93 Граф А. Г. Строганов (1795–1891) – в 50-х и 60-х гг. прошлого века был новороссийским и бессарабским генерал-губернатором. 98 Д. Н. Свербеев (1799–1874) – отставной дипломат, автор известных «Записок»; в его московском салоне по пятницам собирались славянофилы и западники. 99 Поэт А. Н. Плещеев (1825–1893) был приговорен по делу Петрашевского к смертной казни, замененной ссылкой в Оренбургский край на восемь лет. 100 С. Ф. Дуров (1816–1869) – поэт. Был приговорен к четырем годам каторги и трем годам службы рядовым. 101 Письмо было напечатано и за границей, и в России... но с пропусками и неточностями. В «Голосе минувшего», 1915, 12, стр. 62–65, часть его напечатана вновь в исправленном виде В. И. Семевским в его статье о петрашевцах. Заимствую текст именно оттуда, равно как и вышеуказанные сведения. 106 Речь здесь идет о стихотворении «Беззведная полночь дышала прохладой...», о котором см. примечание 57. 107 «Фельдмаршал Паскевич в Крымскую войну». – «Jahrbücher f. d. deutsche Armee und Marine», 1874, 35 и 36. (Перевод и примечания Н. Шильдера.) В примечании показано, что содержание «Видения» передано неточно. – «Русская старина», 1875, кн. 13-я, стр. 608–609.) 108 Н. А. Мельгунов (1804–1867) – писатель и критик. В 40-х гг. занимал среднюю позицию между славянофилами и западниками. 109 C. П. Шевырев (1806–1864) – поэт и журналист, профессор Московского университета, где преподавал русскую словесность. Он поддерживал дружеские отношения со славянофилами и сам себя считал таковым. Однако по своим взглядам был представителем теории официальной народности. Шевырев был верным соратником и помощником М. П. Погодина (1800–1875) – профессора истории Московского университета, издателя «Московского вестника» (1827–1830) и «Москвитянина» (1841–1856); как и Шевырев, Погодин был сторонником теории официальной народности. 111 А. И. Кирпичников. Между славянофилами и западниками. – «Русская старина», т. 96, 1898, декабрь, стр. 570. 119 Граф П. А. Валуев (1814–1890) – государственный деятель, министр внутренних дел в 1861–1868 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Млодзеевский Болеслав Корнелиевич (1858–1923), математик и общественный деятель, магистр (1886), доктор (1890) чистой математики, профессор (1892–1911, 1917), заслуженный профессор (1910) физико-математического ф-та М.у. Один из основателей и первых профессоров МВЖК, профессор Народного ун-та им. А. Л. Шанявского, секретарь (1891–1905), вице-президент (1905–1922), президент (1922–1923) Московского математического об-ва, почетный член ОЛЕАЭ, МОИП, Физического об-ва; Модзалевский Борис Львович (1874–1928), литературовед, библиограф, член-корр. РАН (1918). Служащий канцелярии по учреждениям императрицы Марии (с 1898), служащий канцелярии конференции, зав. архивом (с 1907) Петербургской АН, член и делопроизводитель Комиссии по изданию сочинений А. С. Пушкина (с 1919), один из основателей Пушкинского дома и его старший хранитель (1919–1928); Моравский Владимир Сергеевич (1891–?), студент историко-филологического ф-та М. у.; Морозкина, выпускница историко-философского ф-та МВЖК; Морской В. Я., дирижер Саратовской оперы; Моцарт Вольфганг Амадей (1756–1791), австрийский композитор; Муравьев Никита Михайлович (1796–1843), декабрист, капитан гвардии (1825). Участник заграничных походов русской армии 1813–1814, один из создателей «Союза спасения» (1816), член Верховной думы и правитель Северного об-ва, член директории Южного об-ва декабристов; Муралов Николай Иванович (1877–1937), деятель революционного движения. После Февральской революции занимал видные должности в московских большевистских организациях, в ходе Октябрьской революции член Московского ВРК и член Революционного штаба, затем командующий войсками Московского военного округа. Позже (1919) член Реввоенсовета Восточного фронта, с 1925 член ЦКК ВКП(б), начальник военно-морской инспекции Наркомата РКП, ректор сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева. В 1927 выведен из ЦКК, исключен из партии, с 1928 в Сибири на хозяйственной работе, в 1937 расстрелян; Муратов Михаил Васильевич (1892–1957), историк, книговед, писатель. В 1917 студент историко-филологического ф-та М. у. В 1920–1931 преподавал историю книжного дела на Высших библиотечных курсах при Ин-те библиотековедения в Москве и в вузах Иркутска, сотрудник Центрального бюро краеведения;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

С. 354. Начинается пантомина под музыку. — Сюжет этой пантомимы был широко известен, он сходен с эпизодом «Ночи перед рождеством» Н. В. Гоголя. 190 С. 356. …донцо валится… — Донцо — доска, на которой сидит пряха, втыкая в нее кудель. 191 С. 356. …раздается «Солнце на закате»… — «Солнце на закате, время на утрате» (1799) — песня С. Митрофанова. Фольклоризированный вариант ее был чрезвычайно распространен (см.: Песни и романсы русских поэтов. М.; Л., 1963. С. 179, 180, 989). 192 С. 357. …военный госпиталь — в полуверсте от крепости. — Деревянное здание госпиталя сохранилось. В нем и сейчас помещается один из корпусов госпиталя (см.: Юрасова М. Узник Мертвого дома//Сибирские огни. 1956. С. 133). 193 С. 360. …Т — к… — Имеется в виду Тобольск. 194 С. 378. …«свежо предание, а верится с трудом»… — Строки из «Горя от ума» А. С. Грибоедова (д. II, явл. 2). 195 С. 383. «…умеешь вот такой-то стих наизусть?» — Имеется в виду молитва «Отче наш». 196 С. 386. …напоминающее маркиз де Сада и Бренвилье. — Сад, Донасьен Альфонс Франсуа, маркиз де (1740–1814), французский писатель. Для его романов характерно сочетание изображения утонченной жестокости и разврата, которое получило название садизма. Бренвилье, Мария Мадлена, маркиза де (1631–1676), известна как отравительница, наслаждавшаяся муками своих жертв. В статье 1861 г. «Ответ „Русскому вестнику“» Достоевский упоминал эти же имена в связи с характеристикой героини «Египетских ночей» А. С. Пушкина Клеопатры. 197 С. 393. …наше нещечко… — Нещечко — сокровище (укр.); здесь употреблено в ироническом смысле. 198 С. 397. …у генерала Кукушкина служит. — В арестантской среде существовала легенда о бродяжьем генерале (иносказательное название кукушки), сзывающем весной бродяг к себе на службу (см.: Крестовский В. Сочинения. СПб., 1898. Т. 1. С. 193). 199 С. 403. …за сто раков. — Рак — в просторечии десять рублей (десятирублевые ассигнации печатались на красной бумаге). 200 С. 403. На торбе — играл. — Торба — очевидно, искаженное «торбан» — струнный щипковый музыкальный инструмент, напоминающий бандуру (итал. tiorba). 201

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Есть, впрочем, и неизбежное " исключение, подтверждающее правило " : им служит Вл. Соловьев. Но крайне редки и безусловные апологеты Хомякова; почти все авторы не обходятся без несогласия с ним, без критики тех или иных его воззрений. В церковной среде XIX в. не было достигнуто сколько-нибудь глубокого анализа богословия Хомякова, и тем более не могло сложиться никакой его общепринятой оценки; налицо были лишь два ряда мнений, одни сдержанно-положительные (среди коих было и мнение митрополита Филарета (Дроздова)), другие - в разной степени отрицательные. Однако была заметна и эволюция: вначале отрицательные оценки явно преобладали и были более резкими; затем постепенно реакция делалась более умеренной, и мысль Хомякова приобретала больше сторонников. Наиболее решительное отрицание хомяковских идей высказал П.С. Казанский (ум. 1878), известный исследователь православного монашества: " Нужно отрешиться совсем от наших понятий о Церкви, чтобы стать на точку зрения Хомякова " [ 1 ]. Также негативным, хотя и более терпимым, было отношение выдающегося церковного историка А.В. Горского (1814-1875). С критикой богословских взглядов Хомякова выступал и В.Ф. Певницкий (1832-1912), автор многих трудов по гомилетике. Основные истоки неприятия в церковно-академической среде можно считать троякими: господство западных стереотипов богословского мышления, неожиданность и непривычность такого явления как богословие Хомякова, а также и опасения того, что это богословие подрывает статус иерархии. С другой стороны, в кругах, близких к славянофильству, продолжали храниться традиции почитания и превозношения - традиции, для которых нормой стали известные слова Юрия Самарина о Хомякове как учителе Церкви. Однако общей чертой как положительных, так и отрицательных отзывов на протяжении всего XIX в. оставались поверхностное знание и ограниченное понимание богословского наследия Хомякова (хотя на рубеже столетий, в 1898 г., уже начинает выходить в свет, отдельными выпусками, капитальнейшее исследование В.З.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

—138— плодотворная мысль, которая должна стать главной опорой моей философии». Приняв в свою философию вещь в себе, Шопенгауэр скоро дошел и до формулы: «воля есть вещь в себе». Уже в том же 1814 г. он писал: «Платоновская идея, вещь в себе и воля – это все одно и тоже». Высказанное Виндельбапдом, Леманом и др. мнение, что за волю Шопенгауэр взялся под влиянием Бутервека, что его метафизика есть преобразование «абсолютного виртуализма» Бутервека, автор считает неправильным. Единственными влияниями на Шопенгауэра остаются влияния Платона и Канта. Этими двумя влияниями обусловлены в самой и окончательно сложившейся системе Шопенгауэра два порядка мыслей, – метафизический (Платоновское влияние) и психологический (Кантовское). Исследованию этой стороны дела посвящена III глава (SS. 34–48). Исследование Лоренца, составленное весьма старательно и подкрепляющее свои выводы точными документальными данными, является весьма ценным пособием при изучении Шопенгауэровой философии. IV. Rich Böttger. Das Grundproblem der Schopen-hauerschen Philosophie Greifswald 1898. SS. 42. Автор старается доказать не раз высказывавшееся, но в действительности едва ли справедливое положение, что основная проблема Шопенгауэровой философии – объяснить «нравственное значение» человеческой деятельности, что метафизика у него есть только «обширная подстройка (Unterbau)» для этики, имеющая целью всеми своими подробностями служить к разрешению этой основной задачи. Пользуясь собственным сравнением Шопенгауэра, называвшего свою философию «стовратыми Фивами», в которых чрез каждые ворота можно прямым путем дойти до центра, Беттгер старается выяснить, где же находится этот центральный пункт системы, – и оказывается, что в этике (SS. 1 ff). Что теоретическая философия Шопенгауэра тесно связана с его этикой, это, бесспорно. Что этические его тенденции (пессимизм) не остались без влияния на реше- —139— ния гносеологических и метафизических вопросов, это также бесспорно; но утверждать, что вся метафизика и гносеолоия есть только «подстройка» для этики, будет слишком много. Впрочем, исследование Бетггера от того не теряет своей цены, как работа, выясняющая тесную связь Шопепгауэровой этики с гносеологией и метафизикой; – так ее следовало бы и озаглавить.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Панентеистическое учение Краузе стало последней и наиболее подробно обоснованной версией классического идеалистического П. в зап. философии. Большинством европ. философов оно воспринималось критически и оценивалось как вторичная причудливая эклектика, вслед. чего так и не получило широкого признания. Однако во 2-й пол. XIX в. в европ. интеллектуальных кругах сложилось движение, получившее наименование «краузизм». Его зарождение связано с деятельностью нем. учеников и последователей Краузе, публиковавших в течение более чем 50 лет обширные материалы его наследия (библиографию см.: Orden Jim é nez. 1998. P. 710-716). Философские, правовые, общественно-политические и педагогические идеи Краузе развивали Х. фон Леонхарди (1809-1875), Х. Аренс (1808-1874), К. Рёдер (1806-1879) и др. (подробнее см.: Ure ñ a. 2001; Idem. 2007). Наибольшую популярность краузизм приобрел в Испании и в нек-рых странах Лат. Америки. В сер. XIX в. влиятельный испан. публицист, философ и педагог Х. Санс дель Рио (1814-1869) опубликовал испан. перевод 1-го отдела (аналитики) сочинения Краузе «Лекции о системе философии», а также представил в собственной обобщающей переработке под заглавием «Жизненный идеал человечества» (Ideal de la humanidad para la vida) тексты неск. статей Краузе, посвященных учению о человеке и обществе (см.: Orden Jim é nez. 1998. P. 718). Учение Краузе было с энтузиазмом воспринято мн. представителями либеральной испан. интеллигенции, к-рые считали, что его П. может стать альтернативой как господствовавшему в испан. системе образования консервативному схоластическому католич. теизму, так и радикально-революционным идеям социализма и материализма. В 80-х гг. XIX в. Ф. Хинер де лос Риос (1839-1915), ученик и последователь Санса дель Рио, возглавил Свободный ин-т образования (Institución Libre de Enseñanza) в Мадриде, к-рый оставался центром испан. краузизма до кон. 30-х гг. XX в. С деятельностью института и многочисленных возникших на его основе учебных центров были связаны выдающиеся испанские интеллектуалы этого периода, в т. ч. философы М. де Унамуно (1864-1936) и Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955), поэты А. Мачадо (1875-1939), Х. Р. Хименес (1881-1958), Ф. Гарсия Лорка (1898-1936) и мн. др. Хотя испан. краузистов в большей мере интересовали либеральные общественно-политические идеалы Краузе, чем лежавший в их основе метафизический П., во многом под влиянием панентеистических принципов краузизма в творчестве мн. испан. и латиноамер. мыслителей и писателей XX в. появляются ярко выраженные панентеистические и пантеистические мотивы, нередко соединяющиеся с критическим отношением к традиц. католич. теизму (подробнее об испан. краузизме см.: Журавлев. 1992; Stoetzer. 1998; Сизова. 1999). Классический П. в русской философии

http://pravenc.ru/text/2578803.html

31 Наполеон I Бонапарт (1769–1821) – французский государственный и военный деятель. Первый консул Французской республики в 1799–1804 гг., император Франции в 1804–1814 гг. и в марте – июне 1815 г. Родился в семье корсиканского адвоката. В 1784 г. окончил Бриеннское военное училище, в 1785 г. – Парижскую военную школу. В 1792 г. вступил в Якобинский клуб. В 1793 г. после успешного штурма Тулона, проведенного по его плану, произведен, из капитанов в бригадные генералы. В 1795 г. – командующий парижским гарнизоном, с 1796 г. – главнокомандующий армией в Италии, в 1798–1799 гг. руководил Египетской экспедицией; 9–10 ноября 1799 г. (18–19 брюмера 7 года Республики) произвел в Париже государственный переворот. С 1802 г. – пожизненный консул, в 1804 г. провозглашен императором. Бисмарк Отто Эдуард Леопольд фон Шенхаузен (1815–1898) – германский государственный деятель, князь, в 1859–1862 гг. прусский посланник в России, в 1862 г. – во Франции. С 1862 г. – министр-президент и министр иностранных дел Пруссии. Осуществил т. н. «объединение Германии сверху». После создания в 1867 г. Северо-Германского союза – бундесканцлер, с 1871 г. – рейхсканцлер Германской империи. С марта 1890 г. – в отставке. 32 Жорж Санд (псевдоним Авроры Дюпен, по мужу баронесса Дюдеван; 1804–1876) – французская писательница; автор романов «Индиана» (1832), «Консуэло» (1843) и мн. др. Принимала участие в Февральской революции 1848 г. 33 Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1642) – князь, государственный и военный деятель. Из ветви рода князей стародубских. В 1598 г. стряпчий и член Земского собора, с 1602 г. – стольник, с 1613 г. – боярин. Участвовал в подавлении восстания И. Болотникова. В 1608–1610 гг. сторонник Василия Шуйского, в 1610 г. – воевода в Зарайске. Участник первого (1611 г.) и вместе с Кузьмой Мининым один из руководителей второго ополчения (1612 г.). В 1612–1613 гг. вместе с князем Д. Т. Трубецким руководил временным правительством. Позднее воевода в Можайске и Новгороде, руководитель многих приказов, в т. ч. Ямского, Разбойного, Московского судного и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Г.-И. с. к. состояла в ведении Святейшего Синода и обязана была неукоснительно исполнять его указы и распоряжения, а также представлять в Синод ежегодные отчеты о состоянии дел в Грузинском Экзархате. В синодальной конторе решались дела о недействительности и расторжении браков с предоставлением права недовольным подавать апелляции в Святейший Синод. Г.-И. с. к. судила клириков и мирян Экзархата по делам, связанным с каноническими преступлениями и др. церковными правонарушениями. Она заведовала всеми земельными владениями, принадлежавшими мон-рям, архиерейским домам и др. церковным учреждениям Экзархата. Контора во главе с экзархом избирала кандидатов на вакантные груз. кафедры и представляла их кандидатуры для утверждения в Святейший Синод. Епископы Грузии находились в зависимости от экзарха и синодальной конторы. О важнейших делах своих епархий они должны были докладывать в Г.-И. с. к., хотя в непосредственное внутреннее управление епархиями контора не входила. Ввиду столь широких полномочий Г.-И. с. к. не было необходимости в существовании духовных консисторий в отдельных епархиях Грузинского Экзархата, что до известной степени ограничивало самостоятельность епархиальных архиереев. Рабочим органом правящих архиереев были канцелярии, состоявшие (по штатам 1885 г.) из секретаря, помощника секретаря и канцелярских служителей. В 1814 г. для Имеретии, Мингрелии и Гурии была учреждена дикастерия, поставленная в зависимость от экзарха и существовавшая до 1818 г. В 1864 г. Г.-И. с. к. было поручено подобрать духовенство для российской миссии в Тегеране. В 1898 г. в ведение конторы была передана созданная в Персии Урмийская духовная миссия , к-рая сносилась с Синодом через экзарха Грузии. В 1903 г. миссия была подчинена непосредственно Синоду. В нач. ХХ в. в Грузии обострилось стремление (в т. ч. и среди духовенства) к отделению от Российской империи и восстановлению автокефалии Грузинской Церкви. Г.-И. с. к. неукоснительно проводила линию, направленную на сохранение целостности гос-ва и Российской Православной Церкви, пресекая сепаратистские и автокефалистские тенденции, что давало повод революционерам обвинять контору и возглавлявших ее экзархов в русификаторской политике, соучастии в колониальном подавлении груз. освободительного движения.

http://pravenc.ru/text/168195.html

69 Гоулд, Джералд (1885–1936) — английский поэт, литературный критик, журналист. Штраус, Эрик Бенджамин (1894–1961) — английский психолог и психиатр, в 20–е гг. сотрудник журнала «Спектейтор». 71 Ф окс, Гай (1570–1606) — один из участников т. наз. «порохового заговора», составленного английскими приверженцами католицизма с целью взорвать резиденцию короля Иакова I и здание парламента. В ночь на 5 ноября 1605 г. заговор был раскрыт, а заговорщики арестованы и после суда казнены. В Англии до сих пор празднуется годовщина разоблачения заговорщиков — День Гая Фокса (5 ноября) — с фейерверками и сжиганием чучела Гая Фокса. Суиннертон, Фрэнк Артур (1884–1955) — английский прозаик, литературный критик, автор многих романов, статей и монографий об английских писателях XIX в. Ему принадлежит одна из первых биографий Р. Л. Стивенсона. В 30–40 гг. — сотрудник литературного отдела газеты «Обсервер». Оннегер, Артюр (1892–1955) — французский композитор, автор опер, балетов, оперетт, симфоний. Симфония «Пасифик 231» написана в 1923 г. Лорд Рочестер, Джон Уилмот (1647–1680) — английский поэт и вельможа при дворе короля Карла II. Его беллетризованная биография «Обезьяна лорда Рочестера» написана Грином в 1934 г., опубликована в 1974 г. 72 С мелые наездники Рузвельта — добровольческий кавалерийский полк, созданный Т. Рузвельтом, будущим президентом США, во время испано–американской войны 1898–1899 гг. 73 Т омас, Джеймс Генри (1874–1940) — английский политический и общественный деятель, один из лидеров профсоюзного движения. В 1920–1924 гг. был президентом Международной федерации профсоюзов. Болдуин, Стенли (1867–1947) — английский государственный деятель, лидер консервативной партии, премьер–министр в 1924– 1929 и 1935–1937 гг. «Добрые друзья» (1931) — пьеса Джона Бойнтона Пристли (1894–1985). 74 Рид, Чарлз (1814–1884) — английский писатель, автор популярных в середине прошлого века социально–бытовых романов и пьес. Пути спасения Вторая часть автобиографической дилогии Грина опубликована в 1980 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

XVIII, гл. Х. Артур Пенденнис — герой романа У. Теккерея «История Пенденниса» (1848—1850), Пип — прозвище Филиппа Пиррипа, персонажа романа Ч. Диккенса «Большие ожидания» (1861), Даниель Деронда — герой последнего романа Дж. Элиот «Даниель Деронда» (1876). Цель удара в крокете — попасть шаром в воротца или в другой шар. Это дает право на повторный удар. «Гиганты мне нужны». — Перевод Т. Щепкиной-Куперник. Цитата из пьесы Э. Ростана «Сирано де Бержерак» (1898), д. I, яbл. IV. Перифраза библейского «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться» ( Иер. 31:15 ). Фабианцы — члены основанного в 1884 г. Фабианского общества, проповедовавшего идеи эволюционного реформистского пути установления социализма. Лк. 9:24 . Драконова бабушка — сказка 125 из «Детских и семейных сказок» В. и Я. Гриммов (1812—1814). В русском переводе «Черт и его бабушка». «Щадит смиренных и крушит надменных» (лат.). Слова из «Энеиды» Вергилия (IV. 583). Темпл — здания старинных судебных корпораций в центре Лондона, во дворах которых находятся знаменитые сады. На месте, описанном Г.К.Ч., в Лондоне находится гостиница «Савой». Вероятно, здесь аллюзия на роман А. Беннета «Отель «Великий Вавилон» (1902). В романе Беннета великосветский отель, расположенный примерно в том же месте, становится символом мира миллионеров и аристократов. Джек Победитель Великанов — герой английской народной сказки. Б. Скелт был владельцем театра картонных фигурок. О своих детских впечатлениях от этого театра Стивенсон рассказал в очерке «Простые — по пенни, цветные — по два», вошедшем в его книгу «Воспоминания и портреты» (1887). Согласно учению Платона, земные предметы являются несовершенным отражением абстрактных сущностей, «идей». По английским законам, член парламента не может выйти в отставку. С другой стороны, он не имеет права состоять на королевской службе. Место управителя Чилтернских округов в графстве Бекингемшир, считающихся королевским владением, — традиционная синекура, сохраненная для того, чтобы дать парламентарию легальную возможность оставить свое место.

http://azbyka.ru/fiction/esse/?full_text...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010