556 Серафим, (С. В. Глаголевский, 1757–1843), епископ Смоленский и Дорогобужский (1805–1812), впоследствии митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстляндский и Финляндский (1821–1843). – Прим. сост. 558 В 1714 г. в связи с ремонтом собора открылись нетленные мощи, в 1820 г. стали появляться записи о чудесах на гробнице святителя. 7 августа 1832 г. состоялось церковное прославление. 560 14 ноября 1864 г. архиепископ Иосиф был уволен на покой в Воронежский Митрофановский монастырь по потере зрения. – Прим. сост. 561 Кирилл (К. Л. Богословский-Платонов, 1788–1841), архиепископ Каменец-Подольский и Брацлавский. В период переписки епископ Вятский (1827–1832), архиепископ Каменец-Подольский (1832–1841). Активный участник в деле перевода на русский язык Священного Писания, доктор богословия, строгий аскет и яркий проповедник. См. о нем в письме на с. 488. – Прим. сост. 564 Леонид (Л. В. Краснопевков, 1817–1876), в период переписки епископ Дмитровский, викарий Московской епархии (1859–1876), впоследствии архиепископ Ярославский и Ростовский. В его судьбе митрополит Филарет принимал непосредственное участие: Краснопевков, после смерти отца, по предложению Московского митрополита переехал из СПбДА в Троице-Сергиеву лавру для продолжения духовного образования. – Прим. сост. 567 Ответ на поздравление московского духовенства с сорокалетием служения на московской кафедре (3 июля 1821 г.). – Прим. сост. 576 Савва (И. Тихомиров, 1819–1896), архиепископ Тверской и Кашинский. В период переписки епископ Полоцкий (1866–1874). При монашеском постриге получил от митрополита Филарета в дар параман и рясу. Был, по словам митрополита, «правой рукой и лучшим помощником» – викарием Московской епархии. Известен своими учеными и литературными трудами. – Прим. сост. 578 Филарет (Д. Г. Гумилевский, 1805–1866), постриженник и любимый ученик митрополита Филарета. В период переписки ректор Московской духовной академии, епископ Рижский, а впоследствии архиепископ Черниговский и Нежинский. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

с сентября 1707 †5.06.1712 Дорофей (Кроткевич) митрополит, рукоположен † 3.06.1718 Сильвестр (Холмский) митрополит, бывший митр. Нижегородский и Алатырский с 5.03.1719 по 3.03.1720 еп. Тверской и Кашинский Варлаам (Косовский) митрополит, бывший еп. Тверской и Кашинский с 9.06.1720 † 24.05.1721 Филофей архиепископ, бывший архиеп. Охридский (Болгария) с 13.02.1722 по июнь 1727 отрешен; † 3.05.1735 Гедеон (Вишневский) епископ, рукоположен с 19.06.1728 † 2.02.1761 Парфений (Сопковский) епископ, бывший еп. Кексгольмский, викарий Новгородской епархии с 7.03.1761 † 7.03.1795 Димитрий (Устинович) епископ, бывший еп. Переяславский, викарий Киевской митрополии с 1.05.1795 † 26.05.1805 Серафим (Глаголевский) епископ, бывший еп. Вятский и Слободской с 7.07.1805 по 7.02.1812 архиеп. Минский и Литовский Ириней (Фальковский) епископ, бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 7.02.1812 по 6.07.1813 еп. Чигиринский,викарий Киевской епархии с 1.05.1813 управлял Могилевской епархией Иоасаф (Сретенский) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 6.07.1813 по 7.07.1821 архиеп. Могилевский и Витебский Иосиф (Величковский) епископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 3.07.1821 по 17.02.1834 на покое; † 26.09.1851 Тимофей (Котляров) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии, архиепископ с 26.08.1856 по 16.05.1859 с 24.02.1834 на покое; † 24.07.1862 Антоний (Амфитеатров) епископ, бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 31.10.1859 по 9.11.1866 еп. Казанский и Свияжский Иоанн (Соколов) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 13.11.1866 † 17.03.1869 Серафим (Протопопов) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 14.04.1869 по 2.10.1874 еп. Рижский и Митавский Иосиф (Дроздов) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии с 7.12.1874 † 28.09.1881 Нестор (Метаниев) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт- Петербургской епархии с 31.10.1881 по 16.12.1889 уволен от управления епархией, с 29.01.1894 еп. Дмитровский, викарий Московской епархии; † 25.07.1910

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

401. Тихона 3адонского, в Сокольниках, на Ширяевом поле. Построена в 1864 году. Приделы: 1) Серафима Саровского, 2) Княгини Ольги. 402. Филарета Милостивого, в Филаретовском женском епархиальном училище, в Харитоновском переулке. Устроена в 1865 году. 403. Михаила Архангела, в Солодовниковской богадельне, на Щипке. Построена в 1805 году. 404. Живоначальной Троицы, в Александровском приюте для священнослужителей, на Кудринской Садовой. Освящена 22 декабря 1866 года. 405. Божией Матери «Целительницы», в больнице имени Александра III. Земляной Вал, Малый Казенный переулок. Устроена в 1866 году. 406. Марии Магдалины, при Театральном училище, на Софийке. Устроена в 1866 году. 407. Андрея Первозванного, во 2-ой мужской гимназии, на Разгуляе. Устроена в 1867 году. Митрополит Иннокентий 408. «Взыскания погибших», в колокольне церкви Софии, на набережной. Построена в 1862–1868 годах. 409. Петра и Павла, в Петро-Николаевской богадельне, в Кожевниках. Устроена в 1868 году. 410. Воскресения Словущего, в колокольне Никитского монастыря. Построена архитектором М. Д. Быковским в 1860–1868 годах. 411. Александра Невского, при Усачевско-Чернявском училище, в 3убове. Освящена 22 июня 1869 года. 412. Покрова Пресвятой Богородицы, в Александро-Мариинском институте, на Пречистенке. Устроена в 1869 году. 413. Живоначальной Троицы, в Спасских казармах. Церковь устроена в 1870 году, придел Николая Чудотворца – в 1900 г. В 1912 г. церковь расширена. 414. Воскресения Словущего, в доме губернатора. Тверская, Александра Невского, в Комиссаровском училище. Тверская, Благовещенский переулок. Освящена 26-го августа 1871 года. 416. Александра Невского, на дворе Ново-Екатерининской больницы, у Петровских ворот. Построена в 1872 году. 417. Воскресения Словущего, при Покровской Общине, на Покровской. Освящена 25 июня 1872 года. Придел Серафима Саровского. 418. Константина и Елены, в Межевом институте. Старая Басманная, Гороховский переулок. Устроена в 1873 году. 419. Ирины Мученицы, при Архиве Иностранных Дел, на Воздвиженке. Построена в 1874 году, как точное воспроизведение церкви, существовавшей здесь до 1842 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

«Вид церкви Рождества Богородицы. По возобновлении». Литография. 1869 г. (РГБ) «Вид церкви Рождества Богородицы. По возобновлении». Литография. 1869 г. (РГБ) В 1879 г. при соборе начало работу просветительско-миссионерское братство во имя блгв. кн. Александра Невского. В сев. линии ограды В. Р. м. находилась каменная трапезная церковь, впервые упомянутая в писцовой книге 1624-1625 гг., в нек-рых документах она именуется крестовой. В переписной книге 1701 г. впервые назван престол церкви - во имя Св. Троицы, а также уточняется, что «на церкве шатер каменный». В 1763 г. трапезная церковь уже именовалась Христорождественской, в 1791 г. была перестроена, вместо шатра поставлена «глава чешуйчатая деревянная». Согласно описанию Рождественской ц. 1800 г., в ней находились «архиерейское место с балдахином... Два амвона, один архиерейский с кафедрой, а другой диаконский» (ГА Владимирской обл. Ф. 565. Оп. 1. Д. 421. Л. 6-7). В описи 1805 г. Рождественской ц. упомянут находившийся за левым клиросом «образ в киоте резной Александра Невского с мощами... в оном образе означенные мощи вставлены в серебряный футляр без подписи» (Там же. Д. 427. Л. 9). В 1814 г. эта икона находилась в приделе Александра Невского в Рождество-Богородицком соборе (Там же. Д. 426. Л. 55). Церковь в честь Рождества Христова. 1864–1866 гг. Архит. Н. А. Артлебен. Фотография. 2004 г. Церковь в честь Рождества Христова. 1864–1866 гг. Архит. Н. А. Артлебен. Фотография. 2004 г. В 1825 г. в Христорождественском храме был освящен придел в честь Иверской иконы Божией Матери в память принесения ее и Владимирского образа во Владимир и в Муром в 1812 г. После значительной перестройки храма по проекту архит. Артлебена Владимирский архиеп. св. Феофан Затворник освятил церковь 2 февр. 1866 г. Новый золоченый резной иконостас был выполнен по рисункам Артлебена, иконы написаны московским худож. Степановым. После пожара 1896 г. иконостас был отремонтирован, живопись поновлена, деревянный пол заменен каменным, 17 дек. 1896 г. состоялось освящение храма. В нач. XX в. в Рождественской ц. находилась еще одна памятная рака св. Александра Невского, с частицей мощей и изображением св. князя на крышке. В сент. 1920 г. имущество мон-ря, в т. ч. «рака с частицей мощей», было передано в приходскую Троицкую ц., куда перешел служить последний настоятель В. Р. м. архим. священноисп. Афанасий (Сахаров) . Эта рака 2 окт. 1923 г. попала в Успенский собор. В наст. время частица мощей св. Александра Невского из нее пребывает в соборе, в др. золоченой раке, на сев. стороне центрального нефа.

http://pravenc.ru/text/154981.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРЕНБУРГСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Панорама Успенского мон-ря в Оренбурге. Фотография. Нач. XX в. Панорама Успенского мон-ря в Оренбурге. Фотография. Нач. XX в. (Оренбургской и Саракташской епархии Оренбургской митрополии), находится в г. Оренбурге. Основан 17 февр. 1866 г. как жен. община казачьей вдовой Татьяной Алексеевной Кононовой (урожд. Амарцева; 1805-1891), к-рая после кончины мужа с 1821 г. странствовала по св. местам, жила в Киеве. По преданию, в Сарове прп. Серафим Саровский благословил ее основать монашескую общину. Вернувшись в Оренбург, в 1854 г. Кононова вместе с девушками и со вдовами, стремившимися к иноческой жизни, поселилась в доме при ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1852-1853). Сестры пели на клиросе, трудились, читали неусыпаемую Псалтирь по усопшим. Строитель этого храма купец Н. М. Деев ( 19 нояб. 1863) предоставил им жилой многоквартирный дом. По его ходатайству Оренбургское городское управление бесплатно выделило насельницам 10 дес. земли рядом со старейшим кладбищем Оренбурга, в сев.-вост. части Конно-Сенной пл. На участке, обнесенном деревянным забором, сестры устроили огород и поставили саманный домик. После пожара, к-рый уничтожил многоквартирный дом, насельницы жили в саманной землянке. В 1863-1864 гг. на средства купцов Деевых здесь был построен первый 2-этажный полукаменный корпус, получивший название Белый. 17 февр. 1866 г. община, первоначально именовавшаяся Николаевской, была официально открыта, а 18 февр. сестры получили дарственную на выделенный городской управой участок в 10 дес. Начальницей обители 11 апр. того же года была назначена Кононова, 9 авг. 1867 г. принявшая монашеский постриг с именем Таисия. 20 окт. 1867 г. общине было разрешено иметь свою печать. В 1866-1868 гг. к Белому корпусу был пристроен временный кирпичный храм, освященный 18 июля 1868 г. во имя свт. Николая Чудотворца. В 1870 г. на Главной рыночной пл. Оренбурга община устроила часовню, доходы от к-рой (пожертвования, в т. ч. за требы и от продажи просфор) шли на благоустройство обители. В марте того же года при общине открылась школа грамоты для девочек «бедного состояния» с преподаванием Закона Божия, церковнослав. и рус. языков, арифметики и рукоделия. В сент. 1891 г. она была преобразована в церковноприходскую школу. В 1870 г. здесь обучались 25, в 1904 г.- 67, в 1910 г.- 113 воспитанниц.

http://pravenc.ru/text/2581507.html

В 1812 г. И. был награжден орденом св. Анны 3-й степени. И. вел активную строительную деятельность. В 1823 г. на его средства были отремонтированы и расписаны усыпальница просветительницы Грузии св. Нины и ц. вмч. Георгия в монастыре Бодбе, о чем указано в ктиторской надписи, сделанной на паперти церкви. Несмотря на церковную реформу, согласно которой все церковные земли на территории Грузинского Экзархата были секуляризированы, И. удалось сохранить угодья Бодбе. В восстановительных работах в мон-ре и в строительстве дворца для епархиального архиерея существенную помощь И. оказал экзарх Грузии Евгений (Баженов ; 1834-1844) (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 5110. Л. 3-6). И. собрал в Бодбе множество рукописных и печатных груз. книг, популяризировал груз. духовную и светскую лит-ру ( Лолашвили. 1978. С. 21). Особое внимание уделял образованию молодежи. Так, по его протекции груз. гос. деятель С. Додашвили в 1831 г. обеспечил талантливому крестьянину Талиашвили получение образования в С.-Петербурге ( Бердзенишвили. 1983. Т. 2. С. 48). И. похоронен у правого столпа в ц. вмч. Георгия мон-ря Бодбе; надгробие венчает мраморная плита с русско-груз. надписью. Соч.: Показание митр. Иоанна Бодбельского от 31 июля 1802 г.//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 391; Письмо Бодбийского митр. Иоанна к кн. П. Д. Цицианову от 21 февр. 1805 г.//Там же. 1868. Т. 2. С. 271; Письмо митр. Иоанна Бодбели к маркизу [Ф. О.] Паулуччи от марта 1812 г.//Там же. 1873. Т. 5. С. 82-83; Рапорт митр. Иоанна Бодбийского Грузино-Имеретинской синодальной конторе, от 25 мая 1815 г., 2//Там же. С. 414-415; То же, от 27 июня 1815 г., 8//Там же. С. 415; Рапорт Кизикского митр. Иоанна Синодальной конторе, от 16 янв. 1817 г., 2.//Там же. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 368-369. Ист.: Александр Багратиони, царевич. Письмо к Кизикскому митр. Бодбели из стана Омар-ханова, от 24 окт. 1800 г.//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 282; он же. Письмо к Бодбельскому митр. Иоанну, от 30 марта 1804 г.//Там же. 1868. Т. 2. С. 161-162; Иоанн Багратиони, царевич. Письмо к ген.-майору [М. П.] Лазареву, от 25 окт. 1800 г.//Там же. 1866. Т. 1. С. 161; он же. Письмо к митр. Кизикскому Бодбели из той стороны, где Омар-хан с ополчением своим находится, от 25 окт. 1800 г.//Там же. С. 161-162; Иосиф Андроников [Андроникашвили], кн. Письмо к митр. Иоанну Бодбели, от 18 апр. 1804 г.//Там же. 1868. Т. 2. С. 807; Юлон Багратиони, царевич. Письмо к митр. Иоанну Бодбельскому, от 30 нояб. 1802 г.//Там же. С. 123-124.

http://pravenc.ru/text/469506.html

Павел Пономарев 13 окт. 1785 перев. из Симонова, а 14 янв. 1786 – в Новоспасский. Аполлос Байбаков 1786 перев. из Заиконоспасского, а 5 июня 1788 хирот. в еписк. Орловского. Платон Любарский 21 июня 1788 перев. из Свияжского Богородицкого, а 31 мар. 1792 – в Донской. Нектарий Чернявский в 1792 перев. из Саввина Сторожевского, но, не быв, † 2 апр. Варлаам Головин 13 апр. 1792 перев. из Псково-Печерского, а 17 янв. 1799 перев. в Новоспасский. Иороним Поняцкий 17 янв. 1799 перев. из Нижегородского Печерского; † 4 июня 1802. Гедеон Ильин 19 июля 1802 перев. из Нижегородского Печерского, а 20 авг. 1805 хирот. в еписк. Вятского. Мельхиседек Минервин 25 сент. 1805 перев. из Лужецкого; † 29 июня 1813. Иона Павинский 31 дек. 1813 произведён из придворных протоиереев, а 22 июля 1817 хирот. в еписк. Орловского. Филарет Амфитеатров 28 июля 1817 перев. из Иосифова, а 1 июня 1819 хирот. в еписк. Калужского. Афанасий Телятьев 30 окт. 1819 перев. из Псковского Спасо-Елиазарова, а 10 мар. 1821 хирот. в викария Московского. Аполлос Алексеевский 7 мар. 1821 перев. из Московского Богоявленского, а 19 февр. 1837 – в Новоспасский. Арсений Нагибин 19 февр. 1837 перев. из Московского Богоявленского; в 1838 перев. в Новоголутвин, но в мнтре не был; † 27 апр. 1843. Агапит , бывший еписк. Томский, управлял с 18 дек. 1843, а 26 мар. 1851 перев. в Новоспасский. Мельхиседек Сокольников 26 мар.1851 перев. из Симонова; † 6 янв. 1852. Климент в 1852 перев. из Казанского Спасо-Преображенского; в 1856 уволен на покой. Амфилохий Казанский 1856 перев. из Ростовского Борисоглебского; в мае 1860 отставлен; с 1870 архим. Даниилова. Дионисий 25 мая 1860 перев. из Задонского, а в янв. 1862 – в Елецкий Троицкий. Антоний Радонежский , бывший еписк. Оренбургский, в мае 1862; 11 мая 1866 уволен на новой в Трегуляев мнтрь. Пётр Екатериневский , бывший еписк. Якутский, с 1867; 4 апр. 1869 перев. в Уфу. Леонид Кавелин , 1869, из Константинополя. 4 Симонов, на краю Москвы, основан св. Феодором, племянником св. Сергия Радонежского, около 1370 г. Ставропигиальный. [II, 357; VI, 98.] Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В дополнение к курсу второклассных церковноучительских школ в 1917 г. еп. сщмч. Андроник распорядился открыть при архиерейском доме 2-годичный законоучительско-псаломщический курс; он должен был начать работу с осени 1917 г. (Пермские ЕВ. 1917. Отд. неофиц. 14/15. С. 287). Духовно-просветительную деятельность вело Стефаново братство, Об-во ревнителей Православия, епархиальное Церковно-археологическое об-во, об-ва трезвости. В задачи церковноприходских попечительств входило распространение грамотности, устройство церковноприходских школ, складов религиозно-нравственных книг. Б-ки действовали при всех духовных учебных заведениях епархии. В 1866 г. консистория распорядилась организовать при каждой церкви б-ку душеполезной литературы (ГАПК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 6. Л. 30). Если в 1892 г. в Пермской епархии существовало 248 церковных б-к, то в 1912 г. их насчитывалось 327 (ППБЭС. Т. 2. Стб. 1796). Наряду с библиотеками возникали книжные склады. Единоверие и миссионерство до 1917 г. В 1-й пол. XIX в. численность старообрядцев на территории Пермской епархии увеличилась. Еп. Иустин (Вишневский) выяснил, что в ряде приходов (в т. ч. в Усть-Миасской слободе) православные уклонялись в старообрядчество по причине пьянства и грубости священников ( Шестаков И., свящ. 1899. С. 110). В 1823 г. к старообрядчеству присоединились многие жители Юго-Кнауфского завода (ныне с. Калинино Кунгурского р-на). В это же время в Перми действовала старообрядческая часовня. В Екатеринбурге проживало много ревнителей «старой веры». В 1803 г. местный купец Я. Ф. Толстиков обратился к еп. Иустину (Вишневскому) с прошением о строительстве единоверческого храма. «Толстиковская» Спасская ц. была заложена в 1805 г., 1-й придел (Никольский) освящен 29 марта 1806 г., главный придел - 23 июня 1813 г. Этот храм стал крупным единоверческим центром не только для Пермской, но и для соседних губерний. В 1805 г. учрежден единоверческий приход в демидовском Бымовском заводе Осинского у. (ныне с. Бым Кунгурского р-на). При еп. Дионисии (Цветаеве) 3 священника в екатеринбургском и бымовском приходах духовно окормляли 1992 единоверца.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Мышкин. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Заложен 15 августа 1805 г. на средства горожан и купцов Козьмы Ивановича Дрожденкова и Ивана Андроновича Замяткина. Построен в 1820 г. артелью ярославских каменщиков по проекту архитектора И.Манфрини. В 1829-1832 гг. храм расписан Т.А.Медведевым, в 1866 г. живопись реставрирована мышкинским мастером А.Е.Смирновым, для окон изготовлены цветные витражи. Главная соборная площадь города (между улицами Никольской и Рыбинской) застраивалась в первой половине XIX века зданиями в стиле классицизма, большинство из которых сохранилось до наших дней и составляет единый архитектурный ансамбль. Его композиционным центром является собор Успения Богоматери, выстроенный в 1805-1820 гг по проекту архитектора И Манфрини. Успенский собор – крупное архитектурное сооружение в стиле классицизма – и доныне является архитектурной доминантой старой части города. Его центральный объем – четверик с далеко вынесенной полукруглой апсидой – служит основание для широкого барабана, перекрытого плоским куполом. С запада к нему примыкает небольшая трапезная и трехъярусная колокольня. Северный и южный фасады четверка, а также западный фасад нижнего яруса колокольни оформлены портиками ионического ордера с треугольными фронтонами. Стремясь увеличить боковые главы, сделать их соразмерными центральному куполу, архитектор вводит в композицию здания четыре высоких (от цоколя до карниза) полуцилиндрических объема, примыкающих к западной и восточной стенам четверика и служащих основанием для барабанов боковых глав. Верхняя часть здания зрительно облегчена множеством сквозных и ложных окон разнообразной формы. На центральном барабане появляется несколько вольно трактованное итальянское окно. На стенах трапезной то же тройное окно дополняется термальным окном, помещенным в верхнем ярусе. Над северным и южным порталами, на апсиде и на боковых барабанах помещены большие круглые окна: прямоугольные окна помещены в плоские ниши с полуциркулярным верхом. Зрительно уравновешивая огромную апсиду храма, колокольня ныне отмечена некоторой тяжеловесностью. Однако это впечатление – результат многочисленных позднейших перестроек и утрат. Изначально колокольня выглядела более изящно. Успенский собор так же дошел до нас с некоторыми утратами. Исчезли фигурные главки над куполами, сквозные окна в барабанах глав. В результате собор, как и колокольня, стал зрительно заметно тяжелее. Следует учесть и то, что прежде внешний вид здания оживлялся желто-белой раскраской фасадов. В тимпанах фронтонов помещались живописные композиции на религиозные сюжеты.

http://sobory.ru/article/?object=00488

Богородицы и строения богадельни, где размещалось более 1 тыс. призреваемых. В 1805-1808 гг. возведена надвратная Крестовоздвиженская часовня на мужской половине. В 1805 г. по проекту архит. Ф. К. Соколова на женском дворе построили 6 каменных зданий с моленными: Покровской, Всемилостивого Спаса, Преображенской (над вратами), Богоявленской (и прп. Зотика) в больничных палатах, Успенской (а также Иоанна Богослова и Николы Чудотворца) и Ильинской. «Устав богаделенного дома на Преображенском кладбище», разработанный Ковылиным и утвержденный властями 15 мая 1809 г., предоставил федосеевскому центру внутреннюю автономию. Ковылин получил обещание от представителей согласия, что наставники во всех федосеевских общинах будут поставляться с утверждения настоятеля и попечителя Преображенского кладбища. В 1-й четв. XIX в. старопоморское, или федосеевское, согласие находилось под пристальным вниманием властей вслед. разногласий по вопросу о браке в общине на Преображенском кладбище . Ряд московских купцов-федосеевцев, не желавших считаться со строгими правилами согласия о браке и недовольных итогами выборов попечителей на Преображенском кладбище, отделились и создали общину при московской Монинской моленной . В ходе споров были написаны доношения властям, в к-рых раскрывались такие положения вероучения федосеевцев, как немоление за императора, неприятие священства, отрицание брака. В офиц. записке «О злоупотреблениях раскольников федосеевской секты» (1820) полиции предписывалось вести неуклонное наблюдение за федосеевцами. В 1847 г. Преображенское кладбище было передано в ведение московского Попечительного совета заведений общественного призрения, в 1853 г.- в ведение совета имп. Человеколюбивого об-ва. В 50-х гг. XIX в. были арестованы мн. настоятели и попечители кладбища, в т. ч. главный настоятель С. Козмин, московский 1-й гильдии купец Ф. А. Гучков. В 1866 г. муж. двор был переселен на женский, где сохранилась старообрядческая община, осталось 6 моленных и одна «соборная». На территории бывш.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010