Закрыть «Памяти предков будем достойны» В Полоцке установлена мемориальная табличка в честь героя войны 1812 года Петра Христиановича Витгенштейна Андрей Буховецкий   12:18 03.06.2023 3423 Время на чтение 7 минут Фото: Предоставлены автором 2 июня 2023 года в Беларуси впервые была установлена мемориальная табличка в честь героя войны 1812 года Петра Христиановича Витгенштейна, идея установить доску за собственные деньги пришла Андрею и Алексею Буховецким, членам Российского патриотического проекта «Памяти предков будем достойны», членам Союза краеведов России. Для того, чтобы установить табличку, краеведы получили согласие жителя дома 33, настоящего патриота отечественной истории Мирослава Романовича Плавинского. Высота таблички семьдесят сантиметров, ширина – пятьдесят, внизу надпись «Пётр Христианович Витгенштейн (1768–1843). Генерал-фельдмаршал светлейший князь Герой Отечественной войны 1812 года». Рядом с Витгенштейном находится табличка в честь Якова Петровича Кульнева, которая была установлена братьями Буховецкими в прошлом году. Именно Яков Петрович состоял при графе П.Х. Витгенштейне и постоянно находился в передовых войсках, теперь два полководца будут рядом, как и в 1812 году. Было решено установить таблички в честь этих полководцев на известной улице в честь героя Отечественной войны 1812 года Кульнева. Кстати, первую табличку в 2017 года полоцкие краеведы Андрей Геннадьевич и Алексей Геннадьевич Буховецкие установили в Клястицах на здании школы с именем героя войны 1812 года генерал-лейтенанта Петра Христиановича Витгенштейна. На табличке также есть исторический портрет самого Витгенштейна. Историческая справка. Петр Христианович Витгенштейн. 6 (17) января 1769 г. в Переяславле Полтавской губернии в семье генерал-поручика русской службы родился Пётр Христианович Витгенштейн, русский военачальник, граф, генерал-фельдмаршал (1826), светлейший князь (1834). Витгенштейн начал службу в гвардии и в 22 года был произведён в первый офицерский чин корнета, а в 1793 г. с чином премьер-майора перешёл в армию, в Украинский легкоконный полк. В следующем году он стал участвовать в военных действиях в Польше волонтёром, получив тогда за сражение у Остроленки свою первую боевую награду – Орден Святого Георгия 4-й степени: командуя эскадроном, он атаковал батарею противника и отбил у него орудие. Затем Витгенштейн участвовал в штурме предместья Варшавы Праги под командованием русского полководца А. В. Суворова, а после окончания военных действий в Польше перевёлся на Кавказ, где шла война с Персией. Здесь в 1796 г. молодой офицер отличился при взятии Дербента и был послан в Петербург с известием о победе и с ключами от крепости.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/03/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание М. М. Тучкова. Портрет. 1820–1826 гг. (Музей-заповедник «Бородинское поле») (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 2.01. 1780, Москва - 29.04.1852, Бородинский мон-рь), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря . Старшая дочь в большой семье подполковника в отставке Михаила Петровича Нарышкина (1753-1825) и его супруги Варвары Алексеевны, урожд. кнж. Волконской (1760-1827). В 1798 г. была выдана замуж за отставного прапорщика лейб-гвардии Измайловского полка Павла Михайловича Ласунского (1777-1829). Брак продлился лишь неск. месяцев и в 1804 г. по причине неверности супруга был расторгнут. В 1805 г. вышла замуж за полковника Александра Алексеевича Тучкова (Тучков 4-й; род. 7 марта 1777, с 1808 генерал-майор), младшего сына ген.-поручика, действительного тайного советника А. В. Тучкова (1729-1799). В браке с Тучковым родилось трое сыновей: в 1806 г.- мертвый младенец, в 1808 г.- Михаил ( 1809 или 1810), в 1811 г.- Николай ( 1826). После окончания военных действий на территории Финляндии (русско-швед. война, 1808-1809) Тучковой было Высочайше позволено отправиться к мужу, с которым она не виделась «другой уже год» (РГВИА. Ф. 26. Оп. 1/52. Д. 432. Л. 146; Семенищева. 2012. С. 83-84). Весной 1809 г. Тучкова приехала в г. Або (ныне Турку, Финляндия), где квартировался Ревельский мушкетерский полк, шефом к-рого являлся ее супруг. С этого времени и до начала Отечественной войны 1812 г. она не расставалась с мужем. За год до начала войны, «в дни счастья», она получила откровение. ««Ton sort finira a Borodino» (Твоя судьба будет кончена в Бородине),- раздалось в душе... томило... до события ужасного»,- сообщала она в 1828 г. в письме митр. Московскому свт. Филарету (Дроздову) . 1 сент. 1812 г. Тучкова узнала о героической гибели супруга в сражении под Бородином (26 авг. 1812). В кон. окт. 1812 г., после оставления неприятелем Московской губ., она в сопровождении казначея Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря иером. Иоасафа приехала на Бородинское поле, чтобы найти тело мужа. Поиски оказались безрезультатными, но по просьбе Тучковой иеромонах творил над павшими заупокойные молитвы.

http://pravenc.ru/text/2562126.html

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Вишняках (в Больших Лужниках). Церковь при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Карта и ближайшие объекты Современное здание на углу Пятницкой улицы и Вишняковского переулка (Пятницкая, 51) построено в несколько этапов в 1804—1811, 1815—1824, 1826 гг.; ограда и здания причта — 1830-х гг. Памятник архитектуры позднего ампира/классицизма. Первая церковь на этом месте выстроена, вероятно, в 1630-е гг. в связи с заселением южных окраин города стрельцами, прикрывавшими оборонительную линию Земляного вала. Первое документальное свидетельство о новой церкви «Троицы в Алексееве приказе Мещеринове», по имени стрелецкого полковника, датировано 1642; в 1657 г., со сменой полковника, её называли «Троицы в Стрелецкой слободе в Ивановом приказе Монастырёве». Позднейшее название «Вешняки» или «Вишняки» также связано со стрелецким командиром Матвеем Вишняковым. Первый каменный храм был выстроен в память Битвы под Чигириным; разрешение на постройку было получено в 1678 г., но началась она не ранее 1686 г. Этот храм расширялся приделами в 1706, 1734, 1788 гг. Колокольня была вынесена на красную линию Пятницкой улицы, которая была значительно уже, чем сегодня. В 1804 началась последовательная замена построек старого храма — на новые. В 1804 г. вновь выстроили трапезную, тогда же заложили новый основной, однокупольный объём церкви, вчерне законченный к началу войны 1812 г. Во время пожара 1812 г. храм горел и был восстановлен вчерне в 1815 г., полностью — к 1824 г. В 1826 г. Пятницкую улицу расширили, а старую колокольню, мешавшую проезду, снесли; новую выстроили по проекту Ф.М. Шестакова и Н.И. Козловского. Ограда и дома причта были закончены к 1838 г. На стрелке Пятницкой и Вишняковского переулка ограду завершала угловая одноэтажная ротонда (купеческая лавка при церкви; утрачена). Сама же церковь во времена, когда Замоскворечье было деревянным, была крупнейшей градостроительной вертикалью Пятницкой части. Широко распространено, но не подтверждается академическими источниками мнение об авторстве А.Г. Григорьева. Церковь была закрыта не ранее 1929 г., вновь открыта в 1994 г.

http://sobory.ru/article/?object=02236

Блонь. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1826. Адрес: Республика Беларусь, Минская область, Пуховичский район, д. Блонь, ул. Центральная, д. 73А Координаты: 53.527452, 28.176134 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Православная деревянная Троицкая церковь была построена в Блони в 1826 году. Считается, что церковь возвел Исидор Лядцев - житель одной из деревень округи. Он тяжело болел, но как-то во сне ему явилась Богородица с Младенцем на руках и исцелила его. В благодарность верующий построил часовню и, не будучи иконописцем, написал икону, которая сохранилась в Блони до наших дней. Во время пожара часовни (в период Отечественной войны 1812 года) икона чудом уцелела. Позже на этом месте была возведена красивая деревянная церковь. В 19 столетии к приходу Святой Троицы относилось несколько населенных пунктов. Во время гонений в Пуховичском районе было разрушено много церквей. В округе уцелела лишь единственная церковь в деревне Блонь. В 1930-х годах в церкви служил священник Александр Шилай, родившийся в 1879 году в Слуцке. Когда в августе 1935 года церковь была закрыта советской властью и с неё сняли колокола, священник остался жить в Блони, продолжал свою службу по домам у верующих. Во время Всесоюзной переписи населения в 1937 году организовал сбор подписей за возрождение церкви. 6 августа 1937 года Александра Шилая арестовали и позже расстреляли, обвинив в антисоветской агитации. Семью священника выслали. Александр Шилай был посмертно признан священномучеником. Во время Великой Отечественной войны при наступлении наших войск вокруг села Блонь развернулись ожесточенные бои, все село сгорело дотла, но деревянный храм чудом уцелел. Церковь - памятник архитектуры классицизма. Церковь имеет легкий, гармоничный силуэт, увенчанный серебристым куполом, хорошо видимым как с шоссе Минск - Марьина Горка, так и с верхних этажей домов районного центра. Здание церкви основывается на каменистом фундаменте, по наружному виду в основании представляет собой форму ковчега; сверху - продолговатого креста с одним куполом и колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=12754

Закрыть itemscope itemtype="" > Государственное значение митрополита Филарета Ко дню памяти 02.12.2023 880 Время на чтение 6 минут Ниже , ко дню памяти святителя Филарета (Дроздова) , мы публикуем подготовленную специально для РНЛ статью выдающегося русского публициста, журналиста, литературного критика, общественного деятеля Михаила Никифоровича Каткова (1818-1887). Статья была в первые опубликован а в « Московски х Ведомост ях» ( 1867. 6 августа. 172 ). Святитель Филарет (Дроздов Василий Михайлович) (26 декабря 1782/ 8 января 1783 - 19 ноября/ 2 декабря 1867 ) – митрополит Московский и Коломенский (в 1826 – 1867 гг.) . В 1994 г. причислен к лику святых . Д ень памяти – 19 ноября/2 декабря. + + + Сегодня всецерковно праздновалось пятидесятилетие архиерейского служения высокопреосвященного Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Особенно важным, быть может, знаменательным событием этого торжественного дня был съезд епископов из разных епархий Российской Империи, хотя не для совещаний, однако по церковному делу. Явление, давно у нас небывалое. Да будет же оно хотя бы отдаленным предвестием обновления нашей церковной жизни, в котором она так глубоко нуждается! Митрополит Филарет родился в Коломне 26 декабря 1782 г.; окончил курс наук в Сергиево-Лаврской семинарии в 1803 году; принял иночество в Лавре в 1808 году; посвящен в иеромонаха в Пасху 1809 г.; возведен в сан архимандрита в 1811 г.; был ректором С.-Петербургской Духовной академии с 1812 г. до 1819 г.; в этом звании в 1817 году посвящен в епископа Ревельского; в 1819 году, возведенный в архиепископа, назначен на Тверскую кафедру, в следующем, 1820 году – на Ярославскую и в 1821 г. – на Московскую; митрополитом с 1826 года. Столь долговременное служение Ц еркви ознаменовано непрерывным рядом всеми признанных заслуг нашего архипастыря, из коих самая высшая есть его жизнь, есть он сам. Люди оказывают заслуги не только тем, что они делают, но и тем, что они суть. В служении Ц еркви это имеет особенную силу. Да теплится еще многая лета на благо церкви свет жизни нашего славного архипастыря!

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/01/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОБРУШСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Добружский) (Кишинёвской епархии РПЦ), близ с. Добруша р-на Шолдэнешть Республики Молдова. Колокольня Добрушского мон-ря. 1826 г. Фотография. Нач. XXI в. Колокольня Добрушского мон-ря. 1826 г. Фотография. Нач. XXI в. Основан в 1527 г. молдав. господарем и ктитором правосл. обителей Петру Рарешем (сын Стефана III Великого ) первоначально как подворье мон-ря Пробота (ныне жудец Сучава, Румыния). В 1803 г. монастырь Пробота был приписан к Гроба Господня храму в Иерусалиме, и ежегодно добрушская братия выплачивала обители Пробота от 40 до 80 леев в качестве аренды за использование земли, а с 1807 г. по условию, утвержденному патриархом Иерусалимским Анфимом , Д. м. платил по 25 голл. червонцев. В 1772 г. (по др. сведениям, в 1783) насельник Пробота администратор Добрушского подворья иером. Иоасаф построил в Добруше скит: деревянную ц. во имя свт. Николая Чудотворца и неск. келий. Вероятно, в строительстве иером. Иоасафу помогала братия Курковского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря : иером. Ефрем (по др. данным, Евфимий), монахи Феофан, Памва, Иезекииль, Арсений и Макарий. Вскоре число насельников возросло - в обители обнаружилась нехватка питьевой воды. Иноки оставили постройки скита на горе и переселились в низину Добрушской долины, где было много источников. В 1785-1786 гг. выстроили новую Никольскую ц., 17 июня 1797 г. скит посетил еп. Хушский Герасим. В 1813 г. скит вошел в состав новообразованной Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ, в 1817 г. решением митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) был обращен в общежительный заштатный мон-рь, наместниками к-рого стали архимандриты. В сер. XIX в. архимандриты Д. м. были ректорами Кишинёвской ДС. В 1-й пол. XIX в. в Д. м. велись крупные строительные работы на средства ясского боярина Фомы Козмы ( 1812) и его вдовы Екатерины (в постриге Елисавета). В центре архитектурного ансамбля мон-ря был построен летний храм во имя свт.

http://pravenc.ru/text/178689.html

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава двенадцатая. Смута 1825–1826 В Москве 1825 год ознаменовался открытием Большого театра. Первый такой театр, простояв четверть века, сгорел в 1805 году. Затем на Арбатской площади был отстроен новый, но он исчез в пожаре 1812 года. И вот Москва украсилась творением архитектора Осипа Бове, тем зданием, коему суждено было стать одним из главных символов Белокаменной. Но это – храм муз, скорее языческий, нежели христианский, и увенчан он алебастровой скульптурой языческого божества Аполлона. Проповедям Филарета здесь не место. Им место в храмах единого Бога. Снова год начинается с его проповедей пред гробом святителя Алексея в Чудовом монастыре. Филарет никогда не пропускает без особого почитания дни памяти двух святых друзей – митрополита Алексея и преподобного Сергия Радонежского, именно их считая своими духовными покровителями и образцами для подражания. На сей раз он говорил о случаях попущений в среде мирян и духовенства, с коими в свое время боролись Алексей и Сергий. Давно миновала гроза Двенадцатого года, когда вспомнили о строгостях христианских установлений и вновь стали их соблюдать. Теперь, особенно под влиянием иностранных учителей протестантизма, появилось мнение о не особой важности заповеди поста: что его можно или не соблюдать вовсе, или укорачивать, или сокращать число запрещенных яств. – И здесь место совету апостола, если хощете принять оный: не мнози учителя бывайте, братие моя; не пренебрегайте древних, общих, освященных постановлений, не учитесь и не учите друг друга вместо того новым, разнообразным от мирского и плотского мудрования происходящим обычаям, последуйте матернему руководству Церкви с детским послушанием и простотою, – взывал Филарет в проповеди 12 февраля 1825 года. В том году Пасха была ранняя, 29 марта, Вход Господень в Иерусалим отмечался перед праздником Благовещения, что случается редко. – Вход Господень в Иерусалим не есть простое изъявление настоящего, но паче пророчество и предзнаменование будущего воцарения Его. Царство Его не есть сей Иерусалим, который вскоре разрушат, или земля Иудейская, которую вскоре поработят и опустошат, но Церковь , которой и врата адовы не одолеют ( Мф.16:18 ), – говорил святитель в неделю Ваий 22 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Закрыть Пришло время восстановить святыню всем миром! В белорусском агрогородке Клястицы Витебской области хотят поставить часовню Святых Апостолов Петра и Павла Андрей Буховецкий   06:36 26.03.2024 335 Время на чтение 3 минуты Фото: Прихожане на месте разрушенного храма Историческая справка Церковь Святых Апостолов Петра и Павла сл. Клястицы, Клястицкая волость Дриссенского уезда Витебской губернии. В 1910 году страховая оценка так описывает храм святых апостолов Петра и Павла в Клястицах, построенный в 1826 году: «Деревянная, на фундаменте из местного бутового камня, внутри и снаружи обшита досками и окрашена масляной краской, покрыта железом, окрашенным зелёной масляной краской». Известно, что сруб храма был украшен луковицеподобным куполом на восьмигранном барабане и маковкой над колокольней. В храме были большие иконы, центральный иконостас был весь покрыт позолотой, вокруг храма была чугунная ограда и только в советское время в конце 1937 года храм закрыли, снесли купола, потом разобрали и весь храм. Из истории известно, что 19 июля 1912 г., в 100-летний юбилей сражения при Клястицах, прибыла делегация от лейб-гвардии Павловского полка (три офицера и один нижний чин), которая привезла в храм Петра и Павла образ Св. Александра Невского. Он был изготовлен в части в память участия 2-го батальона Павловского гренадерского полка в бою под Клястицами 19-го июля 1812 года. В торжественной церемонии передачи образа принимал участие непременный член Витебского губернского присутствия действительный статский советник Владимир Андреевич Владимиров, также в храме прошел торжественный молебен, возле больших писаных позолоченных икон с образами святых апостолов Петра и Павла. Деревня Клястицы состояла из почтовой конторы, храма, стоял памятник героям войны 1812 года с караульным домиком при нем, волостного правления, училища, больницы, нескольких лавок, водяной мельницы, постоялого двора, нескольких мастерских и трёх десятков изб. Управляющим был тогда Сергей Павлович Убри. В советское неспокойное время для православных христиан, в 1937 году, храм закрыли и снесли.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/26/pr...

Никанор, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Клементьевский Николай Степанович) Родился 26 ноября 1787 года в семье священника церкви Успения Божией Матери Сергиева Посада. В 1797 году определен в Троице-Сергиеву лаврскую духовную семинарию. В 1809 году по окончании духовной семинарии назначен учителем в ней же. В апреле 1812 года архимандритом Евгением (Казанцевым, † 1871) пострижен в монашество; рукоположен во иеродиакона митрополитом Платоном (Левшиным , † 1812), а в иеромонаха – епископом Августином (Виноградским . † 1819). В июле 1813 года назначен проповедником Московской духовной академии и соборным иеромонахом Московского Донского монастыря. В 1814 году определен бакалавром исторических наук Московской духовной академии и членом академического цензурного комитета. Через два месяца назначен наместником Троице-Сергиевой лавры с возведением 31 октября 1814 года в сан архимандрита; одновременно назначен настоятелем Спасо-Вифанского монастыря. В августе 1818 года определен ректором и профессором богословия в Вифанскую духовную семинарию с назначением в члены Московской духовной консистории и перемещением в Коломенский Голутвин монастырь. 19 апреля 1819 года перемещен в Московский Высокопетровский монастырь. 28 марта 1826 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, с поручением управления Троице-Сергиевой пустынью. С 1827 года – член конференции Санкт-Петербургской духовной академии. 26 августа 1831 года назначен епископом Калужским и Боровским. С 5 сентября 1834 года – епископ Минский и Гродненский. 21 апреля 1835 года возведен в сан архиепископа. С 1839 года именовался Минским и Бобруйским. С 28 января 1840 года – архиепископ Волынский и Житомирский и архимандрит Успенской Почаевской лавры. В 1842 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 17 января 1843 года назначен архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским с оставлением в должности архиепископа Волынского и Житомирского. С 4 ноября 1848 года – архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Андрей Муравьев Муравьев Андрей Николаевич (1806–1874) – поэт, драматург, духовный писатель. Сын генерала, военного специалиста и ученого-математика Николая Муравьева (1708–1840), основателя Общества математиков, преобразованного в 1816 году в Московскую (Муравьевскую) школу колонновожатых, существовавшую до 1823 года на его иждивении. Военное поприще избрали все четверо его сыновей. Самый знаменитый из них – генерал Николай Муравьев-Карский (1794–1866) получил боевое крещение в Бородинском сражении, покорял вместе с Ермоловым Кавказ, участвовал в Русско-персидской и Русско-турецкой войнах 1826–1829 годов (Пушкин описал встречу с ним в «Путешествии в Арзрум»; сам Муравьев тоже оставил обширные «Записки»). Во время Крымской войны прославился взятием турецкой крепости Карс (1855), став Муравьевым-Карским, готов был «идти на Царьград», как и легендарный Михаил Скобелев, остановленный 19 января 1878 года в двенадцати километрах от Стамбула не турками, а пресловутым «прелиминарным договором», заключенным Россией под давлением Англии. В Отечественной войне 1812 года участвовали и два других старших брата, один из которых, генерал Михаил Муравьев (1796–1866), тоже достаточно хорошо известен в русской истории, правда, как «вешатель». Он усмирял Польские восстания 1830–1831 и 1863–1864 годов, а в 1866 году был председателем Верховной следственной комиссии, вынесшей смертный приговор первому террористу-цареубийце Дмитрию Каракозову. Но его же имя значится среди членов «Священной артели», Коренного совета и авторов Устава «Союза благоденствия». Следственная комиссия по делу декабристов расследовала не только Доказательства вины, но и невиновности. Михаил Муравьев был признан невиновным. Как и Муравьев-Карский, он оставил «Записки», ставшие не менее ценным мемуарным свидетельством эпохи. Так что младшему из Муравьевых, что называется, на роду было написано стать военным, пойти по стопам отца и братьев. Что он и сделал, поступив в муравьевскую Школу колонновожатых. В семнадцать лет он уже был гвардейским юнкером, и, по свидетельству современника, «любовь к кавалерии и звонким шпорам доходила у него до невероятности». Но к этому же времени относятся и его первые стихи. Военная подготовка в Школе колонновожатых включала только точные науки. Отец Андрея Муравьева, по его словам, «ненавидел поэзию», хотел видеть сына математиком или военным. Тем не менее в 1820 году домашним учителем к сыну он пригласил поэта-переводчика Семена Раича (Амфитеатрова), подготовившего к тому времени к поступлению в Московский университет такого же дворянского недоросля и дальнего родственника Муравьевых Федора Тютчева.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010