Адрес: г. Саратов, Замковый пр., 18 Подробнее... Никольский Саратовский мужской монастырь [ править править код ] История Никольского Саратовского монастыря начинается с постройки каменной церкви-школы для детей железнодорожных служащих станции Capamob-II. Постройка была приурочена к памяти бракосочетания Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни императрицы Александры Федоровны на средства, пожертвованные Рязанско-Уральской железной дорогой и ее служащими. Строительство было начато в 1896 году, а уже в декабре 1897 года священник Иоанно-Предтеченской церкви Александр Траецкий сообщал Преосвященному Николаю (Налимову; †1914), епископу Саратовскому и Царицынскому, что строение полностью готово, не хватает лишь иконостаса. 25 июля 1898 года последовало торжественное освящение новопостроенного храма. Первоначально Николаевско-Александрийский храм был приписан к расположенной неподалеку Иоанно-Предтеченской церкви, однако в ноябре 1898 года по прошению Преосвященного Николая Святейший Правительствующий Синод благословил открыть при храме отдельный приход, к которому были причислены все рабочие и служащие РУЖД и станции Capamob-II. Адрес: 410004, г. Саратов, ул. Дегтярная, 26. Телефон: 8(8452)29-36-00 . Подробнее... Преображенский Саратовский мужской монастырь [ править править код ] Преображенский Саратовский мужской монастырь основан около 1680 года в городе, при подошве горы Соколовой. В 1764 году, при секуляризационной реформе, был оставлен на своем содержании. В обители имелся каменный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя святителей Петра, Алексея, Ионы и Филиппа В 1811 году обитель сгорела и в 1814 году бала вновь заложена на новом месте, за городом. Оставшаяся на прежнем месте монастыря каменная церковь Преображения была обращена в приходскую. В 1816 году именным Высочайшим указом монастырь из заштатного был возведен в штатный 2-го класса. В 1820 году постройка монастыря была окончена, и 18 мая 1822 года он был освящен епископом Пензенским Амвросием.

http://azbyka.ru/palomnik/Саратов

Сокращенное изложение догматов веры по учению православной церкви. – Кострома, 1869; М., 1870. См. также: Православный собеседник. – Казань, 1907, декабрь. – С. 756. Собрание нескольких слов, поучений и речей. – Кострома, 1869: М., 1870. Краткое правило благочестивой жизни. Историческое описание Троицкого Козловского монастыря. – М., 1849. Основание Переяславского Троицкого Данилова монастыря. – М., 1853. Взгляд на историю российской церкви. – М., 1834. Памятная Книжка для священника, или Размышление о священнических обязанностях. – М., 1860. Литература: Флоринский Н. , протоиерей. Воспоминания о преосвященнейшем Платоне. Костромском архиепископе. – М., 1877. Островский П., протоиерей. Историко-статистическое описание костромского первоклассного кафедрального монастыря. – Кострома. 1870. Самарянов В. А. Памятная книжка Костромской губернии/Составлена Самаряновым. – Кострома, 1868. Казанский П. С. Посмертное послание//Душеполезное чтение. – М., 1877. Сырцов И. Я., протоиерей. Архипастыри Костромской епархии за 150 лет ее существования (1748–1898). – Кострома. 1898. Беляев А. А. Профессор Московской духовной академии П. С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном//Богословский вестник. – Сергиев Посад, 1910, февраль. – С. 274. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 341. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 41, 267, 669, 851, 895. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 331. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896. 341. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 10, 12–13, 90, 133, 252, 266, 294, 297, 524, 527, 549, 550, 556, 563, 567, 580, 581, 712.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В настоящее время приход Нижне-Туринской Трёх-Святительской церкви составляют селение самого Нижне-Туринского завода и деревни: Николаевский завод, Железянка, Большая и Малая Имянные, Осиповка, Косая, Елькина, Александровка, Долгополовка и несколько приисковых селений, расстоянием от 20 до 38 вёрст от завода. В Нижне-Туринском заводе около 5½ тысяч жителей, а всего в приходе 4 220 душ мужского пола и 4 369 душ женского пола, за исключением 9 душ (4 муж. пола и 5 женск. пола) раскольников стариковщинского толка, все они православного вероисповедания. Главное занятие жителей Нижне-Туринского прихода – это прямые и вспомогательные (заготовка и доставка дров и угля на завод, перевозка руды с горы Благодати и фабрикатов с завода) работы на заводе и старательство на приисках. В небольших размерах ведётся хлебопашество и сельское хозяйство. Со времени основания завода (1766 г.) православные жители его состояли первоначально в ведении духовенства города Верхотурья, которое по временам и наезжало сюда для совершения христианских треб. Но с увеличением заводского населения явилась надобность в собственном храме и приходе. Правительство и пришло на помощь этой нужде. В 1775 году, с благословения Митрополита Тобольского Сильвестра Гловатского была заложена в заводе первая деревянная церковь , однопрестольная, во имя Трёх Святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о (30 января – день открытия завода). Церковь эта, по сказаниям, была довольно обширна. Постройка её производилась на счёт казны, с прибавлением доброхотных пожертвований, и стоила до 2 000 рублей ассигнациями. Существовала она 36 лет. 29 сентября 1810 года, вскоре после Божественной Литургии, она сгорела до тла со всею утварью, ризницей, архивом, иконами и прочим имуществом, – сгорела, как полагают, от непотушенной свечки за жертвенником. Из всего сгоревшего имущества найден был лишь стопившийся слиток меди, из которого и отлит был впоследствии колокол в 59 пудов, теперь повседневный. Ныне существующая церковь каменная, построена вместо сгоревшей деревянной. Заложена 17 апреля 1814 года, по благословению епископа Пермского Иустина, протоиереем Кушвинского собора Андреем Кирилловым . Строилась эта церковь на средства правительства, в размере 4780 руб. 34¾ коп., и добровольные пожертвования прихожан в количестве 8 793 руб. 93 коп. ассигнациями. Новоустроенный храм освящён епископом Пермским Дионисием в 1824 году. Наружная высота храма при постройке была 9 сажен, колокольня 12 сажен. В 1847 г. кругом храма была поставлена каменная ограда, с чугунными колонками и железными решётками, ценою в 2 458 руб. 70¾ коп. В 1848 году колокольня на средства прихожан была повышена до 30 сажен. К 1898 году, с увеличением народонаселения в приходе, храм оказался тесным, и поэтому, в течение 1898–1900 годов колокольня была сломана и отнесена далее, а самый храм через пристройку с западной стороны увеличен почти вдвое, на церковные средства и частные пожертвования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимирский храм (Мытищи) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Владимирский храм построен в 1713 году, спустя столетие были заменены из-за ветхости трапезная и колокольня, в 1832 году пристоен придел по проекту П.П. Буренина, в 1898 году - придел по проекту Шнауберга. Содержание История [ править править код ] Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери впервые упомянут в документах 1713 г. «по челобитью Московского уезда села Мытищ Богородского попа Дмитрия». Эта дата условно принимается за время постройки ныне существующего каменного храма. В 1814 г. во Владимирском храме за ветхостью разобрали старую трапезную и колокольню и в 1819 г. возвели вновь. В 1832 г. к Владимирской церкви пристроили северный придел во имя святителя Николая (при участии архитектора П.П.Буренина), в 1898 г. — придел преподобного Сергия Радонежского (по проекту Шнауберга). В 1914 г. по проекту архитектора Поздеева была построена школа с часовней. В ее здании, кроме занятий для сотни детей, проводились миссионерские беседы, собрания общества трезвости. В 1929 г. Владимирский храм отстояли от закрытия, но его священники Левшины были сосланы на Соловки. В 1930 г. сняли большой колокол. В 1935 г. храм попал к обновленцам. В начале войны, в 1941 г., снесли колокольню из опасения, что она может служить ориентиром при бомбардировках военного завода. С начала 1942 г. в храме размещались мастерские по ремонту пожарных машин, потом база снабжения областного УВД. Здание после основательной перестройки мало напоминало церковь. Во 2-й половине XIX в. храм входил в 6-й благочиннический округ Московского уезда и был одноштатным. В середине XIX в. здесь служил о. Александр Крылов, с 1860-х по 1890-е гг. - о. Иоанн Воскресенский, с 1900 г. - о. Алексей Розанов. В 1906 г. к мытищинскому храму была приписана церковь в пос. Перловский, и штат храма был увеличен. В конце 1912 г. настоятелем стал о.Николай Протопопов. Он изыскивал средства для строительства церковно-приходской школы и потом был в ней законоучителем. В 1914 г. школа (с часовней) построена по проекту архитектора Ивана Ивановича Позднеева (1858-1928). В её здании, кроме занятий для сотни детей, проводились миссионерские беседы, собрания общества трезвости. (В наше время школа перестроена, в ней размещается туберкулезный диспансер).

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирский_х...

Кожевниково. Церковь Георгия Победоносца (старая). Георгиевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Закрыта в 1931 г., позже сломана, на месте церковного подворья в настоящее время парк отдыха. Приходская церковь, с. Кожевниковское Томского уезда, от Томска 85 верст (ныне с. Кожевниково Кожевниковского р-на), Время постройки - 1851 г., церковь имела один престол, материал постройки - дерево. Церковь крестово-купольная в плане, с элементами классицизма. Над алтарной и средней частью небольшие луковичные главки, над притвором - шатровая колокольня. Архитектурный стиль - классицизм. Состав прихода: с. Кожевниковское Томского уезда, деревни Н-Покровская в 10 в., д. Аркадьево – 7 в. Прихожан об. п. – 2370 (1914 г.). В приходе существовало церковно-приходское попечительство с 1898 г. Справочная книга по Томской епархии. Томск, 1914. С. 147. Священники: 1742 Иван Исаевич Рогозин, 1764–1767 Иван Курбоновский, 1770 Иван Михайлович Беляев, 1772–1776 Стефан Михайлович Беляев, 1777–1778 Андрей Сапожков, 1779–1792 Иеремей Семенович Майков, 1793 Иван Михайлович Дулепов. 1795–1814 Борис Федорович Анцифиров, 1815–1817 Иаков Савич Машенов, 1826–1827 Симеон (Сампсон) Завадовский, 1851–1858 Михаил Яковлевич Мамин, 1860 Ревонат Рачковский, 1861–1865 Андрей Михайлов, 1867–1869 Евграф Варфоломеевич Тюменцев, 1872 Петр Сергеевич Михайлов, 1873–1881 Иоанн Григорьевич Григорьев, 1883 Федор Виноградов запр. св., 1884–1889 Павел Иванович Меньшенин, 1889–1891 Гавриил Иоаннович Благодатин, 1891–1891 Матфей Иакимович Смирнов (зашт.), 1891-1894 Алексей Павлович Никитин, 1894–1896 Платон Никанорович Никольский, 1898–1902 Федор Игнатьевич Пальмов (в запрете с 1902 г.), 1905–1909 Иоанн Варфоломеевич Мальцев, 1910–1917 Петр Константинович Авров, 1911–1913 Иоанн Рождественский, 1920 Ефим Денисович Байчев, 1931 Василий Макаров. Причт: 1772–1773 пон. Михаил Беляев, 1783 дьяч. Леонтий Николаевич Беляев, 1793–1804 Иван Михайлович Попов, 1805 пон. Александр Адрианович Силин, 1806–1809 Александр Павлович Флоровский, 1811–1820 пон. Алексей Васильевич Сапожков, 1819–1827 дьяч. Василий Сапожков, 1840–1848 пон. Иаков Петрович Покровский, 1851–1889 дьяч. Адриан Васильевич Кокшарский, 1855 Петр Андреев и 1864 Павел Меныпенин, 1858–1869 пон. Петр Константинович Аргентов, 1890–1893 пс. Афиноген Афиногенович Пантелеев, 1893 прич. Иван Покровский, 1893–1899 прич. Александр Иоаннович Голосов, 1900 запр. свящ. Диомид Иоаннович Касаткин, 1901–1905 Василий Максимович Рощин, 1906 Михаил Сергеевич Подосенов, 1907 диак. Андрей Веселов, 1907–1911 Александр Григорьевич Мелентьев, 1911–1912 пс. Петр Калугин, 1912–1915 пс. Сергей Парфирьевич Серебренников, 1913 диак. Андрей Веселов, 1915 Александр Петрович Филиппов, 1916 пс. Тимофей Рожков (Рожнов).

http://sobory.ru/article/?object=46858

Церковь во имя Иоанна Предтечи и Тихвинской иконы Божией Матери построена из кирпича в 1782-1784 годах игуменом Парфением Дураковским " по какому случаю не известно " . Она построена на монастырские средства. Церковь была двухэтажной. Имя архитектора не известно. В 1814 году в эту церковь были переданы иконы святых, писанные в рост, из походной армейской церкви. В 1822 году вход в церковь сделан с южной стороны. 4 июня 1878 года в церкви во время грозы был пожар, ее восстановление завершено в 1890 году. Однако, как отмечено в клировой ведомости за 1915 год, церковь оставалась " не особенно тверда " . Престолов в церкви было два. На втором этаже - во имя Тихвинской иконы Божией Матери, на первом этаже - во имя Иоанна Предтечи. Монастырские строения для братии и хозяйственных надобностей были в основном каменные. Из дерева были баня, дом для скотниц и два хлева. Настоятельский дом был построен в 1761-1772 годах, братский корпус - в 1755 году, перестроен в 1875 году. Настоятельский дом был трехэтажный. На первом этаже находились кухня и кладовая для хранения овощей. Настоятель занимал второй этаж. Братский корпус был двухэтажный, оба этажа занимали монахи и послушники. В 1915 году " оба дома находились в благоустроенном виде " . Кроме этих зданий были еще два одноэтажных каменных флигеля, построенные в 1778 и 1785 годах. Слева от монастырского собора в 1754-1779 годах была построена каменная двухэтажная палата, в ней на втором этаже находилась ризница, на первом хранились хозяйственные принадлежности. В 1896 году с севера от собора построен кирпичный дом, в нем размещалась монастырская трапезная и монастырская кухня. В 1898 году в этом же здании, на втором этаже, устроено хранилище приходских книг церквей Великолукского уезда. В том же, 1898 году, в связи с Иоанно-Предтеченской церковью построено кирпичное помещение для богомольцев, затем в нем поместили церковно-приходскую школу. Все строения возводились на монастырские деньги, без помощи от казны. В 1812 году монахи перечислили в пользу всеобщего ополчения 515 рублей за жемчуг, который был ими снят с риз и продан.

http://sobory.ru/article/?object=39862

292. Корсунский И.Н. Покровская церковь Московской духовной академии. СП, 1898. Оттиск из: БВ 1898. С. 185–211 (2-я патин.). 293. И.Н. К-ий [== Корсунский И.Н. ] Наречение и хиротония ректора Московской духовной академии архимандрита Арсения [Стадницкого] во епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии//БВ 1899. С. 471–495 (2-я пагин.). 294. Котович А.Н. Духовная цензура в России (1799–1855). СПб., 1909. XVI, 604, XIII с. 295. Краля А., диак. Деятельность митрополита Антония (Храповицкого) в должности ректора духовных академий: Дисс. ... канд. богосл. СП, 2003. 266 с. (Машинопись). 296. Краткое историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры и Спасо-Вифанскаго училищнаго монастыря с присовокуплением описания Махрищскаго монастыря, противу прежних изданий исправленное и дополненное. М.: В Синод. тип., 1829. 297. Лебедев Н.А. Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и ученых обществ, послуживших к образованию русского народа с 1025 по 1855 год. СПб.: Тип. Π.П. Меркулова, 1874. 168 с. 298. Легойда В. «Круглый стол» в МДА//ЖМП 1997. С. 55–56. 299. Лещинский А.Н. Лавра преподобного Сергия и академия в ней. СП: Культурно-коммерческая фирма «Тонус», 1993. 206 с. 300. Лукичев М.П. К истории русского просвещения конца XVII в. (итальянская школа братьев Лихудов)//Памятники культуры. Новые открытия 1993. М., 1994. С. 15–19. 301. Луппов П.Н. Императорская Московская духовная академия за первое столетие ее существования (1814–1914). Пг.: Синод. тип., 1915. 14 с. Оттиск из: Церковные ведомости. 1915. 302. Макарий, архимандрит. Регентская школа при Московской духовной академии. СП, 2007. 36 с. 303. Макарий, архимандрит. Юбилей композитора А.Д. Кастальского//Альфа и Омега 2007. (48). С. 313–318. 304. Макарий, архимандрит. Творческие вечера в Регентской школе//Альфа и Омега 2008. (52). С. 324–327. 305. Макарий, архимандрит. Вечер, посвященный истории Регентской школы//Регентское дело. 2009. (72). С. 18–19. 306. Макарий, архимандрит. Регентская школа при Московской духовной академии. Регентский кружок, регентский класс//Регентское дело. Духовно-музыкальный журнал. 2009. С. 39–49; (63). С. 40–49.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

312 О нем см. в «Истории» С. М. Соловьева (т. IX, с. 236) и в «Русской старине» (1898, декабрь) статью Д. И. Иловайского. 313 О погребенных в лавре см. «Список надгробий Троицкого Сергиева монастыря, составленный в XVII веке», напечатанный Ундольским во 2-м номере Чтений Общ. Истор. и Древн. Росс. за 1846 г. и перепечатанный архим. Леонидом в числе приложений VIII) к «Историческому описанию Свято-Троицкия Сергиевы лавры» А. В. Горского, и «Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре от основания оной до 1880 года» (Москва, 1880). Михаил Глинский, дядя Елены Васильевны, жены великого князя Василия Ивановича, похоронен у Троицы (Карамзин, т. VIII, с. 10 нач.). 314 Павел Алеппский говорит, что Успенский колодезь устроен в виде кельи (Чтения Импер. Общ. Истор. и Древн. Росс., 1898, кн. IV, с. 32 fin.). 315 Симон Азарьин в печатн. житии преп. Сергия (вставка после главы 88, между л. 175 и 176) и в «Новых чудесах...» (гл. 25, печатн., с. 63 fin.). 316 См. статью о. Арсения «Исторические сведения об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре», напечатанную в Сборнике Общества Древнерусского Искусства при Московском Публичном Музее за 1873 год. 318 Сведения о лаврской семинарии взяты главным образом из ее истории, написанной С. К. Смирновым, под заглавием «История Троицкой семинарии», и напечатанной в 1867 году. Довольно интересные сведения о ней сообщаются в книге А. В. Смирнова «Урожденцы Владимирской губернии, получившие известность на различных поприщах общественной жизни» (Владимир, 1896), в главе 14-й, о М. М. Снегиреве. См. также статью «Первоначальное народное училище в Свято-Троицкой Сергиевой лавре» (Журнал Мин. Народ. Просвещ., ч. LXVI; Указателя с. 247, col. 2). 319 В «Московских Ведомостях» 1814 г., в 82 от 14 октября, напечатана корреспонденция от Троицы под заглавием «Из Троицкой Сергиевой лавры», в которой описывается торжество открытия академии. В весьма недлинной корреспонденции сообщается, что в 9 часов утра 1 октября студенты, назначенные к продолжению наук в академии, слушали (в Троицком соборе) божественную литургию, которую совершал соборне преосвященный Августин, архиепископ Дмитровский, и что после литургии отправлено молебствие, то есть пет молебен.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Н. К. Никольского (отзыв пока не напечатан); в 1916 г. работа удостоена премии Митрополита Московского Макария при Св. Синоде в 500 рублей. 39 . Из воспоминаний Е. Е. Голубинского . Детство. Сообщил проф. С. Смирнов . – Евгений Евсигнеевич перед смертью (Записано профессором С. И. Смирновым ) в кн.: У Троицы в академии. 1814–1914 гг.: Юбилейный сборник исторических материалов. Издание бывших воспитанников Московской духовной академии. М., 1914. С. 708–720, 720–721. 40 . Александр Васильевич Горский. В книге: Памяти почивших наставников. Издание Императорской Московской духовной академии ко дню ее столетнего юбилея (1814 – 1 октября – 1914). Сергиев Посад, 1914. С. 58–94. С портретом. 41 . Евгений Евсигнеевич Голубинский //Там же. С. 287–310. С. портретом. II. OTЗЫBЫ О КНИГАХ И ОБЗОРЫ ЖУРНАЛОВ 42 . Беседы по русской истории: Книга для чтения в школе и дома. Издание Училищного Совета при Святейшем Синоде. СПб., 1895//Богословский вестник. 1896. Т. I. Янв. С. 163–169 43 . О сочинениях Николая Саввича Тихонравова: (Заметки)//Богословский вестник. 1898. Т. III. Сент. С. 356–371. 44 . Новые издания материалов по истории Русской Церкви. 1) Летопись по Лаврентьевскому списку. 3-е изд. Археографической коммиссии. СПб., 1897; 2) Великие Четии-Минеи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Ноябрь, дни 1–12. Издание Археографической комиссии. СПб., 1897; 3) Житие св. Стефана, еп. Пермского, написанное Епифанйем Премудрым. Издание Археографической коммиссии. СПб., 1897; 4) Хождение священноинока Варсонофия ко святому граду Иерусалиму в 1456 и 1461–1462 годах//Православный Палестинский сборник. Вып. 45. М., 1896; 5) Хождение архим. Агрефенья, обители Просвященной Богородицы//Православный Палестинский сборник. Вып. 48. СПб., 1896; 6) Беседы преп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев: Апокрифический памятник XVI века. Текст его с введением В. Г. Дружинина и М.  А. Дьяконова //Летопись занятий Археографической коммиссии. Вып. X. СПб., 1895; 7) Никольский Н. Материалы для истории древней русской духовной письменности//Известия Отделения русского языка и словесности Импер. Академии наук. 1897 г. Т. II, кн. 1; 8) Житие преп. Паисия Галичского по списку первой половины XVIII века//Православный собеседник. 1898. Июль-август; 9) Памятники древнерусской церковноучительной литературы//Издание журнала «Странник» под ред. проф. А. И. Пономарева (Выпуски Ι– ΙΙΙ. СПб., 1894–1897)//Богословский вестник. 1899. Т. I. Янв. С. 134–154).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Нек-рые сведения об истории М. последующего периода содержатся в надписях на надгробных плитах и в документах (грамоты (сигели) пожертвований, документы о помиловании, о разрешении различных споров и др.), связанных с М. и относящихся к XVIII-XIX вв. На основании их можно выделить 2 этапа реставрационных работ, осуществленных в мон-ре. В XVI в. были обновлены и расписаны интерьер кафоликона и сев. фасад малой церкви во имя вмц. Екатерины ( Гордеев. 1927. С. 199-204; Толмачевская. 1931. С. 35; Гомелаури. 1982. С. 64; Хускивадзе. 2003. С. 199-224). В это же время мон-рю была пожертвована серебряная чеканная икона вмц. Марины ( Чубинашвили Г. Н. 1959. С. 634; Гомелаури. 1982. С. 70-71). Эти сведения указывают на активную монастырскую жизнь в данный период. Интерьер пещерной часовни Интерьер пещерной часовни В XVI - нач. XIX в. с. Мгвимеви и мон-рь упоминаются как владение (очевидно, временное) князей Церетели (НЦРГ. Hd 9666); также они часто встречаются в списках селений, захваченных местными князьями Абашидзе ( Соселия. 1981. Т. 2. С. 84-85). В сер. XVIII в. настоятелем М. был архимандрит (имя неизв.) ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 759-760). В 1777 г. М. принадлежали 70 крестьянских семей и 10 бесхозных имений (Кут. 131; Соселия. 1981. Т. 2. С. 89). К западу от кафоликона были погребены царь Имерети Георгий VII и его супруга Мзехатун. Надгробная надпись на могиле царя (1778) была утрачена, сведения о ней оставили исследователи XIX в. (НЦРГ. Ф. прав. Евфимия Такаишвили. Д. 493; Brosset. 1851. Р. 89; Церетели Г. Е. 1898. С. 94-95; Бочоридзе. 1995. С. 209-210). Полустертую надпись на надгробной плите Мзехатун (1790), дочери кн. Георгия Липаритиан-Чиковани, прочитал Г. Е. Церетели ( Brosset. 1851. Р. 89; Церетели Г. Е. 1898. С. 94-95; Бочоридзе. 1995. С. 210). В одной из поздних приписок к принадлежащей М. рукописи XVIII в. (НЦРГ. Q 658) упоминается архимандрит мон-ря Симеон (Авалиани). В др. рукописях указано, что в 1814 г. архимандритом мон-ря был Иоанн (НЦРГ. Q 639, Q 654). К нач. XIX в. относится новый этап обновления М. Сведения о том, что в 1803 г. была отреставрирована малая церковь М. во имя вмц. Екатерины, сохранились в надписи, выполненной мхедрули на юж. фасаде храма ( Гомелаури. 1982. С. 56, 71). В сер. XIX в. М. изучал франц. картвелолог М. И. Броссе, первым обративший внимание на памятник. По его мнению, упомянутые в надписях Кахаберидзе - потомки рода, известного еще во времена царицы св. Тамары, а не члены гораздо позже восстановленной фамилии (Там же. С. 59).

http://pravenc.ru/text/2562748.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010