Иль беззаконные не знают, Что гневом Бог грозит Своим Тем, кои ближних пожирают, Как хлеб, на пищу данный им. Стрелами страха уязвленны В самих себе носили казнь, Но были смертью пораженны, Где не гнездилася боязнь. Злодей разврату угождает, Но сеть его расторгнет Бог. И беззаконник стыд познает, Когда гордыне сломят рог. 1810е гг. Молитвы Царю Небесный Преложение Небес пространных Царь, Дух правды, утешитель, Источник благости и бытия Строитель! Твой всюду царствует премудрый перст и глас; Избавя от грехов, приди, вселися в нас И будь, могучий Бог, Ты наших душ Спаситель. 1822 Да исправится молитва моя  Преложение Пускай огонь души к верхам небес стремится, Как благовонный дым и аромат кадил; Пусть жертва вечера вполне изобразится Рукой, которую я к Богу возносил. 1827 Преложение херувимской песни Мы херувимов сонм здесь тайно образуя, Ключ жизни, Троицу Святую торжествуя, Средь мира неба песнь достойно возгласим, От сердца удаля любовь к вещам земным. 1828 Псалом 19 К тебе склоняет Бог, Россия, В печали день небесный свод, Помощник с высоты святыя, Каратель зла, Отец щедрот; Он скорбь и жертву слез помянет, Россию благодатной канет На сердца твоего обет, И твой исполнится совет. Увидя солнца помраченье, Десницу к Богу вознеси; Ты в сердце чувствуя крушенье, Благих даров себе проси. Моление услышав тайно, Уже Помазанника явно, Простря в громах могучий глас, От злобы нечестивых спас. Иной собрат желая дани, И колесницу, и коней Ведет на ополченье брани Для погубления людей; Мы – стражи здесь святынь залога, Призвав на помощь имя Бога, Воскликнем, ревностью горя: «О Господи! спаси Царя!» 1817 Сергей Глинка Глинка Сергей Николаевич (1776–1847) – поэт, прозаик, драматург, мемуарист, издатель. Старший брат Федора Глинки. С его именем связано издание одного из самых первых и самых популярных патриотических журналов времен антинаполеоновских войн и Отечественной войны 1812 года – «Русский Вестник», который стал выходить в 1808 году как антитеза карамзинскому «Вестнику Европы» и до 1826 года продолжал бороться с антипатриотами.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Фамилия Dimsdale, английского происхождения, имеет с XIII века поместья своя в графстве Гертфордском. Роберт Димсдел сопутствовал известному Виллиаму Пенну в Америку, в 1684 году. Сын его Джон Димсдель женился на Сусанне Бовиер (Bowyer), и приобрел поместья в графстве Эссекском. Четвёртый сын их, Фома Димсдель (рождение 29 мая 1712 † 31 декабря 1800), служил доктором в английской армии, а в 1769 году вызван был Екатериною Великою в С. Петербург для привития оспы, которую и привил Императрице и Великому Князю Павлу Петровичу. За это Димсдель получил: 1) чин действительного статского советника; 2) звание лейб-медика; 3) осыпанные бриллиянтами портреты Императрицы и Великого Князя; 4) пожизненную пенсию в 500 фунтов стерлингов; 5) единовременно 10,000 фунтов стерлингов; 6) на путевые издержки 2000 фунтов стерлингов, и 7) он и второй сын его Нафанаил Димсдель возведены, 5 июня 1769 года, в Баронское Российской Империи достоинство, наследственное в потомстве обоих по по порядку мужского первородства. Барон Фома Димсдель, возвратясь в Англию, был представителем местечка Гертфорда в нижнем парламенте. Он женат был три раза: на Мери Брессей (Brassey); на Анне Эйлес (Yles) и на Елисавете Димсдель, дочери его родственника Иосифа Димсделя, епископа стретдфордского. От 1-го и 3-го браков детей не имел, а от 2-го брака имел двух дочерей: Сусанну, умершую в молодости, и Анну (рождение 1755 † 1832), и семь сыновей: 1) Джон (рождение 11 марта 1747), второй барон Димсдель, скончался холостым в мае 1820 года; 2) Нафанаил (рождение 11 апреля 1748), в один день с отцом своим пожалованный в бароны, был представителем местечка Гертфорда в нижнем парламенте с 1790 по 1804 год, и скончался холостым 3 июля 1811 года; 3) Фома старшей, умер в молодости; 4) Иосиф умерший прежде своего старшего брата Джона, от брака с Мери Чемпион (Champion) имел дочь, умершую в 1837 году; 5) Ричард (рождение 1753 † 1812); 6) Фома младший, умер в молодости, и 7) Роберт (рождение 26 декабря 1756 † 25 сентября 1825), наследник своего старшего брата Джона, и третий барон Димсдель, от брака с Финеттою Пей имел двух сыновей, из коих младший, Карл-Джон (рождение 12 февраля 1801) от брака с Джемимою Пей, имеет сына Джона (рождение 4 июля 1828), а старший, Фома-Роберт, четвёртый, нынешний барон Димсдель (рождение 12 августа 1796), от брака с Люциндою Меннинг имеет двух сыновей: Фому-Роберта-Карла (рождение 3 августа 1826) и Генриха-Фрезера (рождение 21 октября 1828), и четырёх дочерей: Люцинду, за капитаном Дерби Гриффит; Анну, за Генрихом Даусоном (Dawson), Эсфирь, и Каролину, за капитаном Мекинноном (Mackinnon).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

По предписанию Комиссии дух. уч., «испытание следует производить в присутствии учителей особенно тех классов, в какие переходят ученики». (1828 г.) Иногда же бывали на частных экзаменах и лица, принадлежащие к высшему начальству. Напр. в 1812 г. митр. Амвросий был на третном экзамене, в 1813 г. ректор академии Филарет. Ои же был и на частных годовых экзаменах в 1814 г. В 1826 г. на декабрьском экзамене был Никанор, епископ Ревельский лет. д. Спрашивали большею частию всех учеников – по главным предметам: богословию, философии, словесности. По другим предметам и языкам не всех спрашивали; напр. в 1825 г. даже на ревизорском экзамене, по гражд. истории были спрошены только первые и последние ученики; по языкам также спрашивали не всех. О способе производства экзаменов по языкам ревизор Филарет Дроздов писал в 1817 г. «по каждому классу языков вопросы начинались из грамматики и наипаче из синтаксиса, продолжались из переводов с отечественного языка на иностранный и обратно». Иногда экзамен не ограничивали определенным сроком. Напр. по плану ректора Антония (1827 г.), во время ревизии Иннокентия Борисова , значилось: «испытание полагается начать с 4-го июля и продолжать дотоле, доколе успехи каждого ученика по своим предметам будут узнаны». Здесь же находим предписание и о способе испытания: «ученики высш. отд. по Богословию и Церковной ист. будут испытуемы по жребию или по билетам, по прочим же учебным предметам ученики всех отделений – чрез вопросы своих наставников». Отметки качества устных ответов полагается «делать цифрами, приспособительно к разделению на разряды». Обыкновенно же отметки успехов, как в частных списках профессорских, так и в общей табели, делались словами: отлично хорошо весьма ревностно, похвально, хорошо, порядочно, не худо, мало, почти ничего, слабо, недостаточно и т. п. Письменные упражнения отмечались цифрами с дробями – от 1 (лучший балл) до 3 и 4, редко 5. На публичные испытания приглашалось обыкновенно много разных почетных лиц. В 1827 г. на публичном экзамене (14-го и 15-го июля) в первый день присутствовали: Серафим, митрополит Новгородский и Спб.; Филарет, митроп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1822 года, ум. 29 марта 1854 г.). Княжна Теофилия Константиновна. Княжна Валентина Константиновна, за графом де-Сегюр д’Агессо. Княжна Христина Константиновна (ум. 2 5 окт. 1851 г.), за князем Евгением Евгеньевичем Любомирским. Княжна Ядвига Константиновна, за графом Адамом Грабовским. Княжна Мария Константиновна, за грифом Владиславом Грабовским. Княжна Анна Константиновна. Князь Степан Евгениевич, могилёвский губернский предводитель дворянства (род. 9 февр. 1819 г.). Князь Владислав Евгениевич (род. 7 июня 1824 г.). Князь Евгений Евгеневич (род. 5 июня 1825 г.); женат на княжне Христине Константиновне Любомирской (ум. 25 окт. 1851 г.). Князь Фаддей Евгениевич (род. 12 сент. 1826 г.). Князь Франц Антонович (род. 20 авг. 1833 г.). Князь Александр Антонович (род. 29 окт. 1839 года.). Князь Антон Антонович (род. 19 июля 1847 года.). Княжны: Юлия Антоновна, Мария Антоновна, Доротея Антоновна, Стефания Антоновна. Князь Георг (род. 16 мая 1817 г.); женат на графине Цецилии Замойской. Княжна Изабелла, за Владиславом Сангушкою. Княжна Ядвига, за князем де-Лин. Князь Казимир (род. 1812 г.); женат на Зенаиде Голынской. Князь Марцеллин Иосифович (род. 3 марта 1810 г.); женат на княжне Ядвиге Максимилиановне Яблоновской. Колено десятое: княжна Екатерина Сигизмундовна. Князь Станислав (род. 1839 г.). Княжна Мария. Князь Иосиф Марцеллинович (род. 13 авг. 1839 года.). Себастиан Любомирский – воин отважный и знаменитый – один из умнейших людей своего времени, возведён был Императором Германским Рудольфом II, в 1598 году, в Графское Римской Империи достоинство. Старший сын его – граф Станислав, воевода Краковский и полководец знаменитый, один из важнейших польских сановников, – возведён был Императором Германским Фердинандом II, в 1637 году, в княжеское Римской Империи достоинство. Многие из потомков его прославились и на поприще государственном и на поле ратном, в том числе два старшие сына первого князя – князь Александр-Михаил, воевода Краковский и князь Юрий-Себастиан, коронный великий маршал, и внуки его – Князь Иосиф-Карл, великий маршал коронный и князь Иероним-Август, коронный великий гетман.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

«Действительно так, владыко святый», падая в ноги Серафиму, ответил игумен. «Что ты это сделал? – сказал митрополит – ну, надеешься-ли, по крайней мере, исправиться и на будущее время вести себя как следует?» «Нет, владыко, не надеюсь; сдерживаюсь, сдерживаюсь несколько времени, а потом какая-то непреодолимая сила влечет меня к вину; я сам себе не рад». «Ну так, братец, – возразил митрополит, – после этого ты не можешь быть игуменом, но подай прошение об увольнении тебя от игуменской должности». Игумен исполнял его приказание и был уволен без всякого формального следствия. Голицын, узнав обо всем этом, представил Государю, что митрополит преследует всех благочестивых людей и, в их числе, коневского игумена. К Серафиму вдруг пришел запрос от Государя: почему уволен игумен? Митрополит к изложению причины его увольнения присоединил письменное свидетельство Козулина, у которого плясал игумен, и присовокупил при этом, что формального следствия не было произведено, во избежание огласки и соблазна. Государь, несмотря на это, секретно нарядил следствие, которое вполне раскрыло ему правоту Серафима и клевету Голицына. 22 См. секретное дело в св. синоде о противозаконном налитографировании в С.-Петербурге неправильного перевода на русский язык некоторых книг священного Писания Ветхого Завета, от 19-го января 1842 года; в этом деле и письмо Серафима от 1-го марта 1842 г. за 37. 26 См. в архиве канцелярия митрополита с.-петербургского дело за 1824–1826 под 884 о закрытии Российского Библейского Общества. 27 См. в Словаре Русских Светских писателей, Т. 1, биографию митрополита Евгения; также «Северн. Пчелы» 61 за 1837 год. 29 См. Рассуждение Филарета о нравственных причинах неимоверных успехов наших в войне с французами 1812 года, напеч. во 2-й части «Собрания образцовых Русских сочинений и переводов в прозе», стр. 172. 30 При обозрении вышесказанных семинарий и училищ, Филарет ревизовал и коломенские духовные училища, в которых отец его был ректором. В отчете о сей ревизии Филарет о своем отце написал: «Ректор коломенского училища оставляется без отзыва, ибо есть отец обозревающего» (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. отец резко отграничивает, как мы уже знаем, душу от тела. Если душа имеет своим источником Бога, то материей является земля (terra) 1812 ; если душа вечна, то тело временно 1813 : «всякая плоть, как сено». 1814 Тело – это только временная «оболочка» души, с которой последняя связана при жизни «некоторым законом нашей природы» 1815 ; тело – это только одеяние или одежда души, 1816 которая мешает уму или душе видеть Господа, ибо «Господь удостаивает показать себя тем, кто отложил покров плоти» 1817 ; лишь во время сна душа не отягощаемая плотью, может созерцать высочайшее и совершеннейшее. 1818 Отсюда тело является оковами души 1819  и её темницей. 1820 Оковы души страшны тем, что они суть оковы искушений, которые связывают человека «некоторым законом греха» и делают его пленником плоти. 1821 Четыре царя, захватившие Лота в плен, суть прельщения телесные и мирские, ибо и тело человека, и мир состоят из четырёх элементов. 1822 Тело человека есть зло, ибо оно является причиной развращения в нём души; тело – это страна или место услады, из которой, как из источника, проистекают разливающиеся реки сильных греховных страстей 1823 ; оно сковывает душу человека прельщениями наслаждений 1824 и окутывает её мраком грехов. 1825 «Хорошо апостол хотел ( Рим. 7; 24 ) освободиться от этого тела смерти, ибо мы заключаемся в некоторой темнице и некотором доме роскоши и окутываемся мраком прегрешения». 1826 Тело – это темница, страшная своей мрачной грязью (tenebroso suti), 1827 которая пачкает душу. «Много забот, – пишет св. отец, – рождает и причиняет нам связь с этим телом и пользование им: этими заботами удерживается душевная сила и ослабляется напряжение. Поэтому прекрасно сказал Иов: «Вспомни, что Ты создал меня прахом» ( Иов. 10; 9 ). Итак, если тело есть прах, то он, конечно, грязнит нас, а не омывает, и оскверняет душу грязью невоздержания». 1828 Плоть св. Амвросий называет также телом смерти, гробом, 1829 чем-то мертвенным, прикосновение к которому делает каждого человека нечистым, подобно тому, как в Ветхом Завете становился нечистым всякий прикоснувшийся к трупу. 1830

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

На основании 2277 ст. Наполеонова кодекса, действующего в Царстве Польском, право на всякие периодические платежи погашается пятилетней давностью. По расчетам с подрядчиками прежнего польского правительства выдавались русским правительством в 1826 г. ликвидационные свидетельства, беспроцентные и не имевшие ходячей ценности. Они принимались в уплату податей и, по желанию владельцев, могли быть продаваемы в казну по установленной цене и по особому соглашению с казной. А как в силу декрета 1809 г. надлежало бы выдавать их процентными, то правительство, при соглашении с владельцами, причисляло к капиталу и процент, впрочем не иначе как по особому требованию владельца, но периодического течения процентов по сим бумагам не полагалось. Владелец такого свидетельства, уступая его в казну, в 1873 г., заявил и право на получение процентов с 1812 г.; но Министерство Финансов отказывало ему в том, основываясь на приведенной 2277 ст., и допускало причисление процентов по ликвидационному свидетельству лишь с 1868 г. Отказ этот признаваем был неосновательным потому, что по ликвидационным свидетельствам не было установлено никакого порядка для уплаты ежегодных процентов, и владелец свидетельства не имел даже права требовать их в периодические сроки. Однако по окончательному решению (1 Общ. Собр. Сен. 21 октября 1877 г., д. Кауфман) в домогательстве истца отказано, не потому, чтобы он пропустил давность, а потому, что Министр Финансов имел право назначать цену на бумаги сего рода по своему усмотрению, а от владельца зависело принять или не принять ее. По раздельной записи братья обязались заплатить сестре 1000 руб. при замужестве или когда пожелает. Она умерла, не требовав денег. Для наследников ее давность исковая о сих деньгах может начинаться лишь со смерти ее, а никак не со времени совершения раздельной записи (Касс. реш. 1868 г., N 891). По подрядному делу с казной суд неправильно принял началом исчисления давности срок, определенный в договоре для исполнения подрядчиком принятой работы, ибо сей последний срок при неисполнении работы открывал казне право действовать согласно условиям договора и указаниям закона, на счет подрядчика, и во все то время действие договора продолжалось. Посему определенный в договоре срок окончания работы самим подрядчиком не мог быть принят за срок окончания действия договора. И выдача казной расчета подрядчику не может считаться срокам окончания действия договора, ибо выдача расчета есть распоряжение, вполне зависящее от казны и составляющее последствия окончания действия контракта (Касс. реш. 1874 г., N 858).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В 1821 г. в Палестине появились американские, а в 1826 г. — английские миссионеры. Если в 1840 г. православными были более 90 процентов христиан Палестины, то во второй половине XIX в. инославные миссии активно склоняли арабов к переходу в католичество и протестантизм, в результате к 1880 г. из Православной Церкви ушла уже треть арабов С. 12]. Причиной этому среди прочего было и то обстоятельство, что арабские христиане представляли, как правило, беднейшие слои населения. Они почти не имели школ и образованного духовенства — на 26 тысяч православных Иерусалимский Патриархат имел всего лишь две народные школы в Иерусалиме С. 77]. Таким образом, стала очевидной необходимость организации Русской миссии — как для окормления и помощи паломникам из России, так и для поддержания православия на Востоке. Уже в XVIII в. Османская империя, потерпевшая в нескольких войнах ряд поражений от российских войск и флота, вынуждена была считаться с Россией, которая постепенно превращалась в главную защитницу православия в Палестине. Особенно эффективной русская дипломатия в отношениях со Стамбулом стала после победы над Наполеоном, и это обеспечило русским паломникам возможность более безопасного путешествия в Св. Землю. В результате количество русских паломников в Св. Земле стремительно увеличивалось год от года (после 1812 г. их число возросло до 50 человек в год 139 ). «Толпы их шли пешком в Назарет — сотни и тысячи, юноши и старики, бородатые и безбородые, мужчины и женщины; в основном это были крестьяне… У каждого на плече или за спиной висел жестяной чайник, в руках длинные палки, на которые они опирались при ходьбе… Какое волшебство поднимало миллионы людей в различных городах — особенно бедняков, заставляло их покидать свою родину и подвергать себя различным тяготам путешествия, и все это не ради земной наживы, а для приобретения богатства небесного?» С. 117—118] В 1820 г. по настоятельной просьбе Российской Православной Церкви для поддержки паломников правительство открыло консульство в портовом г. Яффа, однако было очевидно, что помощь должна оказываться в значительно большем объеме, — в частности, необходимы были постоянные гостиницы, присутствие русского духовенства и проч., поскольку при существовавшем на тот момент положении вещей паломники вынуждены были окормляться у греческого духовенства и посещать греческое богослужение. В 1841 г. начались регулярные переговоры по этим вопросам с турецкой стороной, а также было решено направить на Св. Землю ознакомительную экспедицию (на правах паломников) во главе с архим. Порфирием (Успенским).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

16 ноября 1808 г. он был пострижен в монашество с именем Филарет (в честь св. Филарета Милостивого, память 1 декабря). Через пять дней был рукоположен в иеродиакона, а 28 марта 1809 г. посвящен в иеромонаха. 11 марта 1812 г. – архимандрит. В июле 1811 г. был назначен ректором С.-Петербургской духовной академии и профессором богословских наук. 5 августа 1817 г. был рукоположен в епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии. Через два года (15 августа 1819 г.) преосвященный Филарет назначается архиепископом Тверским и членом Святейшего Синода. 3 июля 1821 г. 38-летний Филарет был поставлен во главе древнейшей кафедры (архиепископом, а с 1826 г. митрополитом Московским), которую возглавлял 46 лет. Умер в 1867 г. в день (19 ноября), о котором он был извещен за несколько месяцев явившимся ему родным отцом. Многих современников изумляла богатая многообразными дарованиями личность святителя Филарета. Во всех областях, где протекала его деятельность, он оставил глубокий, яркий след. Как архиерей он был духовно мудрым, неутомимо ревностным, справедливым и внимательным. В богословии ученость и глубина соединялись со строгостью в отношении чистоты православного учения. Многочисленные проповеди отличаются высотой мысли, тщательной продуманностью и отточенностью выражений. Среди множества совершаемых им дел он стяжал дар молитвы. «Бывали случаи исцелений по его молитвам. Так одна восьмилетняя девочка, бывшая в полном расслаблении, тотчас стала ходить, как только мать поднесла ее под благословение святителя Филарета. Девица, бывшая в продолжение 13 лет немою, тотчас заговорила, как только святитель, благословив, спросил ее: «Как тебя зовут?» и заставил ее тут же прочитать молитву Господню. У одного купца появился в руке антонов огонь. Доктора уже решили отнять руку, но болящий, через своего приходского священника, попросил с верою молитв у святителя Филарета, и вслед за тем увидел во сне, что владыка благословил его: проснувшись, он почувствовал себя лучше, и когда явились врачи для операции, то рука, к их изумлению, оказалась совершенно белою, так что ни в какой операции не было надобности. Один купец, заблудившийся в киргизской степи во время страшного бурана, призвал в молитве святителя, и в дремоте увидел святителя, который благословил его, промолвив: «Бог благословит тебя продолжать путь благополучно», и купец был спасен. Много и других подобных случаев было с благоговейными чтителями памяти святителя Филарета» («Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков». Ноябрь. Издание Введенской Оптиной пустыни, 1994. С. 487–488).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВ Федор Петрович (20.06. 1766, Тверь (?) - 14.12.1836, С.-Петербург), рус. муз. деятель, поэт, литератор. Происходил из древнего дворянского (некняжеского) рода. Принадлежал к родственному кругу Н. А. Львова (двоюродный брат), Г. Р. Державина , В. В. Капниста. В доме его отца П. П. Львова воспитывался И. А. Крылов. Военную карьеру (лейб-гвардии Преображенский полк, 1778-1783) еще в юности сменил на гражданскую: с 1783 г. служил в Коллегии иностранных дел, с 1794 г.- в таможне (в т. ч. с 1797 таможенный инспектор в Эстляндской губ.), с 1801 г.- в аппарате реформируемого государственного управления. Был директором в департаменте Мин-ва коммерции (1803-1810), членом комиссии по составлению законов при Гос. совете (1810-1816), секретарем М. М. Сперанского (1810-1812). Автор проекта таможенного устава. В ходе реорганизации комиссии уволен. В 1824 г. по ходатайству А. А. Аракчеева получил должность помощника статс-секретаря Гос. совета и переведен в Департамент военных дел. В 1826-1836 гг. директор Придворной певческой капеллы . В 1827-1833 гг. исполнял обязанности статс-секретаря по Гос. совету в Департаменте гос. экономии. Тайный советник (1829). После смерти Л. в его записной книжке обнаружен проект конституции России. Л. был увлечен муз. и лит. просветительством. Участвовал в фольклорной работе литературно-муз. кружка Н. А. Львова, был членом об-ва «Беседа любителей русского слова». Свои поэтические и лит. сочинения публиковал под псевд. Скимнин (объединены в сб.: Часы свободы в молодости. СПб., 1831. 2 ч.). Л. владел большой нотной б-кой и великолепной коллекцией муз. инструментов. Петербургский дом Л., отца большой, музыкально одаренной семьи (от 2 браков имел 16 детей), был известен литературно-муз. вечерами, спектаклями, в к-рых Л. играл на скрипке в составе струнного квартета и выступал как певец (здесь читал свои басни Крылов, исполнялись сочинения молодого М. И. Глинки ). В 1827 г. вместе с сыном А. Ф. Львовым основал в С.-Петербурге салон «Музыкальная академия».

http://pravenc.ru/text/2110957.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010