Вятская Основана в 1657 г. (местопребывание – в г. Вятка, с 1934 г. – Киров). Выделена по соборному определению в 1657 г. из территории Казанской епархии, с включением в нее Новгородской четверти территории Великой Перми. Прот. Г. Никитников сообщает об утверждении епархии следующее: «В 1658 году, по указу Государя и Великого князя Алексея Михайловича и по благословению Святейшаго Патриарха Никона , учреждена была епархия в Вятке с присоединением к ней Великой Перми; почему и архипастыри ее, до восстановления особой епархии в последней (1799), назывались Вятскими и Великопермскими» (Иерархия Вятской епархии, состав- ленная Ректором Вятского Духовного училища Протоиереем Герасимом Никитниковым. Вятка, 1863. С. 5). Архиепископия с 12.03.1682 по 1719 (с 1719 г. обычно замещалась епископами). С 1733 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Именовалась: Вятская и Великопермская; с 16.10.1799 – Вятская и Слободская; с 23.08(05.09)1918 – Вятская и Глазовская; с 1934 г. – Кировская и Слободская; с 08(21)04.1994 – Вятская и Слободская. Викарные кафедры: Сарапульская, Глазовская, Слободская, Уржумская, Яранская, Котельническая, Нолинская. 05.12.1657 08.01.1674 23.08.1674 08.10.1699 04.08.1700 07.02.1718 Дионисий (в сх. Димитрий) Ушаков 07.02.1718 25.01.1719 25.01.1719 26.09.1733 26.09.1733 09.04.1737 31.12.1737 18.05.1739 18.05.1739 02.12.1742 Вениамин Сахновский Серб 27.02.1743 28.02.1748 Варлаам Скамницкий 25.05.1748 16.11.1755 19.06.1758 05.06.1774 06.08.1774 13.03.1796 01.06.1796 29.01.1804 Амвросий Яковлев-Орлин 29.01.1804 07.07.1805 Серафим Глаголевский 15.07.1805 03.05.1817 15.07.1817 28.10.1822 Амвросий II Рождественский-Вещезеров 27.05.1823 19.03.1827 Павел Морев-Павлов (Платонов) 26.03.1827 24.01.1832 Кирилл Богословский-Платонов 03.04.1832 16.11.1835 Иоанникий Образцов 08.12.1835 23.04.1838 Нил Исакович 23.04.1838 29.03.1851 Неофит Соснин 29.03.1851 07.01.1860 Елпидифор Бенедиктов 18.05.1859 25.03.1860 06.02.1860 17.06.1866 Агафангел Соловьев 17.06.1866 05.10.1866

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мышкин. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Заложен 15 августа 1805 г. на средства горожан и купцов Козьмы Ивановича Дрожденкова и Ивана Андроновича Замяткина. Построен в 1820 г. артелью ярославских каменщиков по проекту архитектора И.Манфрини. В 1829-1832 гг. храм расписан Т.А.Медведевым, в 1866 г. живопись реставрирована мышкинским мастером А.Е.Смирновым, для окон изготовлены цветные витражи. Главная соборная площадь города (между улицами Никольской и Рыбинской) застраивалась в первой половине XIX века зданиями в стиле классицизма, большинство из которых сохранилось до наших дней и составляет единый архитектурный ансамбль. Его композиционным центром является собор Успения Богоматери, выстроенный в 1805-1820 гг по проекту архитектора И Манфрини. Успенский собор – крупное архитектурное сооружение в стиле классицизма – и доныне является архитектурной доминантой старой части города. Его центральный объем – четверик с далеко вынесенной полукруглой апсидой – служит основание для широкого барабана, перекрытого плоским куполом. С запада к нему примыкает небольшая трапезная и трехъярусная колокольня. Северный и южный фасады четверка, а также западный фасад нижнего яруса колокольни оформлены портиками ионического ордера с треугольными фронтонами. Стремясь увеличить боковые главы, сделать их соразмерными центральному куполу, архитектор вводит в композицию здания четыре высоких (от цоколя до карниза) полуцилиндрических объема, примыкающих к западной и восточной стенам четверика и служащих основанием для барабанов боковых глав. Верхняя часть здания зрительно облегчена множеством сквозных и ложных окон разнообразной формы. На центральном барабане появляется несколько вольно трактованное итальянское окно. На стенах трапезной то же тройное окно дополняется термальным окном, помещенным в верхнем ярусе. Над северным и южным порталами, на апсиде и на боковых барабанах помещены большие круглые окна: прямоугольные окна помещены в плоские ниши с полуциркулярным верхом. Зрительно уравновешивая огромную апсиду храма, колокольня ныне отмечена некоторой тяжеловесностью. Однако это впечатление – результат многочисленных позднейших перестроек и утрат. Изначально колокольня выглядела более изящно. Успенский собор так же дошел до нас с некоторыми утратами. Исчезли фигурные главки над куполами, сквозные окна в барабанах глав. В результате собор, как и колокольня, стал зрительно заметно тяжелее. Следует учесть и то, что прежде внешний вид здания оживлялся желто-белой раскраской фасадов. В тимпанах фронтонов помещались живописные композиции на религиозные сюжеты.

http://sobory.ru/article/?object=00488

Симферополь. Кафедральный собор Петра и Павла. Петропавловский собор Карта и ближайшие объекты Небольшая старинная улочка Октябрьская (бывшая Петропавловская) выводит на площадь, где стоит старинный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Ещё недавно он находился в страшном запустении: не было колокольни, кресты не украшали его купол, отсутствовала ограда. К сожалению, мало кто знал тогда, что заброшенный и поруганный храм был построен в начале XIX века по просьбе и на средства жителей нового города Симферополя. Христианское население Симферополя крайне нуждалось в просторном храме, так как маленькая Константино-Еленинская церковь не могла уже вместить всех прихожан. Строительство нового храма началось в 1805 году. 8 ноября 1806 года новую церковь освятили. Она представляла собой деревянное прямоугольное здание, над западной стороной возвышалась колокольня, с восточной находилась пятигранная апсида. Восемь столбов делили внутреннее пространство на три нефа, из которых центральный самый широкий. В храме не было росписей, главным его украшением являлся иконостас. Колокола для Петропавловской церкви были отлиты из меди, оставшейся после уничтожения монетного двора Ак-Мечети. Более 20 лет звон колоколов созывал прихожан Петропавловского храма на молитвы. За эти годы он обветшал, и его закрыли. В городе построили новый кафедральный Александро-Невский собор, куда передали колокола, церковную утварь, ризницу. Во второй половине XIX века в Крыму стараниями Преосвященного Иннокентия открывается новая епархия Православной Церкви. Окрепли позиции христианства на полуострове, началось активное строительство новых и реконструкция старых церквей. В 1865 году симферопольцы решили возродить Петропавловский храм. Проект нового храма разработал петербургский архитектор К.Лазарев. Старую деревянную церковь разобрали, и на её месте 29 июня 1866 года заложили новое здание храма; прихожане участвовали в его строительстве. В августе 1866 года строительство церкви было завершено, но ещё 4 года продолжались отделочные работы. Внешний вид храма изменился: он был построен в виде креста, вытянутого с запада на восток, собор значительно расширился, наполнился светом благодаря 12 окнам, устроенным в барабане…

http://sobory.ru/article/?object=01385

Церковь Архангела Михаила в погосте Сижно Погост Сижно находится в 180 верстах от Петербурга и в 45-ти от Гдова, у речки Сиженки, близ проселочной дороги из Луги в Нарву. Церковь построили гг. Хвостовы и Коновницыны. Церковь каменная, из булыжника и плиты, по¬священная сперва чуду Архистратига Михаила (6 сентября – Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех – Б.В.), потом — празднику 8 ноября (Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – Б.В.). Впоследствии пристроены: теплый придел Рождества Богородицы и холодный — Николая Чудотворца. Антиминс главного алтаря освящен и подписан епископом Венедиктом; антиминс теплого придела освящен Венедиктом и подписан митрополитом Серафимом. Антиминс холодного придела подписан Симоном, архиепископом Пскова и Нарвы 1759 года, мая 4. Иконостас, в 5 ярусов, возобновлен в 1866 году, Михаилом Ивановым Чернышевым. Каменная колокольня, высотою в 9 в сажень, пристроена в 1816 году. План и межевые книги имеются с 1780 года; исповедные с 1805 года, метрические с 1801 года. Причт прежде состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни. Из прежних священников известны: Симион, Евдоким, Афанасий, Стефан и Иерофей, служивщие в прошлом веке; Федор Филимонов (1795 — 1836), имевший орден Влидимира 4-й степени за усмирение бунта, бывшего в 1826 году, Иоанн Саввин, много сделавший для благолепия церковного. Ныне (в 1885 году - Б.В.) священствует Петр Семенов Фортификантов (рукоположен к храму в 1866 году – Б.В.), студент Новгородской духовной семинарии, бывший учителем в Тихвинском духовном училище. В числе священных предметов замечательны: два Евангелия, в лист (Москва, 1796 и 1688 гг.); иконы: Архангела Михаила, за левым клиросом, Спасителя и Святого Николая — в Никольском приделе. На образах — серебряные ризы, с вызолочен¬ными венцами. Риза на образ Михаила пожертвована полковником Александром Мартыновичем Сычевским, а остальные ризы — бывшим церковным старостою, деревни Выскатки, крестьянином Стефаном Никифоровым. До штатов причт содержался землею, доходами за требы и ругою. Руги собиралось больше 80 четвертей на причт. Петровщина состояла из коровьего масла. С 1843 году причт отнесен к 3-му разряду и получал 460 рублей серебром в год. Ныне священник получает 220 рублей, псаломщик — 70 руб. С получением жалованья сбор руги ограничился семью четвертями в год. Церковной земли 45 десятин. Из них — усадебной 1 десятина 650 саж., пахотной — 22 десятин 2,152 саж., сенокосной — 6 дес. Остальная земля неудобная, под лесом. Церковного до¬хода получается до 800 рублей. Часть его составляют проценты с 971 рублей, положенных на вечное поминовение. При церкви де¬ревянная сторожка. У членов причта свои дома. Церковных денег в бумагах 700 рублей, а наличными — 400 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=00114

архимандрит Лавр Скачать epub pdf К столетию со дня кончины – 1866–1966 гг. В 1966 году, 9 августа старого стиля, исполнилось сто лет со дня кончины одного из выдающихся Святителей Русской Церкви, Высокопреосвященного Филарета (Гумилевского) , Архиепископа Черниговского. Архиепископ Филарет, в мире Димитрий, родился 23 октября 1805 года, в селе Лесное-Конабеево, Тамбовской губернии, в семье священника отца Григория, который по селу носил фамилию Конабеевского. В день рождения у о. Григория сына, который был назван в честь Св. Великомученика Димитрия, никто еще не знал об этом событии, кроме юродивого Алексея, проживавшего в селе. Он взобрался на колокольню и трезвоном возвестил всему селу о рождении Димитрия. Когда народ в недоумении собрался к храму и стали спрашивать юродивого – зачем он звонит, то он отвечал: «Рад Алешка, что родился великий Тимошка! А он будет звонить, звонить будет на всю Русь». Раздосадованные односельчане не вняли пророческому голосу блаженного и отомстили ему свою досаду на его спине. Димитрий уже в пятилетнем возрасте начал помогать петь на клиросе. Псалтирь читал он на память, чему его обучила тетка его, сестра отца. Христианская жизнь всей семьи о. Григория, служившая примером для его пасомых, доброта и ласка всех, в особенности матери, благотворно действовали на душу восприимчивого мальчика. Отец его был замечательным проповедником и примерным пастырем, мать же, Анастасия Васильевна, была образцом благочестивой женщины. Детей своих она воспитывала в страхе Божием, водила их в храм и примером своей молитвы учила молиться и их. Вот, такая семейная обстановка, а к тому-же аскетическая жизнь тетки-наставницы, рано развили в будущем Филарете склонность к иночеству. Отец Григорий имел обыкновение собирать свою семью к столу и в свободные часы, особенно в зимние долгие вечера, сам читал для всех жития святых из Четьи-Минеи или из Пролога. Маленький Димитрий, которому было, около 7 лет, подпершись рученками, с жадностию слушал чтение отца и объяснения жизни и мученических подвигов святых Божиих угодников. Все это он впитывал в себя, и в его детской душе складывались образы великих по движников Церкви, а в сердце разгорался огонь любви к Богу и Его святым, который, как мы дальше увидим, обратившись в пламя, объял всего его в мужественную пору его служения Святой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Словарь имен 320 АВГУСТИН АВРЕЛИЙ , блаженный (354–430) – епископ Гиппонский (с 395 г.), учитель Церкви; разработал учение о сотворении мира, грехопадении, искуплении и спасении, выработал концепцию историософии и эсхатологии, которые стали определяющими для западноевропейского христианского мира. В споре о благодати и свободе воли опроверг ересь пелагианства. Богословие блаж. Августина, связавшего христианство с неоплатонизмом, имело определяющее влияние в Средние века вплоть до Фомы Аквинского. Главные сочинения: «О граде Божьем» (413–426), «Исповедь» (400), «О Троице» (400–416). АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ (1817–1860) – философ, публицист, поэт, историк, разрабатывал общественно-политическую теорию славянофильства. АЛЕКСАНДР , св., епископ Александрийский († 326) – обличитель арианства. Созванные им в 320–321 гг. соборы анафематствовали Ария. Существенна была его роль и на I Вселенском соборе (I Никейском), где еще в диаконском сане он проявил себя активным защитником православия. АЛЕКСАНДР I (12.12.1777–19.11.1825) – российский император, на императорском престоле с 11.03.1801 г. Старший сын императора Павла Петровича и Марии Федоровны. В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М.М. Сперанским. В 1805–1807 гг. участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807–1812 гг. сблизился с Францией. Вел успешные войны с Турцией (1806–1812) и Швецией (1808–1809). При Александре I к России были присоединены территории Вост. Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 г. возглавил в 1813–1814 гг. антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814–1815 гг. и организаторов Священного союза. АЛЕКСАНДР II (17.04.1818–1.03.1881) – российский император, на императорском престоле с. 18.02.1855. Сын императора Николая I и Александры Федоровны. Подписал в 1861 г. манифест об упразднении крепостного права и получил прозвание «Освободитель». Провел ряд реформ (земская, судебная, военная и т. п.). После Польского восстания 1863–1864 гг. перешел к реакционному внутриполитическому курсу. В царствование Александра II завершилось присоединение к России территорий Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865–1881). С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. На Александра II было совершено несколько покушений (1866, 1867, 1879:1880); убит народовольцами.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иваново. Церковь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Храм был возобновлён в строительстве в 1863-1866 гг. Церковь была крестообразная в плане, с восьмериком на средокрестии и четырёхугольной колокольней над западным руковом. Двухярусная. Верхний придел Св. Екатерины. Церковь выдержана в строгом классицизме. Нынешний храм - место службы, бывшая колхозная пристройка. Церковь выстроена генералом от инфантерии, главнокомандующим русскими войсками в Молдавии и Валахии, белорусским военным губернатором, усмирителем пугачёвского восстания И.И. Михельсоном, который был похоронен в склепе под храмом. До присоединения Восточной Белорусси к России в 1772 г. земли усадьбы принадлежали крупному польскому магнату князю Радзивиллу. После присоединения они некоторое время считались государственными, пока не были подарены императрицей Екатериной II генералу И.И. Михельсону. Церковь построена в 1805 году по заказу и на средства И.И. Михельсона. Долгое время на западном фасаде церкви сохранялась деревянная доска с металлическим текстом, где было указано время постройки церкви. До конца 40-х годов XX столетия церковь была действующей и перестройкам не подвергалась. После Великой Отечественной войны в течение 1948-1965 гг. церковь постепенно приспособили под клуб, библиотеку и учреждения совхоза, в связи с чем ее внешний облик значительно изменился. Полностью перестроен южный фасад, частично - западный и восточный фасады, а также интерьер церкви. В плане представляет собой крестообразный прямоугольник (северное и южное крылья креста выражены очень слабо). Церковь состоит из четверика, прямоугольного алтаря, притвора и паперти, разделенный на три помещения. Центральный вход в церковь с запада, северная и южная двери ведут в основной четверик. В настоящее время целостность объемно-пространственной композиции нарушена, т.к. отсутствуют барабан и купол, перекрывавший основной четверик, а также большая часть объемов ярусной колокольни. Сохранившийся объем церкви монументален за счет вытянутых приземистых фасадов с дорическими портиками с запада и востока.

http://sobory.ru/article/?object=12961

Калуга. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Кафедральный собор во имя Живоначальныя Троицы начал строиться в Калуге в 1786 году по личному приказу императрицы Екатерины Второй. Проект составил известный и талантливый архитектор И.Д. Ясныгин. Собор (бесстолпный) был заложен в центре площади, в окружении зданий Присутственных мест. Это сооружение возводилось до весны 1811 года по проекту И.Д. Ясныгина и под его руководством. Через год, на Пасхальной неделе, храм был освящен. Собор представлен в стиле русского классицизма, он удивительно красив и оригинален. Ныне Кафедральный Собор в честь Живоначальной Троицы обретает статус «Сердца Калуги». В октябре 2004 года митрополитом Калужским и Боровским Владыкой Климентом большим чином был освящен один из боковых северных приделов собора. Как и в прежние времена, престол алтаря решили освятить в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Первое известие о Калужском соборе восходит к 1610 г. По некоторым данным, этот деревянный собор был сожжен запорожцами в 1618 году, второй был выстроен боярином Романовым. Со временем этот храм пришел в ветхость, и около 1687 г. был построен новый каменный. Через сто лет и этот храм обветшал, и с 1786 г. начато построение теперешнего собора. Но работы были остановлены до 1804 года. В 1808 г. работы подходили к концу и собор был окончен в 1811 году. Такая задержка в строении была из-за купола. Губернский архитектор Иван Денисович Ясныгин решил возвести первый в России купол в 24 аршина в диаметре без всякий побочных укреплений. Эта смелая идея встретила сопротивление со стороны архитектора Захарова. Однако идея Ясныгина воплотилась, т.к. купол сооружен именно в этом виде. Троицкий собор имеет два придела: Тихвинской иконы Божьей Матери и Калужской иконы Божьей Матери. В Соборе имеется Царское место с образом Марии Магдалины. Оно устроено в память того, что здесь 2 мая 1826 года стояла на литургии Императрица Мария Федоровна, бывшая в Калуге для встречи возвращавшейся из Крыма Императрицы Елизаветы Алексеевны. До революции в соборе хранились 11 знамен калужского ополчения, отличившихся в войну 1812 года. Кроме того, хранилось знамя Азовского пехотного полка, установленное в 1866 году в память о подвиге калужанина, унтер-офицера Азовского пехотного полка С.А. Старичкова, спасшего это знамя в Аустерлицком сражении 1805 года. 

http://sobory.ru/article/?object=01578

Москва. Бывший Никольский единоверческий монастырь. Карта и ближайшие объекты Никольский единоверческий мужской монастырь открыт по представлению митр. Московского Филарета в 1866 г. на месте старообрядческой мужской обители Федосеевского старопоморского благочестия у Преображенского кладбища. Преображенское кладбище возникло в 1771 г. во время чумы. Одним из главных организаторов его был дворовый человек князей Голицыных Илья Алексеевич Ковылин (1731-1809), перешедший в раскол и записавшийся в московском купечестве. Вместе с другими организаторами он явился к губернатору с просьбой разрешить устроить на свой счет чумной карантин у Преображенской заставы. У Преображенского кладбища стали после того селиться старообрядцы, ставить жилые дома и молельни. Ковылин получил Высочайшее разрешение на устройство Преображенского богаделенного дома. Обитель обнесли каменной оградой с башнями по углам. Здесь находилась Федосеевекая беспоповская контора. В ней производили суд и расправу, избирали и утверждали духовных отцов, рассылая их по стране.  В 1806 г. была построена женская обитель, также обнесенная каменной оградой с башнями по углам, а на старом месте осталась мужская. Для ограничения своеволия раскольников Николай I повелел основать на Преображенском кладбище православную церковь. Потом по воле Александра II все призреваемые на мужском дворе переселены были на женский двор, а мужской двор отдан под Никольский единоверческий монастырь. Этому монастырю впоследствии А.И. Хлудов пожертвовал богатую библиотеку из древлеписаных и старопечатных книг. Библиотека помещается в устроенном для нее теплом помещении. Автор ансамбля Преображенского кладбища — архитектор Федор Кириллович Соколов. На мужском дворе, впоследствии ставшем Никольским единоверческим монастырем, им были выстроены: Успенская церковь в 1784 г., больничный корпус в 1798 г., надвратная часовня, впоследствии Крестовоздвиженский храм — 1805-1808 гг. Никольский единоверческий монастырь открыт по Высочайшему соизволению и по представлению митр.

http://sobory.ru/article/?object=20626

Рязань. Церковь Николая Чудотворца (Староямская). Николо-Дворянская (Староямская) церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Николо-Дворянская (Староямская Никольская) церковь (Николодворянская улица, 12) В давние времена граница Рязани проходила по речке Лыбедь. На крутом правом берегу, у выезда на Астраханский тракт, располагалась самая древняя застава и стояла деревянная свт. Николая Чудотворца церковь. При ней " въ Ямской слободе 101 приходский дворъ и 80 душъ емскихъ охотниковъ " (1676 г). Существующая ныне каменная Николо-Дворянская (Староямская Никольская) церковь с главным престолом во имя святителя Николая Чудотворца построена в 1767 году, колокольня в 1805 году. В храме были ещё два придела: левый - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и правый - во имя святых апостолов Петра и Павла. Во время Отечественной войны, осенью 1812 года в стенах Николо-Дворянского храма отпевали знаменитого московского зодчего М.Ф.Казакова, скоропостижно скончавшегося после эвакуации в Рязань из Москвы (похоронен был в некрополе Свято-Троицкого монастыря). В 1866 году в храме установили новый иконостас работы известного в своё время московского мастера Галактиона Лебедева (простоял до 1917 года). Удачно расположенный на крутом берегу речки Лыбедь и оказавшийся в центре города, Николо-Дворянский храм виден был почти со всех сторон, особенно хорошо с Лыбедского моста на улице Астраханской При церкви действовала приходская школа. В 1782 году Императрица Екатерина II соизволила утвердить " Генеральный план " застройки Рязани. Дорогу Астраханского тракта (от Рязани - через г.Ряжск) пересекла Ряжская (Есенина) улица, и устроена была на пересечении их новая Ямская застава (ныне пл. Театральная), а старая на речке Лыбедь потеряла значение. Тогда, спустя 21 год после постройки каменной Староямской Никольской церкви на берегу р.Лыбедь, близ новой Ямской заставы возвели высокую каменную Новоямскую Никольскую церковь (ныне на Циолковского улице). Староямскую же Никольскую церковь жители Рязани стали именовать Николо-Дворянской церковью, во избежание путаницы.

http://sobory.ru/article/?object=07113

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010