Закрыть Приоткрыв завесу тайны полоцкого памятника Героям Отечественной войны 1812 года Торжеством исторической справедливости было бы приведение монумента в полное соответствие с тремя остальными памятниками в Смоленске, Малоярославце и Красном 24.11.2022 676 Время на чтение 9 минут Фото: Предоставлены автором Полоцкий памятник Героям Отечественной войны 1812 года, воссозданный в 2010 году за счёт средств Союзного государства России и Беларуси и являющийся символом героизма, мужества и доблести русских воинов, хранит много тайн. Одну из тайн, известную лишь немногочисленным участникам воссоздания монумента, авторы рассекретят в этой публикации. В 1835 г. по высочайшему повелению российского Императора Николая I о постановке 16-ти чугунных памятников трёх разрядов на местах важнейших сражений Отечественной войны 1812 года был объявлен конкурс на разработку проекта, осуществление которого было поручено Российской Академии художеств. Организатором и распорядителем этой работы был назначен министр финансов Е.Ф. Канкрин. Победителем конкурса и автором главных монументов, установленных на полях сражений Отечественной войны 1812 г., стал известный российский архитектор швейцарского происхождения Антонио Адамини. Главным монументом в память Отечественной войны 1812 года стал памятник 1-го класса, установленный 26 августа 1839 г. на Бородинском поле. Памятники 2-го класса — часовни, которые органично сочетали в себе силуэт православного храма и обелиска, были поставлены в Смоленске 5 ноября 1841 г., в Ковно 29 октября 1843 г. В Малоярославце памятник открыли 29 октября 1844 г., в Красном — в 1847 г, в Полоцке — 26 августа 1850 г. Последний из запланированных памятников Антонио Адамини, посвященных Отечественной войне 1812 года, был открыт в Клястицах Витебской губернии — в августе 1857 г., уже после смерти Императора Николая I. Открытый в Полоцке в 1850 году по проекту Антонио Адамини памятник Героям Отечественной войны 1812 года немного отличался от ранее установленных памятников в связи с финансовыми затруднениями в стране, связанными с обострявшейся политической обстановкой в Европе, готовящейся к войне с Российской Империей из-за противоречий в Кавказско-Черноморском регионе. Во исполнение повеления Императора Николая I, сохранив главную концепцию памятников 2-го класса, создателям полоцкого монумента пришлось значительно сократить количество позолоченных декоративных элементов, присутствующих на памятниках в Смоленске, Ковно, Малоярославце и Красном, и отказаться от позолоченных мечей с венком, барельефов «Воинская слава» и «Лент».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/24/pr...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава двадцать вторая. Выбор сюжетов 1844–1846 Ныне гробница митрополита Филарета находится в Москве. Восточным фасадом она выходит на Пречистенскую набережную, западным – на Волхонку, северным – на Всехсвятский переулок, а южным – на Соймоновский проезд. У Московского Златоуста – самая большая усыпальница в Первопрестольном граде. Ею является главный собор Русской православной церкви – храм Христа Спасителя. Тот, кто здесь покоится, немало и сам потрудился для создания этого величественного памятника архитектуры. Редчайшего во всем мировом зодчестве. По замыслу Константина Андреевича Тона все фасады над вратами и окнами, так чтобы можно было легко рассмотреть снизу, предполагалось украсить не только рельефами, но и совершенно необычными для русского храмового искусства горельефами, являющими собой поучительные сцены из библейской и отечественной истории. Выбор сюжетов был предоставлен митрополиту Филарету Московскому . В 1844 году владыка исполнил заказ и сделал все назначения – дал полную роспись, где и какие горельефы должны быть размещены. Западный фасад с главным входом в здание он предложил украсить следующим образом. Наверху, на высоте тринадцати сажен (около 28 метров), в медальонах изображения Христа Спасителя, благословляющего входящих в храм, а также Александра Невского и Николая Чудотворца как небесных покровителей императоров Александра I и Николая I, блаженного Николая и праведной Елизаветы. Над центральными вратами на высоте четырех с половиной сажень (около 10 метров) ангелы с распростертыми крыльями держат хартию с надписью: «Господь Сил с нами». Над арками боковых порталов: справа -ангелы с хоругвями московского ополчения, слева – ангелы со знаменами 1812 года. По сторонам оконных арок портала – архангелы Иегудиил с венцом в руке, Варахия с цветком, Гавриил с лилией и Уриил с пламенем. Справа от портала на западном фасаде Филарет предложил изобразить ветхозаветного царя Давида, передающего чертежи Иерусалимского храма своему наследнику Соломону. Слева – помазание Соломона на царство. Тем самым подчеркивалась преемственность царя Николая его старшему брату Александру, при котором родилась мысль создать храм Христа Спасителя, а Николай эту мысль воплощает.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Верхняя Сыроватка. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Свято-Успенский храм Церковь. Не действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1805 и 1812. Адрес: Украина, Сумская область, Сумской район, Верхняя Сыроватка, площадь Казацкой Славы, дом 8 Координаты: 50.831201, 34.946874 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Верхную Сыроватку или в Верхную Сыроватку, выходить на остановке " Верхняя Сыроватка " Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Верхняя Сыроватка. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Свято-Успенская церковь в Верхней Сыроватке была построена в 1805-12 гг. по проекту поэта и просветителя А. Палицына, жившего в соседнем имении " Поповка " , на средства и под руководством потомка старшинского рода поручика Н. Власовского. Кирпич и иконостас были приобретены с разобранного Сумского монастыря. В 1844 г. молния ударила в колокольню и, пройдя внутрь храма, обожгла позолоту иконостаса, но сам храм уцелел. Особым почетом пользовалась храмовая Ченстоховская икона Божьей Матери, которую, по преданию, еще в старую деревянную церковь принес польский шляхтич из Ченстохова. http://cityplaces.info/ru/12397-Успенская-церковь Успенская церковь находится в селе Верхняя Сыроватка Сумского района, которое расположено на берегу реки Сыроватка в 10 километрах от областного центра. Строительство церкви началось в 1805 г. Освящение каменного храма во имя Успения Божьей Матери состоялось в 1812 г. Успенская церковь была возведена по проекту архитектора А.А. Палицына, который проживал в соседнем имении Поповка. Руководителем и попечителем этого храма был поручик Николай Власовский. Именно он на собранную от прихожан сумму приобрел в бывшем разобранном Сумском монастыре кирпич и иконостас. Этот иконостас сохранился и поныне. В 1841 г. его поновили живописью и позолотою. Красивая Успенская церковь в селе Верхняя Сыроватка выполнена в стиле, который напоминает стиль новгородского зодчества. В 1844 г. из-за молнии, которая ударила в колокольню и прошла через храм, была повреждена позолота иконостаса, но сама церковь уцелела. Особым почетом в Успенской церкви пользовалась весьма древняя храмовая Ченстоховская икона Божьей Матери. Откуда был взят этот образ, достоверно так и не известно. Но местные старожилы утверждают, что эта икона еще в старую деревянную церковь была принесена одним польским шляхтичем из Ченстохова.

http://sobory.ru/article/?object=47224

Христианские мысли при освящении храма во имя св. Николая Чудотворца в Малоярославецком черноострожском монастыре, которое совершено 20 августа 1843 года; и при открытии памятника в городе Малоярославце, происходившем 29 октября 1844 года, в воспоминание избавления от неприятеля в 1812 году 39 Там, в нарде Израильском, где ведом был Единый, Истинный Бог, на глас браней некогда отзывались священные песни пророческие; здесь, в Богохранимой России, где издавна сияет Православная вера и пламенеет народная любовь к самодержавным Помазанникам Божиим, в то время, как на Западе Европы в душах людей померкло было Христианство и потрясались Престолы, происходила отечественная война, достойная не одних летописей военных, но и духовных гимнов Христианских. Война сия и в начале, и в продолжении, и в дивных своих последствиях, подлинно представляется бранью священной. Открывалась она с нашей стороны не из видов преобладания, от которых обезумел наш соперник Наполеон, а единственно для защиты Отечества и народных прав, во имя Бога правды, ко славе святой Его Церкви. При нашествии неприятелей, и во все продолжение войны, мы особенно негодовали на супостатов за то, что они оскверняли нашу Русскую Святыню, и мы со слезами испрашивали небесной помощи во храмах Господних; и потому враг наш, дотоле шедший все вперёд, доколе за пределами нашего Отечества воевали с ним из видов политических, преткнулся о грудь Русскую. Благочестивейший Государь Император Александр, при всех военных превратностях, непоколебимо утверждался в уповании на Промысл и по вере Русского Царя и народа, краеугольный камень Церкви, Иисус Христос , сокрушил огромный истукан Навуходоносора наших времён, составившийся из двадцати народов. Сбылось пророчество во устах царских, пророчество о том, что «дотоле не положится оружие, доколе ни один враг не останется в пределах Русскаго Царства.» А что потом за пределами нашего Отечества? Христианская вера торжественно прославила себя там, где торжественно была поругана неистовством врагов наших пред кумиром обоготворенного ума: здесь то, в столице умиренных уже врагов наших, во время торжества торжеств Христианских, в праздник св. Пасхи, многочисленные победоносные войска и Цари их, по манию сердца Александра Благословенного, преклонили за общею мольбой колена пред Спасителем нашим Господом Иисусом; те же Венценосцы заключили между собою священный союз, по которому закон Евангельский – закон правды и любви Христианской, принят за основание гражданских законов и взаимных отношений Государственных.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Могилевская Основана 01.11.1632 (выделена из Полоцкой епархии). Это дата подписания королем польским Владиславом «Статей для успокоения народа русского греческой религии, живущего в царстве Польском и вел. Княжестве Литовском», по которым Православным разрешалось открыть епископию в Могилеве ( Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 6. M., 1996. С. 492). Архиепископия с 22.09.1783. С 1795 г. обычно замещалась епископами. С 1733 г. архиереи перемещались на другие кафедры. В 1959–1989 гг. управлялась архиереями Минскими. Возобновлена 23.06(06.07)1989. Именовалась (по ААО. Т. 1. С. 21; Н.Д. Иерархия... С. 333 и др.); Оршанская, Мстиславская и Могилевская (или Мстиславская, Оршанская и Могилевская); с 14.12.1772 (по др. 1755 г.) – Могилевская, Мстиславская и Оршанская; с 19.01.1795 – Могилевская и Полоцкая; с 01.09.1797 – Белорусская-Могилевская; с 04.12.1803 – Могилевская и Витебская; с 30.04.1833 – Могилевская и Мстиславская. Викарные кафедры: Оршанская, Гомельская, Мстиславская. 01.10.1633 07.04.1635 08.1635 18.01.1649 Сильвестр Коссов 12.07.1650 Игнатий Оксенович-Старушич 02.05.1650 25.02.1653 Иосиф II Кононович-Горбацкий /1654 (1655?) в/у Каллист Дорофеевич-Рыторайский 04.05.1661 03.08.1661 04.03.1664 Иосиф III Нелюбович-Тукальский 19.06.1669 11.03.1678 Феодосий Василевич 1680 (?) 03.1686 07.1686 07.1686 30.09.1697 30.09.1697 02.1704 14.02.1728 08.12.1728 12.12.1728 12.12.1728 28.01.1733 Арсений Берло 08.01.1735 01.09.1742 Иосиф IV Волчанский 20.03.1743 14.10.1754 20.08.1765 13.02.1795 05.03.1795 27.08.1797 01.09.1797 24.10.1797 20.12.1797 20.12.1805 20.12.1805 05.12.1812 01.05.1813 06.07.1813 06.07.1813 31.05.1821 03.07.1821 01.03.1827 19.03.1827 07.08.1831 Павел Морев-Павлов (Платонов) 26.08.1831 05.06.1837 05.06.1837 06.04.1840 19.04.1840 12.11.1844 12.11.1844 29.08.1860 29.08.1860 06.10.1882 06.10.1882 14.05.1885 07.06.1885 21.11.1892 Сергий Спасский 21.11.1892 19.12.1892 Павел II Вильчинский 19.12.1892 17.07.1893 Ириней II Орда

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можайск. Церковь Петра и Павла (Старо-Никольский собор). Старо-Никольский собор Карта и ближайшие объекты Одноглавый четырёхстолпный храм на подклете приблизительно повторяет формы предшествовавшего здания рубежа XIV-XV вв. - старого городского собора, выстроенного можайскими князьями и обрушившегося в 1844. До нач. XIX в. храм именовался Никольским, после 1812 - Ильинским, после восстановления в сер. XIX в. освящен как Петропавловский. Закрыт в 1930-х. С 1960-х занят городским историко-художественным музеем, отдан верующим в 2003. Храм строился из кирпича в 1849-1853 гг. на фундаментах рухнувшего в 1844 старого белокаменного Никольского собора конца 14-начала 15 вв. Чертежи собора подписаны архитетором А.М.Шестаковым, строителем был крестьянин села Борисовского Добрынинской волости Владимирской уезда и губернии Прокофий Михайлович Щеглов. Причем, он был восстановлен в том облике, который сложился к 19в. - с четырехскатной кровлей вмето прежнего позакомарного покрытия, с новой, " барочной " формой главы. В отличие от нового, храм освящен во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла. Тогда же пристроена западная паперть. В советское время церковь была закрыта и полностью утрачена внутренняя отделка, устроено междуэтажное перекрытие. В 1980-х б.храм использовался детской музыкальной школой, затем Можайским краеведческим музеем. В 2003 г. церковь была возвращена верующим. В дальнейшем была разобрана " барочная " глава и устроена новая " луковица " в традициях 17в. Ныне храм действует и вновь расписан. Кирилл Аминов 28 января 2015 г. Первый храм града Можайска был выстроен примерно в одно время с постройкой детинца на территории Можайского кремля в XIII веке. Был он построен тогда конечно же из дерева. При удельном Можайском князе Андрее, сыне великого князя Дмитрия Донского, собор в конце XIV- начале XV века перестраивается в камне. Освящён был во имя свт. Николая Чудотворца. По виду он напоминал Успенский собор на Звенигородском городке. Вероятно, их строила одна артель мастеров. В 1450-1475 гг. к южной стороне собора, справа от входа, была пристроена придельная церковь св. Георгия. С кон. XV столетия этот главный храм Можайской крепости, да и всего города, можайцы стали называть в честь покровителя города - свт. Николая Можайского.

http://sobory.ru/article/?object=02334

7. Слово о гласе вопиющаго в пустыни и на воспоминание происшествий 1812 года. (Говорено в Троицкой домовой князя А. Н. Голицына церкви, января 18; напечатано отдельно и в собраниях 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.) Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези его. Mk. I. 3 . Блаженная пустыня, в которой слышен столь вожделенный глас! Вожделенный глас, которым возвещается приближение Господа! Ибо если повелевается «уготовать путь Господень, и правы творить стези Его в пустыне», то конечно Господь не далек от нея и желает посетить ее. Посему-то и Пророк Господень приветствует ее радостию и веселием: «радуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня, и да цветет яко крин» ( Uc. XXXV. 1 ). Что пред сею пустынею и гласом ея, хотя впрочем не столько глаголющим в мире, сколько «вопиющим» в трепетном благоговении, – что пред ними молва и смятение человеческих обществ, что шум и разсеянность города, который едва ли где и когда бывает лучше, нежели каким видел его пустынелюбивый царь: «видех беззаконие и пререкание во граде; днем и нощию обыдет его по стенам его; беззаконие и труд посреде его и неправда; и не оскуде от стогн его лихва и лесть» ( Ncaл. LIV. 10–12 ). И кто не пожелает с Давидом «удалиться бегая, и водвориться в пустыни», так чтобы тамо «чаять Бога» ( Псал. 54:8–9 )? Кто из тех самых, которые любят находить препятствия в искании Бога, не возскорбит по крайней мере о том, что не может исторгнуться от «суеты и крушения духа», и не имеет «крил, яко голубиных, да полетит и почиет» ( Псал. 54:7 )? О, если бы Господь даровал нам ныне, хотя на краткое время, снити внимательною мыслию в лежащую пред лицем Его «пустыню», приять сердцем «глас» предваряющей благодати Его, да в умилении подвигнемся на «уготование пути» Его! «Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его». Когда Евангелие, дабы обратить очи ваши на путь Господень, оглашает вас «гласом пустыни», – да не возмнит кто из вас, христиане 82 , будто вас хотят без различия похищать из жизни общественной и влещи к Иоанну Крестителю в некую ненаселенную страну Иорданскую. Пророк, издалеча слышавший и предвозвестивший «глас вопиющаго в пустыни», явленный в Иоанне, без сомнения, имел пред очами нечто более, нежели одну Иорданскую пустыню. «Всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится; и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки, и потом явится слава Господня» ( Uc. XL. 4–5 ): так изображает Исаия преображение своей пустыни. Но пустыня Иоаннова и в явление Господа Иисуса, и после, оставалась также дикою, как была прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Кожино. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная, оштукатуренная, приходская церковь построена в стиле ампир, в 1844-1852г.г. на средства М.И.Микулина (повторен проект церкви в с.Коледине Подольского р-на). Кубический объем главной церкви увенчан низким барабаном, перекрытым куполом. С востока и запада к нему примыкают равновеликие апсидальные выступы алтаря и притвора. Боковые стены здания украшены полукруглыми арками, в которые вписаны четырехколонный портик и полукруглое окно, стены алтаря и притвора рустованы. Коротким переходом церковь соединена с колокольней, составленной из двух кубических ярусов. В обрамлении проемов звона второго яруса колокольни повторен мотив вписанного в арку портика. Декоративное убранство здания крайне сдержанно. Единственный престол Воскресенский. Старая внутренняя отделка в основном утрачена. Возвращена верующим в 1997, ремонтируется. С сайта " Храмы Подмосковья " http://50rus.hramy.ru/ В 1646 г. это вотчина Ивана Маркова сына Поздеева, при нём построена старая, деревянная церковь Воскресения Христова, и тогда с. Кожино названо Воскресенским. Оно затем осталось за вдовой Марфой Поздеевой с детьми Петром и Борисом. В 1682 г. село принадлежало боярину Григорию Никифоровичу Собакину, после его смерти перешло к его сыну, стольнику Михаилу, и продано им Ивану Максимовичу Языкову. К его сыну, окольничему Семёну Ивановичу, село перешло в 1699 г., затем, в 1701 г. к вдове последнего Авдотье Ивановне. В 1715 г. селом владел стольник князь Пётр Алексеевич Кардадинов. В 1762 г. - князь Николай Сергеевич Долгоруков. Первые упоминания о Воскресенской церкви села Кожино встречаются в церковных метрических книгах по Горбовской волости Рузского уезда, Московской Губернии в 1786 году. В 1812 году во время нашествия Наполеона деревянная церковь волею Божией практически не пострадала, хотя была разграблена. По благости Божией и с помощью доброхотных дателей была исправлена и вновь освящена 28 декабря 1812 г.

http://sobory.ru/article/?object=06554

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Киреев Фотография. 2-я пол. XIX в. Александр Алексеевич (23.10.1833, Москва - 13.07.1910, Павловск, близ С.-Петербурга), богослов, публицист-славянофил. Происходил из древнего дворянского рода. Отец - кавалерийский офицер Алексей Николаевич Киреев (1812-1849; см. о нем: Остафьевский архив князей Вяземских. СПб., 1908. Т. 3. Ч. 2: Переписка кн. П. А. Вяземского с А. И. Тургеневым. С. 678; Пушкин А. С. Письмо Н. Н. Пушкиной от 18 мая 1836 г.//ПСС: В 10 т. Л., 1979. Т. 10). Мать - Александра Васильевна, урожденная Алябьева (1812-1891) («блеск Алябьевой» отмечен А. С. Пушкиным в стихотворении «К вельможе» (1830); ей посвятили стихотворения М. Ю. Лермонтов («Алябьевой», 1831) и Н. М. Языков («А. В. Киреевой (Сильно чувствую и знаю…)», 1844); см. о ней: Остафьевский архив князей Вяземских. 1908. Т. 3. Ч. 2. С. 677; Тютчева А. Ф. Воспоминания: (При дворе двух императоров). М., 2008. С. 247-248). Сестра - Ольга Алексеевна (1840-1925), в замужестве Новикова; проживая в Лондоне, публиковала книги и статьи, посвященные России, ее внешней политике и российско-англ. отношениям (см. о ней: Стэд. 1909-1915). Брат - Николай Алексеевич (1841-1876), кавалерийский офицер; один из наиболее деятельных членов Славянского благотворительного об-ва; принимал участие в освободительной войне на Балканах; геройски погиб в Болгарии в 1876 г. (см. о нем: Остафьевский архив князей Вяземских. 1908. Т. 3. Ч. 2. С. 678-679; Кирилл (Ковачев), митр. Боярин полковник Киреев и освобождение Болгарии. Варна, 2008). В своем московском доме чета Киреевых еженедельно устраивала вечера, собиравшие цвет тогдашнего культурного общества. Их посетителями были в т. ч. видные деятели раннего славянофильства - А. С. Хомяков , И. В. Киреевский и П. В. Киреевский , Ю. Ф. Самарин , К. С. Аксаков и И. С. Аксаков , что сказалось на формировании взглядов К., его брата и сестры. После смерти отца К., готовившийся к поступлению в университет, по личному указанию имп. Николая I Павловича был определен в Пажеский корпус (окончил в 1853). Служил в лейб-гвардии Конном полку. В 1856-1859 гг. был вольнослушателем С.-Петербургского ун-та. С 1862 г. адъютант вел. кн. Константина Николаевича (после смерти к-рого в 1892 оставлен служить при дворе его вдовы, вел. кнг. Александры Иосифовны). С 1878 г. генерал-майор, с 1888 г. генерал-лейтенант, с 1907 г. генерал от кавалерии.

http://pravenc.ru/text/1840157.html

Анатолий, архиепископ Могилевский и Мстиславский (Мартыновский Августин Васильевич) Родился в 1793 году в местечке Мясковке Ольгопольского уезда Каменец-Подольской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Шаргородском духовном училище. В 1801 году переведен в Каменец-Подольскую духовную семинарию, в которой с 1812 года был учителем рисования. В 1813 году окончил семинарию и назначен учителем по классу инфимы (низший класс семинарии). С 15 декабря 1817 года – священник в М. Гранове Гайсинского уезда. В 1819 году, будучи уже вдовым, поступил в число братии Каменец-Подольского монастыря. В 1821 году назначен преподавателем Каменец-Подольского духовного училища, а затем и семинарии, где преподавал польский язык. 5 мая 1822 года пострижен в монашество. 12 октября 1823 года поступил в высшее отделение Киевской духовной академии. 11 декабря 1825 года окончил академию и определен бакалавром Священного Писания и польского языка. 29 ноября 1827 года удостоен степени магистра. С 18 мая 1829 года – ректор Курской духовной семинарии, а 7 июня возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Курского Николаевского монастыря. 14 апреля 1832 года переведен ректором Новгородской духовной семинарии, а с 29 апреля определен настоятелем Новгородского Антониево-Сийского монастыря. С 22 ноября 1844 года – епископ Могилевский и Мстиславский. 19 апреля 1853 года возведен в сан архиепископа. В 1860 году удостоен степени доктора богословия. 17 июля 1860 года уволен на покой в Гербовецкий Успенский монастырь Кишиневской епархии. Скончался 8 августа 1872 года. Архиепископ Анатолий был образованным человеком своего времени, отличался большой любознательностью и всесторонней начитанностью, увлекался живописью и был неплохим художником. Памятником его художественной деятельности остался иконостас в его домовой церкви в Гербовецком монастыре, который, к сожалению, был уничтожен после его смерти невежественными монахами-молдаванами. Преосвященный Анатолий хорошо понимал роль епископа и ясно видел те ближайшие задачи, которые стояли перед ним в епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010