1775 Розена. История Турции от 1826 г. до парижского трактата Ч. I, стр. 66. Перев. с немецк. Петерб. 1872. 1776 См. подробности об этом выше, стр. 96–123. А также Богосл. Вестник, 1891, часть II. стр. 206–245: «взаимные отношения Оттоманской Порты и подвластных ей христиан греко-восточной церкви». 1777 Проф. Скабалановича. Политика турецкого правительства (точнее: было указано выше), стр. 444–445. 1780 Maurer. Das Griechishe Volk in öffentlichen, kirchlichen Beziehung. В I, S. 419–421. Heidelberg, 1835. 1783 По крайней мере любят ее приводить себе на память люди «ржавые» в среде Греков, т.е. такие, которые не очень-то прельщаются благами западной цивилизации Леонтьева. Из лизни христиан в Турции Том II, стр. 278 Мос. 1876. 1785 Теплова. Представители иностранных держав в прежнем Константинополе. Русс. Вестн., 1890, июнь. стр. 6. 1792 Протоиер. А.В. Горского О греческой церкви от 1463 г. до нач. XVIII столетия «Прибавлен к Творен св. Отцов» т. 32 (1833 г.), стр. 411. 1794 Elssner. Neueste Beschreibung derer Griechischen Christen in der Türkei, S. 272. Berlin, 1737. 1798 Розена История Турции Ч. I, 65, 66. Базили. Очерки Константинополя. Часть II, стр. 158. Петер. 1835. 1799 Палеолога и Сивиниса. Очерк народной войны за независимость Греции. Часть I, стр. 95. Петерб. 1867. 1808 Pichler. Geschichte des Protestantismus in der oriental Kirche im 17 Jahrhundert S. 23. München, 1862. 1809 От редакции. – Помещая эту статью уважаемого А.А. Киреева в целях всестороннего обсуждения вопроса. Редакция «БВ» не берет на себя обязанности защищать все ее частные пункты. 1810 Церковные Ведомости сочли справедливым дать старо-Католикам возможность однажды, ответить на обвинения о. Пр. Мальцева. 1812 Их обвиняли и в «лживости», и в желании обмануть нас; даже в том, что они нас (на люцернском конгрессе) уже и обманули, и печаталось это на страницах богословских журналов. Конечно, все это оказалось полнейшим вымыслом! 1813 В Бонне происходили Конференции в 1874 и 5 годах, но конечно условия воссоединения обсуждались многократно и на предыдущих и на последующих конгрессах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Великодушия и честность были основными качествами его рыцарской души. Чуждаясь духа приобретений, он желал только восстановить силу прежних трактатов, обеспечить торговые выгоды русских подданных в Черном и Средиземном морях, обезопасить пределы своих владений в Азии и утвердить благосостояние покровительствуемых Россией единоверных и единоплеменных с нею обитателей Европейской Турции. Поэтому из всех завоеваний своих он удержал за собою только Анапу, Поти, Ахалкалаки и Ахалцых, крепости, необходимые для обеспечения ваших владений в Закавказском крае. А за тем, кроме обеспечения свободы русской торговли на морях Черном и Средиземном, главное внимание великодушного победителя было сосредоточено на улучшении участи христианских подданных в Турции. В этом отношении Адрианопольским миром и вообще победами России над Турцией достигнуто было то, что Молдавия, Валахия и Сербия получили все права, раньше обещанные им разными гаттишерифами, Бухарестским трактатом 1812 года и Аккерманскою конвенцией 1826 года с тем дополнением, что Турция обещалась теперь не вмешиваться в дела внутреннего управления этих княжеств, а главное, – русскою кровью наконец добыто было освобождение Греции из-под многовекового владычества Турции и положено было начато теперешнему королевству Греческому. Вскоре после заключения Адрианопольского мира, именно 22 января 1830 года, полномочные представители России, Англии и Франции в Лондоне подписали протокол, коим положено было: признать Грецию независимым государством, в пределах, постановленных протоколом 10 марта 1829 года (после Наваринского боя), т.е. причисляя к ней Морею, Ливадию, некоторые части территории, лежащей к северу от Морей, за исключением Акарнании и части Этолии и некоторые из островов Архипелага; правлению в Греции быть монархическому, наследственному, с титулом короля для правителя и возвести в сей сан кого-либо из европейских принцев, по избранию союзных дворов. Выбор пал на юного принца Баварского, который и вступил на престол королевства Греческого в мае месяце 1832 года с именем Оттона I.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Тяготясь бременем правления с самого начала, потрясенный всем испытанным им с 1812 года, нравственно усталый, болезненный император Александр в последние годы своей жизни уклонялся от дел правления, передав их в руки гр. Аракчеева, к преданности которого питал безусловное доверие. Этим доверием гр. Аракчеев хотел воспользоваться безраздельно. Помехою к тому был кн. Голицын, ближайшее к императору лицо, как друг его юности: Аракчеев желал князя свергнуть с занимаемого им высокого поста; того же желали и противники Библейского общества, в числе которых был и один из его вице-президентов: Серафим, митрополит С-Петербургский. Против соединенных усилий врагов своих кн. Голицын не мог устоять. Не лишая князя своей дружбы, император посоветовал ему, в виду сильной против него оппозиции, отказаться от президентства в Библейском обществе и от звания министра духовных дел и народного просвещения 237 . На место кн. Голицына президентом Библейского общества назначен был сам митрополит Серафим, министерство духовных дел было закрыто; духовные дела иностранных исповеданий оставлены за министерством народного просвещения, а дела по православному исповеданию отошли к синодальному обер-прокурору, при чем доклады св. синода должны были представляться чрез гр. Аракчеева. Все эти перемены произошли в мае 1824 г. Пока жив был Александр I, Российское Библейское Общество продолжало еще существовать, хотя в том же еще 1824 году митрополит Серафим делал представление императору о закрытии его, признавая, что «в сокрытом направлений всех действий» его заключается «нарушение самых священных обязанностей покорности церкви и преданности государю». Но деятельность Общества была парализована. Комитет его созывался редко; «Известия», заменившие отчеты Общества, прекратились; учрежденные библейскими деятелями евангелические миссии закрывались одна за другою 238 . Русский перевод Библии остановился 239 . Библейское общество, видимо, клонилось к упадку. Вместе с тем и интерес публики к делу Библейского общества сталь ослабевать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

1799. См.: Мф.25:8–9. 1800. Слова свт. Амвросия о постепенном восхождении души к Богу исследователи связывают с влиянием или Платона, symp. 211 с (Schenkl, CSEL 32/1. P. XXXI), или Порфирия (Dörrie Н. Das fünftach geslufte Mysterium. S. 88–90). Морескини категорически не согласен с последним, видя в концепции движения души влияние Оригена, см.: Moreschini. Introduzione. P. 18–20. 1801. См.: Песн.1:2. 1802. См.: Песн.1:4. 1803. См.: Песн.3:4. 1804. См.: Мф.22:30. 1805. См.: Лк.9:58. 1806. Выше (1.1) свт. Амвросий говорит, что патриарх Исаак — это образ души тихой, смиренной и кроткой (mitis humilis atque mansuetus). 1807. См.: Откр.3:20. 1808. См.: Рим.8:29. 1809. Уже ранние христианские комментаторы интерпретировали кожаные одежды Адама и Евы как образ грешного тела. 1810. См.: Быт.3:21. 1811. Уже с самого начала (1. 1) тема «тело — темница души» является важной для гомилии, потому что только освободившаяся от тела душа может вознестись вверх и стать истинной невестой Христа. Кроме трактата «О благе смерти» свт. Амвросий развивает эту тему в Iacob 2. 9. 38; ехе. fr. 1. 73, 2. 20: exam. 6. 9. 55; Abr. 2. 6. 27: ехр. ps. 118, 4. 6; Cain et A. 2. 9. 36; parad. 12. 54; exp. Luc. 2. 59, 8. 48, 9. 29. 1812. См.: Песн.5:4: Брат мой протянул руку свою в окно. 1813. См.: 1Кор.13:12. 1814. См.: Лк.1:41–44. 1815. См.: Кол.2:12. 1816. См.: Еф.2:19. 1817. См.: Пс.136:1 1818. См.: Быт.11:9, где название «Вавилон» толкуется как «смешение»: Ибо там смешал Господь язык всей земли. 1819. В трактате «О девстве» (13. 80) повторяются цитаты и аргументация. Там же (14 92) pallium понимается как плащ, одеяние философов, «суетная мудрость», которую надо сбросить, чтобы чистым сердцем увидеть Бога. В данном кон тексте pallium — покрывало невесты, которое надо снять, чтобы увидеть совесть, внутреннее состояние души. 1820. См.: Быт.24:64– 65. 1821. См.: Мф.22:11–13. 1822. См.: 1Кор.11:10. 1823. См.: 1Пет.2:22. 1824. См.: Песн.2:16. 1825. См.: Мф.12:1 и след. 1826. См.: Втор.29:5. 1827. Это и аллюзия на Ин.19:31, но в то же время и прообраз дня Страшного Суда. И сбор плодов, о которых говорит свт. Амвросий, — это жатва или добрых дел, или грехов.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Начало XIX в. в России было ознаменовано созданием Румянцевского кружка, получившего свое название по имени канцлера графа Н. П. Румянцева (1754–1826), занимавшего высшие государственные должности, вплоть до председателя Государственного Совета в 1810–1812 г., основателя Русского национального музея древностей , впоследствии – Московский Публичный и Румянцевский музей, ныне – Российская государственная библиотека. После своего выхода в отставку Н. П. Румянцев, от юности проявлявший живой интерес к древностям вообще и памятникам славянской письменности в частности, решил посвятить себя собиранию рукописей и научно-издательской деятельности. Среди тех, с кем канцлер был связан своими научными интересами, были люди, снискавшие впоследствии себе славу на ниве изучения памятников славяно-русской письменности – митрополит Евгений (Болховитинов, 1767–1837), А. Х. Востоков (1781–1864), К. Ф. Калайдович (1792–1832), П. М. Строев (1796–1876) и многие другие. Для реализации издательских планов кружка, сопряженных с научными изысканиями, необходима была планомерная библиографическая работа. Именно это обстоятельство содействовало появлению целого ряда исследований и работ, имеющих непосредственное отношение к церковной библиографии. Следует отметить, что уже на начальном этапе оформления коллекции славянских рукописей Румянцевского музея началась библиографическая обработка собрания Н. П. Румянцева, завершившаяся в 1842 г. выходом Описания его части, подготовленной А. Х. Востоковым . В то время появился целый ряд библиографических трудов, посвященных различным славянским рукописным собраниям, подготовленным учеными-славистами, оказавшимися в ареале влияния Румянцевского кружка. Однако еще на начальном этапе работ по научному описанию славянских рукописей в России ощущалась необходимость в библиографическом словаре духовных российских писателей. При этом требовалось пособие с достаточно проработанной библиографической частью. Таким пособием стал Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина , подготовленный архиепископом, впоследствии митрополитом Евгением (Болховитиновым).

http://bogoslov.ru/article/6195212

Кроме своей главной задачи – распространения св. Писания, русское Библейское общество по примеру и под руководством британского старалось выполнять еще разные другие просветительные и филантропические задачи. Члены его принимали живейшее участие в распространении модных тогда ланкастерских школ взаимного обучения и введении их метода в существовавшие школы и занимались изданием религиозных книг и дешевых брошюр для народного чтения. В 1813–1826 гг. кн С. Мещерская, оказавшая обществу большие услуги, издала в свет более 90 такого рода брошюр в 400,000 экземплярах слишком, издержав на этот предмет до 10,000 р. своих и 12000 р., пожертвованных государем. Филантропическая деятельность 40 общества много напоминала такую же деятельность масонства во дни Новикова и Шварца. Члены его были деятельнейшими участниками во всех благотворительных подписках и обществах, наприм. в обществах патриотическом для помощи разоренным войной 1812 г., императорском человеколюбивом и женском благотворительном (с 1816 г.), в попечительстве о тюрьмах и т. д. Заслуги Библейского общества были неоспоримы, но оно имело и темные стороны, которые отвращали от него многих лучших людей времени и послужили после поводом к его падению. Не смотря на высокую святость своей задачи, оно по самому происхождению своему было «делом от человек», и притом не продуктом даже общественной жизни, как Библейское общество Англии, а искусственным произведением разных представителей административной власти с их современными предубеждениями, стремлениями и даже страстями.... Воззвания комитета общества, покровителем которого состоял сам государь, членами которого были министры, сенаторы, вельможные административные лица, подписывавшие свои имена обыкновенно со всеми титулами, повсюду сразу получали значение каких-то административных циркуляров. В губерниях во главе отделений общества становились лица тоже административные, губернаторы, архиереи, начальники местных войск, предводители дворянства, начальники учебных заведений, прокуроры, почтмейстеры и т. д. От них приглашения к участию в делах общества шли к уездным городничим протоиереям, а от этих в волости и приходы чрез помещиков, капитан-исправников и благочинных. Очень естественно, что отзывы на все подобные возвания и приглашения повсюду получали характер подначальной исполнительности, и дело Библейского общества из общественно-религиозного превращалось в служебное и казенное. Корреспонденции в комитет общества нередко имели самую откровенную форму исполнительных донесений по начальству. Разные пожертвования на библейское дело тоже иногда выразительно обнаруживали свой мало добровольный характер, наприм. пожертвования по 100–300 р. от крестьянских обществ, по безграмотности едва ли о понимавших важность этого дела, пожертвования от полков, равнявшиеся чуть не целому годовому окладу солдатского жалованья, и от детских библейских товариществ, которые стали открываться по некоторым школам с тех пор, как кн. Голицын сделался министром просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

консисторию. Консистория же почти ежегодно делала запросы к оканчивающим курс, не желает ли кто занять такое-то священническое место (обыкновенно в селе), с условием вступить в брак с такою-то, или на других условиях. Но большею частию воспитанники отказывались от предлагаемых мест. В 1830 г. предписано сообщать Синоду об остающихся еще без места окончивших курс, с целию посылать их в другие епархии. Часто бывали запросы в семинарию, нет ли желающих поступить на причетнические и певческие должности, в состав той или другой миссии. Еще в 1809 г. вызывались желающие в церковники к учрежденной миссии в Кассель: изъявили желание двое, но консисторией признаны неспособными. В отчете ревизора Филарета (1817 г.) между прочим читаемы «не в обыкновенное время уволены были из семинарии по требованиям в миссии, основанным на Высочайшей воле, некоторые ученики, немного обещавшие семинарии по своим умственным способностям». В берлинскую и константинопольскую миссии вызывались в 1813 г., в первую так же и в 1827 г,, в швейцарскую в 1817 г., в пекинскую в 1823, 24 и 28 годах, так же – в парижскую (1816 и 1825 г.), мадритскую (1826 г.), в Штутгардт – во священники (1823 г.), в Грецию (1833 г.), Стокгольм (1835 г.), Париж (1834 г.) и т. п. На эти места еще из учившихся часто находились охотники, но лучших по успехам не увольняли, – Иногда воспитанникам семинарии были предложения на места из других ведомств, но начальство не всегда отпускало учеников. В 1812 г. был запрос из канцелярии госуд. банка об увольнении восп. Филиппова, для поступления на службу в эту канцелярию; но правление отказало. В том же году был вызов желающих в ополчение из низш. отд. Изъявили желание несколько человек, но некоторые возвращены по слабости здоровья. В 1814 г. трое из семинарии, по запросу, определены надзирателями за детьми в Воспитательный дом. Кончившие же курс и не получившие места, как сказано выше, проживали до времени в семинарии и имели известные занятия, подготовляющие к дух. сану, (напр. в 1811 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1819 году старая колокольня, грозившая падением, как уже было сказано, была разобрана. В 1826-1846 гг. стараниями коломенского купца И. И. Шапошникова возведена новая величественная доминанта. На ней было 7 колоколов, самый большой из которых весил 347 пудов. Легко устремлённые ввысь пять ярусов (четыре - квадратные, пятый - цилиндрический) украшают 40 белокаменных колонн, изящная лепка архивольтов (обрамление арочных проёмов) и фризы (декоративные композиции в виде горизонтальных полос). В силуэте колокольни угадывается школа великого русского зодчего М. Ф. Казакова, по некоторым сведениям, её проектировал один из его учеников. Колокольня, вначале стоявшая отдельно (соединена с трапезной в 1852 г.), строилась по проекту, предусматривавшему строительство вокруг церкви четырёх корпусов лавок. После закрытия Иоанно-Богословской церкви в 1930 году с колокольни сняли колокола для переплавки, а позже разобрали шпиль. Здание стало ветшать, куски штукатурки и лепных украшений периодически падали на прохожих. Шли разговоры о разборки колокольни. Лишь в 1950-х годах была проведена косметическая реставрация, а в 1960-62 гг. - полная. Работы под руководством архитектора В. П. Белова осуществлялись Московской областной научно-исследовательской реставрационной мастерской. Колокольня была оштукатурена и покрыта долговечной краской, вычинен её купол, изготовлены из кровельной стали шпиль и " яблоко " в виде рифлёной вазы диаметром 1 м 33 см. На верхнем цилиндрическом куполе находились большие часы, по которым коломенцы и гости города сверяли свои часы. Эти часы продолжали ходить и в ХХ веке. Пожилые коломенцы ещё помнят их куранты. К 1960-м годам механизм часов был повреждён. К ноябрю 1962 года на колокольне по чертежам механика А. Г. Вейнгарда были смонтированы электронные часы-куранты с четырьмя циферблатами диаметром 1 м 20 см, цифры на которых сделаны из латуни, стрелки - из листового аллюминия, покрытого сусальным золотом (позже и они вышли из строя). В мае 1988 года была начата ещё одна реставрация колокольни, в ходе которой был позолочен шпиль и вместо иглы на нём установлен крест. После этой реставрации на колокольне осталась металлическая конструкция, т. н. " удавка " . Эта конструкция около десяти лет портила вид колокольни, пока в год 820-летия, в сентябре 1997 года, специалистами строительной фирмы " Аверс " она не была демонтирована. В XXI веке за восстановление часов (которые не ходили много лет) взялись известные российские мастера часового дела. Были установлены специально изготовленные часовые механизмы и задействована система живого колокольного звона. 12 сентября 2009 года, в честь празднования Дня города, в Коломне состоялось открытие главных колокольных городских часов, которые зазвучали вновь впервые за последние 15 лет. 8 сентября 2012 года в торжественной обстановке на колокольне была открыта памятная доска в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года.

http://sobory.ru/article/?object=01120

К. наряду с Д. Соломосом стал первым новогреч. поэтом, работавшим в русле западноевроп. лит. тенденций. На его творчество наибольшее влияние оказали итал. поэты Фосколо и Дж. Леопарди, англ. поэт Э. Юнг. Творческий путь К. начался в 1811 г. с создания «Гимна Наполеону» на итал. языке (не сохр.). C 1812 по 1853 г. К. написал трагедии «Ферамен» («Teramene»), «Данаиды» («Le Danaidi», 1818) и «Иппий» («Ippia») также на итал. языке. Поэтическое наследие К. на греч. языке составляют 2 сборника од: «Лира» (Η λρα: Ωδα. Γνοβα, 1824) и «Лирика» (Odes nouvelles de Kalvos de Zante, suivies d " un choix de poésies de Chrestopoulo: Trad. par l " auteur des helléniennes. P., 1826), издания к-рых сопровождались переводом на франц. язык, чтобы привлечь внимание европейцев-филэллинов к освободительному движению в Греции. Оды, созданные в классицистическом жанре, имеют черты и романтической поэзии. К. откликнулся на события национально-освободительной борьбы в Греции, что отразилось в тематике од: расправа над греч. населением островов Хиос (1822) и Псара (1824), гибель т. н. Священной роты А. Ипсиланти в 1821 г., смерть Дж. Байрона в г. Месолонгион в 1824 г. Воспевая подвиги героев и размышляя о будущем освобожденной Греции, К. нередко обращался к персонажам античной мифологии, а также к античным авторам - Гомеру и Анакреонту. Эпиграф из «Первой Пифийской оды» указывает на связь поэзии К. с творчеством Пиндара. Подобно тому как Пиндар воспевал в эпиникиях победителей спортивных состязаний, К. в одах отдавал дань почтения героям освободительной борьбы. Как и античные произведения, оды К. написаны особым поэтическим языком, к-рый представляет собой сплав риторической и разговорной речи. Они изобилуют характерными для античной поэзии эпитетами и метафорами, обращениями к античной символике (лира и лавровый венок как атрибуты победы). При упоминании тех или иных мест К. использует их древние названия: Италию он называет Авзонией, Англию - Альбионом, Париж - «священным городом кельтов». В одах К. присутствует как дидактическое, так и глубоко лирическое начало. В оде «На смерть» («Ες τν θνατον») описана ночная встреча юноши на кладбище с призраком матери, к-рая утешает тоскующего сына и говорит о смерти, как об избавлении от земных страданий. Образ молодого человека, возможно не лишенный автобиографических элементов, обнаруживает романтические черты, однако финал оды дидактический, в нем звучит призыв мужественно сражаться за свободу, презрев опасности и смерть.

http://pravenc.ru/text/1319939.html

П.В. Долгоруков Князья Варшавские, графы Паскевичи-Эриванские и дворяне Паскевичи Фаиилия Паскевич или Пашкевич (Paszkiewicz) происхождения литовского. В 1622 году встречаются имена: одного Пашкевича бывшего подстаростою Ковепским; Якова и Станислава Пашкевичей помещиков литовских; там же были помещиками, в 1700 году, Пётр, Мартын, Станислав и Стефан Пашкевичи. В 1692 году Пётр Пашкевич-Толоконский был настоятелем всех православных монастырей в Великом Княжестве Литовском. Франциск Пашкевич был депутатом на сейме 1764 года и подписал избрание короля Станислава-Августа; а Анатолий Пашкевич занимал, в Троках, но выбору шляхетства, должность градского судьи в 1768 году. Одна из ветвей фамилии Пашкевич поселялась в Малороссии с именем Паскевичей. Коллежский советник Фёдор Григорьевич Паскевич († 1833), от брака своего с Анною Осиповною NN, имел трёх сыновей: Григория Фёдоровича († 1844), служившего генерал-майором артиллерии, Ивана Фёдоровича († 20 января 1856, ныне светлейшего князя Варшавского), и Степана Фёдоровича, который служил действительным статским советником и губернатором в Курске, и скончался 9 апреля 1840 года, оставив сына Алексея Степановича. Иван Фёдорович, при самом выпуске из Пажеского корпуса, в 1800 году, назначен флигель-адъютантом; за сражение под Батиным, в 1810 году, пожалован генерал-майором; в 1812 году командовал девизиею; в 1813 году, за битву Лейпцигскую, пожалован в генерал-лейтенанты; в 1826 году в генералы от инфантерии; в 1827 году назначен командиром, а в 1828 году главнокомандующим отдельным Кавказским корпусом, и по окончании войны персидской возведён, 15 марта 1828 года, в Графское Российской Империи достоинство, с титлом Графа Паскевича-Эриванского. В 1829 году, за турецкую войну, получил звание фельдмаршала и Георгиевскую ленту. В 1831 году, находясь главнокомандующим действующею армиею, за взятие Варшавы и за уничтожение польского мятежа, возведён, 4 сентября 1831 года, в Княжеское Российской Империи достоинство, с титлом: Светлейшего Князя Варшавского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010