по 1851 г. из 113 мужчин и 158 женщин – жителей села в 1835, 1837, 1812, 1843, 1845, 1846 и 1849 г. г. не значится ни одного приобщившимся св. Таин, а в 1827, 1828, 1848 и 1850 г. г. по одному; в 1825, 1830, 1839, 1841 и 1844 г. г. – от 3 до 6-ти; по начатий же дела, в 1851–1853 г. г. от 18 до 110 человек, что, но заключению Мин. Вн. дел, ясно уже доказывало, что быть у св. Причастия или записываться бывшими заставлял сопелковцев страх; б) хотя числятся они прихожанами Православной церкви, но хоронят перекрестившихся родных и странников вблизи села, в сосновой роще, или в сараях, так что по разрытии нескольких мест в этой роще, менее чем в пол часа, было открыто более 10 могил с человеческими оставами; в некоторых сараях найдено несколько свежих могил с еще не истлевшими трупами. Между тем на православном кладбище, устроенном более 60 лет оказалось могил весьма не много. в) По показаниям под присягою оказалось, что все жители села держатся страннической секты, хотя вступают в нее или пред самым выходом в странство, или пред смертию во время болезни; хотя все крещены священником, но перед смертию или во время болезни перекрещиваются: девицы не выходят замуж. 2) Сторонние лица утверждали, что все жители с. Сопелок, без исключения, или постоянно держали странников, или давали им пристанище временно, или же, зная о проживаний их в других домах, подавали им милостыню; в этом сознались и некоторые из жителей этого села, при чем одна из них объяснила, что ей нельзя было устоять против всех жителей, которые страдали ее. Другие под присягою же показывали, что до начатия дела (Комиссии) в Сопелках проживало 100 странников и беглых – постоянно, открыто, безбоязненно, а к Пасхе собиралось и более. В Сопелки стекались странники со всех сторон и всякий считал за честь быть там принятым. Там был и главный совет старцев, в который съезжались главные наставники. Заключ. Мин. Вн. Дел о раскрытии страннич. секты. Разряд 3-й. 1953 Деревни: Ярцево, Алексеевское, Малышево, Фоминское, Голенищево, Когаево, Тимохино, Борисовка, Талицево, Шишково, с.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

23 Переведены на английский язык д–ром Э. Коксом (London, 1840 – 1842, 4 vols.). Это издание соединяет в себе тексты «Справочника» (Handbuch) и «Учебника» (Lehrbuch) Доллингера в той мере, в какой они дополняют друг друга. 24 См. Schaff, Creeds of Christendom, vol. I., 195 sq.; Von Schulte, Der Altkatholicismus (Glessen, 1887), 109 sqq. 26 Лучшее издание: Institutes of Ecclesiastical History ancient and modern, by John Lawrence von Mosheim. Новый полный перевод с латинского с пространными примечаниями и авторскими дополнениями Джеймса Мёрдока, 1832; 5 th ed., New York. 1854, 3 vols. Мёрдок (ум. 1856) был профессором церковной истории в г. Андовере, штат Массачусетс, и перевел также «Историю богословия» (Dogmengeschichte) Мюншера. Отдельную историю доникейского периода (1733), написанную Мосгеймом, перевели с латыни Видаль (1813) и Мёрдок (1851), нов. изд., N. York, 1853, 2 vols. 27 Christliche Kirchengeschichte. Leipzig, 1768 – 1812, 45 vols, oct., в том числе 10 томов «Истории после Реформации», последние два написаны Цширнером (Tzcshirner). Никто и никогда не читал сочинение Шрёйха с начала до конца, да и само его название довольно abschreckend, но оно столь же ценно в качестве справочника, как и труд Барония, и при этом гораздо более беспристрастно. 28 Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche. Hamburg, 1825 – 1852, 11 частей; 3 d ed., 1856, в 4 больших томах, с великолепным предисловием д–ра Ульмана. Перевод, сделанный проф. Джозефом Торри (Берлингтон, штат Вермонт, ум. 1867), был издан в Бостоне в 5 томах, 12 th ed., 1881, с образцово выполненным указателем объемом в 239 страниц. 29 Более полно о жизни и трудах Неандера, моего любимого учителя, я рассказал в своем альманахе «Kirchenfreund» за 1851 г. (с. 20 и далее, с. 283 и далее), а также в книге Aug. Neander, Erinnerungen (Gotha, 1886, 76 pp.). См. также речь Гарнака, посвященную столетию со дня рождения Неандера (Берлин, 17 янв. 1889) и А. Wiegend, Aug. Neander, Erfurt, 1889. 30 Lehrbuch der Kirchengeschichte. Bonn, 1824 – 1856 (4 th ed. 1844 sqq.), в 5 томах, последние два издал после смерти ученого на основе его лекций Редепеннинг. Первый перевод на английский язык сделал Каннингем в Филадельфии в 1846 г.; второй – Дэвидсон и Халл в Англии; последний и лучший из трех, на основе предыдущих, – Генри Б. Смит в Нью–Йорке в 1857 – 1880 г. в 5 томах. Работу над пятым и последним томом последнего издания закончили после смерти д–ра Смита (1877) проф. Штирнс и Мэри А. Робинсон, вступительную статью написал Филип Шафф. «История богословия» (Dogmengeschichte) Гизелера вышла отдельным изданием в 1855 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Поммеренинг Карл — шведский резидент в Москве в 1647—1650 гг. Фельдмаршал (Кутузов) ответил (князю Невшательскому): народ, который в течение двух столетий не видел неприятеля на своей земле, не в состоянии разбираться в тех тонкостях, которые установились среди цивилизованных наций в результате частых оккупаций и современного способа ведения войны. Коленкур Арман Огюстен де (1773—1827) — маркиз, французский дипломат, посол в России в 1807—1811 гг., сопровождал Наполеона I в походе 1812 г. Я не замечала народного духа, внешняя переменчивость впечатлений у русских мешала мне наблюдать его. Отчаяние оледенило все умы, а я не знала, что у этих крайне впечатлительных людей это отчаяние — предтеча страшного пробуждения. Точно так же в простом народе видишь непостижимую лень до той минуты, когда пробуждается его энергия; тогда она не знает преград, ничего не страшится, она, кажется, побеждает стихии так же, как и людей. Невозможно было надивиться той силе сопротивления и решимости на пожертвования, которую обнаружил народ. Сталь, баронесса, французская писательница. (1766—1817) Причины русских поражений теперь известны. Они могли быть злополучны для России в том случае, если бы русский народ мог быть легко обескуражен. Но дело в том, что все военные неудачи в Армении и страшные жертвы под Плевной были перенесены русским народом спокойно и твердо. Таймс Я не могу поверить, что какое бы то ни было большое бедствие может сломить Россию. Это великий народ; несомненно, он не в нашем вкусе, но таков факт. Никакой враг не осмелится безнаказанно вторгнуться на его территорию, если не считать захвата таких ничтожных кусочков, какие мы теперь заняли. Английский штабной офицер Я убежден, что когда напишут историю русско-японской войны, то выяснится, что русский солдат был таким же отличным солдатом, как и во все времена. Уэллеслей Ф. А. (1844—1931) — английский военный атташе при Александре II в 1871—1876 гг. Конечно, не было другого примера такого события: одни лишь русские войска могли совершить такое чудо. Какая храбрость! Какая дисциплина! Какие кроткие, любезные нравы! Здесь (в Неаполе) боготворят их, и память о русских останется в нашем отечестве на вечные времена.

http://pravoslavie.ru/1794.html

Константин Дмитриевич Ушинский (03.03.1823–03.01.1871) Собрание сочинений Константин Дмитриевич Ушинский Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. Биография Родился в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна (урождённая Карпинская) умерла, когда сыну было 12 лет. Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее. В сентябре 1848 года Ушинский произносит речь «О камеральном образовании». Он предложил собственную систему камерального образования, в основе которой было изучение семьи, общества и народного хозяйства. Идеи Ушинского казались радикальными, излишне демократичными. В 1850 году он был вынужден оставить лицей. Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где устроился на достаточно мелкую чиновничью должность столоначальника Департамента духовных дел и иностранных вероисповеданий. Стал сотрудничать в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854—1855). В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания. Во многом стараниями Ушинского во второй половине 1850-х годов в российском обществе проснулся интерес к педагогике. Ушинский стал активным автором одного из новых изданий — журнала «Воспитание». Программной стала одна из первых статей Ушинского, опубликованных в этом журнале — «О пользе педагогической литературы» (1857 год). В том же году «Воспитание» публикует ещё одну фундаментальную статью Ушинского — «О народности в общественном воспитании».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ush...

Авраам Сергеевич Норов – человек незаурядной биографии и разнообразных литературных дарований. Не закончив учебу в Московском университетском пансионе, Норов поступил прапорщиком в гвардейскую артиллерию, участвовал в войне 1812 года. Под Бородином потерял ногу и попал в плен. После войны, проведя год в имении, он опять служит, в 1823 г. став полковником. С 1827 г. он в министерстве внутренних дел, где постепенно продвигается по службе, и с 1849 г.– сенатор. В 1854 –1859 гг.– министр просвещения. Еще в 18J8 г. А. С. Норов был принят в Вольное общество любителей словесности, в 1821 – в Общество любителей российской словесности. С 1840 г. он член Российской академии, а в 1851 стал действительным членом Академии наук по отделению русского языка и словесности. Любовь Норова к литературе и истории, к изучению языков (он знал – английский, испанский, итальянский, французский, древнегреческий, латынь и древнееврейский) определила его общественную и литературную деятельность. Он выступает как поэт и переводчик (особенно увлеченно переводя итальянских поэтов), как прозаик, критик, историк, библиограф. Большой известностью пользовалась крупнейшая библиотека Норова, к которой, в частности, обращался А. С. Пушкин. Немалую часть библиотеки составляла литература, посвященная Святой Земле и библиистике. К заслугам А. С. Норова нужно отнести его плодотворную деятельность во главе Археографической комиссии, которой, например, под его редакцией было издано научно подготовленное «Путешествие игумена Даниила по Святой Земле в начале XII в. (111З–1115)» (СПб., 1864). Литературное имя А. С. Норову принесли его путевые очерки. В 1821 – 1822 гг. он путешествует по Европе, посетив Германию, Францию, Италию, Сицилию, и позднее издает «Путешествие по Сицилии в 1822 г.» (СПб., 1828). В 1834–1836 гг. он совершает свое первое путешествие в Малую Азию, Палестину и Иерусалим, в 1839 – в Египет и Нубию (см. его «Путешествие по Египту и Нубии»; СПб., 1840), в i860 г. вновь едет в Палестину. Литературный талант, глубокое религиозное чувство, огромная эрудиция и научная обстоятельность определили успех его «Путешествия по Святой Земле в 1835 году», вышедшего тремя изданиями (СПб., 1839, 1844, 1856).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П.В. Долгоруков Князья Варшавские, графы Паскевичи-Эриванские и дворяне Паскевичи Фаиилия Паскевич или Пашкевич (Paszkiewicz) происхождения литовского. В 1622 году встречаются имена: одного Пашкевича бывшего подстаростою Ковепским; Якова и Станислава Пашкевичей помещиков литовских; там же были помещиками, в 1700 году, Пётр, Мартын, Станислав и Стефан Пашкевичи. В 1692 году Пётр Пашкевич-Толоконский был настоятелем всех православных монастырей в Великом Княжестве Литовском. Франциск Пашкевич был депутатом на сейме 1764 года и подписал избрание короля Станислава-Августа; а Анатолий Пашкевич занимал, в Троках, но выбору шляхетства, должность градского судьи в 1768 году. Одна из ветвей фамилии Пашкевич поселялась в Малороссии с именем Паскевичей. Коллежский советник Фёдор Григорьевич Паскевич († 1833), от брака своего с Анною Осиповною NN, имел трёх сыновей: Григория Фёдоровича († 1844), служившего генерал-майором артиллерии, Ивана Фёдоровича († 20 января 1856, ныне светлейшего князя Варшавского), и Степана Фёдоровича, который служил действительным статским советником и губернатором в Курске, и скончался 9 апреля 1840 года, оставив сына Алексея Степановича. Иван Фёдорович, при самом выпуске из Пажеского корпуса, в 1800 году, назначен флигель-адъютантом; за сражение под Батиным, в 1810 году, пожалован генерал-майором; в 1812 году командовал девизиею; в 1813 году, за битву Лейпцигскую, пожалован в генерал-лейтенанты; в 1826 году в генералы от инфантерии; в 1827 году назначен командиром, а в 1828 году главнокомандующим отдельным Кавказским корпусом, и по окончании войны персидской возведён, 15 марта 1828 года, в Графское Российской Империи достоинство, с титлом Графа Паскевича-Эриванского. В 1829 году, за турецкую войну, получил звание фельдмаршала и Георгиевскую ленту. В 1831 году, находясь главнокомандующим действующею армиею, за взятие Варшавы и за уничтожение польского мятежа, возведён, 4 сентября 1831 года, в Княжеское Российской Империи достоинство, с титлом: Светлейшего Князя Варшавского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Русская атеистическая литература XIX века не богата самостоятельными теоретическими и философскими обоснованиями атеизма. Оригинальность русского атеизма проявилась в другом: Возможно, этими обстоятельствами объясняются весьма условные границы между теоретическим и практическим атеизмом в России и почти неизбежная трансформация теоретической позиции в политическую. История атеизма в России, если иметь в виду его активные формы, тесно переплетена с историей политической борьбы, атеистическая составляющая присутствует во всех политических движениях, поставивших своей целью низвержение монархии. Хотя последовательно продуманная логика атуизма вслед за отрицанием Бога требует отрицания «помазанника Божия», царя, возникновение и распространение атеистических убеждений в России свидетельствует о существовании обратной логики, когда оппозиция власти и отрицание монархии привели к критике Церкви и религии, к утрате веры в Бога и самому настоящему атеизму. Этим путем к атеизму пришли В. Г. Белинский , А. И. Герцен , Н. Г. Чернышевский , Д. И. Писарев и многие другие. С начала XIX века наблюдается постепенно возрастающая роль атеизма в развитии общественно-политических процессов в России. Декабризм , нигилизм и социализм разных оттенков обозначили основные вехи распространения атеизма. В движении декабристов значение атеистических воззрений еще не велико. П. И. Пестель (1793 - 1826), один из главных теоретиков движения, придерживался деистических взглядов, что нашло отражение и в написанной им «Русской Правде», где сначала говорится о «естественном разуме», а потом о Евангелии (С. 115). Непосредственное отношение к атеизму имело стихотворение А. П. Барятинского (1798 - 1844) «О Боге», в котором автор приводит известные по атеистической литературе аргументы и пишет: «При виде зла, покрывающего весь мир, если бы даже Бог существовал,- нужно было бы его отвергнуть» (С. 440). Нигилизм , несмотря на его сложный состав, объединяющий различные антигосударственные течения, родствен атеизму. В определении Герценом (1812-1870) нигилизма как революционного отрицания - «нигилизм это логика без структуры, это наука без догматов, это безусловная покорность опыту и безропотное принятие всех последствий» - нельзя не увидеть косвенного признания бездуховности и беспринципности этого движения; основу «веры нигилиста» составляет борьба с властью, ради которой все средства хороши. По мнению Герцена, история русского нигилизма начиналась с Белинского и Бакунина и была продолжена петрашевцами и нынешним поколением революционеров. На вопрос: «Что же наше поколение завещало новому? - Герцен отвечал,- Нигилизм» .

http://drevo-info.ru/articles/1401.html

Фюстель де Куланж Нюма Дени (Fustel de Coulanges, 1830–1889), французский антиковед – 142, 160 Хадидяса , жена Мухаммеда – 280 Хаймбах Густав Эрнст (Геймбах, Heimbach, 1810–1852), немецкий историк греко-римского права – 91 Хайхельхайм Фриц (Heichelheim, 1901–1968), немецкий антиковед, специалист по экономической истории древности; в 1930-е годы эмигрировал из Германии, жил вначале в Англии, затем в Канаде. – 70 Хаким, египетский халиф в 1009–1021 гг. (из династии Фатимидов) – 412, 413 Харун ар-Рашид, арабский халиф в 786–809 гг. (пятый халиф из династии Аббасидов) – 321, 367 Хаттон В. Н. (Hutton), английский византинист – 73 Хильдеберт II (Хилидебер, 570–595), король австразийских франков в 575–595, король Бургундии в 592–595 гг. – 242 Хиннеберг П. (Hinneberg), немецкий историк – 74, 76 Хлодвиг I (Хлодовех, 465 или 466 – 511), король салических франков в 481–511 гг. (из династии Меровингов), основатель державы франков – 170, 171 Хомяков Алексей Степанович (1804–1860), русский писатель и общественный деятель – 78 Хосров I Ануширван (Хосрой Нуширван, Аношарван), персидский шах в 531–579 гг. (из династии Сасанидов) – 201, 202, 309 Хосров II Парвиз (Хосрой Парвез), персидский шах в 591–628 гг. (из династии Сасанидов) – 271 Христофор (IX в.), патриарх Александрийский – 384 Христофор Митиленский (1-я пол. XI в.), византийский поэт – 480 Цахариэ фон Лингенталь Карл Эдуард (С. Е. Zachariae a Lingenthal, К. Е. Zacharia von Lingenthal, 1812–1894), немецкий византинист – 90, 327, 329, 330,332,333 Цезарь (Гай Юлий, 100–44 до н. э.), римский полководец и государственный деятель – 110, 256 Целестин I († 432), папа Римский в 422–432 гг. – 156 Чаадаев Петр Яковлевич (1794–1856), русский философ и писатель – 78 Шварц Эдуард (Schwartz, 1858–1940), немецкий филолог-классик, византинист и канонист – 98 Шестаков Сергей Петрович (1864–1940), византинист – 85, 361 Шёнебек X. фон (SchOnebeck), немецкий историк – 100 Шехтер С. (Schechter), американский исследователь – 424 Шлюмбержв Гюстав Леон (Schiumberger, 1844–1929), французский археолог и византинист – 66, 408

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Продолжаю прерванную нить рассказа о Сивиллове (фамилия, данная ему, может быть, ректором, напоминает Сивиллины книги, собрание пророчеств; эти книги не дошли до нас. Римляне искали в них совета, когда бывали в затруднительных обстоятельствах). Принятый, по бедности родителей, на казённое содержание, он учился в семинарии охотно и во всех классах 2 , кроме богословского, в котором почти не был, числился вторым учеником. Наибольшую склонность обнаруживал к занятиям иностранными (латинским, греческим и французским) языками и поэзией. Поведения кроткого и скромного, любивший уединение и молчаливость, как есть монах, он, однако же, в 1818 г., только что переведённый в богословский класс (образование его по необходимости замедлилось несчастными происшествиями 1812 года), по требованию медико-хирургической академии и по изъявленному им желанию, послан был в Санкт-Петербург для обучения медицине. Да, удивительно. Что-нибудь иное для него надобно. Поступив в эту академию, преобразованную в 1881 г. в военно-медицинскую, он, может быть, остался бы в ней до окончания курса, если бы позднее, в конце октября, отправление его из Пензы (она в 1890 вёрстах от Петербурга) и слабое здоровье (!) не понудили его, потерявшего много времени к успешному занятию медициной, просить увольнения опять в духовное звание, на что и последовало, от 14 марта 1819 г., разрешение министра духовных дел и народного просвещения, князя A. Н. Голицына († 22 ноября 1844 г.), с определением его в Александроневскую семинарию для богословского образования. При перемещении его сюда, ректор Петербургской академии, которой была подведома семинария, преосв. Филарет, епископ Ревельский, впоследствии митрополит Московский, принимавший в нём доброе участие, уведомил его, что министерство иностранных дел требует способных людей для новой Русской миссии в Пекин и предложил ему: не хочет ли быть членом этой миссии, в то время собиравшейся из духовных и светских лиц? В состав её должны были войти: начальник миссии – архимандрит, 2 иеромонаха, 1 иеродиакон, 2 псаломщика, медик и трое студентов, итого 10 чел.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Платон Левшин (1775–1812) образцово поставил в Москве дело духовного образования 1004 . Что касается малороссийских епархий, управление которых было приведено к великорусскому образцу лишь в конце XVIII в., то здесь следует упомянуть Черниговского архиепископа Иродиона Жураковского (1722–1738), проявлявшего большую заботу о духовенстве, а также митрополитов Арсения Могилянского (1757–1770), Гавриила Кременецкого (1770–1783), Самуила Миславского (1783–1796) и Рафаила Заборовского (1731–1757) ради их трудов на пользу Киевской Академии 1005 . И в 1-й половине XIX в. бывали епископы, считавшие объезды приходов своей главной обязанностью, вызывая, впрочем, одним известием о своем приближении (как выразился в своих записках священник 40-х гг.) «трепет и смятение» духовенства 1006 . Примером для епископов того времени мог служить первый предстоятель новообразованной Олонецкой епархии Игнатий Семенов (1828–1842): он организовал управление епархией, заботился об образовании духовенства, с помощью которого завел приходские школы, и боролся с расколом 1007 . Прежде чем во 2-й половине XIX в. церковная политика в Грузинском экзархате роковым образом приняла националистический и русификаторский характер, многое для улучшения положения буквально нищенствовавшего духовенства сделал здесь Иона Василевский (1821–1832). И при мягкосердечном Моисее Богданове-Платонове (1832–1834) управление экзархатом также оставалось на высоте. Преемник же его Евгений Базанов (1839–1844), напротив, принес огромный вред своей жестокостью и произволом 1008 . Выдающимся администратором, помимо прочих его достоинств, был Московский митрополит Филарет Дроздов (1821–1867). Он вникал в каждое отдельное дело и обосновывал свои всегда очень точные решения подробными разъяснениями, которые превращались в общие административные установки. Его считали строгим, но справедливым, и поэтому духовенство боялось и уважало его. Деспотизм и произвол были ему совершенно несвойственны, он никогда не забывал, подобно иным своим коллегам, об уважении священнического сана своих подчиненных 1009 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010