Стихотворение А. С. Пушкина “Странник” (1835; впервые опубликовано в т. 9 посмертного собрания сочинений Пушкина в 1841 г. под заглавием “Отрывок”). Есть свидетельство П. И. Бартенева, касающееся этого стихотворения: “Припомним также загадочное стихотворение “Отрывок”, которое Гоголь в статье о лиризме наших поэтов назвал таинственным побегом из города. По словам Гоголя, которые удалось узнать мне частным образом, Пушкин за год до смерти действительно хотел бежать из Петербурга в деревню; но жена не пустила…” (цит. по: 3айцев А. Д. Петр Иванович Бартенев. М., 1989. С. 78). Это свидетельство подтверждается записью в дневнике Екатерины Александровны Хитрово, передавшей слова Гоголя о Пушкине: “Он хотел оставить Петербург и уехать в деревню; жена и родные уговорили остаться” (Гоголь в Одессе. 1850–1851//Русский архив. 1902. 3. С. 554). ветхозаветный пророк из Третьей и Четвертой книг Царств. Стефан Баторий (1533 — 1586) — польский король, в 1581 — 1582 гг. осаждал Псков. Из стихотворения Н. М. Языкова “Тригорское” (1826). Из стихотворения Г. Р. Державина “Мой истукан” (1794). Из стихотворения Г. Р. Державина “Гимн лиро-эпический на прогнание французов из отечества” (1812). Здесь и далее Гоголь, по-видимому, передает слова А. С. Пушкина, сказанные в личной беседе. Приводимое высказывание Пушкина о Соединенных Штатах подтверждается в мемуарах В. И. Анненковой: “Разговор был всеобщим, говорили об Америке. И Пушкин сказал: “Мне мешает восхищаться этой страной, которой теперь принято очаровываться, то, что там слишком забывают, что человек жив не единым хлебом” (цит. по: Андроников Ираклий. Лермонтов: Исследования и находки. М., 1964. С. 175). Слова Пушкина о “высшей милости, умягчающей закон”, по наблюдению М. Новиковой, прямо перекликаются с финалом первоначальной редакции “Повести о капитане Кочейкине” в “Мертвых душах”. Копейкин после разбойничьих похождений бежит в Соединенные Штаты а пишет оттуда государю письмо с объяснением мотивов своих поступков, — царь прощает его и повелевает учредить комитет по обеспечению раненых воинов.

http://azbyka.ru/fiction/vybrannye-mesta...

Екатеринославская Учреждена 9 сентября 1775 года Славянская и Херсонская Кафедра в Полтаве Евгений (Булгарис) архиепископ, рукоположен с 1.10.1775 по август 1779 на покое; † 27.05.1806 Никифор (Феотоки) архиепископ, рукоположен с 6.08.1779 по 28.11.1786 архиеп. Астраханский и Ставропольский Екатеринославская и Херсонская (Екатеринославская и Херсонеса Таврического) С 1786 года Амвросий (Серебренников) архиепископ, бывший еп. Олонецкий и Каргопольский с 28.11.1786 с 22.12.1789 – местоблюститель Молдо-Влахийской митрополии †13.10.1792 (убит) Гавриил (Банулеско-Бодони) митрополит, бывший митр. Молдо-Влахийский, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии с 10.05.1793 по 21.12.1797 переименован митр. Новороссийский и Днепровский Новороссийская и Днепровская С 21 декабря 1797 года Кафедра в Новомиргороде Гавриил (Банулеско-Бодони) митрополит, бывший митр. Екатеринославский и Херсонеса Таврического, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии с 21.12.1797 по 29.09.1799 митр. Киевский и Галицкий Афанасий (Иванов) епископ, бывший еп. Воронежский и Черкасский, с 1.10.1799 архиепископ с 15.09.1801 по 4.12.1803 переименован архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический Екатеринославская, Херсонская и Таврическая С 4 декабря 1803 года Кафедра с 1804 года в Екатеринославе Афанасий (Иванов) архиепископ, бывший архиеп. Новороссийский и Днепропетровский с 4.12.1803 по 18.08.1805 архиеп. Астраханский и Кавказский †18.08.1805 Платон (Любарский) архиепископ, бывший архиеп. Астраханский и Кавказский с 18.08.1805 †20.10.1811 Иов (Потемкин) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Литовский с 7.02.1812 †28.03.1823 Феофил (Татарский) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский, с 19.05.1823 архиепископ с 22.08.1826 по 15.10.1827 на покое; †14.11.1830 Онисифор (Боровик) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский, с 28.11.1827 архиепископ с 24.12.1827 †20.04.1828 Гавриил (Розанов) епископ, бывший еп. Орловский и Севский, с 22.05.1828 архиепископ с 31.12.1832 по 9.05.1837 архиеп. Херсонский и Таврический

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В связи с распространением собственно книг Священного Писания – задачей общества – члены общества старались распространять и вообще книги религиозно-нравственного содержания, соответствующие цели общества – распространения духовно-религиозного просвещения. Одна княгиня Софья Мещерская, член общества, распространила с 1813 года по 1826-й до 400.000 экземпляров разных брошюр, частью на свои средства, а частью на пожертвованные ей суммы из личных средств государя. Кроме того, члены общества обыкновенно были первыми и деятельнейшими участниками всякой благотворительности: патриотического общества, учреждённого для пособий пострадавшим в 1812 году, женского благотворительного общества, попечительства о тюрьмах. Глава X. Новые уставы духовных училищ Указания опыта н духовно-учебном деле. – Исправление уставов. – Первый курс петербургской академии. – Утверждение уставов. – Духовно-учебное дело по новым уставам. – Магистерские и докторские кресты. – Привилегии духовному образованию. – Постепенное введение уставов. Стремление дать академическому курсу возможно широкую постановку повело к тому, что студенты академии на первых порах оказались не в силах справиться с множеством наук. Иной день приходилось слушать лекции восемь часов, да ещё вне лекций необходимо было исполнить некоторые необходимые научные работы. Поэтому, академия в 1810 же уже году обратилась в комиссию духовных училищ с представлением о настоятельной необходимости сократить академический курс и предлагала оставить общеобязательными науками только богословие, философию, словесность и греческий язык, все же остальные распределить на две группы, – историческую и математическую, предоставив выбор той или другой самим студентам. Комиссия согласилась с этим и только прибавила к общеобязательным наукам церковную историю. Затем, приготовленные новые уставы духовно-учебных заведений были пересмотрены ещё раз – архимандритом Филаретом, ректором академии, которого Голицын поспешил провести при первой возможности, в 1814 году, в члены комиссии духовных училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Платон Ширинский-Шихматов Ширинский-Шихматов Платон Александрович, князь (1790–1853) – поэт, младший брат Сергея Ширинского-Шихматова. В 1804 году, вслед за тремя старшими братьями, определен в Морской кадетский корпус. В Отечественную войну 1812 года служил на гребном флоте, участвовал в сражениях. В 1824 году, благодаря поддержке адмирала А.С. Шишкова, началась его деятельность в области народного просвещения. С 1833 года – директор департамента; с 1842 – товарищ министра; с 1850 – министр народного просвещения. Его первая и единственная поэтическая книга вышла в 1825 году под характерным названием «Опыты духовных стихотворений». Известная книга Федора Глинки «Опыты священной поэзии» вышла в начале 1826 года, так что Платон Шихматов в своих о п ы т а х даже опередил его. В биографии Шихматова-младшего, вышедшей в 1855 году, отмечалось: «Следуя примеру старшего брата своего князя Сергея Александровича, и подобно ему, он держался мнений и направления А.С. Шишкова, бывшего тогда президентом Академии наук». Это направление Шихматов-старший достаточно ярко выразил в стихотворной драме о Минине и Пожарском, в эпической поэме о Петре Великом. Шихматов-младший предлагал образцы не эпической, а лирической поэзии. Лишь в одном из своих опытов он обращался к традиционному сюжету из Псалтыри, создав свое переложение псалма, пожалуй, самого известного в те времена как по публикации в 1823 году в «Полярной Звезде» «Плача пленных иудеев» Федора Глинки, заканчивавшегося знаменитыми строками: «Рабы, влачащие оковы,//Высоких песней не поют!», так и по переводам «Еврейских песен» Джона Байрона, основанных на этом же 136 псалме. Здесь Платон Шихматов, вне всякого сомнения, вступает в соперничество с Федором Глинкой и Байроном, предложив свой вариант, пожалуй, наиболее близкий к подлиннику. Как известно, А.С. Шишков вместе с архимандритом Фотием выступали против переводов священных текстов. Это был один из самых принципиальных вопросов, в котором эти два «старовера», как их называли современники, оставались столь же непреклонны, как и протопоп Аввакум во времена раскола, отстаивавший неприкосновенность древних списков.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Ежегодно оно расходует до 300.000 марок. 9) В 1810 году и методисты основали свое общество для служения прямым целям миссии – Primitive Methodist Missionary Society (Первоначальное Методистское Миссионерское Общество), которое имеет своих миссионеров в Австралии, Новой Зеландии, а с 1843 года – и в южной Африке. Ежегодно расходует оно до 500,000 марок (в 1884 г.– 383,780 марок). 10) Baptist Zenana Mission, основанная в 1812 году, содержит в Индии 42 миссионерки и около 100 женщин, распространяющих Библию . Расходует эта миссия до 150.000 марок в год (в 1884 г. – 124,180 марок). 11) Уэслинское Методистское Миссионерское Общество (Wesleyan Missionary Society) основано в 1814 году, содержит на свои средства 468 миссионерских станов, 532 миссионера, 2,059 помощников, распространяющих христианство в южной и западной Африке, Вест-Индии, Австралии, Полинезии, на о. Цейлоне, в средней Америке и Китае: ежегодно расходует на нужды своих миссий свыше 8,000,000 марок (в 1884 г. – 2,926,160 марок). В местах своих миссий это общество имеет 103,801 школу. Его орган: Wesleyan Missionary Nomices (Уэслинские Миссионерские Заметки). 12) General Baptisls. Это общество баптистов основано в 1861 году; в Ориссе и Китае содержит 7 миссионерских станов, на которых ежегодно расходует до 155,890 марок (в 1884 году – 153,890 марок). Оно имеет свой орган – General Baptists Magazine and Missionary Observer. 13) Колониальное Миссионерское Общество (Colonial Missionary Society), основанное в 1826 году, оказывает вспомоществование миссиям, находящимся в Канаде и Новой Зеландии, на что ежегодно расходует свыше 70,000 марок. 14) Миссия христиан или плимоутских братьев основана в 1827 году, имеет 119 миссионеров в Вест-Индии, Ост-Индии, Китае и центральной Африке; ежегодно расходует на нужды, миссии 385,000 марок. 15) В 1840 году кальвинистские методисты основали свое общество – Welsh Calvinist Methodist Sociely, – которое ныне на свои средства содержит в Ассаме 18 миссионеров, учредило 66 кальвинистских общин и имеет около 3,500 школ, – на что ежегодно расходует около 150,000 марок (в 1884 году только – 80,000 марок).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В начале же этого письма от 15 марта Государь извещал Паскевича о возведении его в графское достоинство с именем Эриванский: «Воздав всемогущему Богу благодарение за дарование столь желанного мира, обращаюсь к Вам, мой любезный Иван Федорович, с изъяснением чувств признательности, которую от глубины сердца к Вам питаю за важные услуги Отечеству и точное исполнение моих желаний, – Вы все вполне совершили. Желая, чтобы и в потомстве сохранились неразлучные с именем Вашим приобретения, коими вам Россия обязана, приобщил я к фамилии Вашей название той твердыни, покорением которой поход принял решительный оборот в нашу пользу». Паскевичу был пожалован 1 миллион из контрибуции. Царствуя два года, потрудившись над устроением Империи, ведя еще войну с Персией и имея, после Наваринской победы, обостренные отношения с Турцией, Государь 29 ноября 1827 г. писал Цесаревичу Константину: «Никто не ощущает большей потребности, чем я, быть судимым с снисходительностью. Но пусть же те, которые судят меня, примут во внимание, каким необычайным образом я вознесся с поста недавно назначенного начальника дивизии на пост, который занимаю в настоящее время, кому я наследовал и при каких обстоятельствах, и тогда придется сознаться, что если бы не явное покровительство Божественного Провидения и того, на кого еще при жизни я смотрел, как на своего благодетеля, и которого мне приятно считать своим ангелом-хранителем, мне было бы не только невозможно поступать надлежащим образом, но даже справляться с тем, что требует от меня заурядный круг моих настоящих обязанностей; я твердо убежден в Божественном покровительстве, которое проявляется на мне слишком ощутительным образом для того, чтобы я мог не замечать его во всем, случающемся со мною, и вот моя сила, мое утешение, мое руководящее начало во всем». Мир с Персией был особенно важен, так как на Ближнем Востоке назревала другая война – с Турцией. Император Николай I сразу же по вступлении на престол решительно заговорил с последней, требуя точного выполнения ею условий Бухарестского мира 1812 г. Обязательства, принятые на себя тогда Турцией в отношении Сербии, Молдавии и Валахии, свободной русской торговли через Босфор и Дарданеллы и другие, султаном не выполнялись. После твердых требований Государя, предъявленных 24 марта, Порта обязалась 25 сентября 1826 г. договором, заключенным в Аккермане, исполнять свои обязательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Николай Карамзин Карамзин Николай Михайлович (1766–1826) – поэт, прозаик, журналист, историк. Он дебютировал в литературе, еще будучи поручиком-преображенцем, в то же самое время, когда другой преображенец издал «Оду к премудрой Киргиз-кайсацкой Царевне Фелице». Издал анонимно, так как подобная, по его словам, «издевка и шалость» могла стоить ему головы. Потомку Багрима-мурзы из Золотой Орды Гавриилу Державину в пору его литературного дебюта было уже за сорок, а потомку крымских татар Николаю Кара-Мурзе – семнадцать. Державину суждено было завершить эпоху русского классицизма, Карамзину – стать предтечей русского романтизма. Он вступал в литературу не один, а вместе с целым поколением поэтов и прозаиков, которых назовут карамзинистами, противостоявших автору «Фелицы» и другим одописцам задолго до того, как появятся еще более дерзкие «арзамасцы». «Мои безделицы» – так назовет он свой программный сборник 1794 года, в котором соберет все свои безделицы, ставшие, как отметят позднейшие исследователи, «смелым выходом Карамзина за рамки литературных норм, поэтизацией прозы». Но он изменил не только литературные нормы, а само мировоззрение. Свое верую Державин выразит в оде «Бог»: Я связи миров, повсюду сущих, Я крайняя степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна Божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю – Я царь, – я раб, – я червь, – я Бог! Карамзин – в «Послании к Дмитриеву»: Пусть громы небо потрясают, Злодеи слабых угнетают, Безумцы хвалят разум свой! Мой друг! Не мы тому виной... Его антитеза державинской связи миров, нерасторжимости макро- и микрокосма – жизнь сердца. Для Карамзина «тому сей мир не будет адом»: Кто малым может быть доволен, Не скован в чувствах, духом волен. Сохранение «безделиц» станет для него единственным спасением после того, как он переживет крах своих же собственных юношеских идеалов – революционных и нравственных преобразований. Революционных – во Франции 1793 года, залитой кровью во имя самых благих намерений. Нравственных – в русском и европейском масонстве, оборотной стороной которого и была революция, ее «движение дехриастианизации». Последней каплей стало для него выступление в Конвенте одного из бешеных – Андре Дюмона, провозгласившего: «Нет Бога!» Карамзин ответил Дюмону стихотворением «Песнь Божеству», в котором зазвучал... державинский «Бог». Здесь уж, как говорится, – «Гром не грянет – мужик не перекрестится!..» При жизни Карамзина он вновь грянул в Отечественную войну 1812 года, когда его самые любимые ученики Василий Жуковский и Петр Вяземский сражались на Бородино, а сам он во время начала антинаполеоновских войн 1805–1807 годов создал первые три тома «Истории Государства Российского», заложив основы русской историографии. К поэзии он уже не вернулся, но она осталась достоянием истории литературы, ее короткого карамзинского периода, в котором немалое значение имели и его молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

35 Прорицатель Авель. Новые подлинные сведения о его судьбе. С. 365; Розанов Н. П. Предсказатель монах Авель в 1812–1826 гг. С. 819. 55 Предсказатель монах Авель (1757–1841); Прорицатель Авель. Новые подлинные сведения о его судьбе. 69 Предсказатель монах Авель (1757–1841). С. 416; Прорицатель Авель. Новые подлинные сведения о его судьбе. С. 354. 70 Обратим внимание читателя на то, что в ряде изданий, посвящённых жизни Авеля, указывается неверная дата его смерти — 1841 г. (Житие преподобного Авеля прорицателя; Архимандрит Константин (Зайцев). Памяти последнего царя…; Каратыгин П. Граф Павел Сергеевич Потёмкин; Кошель П. Монах-провидец//Литературная Россия. 11. 09. 92; Предсказатель монах Авель (1757–1841); Прорицатель Авель. Новые подлинные сведения о его судьбе; Россия перед вторым пришествием). Такой она должна была бы быть при подгонке к годам жизни, указанным в “пророчествах”. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/monah-avel-mifyi-i-ist...

Рассказ этот произвел глубокое впечатление на Чарльза. Мысль во что бы то ни стало доставить своим прихожанам, да и всему Уэльсу, Библию, в которой был такой недостаток, не давала ему покоя. Не смотря на суровое время года, он немедленно отправляется в Лондон, предполагая обратиться в «общество споспешествования христианскому познанию», основанному в 1698 г. и сделавшему, между прочим, в разное время четыре издания уэльской Библии. В Лондоне Чарльз встретился с приятелем своим Тарном, который ввел его в только что учрежденное «общество религиозных трактатов». Здесь, в заседании 7-го декабря 1802 г., Чарльз яркими красками изобразил крайний недостаток в Библиях в Уэльсе. Его воодушевленная речь произвела глубокое впечатление на присутствующих. Тут же предложено было основать общество для распространения Библии в Уэльсе. «Почему только для Уэльса», – воскликнул при этом баптистский проповедник Юз (Hughes), – «почему не для всей страны, почему не для всего мира?» Так впервые высказана была мысль, из которой возникло «Британское и иностранное библейское общество». Все присутствующие с живостью ухватились за эту светлую мысль и тут же поручили Юзу составить публичное воззвание с приглашением принять участие в обществе, которое поставило бы себе единственною целью распространение Слова Божия в целом мире. 1803 год прошел в подготовительных работах, а 7-го марта 1804 г. состоялось первое заседание, на которое собралось около 600 принадлежавших частью к епископальной церкви, частью к диссидентским церквам разных наименований (баптисты, квакеры, методисты, лютеране). Так положено было начало Британскому и иностранному Библейскому обществу (British and foreign Bible society) с единственною целью повсеместного распространения Библии, и только Библии. Общество рассылало всюду агентов своих для возбуждения интереса к библейскому делу и для содействия к учреждению в разных странах подобных же библейских обществ. Один из его агентов, Джон Патерсон, посетив Данию, Швецию, Норвегию, Финляндию, прибыл в начале августа 1812 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Lagrange, «Le Judaisme avant Jésus–Christ». Paris, 1931, p. 353; 362. 1806 «Discours sur l " histoire universelle», Π part., chap. 19. 1807 Gross, op. cit., p. 77. Автор основывается на L. Dennefeld. «Le Judaisme». Paris. 1925, pp. 90–91. Эту же точку зрения в особенности выдвигает Moore. «Judaism in fhe first centuries of the Christian era». Cambridge. 1927, II vol.. pp. 311–319. Lagrange, сильно смягчает этот взгляд. 1808 Cf : Gross. op. cit. pp. 93–94. 1809 Проф. В. Несмелов. «Наука о человеке», т. II. Казань, 1906, стр. 37. 1810 Theaet. 176 В. Cf: Respubl. X, 613; Leg. IV, 716. 1811 Ennead. l, 2. 3, 15–20. 1812 Ennead. VI, 9, 9, 56–60. 1813 «De incarnat. Verbi», cap. 54. — MPGr. t. 25, col. 192. 1814 «Adv haeres.» III, X, 2. — MPGr. t. 7, col. 873. 1815 Октоих, гл. 1, неделя, утро, канон крестовоскресный, песня 1–ая. 1816 Октоих, гл. 7, четверток вечера на «Господи воззвах». 1817 Октоих, гл. 6, вторник, утро, 1 канон, песнь 6–ая. 1818 Октоих, гл. 1, среда, повечерье, канон, песнь 3–я. 1819 Октоих, гл. 1, вторник, повечерье, канон, песнь 3–я. 1820 Октоих, гл. 1, вторник, повечерье, канон, песнь 5–я. 1821 Октоих, гл. 3, четверток, повечерье, канон, песнь 1–я. 1822 Акафист Иисусу Сладчайшему, кондак 8–й. 1823 Октоих, гл. 8, среда, утро, канон Кресту, песнь 8–я. 1824 П. Минин. «Главные направления древне–христианской мистики». — «Бог. Вестн.», 1911. декабрь, стр. 823–824. 1825 Abbé Freppel. «Clem. d. Alexandrie» P. 1865, p. 485. 1826 Gross, op. cit. pp. 173; 184. 1827 Минин, op. cit. «Бог. Вестн.», 1911, декабрь, стр. 832–838; и 1914, июнь, стр. 307. 1828 Gross. op. cit. p. 185. 1829 Минин, op. cit. 1914, июнь, стр. 307–308. 1830 Минин, op. cit. 1913, май, стр. 151; 156–157. 1831 Минин, op. cit. 1914, июнь, стр. 315–324. 1832 И. Попов. «Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского». «Бог. Вестник». 1905, июнь, стр. 243; 237. 1833 MGPr. t. 37, col. 685. 1834 Ibid., col. 678 A. 1835 «De opific. homin.» cap. 16. — MPGr. t. 44, col. 180: 1836 «Агнец Божий», стр. 161. 1837

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010