. Еще в 1937 г. в ней проводились богослужения, но, вероятно, вскоре она была закрыта, так как в списках действующих церквей 1948 г. она не значится. В 1960-е гг. здание было снесено.

http://sobory.ru/article/?object=39525

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРДНИК жен. мон-рь в честь Вознесения Господня Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Находится на Фрушка-Горе . Основан в кон. XV - нач. XVI в. как муж. во имя св. Иоанна Крестителя. Впервые упоминается в султанском фирмане 1569 г., освобождавшем мон-рь от налогов ( С. 26). Несмотря на это, кадастр 1578 г. сообщает, что насельники В. не смогли выплатить властям 3 тыс. акче и были вынуждены разойтись ( С. 19). В 1589 г. иером. Георгием здесь была переписана Минея ( Записи. Т. 1. 806). В сер. XVII в. мон-рь находился в запустении. В 1697 г. там поселились монахи из мон-ря Раваница , к-рые принесли с собой мощи св. кн. Лазаря . Благодаря этому В. получил название Раваницы Новой (Сремской) и стал важным духовным центром Сербии, в кон. XVII - 10-х гг. XVIII в., при митр. Бачском Стефане (Метохийце) , в мон-ре находилась кафедра Фрушкогорской епархии. В XVIII в. мон-рю давали богатые пожертвования, в т. ч. из России: известны указы императриц Елизаветы Петровны от 1748 г. и Екатерины II от 1768 г. ( С. 36). В сер. XVIII в. был построен большой братский корпус и трапезная, к-рая в 1776 г. была расписана мон. Амвросием (Янковичем), отразившим в 7 сценах историю мон-ря. В 1858 г. Петр Чортанович поверх этой росписи написал панораму Косовской битвы, эта роспись утрачена в годы второй мировой войны. Братский корпус и трапезная много раз перестраивались и в наст. время представляют собой 3 крыла, соединенные П-образно и замкнутые воротами, над к-рыми возвышается 2-ярусная барочная колокольня. В 1791-1811 гг. около старой церкви (разобрана в 1813) Корнелий Серб и Коста Змиянович возвели каменный 1-нефный храм в честь Вознесения Господня с полукруглой апсидой, небольшим куполом и барочной колокольней. Резной иконостас (1809-1814) работы Марко Вуятовича; своды расписаны в 1851-1853 гг. Димитрие Аврамовичем. В 1811 г. в храме с правой стороны от алтаря были поставлены мощи св. кн. Лазаря. Храм пострадал при землетрясении 1893 г., но в 1898 г. был отреставрирован.

http://pravenc.ru/text/155422.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010