141 Собр. мн, и. отз. м. Филарета, т. II, стр. 25–32; ср. М. Д. Ц., 1818, 10, отзыв члена цензуры Евгения (Казанцева) о соч. «Тексты, из св. Писания выбранные… "/ 147 Император Александр I, его жизнь и царствование. Н. К. Шильдера, (изд. 1897. А. С. Суворина), т. II, стр. 207 и 156. М. Д. Ц., 1807, 26. 150 М Д. Ц., 1816, 9. (Цитированный указ там изложен в полном виде, вместе с перепискою по нему). 154 Эту беспомощность, даже павловской цензуры, так характеризует в той же статье Н. Дубровин: В литературе хотя и говорили о Вольтере, но уже об «изобличенном» или «обнаженном», и стали появляться переводы разных религиозных сочинений; но рядом с ними при помощи контрабанды, проникали в Россию и запрещенные книги. «Итак как идти на такой риск, говорит Шторх, какой связывался с ввозом книг, стоило только пикантных вещей, то строгость мер была причиной, что из всех литературных произведений приходили в империю только такие, по поводу которых запрещение было главным образом сделано. Некоторые букинисты, в числе которых были и эмигранты, занимались этим опасным, но прибыльным промыслом, с неслыханною смелостью. Их склады были известны почти всякому, и однако не нашлось ни одного доносчика.» (стр. 172–173). 164 Русская Стар. 1895, I, 76. Н. Дубровин; Наши мистики-сектанты, Примеч. 2. Письмо от 22 августа 1812 года. 165 Сухомлинов. Материалы для истории просвещения, в ц. Александоа I, ч. III. стр. 70 (Изд. 1866 г.). 184 А. С. С. 1799, 52, л. 20. На деле, однако, ни один из рекомендованных Евлампием кандидатов не был утвержден синодом ср., л-л. 51–54. 189 М. Д. Ц., 1805, 14; 1809, 23. М. Платон выразил свой взгляд на Виктора в лаконическом, но едва ли справедливом отзыве: «проискивать не неспособен». Письма к пр. Амвросию, стр. 54. 196 Кстати, весьма неодобрительно встреченное м. Платоном. См. Письма к Амвросию и Августину, стр. 69. 243 Г. Геннади, Справочный словарь о русских писателях и ученных, умерших в XVIII и XIX ст. (Берлин), т. I, стр. 204. 244 М. Д. Ц., 1811, 21, «обучался языкам латинскому, греческому, немецкому и французскому, на которых сочинять и переводить может» (форм. список).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Разделы портала «Азбука веры» С.В. Никитина (ПСТГУ) Пять основных догматических систем Русской Православной Церкви второй половины XIX — начала XX века В Избранное Понимание догмата, задач догматики и богословского метода Период с середины XIX века до 1917 года занимает особое место в истории русского богословия. В это время подводятся итоги прошлого и намечаются перспективы дальнейшего развития, активно обсуждается проблема освобождения православного богословия от влияния западных схоластических образцов, предлагаются различные варианты методологических подходов, решается вопрос о месте и значении разума в богословии. Данный период обращает на себя внимание чрезвычайным разнообразием учебной, апологетической и популярной просветительской литературы догматического содержания. Многочисленные учебные пособия, изданные в это время для академий, семинарий, светских университетов и институтов, начального и среднего светского образования, отличаются гибкостью, учитывают особенности как самих учебных заведений, так и слушателей, и в значительной степени носят авторский характер. При этом между курсами догматического богословия для духовных и светских учебных заведений данного периода прослеживаются значительные различия, обусловленные особенностями светского высшего образования. Наряду с традиционными курсами догматики, предназначенными для светских университетов и институтов, получили заметное распространение учебные пособия, отмеченные своеобразием структуры и стиля изложения 1 . Учитывая невозможность изучения в университетских условиях полного круга богословских предметов, необходимых для всестороннего усвоения догматики, составители таких своеобразных учебных курсов часто включают в них разнообразные сведения из смежных богословских дисциплин. Отличительной особенностью светских курсов догматического богословия является также насыщенность апологетикой и полемикой, связанная с ориентацией на представителей светской образованной среды 2 . Среди учебных курсов для духовных академий и семинарий выделяются пять крупных догматических систем, составленных архимандритом Антонием (Амфитеатровым) (1815–1879), митрополитом Макарием (Булгаковым) (1816–1882), архиепископом Филаретом (Гумилевским) (1805–1866), епископом Сильвестром (Малеванским) (1828–1908) и протоиереем Николаем Платоновичем Малиновским (1861–1917).

http://azbyka.ru/pyat-osnovnyx-dogmatich...

Митрополит Евгений, «наш неутомимый бенедиктинец», как полушутя назвал его известный русский историк академик М.П. Погодин (намекая на богатые плоды исследовательских трудов бенедиктинских монахов), издал монументальный «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви» (СПб., 1818; 2-е изд., испр. и умнож. СПб., 1827; переизд.: M.; С. Посад, 1995) – итог почти тридцатилетнего труда, названный современниками «последним словом науки» 1272 . Словарь дает, наряду с биографическими сведениями, библиографию сочинений отечественных богословов. В то же время уже ближайшие потомки, в их числе – архиепископ Филарет (Гумилевский) , критикуют работу преосвященного Евгения: отмечая «богатый запас сведений», содержащихся в Словаре, архиепископ Филарет не мог согласиться с сугубо эмпирической формой подачи материала, без «систематического взгляда», «общей мысли» и чувства 1273 ; за некритичность в работе с богатым фактическим материалом упрекают преосвященного Евгения академики Я.К. Грот 1274 , П.П. Пекарский 1275 и др. Архиепископ Филарет (Гумилéвский) (1805–1866) опубликовал «Обзор русской духовной литературы» (СПб., 1856; 2-е изд.: В 2 т. Чернигов, 1859–1863; 3-е изд., испр. и доп. авт.: СПб., 1884 1276 ), который (в 3-м издании) охватывает русскую духовную литературу до 1863 г. Историк и археограф, член Императорской Академии наук Павел Михайлович Строев (1796–1876) в ходе многочисленных археографических экспедиций по России собрал разнообразный рукописный материал для большого словаря, превосходящего словарь митрополита Евгения (Болховитинова) по количеству сведений об авторах до начала XVIII в. 1277 Следует также учитывать справочные издания, подготовленные профессором истории Русской Церкви Санкт-Петербургской духовной академии Николаем Константиновичем Никольским (1863–1936) 1278 . В конце XIX в. были предприняты попытки составить специализированный сводный указатель отечественной литературы по богословию 1279 , однако работа оказалась неполной и осталась незаконченной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Липецкие железистые целебные источники были издавна известны местному населению (по преданию, открыты Петром I). В 1800 г. в Липецк на воды начали приезжать первые пациенты, в 1802 г. на средства городской думы был благоустроен колодец с минеральной водой. В городе увеличилось число врачей, минеральный источник приобрел общероссийскую известность. В мае 1805 г. имп. Александр I Павлович утвердил смету на строительство курорта «Липецкие минеральные воды». В 1865 г. было основано одноименное акционерное об-во, курорт реконструирован, введено кумысолечение, а в 1871 г.- лечение железистыми торфяными грязями. Елец в 1846 г. был уравнен в торговых правах с губернскими и портовыми городами. В 1863 г. в нем открылся 1-й в крае городской коммерческий банк, в 1888 г. построен 1-й в России общественный элеватор, развивались торговля, мукомольная и кожевенная промышленность, производство махорки, кружевной промысел, работали железнодорожные мастерские и локомотивное депо (с 1868). В Елецкой классической муж. гимназии (основана в 1871) учились И. А. Бунин , С. Н. Булгаков , М. М. Пришвин , преподавал В. В. Розанов . Предприятия в Лебедяни, Данкове, Усмани и Раненбурге гл. обр. занимались переработкой сельскохозяйственного сырья. Лебедянь и Данков были известны конными ярмарками и конно-спортивными состязаниями. Со 2-й пол. XIX в. на территории Л. о. шло строительство железных дорог. В 1866-1868 гг. была проложена линия Козлов (ныне Мичуринск) - Воронеж, в 1869 г. от ст. Грязи Козлово-Воронежской железной дороги были проложены линии на Елец и Борисоглебск, ставшие частью Орлово-Грязи-Царицынской дороги. В 1890 г. от ст. Богоявленск Рязано-Козловской железной дороги проложена линия к ст. Астапово (ныне Лев Толстой) и далее на Лебедянь, Данков и Троекурово. В 1891 г. эти линии были объединены под управлением об-ва Рязано-Уральской железной дороги. Линия Астапово - Лебедянь была протянута до Ельца, в 1899 г. железная дорога от Данкова была доведена до Смоленска. В 1896 г. проложена линия Елец - Касторная. В нач. ХХ в. в Липецке был введен в действие Сокольский металлургический завод (ныне «Свободный сокол»). Среди известных уроженцев края и тех, чьи жизнь и творчество с ним связаны,- писатели А. М. Жемчужников, Л. Н. Толстой , Андрей Белый , Е. И. Замятин, художники Б. М. Кустодиев, Н. В. Орлов, Н. П. Ульянов, пианист К. Н. Игумнов, композитор Т. Н. Хренников, ученый, гос. и общественный деятель П. П. Семёнов-Тян-Шанский, историки и археографы П. И. Бартенев и Н. П. Барсуков , философ-социалист Г. В. Плеханов.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

Русское богатство: Ежемесячный литерат., научный и политический журнал. – СПб., 1879–1918. Русск. слово – Русское слово: Литературно-политический журнал. – СПб., 1859–1866. Санкт- Петерб. ведомости – Санкт-Петербургские ведомости. – СПб., 1789; 1801–1856. Санкт- Петерб. Меркурий – Санкт-Петербургский Меркурий: Ежемесячное издание 1793 г. Сб. ОРЯС АН – Сборник ОРЯС имп. АН. Т. 1–101. – СПб., 1867–1928. Свисток – Свисток: Собрание литературных, журнальных и др. заметок [прилож. к ”Современнику“]. –СПб., 1859–1863. Сев. цветы – Северные цветы на 1825–1932 гг., собранные бароном Дельвигом, изданные И. Слениным. – СПб., 1824–1831. Сев. вестник – Северный вестник. – СПб., 1804–1805. Современник – Сын Отечества – Сын Отечества. Журнал истории, политики, словесности, наук и художеств. – СПб., 1812–1852. Телескоп – Телескоп: Журнал современного просвещения, издаваемый Н. Надеждиным. – М., 1831–1836. Тр. диалектологич. комиссии – Труды комиссии по диалектологии русск. языка. Вып. 1–12. –Л., 1908–1931. Тр. и летописи о-ва ист. и древн. – Труды и летописи общества истории и древностей российских при Моск. ун-те. Ч. 1–8. – М., 1815–1837. Тр. Ист-археогр. ин-та – Труды историко-археографического института АН СССР. Т. 1–18. – М.; Л., 1930–1940. Тр. ком. по древнерус. лит. – Труды комиссии по древнерусской литературе. Т. 1. – Л., 1932. Тр. о-ва люб. росс. словесн. – Труды Общества любителей российской словесности при Моск. ун-те. Ч. 1–20. – М., 1812–1821. [ч. 20. Летописи о-ва, год 5]. Тр. отд. др.-русск. лит-ры АН – Труды отдела древнерусской литературы Института русской лит-ры АН. Т. 1 – . –Л., 1934. – . [Издание продолжается]. Чт. Моск. о-ва ист. и древн. – Чтения Московского общества истории и древностей российских при Моск. ун-те. – М., 1846–1918. Фил. зап. – Филологические записки: Изд. А. Хованским. – Воронеж, 1860–1917. Энц. слав. фил. – Энциклопедия славянской филологии. Вып. 1–12. – СПб., 1908–1929. Эпоха – Эпоха: Журнал литературный и политический, издаваемый семейством М. Достоевского. – СПб., 1864–1865.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Религиозные побуждения ими не руководили. Лютеранские круги, в лице некоторых помещиков и пасторов, сумели придать всему этому движению политический характер, изображая в виде бунта. Еп. Иринарх был удален и началось следствие об его действиях. Он был оправдан, как выявилась и правота прочего православного духовенства. Обнаружилось и тяжелое положение крестьянства. Генерал-губернатор бар. Пален всячески поддерживал интересы лютеран. Переход в Православие был дозволен крестьянам самим государем, но с непременным внушением, что они не получат за это никаких изменений в своих договорных отношениях с помещиками, а освободятся лишь от повинностей и платежей в пользу пасторов. Преемником владыки Иринарха стал выдающийся иерарх еп. Филарет (Гумилевский), — известный богослов и историк Церкви (1805-1866). Сын священника Шацкого у., Тамбовской г., носивший фамилию Конобеевского (по селу Конобееву), он за смирение и малорослость прозван был в тамбовской семинарии Гумилевским. Окончив иноком московскую дух. академию, он был в ней потом профессором и ректором, в сане архимандрита. В 1841 г. он был поставлен викарным еп. рижским. В 1845 г. повторилось движение местного крестьянского движения в отношении перехода в Православие. Сразу же выявилось и противодействие помещиков и пасторов. Во главе администрации оставался Пален. Православное духовенство делало все, что могло для поддержания движения. Нужные христианские книги переводились на латышский и эстонский языки. Знающие их вызывались к занятию священнических мест. Усилено было катехизаторство, чем опровергались заявления пасторов, что " попы " крестят, никого не научив своей вере. Строго соблюдались требовавшиеся формальности — прием в православие производился в присутствии властей-лютеран. Противодействия со стороны лютеран продолжались и доходили до клеветы. Изображалось положение так, что, якобы, крестьяне бунтуют и, прикрываясь религиозным движением, запускают свои обязательные работы. Вызвали такие нападки правительственное распоряжение о приостановке обращений в Православие на все время сельских работ, а также позднейшее распоряжение (1845) об обязательном 6-месячном сроке между заявлением о переходе и самим присоединением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Wien 1802 3. 2 Thle in 3 Bden. 8. (и в латинском извлечении – introductio in libros SS. Wet. Foederis in compendium redacta. Vindob. 1805. ed. 2. 1815) совершенно свободно от предзанятых идей того времени, и отличается основательностью суждений и ученостью, хотя автор его обладал не в достаточной степени историческим тактом и вдавался по временам в доказательства натянутые. Сродно по духу с сочинением Яна сочинение его единоверца И. Г. Гербста (Herbst) Histor, kritische Einleitung in die heil. Schriften des А. Т. по смерти сочинителя дополненное и изданное В. Вельте (Welle). Th. I. Allgemeine Einl. Carlsr. 1840. Th. 2 in 3 Abthlgn. Specielle Einl. 1841–44.; менее важно как для Ветхого так и для Нового Завета сочинение J. М. А. Шольца (Scholz) Einl. in die h. Schriften des А. и N. Т. Cöln. 1845. – Основательнейшее и ученейшее противодействие ложному направлению в новейшей ветхозаветной Исагогике явилось главным образом со стороны Е. В. Генгстенберга (Hengstenberg) преимущественно в его Прибавлениях ко введению в Ветхий Завет (Beitrage zur Einleit ins A. Т. Berl. 1831–39. 3 Bde.) и в других его сочинениях, а потом из его же школы со стороны Гэверника (Hävernick) в его (тяжелом по форме) Handbuch der histor.-krit Einl. ins A. T. (3 Thle in 5 Bdn Erlang. 1836,–37.–39.–44.–49. Третья заключительная часть издана Кейлем (Keil) 1849, по смерти сочинителя). Далее, противодействие со стороны другого направления в сочинениях: Гофмана, (I. С. К. Hofmann) преимущественно в его сочинении «Weissagung und Erfüllung» Nördl. 1844. 2 Bde и «Der Schriftbeweis 2 Th. 1852. 2. Ausg. 1857.; особенно же Bleek Einleitung in d. A. Test изд. von I. Bleek und A. Kamphausen Berl. 1860 2-e изд. 1866. (Сравнительно c этими сочинениями, такие сочинения, как J. Güte Entwurf zur Einleitung ins A. T. Halle. 1787 J. Babor Allgemeine Einleitung in die Schriften des A. T. Wien. 1794. G. L. Baúer Entwurf einer hist.–krit Einleitung in die Schriften des A. T. Nürnberg. 1794. (3-te Aufl. 1806) и его же Critica sacra Veteris Test Lips.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

И.В. Киреевский внимательно изучал не только древнюю и новую философию, но и воззрения святых отцов и твердо стоял на святоотеческой почве. Он рассматривает европейскую культуру, как, в целом, рационалистическую: католичество и схоластика, протестантизм и новая философия – последовательные фазы рационализма. И.В. Киреевский призывает к отказу от односторонне-рационалистического, чувственного или волевого подхода в мировосприятии. Он напоминает о святоотеческом принципе собирания воедино всех трех сил души, разрозненных грехопадением. Поскольку святоотеческое мировоззрение всегда основывалось на указанном принципе и потому было целостным и целомудренным, то, согласно Киреевскому, именно оно является истинной философией. Религиозная философия И.В. Киреевского стала неотъемлемой частью славянофильства и почвенничества. §35. А.С. Хомяков (1804–1860 гг.) – вождь и теоретик славянофильства. В своих богословских и философских сочинениях проводил мысль, что Православие имеет особенное значение для развития государственной, общественной и духовной жизни России. Славянофильство не было однородным движением, его слабая сторона проявлялась в идеализации русской государственности и в гротесковом восприятии западной цивилизации. Эту слабую сторону А.С. Хомяков пытался преодолеть, призывая к обновлению России в истинно христианском духе. Главными богословскими сочинениями А.С. Хомякова являются «Опыт катехизического изложения учения о Церкви» и «Несколько слов православного христианина о западных исповеданиях»; важна также переписка с Пальмером. Направление мысли А.С. Хомякова экклезиологично, он рассуждает о Православной Церкви, как о живом организме свободы, истины,. единства и любви. По мысли автора, католичество пожертвовало свободой ради единства, а протестантизм – единством ради свободы. А.С. Хомяков был также религиозным и патриотическим поэтом. Его поэзия заслуживает внимания и с литературной точки зрения. §36. Архиепископ Филарет (Гумилевский) Черниговский (1805–1866 гг.) известен своими научно-исследовательскими трудами в области догматики, церковной истории, агиографии, истории церковного песнотворчества, патрологии. Он является автором около 150-ти сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

С 1802 г. корейские христиане пользовались относительным спокойствием и, за исключением единичных случаев казней (в 1804-1805 гг.), массового преследования против них уже не осуществлялось. Число верующих опять стало постепенно возрастать, и за короткое время в Корее вновь образовались христианские общины. В 1831 г. корейская церковная иерархия получила свое окончательное устройство. В этом году папа римский Григорий XVI учредил в Сеуле корейское апостольское викариатство, назначив первым корейским викарием епископа Брюгера, проповедовавшего в то время в Сиаме (Таиланд). Папой были посланы в Корею католические миссионеры. Но первому корейскому епископу не удалось проникнуть в Сеул. После трехлетних странствований, ожидания и различных лишений епископ Брюгер скончался в 1834 г. в Маньчжурии, на границе с Кореей, почти накануне своего вступления в эту страну. На его место был назначен епископ Имбер, прибывший в Корею лишь в 1837 г. С 1840-х годов гонения на корейских христиан возобновились с новой силой и особенно были жестокими в конце 1860-х годов. В 1866 г. была совершена казнь епископа Девелуи и многих миссионеров. Что касается простых христиан, то их больше не судили, как прежде, а по одному только доносу бросали в тюрьмы, где многие умирали от болезней и голодной смерти. С этого времени и вплоть до 1870 г. мученической смерти было предано свыше 12 тысяч корейцев-христиан. Немало также их погибло за это время от голода и лишений. В 1875 году Япония втянула Корею в серию вооруженных конфликтов. А в 1876 г. вынудила ее подписать договор, по которому признавала Корею независимым, т. е. свободным от китайской опеки государством. Это дало Японии доступ в корейские порты и право прохода через ее территориальные воды. Японское вмешательство положило конец изоляции Кореи: в последующие годы была заключена целая серия договоров с западными державами (в 1882 г. с США, в 1883 г. с Великобританией, в 1884 г. с Россией, в 1886 г. с Францией). С этого времени иностранные миссионеры получили право проповедовать свою веру, что говорило о признании в Корее свободы вероисповедания. На полуострове появились протестанты, которые не только приобщали корейцев к своей вере, но и строили школы и больницы. Они привнесли достижения западной науки и цивилизации во многие области корейской жизни, начиная от гигиены и сельского хозяйства и заканчивая электрификацией. В Корее начался процесс модернизации, поощряемый королем Коджоном, пришедшим на смену регенту Тэвонгуну.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

В настоящем столетии еврейская суббота также была предметом многочисленных исследований. Возбудившийся с начала этого столетия большой интерес к библейско-исторической науке, возникновение новых воззрений на ветхозаветную религию и на происхождение ветхозаветных писаний, наконец открытия в области Египтологии и Ассириологии, – все это было причиной появления многочисленных сочинений по Библейской Истории и Археологии, представляющих и полные курсы этих наук и специальные монографии по тем или иным частным вопросам из их области. Одно из важных мест во всех курсах Археологии отводится еврейской субботе. Из этих курсов мы имели под руками следующие: 1) Georg Lorenz Baur, Die Beschreibung der gottesdienstlichen Verfassung der alten Hebräer (Leipzig. 1806); 2) Jahn, Biblische Archäologie Th. III (Wien. 1805); 3) Ackermann, Archäologia biblica. (Viennae. 1826); 4) Saalschütz, Archäologie der Hebräer Th. II (Königsberg. 1856); 5)Ewald, Die Alterthümer des Volkes Israel (Göttingen. 1866); 6)De-Wette, Lehrbuch der hebräisch-jüdischen Archäologie (Leipzig. 1864); 7) Scholz, Die heiligen Alterthümer der Bibel (München. 1869); 8) Кейль, Руководство к Библейской Археологии Ч. I (Киев. 1871); 9) Kinzler, Die biblischen Alterthümer (Stuttgard. 1877); 10) Schäfer, Die religiösen Alterthümer der Bibel (Münster. 1878) и 11) Schegg, Biblische Archäologie (Freiburg. 1887). Наряду с ними можно поставить и известное сочинение Бэра (Bähr): „Symbolik des Mosaischen Cultus“ Bd. II (Heidelberg. 1839). – Трактаты о субботе, помещенные в указанных сочинениях, большею частью весьма кратки и сообщают одни и те же сведения, расходясь только лишь по тем частным вопросам, установившегося решения которых в науке еще не существует. Таким же характером отличаются монографии о субботе, помещенные в различных энциклопедиях. Из них, как наиболее обстоятельные и богатые сведениями, можно отметить монографии Мангольда (Schenkel, Bibel-Lexicon. Bd. V. Leipzig. 1876), Garden’a (Smith, А dictionary of the Bible.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010