Именно владыке Исидору пришлось исполнить печальную миссию отпевания злодейски убиенного друга Св. Царственных Мучеников. 21 декабря 1916 г. по желанию Государыни он совершил заупокойную литургию и отпел Г.Е.Распутина в Чесменской богадельне на окраине Петрограда. Разумеется, после Февральской революции епископ Исидор оказался среди тех архиереев, которые были лишены кафедр. В 1918 г. он оказался в Вятке, где 6 августа был арестован, а 19 августа ему предъявили обвинение в " монархизме и контрреволюции " . Вскоре владыка Исидор был расстрелян. Клеветнические обвинения до сих пор тяготеют над его именем, они помешали и решению о его церковном прославлении. Сегодня мы также вспоминаем вице-адмирала, исследователя Русской Америки, кругосветного путешественника Михаила Дмитриевича Тебенькова (1802-1872). Он родился в 1802 г. В 1825-1839 гг. состоял на службе в Российско-американской компании. С 1826 г. в чине лейтенанта плавал у берегов Русской Америки и в Тихом океане, командуя различными бригами. В 1829-1831 гг. Тебеньков производил опись залива Нортон-Саунд и архипелага Александра. Через Сибирь он вернулся в Петербург и в 1835-1836 гг., командуя кораблем «Елена», совершил переход из Кронштадта в Русскую Америку вокруг м. Горн. В 1837 г. Тебеньков произведен в капитан-лейтенанты. Позднее через Охотск и Сибирь он вернулся в Петербург, завершив, таким образом, кругосветное путешествие. В 1840-1843 гг. Тебеньков был на гражданской службе. В 1844 г. вернулся во флот, назначен главным правителем Русской Америки; произведен в капитаны 2 ранга, а в 1848 г. - в капитаны 1 ранга. За время управления Русской Америкой (1845-1850) организовал ряд экспедиций по описи берегов Русской Америки, островов в заливе Аляска и всех групп Алеутских островов. Тебеньков составил атлас Русской Америки («Атлас северо-западных берегов Америки от Берингова пролипа до м. Коррьентес, о-вов Алеутских с присовокуплением некоторых мест северовосточного берега Азии») и «Гидрографические замечания к атласу». В 1856 г. в чине контр-адмирала он был назначен директором Кораблестроительного департамента Морского министерства. М.Д.Тебеньков умер в 1872 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/16/de...

Просьба была Святейшим Синодом удовлетворена 3963 . Скончался он 26-го декабря 1833-го года. На место архимандрита Товия был переведен 4-го марта 1829-го года архимандрит Курского Зиаменского Монастыря Палладий 3964 . Архимандрит Палладий (Белевцев), из дворян, «Великороссиянин», родился в 1775-м году, образование получил в Петербургском Артиллерийском Инженерном Кадетском Корпусе. В 1802-м году поступил в Курский Коренной Рождество-Богородичный Монастырь; здесь, после трехлетнего испытания, в 1806-м году, 15-го апреля, пострижен в монашество и 26-го апреля рукоположен во иеродиакона, а 27-го мая во иеромонаха. 17-го сентября 1815-го года произведен во игумена; проходил в Монастыре должность казначея и поверенного по делам монастырским и, за отсутствием архимандрита Курского Знаменского Монастыря в Петербург на чреду священнослужения, управлять Знаменским Монастырем. В то же время был определен присутствующим Консистории и Курского Духовного Правления и строителем вновь строящейся в Монастыре каменной церкви. 31-го мая 1816-го гола, по синодальному указу, последовавшему по именному высочайшему повелению по учреждении в Коренном общежительном Монастыре архимандрии, 15-го июля 1816-го года произведен во архимандрита в Коренной Монастырь, 21-го января 1818-го года переведен настоятелем в Курский Знаменский Монастырь, с исправлением, кроме прочих должностей, должности благочинного Монастырей, 4-го марта 1829-го года назначен наместником Лавры и 10-го марта – присутствующим Петербургской Консистории 3965 . В августе 1839-го года он просился, по расстроенному здоровью, на покой в какой-либо из Южных Монастырей и впредь до открытия вакансии – в больницу при Киево-Печерской Лавре. Митрополит Серафим ходатайствовал об удовлетворении этой просьбы своего наместника и на его место представлял бывшего в Петербурге на чреде священнослужения ректора Новгородской Семинарии и архимандрита Антониева Монастыря Анатолия. В Святейшем Синоде постановили 21-го декабря 1839-го года доложить представление митрополита, поступившее в августе, «в общем заседании членов Святейшего Синода, когда будет назначено». Затем, прежде чем состоялось о нем определение Святейшего Синода, он скончался 16-го октября 1842-го года 3966 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Яков Дмитрич Никольский, суздальской епархии, Благовещенского погоста священников сын. Родился в 1766 году. Поступил учиться в Троицкую семинарию в сентябре 1776 г. и имел (с 1781 г.) предоставленное за ним дьячковское место на родине, с которого доход получала мать вдова. Окончил курс в 1787 году, и послан в московский греческий монастырь для изучения ромейского языка. В сентябре 1788 г. определен в Троицкую семинарию учителем греческого языка. Отлично зная греческий язык, Никольский, по поручению Платона, писал письма к греческим патриархам и архиереем, вступавшим в сношения с Платоном. В генваре 1792 г. он переведен на кафедру риторики, поэзии и еврейского языка. В 1795 году выбыл из семинарии и посвящен во священника к московской церкви Рождества Христова в Кудрине, в 1813 г. Протоирей М. Архангельского собора, в 1816 – протопресвитер Успенского собора. Скончался в 1839 г., проведши долгую жизнь в непрестанной деетельности, полезной для церкви. Кроме добротолюбия, он перевел с греческого языка толкования Воскресных Апостолов Никифора Феотоки (2 тома М. 1820 и 1839.) и издал начальные правила греческого языка. Александр (в монашестве Амвросий) Виноградский, брат Августина. В сентябре 1791 г., по окончании курса в Троицкой семинарии, определен учителем на Перерву, в сентябре следующого года переведен учителем высшего класса в Троицкую семинарии; в Феврале 1795 г. определен учителем риторики и поэзии. Пострижен в монашество 26 июня 1797 года. В декабре 1798 г. послан на должность проповедника в московскую академию и занимал эту должность до 1803 г. Скончался в сане архимандрита московского Данилова монастыря. Димитрий (в монашестве Дионисий) Ильинский. По окончании курса в Троицкой семинарии, в сентябре 1793 г. определен учителем французкого языка, чрез год учителем иисшего, вскоре потом высшего класса; в 1797 году, когда опять открыт класс французского языка, ему поручено опять преподавание оного. В 1798 г. переведен на риторику; пострижен в 1799 г.; в сентябре 1800 г. переведен на историю и географию. В 1802 году уволен и сделан проповедником при лавре. Скончался в можайском Лужецком монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

49 Время его рождения точно не известно, вследствие чего в литературе бытуют разные даты, например 1792, 1794, 1798, а сам Патриарх называл 1802 г. На Александрийскую кафедру Софроний был избран 30 мая 1870 г. и занимал ее до самой смерти (22 августа 1899). Как бывший Вселенский Патриарх он сохранял титул «Святейший». 50 Диаконская хиротония Софрония (Меиданцоглу) была совершена, по его собственному свидетельству, с разрешения Патриарха-священномученика Григория V в декабре 1820 г. епископом Аристийским Митрофаном. Затем он служил архидиаконом при митрополите Хиосском Косме (1837–1839), которого и сменил на кафедре, занимая ее до 1855 г. Иерейская хиротония – в 1839 г., епископская – в 1840-м. Сохраняя с тех пор особую связь с Хиосом, он, в частности, говорил о своем намерении посетить остров в письме митрополиту Фиваидскому Герману от 20 августа 1899: «Мы же, когда приблизится время покинуть Лерос, отправимся на Хиос, чтобы по исполнении Нашего желания послужить и преподать благословение тамошним духовных чадам Нашим, удалиться через Русик в Александрию». Подобные посещения имели место и позже – например, в конце мая и в начале июля 1896 г., а также в июле 1898 г., когда Патриарх прибыл для поминовения митрополита Хиосского Космы и Яниса (Иоанна) Хоремиса. Янис Хоремис умер и похоронен на Хиосе в конце 1897-го, а не в период, когда Нектарий Кефалас учился в гимназии или университете, как указано в некоторых его биографиях. Впервые увидеть Софрония святой мог между 1863 и 1866 гг., когда тот был Вселенским Патриархом, а будущий Нектарий Пентапольский – двадцатилетним воспитателем при школе Иерусалимского подворья в Фанаре. 52 Григорий Фотинос родился на Хиосе в 1811 г., монашествовал в Неа Мони, в 1871–1872 гг. заведовал Богословской школой на острове Халки. С 1881 г. – титулярный епископ Сионский, с 1882-го возглавил митрополию Мириофитскую и Перистасийскую (Восточная Фракия), которую оставил в 1890-м, уйдя на покой. Скончался 6 февраля 1900 г. у себя на родине, где предавался безмолвию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (Йованович Евфимие; 19.02.1802, Голубинци, обл. Срем - 14.09.1854, Карловац, ныне Хорватия), еп. Горно-Карловацкий СПЦ в 1839-1854 гг. Окончил начальную школу в родном городе, затем нем. школу в с. Стари-Сланкамен, с отличием гимназию и семинарию в Сремски-Карловци. Преподавал в учебных заведениях Сремски-Карловци, затем в 1-й и 2-й лат. школах г. Бечкерек (ныне Зренянин, Сербия). Изучал философию и право, служил помощником адвоката в Темешваре (ныне Тимишоара, Румыния), в 1828 г. получил звание адвоката в университете Пешта (ныне Будапешт). В 1829 г. принял монашеский постриг. Нек-рое время исполнял обязанности секретаря митр. Карловацкого Стефана (Стратимировича) . В 1831-1837 гг. профессор богословия в семинарии в Сремски-Карловци. В 1833 г. рукоположен во иерея, получил чин синкелла, чуть позже - протосинкелла. С 1834 г. архимандрит Раковицкого Архангельского монастыря . 29 июня 1837 г. назначен администратором Горно-Карловацкой епархии . 10(22) сент. 1839 г. хиротонисан во епископа, 11 февр. 1840 г. взошел на Горно-Карловацкую кафедру. В 1848 г. перенес кафедру епархии из с. Плашки в г. Карловац. В 1848 г. был зам. председателя Народной скупщины в Сремски-Карловци. Преобразовал школу в с. Плашки в семинарию и читал в ней лекции, заботился о серб. школах. Занимался юриспруденцией и лингвистикой. Член-корреспондент Об-ва сербской словесности в Белграде (с 7 авг. 1844). Автор ряда научных работ и публикаций (см., напр.: Начатки церковнаго права дpebhuja npabocлabhuja Цркве, с латинским и српско-словенским текстом. Нови Сад, 1841), Р. Груич приписывает ему «Црковно право источне Цркве у aycmpuckoj држави» (1842). Е. был противником языковой реформы Вука Караджича (см. соч. «О преводу Новога Зabjema Вука Стефановича 1850). Выступал за сохранение серб. певч. традиций. Похоронен в склепе еп. Горно-Карловацкого Лукиана (Мушицкого) на кладбище в Карловаце. Соч.: Opmorpaфuja српска. Будим, 1836; О cyдjex церковних cbjamuja bocmoчhuja coбophuja и anocmoлckuja церкве, jaжe во державах abcmpujuckux. [Карловац], 1844; Граматика цepkobho-cлabjahckaro jaзuka. Вена, 1851.

http://pravenc.ru/text/186975.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛУДОВ Дмитрий Николаевич (5.04.1785, с. Романово Шуйского у. Владимирской губ.- С.-Петербург), граф (1842), гос. и общественный деятель, президент АН, председатель Гос. совета. Отец гр. А. Д. Блудовой , родственник Г. Р. Державина . Рано лишился отца, получил хорошее домашнее образование под руководством профессоров Московского ун-та. В 1800 г. поступил на службу юнкером в Московский архив Коллегии иностранных дел, где сдружился с В. А. Жуковским , К. Н. Батюшковым . Был активным участником лит. жизни 1-й четв. XIX в., одним из учредителей и деятельных членов об-ва «Арзамас». В 1802 г. перешел в Коллегию иностранных дел в С.-Петербурге. В окт. 1806 г. командирован курьером в Голландию для вручения ордена Андрея Первозванного кор. Луи Бонапарту. В 1810 г. назначен начальником Дипломатической канцелярии главнокомандующего Дунайской армией ген. Н. М. Каменского, в 1813-1814 гг. являлся поверенным в делах российской миссии в Стокгольме. Будучи приверженцем дипломатической политики гр. И. Каподистрии, Б. считал Австрию естественным соперником России в ситуации на Балканах, стоял за вмешательство России в борьбу Греции против Турции. В 1817-1820 гг. Б. состоял советником, затем поверенным в делах российского посольства в Англии, знакомил иностранную печать с положением дел в России и через англ. газеты защищал рус. политику от нападок заграничной прессы. По возвращении в Россию выступил инициатором создания архива Мин-ва иностранных дел, перевел и издал «Документы для истории дипломатических сношений России с западными державами. 1814-1822 гг.», ставшие важным этапом разработки рус. дипломатического языка. Гр. Д. Н. Блудов. Литография П. Бореля. 1861 г. (ГИМ) Гр. Д. Н. Блудов. Литография П. Бореля. 1861 г. (ГИМ) После опалы Каподистрии дипломатическая карьера Б. закончилась. 31 июля 1822 г. он был прикомандирован к Мин-ву внутренних дел по делам Бессарабии. После воцарения имп. Николая I по рекомендации Н. М. Карамзина в 1826 г. был назначен производителем дел в Верховную следственную комиссию по делу декабристов. После закрытия комиссии Б. в качестве статс-секретаря и производителя дел поступил в «Комитет 6 декабря 1826 г.», был автором указа о непринятии детей крепостных крестьян в учебные заведения (1827). C 1828 г. являлся начальником Главного управления делами иностранных вероисповеданий, в 1830-1831 гг. управлял Мин-вом юстиции, в 1832-1839 гг. возглавлял Мин-во внутренних дел (управлял мин-вом с 1831), с февр. по дек. 1839 г. являлся министром юстиции.

http://pravenc.ru/text/149403.html

Никон произведён 22 окт. 1796 из ректоров Севской семинарии; 16 окт. 1797 перев. в Тольгский мнтрь. Елиазар 20 мар. 1798 перев. из Трубчевского Чолнского, а 10 сент. перев. в Брянский Петропавловский. Феодосий 10 сент. 1798 перев. из брянского Петропавловского; 9 окт. 1799 отставлен. Мануил Корчак- Котевич произведён 4 мар. 1800, а в начале 1801 перев. в Орловский Успенский. Израиль произведён 25 мар. 1801, а 1802 выбыл в наместники Александро-Невской Лавры. Филарет Амфитеатров произведён 2 февр. 1802, а 10 окт. 1804 перев. в Уфимский Успенский. Дионисий Цветаев 25 дек. 1804 перев. из Одрина, а 22 окт. 1805 перев. в Брянский Петропавловский. Амвросий произведён 20 мая 1806 из учителей Севской семинарии; в 1809 уволен. Амвросий 31 окт. 1809 перев. из Площанской пустыни; † 9 июля 1833. Сергий произведён 6 авг. 1833, а 22 перев. в Мценский Петропавловский. Дометий произведён 12 нояб. 1833 из смотрителей Севских училищ; † 2 янв. 1835. Венедикт произведён 24 июня 1837 из инспекторов Орловской семинарии; 1839 перев. в Волховский Троицкий, с управлением и сего монастыря. Смарагд произведён 11 янв. 1842 из казначеев; с 11 янв. 1848 архим.; † 14 окт. 1859. Иерофей , архим., 29 февр. 1860 перев. из Мценского Петропавловского; до ныне (1869). 2 Петропавловский, в городе Брянске, ныне третьеклассный, [III, 460.] Архимандриты ? Варлаам перев. из Свенского; упом. в том же мнтре на покое 1597 и 1615. ? Варсонофий перев. из Свенского после 1614. ( Сергий Похвиснев , строит., упом. в мае 1625). Варлаам , 29 дек. 1634. Антоний , в нояб. 1648, в апр. 1652. Александр , в авг. 1659. Митрофан , строит., перев. из Тихоновой Карачевой пустыни, 4 авг. 1660, до 25 июля 1662. Иона , в июле 1662, в мар. 1665, 1667. Варнава , 1664, 69 (sic). Против этих двух архим-тов в подлиннике помечено: «исследовать». Ипполит , в мар. 1670. Варнава , 1673, 74, 76; † 1683. Пафнутий , 1684 и 85. Иларион , 1691–95, 99. Спиридон , в янв., сент. 1700. Леонид , 1705–13. Питирим в 1713 перев. из Брянского Спасского; уволен 7 окт. 1722.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Они находятся в публичной библ., в чертковской, в типографской в в Москве, в библиот. Общества истории.    См. Сопикова 6407. Но он у нас не был в руках. Судя по шестому его изданию в 1802 году, это тот же календарь Аполлоса.    Обзор русск. духов. литерат. Филар. § III.    Кроме сих известны: Новый месяцеслов или полный показатель на весь год празднуемых российскою церковию святых. Москва 1799 г. Изд. 2. Москва 1802 г., Полный христианский месяцеслов, издание Василия Сопикова первое в 1800 г. и второе 1801 г. в Петербурге.    Приложение 3. Т. II.    Древнерусские жития святых стр. 286.    Русские святые. Отделение 3. 1865 г. в конце книги.    Так св. князь Андрей Боголюбский послал для новообретенных нощей св. Леонтия каменный гроб, стр. 10.    Некоторые из них внесены в частные святцы 1794 и 1795 годов, а в синодальные уже в начале настоящего века.    См. Полное жизнеописание святых Грузинской церкви, Сабинина, стр. 145 и 183. Виденный нами один синаксарь XV в. на груз. языке очень близок по сказаниям к историческим святцам, полон именами, а памятями близок к стишному прологу или раньшему его Петрову (в Петербурге у частного лица).    Codex lirurgius T. I. р. 249. 1853.    Они приведены ниже в приложении II Тома.    De Synedriis hebraeorum, 1696 года, стр. 1298 и пр.    Scriptorum Veterum nova collectio Т. V.    Арабско-Египетского календаря, изданного Симоном Грациею, мы не имели.    Вероучение, Богослужение и проч. Коптов. 1856.    Hismoria Aethiopica Iobi Ludolphi Т. II р. 389, издана в 1691 году.    Некоторые памяти сомнительны, ибо не подтверждаются историею.    Воскресн. Чтение 1839. стр. 59.    Это внесено и в славянский пролог 14 ноября о царе Иустиниане.    Издание Данаскина у Ле-Кьена 1712 г. стр. 43, 44.    Bandurii antiq. р. 77.    Allatii. De ecclesiae occident. atque orient. consensione. 1648.    В пространном христианском катихизисе (в четвертой заповеди) считается 13 праздников важнейших с Пасхою, т. е. Пасха и все дванадесятые, без наименования их дванадесятыми.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

133 Монтефиоре Мозес (Моше) Хаим (1784–1885) – один из крупнейших деятелей еврейской общины Лондона, известный благотворитель Иерусалима. Придавая особое значение развитию еврейской колонизации Палестины, посетил Иерусалим семь раз (в 1827, 1839, 1849, 1855, 1857, 1866 и 1875 гг.). В комментируемом документе очевидно имеется в виду приобретенный им участок земли, на котором в 1857 г. была построена ветряная мельница (ныне одна из достопримечательностей Иерусалима), а в 1858–1860 гг. – первый еврейский квартал вне стен Старого города – Мишкенот-Шаананим. Подробнее о Монтефиоре см. в т. 1 настоящего издания. 134 Имеется в виду Парижский мирный договор 1856 г., завершивший Крымскую войну 18531856 гг. Текст трактата: Договоры России с Востоком политические и торговые/Собрал и издал Т.П. Юзефович. М., 1869. Репр.: М., 2005. С. 123–133. 135 Коджа Мустафа Решид Паша (1802–1858) – турецкий дипломат и государственный деятель. Министр иностранных дел в 1837, 1839–1841 и 1845 гг. Шесть раз назначался великим визирем, занимая, с перерывами, эту должность с 1846 г. до 1858 г. 136 Мальцов Иван Сергеевич (1807–1880) – крупный фабрикант, литератор и дипломат. Окончив Благородный пансион Московского университета, поступил в Московский архив Коллегии иностранных дел. Член кружка «Любомудров», сотрудник журнала «Московский вестник». Переведен на службу в КИД в Петербург (1827). Первый секретарь посольства в Персии, возглавлявшегося А. С. Грибоедовым (1828). В 1829 году, во время разгрома русской миссии и убийства А. С. Грибоедова, И. С. Мальцов оказался единственным, кому удалось спастись. В мае 1835 г. назначен членом Общего присутствия Азиатского департамента, а затем членом Совета Министерства иностранных дел. Летом 1835 года И. С. Мальцев состоял при вице-канцлере к. в. нессельроде во время пребывания николая i за границей. в 1855–1864 гг. неоднократно исполнял обязанности товарища министра иностранных дел и даже «временно управляющего» МИД. 137 За дипломатическим эвфемизмом «подвергся болезни» скрывается иная причина неудачи с назначением, изложенная в дневнике архимандрита Порфирия от 15 августа 1857 г. «Этот старик осмеян и устранен от дела Божия в Иерусалиме. Как? Он в первое свидание свое с министром Горчаковым предъявил ему, что поедет в Святый Град только тогда, когда дадут ему в распоряжение не менее 300000 р. на нужды Палестинской Церкви. Такое предъявление показалось министру весьма странным и сразу убедило его, что Поликарп малоумен и потому не может быть начальником Миссии. Под влиянием такого убеждения Горчаков уведомил Синод, что он признает сего архиерея неспособным к делам на Востоке, и просил избрать на место его кого-либо другого» ( Порфирий (Успенский) , епископ. Книга бытия моего. СПб., 1901. Т. 7. С. 89).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

К ряду храмов с несколько упрощенными композициями и декором относятся постройки крепостных архитекторов мосальского купца А. С. Хлюстина - Е. Е. Латышева и И. А. Каширина (ученик имп. АХ): Никольский собор (1806-1818, воссоздан в нач. XXI в.) в Мосальске, ц. Покрова (1809) в дер. Покровское, ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (1808 - 20-е гг. XIX в.) в с. Быстром (все в Мосальском р-не), ц. Св. Троицы (1818) в Троицком (близ Кондрова Дзержинского р-на). Главные объемы, прямоугольные или крестообразные в нижней части, завершены высокими купольными ротондами с венчающей главкой на высоком барабане; 3-ярусные колокольни в каждом ярусе украшены ордерным декором ( Шорбан, Зубарев. 2005). Постройки Ясныгина или архитекторов его круга отличают подчеркнутая монументальность форм основного объема с портиками на боковых фасадах, несущего массивную световую купольную ротонду, пониженные апсида и трапезная; колокольня, как правило, 3-ярусная, завершается чрезвычайно высоким шпилем, напр.: Казанская ц. (1802-1820; утрачены верхние части здания) в г. Людинове, Печерская ц. (10-е гг. XIX в.) в селе Лопатиных Прудки, Казанская ц. (1817) в селе А. А. Долгова Дунине (обе в Медынском р-не), ц. Рождества Пресв. Богородицы (10-е гг. XIX в.- 1823) в усадьбе кн. Козловских Барятино (Борятино, Мещовский р-н). Важной частью архитектуры К. и Б. е. стало масштабное монастырское строительство. В Оптиной Свято-Введенской пуст. возвели ряд сооружений: 3-ярусную колокольню (1801-1804), Казанскую ц. (1805, 1815), больничную церковь с кельями (1809), ограду с башнями (1832-1839); в 1837 г. был значительно расширен Введенский собор 1771 г.; в 20-х гг. XIX в. создан комплекс Иоанно-Предтеченского скита, основанного в 1821 г. (комплекс Оптиной пуст. восстановлен в кон. XX - нач. XXI в.). В формах столичного ампира был построен Крестовский мон-рь (1827-1832, не сохр.) в Калуге. Разрушенный в 1812 г. Никольский Черноостровский мон-рь в Малоярославце был возведен по новому проекту (1825-1839): с высокой колокольней, величественным, близким к центричному в плане 2-этажным собором, жилыми и хозяйственными корпусами (авторство приписывается разным зодчим, в т. ч. А. Л. Витбергу, работы осуществлялись под надзором губ. архит. Н. Ф. Соколова, см.: Днепровский-Орбелиани. 2006. С. 147; комплекс отреставрирован в 90-х гг. XX - нач. XXI в., см.: Там же. С. 148). Было возведено неск. ампирных храмов, близких по формам к образцовым проектам этого времени: Казанская ц. (1824) в с. Грибове (Медынский р-н), ц. вмч. Георгия (1828) в с. Георгиевском на Угре (Юхновский р-н), Спасская ц. в селе помещиков Щепочкиных Кондрове (ныне город, Дзержинский р-н). Особой аскетичностью форм обладает ц. Успения (20-е гг. XIX в.) в с. Богимове (Ферзиковский р-н). В формах столичного ампира с характерным лепным декором по проекту архит. В. П. Стасова была перестроена Никольская ц. нач. XVIII в. (в аварийном состоянии) в усадьбе Полторацких Авчурино (Ферзиковский р-н).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010